ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЙ ПО ПАТЕНТУ, ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ: 1. С УЧЕТОМ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА НАЛОГА С ПРОДАЖ И НДС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ БАЗОЙ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА? 2. В КАКИЕ СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПЛАТЕЖИ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ? 3. КАКОЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ПО БАЗОВОЙ, СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЯМ ПРЕДУСМОТРЕН ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ в РФ"? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 3 апреля 2002 г. N 28-11/15060 (Д) Согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон). Налоговая база для этой категории налогоплательщиков на основании п. 3 ст. 237 Налогового кодекса определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Пунктом 3 ст. 3 Закона установлено, что валовая выручка при упрощенной системе налогообложения должна исчисляться как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сумма выручки при исчислении налоговой базы по ЕСН не должна уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками - предпринимателями, не являющимися работодателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 этой же статьи. Согласно п. 4 названной статьи авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей. Расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками - предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, самостоятельно исходя из налоговой базы и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) тарифы страховых взносов установлены только для лиц, производящих выплаты физическим лицам. Согласно ст. 28 Федерального закона страхователи - индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц должен устанавливаться исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяется Правительством Российской Федерации. Документы по этим вопросам на сегодняшний день Правительством не приняты. Таким образом, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, исчисляют налог (авансовый платеж по налогу) в части, подлежащей уплате в бюджет, по ставке 19,2 процента и в полном объеме перечисляют его в федеральный бюджет. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 3 апреля 2002 г. N 28-11/15060 |