ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ, РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ ТРУДОВЫМ МАСТЕРСКИМ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИМ ИНВАЛИДНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 12 апреля 2002 г. N 26-12/17089 (Д) В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой следует руководствоваться общественным организациям инвалидов в целях формирования прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В соответствии со ст. 247 названной главы объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, в том числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, определяемых в соответствии с названной главой. В соответствии с подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, осуществленные налогоплательщиком - организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов. Целями, обеспечивающими социальную защиту инвалидов, признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера. При применении указанного выше подпункта следует иметь в виду следующее. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, предусмотрено, что у организаций, использующих труд инвалидов, в которых инвалиды от общего числа их работников составляют не менее 50 процентов и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда не менее 25 процентов, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (за исключением расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов), относятся осуществленные ими в отчетном (налоговом) периоде расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) к расходам на социальную защиту инвалидов, работающих в организации, относятся: оказание медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение; санаторно - курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно - ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; социально - бытовое, транспортное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание специальных рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно - бытового и отдельных зданий производственного назначения). Организациями, использующими труд инвалидов, в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, относятся взносы, фактически направленные в отчетном (налоговом) периоде на содержание общественных организаций инвалидов. Общественной организацией согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Законом N 181-ФЗ (ст. 33) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей) составляют не менее 80 процентов. Взносы, перечисленные на содержание общественных фондов и общественных объединений других организационно - правовых форм, определенных Законом N 82-ФЗ, союзам общественных организаций инвалидов и другим некоммерческим организациям организациями, использующими труд инвалидов, не могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Подпунктом 39 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подп. 38 названного пункта, также относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. При применении положений подп. 39 следует иметь в виду, что ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Отнесение указанных расходов в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, производится учреждениями, созданными общественными организациями инвалидов для выполнения функций некоммерческого характера. В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, общественными организациями инвалидов могут быть включены затраты, направленные на выполнение целей социальной защиты инвалидов, для которых в отчетном периоде, в котором понесены расходы, отсутствуют целевые поступления. В случае наличия целевых поступлений (в том числе целевых средств без указания конкретной цели расходования) указанные расходы могут учитываться в уменьшение налоговой базы только в размере фактически направленных на социальную защиту инвалидов сумм за вычетом остатка таких целевых поступлений (средств). Положения подпунктов 38 и 39 п. 1 ст. 264 НК РФ применяются к организациям, использующим труд инвалидов, общественным организациям инвалидов и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, обеспечивающим раздельный учет доходов и расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и товаров по перечню, определенному Правительством Российской Федерации, от доходов и расходов, связанных с производством и (или) реализацией других товаров, работ, услуг. Общественные организации инвалидов, получившие средства на их содержание и ведение ими деятельности, отражают указанные средства в Отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (Лист 14 налоговой Декларации по налогу на прибыль организаций), и по окончании налогового периода представляют его в соответствующие налоговые органы по месту своего учета. При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), они признаются доходом общественной организации инвалидов, получившей эти средства, и для целей налогообложения учитываются в составе внереализационных доходов. Получатели средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства. Таким образом, учитывая вышеизложенное, общественная организация инвалидов не вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы, связанные с благотворительной помощью трудовым мастерским инвалидов и другим хозяйственным обществам инвалидных организаций. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 12 апреля 2002 г. N 26-12/17089 |