ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-ТР (МОР) "СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ЗА 20__ Г." ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 30 мая 2002 г. N 130 (Д) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-ТР (мор) "Сведения о перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте за 20__ г." и ввести ее в действие с отчета за 2002 год. 2. С введением указанной в п. 1 настоящего Постановления Инструкции признать утратившим силу Постановление Госкомстата России от 26.10.93 N 198 в части утверждения Инструкции по заполнению формы государственной статистической отчетности N 1-тр (мор). Председатель Госкомстата России В.Л.СОКОЛИН 30 мая 2002 г. N 130 Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 мая 2002 г. N 130 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-ТР (МОР) "СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ЗА 20__ Г." I. Общие положения 1. В настоящей Инструкции излагаются основные положения, связанные с заполнением формы N 1-ТР (мор), а также порядок представления этой формы в статистические органы. Форма N 1-ТР (мор) федерального государственного статистического наблюдения составляется юридическими лицами независимо от формы собственности, осуществляющими перевозочную, погрузочно - разгрузочную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте. Указанная деятельность в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ может осуществляться только на основании лицензий (специальных разрешений на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий). Эксплуатационные предприятия и организации морского транспорта общего пользования (судоходные компании - пароходства, порты, акционерные общества, созданные на базе предприятий б. Департамента морского транспорта Минтранса России), управления морских путей, гидрографические предприятия (базы), аварийно - спасательные специализированные управления, спасательно - координационные центры, эксплуатационные отряды аварийно - спасательных подводно - технических работ; служба электронавигации и связи, обслуживания флота, инспекции Российского Морского Регистра Судоходства, морские администрации портов и другие предприятия, находящиеся в ведении Государственной службы морского флота Минтранса России, сведения по форме N 1-ТР (мор) не представляют. 2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. По строке "Почтовый адрес" указывается наименование территории, юридический адрес организации с почтовым индексом. Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами на основании информационного письма органов государственной статистики о включении предприятия (организации) в Единый государственный регистр предприятий и организаций. 3. Форма представляется в сроки и адреса, указанные на бланке. 4. При составлении формы должна быть обеспечена полнота ее заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных. В случае незаполнения той или иной строки (графы), ввиду отсутствия у предприятия данного явления, эта строка (графа) прочеркивается. 5. Форма подписывается руководителем предприятия (организации). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной отчетности" от 13.05.92 N 2761-1 руководители несут административную ответственность за непредставление статистической отчетности, нарушение сроков представления сведений и искажение отчетных данных. II. Заполнение показателей формы N 1-ТР (мор) Раздел 1. Перевозки грузов, пассажиров собственными и арендованными судами и погрузочно - разгрузочные работы, выполненные на коммерческой основе 6. В этот раздел включаются перевозки грузов, перевозки пассажиров на коммерческой основе, осуществленные по договору морской перевозки груза собственными и арендованными или только арендованными судами, оформленные соответствующими перевозочными документами - коносаментом, манифестом, передаточной накладной, по договору морской перевозки пассажиров - на основании проданных билетов и по договору фрахтования судна на время (тайм - чартер). При этом в объем перевозок включаются: перевозки, осуществляемые собственными судами (включая паромы и лихтеровозы); перевозки, осуществляемые судами, взятыми в аренду у других организаций (предприятий); буксировки судов и плавучих средств (барж, лихтеров, катеров, земснарядов, доков, плавкранов и др.) от мест их постройки или закупки до портов назначения, указанных в буксировочном документе, а также судов, списанных в металлолом; вес судов, списываемых в металлолом, идущих своим ходом, при оформлении соответствующих перевозочных документов; перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты назначения, оформленные перевозочными документами; перевозки грузов, выполненные на учебных судах, оформляемых как аренда. 7. Не подлежат включению перевозки: выполненные на судах, сданных в аренду сторонним организациям; перевозки, совершаемые внутри акватории порта и не оформленные перевозочными документами, являющиеся либо дополнительной работой к основной транспортной операции, либо работой служебно - вспомогательного флота (доставка воды на суда, принятие льяльных вод с транспортных судов, доставка снабжения на суда и т.д.); перевозки с берега на судно и наоборот, где происходит перегрузка на рейде. 8. Перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары груза, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках, и отражаются по строкам 110 - 114. 9. Перевозки, выполненные вспомогательными и обслуживающими судами, подлежат включению в отчет в тех случаях, если перевозки носили транспортный характер и были оформлены соответствующими перевозочными документами. 10. Грузооборот по отправлению отражается по строкам 120 - 124 и учитывается путем перемножения каждой отдельной партии груза на кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам) в одном направлении и последующего суммирования этих произведений и измеряется в тонно - милях. 11. Перевозки пассажиров по отправлению (стр. 130 - 133) учитываются по количеству пассажиров и пассажирообороту (пассажиро - милям), фактически отправленных в отчетном периоде в собственных и арендованных судах. Объектом учета количества пассажиров является каждая поездка одного пассажира от пункта отправления до пункта назначения в одном направлении. Пассажирооборот в пассажиро - милях по отправлению отражается по строкам 140 - 143 и определяется по каждой поездке исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки каждого пассажира от пункта отправления до пункта назначения путем перемножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира. 12. Отправление грузов учитывается по видам плавания (каботажное и заграничное) и видам перевозок. К перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации. Перевозки между российскими портами одного и смежных бассейнов, не разделенных по пути следования груза территориальными водами других государств, относятся к перевозкам в малом каботаже. Перевозки между российскими портами, находящимися в разных бассейнах, разделенных по пути следования груза территориальными водами иностранных государств, относятся к перевозкам в большом каботаже. К перевозкам в заграничном плавании относятся перевозки со странами СНГ и с зарубежными странами за пределами СНГ. К перевозкам в заграничном плавании со странами СНГ относятся перевозки между Россией и странами СНГ и перевозки между иностранными портами, при которых хотя бы одна из стран отправления принадлежит к СНГ, например перевозки из Украины в Англию, из Украины в Грузию, из США в Грузию и наоборот. В остальных случаях перевозки в загранплавании относятся к перевозкам с зарубежными странами за пределами СНГ, из них выделяются перевозки грузов иностранных фрахтователей. Перевозки грузов иностранных фрахтователей, следующих через территорию России и предназначенных для иностранных портов, включаются в общий итог по перевозкам грузов в заграничном плавании. 13. По строке 150 показывается объем погруженных и выгруженных грузов в суда (из судов) на собственных и арендованных причалах предприятий (организаций) при непременном условии выполнения их силами и средствами порта по своим и арендованным судам, судам других организаций, включая суда иностранных владельцев. В объеме погрузочно - разгрузочных работ отдельно учитываются экспортные и импортные грузы (стр. 151, 152). Объем погрузочно - разгрузочных работ в отчете отражается в физических тоннах. Выполненный объем погрузочно - разгрузочных работ по каждому судну в тоннах должен соответствовать объемам, указанным в перевозочных документах (коносаменте, манифесте, передаточной накладной). В объем погрузочно - разгрузочных работ включаются следующие виды работ: погрузка в суда и выгрузка из судов сухогрузов и наливных грузов в таре; налив в суда и слив из судов по варианту "транспорт - транспорт" наливных грузов; погрузка зерна в суда и выгрузка его из судов через элеваторы портов и клиентуры при ответственности порта за организацию и производство этих работ силами порта; выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в суда из воды; погрузка леса из плотов в суда; выгрузка леса из плотов на берег; бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива; грузы, не связанные с морским грузооборотом, при погрузке их в вагоны и другие виды транспортных средств и при выгрузке из них. К грузам, не связанным с морским грузооборотом, относятся также экспортные грузы, прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через некоторое время снятые с экспорта и отправленные внутрь страны не морским транспортом, при условии оплаты услуг порта грузовладельцем. 14. В отчет подлежат включению также погрузочно - разгрузочные работы, выполненные на территории и акватории порта и по выгрузке и погрузке судов на причалах клиентуры докерами - механизаторами и привлеченной рабочей силой (не состоящей в списках порта) с помощью перегрузочных машин порта (как собственных, так и арендованных), судовых средств либо вручную, при ответственности порта за организацию и производство этих работ. Привлекаемая рабочая сила в этом случае должна работать по нарядам порта и оплачиваться портом на основании пронормированных и протарифицированных нарядов либо по договору. 15. В случае возврата грузов по форс - мажорным обстоятельствам или по метеоусловиям объемы грузов учитываются по выгрузке в том виде плавания, в котором выписан коносамент. 16. При возврате грузов вследствие аварии судна либо по другой причине, зависящей от судна или пароходства, выгрузка груза из судна и повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются: расходы относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет пароходства. 17. Если груз не доставлен в пункт назначения по причинам, не зависящим от пароходства, и по заявлению грузоотправителя оформляется новая отправка по вновь составленным документам со взиманием всех предусмотренных тарифами плат и сборов, то в пункте вынужденной выгрузки объем произведенных работ засчитывается по выгрузке и по погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания. 18. В портах, соприкасающихся с речными бассейнами, по грузам, прибывающим в порт речным путем и переотправленным, даже с предварительной выгрузкой на берег, морским путем, физические тонны учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно, а по грузам, прибывшим морским путем и переотправленным речным путем, по моменту выгрузки из морского судна. Вес грузов в любых контейнерах учитывается с весом контейнера брутто. При распаузке судна на рейде основного порта с дальнейшей доставкой груза в этот порт учет осуществляется только один раз по выгрузке на рейде (выгрузка на причале второй физической тонны не создает). 19. Не подлежат включению в отчет объемы внепортовых, вспомогательных и хозяйственных работ, в том числе: работы, выполненные вне территории порта, за исключением перечисленных выше; работы на территории порта, выполняемые по требованиям клиентуры за дополнительную плату: штабелирование грузов, сортировка, вскрытие грузовых мест для определения качества грузов, перекладка для маркировки, работа по рыхлению грузов (включая взрывные работы), работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и птицы, крепление и раскрепление грузов, очистка судов после выгрузки из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов; работы на территории порта, выполняемые для хозяйственных и других нужд порта: очистка и уборка территории, околка льда, выгрузка из автотранспорта и вагонов грузов, прибывающих для хозяйственных и строительных нужд порта; перелопачивание угля в целях предохранения от самовозгорания, киркование соли и руды; внутрискладские перемещения грузов; землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта. Раздел 2. Доходы и затраты от перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте на коммерческой основе, и численность работников, занятых этой деятельностью 20. Данный раздел содержит сведения о доходах (стр. 210), связанных с теми видами деятельности, которые в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ подлежат лицензированию: по стр. 211 - 213 - с перевозкой грузов; по стр. 214 - 216 - с перевозкой пассажиров; по стр. 217 - с погрузочно - разгрузочными работами; по стр. 218 - с прочими работами. К доходам от прочих работ относятся доходы, связанные с деятельностью по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица) и с сюрвейерским (обследовательским) обслуживанием морских судов в морских портах. Доходы от перевозок грузов, пассажиров, погрузочно - разгрузочных работ и других видов деятельности отражаются как доходы от обычных видов деятельности, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Эти данные должны быть сопоставимы с данными строки 010 формы N 2 бухгалтерского учета "Отчет о прибылях и убытках", утвержденной Минфином Российской Федерации 13.01.2000 N 4н. Доходы в заграничном плавании в рублях определяются как сумма доходов, полученных от перевозок в заграничном плавании в рублях, и доходов, полученных в загранплавании в инвалюте, пересчитанных в соответствии с установленным порядком в рубли по действовавшим курсам на момент составления отчета. 21. В затраты включаются расходы отчитывающегося предприятия, затрачиваемые на перевозку грузов и пассажиров (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.). Расходы в заграничном плавании в рублях определяются как сумма расходов, произведенных в рублях, и расходов, произведенных в инвалюте, пересчитанных в соответствии с установленным порядком в рубли по действовавшим курсам на момент составления отчета. В доходы и затраты от перевозок не должны включаться доходы и расходы по работам, не связанным с перевозкой (по перегрузочным работам, по судам, сданным в аренду, и прочим доходам и расходам). При распределении эксплуатационных расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками рекомендуется руководствоваться следующим. Предприятиям, осуществляющим одновременно перевозки грузов и пассажиров, распределение общей суммы расходов между видами перевозок следует производить или пропорционально доходам, полученным собственно за перевозку грузов и пассажиров, или пропорционально приведенным тоннаже - суткам, которые определяются суммированием тоннаже - суток и пассажиро - место - суток в эксплуатации. Предприятия, осуществляющие отдельно грузовые и пассажирские перевозки, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы, относящиеся, соответственно, к грузовым и пассажирским перевозкам. Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым расходам, или пропорционально эксплуатационным измерителям работы данного типа судна. 22. Среднесписочная численность (стр. 240 - 242) показывается только по работникам, занятым перевозочной, погрузочно - разгрузочной и другой деятельностью (без совместителей), связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте, и исчисляется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Госкомстатом России от 07.12.98 N 121 по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России. Раздел 3. Наличие собственных и арендованных судов на конец года 23. В данном разделе содержатся данные о количестве, полной регистровой вместимости, пассажировместимости и дедвейте судов: находившихся на балансе предприятия на конец года, независимо от их фактического использования и технического состояния, которые в соответствии с Кодексом торгового мореплавания должны быть внесены в Государственный судовой реестр или в судовую книгу одного из морских торговых или рыбных портов страны и иметь судовые свидетельства (судовой патент или судовой билет), удостоверяющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и право собственности на судно или пользование им; взятых в аренду у других организаций. Технические характеристики судов показываются в отчете на основании данных судовых формуляров (технических паспортов). При этом в случае наличия нескольких значений вместимости в учет принимается валовая регистровая вместимость судна, указанная в судовом формуляре. Изменение уровня технического состояния судна или эксплуатации судна в условиях, не соответствующих его основному классу, не является основанием для изменения учетной валовой регистровой вместимости. Изменение ее допускается только при изменении класса судна по заключению Российского Морского Регистра Судоходства, а также по судам, выведенным из системы планово - предупредительного ремонта, и оформляется приказом предприятия - владельца судна. Это изменение заносится в судовой формуляр (паспорт) судна. 24. К транспортным судам (стр. 310) следует относить самоходные суда, предназначенные для перевозок различных грузов и пассажиров. К грузовым (стр. 311) относятся транспортные суда, предназначенные для перевозок различных грузов. Грузовые суда по назначению подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные. Сухогрузные суда (стр. 312) используются для перевозки генеральных грузов (отдельными счетными единицами - мешками, бочками, контейнерами, пакетами и т.п.), насыпных и навалочных (массовых) грузов, леса и лесоматериалов. Подразделяются они на универсальные (обеспечивающие транспортировку различных грузов, в том числе навалочных) и специализированные - для перевозки определенных грузов (контейнеровозы, лихтеровозы, автомобилевозы, рефрижераторы, лесовозы, паромы и прочие). Наливные суда (стр. 313) предназначены для перевозки жидких грузов наливом в емкостях, оборудованных в корпусе судна. К ним относятся танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, водолеи и др. К комбинированным (стр. 314) относятся суда, обеспечивающие перевозку грузов с резко отличающимися транспортными характеристиками (наливные, навалочные, генеральные грузы). К этой группе судов принадлежат нефтерудовозы типа OO, универсальные нефтесухогрузные суда типа OB, суда типа OBO, PROBO и BORO. К пассажирским относятся те суда, которые предназначены для перевозок пассажиров и их багажа на морских регулярных линиях, внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий. Пассажирские суда имеют показатель "пассажировместимость". К грузопассажирским относятся суда, имеющие помещения для пассажиров и трюмы для перевозки грузов. Эти суда имеют показатели "грузовместимость" и "пассажировместимость". К пассажирским и грузопассажирским (стр. 315) относятся те суда, перевозки пассажиров на которых разрешены органами надзора за судоходством. Суда, на которых перевозятся рабочие к месту работы и обратно, относятся к вспомогательным. 25. К нетранспортным судам (стр. 320) следует относить промысловые суда, исследовательские, учебные, служебно - вспомогательные, суда технического флота и т.п. Суда промыслового флота используются для добычи и переработки рыбы, морского зверя, моллюсков, водорослей и т.п. К ним относятся: добывающие суда, непосредственно занятые добычей объектов промысла (траулеры, сейнеры и др.); добывающе - перерабатывающие суда для добычи и переработки улова; перерабатывающие суда, принимающие улов от добывающих судов (для разделки, заморозки, производства консервов и т.д.); приемотранспортные суда, доставляющие улов, полуфабрикаты и готовую продукцию из районов промысла на берег, пункты переработки или рыбные порты. Научно - исследовательские суда предназначены для систематического научного исследования Мирового океана. По назначению они подразделяются на универсальные, экспедиционные, океанографические, гидрографические, метеорологические, научно - промысловые, биологические, специальные суда различного назначения. Учебные суда предназначены для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. В качестве учебных судов используются парусные и специализированные суда, переоборудованные из транспортных, научно - исследовательских и рыболовных судов. К служебно - вспомогательным относятся суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота и служб, организующих их эксплуатацию. Эти суда обеспечивают потребности других судов флота и выполняют самостоятельные работы. К ним относятся следующие суда: ледоколы, буксирные, спасательные, пожарные, водолазные, суда обеспечения подводно - технических работ, патрульные, лоцманские, обстановочные, бункеровщики, плавучие перегружатели, суда перспективной разведки, рыбоохранные и др. Суда технического флота используются для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей, а также для промышленно - производственных нужд. К ним относятся: крановые суда, плавучие краны, плавучие доки, дноуглубительные снаряды (землесосы, землечерпалки), грунтоотвозные шаланды, суда для очистки акватории, кабельные, лесосплавные, плавучие буровые установки, цементировщики скважин, трубоукладочные, трубозаглубительные, плавучие электростанции и др. Не подлежат учету бортовые плавсредства (катера и баржи малой мощности и тоннажа, размещаемые на борту транспортного судна для рейдовой выгрузки). Раздел 4. Наличие собственных грузовых и пассажирских причалов на конец года. 26. В этом разделе по стр. 410 и 430 отражается количество грузовых причалов, находящихся на балансе предприятия и предназначенных для безопасного подхода, швартовки и стоянки судов во время погрузки и выгрузки собственных судов и судов общего пользования, и пассажирских причалов для посадки и высадки пассажиров, включая причалы, предоставленные в пользование сторонним организациям по договору. Причал подлежит учету, если он может принять грузовое судно классом не ниже смешанного "река - море" плавания (длиной 100 - 110 м). 27. Длина причального фронта в погонных метрах принимается в соответствии с данными балансового учета и отражается по стр. 420 и 440. Длина необорудованных причалов (естественный берег) в погонных метрах определяется на основании земельного плана по отводу площадки для причала. Не подлежат включению в сведения служебные причалы, не предназначенные для производства перегрузочных работ и обслуживания пассажиров. Раздел 5. Перевозки грузов и пассажиров собственными и арендованными судами, выполненные для собственных нужд (кроме технологических перевозок). 28. В данном разделе по стр. 510 - 540 отражаются сведения о перевозках грузов и пассажиров, осуществляемых для нужд самого предприятия, которые, в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли экономики, могут быть различными: доставка необходимого вспомогательного снабжения, продуктов питания, топлива, орудий лова и дополнительной тары (для судов рыбной промышленности), доставка членов команды на суда, находящиеся на рейде, или к месту их дислокации. Этот вид деятельности доходов от перевозок грузов и пассажиров не создает. * * * С введением в действие настоящей Инструкции отменяется ранее действовавшая на территории Российской Федерации Инструкция по заполнению формы государственной статистической отчетности N 1-тр (мор), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 26.10.93 N 198. Управление статистики услуг, транспорта и связи |