ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МПС РОССИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 22 марта 2002 г. N ВГ-6-02/340 (НЦПИ) Согласовано: первый заместитель министра путей сообщения РФ М.В. Иванков В связи с поступающими запросами, а также в целях обеспечения своевременного и полного поступления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в бюджет организациями железнодорожного транспорта МПС России Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает. 1. По налогу на прибыль Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" (далее - Кодекс). Согласно указанному Федеральному закону утратил силу Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (за исключением абзацев и пунктов, определенных статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ). Кроме того, согласно Перечню утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 N 121, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.96 N 629 "О порядке уплаты налога на прибыль, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс" утратило силу. В соответствии со статьей 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Организации федерального железнодорожного транспорта, являющиеся юридическими лицами, являются налогоплательщиками в соответствии с вышеназванной статьей Кодекса. Никаких особенностей по порядку исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и определения расходов для организаций железнодорожного транспорта МПС России главой 25 Кодекса не предусмотрено. В связи с этим при исчислении налога на прибыль доходы и расходы организаций железнодорожного транспорта, являющихся юридическими лицами, должны определяться с учетом положений указанной главы Кодекса. Что касается уплаты авансовых платежей организациями железнодорожного транспорта МПС России по налогу на прибыль в 1 квартале 2002 года, то МНС России письмом от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1@ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей налога на прибыль в 1 квартале 2002 года и перехода в 2002 году на определение доходов и расходов по кассовому методу", согласованным с Минфином России, разъяснило, что организации, рассчитывавшиеся с бюджетом до 1 января 2002 года в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (предприятия, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства), исчисляют и уплачивают авансовые платежи в 1 квартале 2002 года в порядке, действовавшем в 2001 году. Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта, указанный порядок был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.96 N 629 "О порядке уплаты налога на прибыль, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс", в соответствии с которым уплата налога на прибыль предприятиями и организациями, обеспечивающими перевозочный процесс, производилась на основании сводных балансов управлений железных дорог МПС России с зачислением сумм этого налога в бюджеты в соответствии с действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что управления железных дорог, которые в 1 квартале 2002 года уплачивают авансовые платежи в вышеуказанном порядке, должны исчислить сумму ежемесячных авансовых платежей в 1 квартале 2002 года, исходя из одной трети суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет за третий квартал 2001 года. По итогам первого отчетного периода 2002 года организации железнодорожного транспорта МПС России (юридические лица) должны исчислить сумму квартального авансового платежа по налогу на прибыль, исходя из действующей ставки налога в размере 24 процентов и фактически полученной прибыли, и произвести уплату этой суммы в сроки, установленные статьей 287 Кодекса с учетом внесенных авансовых платежей в течение 1 квартала 2002 года. 2. По налогу на добавленную стоимость Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщик (юридическое лицо) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Кодексом. Статьей 175 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан исчислить налог на добавленную стоимость в целом по организации (т.е. юридическому лицу), распределить его по обособленным подразделениям, не являющимся юридическими лицами, и уплатить в федеральный бюджет в соответствующей доле по месту нахождения каждого обособленного подразделения. В связи с тем, что налог на добавленную стоимость в размере 100 процентов поступает в доход федерального бюджета, МНС России письмом от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@, действие которого было пролонгировано на 2002 год письмом МНС России от 16.01.2002 N ВГ-6-03/41@, разъяснило, что юридические лица, имеющие в своем составе обособленные подразделения, могут уплачивать налог на добавленную стоимость по месту нахождения юридического лица без распределения по обособленным подразделениям. В соответствии с изложенным уплата налога на добавленную стоимость организациями федерального железнодорожного транспорта по месту нахождения организации (юридического лица) является правомерной. При этом организации (юридические лица), входящие в состав железных дорог, подлежат обязательной постановке на учет в качестве самостоятельных плательщиков налога на добавленную стоимость по месту своего нахождения и должны от своего имени по своей деятельности представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы и уплачивать его в бюджет самостоятельно. Уплата налога железными дорогами за юридические лица, входящие в их состав, действующим налоговым законодательством не предусмотрена. Обеспечьте контроль за своевременным поступлением организациями железнодорожного транспорта МПС России налога на прибыль в 2002 году. Первый заместитель министра РФ по налогам и сборам В.В. Гусев |