О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 (Д) В целях установления единого порядка проведения проверок исполнения органами федеральной службы безопасности <*> Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", обеспечения режимных требований при представлении уполномоченным прокурорам материалов оперативно - розыскной деятельности, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", предлагаем: -------------------------------- <*> К органам федеральной службы безопасности относятся: подразделения ФСБ России, подразделения департаментов ФСБ России, подразделения ФСБ России центрального подчинения (далее - подразделения ФСБ России), управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы безопасности), управления (отделы) ФСБ России по округам, флотам, группам войск, региональным управлениям ФПС России, объединениям центрального подчинения (далее - органы безопасности в войсках), самостоятельные подразделения (службы, отделы, отделения), находящиеся в подчинении территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках (далее - подчиненные подразделения). 1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам; заместителям Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководителям (начальникам) подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках и подчиненных подразделений в практической работе по реализации Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" и надзору за его исполнением исходить из того, что: 1.1. Оперативно - розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно - розыскных мероприятий, но и установленный законодательством Российской Федерации, а также ведомственными нормативно - правовыми актами порядок организации и проведения оперативно - розыскных мероприятий. 1.2. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе оперативно - розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение этих сведений в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры и органов федеральной службы безопасности несут в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности" ответственность, вплоть до уголовной. 2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства об оперативно - розыскной деятельности, проверки соблюдения законности проводить: по обращениям граждан и должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам; при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указания прокурора; в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания. При этом иметь в виду, что сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет проверок не входят. 2.1. Проверки проводить только тем прокурорам, на которых возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно - розыскной деятельности, направлять для сведения соответствующим начальникам органов федеральной службы безопасности. У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена соответствующая форма допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. 2.2. Выписывать соответствующее предписание на проведение проверки и предъявлять его начальнику органа федеральной службы безопасности. Предписание оформлять на официальном бланке прокуратуры. В предписании указывать фамилию, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также при необходимости - другие сведения, вытекающие из ведомственных нормативных документов. В управлениях и отделах (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры предписания подписывать начальникам соответствующих подразделений, заверять их печатями подразделений по защите государственной тайны. В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах предписания подписывать начальникам управлений и заверять их печатями управлений. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписывать руководителям прокуратур, заверять их печатями подразделений по защите государственной тайны. В прокуратурах районов и городов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписывать прокурорам и заверять их печатями прокуратур. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к нему военный или иной прокурор, предписание в установленном порядке выдается вышестоящим прокурором и незамедлительно направляется по назначению. 3. Оперативно - служебные материалы и иные документы изучать в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности. Истребование таких материалов в прокуратуру производить в исключительных случаях. 4. При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам: знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий, с учетно - регистрационной документацией, а также материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее - дела оперативного учета); принимать предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством меры к отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а также других незаконных решений начальников органов федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно - розыскной деятельности; требовать письменные объяснения от должностных лиц органов федеральной службы безопасности, допустивших нарушения закона при реализации своих полномочий по осуществлению оперативно - розыскной деятельности; принимать меры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета; в установленном уголовно - процессуальным законодательством порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки состава преступления; при необходимости давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам дополнительных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать прекращения проведения таких мероприятий; высказывать предложения о направлениях работы по делам оперативного учета. 5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам не реже одного раза в полугодие о результатах надзора за законностью осуществления оперативно - розыскной деятельности органами федеральной службы безопасности информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам в те же сроки - Главную военную прокуратуру. О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно. 6. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре каждое полугодие анализировать состояние законности при осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно - розыскной деятельности, а также практику прокурорского надзора. Итоговые справки направлять для обобщения в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности. 7. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений: 7.1. Представлять уполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условных наименований, регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров журналов, в которых они зарегистрированы. По требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативного учета и регистрационные документы, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для оценки законности проведения оперативно - розыскных мероприятий. Создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию и проведение проверок. Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно - служебных материалов производить в порядке ведения секретного делопроизводства, установленном нормативными актами. 7.2. Начальникам подчиненных подразделений после получения предписаний о проведении проверок незамедлительно письменно информировать об этом соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках в течение суток после получения сообщений о проведении проверок письменно информировать об этом Инспекторское управление ФСБ России (начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России). 7.3. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов федеральной службы безопасности, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, представлять уполномоченным прокурорам только с письменного согласия указанных лиц и сотрудников, за исключением тех случаев, когда требуется их привлечение к уголовной ответственности. Подлинники документов, исполненных лицами, оказывающими органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в том числе фото- и ксерокопии) представлению не подлежат. 7.4. Дела оперативного учета и иные оперативно - служебные документы, в том числе судебные решения о проведении оперативно - розыскных мероприятий, относящиеся к разведывательной и контрразведывательной деятельности (государственная измена, шпионаж), представлять для проверки при наличии у прокурора данных, свидетельствующих о нарушении органами федеральной службы безопасности законодательства Российской Федерации. Для надзора за соблюдением разрешенных сроков проведения оперативно - технических мероприятий по делам оперативного учета указанной категории представлять прокурорам специально предназначенные для этого оперативно - служебные документы. Установочные данные о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета, в таких документах не отражать. 7.5. По окончании проверок составлять справки с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков, проверенных подразделений, материалов (без указания установочных данных проходящих по ним лиц), выводов, предположений прокуроров, выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению. Начальникам подчиненных подразделений справки направлять в соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках не позднее трех суток после окончания проверок. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках письменно информировать Инспекторское управление ФСБ России о результатах прокурорских проверок не позднее пяти суток после их окончания (начальникам органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России). О выявленных нарушениях закона при проведении оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, сообщать незамедлительно. 8. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и заместителя Директора - начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Указание направить начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам; руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. Довести его содержание до сведения подчиненных работников. Генеральный прокурор Российской Федерации, Действительный государственный советник юстиции В. УСТИНОВ 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, генерал армии Н. ПАТРУШЕВ 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 |