О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА". Постановление. Совет Федерации Федерального собрания РФ. 23.04.02 206-СФ

             О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
               РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ:
               ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
                  НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          23 апреля 2002 г.
                               N 206-СФ

                                 (Д)


     Заслушав информацию  Комитета  Совета  Федерации  по  правовым  и
судебным  вопросам  о  парламентских   слушаниях   "Уголовный   кодекс
Российской  Федерации  -  пять  лет  спустя:  проблемы  и  перспективы
совершенствования  норм  уголовного  законодательства"  и   рассмотрев
рекомендации  по  результатам указанных парламентских слушаний,  Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях по
результатам  парламентских  слушаний  "Уголовный   кодекс   Российской
Федерации - пять лет спустя:  проблемы и перспективы совершенствования
норм уголовного законодательства" (прилагаются).
     2. Направить   указанные   рекомендации   Президенту   Российской
Федерации,  в Государственную Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,   Правительство   Российской   Федерации,   Верховный   Суд
Российской Федерации,  Генеральную прокуратуру  Российской  Федерации,
законодательные   (представительные)   органы  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                         В.П. ГОРЕГЛЯД
23 апреля 2002 г.
N 206-СФ


                                                            Приложение

                                      к постановлению Совета Федерации
                                                 Федерального Собрания
                                                  Российской Федерации
                                                от 23 апреля 2002 года
                                                              N 206-СФ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                по результатам парламентских слушаний
      "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя:
               проблемы и перспективы совершенствования
                  норм уголовного законодательства "

     Обсудив итоги действия Уголовного  кодекса  Российской  Федерации
(далее   -  Кодекс)  за  пятилетний  период,  участники  парламентских
слушаний   отмечают,   что   принятый   в   сложных   и   нестабильных
социально-экономических   и  политических  условиях,  Кодекс  в  целом
адекватно  отражает   потребности   уголовно-правового   регулирования
качественно  новых  общественных  отношений  в  Российской Федерации и
соответствует мировым стандартам.
     Коренные изменения и преобразования,  происходящие во всех сферах
жизни общества и государства,  требовали принятия  уголовного  закона,
основанного  на  важных  исходных  принципах,  и  в  первую очередь на
конституционном   принципе   признания   приоритета   общечеловеческих
ценностей.  Охрана  и  защита  прав  и  свобод  человека и гражданина,
конституционного  строя,  равная  охрана  всех   форм   собственности,
общественного    строя   и   общественной   безопасности,   борьба   с
преступностью во всех ее проявлениях, и прежде всего с насильственной,
организованной  и  коррупционной  преступностью,  составили  концепцию
реформирования российского уголовного законодательства.
     В Кодексе  нашли  также отражение особенности новых экономических
отношений.  Некоторые составы преступлений,  ранее  отсутствовавшие  в
уголовном   законодательстве,  составили  значительную  долю  в  общей
структуре зарегистрированных экономических преступлений.  Это  сыграло
свою позитивную роль,  повлияв определенным образом на снижение уровня
зарождавшейся   преступности    на    фондовом    рынке,    в    сфере
внешнеэкономической, банковской и предпринимательской деятельности.
     Однако не   все   новые   уголовно-правовые   запреты   адекватно
использовались    на   практике.   Некоторые   составы   преступлений,
предусмотренные новыми  статьями  Кодекса,  в  силу  своих  внутренних
конструктивных   недостатков   и   обусловленных  ими  трудностей  при
установлении предмета доказывания не оправдали  возлагавшихся  на  них
надежд.   К  тому  же  часто  меняющееся  отраслевое  законодательство
требовало  внесения  соответствующих  поправок  в  нормы  действующего
Кодекса.
     Принятие Кодекса   не   остановило   развитие   законотворческого
процесса в этой сфере.
     Так, с 1997  года  по  март  2002  года  в  Государственную  Думу
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  было  внесено свыше 160
законопроектов,  касающихся изменения и дополнения  около  200  статей
Кодекса,  из них в первом чтении отклонено 30 законопроектов,  снято с
рассмотрения 40 и  принято  19  законопроектов.  Принятые  федеральные
законы  дополнили  Кодекс  семью  новыми  статьями,  в 50 статей (в 14
статей Общей части и 36 статей Особенной части)  внесены  изменения  и
дополнения. Остальные законопроекты находятся в стадии рассмотрения.
     То, что количество принятых федеральных  законов  составило  чуть
более  одной  десятой  части  от  количества внесенных законопроектов,
объясняется  недостаточной  обоснованностью  и  проработанностью  этих
законопроектов.  Для  авторов  большинства  законопроектов  характерно
следующее:
     а) мнение,  что  уголовный  закон  является  наиболее эффективным
средством разрешения любых социально значимых проблем (при том, что не
учитываются  регулятивные  и охранительные возможности других отраслей
права);
     б) желание  заполнить  мнимые  пробелы в уголовно-правовой охране
путем конструирования  большого  числа  специальных  уголовно-правовых
норм  при  наличии  в  Кодексе  общих уголовноправовых норм,  действие
которых  распространяется  на   соответствующие   деяния.   Избыточное
количество  специальных норм приводит к конфликтности и необоснованной
конкуренции уголовно-правовых норм при квалификации  преступлений,  не
способствует эффективному применению уголовного закона и подчас ставит
правоохранительные органы в трудное положение;
     в) стремление  ужесточить  санкции  многих уголовно-правовых норм
несмотря на то,  что судебная практика далеко не исчерпала карательных
возможностей действующих санкций.
     Для законодательного   процесса   важно   установить   правильное
соотношение  динамизма  и  стабильности  законодательства (в настоящее
время ход законопроектной работы характеризуется  явным  преобладанием
динамизма в ущерб стабильности).
     Основными направлениями дальнейшей работы над Кодексом являются:
     а) совершенствование  системы наказаний по видам и санкциям,  что
повлечет за собой повышение  эффективности  этой  системы  и  снижение
числа   лиц,   осуждаемых   к  лишению  свободы.  Последнему  особенно
препятствует то обстоятельство,  что суды лишены возможности назначать
наказания  в  виде  обязательных работ,  ограничения свободы и ареста,
призванных служить альтернативой лишению свободы;
     б) выработка    норм    об   ответственности   за   экономические
преступления  в  связи  с  обновлением  законодательной  базы   других
отраслей    права,    реализующих   предпринимательскую,   банковскую,
таможенную и иную деятельность;
     в) совершенствование  норм  об  ответственности  за преступления,
являющиеся проявлением организованной преступности и терроризма;
     г) декриминализация     ряда     уголовно-правовых     норм    об
ответственности за преступления небольшой тяжести с установлением  при
этом   за   их   совершение   административной  и  гражданско-правовой
ответственности;
     д) приведение  некоторых  норм  Кодекса  в соответствие с нормами
международного права;
     е) устранение конструктивных недостатков действующих норм с целью
исключения возможности их различного толкования в  правоприменительной
практике.
     Участники парламентских слушаний рекомендуют:
     1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
     ускорить работу  над  проектом  федерального  закона  "О  порядке
принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов";
     обеспечить первоочередное     рассмотрение     и      ратификацию
международных договоров и федеральных законов,  направленных на борьбу
с  международным  терроризмом,  коррупцией,  организованными   формами
миграции,  сексуальной  эксплуатацией  женщин  и детей и иными формами
организованной преступности;
     учитывать в  законотворческой  деятельности  положения Модельного
уголовного  кодекса  (рекомендательного  законодательного   акта   для
Содружества  Независимых Государств),  уголовных кодексов государств -
участников Содружества Независимых Государств;
     активизировать работу   по   рассмотрению  норм  об  установлении
уголовной  ответственности  за  преступления  против  военной  службы,
совершенные   в  военное  время  либо  в  боевой  обстановке;  создать
постоянно  действующие  экспертно-консультативные  советы  из  ведущих
специалистов  в области уголовного права и иных отраслей права с целью
экспертной оценки вносимых законопроектов;
     продолжать практику  проведения парламентских слушаний и "круглых
столов"  по  обсуждению  наиболее  сложных   и   актуальных   вопросов
уголовного   законодательства.   При   проведении   Советом  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации  во  втором  квартале  2003
года   "круглого   стола"   на  тему  "Уголовно-процессуальный  кодекс
Российской  Федерации:  защита  потерпевших,   свидетелей   и   других
участников   процесса"   обсудить  также  вопрос  о  соотношении  норм
Уголовного кодекса  Российской  Федерации  и  Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации.
     2. Правительству Российской Федерации:
     обеспечить финансирование   программ,  направленных  на  создание
материальной базы,  необходимой для введения в  действие  наказаний  в
виде  ареста,  ограничения  свободы  и  обязательных  работ  в  сроки,
установленные Федеральным законом от 10 января 2002  года  N  4-ФЗ  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в федеральные законы "О введении в
действие Уголовного кодекса Российской  Федерации"  и  "О  введении  в
действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации";
     в связи  с  предстоящей  ратификацией  Конвенции   об   уголовной
ответственности  за  коррупцию,  подписанной  Российской Федерацией 27
января  1999  года,  ускорить  разработку   соответствующего   проекта
федерального  закона  о  внесении  изменений  и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации;
     считать приоритетной  разработку  проектов  федеральных законов о
внесении  изменений  и  дополнений  в  Уголовный   кодекс   Российской
Федерации  по  вопросам  уголовной  ответственности  за  экономические
преступления по мере обновления законодательства Российской  Федерации
(налогового, таможенного, банковского и др.).
     3. Верховному  Суду  Российской  Федерации  продолжать  регулярно
обобщать   правоприменительную  практику  по  делам  о  преступлениях,
составами которых дополняется Уголовный кодекс Российской Федерации.
     4. Субъектам   права  законодательной  инициативы,  в  том  числе
законодательным  (представительным)  органам  государственной   власти
субъектов  Российской Федерации,  при реализации своих конституционных
полномочий активнее привлекать к законотворческому процессу научных  и
практических работников в соответствующих областях права, создавая для
подготовки законопроектов рабочие группы.