Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ, МЕТОДИКИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ И ФОРМ ПАСПОРТОВ БИБЛИОТЕК, КИНОТЕАТРОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 26 марта 2002 г. N 388 (Д) В целях реализации положений пункта 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры" Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 955, приказываю: 1. Утвердить Концепцию паспортизации объектов культуры. 2. Утвердить Методику паспортизации объектов культуры. 3. Утвердить Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы). 4. Утвердить формы паспортов библиотеки, промышленного предприятия, кинотеатра. 5. Подведомственным организациям обеспечить предоставление необходимой информации для осуществления паспортизации объектов культуры. 6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Голутву А.А. Министр культуры Российской Федерации М.Е. ШВЫДКОЙ 26 марта 2002 г. N 388 Приложение 1 КОНЦЕПЦИЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ Политика, осуществляемая государством, направлена на достижение конкретных целей, устанавливаемых в целом на уровне бюджетного сектора. Достижению этих целей служит деятельность организаций, находящихся в государственной собственности, и органов исполнительной власти Российской Федерации (министерств и ведомств), которым эти организации подведомственны. Методы управления организациями, находящимися в государственной собственности, нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с меняющимися (в том числе и в сторону усложнения) целями деятельности государственного сектора. В частности, для разработки методов совершенствования управления государственными организациями Минэкономики России разработаны показатели экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, находящихся в собственности государства. В свою очередь, Минимущество России осуществляет контроль и координацию использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении у предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Отраслевые министерства и ведомства, входящие в структуру исполнительной власти Российской Федерации, курируют деятельность подведомственных организаций как объектов с определенной отраслевой спецификой, которая должна быть учтена при формировании государственной политики. Таким образом, организации, находящиеся в государственной собственности, могут рассматриваться как: 1. Единицы статистического учета, которые предоставляют некоторую информацию о своей деятельности в государственные и муниципальные органы статистического учета и наблюдения в форме обязательной статистической отчетности. 2. Субъекты экономической деятельности, оценивающие экономическую эффективность своей работы, финансовую устойчивость и ликвидность по утвержденным на федеральном уровне показателям. 3. Имущественные комплексы, включающие и использующие активы, переданные им в хозяйственное ведение (оперативное управление), а также анализирующие способы и результаты использования этих активов. 4. Организации с определенной отраслевой спецификой деятельности, курируемые отраслевыми министерствами и ведомствами. Рассмотрение организаций как объектов, управляемых государством с целью достижения комплексного результата, производится сегодня только в некоторых случаях, но и тогда не выявляются интегрированные показатели, по которым можно проанализировать все аспекты их деятельности. Для создания информационной основы проведения комплексного анализа деятельности организаций культуры Минкультуры России инициирует формирование базы данных показателей их деятельности. Анализ информации, представленной в существующих формах отчетности и внутреннего учета организаций культуры, не позволяет сделать выводы об эффективности деятельности исследуемых организаций и подробно исследовать отдельные аспекты их работы. Паспортизация объектов культуры представляет собой сбор, систематизацию, свод в электронной базе данных и анализ информации о деятельности и текущем состоянии организаций культуры, искусства и кинематографии по составленному перечню первичных и расчетных показателей, составляющих паспорт организаций культуры в различных областях деятельности. Мероприятия по проведению паспортизации позволят: 1. Сформировать электронную базу данных по основным показателям деятельности организаций культуры, которая сможет служить источником достоверных данных для принятия решений как по первичной информации, характеризующей деятельность организации, так и по производным комплексным показателям, рассчитанным для получения аналитических выводов о финансово - экономическом состоянии исследуемых объектов культуры. 2. Создать систему мониторинга показателей, заложенных в паспорта организаций культуры, и постоянного обновления базы данных. 3. Классифицировать показатели деятельности организаций культуры по степени значимости для оценки эффективности их работы. 4. Создать основу для внедрения новых методов оценки эффективности деятельности. 5. Получить аналитические заключения о финансово - экономическом и техническом положении исследуемых предприятий и учреждений (представляются как сравнительный анализ по всем исследуемым объектам и отдельно по каждому предприятию и учреждению). 1. Правовая основа проведения паспортизации объектов культуры Среди целей управления имущественным комплексом, устанавливаемых для бюджетного сектора (в частности, в Постановлении Правительства РФ N 1024 от 09.09.1999 "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации"), присутствуют: - оптимизация структуры собственности в соответствии с функциональным разделением полномочий и ответственности для достижения общих целей деятельности; - вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; - использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения внебюджетных средств для решения задач общественного сектора экономики. Для Минкультуры России вышеперечисленные цели также становятся приоритетными. Министерство, как и другие органы исполнительной власти Российской Федерации, в своих областях деятельности: - разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере культуры; - определяет цели и приоритеты в развитии отдельных видов культурной деятельности, музейного и библиотечного дела; - координирует деятельность, контролирует эффективность и качество работы подведомственных организаций, степень достижения целей деятельности министерства. Минкультуры России в соответствии с п. п. 46 и 47 раздела 6 Положения о Минкультуры России, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации" выполняет функции по: - управлению подведомственными организациями в пределах предоставленных полномочий; - проведению документальных ревизий и проверок производственной и финансово - хозяйственной деятельности; - контролю расходования средств федерального бюджета и эффективности использования находящегося у подведомственных организаций в оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности; - формированию направлений модернизации и содействию повышению технической оснащенности организаций сферы культуры; - разработке рекомендаций для промышленного производства соответствующей продукции. Функции министерства могут быть выполнены лишь при существовании полной и достоверной информационной базы, обеспечивающей правильное и своевременное принятие решений. Кроме осуществления строгого учета и контроля целевого использования подведомственного имущества, требуется оценить эффективность применения активов, в создание которых государство вложило бюджетные средства. В широком смысле активом является организация, функционирующая для достижения целей государства, в рассматриваемом случае, в сфере культуры, искусства и кинематографии. Исходя из этого, информационная база должна охватывать показатели, характеризующие не только использование имущественного комплекса, но и финансово - экономическое положение организации, специфику ее деятельности. Такой перечень первичных и расчетных показателей, входящий в информационную базу, и составит паспорт объекта культуры в определенной сфере деятельности. Мероприятия по составлению паспортов объектов культуры будут проводиться в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России" (2001 - 2005 годы) в соответствии с пунктом 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры". Кроме того, перечень, заложенный в паспорта объектов культуры, охватит показатели экономической эффективности деятельности ФГУП и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, необходимость ведения реестра которых закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23. Таким образом, будет сформирована отраслевая база данных показателей, характеризующих деятельность организаций культуры, искусства и кинематографии, подведомственных Минкультуры России, а также объектов культуры субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. 2. Этапы и календарный план проведения паспортизации объектов культуры Минкультуры России как органу исполнительной власти подведомственны коммерческие и некоммерческие государственные организации сферы культуры, искусства и кинематографии. В настоящее время из общего числа организаций, находящихся в ведении Минкультуры России, зарегистрированы в организационно - правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), федеральных предприятий и государственных предприятий 173 организации, в организационно - правовой форме федеральных учреждений - 247 организаций. В состав ФГУП входят, прежде всего, промышленные, научно - исследовательские, информационные, научно - производственные, проектные, строительные, реставрационные, снабженческо - сбытовые, транспортные и сервисные организации. Творческо - производственные ФГУП представлены киноорганизациями, цирками, организациями монументального искусства. В состав ФУ входят театры, музеи, музеи - заповедники, музыкальные и концертные коллективы, концертные организации, библиотеки, культурно - просветительные учреждения, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, средние специальные музыкальные школы, прочие заведения по подготовке кадров. Действия Минкультуры России по управлению и распоряжению государственным имуществом направлены на обеспечение сохранности уникальных ценностей и повышение социальной отдачи от их целевого использования. Это принципиально отличает процесс управления имущественным комплексом в сфере культуры не только от производственного сектора экономики, но и от других отраслей социальной сферы. К объектам, требующим особого внимания на предмет их сохранности, относятся памятники истории и культуры, предметы музейного фонда, библиотечные фонды, а также кинофонд. Включая подведомственные Минкультуры России организации, в Российской Федерации насчитывается 547 театров; 126 концертных организаций; 63 цирка; около 2,5 тысяч крупных районных библиотек; около 1400 кинотеатров; примерно 2,5 тысячи музеев и 300 высших и средних учебных заведений сферы культуры, искусства и кинематографии. Паспортизация объектов культуры в период с 2002 года по 2005 год охватит большинство организаций культуры, искусства и кинематографии по всем направлениям деятельности Минкультуры России (государственные и муниципальные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия) и будет проходить в несколько этапов (см. Приложение 3 "Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). При этом сбор данных непосредственно на местах (с выездом специалистов на объекты культуры с целью проведения диагностики) будет осуществляться путем формирования выборки организаций культуры - примерно 10% от общего их количества. Информация по остальным объектам культуры будет формироваться через почтовые запросы непосредственно по конкретным организациям культуры. Составление паспортов начнется с наиболее крупных организаций, подведомственных Минкультуры России, при работе с которыми уточнятся формы представления и обработки первичной и производной информации. В дальнейшем она затронет муниципальные, региональные и федеральные объекты культуры. На первом этапе (2002 год) составляются макеты, а также проводится сбор и обработка первичных данных паспортов библиотеки, кинотеатра, промышленного предприятия отрасли культуры. По промышленным предприятиям выводы по результатам паспортизации уже в 2002 году оформляются в виде аналитического заключения и предоставляются для принятия управленческих решений. В 2003 году составляются макеты паспортов и начинается паспортизация музеев, полностью проводится паспортизация киновидеопрокатных организаций, завершается паспортизация кинотеатров. До конца первого квартала 2004 года формируются макеты паспортов парков культуры, театров и цирков, а в течение 2004 года проводится окончательная обработка и анализ информации по паспортам музеев и парков культуры. 2005 год становится годом завершения паспортизации объектов культуры. Завершается сбор, обработка и анализ данных по театрам и циркам. Формируются макеты паспортов, и проводится паспортизация образовательных и концертных организаций, НИИ и киностудий (см. Приложение 3 "Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). В дальнейшем выводы будут обобщены и представлены в виде общего аналитического заключения по всем видам объектов культуры, паспорта которых были составлены. 3. Программы мониторинга, проводимые в настоящее время по отдельным направлениям деятельности Минкультуры России Следствием специфики работы Минкультуры России стало уделение особого внимания фондам учреждений культуры (библиотечным, музейным и кинофондам), а также памятникам истории и культуры. В настоящее время во исполнение распоряжения Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р в рамках утвержденного Плана - графика по реализации мероприятий Плана действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы осуществляется создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда, библиотечных фондов, а также кинофонда. С целью начала работ по созданию системы мониторинга Министерством издано 2 Приказа (N 575 от 29 сентября 2000 года и N 667 от 9 ноября 2000 года). Программа мониторинга сходна по содержанию с рассматриваемой в данной Концепции паспортизацией объектов культуры, однако ориентирована только на подведомственные организации, в которых хранятся специфичные фонды, требующие организации особых условий хранения и определенной системы управления. Система мониторинга предполагает контроль динамики изменения технического состояния памятников истории и культуры, качества проводимых реставрационных работ, соответствия характера использования данных объектов задачам сохранения культурного наследия, а также опросное и визуальное обследование фондохранилищ музеев, книгохранилищ библиотек, архивохранилищ, хранилищ кинофонда с точки зрения обеспечения их безопасности, условий хранения, порядка их использования в деятельности организаций. В рамках программы мониторинга разработаны анкеты, включающие в себя обширный перечень закрытых и открытых вопросов, характеризующих условия и технологию текущей деятельности учреждений культуры. Результаты мониторинга после обработки экспертами будут использоваться Минкультуры России как база для принятия управленческих решений в отношении проведения первоочередных работ по реставрации памятников и предметов фондов хранения, являются основой для оптимизации финансовых потоков, направляемых на эти работы. Таким образом, данный мониторинг проводится исключительно с целью выявления специфических условий деятельности организаций культуры для их изменения или совершенствования технологии работы. Однако, логика программы мониторинга, заключающаяся в формировании некоего объема первичных данных для дальнейшего его использования в процессе принятия управленческих решений, может быть применима и для объектов культуры, не охваченных этой тематической программой. Сбор информации об объектах культуры проводится не только в рамках мониторинга их фондов. Для получения достоверной информации о наличии и состоянии объектов государственной собственности, обеспечения эффективного управления государственным имуществом Минимущество России и Минкультуры России поставили перед подведомственными предприятиями и учреждениями задачу полной инвентаризации имущества и внесения соответствующих сведений в Государственный реестр федерального имущества. Принимая во внимание специфический характер учета наличия и использования отдельных имущественных объектов, отсутствие утвержденной методики их оценки, тесную связь использования таких объектов с авторскими и смежными правами, межведомственный и международный характер целого ряда направлений деятельности, связанной с обеспечением сохранности и законности использования государственного имущества в сфере культуры, Минкультуры России осуществляет контроль в данной области в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти: Роспатентом, Минфином России, МНС России, ГТК России. Инвентаризация федерального имущества является самым первым шагом по сбору и систематизации информации об эффективности использования государственных активов. Программа паспортизации должна стать следующим шагом, который позволит создать централизованную электронную базу данных по наиболее значимым объектам культуры федерального, регионального и местного подчинения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения текущего и долгосрочного характера. 4. Информация, сбор и обработка которой осуществляется в ходе паспортизации объектов культуры Паспортизация объектов культуры ставит своей целью создание основы для комплексной оценки эффективности деятельности организации путем анализа значений показателей, характеризующих результаты работы за период. Выбор комплексных показателей, по которым проводится аналитическая работа, зависит от направлений анализа, то есть от того, какую конечную информацию необходимо получить о результатах работы организации. Содержание конечной требуемой информации определяют цели, стоящие перед министерством, закрепленные за ним функции и текущие задачи, решения которых нужно добиться, исходя из вышеозначенных целей и функций. Текущими задачами, на решение которых направлена деятельность Минкультуры России, в настоящее время стали: 1) системное управление подведомственными организациями с регулярной оценкой степени достижения целей, поставленных перед министерством (управление по результатам); 2) внедрение методов расчета необходимых объемов расходования бюджетных средств и масштабов деятельности в разрезе каждой подведомственной организации исходя из рассчитанного целесообразного объема оказания услуг (выпуска продукции) бюджетным сектором экономики в сфере культуры, искусства и кинематографии; 3) обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг организаций культуры для всех слоев населения; 4) замена бюджетного финансирования внебюджетным там, где это целесообразно; 5) перевод на контрактную и инвестиционную систему бюджетного финансирования подведомственных учреждений в определенных сферах деятельности; 6) реорганизация государственных унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества, ликвидация недействующих и бесперспективных организаций; 7) повышение эффективности расходования бюджетных средств (деятельности подведомственных организаций), контроль эффективного и рационального использования в подведомственных предприятиях и учреждениях объектов недвижимости, оборудования, других имущественных объектов, полученных бюджетных и внебюджетных средств путем создания системы регулярного мониторинга основных показателей деятельности, финансово - экономического анализа состояния организаций; 8) мониторинг социально - культурного развития регионов России с целью осуществления общенациональной политики в области культуры, искусства и кинематографии. Выводы из анализа данных, собранных в результате проведения паспортизации, будут использоваться Минкультуры России для принятия решений именно по направлениям, означенным выше. В связи с этим, первичная информация о деятельности организаций по содержанию будет отражать следующие аспекты: - общие данные (наименование, реквизиты, адрес и др.); - правовой статус и документы, регулирующие деятельность; - характеристику земельного участка, на котором расположена организация (общие, экономические, юридические параметры); - персонал, особенности кадровой политики и мотивации работы сотрудников; - имущественный комплекс (основные и оборотные активы) - в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих имеющееся имущество, способы его использования и техническое состояние; - обновление основных и оборотных активов (натуральные и стоимостные показатели); - выпускаемая продукция (предоставляемые услуги) - в натуральном и денежном выражении (проектная мощность и фактические масштабы деятельности в отчетном периоде); - кредиторская и дебиторская задолженность, в том числе просроченная (по видам, срокам и основным контрагентам); - результаты деятельности организации в натуральных и денежных показателях (качественные и количественные показатели); - возникшие в отчетном периоде хозяйственные споры и наложенные административные взыскания. Показатели, включаемые в паспорт объекта культуры, предоставят возможность провести анализ эффективности работы организации: 1. Оценить текущее состояние организации как имущественного комплекса, степень эффективности и целевого использования государственного имущества, закрепленного за подведомственными организациями: - контроль состояния государственного имущества; - характеристика применяемых способов целевого использования имущества; - контроль условий сдачи имущества в аренду, законности заключаемых договоров аренды, доходов от аренды и направлений их использования, в том числе полного и своевременного перечисления в федеральный бюджет государственными унитарными предприятиями доходов от арендной платы по объектам недвижимого имущества; - контроль площадей неиспользуемых помещений - оценка возможных вариантов их использования, реструктуризация площадей; - согласование продажи недвижимого имущества и контроль перечисления доходов от продажи в федеральный бюджет; - анализ общих доходов от использования недвижимого имущества и перечисления части прибыли в федеральный бюджет; - анализ степени загрузки производственных мощностей на промышленных и аналогичных по характеру производства предприятиях отрасли. 2. Анализ масштабов деятельности, объема выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), ассортиментной и сбытовой политики: - оценка максимально возможного при существующем техническом и кадровом обеспечении объема выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг); - оценка величины выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде по укрупненному ассортименту - сравнение план - факт; - оценка перспектив рынка: возможности расширения ассортимента, географии сбыта, возможности совершенствования сбытовой политики, расширения спектра или пересмотра выполняемых функций; - необходимость увеличения или уменьшения проектных мощностей в зависимости от складывающейся рыночной ситуации и целей министерства в данном секторе рынка; - анализ необходимости перепрофилирования, приватизации, изменения методов управления, изменения функций, выполняемых в структуре подведомственных министерству организаций, передачи выполняемых функций другим государственным или частным организациям, ликвидации. 3. Анализ эффективности управления обязательствами организации: - анализ структуры пассивов и активов в отчетном и прошлых периодах - оценка правильности выбора источников финансирования текущей деятельности и обновления оборотных и основных средств; - оценка правильности расчета финансового и операционного циклов; - анализ работы с просроченной задолженностью; - анализ ликвидности. 4. Оценка результатов деятельности организации: - применяемые количественные и качественные показатели, оценивающие результаты работы организации, анализ целесообразности их применения и выводов, получаемых на их основе; - анализ необходимости внесения изменений в используемую систему показателей оценки результатов работы организации и разработка новой системы показателей; - анализ эффективности деятельности организации по двум системам показателей, оценка вклада организации в достижение целей министерства; - формирование заключения о методах повышения эффективности работы организации, необходимости реструктуризации этой организации как имущественного комплекса и других мерах совершенствования управления. На основе финансово - экономического анализа показателей предприятий комплексно оценивается их финансовая устойчивость, из чего можно сделать выводы о необходимости применения тех или иных мер по совершенствованию управления на предприятии, в том числе о возможностях реорганизации и реструктуризации активов. Также оцениваются финансово - экономические показатели деятельности учреждений культуры. Критериями такой оценки и анализа экономических показателей работы учреждений станут именно цели их деятельности, которые в большей степени заключаются в достижении социального эффекта, обеспечении сохранности культурного наследия и выполнении других специфических задач, возложенных на данные учреждения государством. В ходе паспортизации также будут оценены показатели эффективности и качества работы организаций культуры, применяемые в зарубежной практике в качестве утвержденных стандартов, наиболее оптимальных и достоверных критериев эффективности деятельности организаций культуры (какими являются, например, показатели деятельности библиотек, используемые в практике IFLA - Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений). 5. Типы показателей, рассчитываемых и анализируемых в ходе паспортизации объектов культуры В сформированной в ходе проведения паспортизации электронной базе данных должна быть заложена возможность автоматического расчета показателей, анализ которых позволит сделать вывод о степени эффективности работы предприятия или учреждения культуры. В структуре информационной системы будет заложена возможность расчета следующих видов показателей: доля специалистов различных категорий в составе работников организации; удельный вес объектов имущественного комплекса (помещений, оборудования и др.) с определенными характеристиками (используемых определенным образом) в общем имущественном комплексе объекта культуры (по площади или по балансовой стоимости) (%); износ различных видов основных средств (%); коэффициенты использования имущественного комплекса / масштабов деятельности организации (загрузки мощностей, использования помещений и др.) (показатели фондоотдачи в натуральном или денежном выражении); темпы обновления основных и оборотных фондов организации за период (%); коэффициенты оборачиваемости и покрытия общими доходами (валовой выручкой) активов и пассивов, а также отдельных их видов (дней, оборотов за период, раз); показатели фондоемкости, затратоемкости (в натуральном и денежном выражении); доля сумм по различным статьям доходов и затрат, соответственно, в общей величине доходов и затрат организации; экономические количественные показатели эффективности деятельности; качественные показатели эффективности деятельности. 6. Экономические показатели, характеризующие деятельность объектов культуры Показателями, по которым анализируется экономические аспекты деятельности предприятий (учреждений) сферы культуры, станут: 1. Оборачиваемость капитала. Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов. 2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования. Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Низкий коэффициент обеспеченности вложений во внеоборотные активы долгосрочными источниками финансирования свидетельствует о высоких рисках финансовой политики, проводимой организацией. 3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине. Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации. 4. Период финансового цикла. Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. 5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет. Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации. Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода). В настоящее время данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений сферы культуры. Однако уже в ближайшем будущем его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата: выполнение социальных и других общественных функций, а не получение дополнительных доходов в бюджет. 6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли. Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации. 7. Величина чистых активов организации. Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов. Экономические и специальные показатели, рассчитываемые с целью оценки эффективности деятельности организаций культуры, группируются в соответствии со значимостью их обоюдного сравнения, а в дальнейшем анализируются соотношения различных показателей, на основе чего делаются выводы об экономической и общей текущей ситуации в организации, применяемых методах управления и перспективах развития. Механизмы расчета показателей, необходимых для проведения анализа эффективности работы организации, а также примеры возможных интерпретаций текущей ситуации в организации в зависимости от соотношения различных показателей изложены в Методике обработки первичных данных в ходе паспортизации объектов культуры. В зависимости от сложившейся в организации экономической ситуации и перспектив, реальных для рассматриваемого направления деятельности, политика министерства по совершенствованию управления и реализации поставленных задач будет различной: от косвенной координации деятельности до прямого вмешательства в процесс работы с целью перестройки структуры управления, перепрофилирования, реорганизации, санации или проведения других мер, способствующих достижению целей деятельности Минкультуры России в целом. Таким образом, проведение паспортизации позволит создать основу для построения системы эффективного комплексного управления отраслью культуры для успешного выполнения задач, поставленных перед Минкультуры России. Приложение 2 МЕТОДИКА ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ Раздел 1. МЕТОДИКА СБОРА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ Паспорт объекта культуры состоит из двух составляющих: первичных и расчетных показателей. Производные (расчетные) показатели вычисляются после сбора первичных данных. Сбор информации о деятельности отдельных организаций культуры, искусства и кинематографии осуществляется в соответствии с составленным перечнем первичных показателей, включаемых в паспорта этих объектов культуры. Сбор данных проводится, прежде всего, с использованием ресурсов исследуемых объектов культуры. Другими значимыми источниками информации при недостатке предоставленных и собранных в организациях культуры данных станут: - существующие источники обработанной и первичной информации органов государственной и муниципальной власти, собирающих формы обязательной статистической отчетности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; - СМИ, проведенные маркетинговые, аудиторские, социологические исследования. Информация в ходе паспортизации собирается путем: 1. Формирования официальных запросов в региональные органы управления культуры и непосредственно в организации культуры с определением закрытого перечня требуемых к предоставлению данных. 2. Проведения исследования непосредственно в учреждении (на предприятии), включающего исследование первичных документов, проведение анкетирования, интервью и опросов, работу независимых экспертов и др. На первом этапе паспортизации сбор информации осуществляется преимущественно путем запросов информации и сбора данных непосредственно в организациях культуры. Составляется календарный план сбора информации в ходе проведения паспортизации, основным содержанием которого является график сбора информации с указанием: - конкретных объектов, по которым осуществляется сбор данных; - лиц, ответственных за сбор информации на каждом объекте, а также других специалистов, участвующих в работе по сбору информации; - ресурсное обеспечение, привлекаемое в процессе сбора информации; - сроки проведения сбора информации по каждому объекту культуры; - результаты, получаемые на каждом этапе сбора информации. Процесс сбора информации в ходе паспортизации организаций культуры начинается с определения полного содержания данных, уже существующих в первичном или обработанном виде: - в органах исполнительной власти РФ (Минкультуры России, Минимущества России и др.), например, по программе Мониторинг библиотечных фондов Минкультуры России; - в результате проведенных статистических исследований, аудиторских проверок, технических инвентаризаций и др.; - в федеральных и региональных СМИ. Информация, которая будет обобщена на первом, выше охарактеризованном этапе проведения паспортизации, в ходе следующих мероприятий проверяется и уточняется, а также дополняется по полному перечню первичных показателей, включаемых в паспорт библиотеки и промышленного предприятия отрасли культуры. Следующими этапами сбора информации станут: 1. Составление официального запроса с просьбой подготовить информацию по представленному списку показателей: - руководителям объектов культуры, по которым будет проводиться сбор данных; - органам статистического наблюдения РФ и регионов, в которых находятся исследуемые организации; - руководителям региональных органов исполнительной власти, курирующим культуру, искусство и кинематографию. 2. Выход на контакт с руководителями предприятий и учреждений, по которым планируется проводить сбор данных. Объяснение целей сбора информации, достижение предварительной договоренности о встречах в ходе проведения паспортизации и о санкционировании руководителями открытого доступа к информации о деятельности и текущем состоянии учреждений и предприятий. 3. Отправление запроса с указанием срока подготовки информации около 1 месяца. 4. Составление плана - графика командировок двух групп специалистов по выборочным объектам культуры - примерно около 10% от общего количества исследуемых объектов с момента подготовки ими информации с указанием: - очередности и периода посещения отдельных объектов культуры с целью сбора информации (с учетом времени, необходимого для первоначальной обработки информации, собранной непосредственно на объектах культуры и полученной по почте, см. ниже); - списка объектов, от которых информация на первом этапе (еще до приезда специалистов) будет получена по почте, - это будут все объекты культуры, кроме двух - четырех, на которые группы специалистов выйдут на первом этапе. 5. Выезд групп специалистов на первые предприятия и учреждения, предусмотренные планом - графиком командировок. 6. Первичная обработка собранных по первым объектам данных и сравнение ее по полноте и содержанию с информацией, поступившей по почте, исходя из сформированных запросов. 7. Продолжение командировок и первичного свода собранной информации. При этом информация, присланная по почте, в ходе последующих командировок уточняется, детализируется и дополняется. Результатами сбора данных станут показатели деятельности и текущего состояния исследуемых предприятий и учреждений и обосновывающие их значения официальные документы. Сбор информации о значениях отдельных показателей будет проходить по следующим направлениям: ---------------------------------------------------------------------- | Группа показателей | Источники информации | |---------------------------|----------------------------------------| | 1. Общие данные | Минкультуры России; | | | Минимущество России; | | | объект культуры | |---------------------------|----------------------------------------| | 2. Характеристика активов | Минкультуры России; | | | Минимущество России; | | | объект культуры; | | | статистические бюро; | | | БТИ | |---------------------------|----------------------------------------| | 3. Характеристика | Минкультуры России; | | непроизводственных | объект культуры; | | (библиотечных и др.) | статистические бюро; | | фондов | проведенные независимые исследования | |---------------------------|----------------------------------------| | 4. Характеристика | Минкультуры России; | | текущей деятельности | объект культуры; | | 5. Результаты деятель- | статистические бюро; | | ности | органы исполнительной власти субъектов | | | РФ; | | | Территориальное управление МНС РФ | | | по региону; | | | собственное исследование и анализ | | | текущей ситуации на предприятии (в | | | учреждении) | ---------------------------------------------------------------------- В ходе сбора данных в процессе паспортизации исследуется: - типовая бухгалтерская отчетность организации: типовые формы предприятия: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о финансовых результатах (форма N 2); отчет о движении капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5); типовые формы учреждения: отчет об исполнении сметы расходов (форма N 2); отчет об использовании бюджетных ассигнований (форма N 2-2); отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам (форма N 4); отчет о движении средств по текущему счету "Суммы по поручениям"; - специализированные формы отчетности организации; - пояснительные записки к бухгалтерской отчетности и отчетам руководителей; - аудиторские заключения; - информация, включаемая в статистическую отчетность федерального государственного статистического наблюдения, а именно в формы: N 1-п "Сведения о производстве промышленной продукции"; N 1-т "Сведения о численности и оплате труда работников"; N 1-ф "Сведения о состоянии расчетов на предприятии"; N 2-кс "Сведения о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений"; N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"; N 6-нк "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке"; и другие; - первичные документы учета, показатели которых расшифровывают и дополняют общие величины статей типовой отчетности. Раздел 2. МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ Обработка первичных данных проводится с целью получения аналитических выводов о текущем техническом состоянии и финансово - экономической ситуации в организации. Формирование аналитических заключений является последним этапом обработки данных, после которого появляется возможность принятия обоснованных решений о применении тех или иных методов государственной политики по отношению к исследованным организациям. Первичные данные, полученные в результате сбора информации, проходят несколько этапов обработки: 1. Группировка данных в соответствии с таблицей перечня первичных показателей паспорта. 2. Анализ причин расхождения данных в случае возникновения различных значений показателей, полученных из разных источников. Выявляется правильный или наиболее вероятный результат, который вносится в перечень первичных показателей паспортов исследуемых объектов. 3. Ввод первичных показателей паспортов в информационную систему (ИС) "Паспорт организации культуры". Ввод данных проводится вручную в созданную в ИС структуру базы данных - карточки первичной информации по организации культуры. 4. Автоматический расчет производных показателей, характеризующих работу исследуемых объектов культуры, в соответствии с механизмом расчета, изложенным в таблицах 1, 2. 5. Автоматическое формирование в ИС паспортов организаций отрасли культуры по соответствующим заложенным в систему макетам паспортов. 6. Автоматическая группировка показателей в соответствии с установленными критериями оценки эффективности работы организаций культуры (по определенным соотношениям показателей, охарактеризованным в Концепции проведения паспортизации объектов культуры и Методике обработки первичных данных). 7. Анализ информации, заложенной в паспортах исследованных объектов культуры, и формирование аналитических записок по результатам паспортизации. 1. Методика расчета показателей паспортов библиотеки, промышленного предприятия отрасли культуры, кинотеатра Производные показатели рассчитываются по определенным формулам, закладываемым в информационную систему. При этом в ИС сохраняется возможность дополнить перечень рассчитываемых показателей и при необходимости изменить формулы их расчета. Таблица 1 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА БИБЛИОТЕКИ ------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика основных средств | |----------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля | = Площадь неиспользуемых | | | неиспользуемых помещений | помещений (кв. м) / Общая | | | (%) | площадь помещений библиотеки | | | | (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в | | | сданных в аренду (%) | аренду (кв. м) / Общая площадь | | | | помещений библиотеки (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Плотность мест в | = Количество мест в читальном | | | читальном зале (мест на | зале (ед.) / Площадь читального | | | 1 кв. м) | зала (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Количество мест в | = Количество мест в читальном | | | читальном зале на 1 кв. | зале (ед.) / Площадь всех | | | метр площади библиотеки | помещений библиотеки (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая | | | средств (%) | (остаточная) стоимость основных | | | | средств (тыс. руб.) / | | | | Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x | | | | 100% | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика библиотечных фондов | |----------------------------------------------------------------------------------| | Количество единиц | = Количество единиц хранения | | | хранения библиотечных | библиотечных фондов (ед.) / | | | фондов на 1 кв. метр | Площадь книгохранилищ (кв. м) | | | площади книгохранилищ | | | | (ед. хр. на 1 кв. м) | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Количество единиц | = Количество единиц хранения | | | хранения библиотечных | библиотечных фондов (ед.) / | | | фондов на 1 кв. метр | Площадь библиотеки (кв. м) | | | площади библиотеки (ед. | | | | хр. на 1 кв. м) | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Среднегодовой объем | = Суммарный объем новых | Показатель можно | | обновления фондов за | поступлений за период 1998 - | рассчитать только | | период 1998 - 2001 гг. | 2001 гг. (ед. хр.) / 4 | при наличии данных | | (ед. хр.) | | за последние 4 | | | | года | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Коэффициент обновления | = (Новые поступления книг (ед. | Расчеты проводятся | | книжного фонда (%) | хр.) - Выбытие книжных фондов | по книжным фондам | | | (ед. хр.)) / (Книжные фонды на | библиотек. Книжные | | | начало отчетного периода (ед. | фонды на конец | | | хр.) + Книжные фонды на конец | отчетного периода | | | отчетного периода (ед. хр.)) / 2 | = Книжные фонды на | | | | начало отчетного | | | | периода + Новые | | | | поступления - | | | | Выбытие книжных | | | | фондов | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Коэффициент обновления | = (Новые поступления | Расчеты проводятся | | библиотечных фондов (%) | библиотечных фондов (ед. хр.) - | для библиотечных | | | Выбытие фондов (ед. хр.)) / | фондов в целом | | | (Библиотечные фонды на начало | | | | отчетного периода (ед. хр.) + | | | | Библиотечные фонды на конец | | | | отчетного периода (ед. хр.)) / 2 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Темп обновления | = 1 / Коэффициент обновления | | | библиотечного фонда в | библиотечных фондов (%) | | | результате новых | | | | поступлений (лет) | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля книг последних двух | = Количество книг последних двух | | | лет издания в составе | лет издания (ед. хр.) / Книжный | | | библиотечного фонда (%) | фонд библиотеки (ед. хр.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля книг последних пяти | = Количество книг последних пяти | | | лет издания в составе | лет издания (ед. хр.) / Книжный | | | библиотечного фонда (%) | фонд библиотеки (ед. хр.) | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика работы библиотеки | |----------------------------------------------------------------------------------| | Среднее количество | = (2 x Количество | | | зарегистрированных | зарегистрированных читателей на | | | читателей в отчетном | начало отчетного периода (чел.) | | | периоде (чел.) | + Запись новых читателей за | | | | отчетный период (чел.)) / 2 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Среднее количество | = Среднее количество | | | зарегистрированных | зарегистрированных читателей в | | | читателей на одно | отчетном периоде (чел.) / | | | посадочное место в | Количество мест в читальных | | | читальном зале в | залах (ед.) | | | отчетном периоде (чел.) | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля новых читателей в | = Количество зарегистрированных | | | общей величине | в отчетном периоде новых | | | зарегистрированных | читателей (чел.) / Среднее | | | читателей (%) | количество зарегистрированных | | | | читателей в отчетном периоде | | | | (чел.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Среднедневное количество | = Количество посещений | | | посещений библиотеки за | библиотеки за отчетный период | | | отчетный период (ед.) | (ед.) / 365 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Количество посещений на | = Количество посещений читальных | | | одно место в читальном | залов за период (ед.) / | | | зале (ед.) | Количество мест в читальном зале | | | | (ед.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Активность читателей (%) | = Количество посещений читальных | | | | залов и абонемента за отчетный | | | | период (читателей) / Общее число | | | | зарегистрированных в библиотеке | | | | читателей (чел.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Коэффициент | = (Количество посетителей | | | среднедневной | читального зала за отчетный | | | загруженности | период, работавших за | | | компьютеров библиотеки | компьютером (ед.) + Количество | | | (пользователей на один | посетителей компьютерного зала | | | компьютер в день) | (чел.)) / (Количество мест, | | | | оборудованных компьютерами, в | | | | читальном зале (ед.) + | | | | Количество рабочих мест | | | | (компьютеров) в компьютерном | | | | зале (ед.)) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Среднее количество | = Количество выданных | | | выданных наименований | наименований книг за отчетный | | | книг на одно посещение | период (ед. хр.) / Количество | | | (ед.) | посещений читальных залов | | | | (абонемента) за отчетный период | | | | (ед.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Оборачиваемость | = Количество выданных читателям | Количество | | библиотечных фондов | за период единиц хранения | выданных читателям | | (книжных фондов) (раз) | библиотечных фондов (книжных | единиц хранения на | | | фондов) (ед. хр.) / (2 x | одну единицу | | | Библиотечные фонды (книжный | хранения | | | фонд) на начало отчетного | библиотечных | | | периода (ед. хр.) + Новые | фондов (книжных | | | поступления в библиотечный фонд | фондов) (ед.) | | | (книжный фонд) за отчетный | | | | период (ед. хр.)) / 2 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Активные абоненты (%) | = Количество читателей, имеющих | | | | книги на руках в отчетном | | | | периоде (чел.) / Среднее | | | | количество зарегистрированных | | | | читателей в отчетном периоде | | | | (чел.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля специалистов среди | = Количество специалистов | | | библиотекарей (%) | (библиотечных работников) | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Финансово - экономические показатели деятельности | |----------------------------------------------------------------------------------| | Доля затрат на | = Затраты на комплектование | | | комплектование книжного | книжного фонда за период (тыс. | | | фонда в общей величине | руб.) / Затраты на | | | вложений в закупку | комплектование библиотечных | | | библиотечных фондов (%) | фондов за период (тыс. руб.) | | | | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Собственные доходы | = Доходы, полученные от | | | библиотеки (тыс. руб.) | предпринимательской и иной | | | | деятельности, приносящей доход | | | | (тыс. руб.) + Доход от сдачи в | | | | аренду помещений (тыс. руб.) | | | | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Соотношение собственных | = Доходы, полученные от | | | доходов и бюджетных | предпринимательской и иной | | | ассигнований (%) | деятельности, приносящей доход, | | | | а также от сдачи в аренду | | | | помещений (тыс. руб.) / | | | | Полученные в отчетном периоде | | | | бюджетные ассигнования (тыс. | | | | руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля собственных доходов | = Собственные доходы библиотеки | | | в общей величине | (тыс. руб.) / Поступления | | | финансовых поступлений | финансовых средств (тыс. руб.) | | | (%) | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Текущие затраты на одно | = Текущие затраты за отчетный | | | посещение библиотеки | период (руб.) / Количество | | | (руб./чел.) | посещений за отчетный период | | | | (чел.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Текущие затраты на | = Текущие затраты за отчетный | Показатель может | | единицу выданной | период (руб.) / Выдача | рассчитываться | | литературы (книг) | литературы (книг) за отчетный | отдельно по | | (руб./ед. хр.) | период (ед. хр.) | читальным залам и | | | | абонементу при | | | | наличии данных о | | | | затратах отдельно | | | | по абонементу и | | | | читальному залу | ------------------------------------------------------------------------------------ Таблица 2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ ------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристикавнеоборотных и оборотных активов предприятия | |----------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля | = Площадь неиспользуемых | | | неиспользуемых помещений | помещений (кв. м) / Общая | | | (%) | площадь помещений предприятия | | | | (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в | | | сданных в аренду (%) | аренду (кв. м) / Общая площадь | | | | помещений предприятия (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая | | | средств (%) | (остаточная) стоимость основных | | | | средств (тыс. руб.) / | | | | Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x | | | | 100% | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика деятельности предприятия | |----------------------------------------------------------------------------------| | Загрузка мощностей | = Валовый выпуск продукции | | | предприятия в | (услуг) в натуральном выражении | | | натуральном выражении по | по основным видам продукции | | | основным видам продукции | (услуг) / Проектные мощности | | | (услуг) (%) | предприятия в натуральном | | | | выражении по основным видам | | | | продукции (услуг) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Загрузка мощностей | = Выручка предприятия от | | | предприятия по основным | основной деятельности за период | | | видам продукции (услуг) | по основным видам продукции | | | в денежном выражении в | (услуг) (тыс. руб.) / Проектные | | | действующих ценах (%) | мощности предприятия по основным | | | | видам продукции (услуг) в | | | | денежном выражении в действующих | | | | ценах (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Оборачиваемость активов | = Выручка предприятия от | | | предприятия (раз) | основной деятельности за период | | | | по основным видам продукции | | | | (услуг) (тыс. руб.) / Величина | | | | активов (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Прямые затраты на рубль | = (Затраты на оплату труда (тыс. | | | реализованной продукции | руб.) + Материальные затраты | | | (руб.) | (тыс. руб.)) / Выручка | | | | предприятия от реализации | | | | продукции (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Средний месячный ФОТ | = ФОТ предприятия за период | | | предприятия (тыс. руб.) | (тыс. руб.) / 12 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Среднемесячная | = (Средний месячный ФОТ | | | заработная плата одного | предприятия (тыс. руб.) / | | | работника предприятия | Численность персонала | | | (руб.) | предприятия (чел.)) x 1000 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Единовременные | = (Единовременные поощрительные | | | поощрительные выплаты | выплаты (премии) за отчетный | | | (премии) за отчетный | период (тыс. руб.) / Численность | | | период на одного | персонала предприятия (чел.)) x | | | работника (руб.) | 1000 | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Степень мотивации | = Единовременные поощрительные | | | персонала (%) | выплаты (премии) за отчетный | | | | период (тыс. руб.) / ФОТ | | | | предприятия за период (тыс. | | | | руб.) | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика задолженности и пассивов предприятия | |----------------------------------------------------------------------------------| | Оборачиваемость | = 365 x Кредиторская | | | кредиторской | задолженность предприятия (тыс. | | | задолженности (дней) | руб.) / Выручка предприятия от | | | | основной деятельности за период | | | | по основным видам продукции | | | | (услуг) (тыс. руб.) | | | | | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля просроченной | = Просроченная кредиторская | | | кредиторской | задолженность (тыс. руб.) / | | | задолженности в ее общей | Кредиторская задолженность | | | величине (%) | предприятия (тыс. руб.) | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Результаты деятельности предприятия | |----------------------------------------------------------------------------------| | Общая рентабельность (%) | = Прибыль после уплаты налогов | | | | за отчетный период (тыс. руб.) / | | | | Выручка предприятия от основной | | | | деятельности за период по | | | | основным видам продукции (услуг) | | | | (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля отчислений от | = Отчисления от чистой прибыли в | | | чистой прибыли | государственный бюджет (тыс. | | | предприятия в бюджет (%) | руб.) / Прибыль после уплаты | | | | налогов за отчетный период (тыс. | | | | руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Коэффициент | = Величина внеоборотных активов | | | обеспеченности | (тыс. руб.) / (Долгосрочные | | | внеоборотных активов | пассивы (тыс. руб.) - | | | долгосрочными | Задолженность учредителей (тыс. | | | источниками | руб.) + Капитал и резервы (тыс. | | | финансирования (%) | руб.) - Накопленный убыток (тыс. | | | | руб.)) | | ------------------------------------------------------------------------------------ Таблица 3 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА КИНОТЕАТРА ------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика основных средств кинотеатра | |----------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в | | | сданных в аренду (%) | аренду (кв. м) / Общая площадь | | | | помещений предприятия (кв. м) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая | | | средств (%) | (остаточная) стоимость основных | | | | средств (тыс. руб.) / | | | | Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x | | | | 100% | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика работы кинотеатра | |----------------------------------------------------------------------------------| | Средняя цена кинобилета | = Выручка кинотеатра от | | | (руб.) | кинопоказа в отчетном периоде | | | | (тыс. руб.) / (Количество | | | | зрителей за отчетный период | | | | (чел.) x 1000) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Средняя заполняемость | = Количество зрителей кинозала в | | | зала кинотеатра, в | отчетном периоде (чел.) / | | | отчетном периоде (%) | Количество сеансов в отчетном | | | | периоде (ед.) x Количество мест | | | | в кинозале (ед.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля российских фильмов | = Количество | | | в репертуаре кинотеатра | продемонстрированных за период в | | | за отчетный период (%) | кинотеатре российских фильмов | | | | (ед.) / Количество | | | | полнометражных художественных | | | | фильмов, продемонстрированных за | | | | отчетный период (ед.) | | |----------------------------------------------------------------------------------| | Финансово - экономические показатели деятельности | |----------------------------------------------------------------------------------| | Оборачиваемость | = 365 x Кредиторская | | | кредиторской | задолженность (тыс. руб.) / | | | задолженности (дней) | Выручка от всей деятельности за | | | | период (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Доля просроченной | = Просроченная кредиторская | | | кредиторской | задолженность (тыс. руб.) / | | | задолженности в ее общей | Кредиторская задолженность | | | величине (%) | предприятия (тыс. руб.) | | |--------------------------|----------------------------------|--------------------| | Общая рентабельность (%) | = Прибыль после уплаты налогов | | | | за отчетный период (тыс. руб.) / | | | | Выручка от всей деятельности за | | | | период (тыс. руб.) | | ------------------------------------------------------------------------------------ Выручка от кинопоказа за отчетный период по кинотеатру в целом и, в том числе, по каждому из имеющихся отдельных кинозалов определяется как сумма произведений показателей "Количество зрителей за отчетный период, приобретших кинобилет за данную цену" и "Цена кинобилета, уплаченная зрителем за просмотр фильма", рассчитанных для разных ценовых категорий кинобилетов. Пример расчетов 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ КИНОПОКАЗА --------------------------------------------------------------------------- | | Зал 1 (--- мест) | Зал 2 (--- мест) | |-----------------------------|------------------------|------------------| | Цена кинобилета (руб.) | 20 |50 |100 | 50 |70 | |-----------------------------|--------|-------|-------|---------|--------| | Количество зрителей за | 1700 |1200 |500 | 350 |720 | | отчетный период, посетивших | | | | | | | определенный зал кинотеатра | | | | | | | за данную цену | | | | | | | билета (чел.) | | | | | | |-----------------------------|--------|-------|-------|---------|--------| | Выручка по ценовым | 20 x |50 x |100 x | 50 x |70 x | | категориям билетов | 1700 = |1200 = |500 = | 350 = |720 = | | (руб.) | 34000 |60000 |50000 | 17500 |50400 | |-----------------------------|------------------------|------------------| | Итого выручка за период | 144000 | 67900 | | по залам: | | | --------------------------------------------------------------------------- Таблица "Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % к общему количеству мест)" составляется для каждого зала кинотеатра по кварталам отчетного периода отдельно для будних и выходных дней по утренним, дневным, вечерним и ночным сеансам (при наличии таковых). Заполняемость кинозалов в зависимости от времени суток в среднем за отчетный период вычисляется как среднее арифметическое поквартальных показателей заполняемости кинозалов в будние и выходные дни. Пример расчетов 2. СРЕДНЯЯ ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛОВ КИНОТЕАТРА (В % ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МЕСТ) ------------------------------------------------------------------------ | Рассматриваемый период | Зал N 1 | Зал N 2 | | | (количество | (количество | | | мест) | мест) | |---------------------------------|------------------|-----------------| | 1. I квартал | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Будни | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 8 | 12 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 60 | 80 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 50 | 75 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 16 | 23 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 35 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 60 | 70 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | 2. II квартал | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Будни | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 8 | 12 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 70 | 80 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 60 | 75 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 15 | 25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 35 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 40 | 50 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | 3. III квартал | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Будни | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 15 | 9 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 30 | 20 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 55 | 68 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 45 | 50 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 20 | 30 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 90 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 50 | 65 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | 4. IV квартал | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Будни | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 5 | 8 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 10 | 27 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 70 | 80 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 45 | 65 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | 10 | 18 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | 60 | 60 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | 5. Итого средняя заполняемость | | | | за год по времени суток | | | | (среднее арифметическое | | | | квартальных показателей) | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Будни | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | (8 + 8 + 15 + | (12 + 12 + 9 + | | | 5) / 4 = 9 | 8) / 4 = 10,25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | (15 + 15 + 30 + | (25 + 25 + 20 + | | | 10) / 4 = 17,5 | 27) / 4 = 24,5 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | (60 + 70 + 55 + | (80 + 80 + 68 + | | | 70) / 4 = 63,7 | 80) / 4 = 77 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | (50 + 60 + 45 + | (75 + 75 + 50 + | | | 45) / 4 = 50 | 65) / 4 = 66,25 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Утренние сеансы | (16 + 15 + 20 + | (23 + 25 + 30 + | | | 10) / 4 = 15,25 | 18) / 4 = 24 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | (20 + 20 + 15 + | (35 + 35 + 25 + | | | 20) / 4 = 18,75 | 25) / 4 = 30 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | (85 + 85 + 85 + | (95 + 95 + 90 + | | | 85) / 4 = 85 | 95) / 4 = 93,75 | |---------------------------------|------------------|-----------------| | Ночные сеансы (00.00 и позже) | (60 + 40 + 50 + | (70 + 50 + 65 + | | | 60) / 4 = 52,5 | 60) / 4 = 61,25 | ------------------------------------------------------------------ Данные таблицы "Дополнительные показатели работы кинотеатра за последний год (если отчетный период меньше года - за отчетный период)" заполняются для каждого зрительного зала кинотеатра. "Среднее количество зрителей, посмотревших один фильм за все время его показа в кинотеатре" = "Количество зрителей, посетивших в рассматриваемом периоде определенный кинозал" x "Количество наименований фильмов (составлявших репертуар кинотеатра), продемонстрированных за рассматриваемый период в этом кинозале". В дополнение к среднему показателю отношения количества посетивших кинотеатр в отчетном периоде зрителей к количеству демонстрировавшихся в кинотеатре фильмов важна информация по кинотеатру в целом о фильмах, собравших наименьшее и наибольшее количество зрителей за время показа, и, соответственно, о количестве зрителей, посмотревших эти фильмы. Эти данные необходимо внести в таблицу далее в пункте 3 по кинозалам, в которых демонстрировались эти фильмы. 2. Механизмы расчета показателей экономической эффективности деятельности организаций культуры Некоторые экономические показатели, содержащиеся в паспортах объектов культуры, могут быть рассчитаны на основании данных официальной бухгалтерской отчетности организации. Среди них: 1. Оборачиваемость капитала = Выручка от основной деятельности (Валовый доход) / Активы Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. На этапе осуществления первоначальных вложений в деятельность организации устанавливается планируемый масштаб деятельности, от которого во многом зависит степень достижения поставленных учредителем целей. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов. Показатель планируемых масштабов деятельности рассчитывается исходя из заложенной проектной мощности, кадрового состава работников, технических и конъюнктурных возможностей осуществления определенного объема работ. 2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования = (Долгосрочные пассивы + Собственные средства) / Внеоборотные активы Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Значение показателя меньше единицы говорит о том, что организация финансирует долгосрочные активы за счет краткосрочных ненадежных источников, прежде всего кредиторской задолженности, что увеличивает риск непогашения кредиторской задолженности со всеми последствиями, включая инициирование процедуры банкротства. Рискованная финансовая политика в отдельных случаях может быть оправдана, а в некоторых - и необходима, однако долгосрочное ее применение снижает финансовую устойчивость организации до неприемлемого уровня. Собственные средства рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса (данные представлены по предприятию): Собственные средства = Капитал и резервы (490) - Задолженность учредителей (244) - убытки (390) + (-) корректировки (переоценка основных средств и др.) + Целевое финансирование (стр. 460) (в части направления средств в качестве инвестиций (как вклад в уставный капитал), то есть за вычетом покрытия текущих расходов). 3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине = Просроченная кредиторская задолженность / Общая величина кредиторской задолженности Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации и говорит о степени ее вовлеченности в "экономику неплатежей", когда текущая деятельность финансируется за счет накопления просроченных долгов. 4. Период финансового цикла Период финансового цикла (ПФЦ) в днях рассчитывается по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | ПФЦ = ВОЗ + ВОД - ВОК | | | | Средние запасы за период | | ВОЗ = ----------------------------------- x Т | | Себестоимость реализованных товаров | | | | Средняя дебиторская задолженность | | ВОД = --------------------------------- x Т | | Валовая выручка от реализации | | | | Средняя кредиторская задолженность | | ВОК = ---------------------------------- x Т, | | Валовая выручка от реализации | ---------------------------------------------------------------------- где: ПФЦ - период финансового цикла; ВОК - время обращения кредиторской задолженности; ВОЗ - время обращения запасов; ВОД - время обращения дебиторской задолженности; Т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (год = 360 дней, квартал = 90 дней, месяц = 30 дней и т.п.). Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. Оптимальное среднее значение показателя чуть меньше или больше нуля, так как это говорит о сбалансированном накоплении капитала в обороте и кредиторских обязательств. То есть организация не кредитует своих контрагентов в ущерб собственным интересам, одновременно не накапливая чрезмерную кредиторскую задолженность. Однако в организациях с быстрой оборачиваемостью капитала допустимо меньшее значение показателя, так как кредитуется оборот организации, который обеспечивает приемлемый уровень ликвидности. 5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет = % норматив отчислений x Объем полученной за период чистой прибыли (дохода) Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации. Предприятиям, осуществляющим свою деятельность на хозрасчетной основе, необходимо приносить прибыль своему собственнику в лице государства, поэтому показатель отчислений от чистой прибыли в бюджет должен планироваться на перспективу (в идеальном случае уже в момент создания новой организации, собственником которой является государство). Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода). В настоящее время данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений, подведомственных Минкультуры России. Однако, уже в ближайшем будущем его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата: выполнение социальных и других общественных функций, а не получение дополнительных доходов в бюджет. 6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли = Чистая прибыль (Доход организации после отчислений налога на прибыль) (стр. 160) / Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010) Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации. При его сравнении с долей отчислений из чистой прибыли организации в федеральный бюджет проясняется коммерческая значимость этой организации для государства и оценивается необходимость изменения коэффициента отчислений из прибыли в бюджет. Кроме того, сравнивается коммерческая и "государственная" эффективность деятельности организации. То есть оценивается чистый доход, получаемый от деятельности самой организацией и государством, но и качественные и количественные показатели, характеризующие результативность работы организации по достижению целей, определенных перед организацией государством как ее учредителем. 7. Величина чистых активов организации = Внеоборотные активы (Раздел I баланса: стр. 190) + Оборотные активы (Раздел II: стр. 290) - Балансовая стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 252) - НДС по приобретенным ценностям (стр. 220) - Целевые финансирования и поступления (стр. 450) - Долгосрочные обязательства (Раздел IV: стр. 490) - Краткосрочные обязательства (Раздел V: стр. 690) + Доходы будущих периодов (стр. 640) Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов. В случае значительного превышения расчетных активов расчетными пассивами (отрицательного значения чистых активов) организация финансирует за счет накопления обязательств затраты своей деятельности, которые не компенсируются получаемыми от текущей работы доходами. В результате часть взятых обязательств фактически не используется с целью дополнительного изыскания прибыли, что говорит о неэффективности работы организации и ее неустойчивом финансовом положении. Рассчитанные показатели создают основу для последующей оценки их значений путем сравнения с оптимальными величинами или с другими показателями, характеризующими различные аспекты деятельности организации. В ИС существует возможность дополнить описание выводов, характеризующих трактовку тех или иных сочетаний анализируемых показателей. Примером установления зависимостей между показателями может служить механизм оценки экономической эффективности деятельности, который будет применяться в ходе паспортизации объектов культуры. 3. Критерии оценки экономической эффективности деятельности объектов культуры Следствием анализа показателей, получивших отражение в паспортах объектов культуры, должно стать проведение мероприятий по совершенствованию управления организациями культуры. Исходя из этого, в результате аналитической обработки показателей их паспортов ситуация может быть интерпретирована несколькими способами: 1. Стабильные высокие показатели финансовой устойчивости и рентабельности указывают на эффективную деятельность с минимизацией рисков: Внеоборотные активы покрыты собственным капиталом. Чистые активы > 0 (значительная положительная величина). Хороший показатель рентабельности или Собственный капитал (СК) (равный значению статьи "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса) < Внеоборотных активов (ВА) < СК + Долгосрочные пассивы (ДП). Чистые активы > 0 (значительная положительная величина). Рентабельность выше среднего уровня. 2. Хорошие показатели эффективности деятельности, которые необходимо подкреплять постоянным внедрением новых решений с целью увеличения объема получаемой прибыли, а также закрепления и улучшения положения на рынке: СК < ВА < СК + ДП. СК > Чистые активы (ЧА) > 0. Рентабельность на среднем или приемлемом уровне. 3. Большая вероятность возникновения кризиса, связанного с необходимостью увеличения обязательств для финансирования вложений в активы из-за нехватки собственных средств в сочетании с проведением высокорисковой политики финансирования вложений во внеоборотные активы путем увеличения краткосрочных пассивов. Первоначальными мерами по уменьшению вероятности возникновения кризиса могут стать повышение уровня рентабельности или общего объема получаемой прибыли, уменьшение величины основных средств и совершенствование механизмов управления оборотным капиталом: ВА > СК + ДП - Убытки (У) (+ Прибыль (П)). СК = ЧА > 0. СК (на конец периода) - У (+П) (за период) < ВА (на конец периода) + Оборотные активы (ОА) (на конец периода) - Краткосрочные пассивы (КП) (на начало периода) - ДП (на начало периода). Рентабельность > 0. 4. Существование кризисных явлений, возникновение которых во многом связано со случайными (внешними) чрезвычайными внутренними причинами (начисление штрафных санкций, общеотраслевой спад спроса на продукцию, политические и природные факторы и др.). Здесь многое зависит от того, существует ли проработанная стратегия развития, в том числе и маркетинговая; остаются ли у организации перспективы развития в связи с изменившимися условиями. Важно также и то, насколько профессионально налажен и эффективен управленческий процесс: СК + ДП < ВА < ЧА. Накопленный убыток > 0. Рентабельность продаж > 0. 5. Ухудшение ситуации, связанное с появлением убытков от основной деятельности в текущем периоде при сохранении финансовой устойчивости на приемлемом уровне. При этом рискованность проводимой финансовой политики может быть низкой, что увеличивает шансы повышения эффективности с меньшими потерями, или высокой, что, соответственно, затрудняет процесс выхода из кризиса: СК + ДП = < ВА < ЧА > 0. Накопленный убыток = 0. Рентабельность продаж < 0. 6. Присутствие системного кризиса, вызванного во многом внутренними причинами, который, вполне возможно, не удастся преодолеть: ЧА < 0. ВА > СК + ДП. Рентабельность < 0. Находящийся в решающей стадии развития системный кризис управления организацией почти с единичной вероятностью повлечет прекращение деятельности либо путем продажи активов, либо путем полного перепрофилирования с использованием только части активов и значительными инвестициями в основной и оборотный капитал, то есть фактически через реализацию нового проекта, подразумевающего взятие обязательств по выплате накопленной задолженности кредиторам в будущих периодах за счет полученной прибыли (что равноценно реструктуризации задолженности). Системный кризис организации может включать в себя: - получение убытков от хозяйственной деятельности, возрастающих в динамике и в сумме начинающих превышать квартальную выручку от реализации; - утрату собственного капитала в обороте, а также финансирование внеоборотных активов за счет краткосрочных пассивов, величина которых не покрывается ни выручкой от реализации за текущий период, ни имеющимся объемом оборотных активов; - увеличение объема просроченной кредиторской задолженности поставщикам, покупателям, а также бюджетам разных уровней и внебюджетным фондам, что влечет начисление штрафов, пеней и других штрафных санкций, то есть к дополнительным убыткам; - нарастающее отвлечение средств в незавершенное производство и запасы, а оборотного капитала в дебиторскую задолженность с высокой возможностью ее невозврата (товарные ссуды потребителям, общая величина которых не покрывается полугодовой выручкой от реализации); - другие явления, ведущие в конечном счете к нарастанию убытков и отвлечению средств из реально работающего оборота; Сходный по форме анализ будет проводиться по качественным и специальным показателям, характеризующим деятельность организаций культуры. В результате же формируются аналитические выводы о текущей ситуации в организации культуры и рекомендации о возможных способах воздействия на повышение эффективности ее деятельности. Приложение 3 Утвержден Приказом Министра культуры Российской Федерации от ----------- N --------- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН - ГРАФИК ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ (2002 - 2005 ГОДЫ) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | | | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | кв. | | | 2002 | 2002 | 2002 | 2002 | 2003 | 2003 | 2003 | 2003 | 2004 | 2004 | 2004 | 2004 | 2005 | 2005 | 2005 | 2005 | | | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | Страницы: 1 2 |