ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 2 апреля 2002 г. N 346 (ПРМ) Воздушный транспорт является одной из важнейших составляющих коммуникационной системы внешнего транспорта города Москвы, связывающей его с регионами России и зарубежными странами. По мере развития Москвы все более возрастает потребность в использовании авиационных технологий для обеспечения эффективной работы городских служб и жизнедеятельности города. Превращение Московского авиационного узла (МАУ) в современный международный авиатранспортный центр и дальнейшее развитие воздушно-транспортной системы города может дать существенный рост дополнительных поступлений в городской бюджет, способствовать развитию туризма и внешних связей города. В целях обеспечения эффективного развития системы воздушных сообщений, использования современных авиационных технологий для нужд городского хозяйства и повышения безопасности жизнедеятельности города Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года (далее - Концепция), согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Органам исполнительной власти города Москвы при разработке нормативно-правовых актов, программ и планов развития города в части, касающейся воздушно-транспортной системы города Москвы, руководствоваться Концепцией (п.1). 3. Возложить на Управление транспорта и связи Правительства Москвы функции уполномоченного органа Правительства Москвы по координации развития воздушно-транспортной системы города с федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Правительства Москвы, предприятиями и организациями отрасли воздушного транспорта. 4. Принять к сведению, что коллегия Минтранса России приняла решение о создании межведомственного постоянно действующего Координационного совета по развитию аэропортов Московского авиаузла и о продолжении в 2002 году работы над схемой комплексного развития Московского авиаузла на период до 2015 года с участием Правительства Москвы и Правительства Московской области, включая: - подготовку предложений по коренному улучшению экологической обстановки, связанной с эксплуатацией и развитием аэропортов; - урегулирование правоотношений по использованию земель аэропортов московского авиаузла; - установление влияния развития аэропортов на социально-экономическую ситуацию территорий, на которых они расположены; - выработку схем обслуживания авиапассажиров в городе Москве и Московской области и доставки их в аэропорты существующими и перспективными видами транспорта с минимальными затратами времени. 5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы по заявке Управления транспорта и связи Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы предусматривать в планах развития науки и технологий в 2002 - 2004 годах за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на науку, проведение НИОКР по реализации основных направлений развития воздушно-транспортной системы города Москвы, определенных Концепцией (п.1). 6. Возложить на Управление городского заказа Правительства Москвы функции городского инвестора на закупку 10 серийных легких вертолетов для нужд города (3 единицы - в 2003г., 4 - в 2004г. и 3 - в 2005г.). 7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы при формировании инвестиционных программ Правительства Москвы на 2003 - 2005 годы по заявке Управления городского заказа Правительства Москвы предусматривать выделение лимитов капитальных вложений на закупку оборудования в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления. 8. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы: 8.1. Совместно с Москомархитектурой в III квартале 2002 года с участием Министерства транспорта Московской области и ОАО "Московская монорельсовая дорога" подготовить и внести предложения в Правительство Москвы о совершенствовании транспортного сообщения нового международного терминала аэропорта Внуково с городом Москвой с использованием монорельсового транспорта. 8.2. В 2-месячный срок подготовить и внести предложения в Минтранс России по совершенствованию действующего порядка лицензирования и эксплуатации авиалиний с учетом интересов города Москвы и авиапредприятий (авиакомпаний) города. 8.3. По согласованию с Комитетом здравоохранения Москвы, ГУВД г.Москвы, Главным управлением ГО ЧС в г.Москве и Управлением городского заказа Правительства Москвы в 2002 году подготовить и заключить с ОАО "Камов" договор на поставку в 2003 году сертифицированных вариантов легкого вертолета, предназначенных для использования в интересах служб города Москвы (пп.6,7). 8.4. С участием ОАО "Международный аэропорт Внуково" в III квартале 2002 года подготовить и внести предложения в Правительство Москвы о развитии в 2003-2005 годах в аэропорту Внуково услуг для обеспечения деятельности бизнес-авиации и туризма. 8.5. Совместно с Главным управлением ГО ЧС в г.Москве в III квартале 2002 года по согласованию с заинтересованными федеральными органами подготовить и представить на утверждение в установленном порядке Положение о городском реестре объектов наземной авиационной инфраструктуры независимо от их принадлежности, включая аэродромы, вертодромы, вертолетные площадки, площадки для аварийных посадок, а также объекты, подлежащие маркировке в соответствии с установленными правилами. 9. Главному управлению ГО ЧС в г.Москве: 9.1. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства Москвы в 3-месячный срок подготовить и представить в установленном порядке проект распорядительного документа по созданию государственного унитарного авиационного предприятия на базе службы авиационного и инженерного обеспечения вертолетных площадок ГУП города Москвы "Спецпредприятие при Правительстве Москвы". 9.2. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства Москвы, Москомархитектурой, Московским земельным комитетом и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в 2002 году провести инвентаризацию существующих объектов авиационной инфраструктуры города и представить их перечень для включения в городской реестр в установленном порядке (п.8.5). 10. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в первом полугодии 2002 года организовать и провести замеры шумового воздействия и степени загрязнения атмосферного воздуха от воздействия воздушных судов в жилых районах, прилегающих к аэропортам Внуково, Остафьево и Шереметьево, оценить степень риска для населения и принять в установленном порядке меры по приведению указанного воздействия до уровня допустимых санитарно-гигиенических нормативов. 11. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в 2002 году в рамках работы по ведению Экологической карты города Москвы выделить зоны акустического дискомфорта, загрязнения атмосферного воздуха и других негативных воздействий на окружающую среду от воздушно-транспортной системы города Москвы. 12. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы, ежегодно, начиная с декабря 2002 года, представлять в Правительство Москвы доклад о ходе выполнения настоящего постановления. 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 2 апреля 2002 года N 246-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ города МОСКВЫ до 2005 года Содержание: 1. Основные положения. 2. Цели, задачи и принципы развития воздушно-транспортной системы города Москвы. 3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы. 3.1. Поддержка деятельности авиакомпаний и развития авиалиний. 3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла. 3.3 Направления развития рынка реализации авиатранспортных и других сопутствующих услуг. 4. Применение авиационных технологий в городе. 4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в интересах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве. 4.2. Основные направления развития авиационного обеспечения городских служб и применения авиационных технологий. 4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации. 4.2.2. Развитие авиационной инфраструктуры города Москвы в интересах городской авиации и коммерческих перевозок. 4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой. 5. Основные направления деятельности в области охраны окружающей среды, связанные с функционированием воздушно-транспортной системы. 6. Основные мероприятия по реализации Концепции. 1. Основные положения Бурное развитие Москвы за последнее десятилетие, превращение города в один из крупнейших мировых центров бизнеса, науки, культуры, образования и туризма объективно создает необходимость и предпосылки для развития воздушных сообщений. Воздушный транспорт является одним из важнейших элементов коммуникационной системы города, связывающей его как с регионами России, так и с зарубежными странами, и в то же время, как показали события 11 сентября 2001 года в США, - источником повышенной опасности. В общем объеме перевозок магистральными видами транспорта на долю воздушного транспорта в Москве приходится в настоящее время около 20 % всего пассажирооборота и существенная часть грузоперевозок. В структуре авиаперевозок, выполняемых воздушным транспортом, на долю Московского авиаузла (МАУ) приходится более 40 % отправок пассажиров (в том числе в международном сообщении - 75 %) и более 45 % отправок грузов (в том числе более 80 % - международных) от общего объема соответствующих показателей в Российской Федерации. В Москве зарегистрированы и осуществляют свою деятельность наиболее значимые в России авиакомпании: "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Ист-Лайн", "Трансаэро", "Атлант-Союз" и др. В Московском регионе функционирует несколько крупнейших аэродромов и аэропортов страны, в том числе "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". В Москве созданы и действуют системы авиационного обеспечения экстренной медицинской помощи, деятельности правоохранительных органов, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. С развитием Москвы все более возрастает потребность в использовании авиационных технологий для обеспечения эффективной работы городских служб и жизнедеятельности города. Сделав значительный шаг вперед в развитии транспортной инфраструктуры за последнее десятилетие, Москва стоит перед необходимостью комплексного решения ряда задач, связанных с развитием воздушно-транспортной системы и дальнейшим внедрением в жизнь города авиационных технологий. Концепция развития воздушно-транспортной системы городе Москве представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления развития воздушно-транспортной системы города Москвы в интересах городского хозяйства и населения города. Под воздушно-транспортной системой в настоящей Концепции понимается совокупность сложных взаимосвязанных элементов (подсистем), обеспечивающих выполнение авиаперевозок пассажиров и грузов и авиационных работ. В число указанных системообразующих элементов входят: авиапредприятия (авиакомпании), аэропорты (аэродромы, вертодромы) и наземные службы обеспечения полетов (топливо-заправочные комплексы и система обслуживания и ремонта авиационной техники), система организации и управления воздушным движением, система продажи авиаперевозок и другие элементы. Концепция является основой для: - формирования и проведения единой политики городских властей, субъектов хозяйственной деятельности и общественных организаций, населения города в области развития и совершенствования воздушно-транспортной системы Москвы; - разработки и реализации целевых программ развития воздушно-транспортной системы города Москвы; - координации деятельности городских властей с федеральными органами исполнительной власти в области развития воздушного транспорта и использования авиационных технологий; - совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы в области гражданской авиации, затрагивающей интересы города Москвы и ее жителей. Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в области воздушного транспорта и авиационной деятельности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, Устав и законодательство города Москвы. В Концепции отражены проблемы, связанные с состоянием воздушного транспорта, как частью общей системы транспортного комплекса Москвы, использованием авиационных технологий в интересах городских служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по развитию воздушно-транспортной системы города до 2005 года. 2. Цели,задачи и принципы развития воздушно-транспортной системы города Москвы Главными целями развития воздушно-транспортной системы города Москвы являются: - превращение Московского авиационного узла в современный международный авиатранспортный центр, соответствующий геополитическому положению города, удовлетворяющий в наибольшей мере спрос на перевозки пассажиров, грузов, авиационные работы (услуги) и авиационные технологии; - увеличение вклада в экономику Московского региона за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджеты города и области от реализации авиатранспортных и других сопутствующих (туристских) услуг, развития внутреннего и въездного туризма; - повышение доходности, эффективности и безопасности функционирования системы воздушных сообщений и использования в городе авиационных технологий, создание дополнительных, в том числе высококвалифицированных рабочих мест. Достижение этих целей связано с решением следующих основных задач: - содействие дальнейшей интеграции воздушно-транспортной системы города Москвы в международную систему воздушных перевозок и общую систему транспортного комплекса города; - развитие сферы услуг, связанных с функционированием воздушно-транспортной системы города; - проведение политики расширения имущественных прав города в авиационно-транспортной системе и сфере ее обслуживающей; - повышение эффективности использования полномочий города Москвы как акционера открытых акционерных обществ гражданской авиации; - стимулирование разработки и внедрение современных технологий в авиационные системы перевозок и продажи (бронирования) авиатранспортных, других транспортных и сопутствующих услуг, аэропортового обслуживания и другие службы сервиса гражданской авиации; - развитие материальной базы и совершенствование структуры авиационного обеспечения служб города, коммерческих перевозок и авиационных работ. Решение перечисленных выше задач должно осуществляться с учетом следующих основных принципов реализации политики города Москвы: - координация деятельности и согласование разрабатываемых программ и проектов развития воздушно-транспортной системы города с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области и другими субъектами; - согласование с уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирования авиационной деятельности в Московском авиационном узле, интересов Москвы и Московской области при регулировании использования воздушного пространства, рынка авиационных перевозок, аэропортовой деятельности, модернизации авиационной инфраструктуры и другое; - включение проектов развития воздушного транспорта и авиационных технологий в Москве в инвестиционные программы города; - содействие притоку отечественных и зарубежных внебюджетных финансовых средств и других ресурсов в развитие воздушно-транспортной системы города; - всемерная поддержка авиакомпаний, предприятий и организаций города Москвы, других регионов России и зарубежья, деятельность которых способствует росту объемов авиационных и других видов перевозок, развитию туризма, увеличению налоговых поступлений в бюджет города и созданию дополнительных рабочих мест; - обеспечение экологической безопасности города, связанной с авиационной деятельностью в Московском авиационном узле, в том числе обеспечение экологических требований охраны окружающей среды, благоприятных условий проживания населения, а также социальной защиты населения, подверженного негативному воздействию различных факторов авиационной деятельности. Вышеуказанные цели и задачи, а также принципы реализации политики органов исполнительной власти города Москвы, определяют основные направления развития воздушно-транспортной системы. Степень достижения и реализации поставленных целей и задач развития воздушно-транспортной системы города Москвы будет зависеть от координации усилий всех заинтересованных субъектов государственной власти - федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области. С учетом мирового опыта деятельности региональных властей в области развития воздушных сообщений основными направлениями деятельности органов власти заинтересованных субъектов федерации - Москвы и Московской области будут являться: - участие в развитии инфраструктуры, обеспечивающей современный уровень качества в обслуживании потребителей авиатранспортных услуг, включая агентское, банковское, страховое и другие виды обслуживания; - участие в управлении и развитии аэропортов МАУ; - обеспечение результативности принятых форм защиты прав потребителей авиационных услуг; - участие в обеспечении безопасности авиаперевозок, предотвращении террористических актов на воздушном транспорте; - создание механизма экологической защиты населения и окружающей среды от неблагоприятных факторов авиационной деятельности. 3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы и связанной с ней сферы 3.1 Поддержка деятельности авиакомпаний и развития авиалиний. В настоящее время Москва связана более чем 200 регулярными авиалиниями с городами Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья. Указанная сеть маршрутов обеспечивает постоянное воздушное сообщение Москвы с административными центрами и крупными городами России, СНГ и других стран.В то же время практически нарушена существовавшая ранее система местных воздушных линий, связывавшая Москву с областными центрами и городами соседних регионов. Существующие авиалинии эксплуатируются российскими и иностранными авиакомпаниями. 80 % объема авиаперевозок выполняется российскими предприятиями-авиаперевозчиками. В Москве зарегистрировано 45 авиакомпаний, осуществляющих свою деятельность на рынке авиационных перевозок. Имеет место тенденция к перераспределению объемов перевозок на Московском рынке в пользу региональных авиакомпаний. В том числе, передача региональным авиаперевозчикам ряда наиболее доходных маршрутов из аэропортов Московского авиаузла, не связанных с местом их базирования. Хотя вопрос лицензирования авиалиний относится к ведению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Минтранса России, он непосредственно связан с региональными интересами, так как определяет направление поступления доходов от эксплуатации авиалиний и потребность в количестве рабочих мест. Спрос на пассажирские авиаперевозки в МАУ удовлетворяется. В то же время возникает сезонное превышение спроса на некоторых направлениях, не обеспеченное возможностями авиаперевозчиков, что связано, в первую очередь, с их ограниченными провозными емкостями. Более динамичными темпами, по сравнению с пассажирскими, развиваются грузовые авиаперевозки, имеющие важное значение для развития международных и внутренних экономических связей Москвы. Наиболее значимой общей проблемой авиакомпаний, обеспечивающих авиасообщения города, также как и других российских авиаперевозчиков, является проблема обновления парка воздушных судов. Основными направлениями участия города в развитии системы воздушных сообщений в области деятельности предприятий-авиаперевозчиков являются: - содействие развитию системы воздушных сообщений города Москвы с административными центрами и городами других регионов и стран; - участие в совершенствовании системы государственного регулирования рынка воздушных сообщений Москвы и поддержка московских авиакомпаний при лицензировании авиалиний; - поддержка московских авиакомпаний, осуществляющих обновление парка воздушных судов и участие в государственной программе лизинга отечественной авиатехники; - содействие созданию объединений (альянсов) отечественных и зарубежных авиакомпаний, позволяющих обеспечивать условия для удовлетворения сезонных колебаний спроса на авиаперевозки и увеличения трансферных, в том числе международных перевозок. 3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла. Важнейшая составляющая системы воздушных сообщений Москвы - аэропорты Московского авиационного узла, к которым относятся Шереметьево, Внуково, Домодедово и Быково. Комплексная оценка современного состояния указанных элементов дана в "Схеме комплексного развития Московского авиаузла до 2015г.", разработанной в 2001 году по заданию Правительства Российской Федерации. В соответствии с этим, существующие основные технологические мощности аэропортов обеспечивают фактический объем авиаперевозок, однако используются нерационально. При недозагруженности аэродромных и аэровокзальных комплексов аэропортов Внуково и Домодедово в аэропорту Шереметьево они функционируют на пределе своих возможностей. При комплексном подходе имеющиеся 7 взлетно-посадочных полос Московского авиаузла обеспечивают сложившуюся интенсивность полетов, а также расчетное количество взлетно-посадочных операций на средне-срочную перспективу (до 2015г.). Строительство новых взлетно-посадочных полос в аэропортах МАУ в этот период не требуется. Пассажирские комплексы аэропортов (кроме аэропорта Домодедово) требуют как увеличения действующих мощностей (Шереметьево, сектор МВЛ во Внуково), так и проведения неотложных работ по модернизации с целью коренного повышения уровня сервиса, связанного с обслуживанием пассажиров. Все аэропорты МАУ обладают резервными мощностями по обслуживанию грузовых авиаперевозок. Существующая транспортная инфраструктура не обеспечивает доставку авиапассажиров из Москвы в аэропорты и транзитные перевозки между аэропортами с минимальными затратами времени. Недостаточная пропускная способность Ленинского проспекта, Киевского шоссе, Каширского шоссе, Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе приводит к чрезмерному осложнению дорожной обстановки, задержкам автотранспорта в пути и несвоевременному прибытию в аэропорты. Сравнение общих пассажиропотоков и совокупного количества взлетно-посадочных операций аэропортов города Москвы с другими крупными городами мира показывает, что они значительно уступают не только аналогичным городским аэропортовым системам, но и входящим в них отдельным аэропортам. Москва, занимая выгодное геополитическое положение на межконтинентальных трассах Европа - Тихоокеанский регион и Северная Америка - Азия фактически не использует свой потенциал крупного международного транзитного узла. Доля транзитных пассажиров от общего их количества в аэропортах МАУ составляет не более 5%, в то время как в аэропортах Франкфурта, Амстердама, Парижа и других городов Западной Европы она превышает 40%. Завершенная в настоящее время федеральными органами оценка технических возможностей развития аэропортов и наиболее рационального использования имеющихся мощностей определила общую стратегическую перспективу МАУ, которая предполагает сохранение в эксплуатационном состоянии всех аэропортов Московского авиаузла, а также развитие аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево, исходя из роста объемов перевозок и интенсивности движения воздушных судов. При этом ограничиваются в существующих объемах пассажирские и грузовые перевозки в аэропорту Быково. Имеющиеся резервные мощности и перспективы дальнейшего развития основных аэропортов МАУ - Внуково, Домодедово и Шереметьево позволяют ограничить коммерческие перевозки с использованием аэродромов государственной и экспериментальной авиации, а также аэродромов совместного базирования, и, в первую очередь, оказывающих неблагоприятное экологическое воздействие на жилые районы. К числу последних относится аэропорт Остафьево, развитие которого соответствует лишь корпоративным интересам. При этом основным принципом дальнейшего развития аэропортов МАУ должен стать комплексный подход, предполагающий рассмотрение всех аэропортов как элементов единой авиационной системы и предусматривающий рациональное использование всех имеющихся мощностей. Реализация этого принципа в условиях, когда аэропорты МАУ представляют собой самостоятельные предприятия, осуществляющие независимую хозяйственную деятельность и конкурирующие друг с другом, практически невозможна. Аэропорты МАУ по своему статусу и территориальной принадлежности затрагивают экономические интересы трех субъектов государственной власти - Российской Федерации, города Москвы и Московской области. Каждый из них действует исходя из своих интересов, не имея общей согласованной программы. Задачи комплексного развития аэропортов МАУ, превращение его в транзитный узел мирового значения, в чем непосредственно заинтересованы как федеральные, так и региональные власти, невозможен без гармонизации и согласования интересов всех сторон. От решения этого вопроса зависит как достижение самой цели развития МАУ, так и темпы продвижения к ней. Превращение аэропортов МАУ в единый функциональный комплекс с одной управляющей компанией, находящейся под контролем федеральных и региональных властей, и наделенной полномочиями управлять всем имуществом и землей всех аэропортов, проводить единую коммерческую политику, обеспечивающую получение максимального экономического эффекта, является определяющей целью политики Правительства Москвы в отношении развития Московского авиационного узла. Важнейшим этапом и механизмом достижения этой цели может стать создание по решению Правительства Российской Федерации ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Кроме того, реализации данной цели будет способствовать создание постоянно действующего единого консультативного органа трех властей (Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы и Правительства Московской области), который обеспечит координацию действий субъектов власти в отношении развития аэропортов и связанных с ними проблем территорий. Наряду с достижением этой цели, основными направлениями политики города Москвы в отношении модернизации, развития и совершенствования аэропортов и аэропортовой деятельности являются: - обеспечение быстрого, надежного транспортного сообщения аэропортов с Москвой, Московской областью и между собой, а также улучшение транспортного обслуживания авиапассажиров; - содействие развитию неавиационной деятельности в аэропортах и увеличению доли их доходов за счет указанной сферы; - решение совместно с федеральными и региональными властями и администрациями аэропортов проблем в области экологии, связанных с функционированием аэропортов; - участие в модернизации и создании новых технологических комплексов в аэропортах; - содействие созданию на базе МАУ крупного транзитного узла (хаба) обеспечивающего удобные стыковки рейсов для потребителей авиатранспортных услуг по основным направлениям авиаперевозок; - создание благоприятных условий для деятельности аэропортов, способствующих увеличению объемов перевозок авиапассажиров, грузов и почты, повышению уровня безопасности авиаперевозок; - создание инфраструктуры, развитие системы услуг и формирование благоприятных условий для функционирования бизнес-авиации. Основными направлениями и формами реализации перечисленных выше задач являются: в области развития инфраструктуры транспортного сообщения города с аэропортами и между аэропортами: - повышение пропускной способности существующих автомобильных маршрутов путем реконструкции дорог и строительства транспортных сооружений в соответствии с городской и областной программами дорожно-мостового строительства; - строительство новых автомагистралей на направлениях, не обеспечивающих требуемую интенсивность автомобильного сообщения; - перераспределение пассажирских потоков и снятие части существующей нагрузки на автомобильные маршруты путем развития других современных видов транспорта (железнодорожный, монорельсовый и др.) и использования новых технологий регистрации пассажиров на конечных точках маршрутов в городе с последующей доставкой непосредственно к борту воздушного судна. Непосредственными задачами развития транспортного сообщения с аэропортами города являются: к аэропорту Внуково: - реконструкция Киевского шоссе от совхоза "Московский" до "Внуково" с расширением магистрали до 4 полос в одном направлении; - расширение Боровского шоссе от поселка "Рассказовка" до "Внуково" до 3 полос движения; - строительство транспортных сооружений на Ленинском проспекте; - создание скоростной монорельсовой транспортной системы; к аэропорту Шереметьево: - расширение Ленинградского шоссе до поворота на Шереметьево-2 до 4 полос движения в каждом направлении со строительством транспортных сооружений; - строительство магистрали Останкино - Химки в Москве и обходе г.Химки до МКАД на 3 - 4 полосы движения в каждом направлении; - создание скоростной железнодорожной транспортной системы, соединяющей аэропорт Шереметьево с Москвой; к аэропорту Домодедово: - реконструкция транспортных сооружений на Каширском шоссе в пределах города; - повышение пропускной способности железнодорожного сообщения на направлении Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово путем модернизации существующей и создания новой инфраструктуры. Улучшение транспортного сообщения между аэропортами и создание условий для превращения МАУ в узловой "хаб" может быть достигнуто: - на первом этапе - за счет увеличения протяженности создаваемой транспортной системы Москва - Шереметьево до аэропортов Внуково и Домодедово; - в последующем путем - создания прямых маршрутов (вне городских агломераций), связывающих аэропорты между собой, на основе новых видов транспорта (монорельсовый и др.). Комплексное решение указанных задач в области развития транспортной инфраструктуры, требующих привлечения значительных инвестиций, может быть реализовано при условии консолидированного участия в их решении федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области, а также средств бюджетов соответствующих уровней. В области создания благоприятных условий для деятельности аэропортов: - создание льготных режимов землепользования для аэропортов, включая привокзальные площади; - резервирование земель, обеспечивающих перспективное развитие аэропортов в соответствии с их генеральными планами. В области развития технологических комплексов аэропортов: - участие совместно с аэропортами в создании новых и модернизации существующих объектов, относящихся к сфере обслуживания пассажиров, включая аэровокзальные комплексы, паркинги, отели и другие объекты службы сервиса; - развитие существующих и создание новых комплексов бизнесавиации, включая пассажирские терминалы, комплексы технического обслуживания воздушных судов деловой авиации и другое; - создание инфраструктуры и развитие технологий выполнения операций по регистрации пассажиров, обработке багажа и доставки пассажиров современными видами транспорта. 3.3. Направления развития рынка реализации авиатранспортных и других сопутствующих услуг. В Москве за последнее десятилетие создано и активно действует значительное количество структурных системообразующих элементов, необходимых для обеспечения рынка реализации авиаперевозок, включая широкую сеть агентств, осуществляющих бронирование и продажу авиаперевозок, автоматизированные системы бронирования (АСБ) и информационно-справочные системы, Транспортная клиринговая палата (ТКП), обеспечивающая функционирование систем статистики, расписания, тарифов и взаиморасчетов по проданным авиаперевозкам между агентами и авиакомпаниями России и стран СНГ. Количество действующих в Москве специализированных агентств, а также туристических агентств, осуществляющих продажу регулярных и чартерных авиаперевозок, практически полностью удовлетворяют имеющийся спрос на данные услуги, как по внутренним, так и по зарубежным авиасообщениям. Однако не все пункты продажи оснащены современным оборудованием, рядом агентств осуществляется продажа в местах, не приспособленных для этого, допускаются нарушения правил оформления бланков авиабилетов и т.д. Недостаточен контроль за деятельностью пунктов продажи в городе Москве. Проблемы указанного сегмента рынка авиатранспортных услуг находятся, прежде всего, в сфере технологий продаж, не в полной мере соответствующих международным стандартам, и связаны с недостаточным уровнем развития российских систем бронирования, их слабой совместимостью между собой. Действующие на рынке механизмы защиты прав его участников направлены, в основном, на обеспечение гарантий авиаперевозчикам, в меньшей степени агентствам и фактически никак не защищают интересы потребителя - пассажира. Устанавливаемые многими авиакомпаниями на внутренних рейсах низкий временной интервал между бронированием и продажей авиабилетов фактически не дает возможности использовать услугу предварительного бронирования. Недостаточная информационная доступность действующих схем построения тарифов авиакомпаний фактически лишает потребителя возможности эффективного и удобного выбора при приобретении авиаперевозок. Одной из главных задач дальнейшего развития рынка продажи авиатранспортных услуг является создание отечественной авиационной распределительной системы бронирования (АРС), построенной по международным принципам и технологиям, заложенным в ведущих зарубежных системах аналогичного класса. Ввод в действие такой системы может существенно расширить возможности потребителей авиатранспортных услуг, обеспечить защиту информационной безопасности страны, а также способствовать предотвращению террористических актов. Перспективными направлениями развития рынка продажи авиаперевозок являются также использование Интернет-технологий, позволяющих потребителю (пассажиру) получить информацию о расписании авиарейсов, осуществлять заказ и бронирование авиабилетов в любое время суток в он-лайновом режиме, осуществление продажи электронных авиабилетов и использование электронных расчетов. Несмотря на определенные достижения, на рынке авиаперевозок, фактически, отсутствует организованный рынок бронирования и продажи грузовых перевозок, а чартерные перевозки осуществляются без контроля перевозимых пассажиров и оплаты, что в современных условиях может нанести безопасности страны серьезный урон. Дальнейшее развитие рынка реализации авиатранспортных услуг в городе Москве должно предусматривать: - совершенствование и развитие технологий реализации авиатранспортных услуг (в том числе с использованием Интернета), внедрение международных стандартов и технологий в практику функционирования систем бронирования и продажи, расписания, тарифов и взаиморасчетов за проданные перевозки; - расширение спектра предоставляемых услуг для потребителей: возможность бронирования и продажи наряду с авиаперевозками смешанных и трансферных перевозок, а также других сопутствующих (включая туристские) услуг на базе создания полнофункциональной распределительной системы бронирования и системы взаиморасчетов по проданным услугам; - развитие информационно-справочных услуг в области авиаперевозок, смешанных перевозок, туристских услуг, созданием единого информационного бюро; - развитие сферы туристских и других сопутствующих услуг для прибывающих и транзитных пассажиров; - создание эффективной системы контроля за деятельностью системы продажи комплексных авиатранспортных, других транспортных и туристских услуг; - создание и ведение единой базы данных бронирований и продаж для обеспечения информацией правоохранительных, фискальных и других компетентных органов; - развитие технологий электронных расчетов в системе продажи авиаперевозок, обеспечивающих пассажиру упрощение процедуры документального оформления покупки авиабилета; - создание системы гарантий и обеспечение защиты прав потребителей авиатранспортных и других сопутствующих (туристских) услуг; - создание и развитие организованного рынка бронирования и продажи грузовых авиаперевозок, включая разработку и внедрение современных вычислительных систем и информационных технологий. Для решения вышеперечисленных задач необходимо: - способствовать внедрению на рынке авиаперевозок авиационной распределительной системы бронирования и созданию на ее основе полнофункциональной распределительной системы, обеспечивающей упорядочение процессов бронирования и продажи авиаперевозок и других сопутствующих услуг, контроль за функционированием системы продажи, защиту прав потребителей авиатранспортных услуг, возможность создания эффективной системы информационной безопасности и предотвращения террористических актов; - разработать и внедрить на основе существующей системы взаиморасчетов на воздушном транспорте систему взаиморасчетов по комплексным транспортным и туристским услугам; - разработать и внедрить систему стимулирования предприятий и организаций, обеспечивающих применение современных методов, технологий и вычислительных средств для бронирования и продажи авиаперевозок, информирования и взаиморасчетов; - обеспечить согласованное участие и привлечение в сферу продажи авиаперевозок различных видов современных технологий сервиса, включая информационные, банковские и страховые. Учитывая большое значение для авиатранспортного процесса систем бронирования и продажи авиаперевозок, расписания, тарифов и взаиморасчетов, участие Москвы в создании и развитии указанных систем является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики города. 4. Применение авиационных технологий в городе 4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в интересах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве. Опыт развития крупнейших городов-мегаполисов мира свидетельствует о широком использовании авиации и авиационных технологий в интересах муниципальных служб и обеспечения жизнедеятельности города. В США и Западной Европе существуют развитые воздушно-транспортные системы, включающие десятки владельцев-эксплуатантов,крупные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значительную часть составляют частные. Эти системы развиваются в соответствии с планами городов и регионов. При общей тенденции к ограничению деятельности крупных аэропортов, находящихся внутри мегаполисов, и выводу их за пределы городской черты, активно развивается инфраструктура вертодромов и вертолетных площадок. Вертолетный транспорт - важная отрасль городского хозяйства этих стран. Использование вертолетов значительно повышает эффективность работы городских служб и транспортных коммуникаций. Сферы применения вертолетов в крупных городах и густонаселенных регионах достаточно разнообразны и условно разделяются на два основных направления: в интересах городских и федеральных служб и в коммерческих целях. При этом значительный процент от общего объема коммерческих перевозок составляют корпоративные и туристические полеты. Основными преимуществами применения вертолетов в условиях крупного города являются: - скорость перемещения, позволяющая существенно экономить время, которое является самым важным фактором при проведении спасательных, медико-эвакуационных, противопожарных работ, совершения деловых поездок; - способность одинаково успешно совершать посадки как на аэродромы и на специально предназначенные для этого небольшие площадки, так и на совершенно не оборудованные для этих целей участки; - отсутствие необходимости в выделении больших участков земли при создании необходимой инфраструктуры. Координация всех действий по развитию авиационной инфраструктуры осуществляется органами городского управления. Вертолетные площадки, предназначенные для муниципального использования, имеют, в основном, медицинскую специализацию. Их строительство и эксплуатация осуществляется за счет городских средств, средств страховых компаний и медицинских учреждений, средств различных общественных организаций и частных лиц. Большая часть вертолетных площадок, расположенных в крупных городах мира, предназначена для коммерческого использования. Городские вертодромы, предназначенные для совместного использования, как правило находятся в муниципальной собственности и сдаются в аренду управляющим компаниям. Москва, как один из крупнейших городов мира, объективно испытывает необходимость решения ряда проблем, свойственных мегаполисам. Среди них потребность в повышении оперативности реагирования городских служб (в первую очередь, правоохранительных, аварийно-спасательных, противопожарных, экстренной медицинской помощи и др.) в условиях ограниченной пропускной способности автомагистралей и, как следствие, затрудненного дорожного движения, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, высокая плотность населения и большое количество функционально взаимосвязанных между собой объектов, значительно повышают опасность последствий техногенных аварий, что вызывает необходимость осуществления постоянного мониторинга окружающей среды, инженерных и иных технических систем и коммуникаций. Использование авиационных средств (и в первую очередь вертолетов) дает возможность решения перечисленных выше проблем. В условиях плотной городской застройки вертолеты имеют преимущество перед другими средствами в проведении ряда специальных работ и, в первую очередь, строительно-монтажных, а также в качестве транспортного средства для доставки пассажиров и грузов. В настоящее время в Москве действует система авиационного обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстренной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города. В то же время практически не развита система транспортных пассажирских перевозок и воздушного туризма. Общее количество вертолетовылетов за период 1997-2001 гг. составило более 6000. Свыше 80% летного ресурса израсходовано в целях оказания экстренной медицинской помощи, обеспечения правоохранительной деятельности и проведения инженерного и экологического мониторинга. Для организации, планирования и методического обеспечения выполнения полетов созданы специальные подразделения в соответствующих городских службах. Сравнение результатов развития и применения авиационных технологий в Москве, основанных на использовании вертолетного транспорта, с другими крупными городами мира показывает значительное отставание в этой области. Масштабы применения авиационных технологий в Нью-Йорке, Париже и других крупных городах мира в десятки раз превышают достигнутый в Москве уровень как по интенсивности выполнения полетов, так и по количеству вертолетной техники и организаций, осуществляющих ее применение и эксплуатацию. На такой же порядок отличаются созданные в городах сети оборудованных вертолетных площадок. Значительно выше в зарубежных мегаполисах уровень функционального развития строительства вертолетных площадок, использующего для их оборудования крыши зданий и другие специальные сооружения. В целях дальнейшего развития авиационных технологий в интересах городского хозяйства и жизнеобеспечения города, его воздушно-транспортной системы необходимо решение трех основных задач: - развитие авиационной техники и насыщение парка городской авиации легкими вертолетами, обеспечивающими решение специальных задач в интересах городских служб, коммерческих перевозок и авиаработ; - развитие городской авиационной инфраструктуры, включающей вертодромы и вертолетные площадки; - организация безопасного использования воздушного пространства над городом. При этом использование авиационных технологий в городе может осуществляться при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических норм охраны окружающей среды. 4.2 Основные направления развития авиационного обеспечения городских служб и применения авиационных технологий 4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации. Одной из основных проблем использования авиационных технологий в городе является отсутствие легких вертолетов. Практически соответствуют требованиям, предъявляемым к типоразмеру авиатехники, лишь вертолеты ВО-105 и ВК-117 производства фирмы "Еврокоптер", используемые в системе экстренной медицинской помощи МЧС России. Другие сферы деятельности, в которых могли бы успешно применяться подобные вертолеты, обеспечиваются отечественной вертолетной техникой среднего класса (Ка-32, Ми-8). В результате не только сужаются возможности использования вертолетов в условиях города (повышенные требования к размерам и оборудованию вертолетных площадок), но и существенно ухудшаются экономические показатели ввиду высоких эксплуатационных расходов применяемой отечественной авиатехники. Зарубежные вертолеты имеют значительно лучшие ресурсные и топливные характеристики и в результате почти вдвое ниже стоимость эксплуатации по сравнению с используемыми городскими службами в Москве вертолетами Ка-32А и Ми-8. Модернизация парка вертолетной техники для города должна быть ориентирована преимущественно на использование вертолетов легкого класса, создаваемых отечественной авиационной промышленностью. Эти вертолеты должны быть приспособлены для применения в городских условиях, оборудованы специальным снаряжением, просты и дешевы в эксплуатации. В соответствии с потребностями города (на расчетную перспективу до 2005 года) вертолетный парк для решения задач в интересах городских служб должен включать: - 10 вертолетов легкого класса; - 3 - 4 вертолета среднего класса; - 1 - 2 вертолета тяжелого класса. Опыт организации эксплуатации вертолетов в рамках отдельных ведомств и служб города Москвы, разными авиапредприятиями показал недостатки такого децентрализованного способа их использования: - значительное удорожание стоимости эксплуатации авиатехники; - отсутствие возможности обеспечения взаимозаменяемости авиатехники и равномерного расходования имеющегося ресурса; - снижение оперативности согласования вопросов взаимодействия вертолетов различного назначения; - отсутствие единой методики в подготовке летных экипажей вертолетов и наземных специалистов; - сложность организации управления вертолетами в воздухе и невозможность одновременного использования в одном районе вертолетов различной принадлежности и назначения. Совершенствование применения авиации в городе для обеспечения оперативных служб, проведения авиационных работ и оказания различных вертолетных услуг, включая транспортные перевозки, может быть достигнуто в случае создания городского специализированного авиационного предприятия, обеспечивающего организацию, планирование и использование авиационных технологий в городе. При этом должно быть обеспечено: - координация применения авиации различных ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций в городе; - создание технической системы для обеспечения управлением вертолетами; - сокращение бюджетных расходов города на содержание и эксплуатацию вертолетов при организации централизованной эксплуатации авиатехники (в одном авиапредприятии); - осуществление долгосрочного планирования и координации мероприятий (в том числе финансового обеспечения) по поддержанию летной годности и модернизации принадлежащей городу авиатехники; - получение дополнительных средств от коммерческой эксплуатации вертолетов города. При этом городские службы - потребители авиационных услуг осуществляют планирование применения вертолетов в пределах выделенных лимитов летного ресурса. Кроме применения авиатехники для нужд городских служб целесообразно использовать ее и для коммерческих целей, включая авиаперевозки (аэротакси), в том числе в аэропорты города, туристические обзорные полеты, проведение видеосъемок и репортажей, рекламные и другие специальные полеты. При этом,кроме вертолетов,могут использоваться и другие легкие летательные аппараты и воздухоплавательные средства. 4.2.2. Развитие авиационной инфраструктуры города Москвы в интересах городской авиации и коммерческих перевозок Создание и развитие городской наземной авиационной инфраструктуры является неотъемлемым условием для использования в интересах городских служб авиационных технологий и применения авиации в городе. В настоящее время в Москве имеется определенная инфраструктура для применения авиации, включающая в себя: - внутригородские аэродромы - Центральный (Ходынка) и Тушино; - вертодром - Солнцево; - вертолетные площадки - 5 у городских клинических больниц и 2 на МКАД. Городской аэродром Тушино и вертодром Солнцево используются для базирования авиапредприятий-эксплуатантов вертолетов. Аэродром Центральный используется только в исключительных случаях в интересах работы предприятий авиационной промышленности. Предусмотрено дальнейшее развитие территории Ходынского поля для создания музея авиации и космонавтики, а также ее застройки комплексом зданий гостинично-жилищного, культурно-делового и торгово-выставочного назначения. Оборудованные вертолетные площадки у городских клинических больниц используются вертолетами ГУАП МЧС России для выполнения медико-эвакуационных работ. Количество функционирующих вертолетных площадок не соответствует потребностям такого мегаполиса как Москва. При этом существующие площадки не отвечают нормативным требованиям. Высокий уровень эффективности применения вертолетов для выполнения ряда специальных работ (санитарные перевозки, эвакуационные и спасательные работы при возникновении чрезвычайных ситуаций), подтвержденный опытом работы вертолетных подразделений муниципальных служб выдвигает необходимость расширения сети вертолетных площадок на территории города. Учитывая мировой опыт, вертолетными площадками должны быть оборудованы все ведущие лечебные учреждения города, и в первую очередь оказывающие специализированную экстренную медицинскую помощь. Отсутствие развитой вертолетной инфраструктуры в черте города сдерживает использование вертолетов в коммерческих целях. Для организации нормальной работы вертолетов по всей территории Москвы необходима разветвленная, хорошо организованная, тесно связанная с основными зонами обслуживания сеть вертолетных площадок. Фундаментом общегородского плана создания авиационной инфраструктуры может стать учет (инвентаризация) всех существующих на сегодняшний день в Москве территорий объектов (независимо от их принадлежности) и рассмотрения их с точки зрения использования для тех или иных видов авиационных работ. Необходимо также определить зоны возможного размещения и места строительства новых вертолетных площадок в соответствии с существующими потребностями и с учетом перспективного развития города при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических требований охраны окружающей среды. Назрела потребность создания сети вертолетных посадочных площадок, расположенных в непосредственной близости от основных зон обслуживания: деловые кварталы, крупные центры развлечений, медицинские учреждения. Такая сеть позволит организовать эффективную работу вертолетного транспорта в Москве. Опыт развития авиационной инфраструктуры в городских агломерациях за рубежом показывает, что учитывая объективные трудности создания вертолетных площадок в городе традиционным способом, необходимо активно использовать и другие способы, в том числе, оборудование вертолетных площадок на крышах зданий и сооружений. В Москве, в условиях широкомасштабного городского строительства есть реальная возможность создания таких площадок. Расположение вертолетных площадок на крышах зданий и приподнятых платформах экономически более выгодно (не требует отчуждения большого количества земли), удобно для эксплуатации с точки зрения свободных воздушных подходов и исключения несанкционированного доступа на рабочую поверхность вертодрома. В настоящее время в Москве назрела необходимость разработки генерального плана развития наземной авиационной инфраструктуры, который предусматривал бы создание вертолетных площадок при проектировании крупных градостроительных комплексов, административных и гостиничных зданий, деловых центров, медицинских учреждений, а также создание условий по обслуживанию вертолетов в аэропортах для налаживания воздушных связей "город-аэропорт". 4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой. В настоящее время над городом Москвой установлена запретная зона, в которой полеты могут выполняться только с разрешения Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения специальных заданий. В подавляющем большинстве столиц и крупных городов, воздушное пространство не имеет ограничений на полеты, подобных действующим в Москве. Однако, интенсивность полетов вертолетов над городом, обеспечивающих оперативные городские службы и выполняющих другие задачи, возросла до уровня, требующего введения регламентирования использования воздушного пространства в соответствии с международными авиационными стандартами, признаваемыми Российской Федерацией. Необходимо создание органа обслуживания воздушного движения воздушных судов над Москвой. Этому органу целесообразно делегировать полномочия, достаточные для осуществления функций организации использования воздушного пространства над Москвой в интересах всех ведомств. В качестве такого органа может быть организовано дополнительное направление (сектор/секторы УВД) на базе Московского центра автоматизированного управления воздушным движением или по решению Правительства Российской Федерации создан специальный центр УВД (в форме ФГУП). Одновременно с решением вопроса о создании органа организации воздушного движения (ОВД) над Москвой необходимо развивать технические средства, обеспечивающие управление воздушным движением воздушных судов специализированного городского авиапредприятия, как пользователя воздушного пространства. Основные принципы и положения, определяющие реорганизацию действующего порядка использования воздушного пространства (ИВП) над Москвой должны быть определены уполномоченными федеральными органами и могут включать: - определение структуры воздушного пространства над городом, включая организацию сети маршрутов, разрабатываемых из условий обеспечения максимальной безопасности населения, особо охраняемых объектов окружающей среды и важных объектов города (над водными акваториями, основными магистралями и промышленными зонами); - установление над Москвой особого порядка использования воздушного пространства и специального диспетчерского обслуживания воздушного движения с особым режимом полетов; - выполнение полетов воздушных судов в воздушном пространстве над городом по правилам визуальных полетов; - разработку и введение в действие специальных правил,регулирующих допуск воздушных судов к полетам над городом, имея в виду допуск только двухдвигательных вертолетов, соответствующих требованиям по уровню шумового воздействия; - обязательная сертификация действующих посадочных площадок в черте города; - допуск экипажей воздушных судов к выполнению полетов в воздушном пространстве с особым режимом полетов после прохождения специальной подготовки; - обязательная сертификация лиц оперативно-диспетчерского состава органа УВД для управления воздушным движением на высотах ниже нижнего эшелона и специальная доподготовка для управления полетами в воздушном пространстве с особым режимом полетов. Развитие системы организации воздушного движения над городом должно предполагать проведение комплекса мероприятий, включающих в себя создание органа обслуживания воздушного движения над городом, оснащение его современными системами управления полетами и контроля за воздушным пространством, а также разработку нормативно-правовой базы, регулирующей использование воздушного пространства. 5. Основные направления деятельности в области охраны окружающей среды, связанные с функционированием воздушно-транспортной системы Охрана окружающей среды, связанная с функционированием воздушного транспорта, является одной из важных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Интенсивная деятельность авиатранспортных предприятий в аэропортах Шереметьево, Внуково и Домодедово сопровождается значительными объемами эмиссии загрязняющих окружающую среду продуктов сгорания, шумовыми воздействиями и электромагнитными излучениями. В настоящее время наиболее существенные экологические проблемы сложились в аэропорту с наибольшей интенсивностью движения воздушных судов - Шереметьево, где фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе и авиапредприятиями (диоксид серы, диоксид азота и др.), по данным Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже в настоящее время почти в 1,5-3,0 раза превышают предельно-допустимые концентрации. Увеличение нагрузки на другие аэропорты (Внуково, Домодедово) может привести к появлению в них аналогичных проблем. Проблемы экологии в отношении города, связанные с деятельностью аэропортов Московского авиаузла наиболее остро касаются шумового воздействия на территории жилой застройки города. Под воздействием авиационного шума находится около 5-10% площади городской территории, при этом в наибольшей степени подвержены воздействию: - от деятельности аэропорта Внуково - районы Теплый Стан, Ясенево, Коньково, Северное Бутово (Юго-Западный административный округ); Тропарево, Внуково, Солнцево (Западный административный округ); - от деятельности аэропорта Остафьево - район Южное Бутово (Юго-Западный административный округ); - от деятельности аэропорта Шереметьево - район Молжаниновский, Митино (Северо-Западный административный округ);г.Зеленоград. В ущерб потребностям города в дополнительных объемах жилищного фонда и необходимости развития городских территорий перспективной застройки осуществляется реконструкция и наращивание гражданской авиационной деятельности на аэродроме Остафьево, не обусловленное экономическими потребностями развития отрасли. Сложившаяся неблагоприятная экологическая ситуация в ряде районов города, связанная с авиационной деятельностью в Московском авиационном узле, требует принятия неотложных мер по ee улучшению. Основными направлениями деятельности Правительства Москвы в период до 2005 года в области решения экологических проблем, связанных с функционированием воздушно-транспортной системы должны быть: - проведение исследований экологического состояния аэропортов, включая подробную инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух и сбросов на почву и в водоемы загрязняющих веществ, а также оценки влияния деятельности аэропортов на компоненты окружающей среды и условия жизни и здоровья населения; - разработка методик определения выбросов от воздушных судов различного типа (в том числе от вертолетов легкого, среднего и тяжелого класса) и оценка воздействия выбросов на атмосферный воздух в режиме разогрева, взлета и совершения полета; - разработка природоохранных мероприятий для существующего состояния объектов аэропортов с целью их приведения к нормативному экологическому уровню и поддержание его с учетом перспектив развития; - создание систем мониторинга акустической обстановки, воздушной вибрации, загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды открытых водоемов в аэропортах, на прилегающих территориях и по маршрутам полетов воздушных судов, а также контроля за выполнением защитных мероприятий в реальном масштабе времени; - введение дифференцированных ограничений по количеству выполняемых взлетно-посадочных операций для конкретных типов воздушных судов с учетом обеспечения требуемого шумового баланса и допустимого уровня выбросов в зоне жилой застройки в дневное и ночное время; - использование планировочных и строительно-конструктивных мер по снижению авиационного шума в жилых помещениях; - использование системы экологических сборов в аэропортах за превышение шумов и эмиссии; - обеспечение выполнения экологических и санитарных норм и правил при проектировании вертолетных площадок и вертодромов на территории города и разработки требований к летательным аппаратам для внутригородского использования. Разработка и реализация конкретных мер в области решения экологических проблем на основе указанных направлений деятельности, международных норм и мировой практики взаимодействия городов и муниципальных образований с авиационными органами должна обеспечить: - установление реальных размеров зон воздействия авиационного шума и других неблагоприятных факторов авиационной деятельности в Московской воздушной зоне с учетом оценки риска для здоровья населения, а также их согласованных и утвержденных изменений на перспективу развития до 2020 года; - установление совместно с Минтрансом России и аэропортами МАУ перечня обязательных мероприятий, обеспечивающих согласованное снижение экологического загрязнения окружающей среды, включая введение более жестких мер при выполнении полетов в ночное время; - выработку механизма контроля установленных мероприятий, включая создание автоматизированного технического мониторинга в реальном масштабе времени; - создание правовой и законодательной базы применения системы контроля, введение целевых экологических аэропортовых сборов и штрафных санкций за превышение установленных допустимых уровней неблагоприятного воздействия на окружающую среду; - разработку системы компенсационных мероприятий для населения, проживающего в районах с повышенным воздействием неблагоприятных экологических факторов авиационной деятельности. В интересах обеспечения безопасности населения должна быть ограничена авиационная деятельность (применением легкомоторных и спортивных летательных аппаратов) на аэродромах, расположенных в районах непосредственно прилегающих к территориям жилой застройки (Остафьево, Мячково, Быково, Тушино, Центральный). Должны быть определены возможности обеспечения перспективного развития городских территорий в районах Молжаниновка - Новоподрезково, Южное Бутово - Щербинка. В целях повышения возможностей экологического мониторинга территории города и принятия оперативных мер по предотвращению возникновения угрозы экологической опасности необходимо создание постоянно действующей системы использования авиационных технологий. Дистанционный мониторинг, выполняемый на основе комплексной аэросъемки, позволяет за короткое время получать информацию об экологическом состоянии значительных территорий, с минимальными затратами на единицу площади при широком наборе регистрируемых параметров. Опыт использования вертолетов для проведения экологического и инженерного мониторинга города показывает необходимость дальнейшего развития этих работ. 6. Основные мероприятия по реализации Концепции. Концепция развития воздушно-транспортной системы города Москвы предполагает решение трех основных задач: - развитие системы воздушных сообщений города Москвы; - совершенствование применения авиационных технологий в интересах городских служб и обеспечения жизнедеятельности города; - обеспечение экологической безопасности территории города и его населения, связанной с авиационной деятельностью. Решение этих задач и реализация целей, выдвинутых в данной Концепции предполагает: - разработку соответствующих программ; - организацию тесного взаимодействия с органами федеральной власти и Правительством Московской области; - изучение и использование опыта развития воздушно-транспортных систем и авиационных технологий в крупных мегаполисах мира. Для проведения этой работы должны привлекаться соответствующие заинтересованные структурные подразделения Правительства Москвы. Осуществление непосредственной деятельности по реализации Концепции и ее координация должны быть возложены на Управление транспорта и связи Правительства Москвы - как на отраслевой профильный орган городского управления. |