О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ". Постановление. Правительство Москвы. 09.04.02 262-ПП


Страницы: 1  2  


производственной практики  студентами  высших  и  средних  специальных
учебных заведений соответствующего профиля;
     - обеспечение  стажировки  работников  природоохранного  профиля,
циклы   занятий   для   работников  системы  управления  и  городского
хозяйства;
     - иные формы и методы пропаганды экологических знаний.

             Х. Хозяйственная деятельность и организация
                       обслуживания посетителей

     43. Хозяйственная  деятельность  парков  направлена на выполнения
мероприятий по уходу за природными и историко-культурными объектами  и
их  восстановлению,  а  также  на  организацию регулируемого туризма и
отдыха в природных условиях.
     Парки разрабатывают  и  утверждают  перспективные и текущие планы
своей деятельности исходя из  необходимости  обеспечения  собственного
развития   парка,   природоохранных   и   историко-культурных   целей,
рекреационных  интересов  и  потребностей   населения,   договоров   с
учредителем,      предприятиями,      учреждениями,     организациями,
социально-творческих заказов,  а также имеющихся природных, творческих
и хозяйственных ресурсов.
     44. Парки    осуществляют    хозяйственную    деятельность,    не
противоречащую целям и задачам, для которых он создан.
     45. Организация   обслуживания   посетителей,   деятельность   по
обеспечению  регулируемого  туризма осуществляется как самими парками,
так и юридическими лицами  независимо  от  их  организационно-правовой
формы,   а   также   гражданами,  осуществляющими  предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.
     46. В  случае  отсутствия  юридических  лиц,  заинтересованных  в
строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха,  парки могут в
установленном  порядке  осуществлять  эти  работы  за счет бюджетных и
собственных средств.
     Парки могут   самостоятельно   осуществлять   внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Парки обязаны:
     - вести  бухгалтерскую  и  статистическую  отчетность  в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
     - своевременно  направлять  соответствующим  органам  все данные,
необходимые  для  налогообложения  и  ведения  общегосударственной   и
отраслевой системы сбора и обработки информации;
     - представлять специально  уполномоченному  органу  Правительства
Москвы   отчеты   о  своей  деятельности,  а  также  о  поступлении  и
использовании финансовых средств.

              ХI. Имущество природно-исторических парков

     47. Парки,   как   особо    охраняемые    природные    территории
регионального значения, являются собственностью города Москвы.
     Земля, воды,  недра,  растительный и животный мир, находящиеся на
территории   парков,  предоставляются  ему  в  пользование  на  правах
предусмотренных  федеральными  законами  и  законами  города   Москвы.
Изъятие земель и других природных ресурсов парка запрещается.
     Земельные участки    в    границах     парков     предоставляются
государственным  природоохранным  учреждениям,  осуществляющим охрану,
содержание и использование природно-исторических парков,  в постоянное
(бессрочное) пользование в установленном порядке.
     Имущество парков,    в    том    числе    здания,     сооружения,
историко-культурные объекты,  имущественные комплексы,  оборудование и
другое имущество,  переданные парку учредителем, закрепляются за ним в
установленном порядке на праве оперативного управления.
     Парки владеют,  пользуются и распоряжаются закрепленным  за  ними
имуществом    в    пределах,    установленных   гражданским   и   иным
законодательством.
     48. В  пользовании парков находится имущество:
     - закрепленное за парками Правительством Москвы;
     -  приобретенное за счет бюджетных средств;
     - приобретенное за счет доходов, получаемых парками от реализации
разрешенной хозяйственной деятельности;
     - полученное  в  дар,  в  порядке  пожертвования,  завещания   от
юридических и физических лиц, а также по иным законным основаниям.
     49. Имущественные  отношения,   возникающие   между   парками   и
участниками    гражданского    оборота,    регулируются    гражданским
законодательством.
     Парки самостоятельно  распоряжаются имуществом,  приобретенным за
счет доходов, получаемых от деятельности, не противоречащей их целям и
задачам,  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации и
города Москвы.
     Имущество парков,  переданное им в форме дара,  пожертвования или
по завещанию,  приобретенное им за счет средств,  выделенных по смете,
поступает в оперативное управление парка.
     Контроль за использованием имущества,  находящегося в оперативном
управлении   парков,   осуществляет   Департамент  государственного  и
муниципального   имущества   города   Москвы,   а   также   специально
уполномоченный   орган   Правительства   Москвы  по  управлению  особо
охраняемым природными территориями.

               XII. Порядок реорганизации и ликвидации
                     природно-исторических парков

     50. Реорганизация   и   ликвидация  парков,  как  государственных
учреждений,  проводится  в   порядке,   предусмотренном   нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

     XIII. Контроль за деятельностью природно-исторических парков

     51. Контроль за деятельностью парков осуществляется:
     - специально  уполномоченным  органом  Правительства  Москвы   по
управлению особо охраняемыми природными территориями;
     - специально уполномоченными государственными органами  охраны  и
использования  памятников  истории  и  культуры Российской Федерации и
города Москвы;
     - иными государственными органами в пределах их компетенции.

  
                                                          Приложение 3
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                       от 9 апреля 2002 года  N 262-ПП
   
                          Типовое положение
         о государственных природных заказниках города Москвы

     Настоящее Положение,  разработанное в соответствии с Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным  законом  "Об   особо   охраняемых
природных территориях",  Уставом города Москвы,  Законом города Москвы
"Об особо охраняемых природных территориях в городе  Москве"  и  иными
нормативными    правовыми    актами    определяет    правовой   статус
государственных природных заказников города Москвы.

                          I. Общие положения

     1. Государственные природные  заказники  города  Москвы  являются
особо  охраняемыми  природными  территориями,  образованными  с  целью
охраны  природных  и  историко-культурных   комплексов,   естественных
ландшафтов,   сохранения   или  восстановления  природных  комплексов,
биологического разнообразия или отдельных видов растений  и  животных,
поддержания  рекреационного потенциала природных территорий в пределах
города.
     2. В  соответствии  с  положениями  Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях",  Закона  города  Москвы  "Об  особо
охраняемых  природных  территориях  в  городе Москве",  для реализации
задач,   возложенных   на   государственные    природные    заказники,
осуществления   их   охраны  и  содержания  создаются  государственные
природоохранные  учреждения  -  государственные  природные   заказники
города Москвы (далее - природные заказники).
     3. В зависимости от объекта  особой  охраны  природные  заказники
могут   подразделяться   на  комплексные,  ландшафтные,  ботанические,
фаунистические, орнитологические, энтомологические, гидрологические.
     4. В   своей  деятельности  природные  заказники  руководствуются
Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральным  законом  "Об  особо
охраняемых  природных  территориях",  Законом  города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях  в  городе  Москве",  иными  законами
Москвы,  нормативными  правовыми  актами города Москвы,  Правительства
Москвы, а также индивидуальным Положением.
     5. Природные  заказники  относятся  к  особо охраняемым природным
территориям регионального значения.
     6. Недвижимые  памятники  истории  и  культуры,  в случае наличия
таковых   в   границах   природных   заказников,    поставленные    на
государственную  охрану,  могут  передаваться  природным заказникам по
согласованию  с  государственным  органом   охраны   и   использования
недвижимых памятников истории и культуры города Москвы.
     7. На прилегающих  к  территории  природных  заказников  участках
земли создаются охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения
хозяйственной и иной деятельности.

       II. Основные задачи государственных природных заказников

     8. На природные заказники возлагаются следующие основные задачи:
     - сохранение историко-культурных и природных комплексов;
     - сохранение  и  восстановление  ценных  объектов  и  территорий,
являющихся   местообитаниями   редких,   находящихся    под    угрозой
исчезновения  или  уязвимых в условиях города Москвы,  видов растений,
животных, птиц или насекомых;
     - выполнение  научно-исследовательских работ по изучению объектов
особой охраны природного заказника;
     - создание  условий  для  поддержания  рекреационного  потенциала
территорий в пределах города;
     - восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, природных,
историко-культурных комплексов и объектов;
     - экологическое просвещение населения.

      III. Правовой статус государственных природных заказников

     9. Природные заказники создаются в порядке, установленном Законом
города Москвы "Об особо  охраняемых  природных  территориях  в  городе
Москве".

     Государственные природные  заказники являются юридическими лицами
и  создаются  в  форме  государственных  природоохранных   учреждений,
финансирование  которых  осуществляется за счет средств бюджета города
Москвы,  имеющих обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета
в  органах  казначейства  и  других  кредитных организациях,  печати с
изображением герба города Москвы со своим наименованием.
     Природные заказники   могут   финансироваться   также   за   счет
поступлений из внебюджетных и иных  не  запрещенных  законодательством
источников.
     Собственными средствами  природных   заказников,   которыми   они
распоряжаются в установленном порядке являются:
     - средства,    полученные    от    просветительской,     научной,
рекламно-издательской   и   иной   деятельности,   не   противоречащей
возложенным на них задачам;
     - средства, поступившие в установленном порядке в счет возмещения
ущерба,  причиненного природным комплексам и объектам, расположенным в
границах природных заказников, на территориях охранных зон;
     - средства,  полученные за оказание платных  услуг,  а  также  за
пользование   рекреационными   объектами   на   территории   природных
заказников;
     - средства,   получаемые   в   порядке   безвозмездной  помощи  и
благотворительных взносов;
     - доходы    от    осуществления    иных    видов    деятельности,
соответствующих целям и задачам природных заказников.
     10. Природные   заказники,  а  также  собственники,  владельцы  и
пользователи  земельных  участков  в  границах  природных   заказников
пользуются     налоговыми    льготами,    установленными    для    них
законодательством Российской Федерации и Москвы.
     11. Природные  заказники  могут  создавать  объединения  в  форме
ассоциаций и  союзов  в  целях  развития  особо  охраняемых  природных
территорий.
     12. Природные  заказники  вправе  иметь   собственную   символику
(флаги,  вымпелы, эмблемы и др.), использовать собственную символику в
рекламных и иных целях,  а также выдавать разрешения на  использование
этой символики юридическим и физическим лицам.

        IV. Управление государственными природными заказниками

     13. Природные  заказники  находятся  в  ведомственном  подчинении
органа, уполномоченного Правительством Москвы.
     14. Природные заказники возглавляются директором,  назначаемым на
должность  и  освобождаемым  от  должности  органом  в   ведомственном
подчинении  которого  он  находится,  по  согласованию  со  специально
уполномоченным  органом  Правительства  Москвы  по  управлению   особо
охраняемыми   природными   территориями   в  городе  Москве  (далее  -
специально уполномоченный орган Правительства Москвы).
     15. Непосредственное    управление    деятельностью    природного
заказника  на  основе  принципа  единоначалия  осуществляет   директор
природного заказника.
     16. Директор природного заказника:
     - без доверенности действует  от  имени  природного  заказника  и
представляет  его во всех органах государственной власти и управления,
организациях, а также за рубежом;
     - руководит   деятельностью  природного  заказника,  обеспечивает
выполнение  возложенных  на  заказник  задач  и   несет   персональную
ответственность за результаты деятельности природного заказника;
     - по согласованию с органом,  в ведомственном подчинении которого
он  находится,  утверждает  структуру  и штатное расписание природного
заказника, утверждает должностные инструкции работников;
     - заключает  договоры  во  всех  областях деятельности природного
заказника;
     - распоряжается  имуществом  и  средствами природного заказника в
пределах,  установленных  законодательством  Российской  Федерации   и
Москвы, а также настоящим Положением;
     - открывает счета  в  органах  казначейства  и  других  кредитных
организациях;
     - принимает на работу и увольняет работников,  а также  заключает
трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ;
     - налагает в установленном порядке  дисциплинарные  взыскания  на
работников  природного  заказника  и  применяет  меры  материального и
морального поощрения;
     - издает  приказы,  инструкции,  распоряжения,  обязательные  для
выполнения всеми работниками природного заказника;  утверждает правила
внутреннего трудового распорядка природного заказника;
     - устанавливает размеры доплат,  надбавок, премий и других выплат
стимулирующего  характера  в пределах имеющихся у природного заказника
средств на оплату труда;
     - выдает доверенности на совершение юридических действий от имени
природного заказника и др.
     17. Директор природного заказника несет полную ответственность за
нарушения установленного в  заказнике  режима  и  ухудшение  состояния
представленных  здесь  природных сообществ,  растительного и животного
мира в соответствии с действующим законодательством.
     18. Директор природного заказника имеет заместителей (в том числе
заместителя - руководителя специальной службы охраны).
     Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда
работников природного заказника устанавливаются в размерах и  порядке,
предусмотренных  Правительством Москвы для учреждений бюджетной сферы,
финансируемых из бюджета города Москвы.
     Трудовые отношения работников и природных заказников регулируются
действующим  законодательством  Российской   Федерации   о   труде   и
оформляются трудовым договором (контрактом).

          V. Режим особой охраны территорий государственных
          природных заказников и обеспечение его соблюдения

     19. На    территориях    природных   заказников   устанавливается
дифференцированный режим их охраны,  защиты и использования  с  учетом
природных, историко-культурных и социальных особенностей территории.
     Режим особой  охраны  территории  природного  заказника  включает
систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед
ним задач,  и устанавливается  исходя  из  целей  создания  природного
заказника и требований природоохранного законодательства.
     20. На  территориях  природных  заказников  могут  быть  выделены
функциональные зоны, в том числе:
     - заповедные  участки,  предназначенные   для   использования   в
природоохранных  и  научных  целях  и  выделяемые  с целью обеспечения
сохранения  и  (или)  восстановления  представляющих  особую  ценность
природных сообществ,  редких и исчезающих видов растений или животных,
других  объектов  живой  и  неживой  природы.  В  пределах  заповедных
участков  запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное
использование территории;
     - зоны  охраны  естественных  ландшафтов  и природных комплексов,
предназначенные для сохранения и восстановления природных объектов,  в
пределах которых допускается регулируемое посещение;
     - учебно-экскурсионные зоны,  предназначенные для использования в
целях экологического просвещения и воспитания населения;
     - рекреационные  зоны,  предназначенные  для   массового   отдыха
населения и поддержания рекреационного потенциала территории города;
     - зоны охраны историко-культурных объектов,  предназначенные  для
сохранения  и  восстановления  объектов историко-культурного наследия,
которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;
     - административно-хозяйственные   участки,   предназначенные  для
размещения,  строительства и эксплуатации  объектов,  необходимых  для
обеспечения охраны,  содержания и использования природных заказников в
соответствии с их целями и задачами;
     - участки,   предоставленные   юридическим   лицам  и  гражданам,
деятельность   которых   не   связана   с   охраной,   содержанием   и
использованием  природных  заказников и не противоречит установленному
режиму.
     21. Границы функциональных зон утверждаются Правительством Москвы
на основании проекта планировки природных заказников, согласованного с
соответствующим    государственным   органом   охраны   памятников   в
зависимости от категории недвижимого памятника истории и  культуры  (в
случае  наличия историко-культурных комплексов на территории природных
заказников).
     22. Все  собственники  и пользователи земель в границах природных
заказников обязаны соблюдать  требования  режима,  установленного  для
соответствующего участка территории.
     Пользователи земельных участков природных заказников  подписывают
охранные  обязательства  по  обеспечению сохранности представленных на
занимаемых   ими   земельных   участках    природных    сообществ    и
историко-культурных объектов, соблюдению установленного режима.
     23. Изъятие  земельных   участков,   расположенных   в   границах
природного   заказника,   у   сторонних  пользователей  в  случаях  их
использования не по целевому назначению,  грубого  или  неоднократного
нарушения      сторонними      землепользователями      установленного
природоохранного  режима  или  причинения  ими  значительного   ущерба
природе  производится  в  установленном  действующим законодательством
порядке.
     24. На   территориях   природных   заказников  запрещается  любая
деятельность,  которая может  нанести  ущерб  природным  комплексам  и
объектам   растительного   и  животного  мира,  культурно-историческим
объектам и которая противоречит целям и задачам природных  заказников,
в том числе:
     - искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
     - возведение объектов капитального строительства,  не связанных с
использованием природных заказников;
     - проведение  работ,   которые   могут   привести   к   нарушению
гидрогеологического     режима    местности,    почвенного    покрова,
возникновению  и  развитию  эрозионных  и  оползневых  процессов,  без
заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
     - применение  солей  в  качестве  противогололедных  средств  без
разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
     - проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по  31
июля;
     - нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в
Красную  книгу  Москвы  или  являющихся  редкими  на  конкретной особо
охраняемой природной территории;
     - сжигание  сухих  листьев  и  травы,  в том числе весенние палы;
разведение костров вне специально отведенных для этого мест;
     - заготовка   и   сбор  всех  видов  растений  и  их  частей  (за
исключением  регулируемого  сенокошения,   осуществляемого   с   целью
предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
     - использование земель для садоводства и огородничества;
     - повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
     - самовольные посадки деревьев  и  кустарников,  а  также  другие
самовольные  действия граждан,  направленные на обустройство отдельных
участков особо охраняемой природной территории;
     - умышленное   причинение   беспокойства,  отлов  и  уничтожение,
разорение гнезд и нор диких животных;
     - пребывание   посетителей   с  пневматическим  и  иным  оружием,
рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
     - проведение  массовых  спортивных,  зрелищных и иных мероприятий
вне специально  выделенных  для  этих  целей  мест  и  без  разрешения
специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
     - изменение функционального назначения земельного участка или его
части,  если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на
природный комплекс особо охраняемой природной территории;
     - размещение  рекламных  и  информационных щитов,  не связанных с
функционированием природных заказников;
     - движение  и  стоянка механизированных транспортных средств,  не
связанных с функционированием парков,  осуществляемые вне дорог общего
пользования;
     - загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора,
устройство снегосвалок;
     - свободный выгул собак.
     При наличии на территории природных заказников памятников истории
и  культуры,  а  также  памятников  садово-паркового  искусства  также
запрещаются:
     - капитальное строительство,  реконструкция, прокладка инженерных
и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятников;
     - благоустройство  памятников  садово  -  паркового  искусства  с
применением  строительных   материалов,   употребляемых   в   дорожном
строительстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей;
     - на  единичных  памятниках  истории  и  культуры  и  таковых  же
ансамблевых  объектах  и  вблизи них не допускается размещение оконных
маркиз,  радио- и спутниковых антенн,  размещение продукции рекламного
характера,  кондиционеров  и  других малых архитектурно - дизайнерских
форм, искажающих целостность восприятия памятников и их территорий;
     - нанесение  любых  надписей и изображений на фасадах памятников,
не предусмотренных согласованными в  установленном  порядке  проектами
реставрации.
     25. Границы природных заказников,  их функциональных  и  охранных
зон  обозначаются  на  местности  предупредительными и информационными
знаками.

                        VI. Организация охраны

     26. Охрана  природных  комплексов   и   объектов,   контроль   за
соблюдением  режима  природных  заказников  обеспечиваются специальной
службой  охраны  природного  заказника  -  структурным  подразделением
природного заказника.
     Работники специальной службы охраны природного заказника входят в
его штат.
     27. Полномочия  и  состав  специальной  службы  охраны  природных
заказников   определяются   Правительством  Москвы  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     28. Организация   охраны   природных   заказников   в   пределах,
установленных охранными обязательствами,  возлагается на пользователей
территорий.
     29. К охране территории природных заказников  могут  привлекаться
общественные инспектора.
     30. В вопросах обеспечения охраны территории природные  заказники
взаимодействуют   со   специально   уполномоченными   государственными
органами   в   области   охраны   окружающей   природной    среды    и
государственного   экологического   контроля,   с  правоохранительными
органами,  а также органами охраны памятников истории  и  культуры  (в
случае наличия таковых в границах природного заказника).
     Рейды указанных  органов  на  территориях  природных   заказников
проводятся  совместно  с  представителями  специальной  службы  охраны
природного заказника.

                  VII. Ответственность за нарушение
                     режима природного заказника

     31. Лица,  виновные в нарушении установленного  режима  или  иных
правил  охраны  и использования окружающей природной среды и природных
ресурсов,  а  также  законодательства  об   охране   и   использовании
недвижимых  памятников  истории  и  культуры  на территории природного
заказника,  а  также  его   охранной   зоны,   несут   предусмотренную
законодательством Российской Федерации ответственность.

             VIII. Научно-исследовательская деятельность

     32. Научно-исследовательская  деятельность в природных заказниках
направлена  на  разработку  и  внедрение  научных  методов  сохранения
биологического    разнообразия,    природных   и   историко-культурных
комплексов  в  условиях  города  Москвы,  а  также  оценку  и  прогноз
экологической обстановки.
     33. Научно-исследовательская деятельность в природных  заказниках
имеет  прикладной  характер,  результаты  научных  разработок являются
основанием для принятия управленческих решений.
     34. В  природных  заказниках  для  рассмотрения вопросов научной,
природоохранной,  рекреационной,  туристической,  просветительской   и
хозяйственной  деятельности могут быть организованы научно-технические
советы.
     Состав научно-технического    совета   природного   заказника   и
Положение о  нем  утверждаются  органом,  в  ведомственном  подчинении
которого находится природный заказник.
     В состав научно-технического совета могут  входить  представители
общественных организаций и объединений, инициативных групп граждан.
     35. Научно-технический совет рассматривает:
     - вопросы   научной,    природоохранной,    просветительской    и
рекреационной деятельности природного заказника;
     - планы    научных,    просветительских,     биотехнических     и
реставрационных работ;
     - проекты по рекультивации  нарушенных  земель  и  восстановлению
природных комплексов на территории природного заказника.
     Решения научно-технического   совета    носят    рекомендательный
характер.
     36. Научно-исследовательская    деятельность    на    территориях
природных  заказников,  их  охранных  зон осуществляется методами,  не
противоречащими установленному режиму охраны природных  заказников,  и
проводится:
     - штатными сотрудниками природного  заказника  в  соответствии  с
планами  научно-исследовательских  работ,  которые  рассматриваются на
научно-техническом  совете  и   утверждаются   директором   природного
заказника;
     - научно-исследовательскими  учреждениями  и   высшими   учебными
заведениями   соответствующего   профиля,  в  том  числе  зарубежными,
отдельными специалистами  (в  том  числе  иностранными)  на  основании
договоров, заключенных с природным заказником.
     37. Исполнители  тем  и   мероприятий,   осуществляющие   научную
деятельность  на территориях природных заказников обязаны,  в месячный
срок  по  завершении  работы  или  в  срок,  установленный  договором,
представить  директору природного заказника копию итогового отчета или
полученных в ходе выполнения работ материалов.
     Музейные, архивные,   библиотечные  фонды  природных  заказников,
являющиеся частью аналогичных общероссийских фондов  и  представляющие
собой   предметы   особого   режима  хранения,  закрепляются  за  ними
исключительно на праве оперативного управления.
     Предметы, представляющие  историческую,  научную,  художественную
или иную ценность,  включаются в состав музейных и библиотечных фондов
природных  заказников в установленном порядке независимо от источников
их приобретения.

              IX. Эколого-просветительская деятельность

     38. Эколого-просветительская деятельность в природных  заказниках
направлена на воспитание бережного отношения к природе,  рационального
использования ее богатств.
     39. Эколого-просветительская  деятельность в природных заказниках
осуществляется по следующим направлениям:
     - организация  тематических  и  учебно-познавательных маршрутов и
экспозиционных участков, экспозиций под открытым небом;
     - создание    информационных    центров,   биостанций,   музейных
комплексов,  содержащих материалы,  характеризующие историю природного
заказника,  памятники истории и культуры, растительный и животный мир,
другие природные объекты,  основные факторы антропогенного воздействия
и иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
     - составление и издание путеводителей,  буклетов,  фотоальбомов и
других материалов информационно-просветительского характера.
     - проведение экскурсионной и лекционной работы;
     - организация практической природоохранной деятельности  местного
населения, школьников;
     - организация  школьных   лесничеств,   прохождение   учебной   и
производственной  практики  студентами  высших  и  средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля;
     - обеспечение  стажировки  работников  природоохранного  профиля,
циклы  занятий  для  работников  системы   управления   и   городского
хозяйства;
     - иные формы и методы пропаганды экологических знаний.

             Х. Хозяйственная деятельность и организация
                       обслуживания посетителей

     40. Хозяйственная деятельность природных заказников направлена на
выполнение  мероприятий по уходу за ними и их восстановлению,  а также
на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
     Природные заказники  разрабатывают  и  утверждают перспективные и
текущие планы своей деятельности исходя из  необходимости  обеспечения
собственного   развития   природного   заказника,   природоохранных  и
историко-культурных  целей,  рекреационных  интересов  и  потребностей
населения,  а  также  имеющихся природных,  творческих и хозяйственных
ресурсов.
     41. Природные  заказники осуществляют хозяйственную деятельность,
не противоречащую целям и задачам, для которых они созданы.
     Природные заказники для реализации возложенных на них задач могут
осуществлять  строительство,  капитальный   ремонт,   эксплуатацию   и
содержание производственных баз, гаражей, контор, служебных помещений,
коммуникаций и другой необходимой инфраструктуры  собственными  силами
или с привлечением подрядчиков.
     42. Организация   обслуживания   посетителей,   деятельность   по
обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самими природными
заказниками,   так   и   юридическими   лицами   независимо   от    их
организационно-правовой  формы,  а  также гражданами,  осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     43. В  случае  отсутствия  юридических  лиц,  заинтересованных  в
строительстве и эксплуатации  объектов  туризма  и  отдыха,  природные
заказники  могут  в  установленном  порядке осуществлять эти работы за
счет бюджетных и собственных средств.
     Заказники могут  самостоятельно  осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Заказники обязаны:
     - вести  бухгалтерскую  и  статистическую  отчетность  в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
     - своевременно  направлять  соответствующим  органам  все данные,
необходимые  для  налогообложения  и  ведения  общегосударственной   и
отраслевой системы сбора и обработки информации;
     - представлять специально  уполномоченному  органу  Правительства
Москвы   отчеты   о  своей  деятельности,  а  также  о  поступлении  и
использовании финансовых средств.

                XI. Имущество природных заказников

     44. Государственные природные  заказники,  как  особо  охраняемые
природные  территории регионального значения,  являются собственностью
города Москвы.
     Земля, воды,  недра,  растительный и животный мир, находящиеся на
территории природных заказников,  предоставляются ему в пользование на
правах,   предусмотренных  федеральными  законами  и  законами  города
Москвы.  Изъятие  земель  и  других   природных   ресурсов   природных
заказников запрещается.
     Земельные участки в границах природных заказников предоставляются
государственным  природоохранным  учреждениям,  осуществляющим охрану,
содержание  и  использование  природных   заказников,   в   постоянное
(бессрочное) пользование в установленном порядке.
     Имущество государственных  природных  заказников,  в  том   числе
здания,   сооружения,   историко-культурные   объекты,   имущественные
комплексы,  оборудование  и  другое  имущество,  переданные  заказнику
учредителем,  закрепляются  за  ним  в  установленном порядке на праве
оперативного управления.
     Государственные природные   заказники   владеют,   пользуются   и
распоряжаются   закрепленным   за   ними   имуществом   в    пределах,
установленных гражданским и иным законодательством.
     45. В пользовании государственных природных заказников  находится
имущество:
     - закрепленное за природными заказниками Правительством Москвы;
     - приобретенное за счет бюджетных средств;
     - приобретенное   за   счет   доходов,   получаемых    природными
заказниками от реализации разрешенной хозяйственной деятельности;
     - полученное  в  порядке  дарения,  пожертвования,  завещания  от
юридических и физических лиц, а также по иным законным основаниям.
     46. Имущественные   отношения,   возникающие   между   природными
заказниками   и   участниками   гражданского   оборота,   регулируются
гражданским законодательством.
     Природные заказники   самостоятельно   распоряжаются  имуществом,
приобретенным  за  счет  доходов,  получаемых  от   деятельности,   не
противоречащей их целям и задачам,  в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
     Имущество природных  заказников,  переданное  им  в  форме  дара,
пожертвования или по завещанию,  приобретенное  им  за  счет  средств,
выделенных  по  смете,  поступает  в  оперативное управление природных
заказников.
     Контроль за использованием имущества,  находящегося в оперативном
управлении    природного    заказника,    осуществляет     Департамент
государственного  и  муниципального  имущества города Москвы,  а также
специально уполномоченный орган  Правительства  Москвы  по  управлению
особо охраняемыми природными территориями.

                      XII. Порядок реорганизации
                  и ликвидации природных заказников

     47. Реорганизация   и   ликвидация   природных   заказников,  как
государственных  учреждений,  проводится  в  порядке,  предусмотренном
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

         XIII. Контроль за деятельностью природных заказников

     48. Контроль     за     деятельностью     природных    заказников
осуществляется:
     - специально   уполномоченным  органом  Правительства  Москвы  по
управлению особо охраняемыми природными территориями;
     - иными государственными органами в пределах их компетенции.
  

                                                          Приложение 4
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                       от 9 апреля 2002 года  N 262-ПП


                                                           "УТВЕРЖДАЮ"

                             Руководитель специально   уполномоченного
                             органа Правительства Москвы по управлению
                             особо охраняемыми природными территориями
                                                       в городе Москве

                                                 " "___________2002 г.


                            ФОРМА ПАСПОРТА
     
         особо охраняемой природной территории города Москвы
          (приводится название и категория особо охраняемой
                        природной территории)


                   Раздел I. УСТАНОВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

     1. Название  особо  охраняемой  природной  территории (приводится
полное официальное название особо охраняемой  природной  территории  в
соответствии с решением Московской городской Думы о ее образовании).
     2. Категория  особо  охраняемой  природной территории (приводятся
реквизиты документа о создании особо охраняемой природной территории).
     3. Местоположение  особо  охраняемой   природной   территории   в
структуре  административно-территориального  деления г.Москвы (следует
привести     наименование     территориальных     единиц     (районов,
административных   округов  и  иных  территориальных  единиц,  имеющих
наименования и границы, закрепленные нормативными правовыми актами), в
границах   которого(ых)   расположена   особо   охраняемая   природная
территория).
     4. Общая площадь особо охраняемой природной территории (га).
     5. Описание  границ   особо   охраняемой   природной   территории
(приводится  описание  границ  и  реквизиты  документа  об утверждении
границ).
     6. Нормативная    правовая   основа   функционирования   (следует
перечислить  официальные  наименования  нормативных  правовых   актов,
регламентирующих  вопросы  образования,  управления и функционирования
(реорганизации) особо охраняемой природной территории,  определяющие и
регулирующие    режим,    границы,   статус   и   другие   особенности
функционирования: постановления, распоряжения, положения, акты о праве
землепользования и т.п.).
     7. Перечень основных объектов охраны особо  охраняемой  природной
территории (указать наиболее ценные компоненты природных комплексов:
     - охраняемые  виды растений и животных;
     - историко-культурные объекты;
     - другое).
     8. Ведомственная  подчиненность  (указать  организацию,  в   чьем
оперативном    управлении   находится   особо   охраняемая   природная
территория, либо указать - "не определена").
     9. Юридический   адрес   особо  охраняемой  природной  территории
(следует  указать:  полный  почтовый  адрес,  телефон,  факс,  E-mail,
фамилию, имя, отчество руководителя, сл. телефон).

         Раздел II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ООПТ И ОСНОВНЫЕ
                       ПРИРОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

     10. Режим и зонирование территории (необходимо представить в виде
таблицы или списка следующие сведения:
     - выделенные в пределах  особо  охраняемой  природной  территории
зоны;
     - каким   документом   (дата,   номер)   определено   зонирование
территории;
     - перечислить для каждой зоны:
     - название и площадь;
     - запрещенные виды деятельности и природопользования;
     - разрешенные  виды  деятельности  и природопользования (перечень
допустимых видов деятельности, допустимые объемы природопользования).
     При отсутствии зонирования территории указать - "отсутствует";  в
этом  случае   представляются   сведения   только   об   установленном
природоохранном режиме территории).
     11. Перечень земельных участков,  предоставленных  в  пользование
гражданам  и  юридическим  лицам  (необходимо  указать местоположение,
границы и реквизиты документов  на  основании  которых  осуществляется
пользование земельным участком, срок пользования землей).
     12. Режим охранной зоны (необходимо указать:
     - название,  дату  и  номер  документа,  которым создана охранная
зона;
     - название,  дату и номер документа(ов),  определяющего(их) режим
особой охраны этой территории;
     - размеры охранной зоны - ширина и площадь (га);
     - основные ограничения хозяйственной деятельности;
     - основные    разрешенные    виды   природопользования   и   иной
хозяйственной деятельности (перечень допустимых видов деятельности, на
какой    площади    разрешена    деятельность,    допустимые    объемы
природопользования).  При   отсутствии   охранной   зоны   указать   -
"отсутствует").
     13. Структура  учреждения,  организации,  осуществляющей  охрану,
содержание  и  использование  особо  охраняемой  природной  территории
(следует  дать  информацию   по   структурным   подразделениям;   если
собственного штата нет, указать - "отсутствует").
     Приложения к  паспорту  особо  охраняемой  природной  территории,
являющиеся его неотъемлемой частью:
     - выкопировка из географической карты  М  1:20000  с  нанесенными
границами особо охраняемой природной территории и охранной зоны;
     - схема зонирования особо охраняемой природной территории.

  
                                                          Приложение 5
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                       от 9 апреля 2002 года  N 262-ПП
   
                    Форма охранного обязательства

     по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой
     природной территории ________ (категория, статус и название)


     Юридическое лицо    (физическое    лицо),   в   лице   _________,
действующего на основании ________ (Устава,  Положения, Учредительного
договора  и  др.),  именуемое  в  дальнейшем  "Охраняющий",  обязуется
выполнять все положения настоящего Охранного обязательства.
     Учитывая, что  земельный  участок,  имеющий  адресные  ориентиры:
г.Москва,  ________,  площадью____  га,  предоставленный  в   ________
(указывается  вид  пользования  земельного участка) сроком на ____ ___
для________________ на основании______ (приводятся реквизиты  договора
аренды),  в  соответствии с________ (название и реквизиты нормативного
правового акта о  создании  особо  охраняемой  природной  территории),
входит   в   границы   _______(название   особо  охраняемой  природной
территории города Москвы), Охраняющий обязуется:
     - использовать земельный участок,  согласно целям и условиями его
предоставления,  а  также  в  строгом  соответствии   с   требованиями
природоохранных   нормативных   правовых   актов  и  Положения  ______
(название и реквизиты индивидуального Положения  об  особо  охраняемой
природной территории);
     - за счет собственных средств, в местах, предусмотренных проектом
планировки,  установить  аншлаги,  информирующие  о  границах и режиме
особо охраняемой природной территории;
     - беспрепятственно  допускать  на  территорию сотрудников _______
(название   особо   охраняемой   природной   территории),   специально
уполномоченного    органа   Правительства   Москвы,   а   также   лиц,
осуществляющих государственный экологический контроль;
     - беспрепятственно   допускать   на  территорию  лиц,  проводящих
научные исследования;
     - в  случае ухудшения состояния природных объектов,  связанного с
деятельностью Охраняющего,  за счет собственных  средств  осуществлять
природовосстановительные    мероприятия,    определенные    городскими
контролирующими организациями в установленном порядке;
     - обеспечить   проезд   собственного   автотранспорта   по  особо
охраняемой природной территории только по существующим дорогам  общего
пользования;
     - не проводить  любые  действия,  которые  могут  причинить  вред
объектам  живой  и неживой природы,  если это не связано с проведением
аварийных работ;
     - в  установленном  порядке убирать бытовой и строительный мусор,
не сжигать сухие листья и траву;
     - ежегодно  до  1  марта предоставлять дирекции _______ (название
особо охраняемой природной территории)  и  специально  уполномоченному
органу  Правительства  Москвы  отчет  о  проведенных за предыдущий год
природоохранных работах,  и до  1  января  представлять  информацию  о
планируемых мероприятиях по охране природных комплексов и объектов;
     - не проводить самовольные  посадки  деревьев  и  кустарников,  а
также   другие  самовольные  действия,  направленные  на  обустройство
отдельных участков особо охраняемой природной территории;
     - не   использовать   предоставленные  земли  для  садоводства  и
огородничества;
     - немедленно извещать дирекцию _______ (название особо охраняемой
природной территории) и специально уполномоченный орган  Правительства
Москвы    о   любом   повреждении,   стихийном   бедствии   или   ином
обстоятельстве,  нанесшим вред природному объекту или создающим угрозу
ему, а также своевременно принимать меры по ликвидации этого вреда.
     Границы участка указаны в прилагаемом к  Охранному  обязательству
паспорте земельного участка.
     Настоящее Охранное обязательство составляется  в  3  экземплярах,
один  из  которых  хранится  у  Охраняющего,  второй  в дирекции особо
охраняемой природной территории,  третий у специально  уполномоченного
органа Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными
территориями в городе Москве.
     Приложения к Охранному обязательству, являющиеся его неотъемлемой
частью:
     - приложение N 1 - паспорт земельного участка;
     - приложение N 2 - перечень сооружений,  разрешенных к размещению
на земельном участке;
     - приложение N 3 - схема особо охраняемой природной территории со
схематично нанесенным участком, переданным в пользование.


Руководитель специально                   "Охраняющий"
уполномоченного органа                      ________________
Правительства Москвы                            (подпись)
по управлению особо
охраняемыми природными
территориями в городе Москве
                                              ____________
__________________ (подпись)                    (дата)

__________________ (дата)




Охранное обязательство зарегистрировано
специально уполномоченным  органом
Правительства Москвы по управлению
особо охраняемыми природными
территориями  в  городе  Москве
Регистрационный  N  ___
от   "____"  ____________ 200 г.



  
                                                          Приложение 6
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                       от 9 апреля 2002 года  N 262-ПП
   
                      Положение о службе охраны
        особо охраняемой  природной  территории города Москвы

      Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конституцией
Российской  Федерации,  федеральными  законами  "Об  особо  охраняемых
природных территориях" и "Об охране окружающей среды",  Уставом города
Москвы,  Законом  города  Москвы  "Об   особо   охраняемых   природных
территориях  в  городе  Москве" и иными нормативными правовыми актами,
определяет  основные  функции  и  полномочия   службы   охраны   особо
охраняемых природных территорий города Москвы

                        1. Общие положения

     1.1. Охрана природных комплексов и объектов на  особо  охраняемых
природных  территориях осуществляется специальной службой охраны особо
охраняемой природной  территории,  работники  которой  входят  в  штат
государственного природоохранного учреждения,  осуществляющего охрану,
содержание  и  использование  конкретной  особо  охраняемой  природной
территории (далее - учреждения).
     1.2. Специальная  служба  охраны   особо   охраняемой   природной
территории  осуществляет  свою  деятельность в тесном взаимодействии с
Управлением по борьбе с правонарушениями в области  охраны  окружающей
природной  среды  ГУВД г.Москвы,  а также с органами,  осуществляющими
государственный экологический контроль.
     1.3. Специальная   служба   охраны   особо  охраняемой  природной
территории состоит из:
     - руководителя  службы  охраны  -  директора  учреждения  или его
заместителя;
     - инспекторов, входящих в штат учреждения.

                       2. Функции службы охраны

      В соответствии  с  возложенными  задачами  службой  охраны особо
охраняемой природной территории города  Москвы  реализуются  следующие
функции:
     - осуществление контроля за соблюдением установленного  режима  и
иных  правил  охраны  и  использования  окружающей  среды  и природных
ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
     - организация охраны особо охраняемых природных территорий;
     - выявление,    предупреждение    и    пресечение   экологических
правонарушений на особо охраняемой природной территории и ее  охранной
зоне.

        3. Права и обязанности специальной службы охраны особо
                   охраняемой природной территории

     3.1. Руководитель       службы      охраны,      государственного
природоохранного  учреждения,  осуществляющего  охрану,  содержание  и
использование  конкретной  особо  охраняемой  природной  территории  и
инспектора при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:
     - беспрепятственно  посещать в целях проверки организации объекты
хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности,  в
том   числе  объекты,  подлежащие  государственной  охране,  оборонные
объекты,  объекты гражданской обороны,  знакомиться  с  документами  и
иными   необходимыми   для   осуществления   экологического   контроля
материалами;
     - проверять  соблюдение нормативов,  государственных стандартов и
иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также
выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
     - проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны
окружающей среды при размещении,  строительстве, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации  и  выводе  из  эксплуатации  производственных  и  других
объектов;
     - проверять  выполнение  требований,   указанных   в   заключении
государственной  экологической экспертизы,  и вносить предложения о ее
проведении;
     - проверять   у  юридических  и  физических  лиц  соответствующие
документы,  дающие  право  осуществления  природопользования  и   иной
деятельности на особо охраняемых природных территориях;
     - информировать  нарушителей  о   нормативных   правовых   актах,
регулирующих вопросы, связанные с выявленным правонарушением;
     - предъявлять требования об устранении нарушения законодательства
в   области   охраны  окружающей  среды  и  нарушений  природоохранных
требований,    выявленных    при    осуществлении     государственного
экологического контроля;
     - проверять у лиц,  находящихся  на  особо  охраняемой  природной
территории,  документы  (пропуск,  разрешение) на право проезда по его
территории вне дорог общего  пользования,  проведения  изыскательских,
научноисследовательских  и  любых  других  работ и мероприятий,  сбора
коллекций,  ловли рыбы в специально  отведенных  для  этого  местах  и
другой деятельности, требующей специального разрешения;
     - направлять  в  установленных  законом   случаях   материалы   о
нарушениях законодательства об охране окружающей среде в следственные,
судебные и иные органы;
     - предъявлять  физическим  и юридическим лицам гражданские иски о
возмещении ущерба окружающей среде и природным объектам.
     3.2. Инспектора  обеспечиваются за счет средств,  предусмотренных
на содержание учреждения форменным обмундированием со знаками различия
и нагрудными знаками.
     Образцы форменного обмундирования со знаками различия,  нагрудных
знаков,  а  также  нормы  и сроки их выдачи устанавливаются специально
уполномоченным  органом  Правительства  Москвы  по  управлению   особо
охраняемыми природными территориями.
     Инспектора обеспечиваются  транспортными  средствами,  средствами
связи, приборами наблюдения и иным необходимым оборудованием.
     3.3. Специальная  служба  охраны   особо   охраняемой   природной
территории  совместно  с  Управлением  по  борьбе с правонарушениями в
области охраны окружающей природной  среды  ГУВД  г.Москвы,  органами,
осуществляющими   государственный   экологический  контроль,  и  иными
органами,  обязана  систематически  проводить  оперативные  рейды   по
выявлению нарушений режима особо охраняемой природной территории.
     3.4. Государственные инспектора обязаны:
     - предупреждать,  выявлять и пресекать нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды;
     - разъяснять  нарушителям  законодательства  в   области   охраны
окружающей среды их права и обязанности;
     - соблюдать требования законодательства  Российской  Федерации  и
города Москвы;
     - систематически  осуществлять  проверки  хозяйственной  и   иной
деятельности  юридических,  физических и должностных лиц по соблюдению
ими  установленного  режима  и  иных  правил  охраны  и  использования
окружающей  среды  и  природных ресурсов на особо охраняемых природных
территориях;
     - обеспечивать   взаимодействие   с   органами   внутренних  дел,
государственными органами,  общественными организациями  и  средствами
массовой информации.

Страницы: 1  2