ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-ТР (МОР) "СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ЗА 20__ Г.". Постановление. Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России). 30.05.02 130

                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
          ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
          СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-ТР (МОР) "СВЕДЕНИЯ
           О ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ
               С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
                  НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ЗА 20__ Г."

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ

                            30 мая 2002 г.
                                N 130

                                 (Д)

     Государственный комитет  Российской   Федерации   по   статистике
постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемую   Инструкцию   по   заполнению   формы
федерального  государственного статистического наблюдения N 1-ТР (мор)
"Сведения  о  перевозочной  и   другой   деятельности,   связанной   с
осуществлением  транспортного   процесса   на  морском  транспорте  за
20__ г." и ввести ее в действие с отчета за 2002 год.
     2. С   введением   указанной  в  п.  1  настоящего  Постановления
Инструкции признать утратившим силу Постановление  Госкомстата  России
от  26.10.93  N 198 в части утверждения Инструкции по заполнению формы
государственной статистической отчетности N 1-тр (мор).

Председатель
Госкомстата России
                                                           В.Л.СОКОЛИН
30 мая 2002 г.
N 130




                                                            Утверждена
                                                        Постановлением
                                                    Госкомстата России
                                                     от 30 мая 2002 г.
                                                                 N 130

                              ИНСТРУКЦИЯ
          ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
         СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-ТР (МОР) "СВЕДЕНИЯ О
           ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С
               ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА
                    МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ЗА 20__ Г."

                          I. Общие положения

     1. В   настоящей   Инструкции   излагаются   основные  положения,
связанные  с  заполнением  формы  N  1-ТР  (мор),  а   также   порядок
представления этой формы в статистические органы.
     Форма N 1-ТР (мор) федерального государственного  статистического
наблюдения   составляется  юридическими  лицами  независимо  от  формы
собственности, осуществляющими перевозочную, погрузочно - разгрузочную
и   другую  деятельность,  связанную  с  осуществлением  транспортного
процесса на морском транспорте.
     Указанная деятельность  в  соответствии  с Федеральным законом "О
лицензировании отдельных видов деятельности" от  08.08.2001  N  128-ФЗ
может   осуществляться   только  на  основании  лицензий  (специальных
разрешений  на  осуществление  конкретного   вида   деятельности   при
обязательном соблюдении лицензионных требований и условий).
     Эксплуатационные предприятия и  организации  морского  транспорта
общего   пользования   (судоходные   компании  -  пароходства,  порты,
акционерные общества,  созданные на базе предприятий  б.  Департамента
морского  транспорта  Минтранса  России),  управления  морских  путей,
гидрографические   предприятия   (базы),   аварийно   -   спасательные
специализированные  управления,  спасательно - координационные центры,
эксплуатационные отряды аварийно - спасательных подводно - технических
работ;  служба электронавигации и связи, обслуживания флота, инспекции
Российского  Морского  Регистра  Судоходства,  морские   администрации
портов  и  другие  предприятия,  находящиеся в ведении Государственной
службы морского флота Минтранса России, сведения по форме N 1-ТР (мор)
не представляют.
     2. В  адресной  части  формы  указывается   полное   наименование
отчитывающейся    организации    в   соответствии   с   учредительными
документами,  зарегистрированными в установленном порядке,  а затем  в
скобках - краткое наименование.
     По строке "Почтовый адрес" указывается  наименование  территории,
юридический адрес организации с почтовым индексом.
     Кодовая часть   заполняется   отчитывающейся    организацией    в
соответствии   с   общероссийскими   классификаторами   на   основании
информационного письма органов государственной статистики о  включении
предприятия (организации) в Единый государственный регистр предприятий
и организаций.
     3. Форма представляется в сроки и адреса, указанные на бланке.
     4. При  составлении  формы  должна  быть  обеспечена  полнота  ее
заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных. В
случае незаполнения той или иной строки (графы),  ввиду  отсутствия  у
предприятия данного явления, эта строка (графа) прочеркивается.
     5. Форма подписывается руководителем предприятия (организации). В
соответствии  с  Законом  Российской  Федерации "Об ответственности за
нарушение  порядка  представления   государственной   отчетности"   от
13.05.92  N 2761-1 руководители несут административную ответственность
за  непредставление  статистической   отчетности,   нарушение   сроков
представления сведений и искажение отчетных данных.

            II. Заполнение показателей формы N 1-ТР (мор)

     Раздел 1.    Перевозки    грузов,   пассажиров   собственными   и
арендованными судами и погрузочно - разгрузочные  работы,  выполненные
на коммерческой основе
     6. В  этот  раздел   включаются   перевозки   грузов,   перевозки
пассажиров на коммерческой основе,  осуществленные по договору морской
перевозки груза собственными и арендованными или только  арендованными
судами,   оформленные  соответствующими  перевозочными  документами  -
коносаментом,  манифестом, передаточной накладной, по договору морской
перевозки  пассажиров  -  на основании проданных билетов и по договору
фрахтования судна на время (тайм - чартер).
     При этом в объем перевозок включаются:
     перевозки, осуществляемые собственными судами (включая  паромы  и
лихтеровозы);
     перевозки, осуществляемые  судами,  взятыми  в  аренду  у  других
организаций (предприятий);
     буксировки судов и плавучих  средств  (барж,  лихтеров,  катеров,
земснарядов, доков, плавкранов и др.) от мест их постройки или закупки
до портов назначения,  указанных в буксировочном  документе,  а  также
судов, списанных в металлолом;
     вес судов,  списываемых в металлолом,  идущих  своим  ходом,  при
оформлении соответствующих перевозочных документов;
     перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты  назначения,
оформленные перевозочными документами;
     перевозки грузов,  выполненные на учебных судах,  оформляемых как
аренда.
     7. Не подлежат включению перевозки:
     выполненные на судах, сданных в аренду сторонним организациям;
     перевозки, совершаемые внутри акватории порта  и  не  оформленные
перевозочными  документами,  являющиеся  либо дополнительной работой к
основной   транспортной   операции,   либо    работой    служебно    -
вспомогательного флота (доставка воды на суда, принятие льяльных вод с
транспортных судов, доставка снабжения на суда и т.д.);
     перевозки с берега на судно и наоборот, где происходит перегрузка
на рейде.
     8. Перевозки  грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном
соответствии с перевозочными документами,  включая вес тары  груза,  а
также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках, и
отражаются по строкам 110 - 114.
     9. Перевозки,   выполненные   вспомогательными  и  обслуживающими
судами,  подлежат включению в отчет  в  тех  случаях,  если  перевозки
носили   транспортный   характер  и  были  оформлены  соответствующими
перевозочными документами.
     10. Грузооборот  по отправлению отражается по строкам 120 - 124 и
учитывается  путем  перемножения  каждой  отдельной  партии  груза  на
кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом
захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам)  в  одном
направлении и последующего суммирования этих произведений и измеряется
в тонно - милях.
     11. Перевозки   пассажиров   по  отправлению  (стр.  130  -  133)
учитываются по количеству пассажиров и пассажирообороту  (пассажиро  -
милям),  фактически  отправленных  в  отчетном периоде в собственных и
арендованных судах.  Объектом  учета  количества  пассажиров  является
каждая  поездка  одного  пассажира  от  пункта  отправления  до пункта
назначения в одном направлении.
     Пассажирооборот в  пассажиро - милях по отправлению отражается по
строкам  140  -  143  и  определяется  по  каждой  поездке  исходя  из
количества  пассажиров  и  расстояния  перевозки  каждого пассажира от
пункта отправления до пункта назначения путем перемножения  количества
отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира.
     12. Отправление грузов учитывается по видам плавания  (каботажное
и заграничное) и видам перевозок.
     К перевозкам в  каботажном  плавании  относятся  перевозки  между
портами и портопунктами Российской Федерации.
     Перевозки между российскими портами одного и  смежных  бассейнов,
не разделенных по пути следования груза территориальными водами других
государств, относятся к перевозкам в малом каботаже.
     Перевозки между   российскими   портами,  находящимися  в  разных
бассейнах,  разделенных  по  пути  следования  груза  территориальными
водами  иностранных  государств,  относятся  к  перевозкам  в  большом
каботаже.
     К перевозкам   в  заграничном  плавании  относятся  перевозки  со
странами СНГ и с зарубежными странами за пределами СНГ.
     К перевозкам  в  заграничном  плавании  со странами СНГ относятся
перевозки между Россией и странами СНГ и перевозки между  иностранными
портами,  при  которых хотя бы одна из стран отправления принадлежит к
СНГ,  например перевозки из Украины в Англию,  из Украины в Грузию, из
США   в   Грузию   и   наоборот.   В  остальных  случаях  перевозки  в
загранплавании  относятся  к  перевозкам  с  зарубежными  странами  за
пределами   СНГ,   из  них  выделяются  перевозки  грузов  иностранных
фрахтователей.
     Перевозки грузов   иностранных   фрахтователей,  следующих  через
территорию России и предназначенных для иностранных портов, включаются
в общий итог по перевозкам грузов в заграничном плавании.
     13. По строке 150 показывается объем  погруженных  и  выгруженных
грузов  в  суда  (из  судов)  на  собственных  и арендованных причалах
предприятий (организаций) при непременном условии выполнения их силами
и  средствами  порта  по  своим  и  арендованным  судам,  судам других
организаций,  включая суда иностранных владельцев. В объеме погрузочно
- разгрузочных работ отдельно учитываются экспортные и импортные грузы
(стр. 151, 152).
     Объем погрузочно  -  разгрузочных  работ  в  отчете  отражается в
физических тоннах.
     Выполненный объем  погрузочно  -  разгрузочных  работ  по каждому
судну  в  тоннах   должен   соответствовать   объемам,   указанным   в
перевозочных    документах   (коносаменте,   манифесте,   передаточной
накладной).
     В объем погрузочно - разгрузочных работ включаются следующие виды
работ:
     погрузка в  суда и выгрузка из судов сухогрузов и наливных грузов
в таре;
     налив в  суда и слив из судов по варианту "транспорт - транспорт"
наливных грузов;
     погрузка зерна  в  суда  и  выгрузка его из судов через элеваторы
портов  и  клиентуры  при  ответственности  порта  за  организацию   и
производство этих работ силами порта;
     выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в  суда  из  воды;
погрузка леса из плотов в суда;
     выгрузка леса из плотов на берег;
     бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива;
     грузы, не связанные с морским грузооборотом,  при погрузке  их  в
вагоны и другие виды транспортных средств и при выгрузке из них.
     К грузам,  не связанным с морским грузооборотом,  относятся также
экспортные грузы,  прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через
некоторое время снятые с экспорта  и  отправленные  внутрь  страны  не
морским транспортом, при условии оплаты услуг порта грузовладельцем.
     14. В отчет подлежат включению также  погрузочно  -  разгрузочные
работы,  выполненные  на  территории и акватории порта и по выгрузке и
погрузке судов на  причалах  клиентуры  докерами  -  механизаторами  и
привлеченной  рабочей  силой  (не состоящей в списках порта) с помощью
перегрузочных машин  порта  (как  собственных,  так  и  арендованных),
судовых средств либо вручную, при ответственности порта за организацию
и производство этих работ.
     Привлекаемая рабочая  сила  в  этом  случае  должна  работать  по
нарядам порта и оплачиваться портом на  основании  пронормированных  и
протарифицированных нарядов либо по договору.
     15. В случае возврата грузов по форс -  мажорным  обстоятельствам
или  по метеоусловиям объемы грузов учитываются по выгрузке в том виде
плавания, в котором выписан коносамент.
     16. При  возврате  грузов  вследствие аварии судна либо по другой
причине, зависящей от судна или пароходства, выгрузка груза из судна и
повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются:  расходы
относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет пароходства.
     17. Если  груз  не  доставлен в пункт назначения по причинам,  не
зависящим от пароходства,  и по заявлению грузоотправителя оформляется
новая  отправка  по  вновь  составленным  документам со взиманием всех
предусмотренных тарифами  плат  и  сборов,  то  в  пункте  вынужденной
выгрузки  объем  произведенных  работ  засчитывается  по выгрузке и по
погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания.
     18. В  портах,  соприкасающихся с речными бассейнами,  по грузам,
прибывающим  в  порт  речным  путем   и   переотправленным,   даже   с
предварительной  выгрузкой на берег,  морским путем,  физические тонны
учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно,  а по
грузам,  прибывшим  морским путем и переотправленным речным путем,  по
моменту выгрузки из морского судна.
     Вес грузов  в  любых  контейнерах  учитывается с весом контейнера
брутто.
     При распаузке   судна  на  рейде  основного  порта  с  дальнейшей
доставкой груза в этот порт учет осуществляется  только  один  раз  по
выгрузке  на  рейде  (выгрузка  на  причале второй физической тонны не
создает).
     19. Не   подлежат   включению   в   отчет   объемы   внепортовых,
вспомогательных и хозяйственных работ, в том числе:
     работы, выполненные   вне   территории   порта,   за  исключением
перечисленных выше;
     работы на территории порта,  выполняемые по требованиям клиентуры
за дополнительную плату:  штабелирование грузов,  сортировка, вскрытие
грузовых   мест   для  определения  качества  грузов,  перекладка  для
маркировки,  работа по  рыхлению  грузов  (включая  взрывные  работы),
работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и
птицы,  крепление и раскрепление грузов,  очистка судов после выгрузки
из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов;
     работы на  территории  порта,  выполняемые  для  хозяйственных  и
других нужд порта:  очистка и уборка территории, околка льда, выгрузка
из автотранспорта и вагонов грузов,  прибывающих для  хозяйственных  и
строительных нужд порта;
     перелопачивание угля в  целях  предохранения  от  самовозгорания,
киркование соли и руды;
     внутрискладские перемещения грузов;
     землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта.
     Раздел 2. Доходы и затраты от перевозочной и другой деятельности,
связанной   с   осуществлением   транспортного   процесса  на  морском
транспорте на коммерческой основе,  и численность работников,  занятых
этой деятельностью
     20. Данный  раздел  содержит  сведения  о  доходах  (стр.   210),
связанных  с  теми  видами  деятельности,  которые  в  соответствии  с
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от
08.08.2001 N 128-ФЗ подлежат лицензированию:
     по стр. 211 - 213 - с перевозкой грузов;
     по стр. 214 - 216 - с перевозкой пассажиров;
     по стр. 217 - с погрузочно - разгрузочными работами;
     по стр. 218 - с прочими работами.
     К доходам  от  прочих  работ  относятся   доходы,   связанные   с
деятельностью  по  осуществлению  буксировок  морским  транспортом (за
исключением случая,  если указанная  деятельность  осуществляется  для
обеспечения  собственных  нужд  юридического  лица)  и  с сюрвейерским
(обследовательским) обслуживанием морских судов в морских портах.
     Доходы от перевозок грузов, пассажиров, погрузочно - разгрузочных
работ и других видов деятельности отражаются  как  доходы  от  обычных
видов  деятельности,  связанные с выполнением работ,  оказанием услуг.
Эти данные должны быть сопоставимы с данными  строки  010  формы  N  2
бухгалтерского  учета  "Отчет  о  прибылях  и  убытках",  утвержденной
Минфином Российской Федерации 13.01.2000 N 4н.
     Доходы в  заграничном  плавании  в  рублях определяются как сумма
доходов,  полученных от перевозок в заграничном плавании в  рублях,  и
доходов,  полученных  в  загранплавании  в  инвалюте,  пересчитанных в
соответствии с установленным порядком в рубли по действовавшим  курсам
на момент составления отчета.
     21. В затраты  включаются  расходы  отчитывающегося  предприятия,
затрачиваемые  на  перевозку  грузов  и  пассажиров (затраты на оплату
труда,  амортизация основных фондов,  материальные  затраты,  топливо,
ремонт флота, навигационные расходы и др.).
     Расходы в заграничном плавании в рублях  определяются  как  сумма
расходов,   произведенных   в  рублях,  и  расходов,  произведенных  в
инвалюте,  пересчитанных в соответствии  с  установленным  порядком  в
рубли по действовавшим курсам на момент составления отчета.
     В доходы и затраты от перевозок не  должны  включаться  доходы  и
расходы  по  работам,  не  связанным  с  перевозкой  (по перегрузочным
работам, по судам, сданным в аренду, и прочим доходам и расходам).
     При распределении  эксплуатационных  расходов  между  грузовыми и
пассажирскими перевозками рекомендуется руководствоваться следующим.
     Предприятиям, осуществляющим   одновременно  перевозки  грузов  и
пассажиров,  распределение общей суммы расходов между видами перевозок
следует производить или пропорционально доходам, полученным собственно
за перевозку грузов  и  пассажиров,  или  пропорционально  приведенным
тоннаже - суткам, которые определяются суммированием тоннаже - суток и
пассажиро - место - суток в эксплуатации.
     Предприятия, осуществляющие   отдельно  грузовые  и  пассажирские
перевозки, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы,
относящиеся,  соответственно,  к  грузовым  и пассажирским перевозкам.
Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым  расходам,
или  пропорционально  эксплуатационным измерителям работы данного типа
судна.
     22. Среднесписочная  численность  (стр.  240  - 242) показывается
только по работникам,  занятым перевозочной, погрузочно - разгрузочной
и другой деятельностью (без совместителей), связанной с осуществлением
транспортного  процесса  на  морском  транспорте,  и   исчисляется   в
соответствии  с  Инструкцией  по  заполнению  организациями сведений о
численности работников  и  использовании  рабочего  времени  в  формах
федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной
Госкомстатом России от 07.12.98 N 121 по согласованию  с  Минэкономики
России и Минтрудом России.
     Раздел 3. Наличие собственных и арендованных судов на конец года
     23. В  данном  разделе  содержатся  данные  о количестве,  полной
регистровой вместимости, пассажировместимости и дедвейте судов:
     находившихся на балансе предприятия на конец года,  независимо от
их фактического использования  и  технического  состояния,  которые  в
соответствии  с  Кодексом торгового мореплавания должны быть внесены в
Государственный судовой реестр или в судовую книгу одного  из  морских
торговых  или  рыбных  портов  страны  и  иметь  судовые свидетельства
(судовой патент или судовой билет),  удостоверяющие право плавания под
Государственным  флагом  Российской Федерации и право собственности на
судно или пользование им;
     взятых в аренду у других организаций.
     Технические характеристики  судов  показываются   в   отчете   на
основании данных судовых формуляров (технических паспортов).  При этом
в случае наличия нескольких значений вместимости  в  учет  принимается
валовая регистровая вместимость судна, указанная в судовом формуляре.
     Изменение уровня технического состояния  судна  или  эксплуатации
судна в условиях, не соответствующих его основному классу, не является
основанием для  изменения  учетной  валовой  регистровой  вместимости.
Изменение   ее  допускается  только  при  изменении  класса  судна  по
заключению Российского  Морского  Регистра  Судоходства,  а  также  по
судам,  выведенным из системы планово - предупредительного ремонта,  и
оформляется приказом предприятия  -  владельца  судна.  Это  изменение
заносится в судовой формуляр (паспорт) судна.
     24. К транспортным судам (стр.  310) следует относить  самоходные
суда, предназначенные для перевозок различных грузов и пассажиров.
     К грузовым    (стр.    311)    относятся    транспортные    суда,
предназначенные  для  перевозок  различных  грузов.  Грузовые  суда по
назначению подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные.
     Сухогрузные суда    (стр.   312)   используются   для   перевозки
генеральных грузов (отдельными счетными единицами - мешками,  бочками,
контейнерами,  пакетами  и  т.п.),  насыпных  и  навалочных (массовых)
грузов,  леса и лесоматериалов.  Подразделяются они  на  универсальные
(обеспечивающие   транспортировку   различных   грузов,  в  том  числе
навалочных) и специализированные - для перевозки  определенных  грузов
(контейнеровозы, лихтеровозы, автомобилевозы, рефрижераторы, лесовозы,
паромы и прочие).
     Наливные суда  (стр.  313)  предназначены  для  перевозки  жидких
грузов наливом в  емкостях,  оборудованных  в  корпусе  судна.  К  ним
относятся танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, водолеи и др.
     К комбинированным  (стр.  314)  относятся  суда,   обеспечивающие
перевозку  грузов с резко отличающимися транспортными характеристиками
(наливные,  навалочные,  генеральные  грузы).  К  этой  группе   судов
принадлежат нефтерудовозы типа OO, универсальные нефтесухогрузные суда
типа OB, суда типа OBO, PROBO и BORO.
     К пассажирским  относятся  те  суда,  которые  предназначены  для
перевозок  пассажиров  и  их  багажа  на  морских  регулярных  линиях,
внутренних   водных   путях,   а  также  для  отдыха  и  туристических
путешествий.      Пассажирские       суда       имеют       показатель
"пассажировместимость".
     К грузопассажирским  относятся  суда,   имеющие   помещения   для
пассажиров  и  трюмы  для перевозки грузов.  Эти суда имеют показатели
"грузовместимость" и "пассажировместимость".
     К пассажирским и грузопассажирским (стр.  315) относятся те суда,
перевозки  пассажиров  на  которых  разрешены  органами   надзора   за
судоходством.  Суда,  на  которых перевозятся рабочие к месту работы и
обратно, относятся к вспомогательным.
     25. К   нетранспортным   судам   (стр.   320)   следует  относить
промысловые   суда,    исследовательские,    учебные,    служебно    -
вспомогательные, суда технического флота и т.п.
     Суда промыслового флота используются  для  добычи  и  переработки
рыбы,  морского зверя,  моллюсков,  водорослей и т.п. К ним относятся:
добывающие суда,  непосредственно занятые  добычей  объектов  промысла
(траулеры,  сейнеры  и  др.);  добывающе  -  перерабатывающие суда для
добычи и переработки улова; перерабатывающие суда, принимающие улов от
добывающих  судов (для разделки,  заморозки,  производства консервов и
т.д.);  приемотранспортные суда,  доставляющие улов,  полуфабрикаты  и
готовую продукцию из районов промысла на берег, пункты переработки или
рыбные порты.
     Научно -     исследовательские     суда     предназначены     для
систематического научного исследования Мирового океана.  По назначению
они      подразделяются      на     универсальные,     экспедиционные,
океанографические,  гидрографические,  метеорологические,   научно   -
промысловые, биологические, специальные суда различного назначения.
     Учебные суда предназначены для  плавательной  практики  курсантов
морских  учебных  заведений.  В  качестве  учебных  судов используются
парусные и специализированные суда, переоборудованные из транспортных,
научно - исследовательских и рыболовных судов.
     К служебно - вспомогательным относятся суда,  предназначенные для
обслуживания транспортного и технического флота и служб,  организующих
их эксплуатацию.  Эти суда обеспечивают потребности других судов флота
и  выполняют  самостоятельные работы.  К ним относятся следующие суда:
ледоколы,  буксирные,   спасательные,   пожарные,   водолазные,   суда
обеспечения  подводно  -  технических работ,  патрульные,  лоцманские,
обстановочные,    бункеровщики,    плавучие    перегружатели,     суда
перспективной разведки, рыбоохранные и др.
     Суда технического    флота    используются    для    технического
обслуживания  судов,  портового хозяйства и водных путей,  а также для
промышленно - производственных нужд.  К ним относятся:  крановые суда,
плавучие  краны,  плавучие доки,  дноуглубительные снаряды (землесосы,
землечерпалки),  грунтоотвозные шаланды,  суда для очистки  акватории,
кабельные,  лесосплавные,  плавучие буровые установки,  цементировщики
скважин, трубоукладочные, трубозаглубительные, плавучие электростанции
и др.
     Не подлежат учету бортовые плавсредства  (катера  и  баржи  малой
мощности  и  тоннажа,  размещаемые  на  борту  транспортного судна для
рейдовой выгрузки).
     Раздел 4. Наличие собственных грузовых и пассажирских причалов на
конец года.
     26. В  этом  разделе  по  стр.  410  и  430 отражается количество
грузовых   причалов,   находящихся   на    балансе    предприятия    и
предназначенных для безопасного подхода,  швартовки и стоянки судов во
время  погрузки  и  выгрузки  собственных   судов   и   судов   общего
пользования, и пассажирских причалов для посадки и высадки пассажиров,
включая причалы,  предоставленные в пользование сторонним организациям
по  договору.  Причал  подлежит учету,  если он может принять грузовое
судно классом не ниже смешанного "река - море" плавания (длиной 100  -
110 м).
     27. Длина причального фронта  в  погонных  метрах  принимается  в
соответствии  с  данными балансового учета и отражается по стр.  420 и
440.  Длина необорудованных причалов (естественный берег)  в  погонных
метрах  определяется  на основании земельного плана по отводу площадки
для причала.
     Не подлежат   включению   в   сведения   служебные   причалы,  не
предназначенные для производства перегрузочных  работ  и  обслуживания
пассажиров.
     Раздел 5.  Перевозки   грузов   и   пассажиров   собственными   и
арендованными   судами,   выполненные   для  собственных  нужд  (кроме
технологических перевозок).
     28. В  данном  разделе  по  стр.  510 - 540 отражаются сведения о
перевозках  грузов  и  пассажиров,  осуществляемых  для  нужд   самого
предприятия,  которые,  в зависимости от принадлежности к той или иной
отрасли  экономики,  могут  быть  различными:  доставка   необходимого
вспомогательного снабжения,  продуктов питания, топлива, орудий лова и
дополнительной тары (для судов рыбной промышленности), доставка членов
команды на суда, находящиеся на рейде, или к месту их дислокации. Этот
вид деятельности доходов от перевозок грузов и пассажиров не создает.

                              * * *

     С введением в  действие  настоящей  Инструкции  отменяется  ранее
действовавшая   на   территории  Российской  Федерации  Инструкция  по
заполнению формы  государственной  статистической  отчетности  N  1-тр
(мор),  утвержденная  Постановлением  Госкомстата России  от  26.10.93
N 198.

                                                 Управление статистики
                                             услуг, транспорта и связи