ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА БОРИСОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 2, 3 И 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 1 ЗАКОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СТАВКАХ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА 2001 ГОД" ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ 10 апреля 2002 г. N 104-О (Д) Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.Б. Борисова, установил: 1. Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые, в силу пункта 5 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Частью первой статьи 1 Закона Псковской области от 27 декабря 2000 года "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" эти ставки определены с превышением ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"; частью второй той же статьи предусмотрено, что уплата налога производится до регистрации, а в случае изменения владельца - при перерегистрации транспортных средств и в дальнейшем - ежегодно не позднее 1 августа. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации владелец транспортного средства гражданин А.Б. Борисов просит признать противоречащими статьям 2, 7, 8 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17, 18, 19, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 55 (часть 2), 57 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статью 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", поскольку, по его мнению, наделение субъектов Российской Федерации правом без каких-либо ограничений произвольно повышать ставки налога по сравнению с предусмотренными федеральным законом недопустимо, а взимание налога при перерегистрации транспортного средства, когда налог за него уже уплачен, и уплата налога до истечения календарного года приводят к двойному налогообложению. В дополнительной жалобе А.Б. Борисов оспаривает также конституционность пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которому целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются в том числе за счет налога с владельцев транспортных средств, пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 6, согласно которым порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов и сроки уплаты налога с владельцев транспортных средств устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. 2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относятся в том числе налоговая ставка и сроки уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж"). Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2003 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом. Пункт 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" устанавливает конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Вместе с тем пунктом 5 этой статьи допускается возможность увеличения ставок законами субъектов Российской Федерации. Данное положение, как аналогичное тем, которые признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также основанное на нем положение части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", которым установлены ставки налога, превышающие установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", в силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3). В то же время, учитывая, что суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"), уменьшение этих ставок законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как превышение субъектом Российской Федерации своих конституционных полномочий в сфере налогообложения, поскольку, не затрагивая интересы государства, облегчает положение налогоплательщиков; формирование доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении. Что касается иных упомянутых в жалобе положений Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", то определение источников целевых внебюджетных средств дорожных фондов (пункт 1 статьи 3), порядка образования и использования средств территориальных дорожных фондов (пункт 2 статьи 2) непосредственно права заявителя не затрагивает, а подтверждение того, что права А.Б. Борисова нарушаются установлением срока уплаты налога законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 6), заявителем не представлено. 3. Заявитель утверждает, что часть вторая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога на владельцев транспортных средств на 2001 год", предусматривающая срок уплаты налога - не позднее 1 августа календарного года, предполагает повторное или неоднократное взимание налога в полном размере при каждом переходе права собственности на транспортное средство к другому лицу. Однако такое утверждение не вытекает из содержания оспариваемой нормы, поскольку при предъявлении требования об исполнении налогового обязательства должны учитываться положения, относящиеся не только к налогоплательщику (владельцу транспортного средства), но и к элементам налога. Объектом налогообложения в данном случае является транспортное средство, а налоговым периодом - один год. Поэтому если в течение налогового периода изменился владелец транспортного средства, то в случае уже состоявшейся уплаты налога прежним владельцем у последнего, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого он владел транспортным средством. Кроме того, заявитель не представил документов, подтверждающих применение в его деле положений части второй статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", а потому его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьей 80 и частями второй, четвертой и пятой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. Положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также часть первая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивают силу и не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3). 2. Поскольку для разрешения поставленного гражданином А.Б. Борисовым вопроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств по сравнению с тем, как они определены пунктом 1 данной статьи, и части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения в виде постановления, а в остальной части жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми она может быть признана допустимой, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. 3. Дело гражданина Борисова Александра Борисовича, если оно разрешено на основании пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" в истолковании, расходящемся с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях и в настоящем Определении, подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке. 4. Определение по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в газете "Псковская правда", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. БАГЛАЙ 10 апреля 2002 г. N 104-О Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М. ДАНИЛОВ 10 апреля 2002 г. N 104-О |