О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 18.04.02 20-27/10

            О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
         ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО -
             РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
                         СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          18 апреля 2002 г.
                              N 20-27/10

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

                          18 апреля 2002 г.
                              N 20-27/10

                                 (Д)


     В целях  установления   единого   порядка   проведения   проверок
исполнения  органами  федеральной службы безопасности <*> Федерального
закона "Об оперативно - розыскной деятельности",  обеспечения режимных
требований  при  представлении  уполномоченным  прокурорам  материалов
оперативно   -   розыскной   деятельности,   руководствуясь   ст.   24
Федерального  закона  "Об  органах  федеральной  службы безопасности в
Российской Федерации", предлагаем:
--------------------------------
     <*> К  органам   федеральной   службы   безопасности   относятся:
подразделения  ФСБ  России,  подразделения  департаментов  ФСБ России,
подразделения   ФСБ   России   центрального   подчинения   (далее    -
подразделения ФСБ России), управления (отделы) ФСБ России по отдельным
регионам и субъектам Российской  Федерации  (далее  -  территориальные
органы  безопасности),  управления  (отделы)  ФСБ  России  по округам,
флотам,  группам   войск,   региональным   управлениям   ФПС   России,
объединениям  центрального  подчинения  (далее - органы безопасности в
войсках),  самостоятельные подразделения (службы,  отделы, отделения),
находящиеся   в  подчинении  территориальных  органов  безопасности  и
органов безопасности в войсках (далее - подчиненные подразделения).

     1. Заместителям  Генерального  прокурора  Российской   Федерации,
начальникам  управлений  и  отделов (на правах управлений) Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской
Федерации,  приравненным  к  ним  военным  и другим специализированным
прокурорам,  прокурорам  городов,  районов,  другим   территориальным,
военным  и иным специализированным прокурорам;  заместителям Директора
Федеральной службы безопасности  Российской  Федерации,  руководителям
(начальникам) подразделений Федеральной службы безопасности Российской
Федерации,  начальникам территориальных органов безопасности,  органов
безопасности  в  войсках  и  подчиненных  подразделений в практической
работе по реализации Федерального закона "Об  оперативно  -  розыскной
деятельности" и надзору за его исполнением исходить из того, что:
     1.1. Оперативно - розыскная деятельность и надзор за  законностью
ее  осуществления  должны  в  равной  степени  обеспечивать  не только
гарантии  соблюдения  прав  человека   и   гражданина,   правомерность
оперативно    -    розыскных    мероприятий,    но   и   установленный
законодательством  Российской  Федерации,   а   также   ведомственными
нормативно   -  правовыми  актами  порядок  организации  и  проведения
оперативно - розыскных мероприятий.
     1.2. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну,
а  также  иных  сведений,  ставших  известными  в  ходе  оперативно  -
розыскных  мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и
материалах,  а  равно  за  засекречивание  сведений,   не   подлежащих
отнесению  к  государственной  тайне,  либо  включение этих сведений в
носители данных,  составляющих государственную тайну, должностные лица
органов  прокуратуры и органов федеральной службы безопасности несут в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной  тайне"
и   Федеральным  законом  "Об  оперативно  -  розыскной  деятельности"
ответственность, вплоть до уголовной.
     2. Заместителям   Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам управлений и отделов (на  правах  управлений)  Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской
Федерации,  приравненным к ним  военным  и  другим  специализированным
прокурорам,   прокурорам  городов,  районов,  другим  территориальным,
военным   и   иным   специализированным   прокурорам,   уполномоченным
осуществлять  надзор  за  исполнением законодательства об оперативно -
розыскной деятельности, проверки соблюдения законности проводить:
     по обращениям граждан и должностных лиц;
     по результатам изучения материалов уголовных  дел  о  нераскрытых
преступлениях,  в  связи  с  отсутствием положительных результатов при
раскрытии  преступлений,  розыске  подозреваемых  или  обвиняемых   по
уголовным делам;
     при поступлении информации о  ненадлежащем  исполнении  поручения
следователя,  органа  дознания,  определения  суда по находящимся в их
производстве уголовным делам, а также указания прокурора;
     в соответствии   с  планом  работы  или  по  указанию  прокурора,
имеющего право давать такие указания.
     При этом  иметь  в  виду,  что сведения об организации,  тактике,
методах   и   средствах    осуществления    контрразведывательной    и
разведывательной  деятельности органов федеральной службы безопасности
в предмет проверок не входят.
     2.1. Проверки   проводить   только  тем  прокурорам,  на  которых
возложено  непосредственное  осуществление  надзорных  функций.  Копии
(выписки)   приказов  с  перечнем  уполномоченных  прокуроров  и  лиц,
ответственных за ведение делопроизводства по документам  оперативно  -
розыскной   деятельности,   направлять  для  сведения  соответствующим
начальникам органов федеральной службы безопасности.
     У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена соответствующая
форма допуска для работы со сведениями,  составляющими государственную
тайну.
     2.2. Выписывать   соответствующее   предписание   на   проведение
проверки  и  предъявлять  его  начальнику  органа  федеральной  службы
безопасности.
     Предписание оформлять   на   официальном  бланке  прокуратуры.  В
предписании   указывать   фамилию,   имя,   отчество    и    должность
уполномоченного  прокурора,  данные  о  наличии  допуска,  а также при
необходимости  -  другие   сведения,   вытекающие   из   ведомственных
нормативных документов.
     В управлениях  и  отделах  (на  правах  управлений)   Генеральной
прокуратуры   Российской   Федерации,   Главной   военной  прокуратуры
предписания  подписывать  начальникам  соответствующих  подразделений,
заверять их печатями подразделений по защите государственной тайны.
     В управлениях  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  в
федеральных  округах  предписания подписывать начальникам управлений и
заверять их печатями управлений.
     В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним
военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписывать
руководителям прокуратур, заверять их печатями подразделений по защите
государственной тайны.
     В прокуратурах  районов  и городов,  приравненных к ним военных и
иных   специализированных   прокуратурах    предписания    подписывать
прокурорам  и  заверять  их  печатями прокуратур.  Если уполномоченным
прокурором назначен прокурор района или города,  приравненный  к  нему
военный   или  иной  прокурор,  предписание  в  установленном  порядке
выдается вышестоящим  прокурором  и  незамедлительно  направляется  по
назначению.
     3. Оперативно - служебные материалы и иные  документы  изучать  в
установленном   нормативными   актами   порядке   ведения   секретного
делопроизводства, как правило, в помещениях органов федеральной службы
безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.
     Истребование таких  материалов  в   прокуратуру   производить   в
исключительных случаях.
     4. При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам:
     знакомиться с   нормативными   правовыми   актами   ФСБ   России,
регламентирующими   порядок   проведения   оперативно   -    розыскных
мероприятий,   с  учетно  -  регистрационной  документацией,  а  также
материалами дел оперативного учета,  сигнальных и оперативных подборок
(далее - дела оперативного учета);
     принимать предусмотренные     уголовно      -      процессуальным
законодательством   меры   к   отмене   незаконных   и  необоснованных
постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел,  а
также других незаконных решений начальников органов федеральной службы
безопасности при осуществлении оперативно - розыскной деятельности;
     требовать письменные   объяснения   от  должностных  лиц  органов
федеральной службы  безопасности,  допустивших  нарушения  закона  при
реализации  своих  полномочий  по осуществлению оперативно - розыскной
деятельности;
     принимать меры   к   устранению   выявленных   нарушений  закона,
привлечению  виновных  должностных  лиц  к  ответственности,  а  также
отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета;
     в установленном  уголовно  -   процессуальным   законодательством
порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов федеральной
службы   безопасности,   осуществляющих   оперативно    -    розыскную
деятельность,  в  действиях  которых  усматриваются  признаки  состава
преступления;
     при необходимости  давать письменные указания об осуществлении по
уголовным делам дополнительных оперативно - розыскных мероприятий либо
требовать   прекращения   проведения  таких  мероприятий;  высказывать
предложения о направлениях работы по делам оперативного учета.
     5. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  приравненным к ним
специализированным прокурорам  не  реже  одного  раза  в  полугодие  о
результатах   надзора   за   законностью  осуществления  оперативно  -
розыскной  деятельности  органами  федеральной   службы   безопасности
информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации,  а военным
прокурорам в те же сроки - Главную военную прокуратуру.
     О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.
     6. Управлениям Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  в
федеральных  округах,  Главной  военной  прокуратуре  каждое полугодие
анализировать  состояние   законности   при   осуществлении   органами
федеральной службы безопасности оперативно - розыскной деятельности, а
также практику прокурорского надзора.
     Итоговые справки направлять для обобщения в управление по надзору
за исполнением законов о федеральной безопасности.
     7. Руководителям    (начальникам)   подразделений   ФСБ   России,
начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности
в войсках, подчиненных подразделений:
     7.1. Представлять   уполномоченным   прокурорам    перечни    дел
оперативного    учета    с   указанием   их   условных   наименований,
регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров журналов,
в которых они зарегистрированы.
     По требованию  уполномоченных  прокуроров  предъявлять  в  полном
объеме  дела  оперативного учета и регистрационные документы,  а также
иные  оперативно  -  служебные  документы,  необходимые   для   оценки
законности проведения оперативно - розыскных мероприятий.
     Создавать прокурорам    условия,    обеспечивающие     надлежащую
организацию и проведение проверок.
     Предъявление уполномоченным  прокурорам  оперативно  -  служебных
материалов  производить в порядке ведения секретного делопроизводства,
установленном нормативными актами.
     7.2. Начальникам   подчиненных   подразделений   после  получения
предписаний   о   проведении   проверок   незамедлительно    письменно
информировать   об   этом   соответствующие   территориальные   органы
безопасности и органы безопасности в войсках.
     Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам
территориальных органов безопасности и органов безопасности в  войсках
в  течение  суток  после  получения  сообщений  о  проведении проверок
письменно информировать об этом Инспекторское  управление  ФСБ  России
(начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России).
     7.3. Сведения о лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
группы,  о  штатных  негласных  сотрудниках органов федеральной службы
безопасности,  а также о лицах,  оказывающих или  оказывавших  органам
федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе,
представлять уполномоченным прокурорам только с  письменного  согласия
указанных  лиц  и  сотрудников,  за  исключением  тех  случаев,  когда
требуется их привлечение к уголовной ответственности.
     Подлинники документов,  исполненных лицами,  оказывающими органам
федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе,
и   (или)   факсимильные  копии  (в  том  числе  фото-  и  ксерокопии)
представлению не подлежат.
     7.4. Дела  оперативного  учета  и  иные  оперативно  -  служебные
документы,  в том числе судебные решения  о  проведении  оперативно  -
розыскных    мероприятий,    относящиеся    к    разведывательной    и
контрразведывательной деятельности (государственная измена,  шпионаж),
представлять   для   проверки   при   наличии   у   прокурора  данных,
свидетельствующих о нарушении органами федеральной службы безопасности
законодательства Российской Федерации.
     Для надзора  за   соблюдением   разрешенных   сроков   проведения
оперативно  -  технических  мероприятий  по  делам  оперативного учета
указанной категории представлять прокурорам специально предназначенные
для  этого  оперативно  -  служебные документы.  Установочные данные о
лицах,  в отношении которых заведены дела оперативного учета,  в таких
документах не отражать.
     7.5. По  окончании  проверок  составлять  справки   с   указанием
фамилии,    имени,   отчества   уполномоченных   прокуроров,   сроков,
проверенных  подразделений,  материалов  (без  указания   установочных
данных  проходящих  по  ним лиц),  выводов,  предположений прокуроров,
выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению.
     Начальникам подчиненных   подразделений   справки   направлять  в
соответствующие   территориальные   органы   безопасности   и   органы
безопасности в войсках не позднее трех суток после окончания проверок.
     Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам
территориальных  органов безопасности и органов безопасности в войсках
письменно  информировать  Инспекторское  управление   ФСБ   России   о
результатах  прокурорских  проверок  не  позднее  пяти  суток после их
окончания (начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ
России).  О  выявленных  нарушениях закона при проведении оперативно -
розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и
гражданина, сообщать незамедлительно.
     8. Контроль  за  выполнением  настоящего  указания  возложить  на
заместителей    Генерального   прокурора   Российской   Федерации   по
направлениям  деятельности  и  заместителя  Директора   -   начальника
Инспекторского  управления  Федеральной службы безопасности Российской
Федерации.
     Указание направить  начальникам  управлений  и отделов (на правах
управлений) Генеральной прокуратуры Российской  Федерации,  прокурорам
субъектов  Российской  Федерации,  приравненным  к  ним военным и иным
специализированным     прокурорам;     руководителям     (начальникам)
подразделений   ФСБ   России,   начальникам   территориальных  органов
безопасности и органов безопасности в войсках.  Довести его содержание
до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
                                                            В. УСТИНОВ
18 апреля 2002 г.
N 20-27/10

Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации,
генерал армии
                                                           Н. ПАТРУШЕВ
18 апреля 2002 г.
N 20-27/10