ОБ ОТКАЗЕ К ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АВАНОВА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ". Определение. Конституционный Суд РФ. 09.04.02 123-О

                                                                      
              ОБ ОТКАЗЕ К ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ              
               ГРАЖДАНИНА АВАНОВА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА               
                НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ                 
          ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ          
               "ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ"               
                                                                      
                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ                              
                                                                      
                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                                                                      
                           9 апреля 2002 г.                           
                               N 123-О                               
                                                                      
                                (НТЦС)                                
                                                                      
                                                                      
     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,     судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева,
В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,  В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,                         
     заслушав в   пленарном  заседании  заключение  судьи  В.О.Лучина,
проводившего на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное
изучение жалобы гражданина А.Я.Аванова,                               
                                                                      
                              установил:                              
                                                                      
     1. В своей жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
гражданин  А.Я.Аванов  оспаривает  конституционность части 2 статьи 11
Закона города Москвы от 11 марта 1998 года "Основы  жилищной  политики
города  Москвы"  (в  редакции  от 12 мая 1999 года),  согласно которой
граждане,  нуждающиеся в улучшении жилищных условий,  имеют  право  на
предоставление  в  пользование жилых помещений в жилищном фонде города
по  договорам  социального  или  коммерческого  найма,  безвозмездного
пользования,  иным  договорам  в порядке и на условиях,  установленных
Положением о порядке учета граждан,  нуждающихся в улучшении  жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве.            
     Как следует    из    представленных    материалов,    департамент
муниципального  жилья  и  жилищной  политики  при Правительстве города
Москвы на основании Положения о порядке постановки  на  учет  граждан,
нуждающихся  в  улучшении  жилищных условий,  и предоставления жилья в
городе Москве,  утвержденного постановлением Московской городской Думы
от  24 декабря 1997 года,  отказал А.Я.Аванову,  зарегистрированному в
городе Москве по месту пребывания,  в постановке на учет.  Пресненский
межмуниципальный  суд  города  Москвы  13  марта  2001  года отказал в
удовлетворении его жалобы на указанное решение со ссылкой на  то,  что
согласно  нормативным правовым актам города Москвы граждане признаются
нуждающимися в улучшении жилищных  условий  при  наличии  определенных
оснований  при условии проживания в городе Москве в общей сложности не
менее 10 лет  (и  иное  не  предусмотрено  законодательством),  причем
регистрация  граждан  в  городе  Москве  по  месту  пребывания не дает
основания для признания их нуждающимися в улучшении  жилищных  условий
(пункты 13 и 17 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан
в городе Москве,  утвержденного  постановлением  Московской  городской
Думы от 31 января 2001 года).                                         
     По мнению заявителя,  часть 2  статьи  11  Закона  города  Москвы
"Основы жилищной политики города Москвы" во взаимосвязи с Положением о
порядке улучшения  жилищных  условий  граждан  в  городе  Москве,  как
нарушающая   равенство   граждан,  конституционные  права  на  свободу
передвижения и на жилище,  противоречит статьям 2, 6, 7, 15, 17 (часть
1), 18, 19, 27, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.   
     2. Конституционное право на жилище предполагает создание органами
государственной  власти и органами местного самоуправления условий для
его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную
цену  из  государственного  и других жилищных фондов малоимущим и иным
указанным  в  законе  гражданам,  нуждающимся  в  жилище  (статья   40
Конституции  Российской Федерации).  Реализация этого права может быть
обусловлена    определенными     требованиями,     закрепленными     в
законодательных нормах.                                               
     Согласно статье 72 (пункт "к"  части  1)  Конституции  Российской
Федерации  жилищное  законодательство  находится  в совместном ведении
Российской Федерации  и  ее  субъектов.  Статья  3  Закона  Российской
Федерации  "Об  основах  федеральной  жилищной  политики" возлагает на
органы  государственной   власти   и   управления,   органы   местного
самоуправления  обязанность  по обеспечению прав граждан на жилище,  в
том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и
предоставления гражданам жилых помещений.                             
     Часть 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной  политики
города  Москвы"  имеет бланкетный характер.  Из ее содержания следует,
что законодатель города Москвы как субъекта Российской Федерации отнес
установление  оснований  и  порядка  признания  граждан нуждающимися в
улучшении жилищных условий  к  отношениям,  регулируемым  подзаконными
нормативными правовыми актами,  в данном случае - Положением о порядке
улучшения жилищных условий граждан в городе Москве.                   
     3. Нормативные положения, касающиеся регистрации граждан по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,  уже
были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации
в  делах  о проверке конституционности частей первой и третей статьи 8
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в  Российскую  Федерацию",  ряда  нормативных  актов  города  Москвы и
Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города
Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на
постоянное жительство в названные регионы,  а также Правил регистрации
и  снятия  граждан  Российской  Федерации  с регистрационного учета по
месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в   пределах   Российской
Федерации,   утвержденных   постановлением   Правительства  Российской
Федерации от 17 июля 1995 года.                                       
     В вынесенных по этим делам постановлениях (от 4 апреля 1996 года,
от 2 июля 1997 года,  от 15 января 1998 года и от 2 февраля 1998 года)
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.  
     Из статьи   71   (пункт  "в")  Конституции  Российской  Федерации
следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно
находится на территории Российской Федерации,  свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства находится в ведении  Российской
Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом
Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан  Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации",  в ее конституционно-правовом смысле
является  лишь  предусмотренным  федеральным  законом  способом  учета
граждан  в  пределах  Российской  Федерации,  носящим   уведомительный
характер  и  отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания
или жительства.                                                       
     Регламентируя условия   реализации   конституционного   права  на
жилище,  включая порядок признания граждан  нуждающимися  в  улучшении
жилищных  условий,  законодатель  в  целях  исключения злоупотребления
правом может предусмотреть в нормативных правовых  актах  определенные
организационно-учетные   правила.   Введение   условия   о  наличии  у
гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно  направлено
на  обеспечение  справедливого распределения жилья,  на предотвращение
возможных  злоупотреблений  со   стороны   граждан,   обращающихся   с
заявлениями  о  постановке  на  учет по улучшению жилищных условий,  и
органов управления муниципальным жильем,  а также  на  защиту  прав  и
законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может
рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27
и 40 Конституции Российской Федерации.                                
     При этом место жительства гражданина,  как указал Конституционный
Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2000 года по жалобе
гражданина  А.М.Кушнарева  на  нарушение  его   конституционных   прав
положениями  статьи  40  КЗоТ  Российской Федерации и статьи 12 Закона
Российской Федерации "О занятости населения",  может быть  установлено
судом  общей  юрисдикции на основе юридических фактов,  не обязательно
связанных  с  видом  регистрации;   исследование   таких   фактических
обстоятельств     Конституционному     Суду    Российской    Федерации
неподведомственно.                                                    
     Приведенные решения Конституционного Суда Российской Федерации, а
значит,  и содержащиеся в них правовые позиции  сохраняют  свою  силу.
Вытекающий     из    этих    решений    и    настоящего    Определения
конституционно-правовой смысл  положений  части  2  статьи  11  Закона
города  Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" в соответствии
со статьей 6 Федерального конституционного закона  "О  Конституционном
Суде   Российской   Федерации"  является  общеобязательными  для  всех
правоприменительных органов и должностных лиц.                        
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктами  1  и 3 части
первой  статьи   43   и   частью   первой   статьи   79   Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации                              
                                                                      
                              определил:                              
                                                                      
     1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы  гражданина  Аванова
Александра   Яковлевича,  поскольку  разрешение  поставленного  в  ней
вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и
поскольку  по  предмету  обращения  Конституционным  Судом  Российской
Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.         
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.                 
     3. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства  Российской   Федерации",   "Российской   газете"   и
официальных  изданиях органов государственной власти города Москвы,  а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".        
                                                                      
                                                                      
Председатель                                                          
Конституционного Суда                                                 
Российской Федерации                                        М.В.Баглай
                                                                      
Судья-секретарь                                                       
Конституционного Суда                                                 
Российской Федерации                                       Ю.М.Данилов