О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 15.04.02 240

         О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
             И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
                  НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          15 апреля 2002 г.
                                N 240

                                (НТЦС)


     В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и
ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на территории Российской
Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Правила организации мероприятий по  предупреждению  и  ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;
     изменения и  дополнения,   которые   вносятся   в   постановление
Правительства  Российской  Федерации  от  21 августа 2000 г.  N 613 "О
неотложных мерах по предупреждению  и  ликвидации  аварийных  разливов
нефти"  (Собрание законодательства Российской Федерации,  2000,  N 35,
ст.3582).
     2. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  создавать   реестры   загрязненных   нефтью   и
нефтепродуктами  территорий  и  водных  объектов  с  целью определения
размеров  ущерба  и  потенциальной  опасности  этих  загрязнений   для
населения и окружающей природной среды.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
15 апреля 2002 г.
N 240


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 15 апреля 2002 года
                                                                 N 240

                               ПРАВИЛА
        организации мероприятий по предупреждению и ликвидации
            разливов нефти и нефтепродуктов на территории
                         Российской Федерации

     1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации,  в том числе  с  международными
договорами    Российской   Федерации,   устанавливают   требования   к
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов  нефти
и  нефтепродуктов  (далее  именуются  - мероприятия),  направленных на
снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность  населения  и
окружающую   природную  среду.  Организация  мероприятий  производится
федеральными органами исполнительной власти,  органами  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления    и    организациями,     осуществляющими     разведку
месторождений,  добычу нефти,  а также переработку,  транспортировку и
хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются - организации).
     2. В организациях,  имеющих опасные производственные объекты, для
осуществления  мероприятий  должен  быть  план  по  предупреждению   и
ликвидации  разливов  нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план),
разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с
предъявляемыми  требованиями  к  разработке  и  согласованию планов по
предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов   на
территории Российской Федерации.
     3. Перечень организаций (согласно их  отраслевой  принадлежности)
утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию
с Министерством Российской Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и
Федеральным горным и промышленным надзором России.
     4. Организации обязаны:
     создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации
разливов  нефти  и  нефтепродуктов,  проводить  аттестацию   указанных
формирований  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
оснащать  их  специальными  техническими  средствами   или   заключать
договоры  с  профессиональными  аварийно-спасательными  формированиями
(службами),  выполняющими  работы  по  ликвидации  разливов  нефти   и
нефтепродуктов,    имеющими    соответствующие    лицензии   и   (или)
аттестованными в установленном порядке;
     немедленно оповещать   в  установленном  порядке  соответствующие
органы государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления  о
фактах  разливов  нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их
локализации и ликвидации;
     иметь резервы   финансовых   средств   и  материально-технических
ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
     обучать работников  способам  защиты  и  действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
     содержать в  исправном  состоянии  технологическое  оборудование,
заблаговременно    проводить    инженерно-технические     мероприятия,
направленные    на   предотвращение   возможных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
     принимать меры  по  охране  жизни  и здоровья работников в случае
разлива нефти и нефтепродуктов;
     разрабатывать декларацию    промышленной   безопасности   опасных
производственных объектов;
     организовывать и   осуществлять   производственный   контроль  за
соблюдением   требований   промышленной   безопасности   на    опасном
производственном объекте;
     проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
     допускать к  работе  на  опасном  производственном  объекте  лиц,
удовлетворяющих  соответствующим  квалификационным  требованиям  и  не
имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
     иметь в  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,   лицензию   на   эксплуатацию  опасного  производственного
объекта;
     создавать и   поддерживать   в   готовности  системы  обнаружения
разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
     5. С  целью  определения  необходимого  состава сил и специальных
технических   средств   на   проведение   мероприятий    организациями
осуществляется    прогнозирование   последствий   разливов   нефти   и
нефтепродуктов и обусловленных ими  вторичных  чрезвычайных  ситуаций.
Прогнозирование  осуществляется  относительно  последствий максимально
возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска  с
учетом  неблагоприятных гидрометеорологических условий,  времени года,
суток,  рельефа  местности,  экологических  особенностей  и  характера
использования территорий (акваторий).
     Целью прогнозирования является определение:
     возможных масштабов  разливов нефти и нефтепродуктов,  степени их
негативного влияния на население и объекты  его  жизнеобеспечения,  на
объекты  производственной  и  социальной  сферы,  а  также  на объекты
окружающей природной среды;
     границ районов  повышенной  опасности  возможных разливов нефти и
нефтепродуктов;
     последовательности, сроков   и   наиболее   эффективных  способов
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
     6. Планирование   действий   по   ликвидации   разливов  нефти  и
нефтепродуктов и  доведению  остаточного  содержания  углеводородов  в
окружающей   природной   среде   до  допустимого  уровня,  отвечающего
соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий,
целевому  назначению  и  виду  использования земель,  водных объектов,
участков лесного фонда,  иных природных  объектов,  осуществляется  на
основе  результатов прогнозирования последствий максимально возможного
разлива нефти и нефтепродуктов,  данных о составе имеющихся на объекте
сил   и   специальных   технических   средств,   а   также   данных  о
профессиональных   аварийно-спасательных   формированиях    (службах),
привлекаемых для ликвидации разливов.
     Целью планирования  действий  по  ликвидации  разливов  нефти   и
нефтепродуктов   является   определение  необходимого  состава  сил  и
специальных технических средств  для  локализации  разливов  в  сроки,
указанные  в  пункте  7  настоящих  Правил,  а  также  для организации
последующих работ по их ликвидации.
     7. При  поступлении  сообщения  о  разливе нефти и нефтепродуктов
время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе  в
акватории,  6  часов  -  при  разливе  на  почве с момента обнаружения
разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации  о
разливе.
     Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям,  а
на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти
работы  проводятся  круглосуточно  в  любую  погоду  (на  море  -  при
допустимых навигационных  и  гидрометеорологических  условиях).  Смена
состава   формирований   (подразделений),  создаваемых  организациями,
проводится непосредственно на рабочих местах.
     Для уточнения   масштабов   разливов   нефти   и  нефтепродуктов,
сложившейся  обстановки  и  прогнозирования  ее   развития   создаются
оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
     При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и
федеральное   значение,   Министр   Российской   Федерации   по  делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных  бедствий  вправе  принять решение о созыве Межведомственной
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     8. Мероприятия   считаются   завершенными   после   обязательного
выполнения следующих этапов:
     прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
     сбор разлившихся   нефти   и   нефтепродуктов   до    максимально
достижимого   уровня,   обусловленного  техническими  характеристиками
используемых специальных технических средств;
     размещение собранных  нефти  и  нефтепродуктов для последующей их
утилизации,   исключающее   вторичное   загрязнение   производственных
объектов и объектов окружающей природной среды.
     Последующие работы по ликвидации  последствий  разливов  нефти  и
нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов
осуществляются в соответствии с проектами (программами)  рекультивации
земель   и  восстановления  водных  объектов,  имеющими  положительное
заключение государственной экологической экспертизы.
     Указанные работы  могут  считаться  завершенными  при  достижении
допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов  (или
продуктов  их  трансформации)  в  почвах и грунтах,  донных отложениях
водных объектов, при котором:
     исключается возможность  поступления  нефти и нефтепродуктов (или
продуктов их трансформации) в сопредельные  среды  и  на  сопредельные
территории;
     допускается использование  земельных  участков  по  их  основному
целевому  назначению  (с  возможными ограничениями) или вводится режим
консервации,   обеспечивающий    достижение    санитарно-гигиенических
нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их
трансформации)   или   иных    установленных    в    соответствии    с
законодательством   Российской   Федерации   нормативов   в   процессе
самовосстановления почвы (без  проведения  дополнительных  специальных
ресурсоемких мероприятий);
     обеспечивается возможность целевого использования водных объектов
без введения ограничений.
     9. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами  объектов
окружающей  природной среды,  произошедшего в результате хозяйственной
деятельности прошлых лет,  специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной  власти  в  области  охраны  окружающей  среды проводит
расследование причин загрязнения.
     Организации, на  территории  которых  находятся  источники такого
загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным
объектом  окружающей  природной  среды  и  его  возможным  влиянием на
объекты жизнеобеспечения населения,  а также  осуществить  необходимые
мероприятия.
     Работы по  ликвидации  загрязнения   нефтью   и   нефтепродуктами
объектов   окружающей  природной  среды,  произошедшего  в  результате
хозяйственной деятельности прошлых лет,  осуществляются в соответствии
с   проектами   (программами)   рекультивации  земель,  восстановления
объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение
государственной     экологической    и    санитарно-эпидемиологической
экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     10. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а
также  своевременное  оповещение  населения   о   связанных   с   ними
чрезвычайных  ситуациях осуществляются в соответствии с Порядком сбора
и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера,  утвержденным   постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  24  марта  1997  г.  N  334  (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1545).
     11. Отчет  о  завершении  работ  по  ликвидации  разливов нефти и
нефтепродуктов,  а  также  предложения  по   реабилитации   территорий
(акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями
по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости территориальных
органов   Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий,  Министерства транспорта Российской Федерации,  Министерства
здравоохранения Российской Федерации,  Министерства природных ресурсов
Российской  Федерации,  Министерства  сельского  хозяйства  Российской
Федерации,  Федерального  горного  и  промышленного  надзора   России,
Государственного   комитета   Российской   Федерации  по  рыболовству,
Министерства энергетики  Российской  Федерации  и  Федеральной  службы
России  по  гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.  Отчет и
предложения   представляются   в    указанные    федеральные    органы
исполнительной власти,  а также в орган исполнительной власти субъекта
(субъектов) Российской Федерации,  на  территории  которого  (которых)
произошел разлив нефти и нефтепродуктов.


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 15 апреля 2002 года
                                                                 N 240

       Изменения и дополнения, которые вносятся в постановление
       Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г.
       N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации
              аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"

     1. В  пункте  3 слова:  " в 3-месячный срок" исключить,  а слова:
"осуществляющих добычу,  переработку, транспортировку и хранение нефти
и   нефтепродуктов"   заменить   словами:   "осуществляющих   разведку
месторождений,  добычу нефти,  а также  переработку,  транспортировку,
хранение нефти и нефтепродуктов".
     2. В Основных требованиях к разработке планов по предупреждению и
ликвидации  аварийных  разливов  нефти и нефтепродуктов,  утвержденных
указанным постановлением:
     а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
     "стационарные объекты  хранения  нефти  и  нефтепродуктов  -  100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения";
     б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
     "3. Разливы   нефти   и   нефтепродуктов   классифицируются   как
чрезвычайные   ситуации   и    ликвидируются    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     В зависимости от объема и площади разлива нефти и  нефтепродуктов
на   местности,   во   внутренних   пресноводных  водоемах  выделяются
чрезвычайные ситуации следующих категорий:
     локального значения  -  разлив  от нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов  (определяется  специально  уполномоченным  федеральным
органом  исполнительной  власти  в области охраны окружающей среды) до
100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
     муниципального значения  -  разлив  от  100  до  500 тонн нефти и
нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы  муниципального
образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,  выходящий
за пределы территории объекта;
     территориального значения  -  разлив  от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской
Федерации  либо  разлив  от  100  до  500 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий   за   пределы   административной   границы   муниципального
образования;
     регионального значения - разлив от 1000  до  5000  тонн  нефти  и
нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за  пределы  административной  границы  субъекта  Российской
Федерации;
     федерального значения  -  разлив  свыше   5000   тонн   нефти   и
нефтепродуктов  либо  разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от
объема,  выходящий  за  пределы  государственной  границы   Российской
Федерации,  а  также  разлив  нефти  и  нефтепродуктов,  поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
     В зависимости  от  объема  разлива нефти и нефтепродуктов на море
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
     локального значения  -  разлив  от нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов  (определяется  специально  уполномоченным  федеральным
органом  исполнительной  власти  в области охраны окружающей среды) до
500 тонн нефти и нефтепродуктов;
     регионального значения  -  разлив  от  500  до  5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
     федерального значения   -   разлив   свыше   5000  тонн  нефти  и
нефтепродуктов.
     Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий
категория чрезвычайной ситуации может быть повышена";
     в) в пункте 6:
     в абзаце третьем слова: "осуществляющими добычу, транспортировку,
переработку  и  хранение  нефти  и  нефтепродуктов"  заменить словами:
"осуществляющими  разведку  месторождений,  добычу  нефти,   а   также
переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов";
     дополнить пункт абзацем следующего содержания:
     "Требования к  разработке и согласованию планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории  Российской
Федерации,  определяемые  Министерством  Российской Федерации по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных    бедствий,   согласовываются   с   федеральными   органами
исполнительной власти,  осуществляющими регулирование  деятельности  в
соответствующей сфере";
     г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Отчет  о  проведении  работ  по  ликвидации  разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
     причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
     описание и оценка  действий  органов  управления  при  устранении
источника утечки,  локализации и ликвидации последствий разливов нефти
и нефтепродуктов;
     оценка эффективности   сил  и  специальных  технических  средств,
применяемых  в   ходе   работ   по   ликвидации   разливов   нефти   и
нефтепродуктов;
     затраты на  проведение  работ  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти
и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
     расходы на  возмещение  (компенсацию) ущерба,  нанесенного водным
биологическим ресурсам;
     уровень остаточного   загрязнения  территорий  (акваторий)  после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
     состояние технологического   оборудования   организации,  наличие
предписаний  надзорных   органов   об   устранении   недостатков   его
технического   состояния,   нарушений   норм   и  правил  промышленной
безопасности;
     предложения по     дополнительному     оснащению     формирований
(подразделений) организации и  профессиональных  аварийно-спасательных
формирований (служб).
     Указанный отчет с приложением к нему необходимых  карт  (планов),
расчетов,   графиков,   других   справочных   материалов   хранится  в
соответствующих комиссиях по  чрезвычайным  ситуациям  не  менее  пяти
лет".