ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЙ ПО ПАТЕНТУ, ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ: 1. С УЧЕТОМ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА НАЛОГА С ПРОДАЖ И НДС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ БАЗОЙ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА? 2. В КАКИЕ СРОКИ ОСУ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 03.04.02 28-11/15060

          ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
              РАБОТАЮЩИЙ ПО ПАТЕНТУ, ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ:
           1. С УЧЕТОМ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА НАЛОГА С ПРОДАЖ И НДС
            ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ БАЗОЙ
              ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА?
          2. В КАКИЕ СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПЛАТЕЖИ ПО ЕДИНОМУ
         СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ? 3. КАКОЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА
      В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ПО БАЗОВОЙ, СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ
        ЧАСТЯМ ПРЕДУСМОТРЕН ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 15.12.2001
       N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ в РФ"?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                           3 апреля 2002 г.
                            N 28-11/15060

                                 (Д)


     Согласно п.  2 ст.  236 Налогового кодекса Российской Федерации в
редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее  -  Кодекс)
объектом  обложения  единым  социальным  налогом  (далее  -  ЕСН)  для
индивидуальных  предпринимателей,   применяющих   упрощенную   систему
налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.95  N  222-ФЗ  "Об  упрощенной  системе
налогообложения,    учета    и   отчетности   для   субъектов   малого
предпринимательства" (далее - Закон).
     Налоговая база для этой категории налогоплательщиков на основании
п.  3 ст. 237 Налогового кодекса определяется как произведение валовой
выручки и коэффициента 0,1.  Пунктом 3 ст.  3 Закона установлено,  что
валовая   выручка   при   упрощенной  системе  налогообложения  должна
исчисляться  как  сумма  выручки,  полученной  от  реализации  товаров
(работ,  услуг),  продажной цены имущества, реализованного за отчетный
период, и внереализационных доходов.
     Следовательно, для  индивидуальных предпринимателей,  применяющих
упрощенную  систему  налогообложения,  сумма  выручки  при  исчислении
налоговой  базы  по  ЕСН  не  должна  уменьшаться  на  сумму налога на
добавленную стоимость и налога с продаж.
     В соответствии  с  п.  1  ст.  244  Кодекса расчет сумм авансовых
платежей   на   текущий   налоговый    период,    подлежащих    уплате
налогоплательщиками     -     предпринимателями,     не    являющимися
работодателями,  производится налоговым органом  исходя  из  налоговой
базы  данного  налогоплательщика  за  предыдущий  налоговый  период  и
ставок,  указанных в п.  3 ст. 241 Кодекса, если иное не предусмотрено
пунктами 2 и 6 этой же статьи.
     Согласно п.  4 названной статьи  авансовые  платежи  уплачиваются
налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
     1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в  размере
половины годовой суммы авансовых платежей;
     2) за июль - сентябрь - не позднее 15  октября  текущего  года  в
размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
     3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года  в
размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     В случае значительного (более чем  на  50  процентов)  увеличения
дохода  в  налоговом  периоде  налогоплательщик  обязан  (а  в  случае
значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию
с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В
этом случае налоговый орган производит перерасчет  авансовых  платежей
налога  на  текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не
позднее пяти дней с момента  подачи  новой  декларации.  Полученная  в
результате  такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные
для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих
авансовых платежей.
     Расчет налога   по   итогам   налогового   периода   производится
налогоплательщиками   -   предпринимателями,  применяющими  упрощенную
систему налогообложения,  самостоятельно исходя из  налоговой  базы  и
ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса.
     Разница между  суммами   авансовых   платежей,   уплаченными   за
налоговый период,  и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с
налоговой декларацией,  подлежит  уплате  не  позднее  15  июля  года,
следующего   за  истекшим  налоговым  периодом,  либо  зачету  в  счет
предстоящих  платежей  по  налогу  или  возврату  налогоплательщику  в
порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
     В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса для исчисления суммы налога
(авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога,  подлежащего
уплате в федеральный бюджет,  уменьшаются на ставки тарифа  страхового
взноса по обязательному пенсионному страхованию,  подлежащего уплате в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Статьей 22   Федерального  закона  от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  (далее  -
Федеральный  закон)  тарифы  страховых  взносов установлены только для
лиц, производящих выплаты физическим лицам.
     Согласно ст. 28 Федерального закона страхователи - индивидуальные
предприниматели,  не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают
суммы   страховых   взносов  в  бюджет  Пенсионного  фонда  Российской
Федерации в виде фиксированного платежа.
     Размер фиксированного   платежа   в   расчете   на  месяц  должен
устанавливаться  исходя  из  стоимости   страхового   года,   ежегодно
утверждаемой Правительством Российской Федерации.
     Минимальный размер   фиксированного    платежа    устанавливается
Налоговым  кодексом  Российской  Федерации и является обязательным для
уплаты.
     Порядок и  сроки  исчисления  и  уплаты  фиксированных платежей в
размере,   превышающем   минимальный,   определяется    Правительством
Российской Федерации.
     Документы по этим вопросам на сегодняшний день Правительством  не
приняты.    Таким    образом,   налогоплательщики   -   индивидуальные
предприниматели,  не  являющиеся   работодателями,   исчисляют   налог
(авансовый платеж по налогу) в части,  подлежащей уплате в бюджет,  по
ставке 19,2 процента и в полном объеме перечисляют его  в  федеральный
бюджет.

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
3 апреля 2002 г.
N 28-11/15060