О РЕЗЕРВЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 апреля 2002 г. N 24-00/КП-51 (ФГ 02-17) В связи с поступающими запросами от страховых организаций Министерство финансов Российской Федерации разъясняет. В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Резерв предупредительных мероприятий (РПМ) по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т.е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика. Учитывая изложенное, страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать резерв предупредительных мероприятий в состав страховых резервов. Непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации. Средства РПМ имеют целевое назначение и предназначены только для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и не могут быть использованы на иные цели. Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в резерв предупредительных мероприятий, страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При этом при определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в РПМ. Страховщики вправе использовать средства РПМ в соответствии с положениями законодательства, в связи с чем представления в Министерство финансов Российской Федерации (Департамент страхового надзора) для согласования положений о резерве предупредительных мероприятий не требуется. Заместитель министра финансов Российской Федерации М. МОТОРИН |