О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ АПТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 10 июня 2002 г. N 24-05/26400 (Д) Управление МНС России по г. Москве рассмотрело письмо Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития Правительства Москвы от 31.05.2002 N ДПР/2-2/2-253 и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без учитывания в ней налога на добавленную стоимость и налога с продаж. При этом подпунктом 4 пункта 2 статьи 104 НК РФ определено, что налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления. Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растения, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. Данным Федеральным законом также установлено, что лекарственные средства могут производиться, т.е. серийно получаться в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными в установленном порядке (и в этом случае подлежат государственной регистрации и помещению в Государственный реестр лекарственных средств), а также могут изготавливаться аптечными учреждениями по рецептам врачей (и в этом случае согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" не подлежат государственной регистрации и внесению в Государственный реестр). Учитывая изложенное, применение ставок налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, предусмотренное действующим законодательством, распространяется как на стоимость лекарственных средств, произведенных промышленными фармацевтическими предприятиями, зарегистрированных в установленном порядке и помещенных в Госреестр лекарственных средств, так и на стоимость лекарственных средств внутриаптечного изготовления. Согласно пункту 1.4.3 Методических рекомендаций для практических и научных работников N 98/124 "О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно - правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. заместителем Министра здравоохранения РФ от 14.05.98) цена лекарственного средства внутриаптечного изготовления состоит из аптечной стоимости лекарственных ингредиентов, в т.ч. дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта, стоимости аптечной посуды, стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т.п.), а также тарифа за изготовление лекарства. Учитывая изложенное, если при формировании цены на лекарство внутриаптечного изготовления стоимость тары включается в его цену, то налоговая база определяется исходя из общей стоимости изготовленного лекарственного средства с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. При этом статьей 171 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные и уплаченные налогоплательщиком при приобретении им товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные аптечными учреждениями при приобретении тары, использованной в дальнейшем для лекарственных средств внутриаптечного изготовления, подлежат вычету в полном объеме. В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашев |