ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 апреля 2002 г. N 284 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691); пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1551 "Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5809); постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1246 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5706); пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436). Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 29 апреля 2002 г. N 284 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 284 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве здравоохранения Российской Федерации I. Общие положения 1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортное дело, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять: государственный санитарно-эпидемиологический надзор; контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела. 2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. При Министерстве функционирует Федеральное управление медикобиологических и экстремальных проблем, являющееся государственным органом в его системе. 3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также в пределах своих полномочий организует их исполнение. Министерство обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительства Российской Федерации. 4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. II. Основные задачи 5. Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются: 1) проведение государственной политики в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; 2) разработка и реализация в пределах его компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению; 3) проведение государственной политики в области курортного дела; 4) совершенствование системы контроля качества медицинской помощи; 5) организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; 6) организация и осуществление государственного санитарноэпидемиологического надзора; 7) развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; 8) организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; 9) обеспечение в пределах его компетенции функционирования учреждений системы специального профессионального образования в сфере здравоохранения; 10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов; 11) разработка в пределах его компетенции нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за их соблюдением; 12) организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медикобиологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; 13) обеспечение в пределах его компетенции функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. III. Основные функции 6. Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации: предложения по вопросам развития здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, медицинской науки и курортного дела; ежегодно государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, а также доклады о реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела; предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения, организует мероприятия по иммунопрофилактике; ежегодно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, согласуемый в установленном порядке; 2) разрабатывает и утверждает: отраслевые стандарты в сфере здравоохранения; перечень видов бесплатной медицинской помощи, в том числе дорогостоящих, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, и порядок их учета; перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности; перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации; порядок проведения медицинскими организациями экспертизы временной нетрудоспособности; совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, а также порядок осуществления контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи в медицинских организациях документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; государственные санитарно-эпидемиологические правила; требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека; государственный стандарт качества лекарственных средств и государственный информационный стандарт в области обращения лекарственных средств; тексты фармакопейных статей; перечни лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача; правила лабораторной практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств; правила организации производства и контроля качества лекарственных средств; правила изготовления лекарственных средств; правила оптовой торговли лекарственными средствами; правила отпуска лекарственных средств; в пределах своей компетенции медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике; номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических работников в системе здравоохранения; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации; порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, работников в сфере курортного дела и порядок получения ими квалификационных категорий; порядок проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации; порядок аккредитации организаций, осуществляющих санитарно - эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, и порядок проведения этих работ; отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда работников здравоохранения; единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения; порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации; ежегодно согласуемые с Министерством образования Российской Федерации контрольные цифры и структуру приема в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров; 3) осуществляет: организацию работы по формированию федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, в том числе обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела, а также обеспечивает их реализацию; определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд; меры по совершенствованию организации профилактической, лечебнодиагностической и реабилитационной помощи населению; методическое руководство профилактикой травматизма и заболеваний, включая профилактику инфекционных, паразитарных, особо опасных инфекционных, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его жизнедеятельности; методическое руководство проведением диспансеризации населения, диспансерного наблюдения и медицинской реабилитации больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе социально значимыми; организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; выдачу разрешений на применение новых медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; направление граждан Российской Федерации на лечение за границей в установленном порядке; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации; методическое обеспечение и координацию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, а также формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга; государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний, травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин; государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов; координацию деятельности межведомственных специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; в установленном порядке государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также потенциально опасных химических и биологических веществ; ведение статистического учета и государственной статистической отчетности в сфере здравоохранения; экспертизу качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию; государственную регистрацию лекарственных средств, в том числе гомеопатических, и составление государственного реестра лекарственных средств; в установленном порядке государственную регистрацию и ведение реестра предельных отпускных цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; издание государственной фармакопеи; сбор и обобщение данных о применении, побочных действиях и об особенностях взаимодействия лекарственных средств; экспертизы экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств; выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности; в установленном порядке лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства; выдачу разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации партий незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований; государственную регистрацию и ведение государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники, в отношении которых выданы разрешения на применение в медицинской практике; выдачу разрешений на применение в медицинской практике новых изделий медицинского назначения и медицинской техники; в пределах своей компетенции разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд; разработку и реализацию программ метрологического и нормативнотехнического обеспечения системы здравоохранения; полномочия учредителя государственных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства; при участии Российской академии медицинских наук организацию и координацию научных исследований, экспертизу их результатов, в том числе в сфере курортного дела, а также создание новых медицинских технологий в здравоохранении и медицинской науке, их совершенствование и внедрение в практику здравоохранения достижений науки и техники; меры по обеспечению безопасных условий труда работников организаций системы здравоохранения, в том числе санаторно-курортных организаций, а также организацию научных исследований по этим проблемам на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний; ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; организацию функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф; организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также руководство формированиями и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; организацию работы по совершенствованию методов и средств оказания медицинской помощи и лечению пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций; в пределах своей компетенции координацию деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; создание в установленном порядке запасов медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, технических средств для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - экстренную поставку указанных средств в зону чрезвычайной ситуации; организацию мобилизационных запасов медицинских иммунобиологических препаратов, донорской крови и препаратов на ее основе; в мирное время формирование мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения; в период мобилизации и в военное время создание специальных формирований для Вооруженных Сил Российской Федерации и выделение оперативных коек, а также подготовку формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны к оказанию медицинской помощи населению; в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; подготовку предложений о привлечении инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения; в установленном порядке меры по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан; сотрудничество с соответствующими структурами государств - участников СНГ и других иностранных государств по вопросам здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия, курортного дела, медицинской науки и медицинского страхования, а также обмен делегациями работников здравоохранения, студентов медицинских и фармацевтических учебных заведений; публикацию материалов по вопросам здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения; рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 4) осуществляет совместно: с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию программ кадрового обеспечения системы здравоохранения, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и работников в области курортного дела, а также медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; с Министерством образования Российской Федерации и Российской академией медицинских наук меры по реализации государственной политики в области гигиенического воспитания и обучения населения, пропаганды здорового образа жизни; с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования взаимодействие информационных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в целях формирования единой системы информатизации отрасли; 5) участвует: в установленном порядке в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации; в разработке и реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в сфере здравоохранения; в разработке балансов спроса и предложения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; в установленном порядке в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителя работодателя; 6) выполняет контрольные и надзорные функции: государственный санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за фармацевтической деятельностью; контроль за выполнением производителями лекарственных средств правил организации производства и контроля качества лекарственных средств; контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции; контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебнооздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции; контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения. IV. Полномочия 7. Министерство здравоохранения Российской Федерации имеет право: 1) координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, подведомственные учреждения и другие организации здравоохранения в пределах выделенных Министерству бюджетных ассигнований; 3) издавать в установленном порядке в пределах компетенции Министерства нормативные правовые акты и иные документы; 4) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, других юридических и физических лиц сведения, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций; 5) учреждать в установленном порядке ведомственные награды; 6) участвовать в установленном порядке в создании организаций для поддержки развития здравоохранения, научно-технической деятельности, в том числе международной; 7) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 8) официально опубликовывать в установленном порядке принятые Министерством нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения; 9) проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с участием иных федеральных органов исполнительной власти, общественных и прочих организаций; 10) привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе иностранных, к решению проблем, входящих в компетенцию Министерства; 11) осуществлять издательскую деятельность, проводить информационно-рекламные и пропагандистские мероприятия, связанные с реализацией задач и функций, определенных настоящим Положением; 12) создавать ученый совет, а также экспертные, консультативные и информационно-аналитические советы, комитеты и комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их составы. V. Организация деятельности 8. Министерство здравоохранения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Министр здравоохранения Российской Федерации: 1) распределяет обязанности между своими заместителями; 2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах; 4) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей территориальных органов; 5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 6) утверждает в установленном порядке уставы организаций, находящихся в ведении Министерства, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с ними; 7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление; 8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление; 9) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата, территориальных органов и находящихся в ведении Министерства организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами; 10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. В Министерстве здравоохранения Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц. Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра. Коллегия рассматривает актуальные вопросы развития здравоохранения и медицинской науки, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации. 11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на государственное управление. 12. Министерство здравоохранения Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца. |