ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ N 2 К МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ "ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ" (МГСН 4.13-97). Постановление. Правительство Москвы. 26.03.02 202-ПП

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           26 марта 2002 г.
                                N 202

                                (ПРМ)


     На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской
Федерации,  в соответствии с постановлением Правительства Москвы от  7
августа  2001  года  N  717-ПП "О состоянии и дальнейшем развитии сети
городских общественных туалетов в городе Москве" и в целях развития  и
совершенствования  нормативной  базы  проектирования  и  строительства
Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  и  ввести  в  действие  Изменение  N  2  Московских
городских строительных норм  "Предприятия  розничной  торговли"  (МГСН
4.13-97),  утвержденных постановлением Правительства Москвы от 3 марта
1998 года N 155 "Об утверждении Московских городских строительных норм
"Предприятия  розничной торговли" (МГСН 4.13-97)",  в части устройства
общественных туалетов (приложение).
     2. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.


Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
                                                            В.П.Шанцев

                         Правительство Москвы
            система нормативных документов в строительстве
               московские городские строительные нормы

                    ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

                     ИЗМЕНЕНИЕ N 2 к МГСН 4.13-97

                                 2002

                             ПРЕДИСЛОВИЕ



     1. Разработаны МНИИТЭП.
     Авторы -   канд.архитектуры   С.И.Яхкинд   (руководитель   темы),
академик,  архит.  Ю.П.Григорьев,  кандидаты архитектуры И.С.Генкина и
И.П.Васильева, технолог Е.С.Лелюхина.
     2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.
     3. ПОДГОТОВЛЕНЫ    к    утверждению    и    изданию   Управлением
перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры.
     4. СОГЛАСОВАНЫ   ЦГСЭН   по   г.Москве,   УГПС   ГУВД   г.Москвы,
Департаментом потребительского рынка и услуг,  Департаментом поддержки
малого бизнеса,  Мосгосэкспертизой, Департаментом природовользования и
охраны окружающей среды.
     5. ПРИНЯТЫ  И  ВВЕДЕНЫ  в  действие  постановлением Правительства
г.Москвы от   N
     6. ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ   Госстроем   России   письмом  от  20.03.02.
N9-29/197.

                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                            Стр.

       Содержание                                             3
     2. Нормативные ссылки                                    4
     3. Основные положения и общие требования. . . . . . . . .4

  
        Приложение 2. Обязательное. Классификация основных
        типов предприятий розничной торговли (магазинов). . . 6
  
        Приложение 3. Рекомендуемое. Рекомендуемый перечень
        элементов (видов  услуг) дополнительного обслуживания
        покупателей в магазинах . . . . . . . . . . . . . . . 8
  
        Приложение 11. Рекомендуемое. Минимальные площади
        помещений дополнительного обслуживания . . . . . . . 10
  
        Приложение 12. Обязательное. Состав помещений
        продовольственных магазинов  . . . . . . . . . . . . 12
  
        Приложение 13. Обязательное. Состав помещений
        непродовольственных магазинов . . . . . . . . . . . .12


     ИЗМЕНЕНИЕ N2 к  Московским  городским  строительным  нормам  МГСН
4.13-97  "Предприятия розничной торговли" разработано в соответствии с
постановлением  Правительства  Москвы  от  07.08.2001г.  N717-ПП.  При
разработке  Изменения  N2 обобщены и использованы опыт применения МГСН
4.13-97,  а также прогрессивные направления в отечественной и  мировой
практике  проектирования  и строительства предприятий торговли,  в том
числе в части устройства общественных туалетов.

                        2. Нормативные ссылки

     Пункт 2.1.
     Заменить ссылки:
     МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования планировки
и  застройки  Москвы"  на МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования
планировки и застройки Москвы".
     ВСН 62-91*   "Проектирование  среды  жизнедеятельности  с  учетом
потребностей  инвалидов  и  маломобильных  групп  населения"  на  СНиП
35-01-2001"Доступность  зданий  и  сооружений  для маломобильных групп
населения".
     Дополнить ссылкой на МГСН 4.10-97 "Здания банковских учреждений",
разместив его  после  слов  МГСН  4.14-98  "Предприятия  общественного
питания".

               3. Основные положения и общие требования

     Пункт *3.19. Изложить в следующей редакции:
     "Общественные туалеты  для  посетителей  следует  проектировать в
магазинах:
     IН-IVН классификационных  групп из расчета один санитарный прибор
на 600 м2 торговой площади, но не менее двух санитарных приборов;
     IП классификационной  группы из расчета один санитарный прибор на
400 м2 торговой площади, но не менее двух санитарных приборов.

     В магазинах других типов допускается  проектировать  общественные
туалеты  из  расчета  один санитарный прибор на каждые 600 м2 торговой
площади - в непродовольственных магазинах и на каждые 400 м2  торговой
площади  - в продовольственных магазинах,  но не менее двух санитарных
приборов.
     Вход в  помещения  общественных  туалетов следует предусматривать
через шлюз. При этом его следует располагать несмежно с прилавками для
отпуска продовольственных товаров.
     Площадь помещений   общественных   туалетов    для    посетителей
учитывается в площади помещений дополнительного обслуживания.
     Общественные туалеты для посетителей в торговых  центрах  следует
проектировать  для  всего  коплекса  магазин  из  расчета их суммарной
торговой  площади.  Допускается  поэтажное   размещение   общественных
туалетов.
     Туалеты следует проектировать раздельными.
     В общественных  туалетах  следует  предусматривать..."  далее  по
тектсту.
     Примечание к п.*3.19 исключить.

     Примечание 4 к пункту *3.20 изложить в следующей редакции:
     "Данной таблицей  следует  пользоваться  также  при   определении
наибольшей    площадиэтажа    и    этажности   магазинов,   встроенных
(встроенно-пристроенных) в  жилые  здания,  а  также  в  здания  иного
назначения либо пристроенных к ним".

     Пункт *3.29. 4 абзац изложить в следующей редакции:
     "Длину открытой   лестницы   или   пандуса   следует  включать  в
расстояние  от  наиболее  удаленной  точки  пола  торгового  зала   до
эвакуационного выхода (по таб.2). Площадь этих лестницы или пандуса не
следует учитывать в составе площади основных эвакуационных проходов".

     Пункт *3.66. 5 абзац изложить в следующей редакции:
     "Мусоросборную камеру  во   встроенных   (встроенно-пристроенных)
магазинах  не допускается располагать под жилыми комнатамиили смежно с
ними,  а  также  под  помещениями  иного   назначения   с   постоянным
пребыванием людей".
  
     Приложение 2 изложить в следующей редакции:

  
                                                          Приложение 2
                                                          Обязательное
                         КЛАССИФИКАЦИЯ
    основных типов предприятий розничной торговли (магазинов)
 ______________________________________________________________________
| Общая характеристика |Классификационная| Типы магазинов с одинаковым |
|    предприятий       | группа          | соотношение торговых и      |
|                      |                 | неторговых площадей         |
|______________________|_________________|_____________________________|
|          1           |    2            |             3               |
|______________________|_________________|_____________________________|
|                      ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ                               |
|______________________________________________________________________|
| Магазины с           |    IП           | "Универсам" (супермаркет),  |
| универсальным        |                 | "Гипермаркет", "Гастроном", |
| ассортиментом        |                 | "Диетические продукты",     |
|                      |                 | "Продукты"                  |
|______________________|_________________|_____________________________|
| Специализированные   |    IIП          | "Хлеб", "Кондитерский",     |
| магазины с широким   |_________________|_____________________________|
| ассортиментом        |   IIIП          | "Рыба", "Мясо"              |
|                      |_________________|_____________________________|
|                      |    IVП          | "Овощи-фрукты"              |
|______________________|_________________|_____________________________|
| Специализированные   |                 | "Мини-продуктты"            |
| магазины с узким или |    VПП          |(минимаркет), "Соки-джемы",  |
| ограниченным         |                 | "Напитки"                   |
| ассортиментом        |                 |                             |
|______________________|_________________|_____________________________|
|                      НЕПОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ                              |
|______________________________________________________________________|
| Магазины с           |    IН           | "Универмаг", "Детский мир", |
| универсальным        |                 | "Дом торговли"              |
| ассортиментом        |                 |                             |
|______________________|_________________|_____________________________|

                                          Продолжение приложения 2

 ______________________________________________________________________
|          1           |     2           |             3               |
|______________________|_________________|_____________________________|
| Специализированные   |   IIН           | "Товары для новобрачных",   |
| магазины с широким   |                 | "Товары для женщин", "Товары|
| ассортиментом        |                 | для мужчин", "Товары для    |
|                      |                 |молодежи","Товары для детей",|
|                      |                 |"Одежда","Обувь", "Малыш",   |
|                      |                 |"Книжный мир","Мир савода",  |
|                      |                 |"Мир электроники"            |
|______________________|_________________|_____________________________|
| Специализированные   |  IIIН           | "Хозтовары","Бытовая химия",|
| магазины с полным    |                 | "Спорт и туризм",           |
| ассортиментом        |                 | "Бытовая техника"           |
|                      |_________________|_____________________________|
|                      |   IVН           | "Мебель","Стройматериалы"   |
|                      |_________________|_____________________________|
|                      |    VН           | "Галантерея-парфюмерия",    |
|                      |                 |"Фотовары","Часы","Ювелирные |
|                      |                 | изделия","Товары для        |
|                      |                 | ветеранов","Охотник"        |
|______________________|_________________|_____________________________|
| Специализированные   |   VIН           | "Книги", "Цветы","Природа", |
| магазины с узким     |                 | "Семена"                    |
| или ограниченным     |_________________|_____________________________|
| ассортиментом        |   VIIН          | "Комиссионный","Антикварный"|
|______________________|_________________|_____________________________|

     Приложение 3. Изложить в следующей редакции:

                                                          Приложение 3
                                                          Рекомендумое

          РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ (ВИДЫ УСЛУГ)
                   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
                     ПОКУПАТЕЛЕЙ В МАГАЗИНАХ

     Отдел заказов, в том числе комплектация подарочных наборов 1;3)
     Предприятия питания  1;3)
     Раскрой тканей и подшив штор
     Мелкая переделка швейных изделий, купленных в магазине
     Демонстрация новых товаров  1;3)
     Гравировка изделий 3)
     Растяжка обуви и головных уборов
     Организация мест отдыха покупателей 1;3)
     Организация досуга детей  1;3)
     Игровые автоматы, интернет-салон  1;3)
     Аптечный киоск  3)
     Хранение детских колясок  1;3)
     Аудио-, видеозаписи, их прослушивание и просмотр 1;3)
     Пункт приема заказов на  изготовление  кино- и фотопродукции 1;3)
     Выполнение заказов на изготовление кино- и фотопродукции 3)
     Бюро обслуживания покупателей: 1;3)
         доставка товаров на дом;
         прием на хранение вещей и продуктов;
         упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазина;
         заказ такси;
         справочное бюро

     Ксерокопирование; изготовление визиток, брошюровочные работы 1;3)
     Пункт обмена валюты 1;3)
     Туристические агенства 3)
     Транспортные агенства 3)
     Телефонные услуги,   салон  сотовой  связи,  факсимильная  связь,
     почтовые услуги 3)
     Демонстрация и продажа сопутствующих товаров 1)
     Прием заказов на выполнение ремонтно-строительных  или  монтажных
     работ с использованием товаров, приобретенных в различных отделах
     или магазинах 1;3)
     Кулинарный цех по изготовлению пищевой продукции с ее реализацией
     2;3)
     Мелкий ремонт металлоизделий, ювелирные работы, ремонт часов 3)
     Парикмахерская 3)
     Общественные туалеты 1;3)

        1) Виды  услуг,  допускаемые в продовольственных ма газинах (с
     учетом приложения 11).
        2) Виды  услуг,  допускаемые  в  продовольственных магазинах с
     реализацией продукции на площади торгового зала  или  предприятия
     питания в данных магазинах.
        3) Виды услуг, допускаемые в торговых центрах.
        Примечание. Все  виды приведенных услуг,  кроме имеющих ссылку
     2),  допускаются  в  непродовольственных  магазинах   (с   учетом
     приложения 11).
  
     Приложение 11. Изложить в следующей редакции:
  
                                                         Приложение 11
                                                         Рекомендуемое

      МИНИМАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 _____________________________________________________________________
|  Наименование магазина |     Вид услуг             |  Площадь,      |
|   или отдела магазина  |                           |     м2         |
|________________________|___________________________|________________|
|         1              |        2                  |     3          |
|________________________|___________________________|________________|
| "Ткани"                | Раскрой ткани и подшивка  |    12          |
|                        | штор                      |                |
|________________________|___________________________|________________|
| "Одежда"               | Мелкая переделка швейных  |     8          |
|                        | изделий                   |                |
|________________________|___________________________|________________|
| "Головные уборы"       | Растяжка обуви и головных |     6          |
| "Обувь"                | уборов                    |                |
|________________________|___________________________|________________|
| "Товары для детей"     |                           |                |
| "Универмаг"            | Организация досуга детей  |    15          |
| "Универсам"            |___________________________|________________|
| (супермаркет)          |                           |                |
| Гиперимаркет           | Хранение детских колясок  |    10          |
| Торговый центр         |                           |                |
|________________________|___________________________|________________|
| "Универмаг"            | *Аудио-видеозаписи, их    |     6          |
| "Универсам"            | прослушивание и просмотр  |                |
| (супермаркет)          |___________________________|________________|
| Гиперимаркет           | *Туристические агентства  |     6          |
| Торговый центр         |___________________________|________________|
|                        | *Транспортные агенства    |     6          |
|                        |___________________________|________________|
|                        | Организация мест отдыха   |     6          |
|                        | покупателей               |                |
|________________________|___________________________|________________|
|  "Универсам"           | Кулинарный цех по         |в зависимости   |
|  (супермаркет)         | изготовления пищевой      |от ассортимента,|
|  Гиперимаркет          | продукции с ее реализацией|но не менее     |
|  Торговый центр        |                           |   20 м2        |
|________________________|___________________________|________________|
|  "Универмаг"           | *Прием заказов на         |                |
|  "Хозяйственные товары | выполнение                |                |
|  "Строительные         | ремонтно-строительных     |    6           |
|  материалы",           | и монтажных работ с       |                |
|  "Мебель",             | использованием различных  |                |
|  Торговый центр        | товаров, приобретенных в  |                |
|                        | различных отделах магазина|                |
|________________________|___________________________|________________|
|  Все типы              |*Демонстрация новых товаров|    18          |
|  непродовольственных   |                           |                |
|  магазинов,            |___________________________|________________|
|  Торговый центр        |*Демонстрация и продажа    |     8          |
|                        | сопутствующих товаров     |                |
|                        |___________________________|________________|
|                        |*Гравировка изделий        |     3          |
|                        |___________________________|________________|
|                        |*Бюро обслуживания         |     7          |
|                        | покупателей               |                |
|                        |___________________________|________________|
|                        |*Пункт приема заказов на   |                |
|                        | изготовление кино- и      |     3          |
|                        | фотопродукции             |                |
|________________________|___________________________|________________|

                                           Окончание приложения 11
 ________________________________________________________________
|          1             |               2           |     3     |
|________________________|___________________________|___________|
|  Все типы              | Выполнение заказов на     |           |
|  непродовольственных   | изготовление кино- и      |     6     |
|  магазинов,            | фотопродукции             |           |
|  Торговый центр        |___________________________|___________|
|                        |*Ксерокопирование          |     8     |
|                        |___________________________|___________|
|                        | Пункт обмена валюты       |     6     |
|                        |___________________________|___________|
|                        | Общественные туалеты для  |см.п.*3.19 |
|                        | покупателей               |           |
|________________________|___________________________|___________|
|  Все типы              |*Транспортные агентства    |     6     |
|  продовольственных     |___________________________|___________|
|  магазинов,            |*Демонстрация новых товаров|    18     |
|  Торговый центр        |___________________________|___________|
|                        |*Демонстрация и продажа    |     8     |
|                        | сопутствующих товаров     |           |
|                        |___________________________|___________|
|                        |*Бюро обслуживания         |     7     |
|                        | покупателей               |           |
|                        |___________________________|___________|
|                        |*Пункт приема заказов на   |     3     |
|                        | изготовление кино- и      |           |
|                        | фотопродукции             |           |
|                        |___________________________|___________|
|                        |  Пункт обмена валюты      |     6     |
|                        |___________________________|___________|
|                        |  Общественные туалеты для |см.п.*3.19 |
|                        |  покупателей              |           |
|________________________|___________________________|___________|

     Примечание. Виды услуг,  отмеченные  знаком  "*",  допускаются  в
изолированных  помещениях или на площади торговых залов,остальные виды
услуг - только в изолированных помещениях.
     Требования к  пунктам  обмена  валюты  см.  МГСН  4.10-97 "Здания
банковских учреждений"
  
    Приложение 12.  Раздел "ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ" изложить  в  следующей
редакции:
  
  
                                                         Приложение 12
                                                          Обязательное

           СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ
 ________________________________________________________________
|                      |         Состав магазинов                 |
|     Помещения        |       классификационных групп            |
|                      |__________________________________________|
|                      |   IП  |   IIП  |   IIIП  |  IVП  |  VП   |
|______________________|_______|________|_________|_______|_______|
| ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ:  |       |        |         |       |       |
| Торговые залы        |   *   |    *   |    *    |   *   |   *   |
|______________________|_______|________|_________|_______|_______|
| Площади в торговых   |       |        |         |       |       |
| залах или помещения  |       |        |         |       |       |
| для дополнительного  |       |        |         |       |       |
| обслуживания,        |       |        |         |       |       |
| в том числе:         |       |        |         |       |       |
|______________________|_______|________|_________|_______|_______|
| общественные туалеты |   *   |    +   |    +    |   +   |   +   |
|______________________|_______|________|_________|_______|_______|
| для посетителей,     |       |        |         |       |       |
| отдел заказов,       |   +   |    +   |    +    |   +   |   +   |
| предприятия питания и|       |        |         |       |       |
|другие по приложению 3|       |        |         |       |       |
|                      |       |        |         |       |       |
|______________________|_______|________|_________|_______|_______|

     Приложение 13.  Исключить  строку   "общественные   туалеты   для
посетителей" из раздела "СЛУЖЕБНЫЕ И БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ".
     Раздел "ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ" изложить в следующей редакции:

  
                                                         Приложение 13
                                                          Обязательное

            СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ

 _________________________________________________________________
|                      |         Состав магазинов                 |
|     Помещения        |       классификационных групп            |
|                      |__________________________________________|
|                      | IН | II Н | IIIН | IVН | VН | VIН | VIIН |
|______________________|____|______|______|_____|____|_____|______|
| ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ:  |    |      |      |     |    |     |      |
| Торговые залы        | *  |  *   |  *   |  *  | *  |  *  |  *   |
|______________________|____|______|______|_____|____|_____|______|
| Площади в торговых   |    |      |      |     |    |     |      |
| залах или помещения  |    |      |      |     |    |     |      |
| для дополнительного  |    |      |      |     |    |     |      |
| обслуживания,        |    |      |      |     |    |     |      |
| в том числе:         |    |      |      |     |    |     |      |
|______________________|____|______|______|_____|____|_____|______|
| общественные туалеты | *  |  *   |  *   |  *  | *  |  +  |  +   |
|______________________|____|______|______|_____|____|_____|______|
| для посетителей,     |    |      |      |     |    |     |      |
| отдел заказов,       | +  |  +   |  +   |  +  | +  |  +  |  +   |
|предприятия питания и |    |      |      |     |    |     |      |
|другие по приложению 3|    |      |      |     |    |     |      |
|                      |    |      |      |     |    |     |      |
|______________________|____|______|______|_____|____|_____|______|