регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и соответствие уровня образованности обучающихся учреждений V вида по окончании каждой ступени уровню образованности обучающихся общеобразовательных учреждений. Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, которая обеспечивает обучающимся соответствующий учебным и социальным потребностям уровень владения языковыми и речевыми навыками родного языка, а также учебными курсами общекультурного и общегосударственного значения: "Математика и информатика", "Физика", "Химия" и т.д. Субъект Федерации обеспечивает особые потребности и интересы в области образования жителей различных регионов страны и включает ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие. Ряд образовательных областей может быть представлен двумя компонентами: федеральным и национально - региональным ("Родной язык и литература", "История", "География", "Искусство", "Биология", "Физическая культура" и т.д.). Раздел "Обязательные занятия по выбору" отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы. Учебное время, отведенное в базисном учебном плане на школьный компонент, может быть использовано для расширения и углубления знаний, относящихся как к федеральному, так и к национально - региональному компонентам. Таким образом, базисный учебный план предоставляет субъектам Российской Федерации и образовательным учреждениям свободу осуществления собственных педагогических идей. Базисный учебный план охватывает следующую часть нормативов: а) продолжительность обучения в учебных годах по отделениям и вариантам обучения (общая и по каждой из ступеней); б) минимальная и максимальная для каждого обучающегося недельная учебная нагрузка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА (I ОТДЕЛЕНИЕ) Специфика обучения в I отделении специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида обуславливает необходимость вычленения следующих курсов: I. Общеобразовательный курс включает в себя набор основных учебных предметов общеобразовательного учреждения и призван обеспечить соответствующий стандартам начального и основного общего образования уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, нравственных ценностях. В области методики эти предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционно - развивающую направленность в связи с особенностями речевого и личностного развития обучающихся на разных этапах обучения. Особо выделяется коррекционный лингвистический курс, который включает в себя специальные предметы ("Произношение", "Развитие речи") и общеобразовательные, адаптированные для обучающихся с речевой патологией ("Обучение грамоте", "Чтение", "Родной язык" и т.п.). Целью этого курса является: формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе. II. Трудовая подготовка включает в себя курсы: "Ручной труд", занятия в мастерских: "Швейное дело", "Столярное дело" и т.д.; "Черчение", "Производительный труд". Конкретный выбор дисциплины зависит от материальной базы, которой располагает учреждение, и от потребностей региона. В V - X классах для уроков труда класс делится на две группы по 3 - 5 человек. III. Коррекционная подготовка включает два раздела: "Коррекционные курсы" и "Индивидуальные логопедические занятия". "Коррекционные курсы" представлены уроками "Логоритмики" в подготовительном и первом классах. "Индивидуальные логопедические занятия" проводятся вне сетки уроков. Их цель - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках "Лингвистического" и "Общеобразовательного" курсов. Эти занятия проводятся: - в подготовительном, I - IV классах с одним обучающимся в течение 15 минут, с группой (2 - 4 обучающихся) в течение 20 - 25 минут; - в V - X классах с одним обучающимся - 15 минут, с группой (2 - 5 обучающихся) - 30 - 40 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - 2 - 3 раза в неделю. Поэтому и суммарная нагрузка на обучающегося, которая вошла в базисный план из раздела "Индивидуальные логопедические занятия", - 1 академический час. В базисном учебном плане отводится время для организации факультативов коррекционной направленности, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. Часы, отведенные на "Обязательные занятия по выбору", могут быть использованы: а) для увеличения количества часов, отводимых на базовые предметы; б) для организации обучения по дополнительным предметам, по выбору образовательного учреждения; в) для организации групповой работы по базовым предметам; г) в национальных учреждениях для изучения русского языка как государственного, а в русских учреждениях, расположенных в национальных образованиях, для изучения национального языка. Изучение более двух языков в I отделении специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида не рекомендуется. Единая основа учебных планов всех ступеней - осуществление принципа преемственности, во-первых, между начальным и основным общим образованием, во-вторых, между специальным и общеобразовательным учреждением. Вместе с тем каждая из ступеней, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с речевыми и возрастными особенностями обучающихся. На ступени начального общего образования обеспечивается коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у обучающегося умения и желания учиться. На ступени начального общего образования обучающиеся приобретают навыки фонетически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания, обучаются чтению и письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой поведения, основами здорового образа жизни. Содержание начального общего образования ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. Центральное место занимает "Коррекционный лингвистический курс", обеспечивающий восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, формирование и совершенствование речемыслительных процессов, успешное освоение обучающимися закономерностей родного языка. В рамках этого курса выделяются предметы: "Произношение", "Грамота", "Развитие речи (Окружающий мир)", "Фонетика, грамматика, орфография", "Чтение". Каждый из этих предметов имеет специфические цели и задачи, их содержание и основные направления работы тесно взаимосвязаны между собой. В базисном учебном плане отражена гибкая система их взаимодействия на начальных этапах обучения (см. таблицу). В рамках этого курса тесно переплетается формирование речи и познавательная культура: расширенная тематика курсов "Окружающий мир - Природоведение" служит предметной базой для развития лексико - грамматической стороны речи, связного устного и письменного высказывания на уроках "Развитие речи (Окружающий мир)". В процессе обучения элементарной теории родного языка на уроках "Фонетики, грамматики, орфографии" обучающиеся осознанно выявляют закономерности функционирования языковых единиц и учатся применять их в рамках языковых упражнений. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появляется реальная возможность их включения в речевую деятельность обучающихся на уровне письменной речи. Тесно взаимодействует с "Коррекционным лингвистическим курсом" раздел "Индивидуальные логопедические занятия". На индивидуальных занятиях преодолеваются специфичные для каждого обучающегося речевые дефекты, что обеспечивает успешность занятий обучающихся в условиях класса. На ступени основного общего образования закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимых выпускнику для его полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личности обучающегося, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. На ступени основного общего образования также продолжается работа по развитию и совершенствованию речевой деятельности. Основное внимание уделяется письменной литературной форме речи (чтение, письмо, пересказ литературного источника, ответы на вопросы с опорой на текст и т.п.) как основному средству обучения в школе и получению информации в дальнейшей жизни. Поэтому обучение родному языку носит коррекционный характер. Выделяются уроки "Развития речи", на которых языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной или письменной коммуникации. В качестве логопедической поддержки выступают "Индивидуальные логопедические занятия", в ходе которых основное внимание уделяется преодолению индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи и т.д.). Перечень общеобразовательных курсов соответствует базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. В V - VI классах блок "Биология" - "География и экология" может быть представлен систематическими курсами или интегрированным курсом - "Естествознание". Введение курса ОБЖ может быть произведено за счет часов "Обязательные занятия по выбору" или включаться в курсы: "Физкультура", "Трудовая подготовка", "Химия", "География" и т.п. Курс "Информатика" может быть введен за счет часов, выделенных на курс "Математика". ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА (II ОТДЕЛЕНИЕ) II отделение специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида наряду с общеобразовательной подготовкой обучающихся в соответствии со стандартами общеобразовательного учреждения обеспечивает коррекцию их речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, способствует первоначальному становлению его личности, выявлению и целостному развитию его способностей. На ступени начального общего образования наряду с решением специфических целей и задач реализуются общеобразовательные цели и задачи: обучение чтению, письму, счету, овладение элементами теоретического мышления, культурой поведения. На ступени основного общего образования также решаются коррекционные задачи и закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, совершенствуются навыки полноценного общения, обеспечивается дальнейшее развитие личности обучающегося, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Структура базисного учебного плана полностью соответствует целям и задачам II отделения специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида: дать общеобразовательную подготовку в полном объеме и в процессе обучения скорригировать недостатки речевой деятельности обучающегося через организацию речевого режима и специальных коррекционных классных и индивидуальных логопедических занятий. Выделяется специальный раздел "Коррекционная подготовка", включающий предметы: "Логоритмика" и "Развитие речи". Одной из основных целей предмета "Развитие речи" является преодоление основного дефекта и совершенствование коммуникативной функции речи. В I классе для организации речевого общения на уроках "Развитие речи" используется тематика курса "Окружающий мир", поэтому учебный предмет "Окружающий мир" в этом классе специально не выделяется. На индивидуальных логопедических занятиях помимо коррекции ведущего дефекта в случае необходимости проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха. Индивидуальные занятия могут проводиться с одним обучающимся на протяжении 10 - 15 минут, с группой (2 - 6 человек) - 20 - 25 минут в подготовительном, I - IV классах и до 40 минут в V - X классах. Суммарная нагрузка на одного обучающегося в неделю не должна превышать 1 часа. Часы, отводимые для организации "Обязательных занятий по выбору", могут быть использованы для усиления предметов базисного цикла, для введения новых предметов, для организации групповой работы. Во II отделении количество языков для изучения не ограничивается. В V - X классах на уроках "Трудового обучения", "Иностранного языка" класс делится на группы по 3 - 5 человек. Курс "Информатика" вводится за счет часов, выделенных на курс "Математика". БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VI ВИДА --------------------------------------------------------------------------------------------- | Число учебных часов в неделю (пятидневная неделя) | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | |подгот.|начальное | основное общее |среднее |всего|федер.|нац. | | |образ. |общее | образование |общее |часов|дер. |комп.| | | |образование| |образование| |комп. | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |I. | 0 | 1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9|10|11|12 | | | | |Общеобразовательные | | | | | | | | | | | | | | | | | |курсы | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |русский язык и | 6 | 8| 9| 9|10|10|10| 8| 7| 7| 6| 5| 4 | 99 | 35 | 64 | |литература <*> | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |иностранный язык | | | | | | 2| 2| 2| 2| 2| 2| | | 12 | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |математика | 3 | 4| 5| 5| 5| 5| 5| | | | | | | 32 | 32 | - | |алгебра | | | | | | | | 3| 3| 3| 3| | | 12 | 12 | - | |алгебра и начала | | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 3| 3 | 6 | 6 | - | |анализа | | | | | | | | | | | | | | | | | |геометрия | | | | | | | | | | | | 2| 2 | 12 | 17 | - | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |информатика | | | | | | | | | | | | 2| 2 | 4 | 4 | - | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |физика, астрономия | | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 2| 3 | 13 | 13 | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |химия | | | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 1 | 9 | 9 | - | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |окружающий мир | 1 | 1| 1| | | | | | | | | | | | | | |природоведение | | | | 2| 2| | | | | | | | | | | | |естествознание | | | | | | 2| 2| | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |биология,экология | | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 1| 2 | 11 | 9 | 3 | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |физическая география | | | | | | | | 2| 2| | | | | 4 | 2 | 2 | |экономическая | | | | | | | | | | 2| 2| | | 4 | 2 | 2 | |география | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |история | | | | | | 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2 | 16 | 12 | 4 | |обществоведение | | | | | | | | | | 2| 2| 2| 2 | 8 | 6 | 2 | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |изобразительное | 1 | 1| 1| 1| 1| 1| 1| | | | | | | 7 | 5 | 2 | |искусство | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |черчение | | | | | | | | 1| 1| 1| | | | 3 | 3 | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |музыка | 1 | 1| 1| 1| 1| 1| 1| 1| | | | | | 8 | 4 | 4 | |и пение | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |физическая культура | 2 | 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 3| 3 | 28 | 24 | 4 | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |II. Трудовая | | | | | | | | | | | | | | | | | |подготовка | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |- трудовое обучение | 3 | 2| 2| 2| 2| | | | | | | 4| 4 | 11 | 6 | 5 | |- трудовое и | | | | | | 2| 3| 3| 3| 3| 3| | | 25 | 10 | 15 | |профессионально - | | | | | | | | | | | | | | | | | |трудовое обучение | | | | | | | | | | | | | | | | | |- трудовая практика | | | | | | 5| 5| 5|10|10|10| | | 45 | | | |(в днях) | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |III. Коррекционная | | | | | | | | | | | | | | | | | |подготовка | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |а) коррекционные | 1 | 1| 1| 1| 1| | | | | | | | | 5 | 3 | 2 | |курсы ритмики | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |б) обязательные | | | | | | | | | | | | | | | | | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | | | | | |групповые занятия по | | | | | | | | | | | | | | | | | |коррекции нарушенных | | | | | | | | | | | | | | | | | |функций <**> | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |IV. Обязательные | | | | | | 1| 1| 1| 1| 1| 1| 2| 2 | 10 | - | 10 | |занятия по выбору | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |ИТОГО: | 18 |20|22|23|24|28|29|31|31|31|31|30|30 | | | | |обязательная нагрузка | | | | | | | | | | | | | | | | | |обучающегося | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |V. Факультативные | | | | | | 1| 1| 2| 2| 2| 2| 2| 2 | 14 | - | 14 | |занятия | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |ВСЕГО: | 18 |20|22|23|24|29|30|33|33|33|33|33|33 | | | | |максимальная нагрузка | | | | | | | | | | | | | | | | | |обучающихся | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-------|-----------|-----------------|-----------|-----|------------| |Обязательные | 4 | 4| 3| 3| 3| 2| 2| 2| 2| 2| 2| | | | | 29 | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | | | | | |групповые занятия по | | | | | | | | | | | | | | | | | |коррекции нарушенных | | | | | | | | | | | | | | | | | |функций <**> | | | | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> На русский язык как государственный язык РФ в учреждениях с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык. <**> Обязательные индивидуальные и групповые занятия по ЛФК проводятся не реже двух - трех раз в неделю по 35 минут на каждого обучающегося. Логопедические занятия проводятся не менее трех раз в неделю с каждым обучающимся, имеющим речевые нарушения разной степени выраженности. Продолжительность занятий - 25 - 30 минут на каждого обучающегося. На одну ставку логопеда приходится 15 - 20 обучающихся. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VI ВИДА (ДЛЯ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ) ---------------------------------------------------------------------- | | Число учебных часов в неделю | | | (пятидневная неделя) | | |---------------------------------------------| | | младшие | старшие |всего|федер.|нац. | | | классы | классы |часов|комп. |комп.| | |-----------|--------------| | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |I. Общеобразовательные| | | | | | | | | | | | | |ные курсы | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |русский язык <*>, | 9|10|10| 9| 9| 8| 7| 6| 5| 73 | 30 | 43 | |чтение и развитие | | | | | | | | | | | | | |речи | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |математика | 5| 5| 5| 5| 5| 5| 5| 4| 4| 43 | 43 | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |природоведение | | | | | 2| | | | | 2 | 1 | 1 | |естествознание | | | | | | 2| 2| 2| 2| 8 | 4 | 4 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |география | | | | | | 2| 2| 2| 2| 8 | 2 | 6 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |история Отечества | | | | | | | 2| 2| 2| 6 | 4 | 2 | |обществоведение | | | | | | | | | 1| 2 | 1 | 1 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |изобразительное | 1| 1| 1| 1| 1| 1| | | | 6 | 3 | 3 | |искусство | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |музыка и пение | 1| 1| 1| 1| 1| 1| | | | 6 | 3 | 3 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |физическая культура | 1| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 17 | 13 | 4 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |II. Трудовая | | | | | 1| | | | | | | | |подготовка | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |- трудовое обучение | 2| 2| 2| 4| | | | | | 10 | 6 | 4 | |- трудовое и | | | | | 5| 5| 7| 9|10| 40 | 15 | 21 | |профессионально - | | | | | | | | | | | | | |трудовое обучение | | | | | | | | | | | | | |- трудовая практика | | | | | | 5|10|10|15| | | | |(в днях) | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |III. Коррекционная | | | | | | | | | | | | | |подготовка | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |а) коррекционные | | | | | | | | | | | | | |курсы | | | | | | | | | | | | | |- социально - | 1| 1| 1| 1| 2| 2| 2| 2| 2| 10 | 2 | 10 | |бытовая ориентировка | | | | | | | | | | | | | |(ОБЖ, СБО) | | | | | | | | | | | | | |- ритмика | | | | | | | | | | 4 | | 2 | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |б) обязательные | | | | | | | | | | | | | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | |групповые занятия по | | | | | | | | | | | | | |коррекции нарушенных | | | | | | | | | | | | | |функций <**> | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |IV. Обязательные | | | 1| 1| 1| 1| 1| 1| 1| 7 | - | 7 | |занятия по выбору | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |ИТОГО: обязательная |20|22|23|24|28|29|30|31|31| | | | |нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |V. Факультативные | | | | 1| 2| 2| 2| 2| 2| 11 | - | 11 | |курсы | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |ВСЕГО: максимальная |20|22|23|25|30|31|32|33|33| | | | |нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | | |----------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|-----|------|-----| |Обязательные | 4| 3| 3| 3| 3| 2| 2| 2| 2| 24 | | | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | |групповые занятия по | | | | | | | | | | | | | |коррекции нарушенных | | | | | | | | | | | | | |функций <**> | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> На русский язык как государственный язык РФ в учреждениях с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык. <**> Обязательные индивидуальные и групповые занятия по ЛФК проводятся не реже двух - трех раз в неделю по 35 минут на каждого обучающегося. Логопедические занятия проводятся не менее трех раз в неделю с каждым обучающимся, имеющим речевые нарушения разной степени выраженности. Продолжительность занятий 25 - 30 минут на каждого обучающегося. На одну ставку логопеда приходится 15 - 20 обучающихся. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VI ВИДА Федеральный компонент базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида предусматривает 10-летний срок обучения в основной школе, 12-летний срок обучения в средней школе. В учреждениях функционирует подготовительный класс, основной целью которого является подготовка обучающихся к усвоению учебного материала начального общего образования, ликвидация пробелов предшествующего развития и дифференциальная диагностика. Базисный учебный план включает следующие блоки: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка, школьный компонент. Трудовая подготовка включает в себя трудовое обучение, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку. Коррекционная подготовка предусматривает занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 - 30 мин., занятий по ЛФК до 45 мин. Школьный компонент включает изучение истории родного края, национальный фольклор и народное творчество, основы законодательства (право). Факультативные занятия проводятся с группами (не менее 6 обучающихся) обучающихся для большего развития наиболее способных, творчески одаренных обучающихся, а также для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе. В учреждении может быть организовано надомное обучение детей с церебральным параличом. В подготовительном, I - IV классах отводится 8 часов, в V - VIII классах - 10 часов, IX - X классах - 11 часов, XI - XII классах - 12 часов на одного ученика в неделю. В V - X классах трудовое обучение наряду с выполнением коррекционно - восстановительных задач осуществляет подготовку учащихся к овладению одной из доступных им профессий. Для занятий по труду класс делится на 2 группы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VI ВИДА (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) Федеральный компонент базисного учебного плана специальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида (для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата и умственной отсталостью) предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися образования и первоначальной профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной реабилитации. Базисный учебный план не предусматривает подготовительного класса, так как в подготовительном классе занимаются вместе обучающиеся с задержкой психического развития и обучающиеся с умственной отсталостью. Дифференциальная диагностика осуществляется по итогам обучения в подготовительном классе не менее 1 года. Базисный план включает образовательные курсы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся, трудовую подготовку, коррекционную подготовку, школьный компонент, коррекционные занятия. К специальным коррекционным курсам относятся социально - бытовая ориентировка, индивидуальные и групповые занятия, на которых осуществляется работа по развитию речи и коррекции речевых нарушений, формированию и развитию психических процессов, ЛФК. В V - IX классах трудовое обучение помимо решения коррекционных задач осуществляет подготовку обучающихся к овладению одной из доступных им профессий. Для занятий по труду класс делится на 2 группы. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА -------------------------------------------------------------------------- |Общеобразовательные | Число учебных часов в неделю | Всего | |области |------------------------------------|------------| | | начальная школа | основная школа | фед. |нац. | | |------------------|-----------------|комп. | - | | |подг.|I |II|III|IV|V |VI|VII|VIII|IX| |рег. | | | кл. | | | | | | | | | | |комп.| |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| | 1 | 2 | 3| 4| 5 | 6| 7| 8| 9 | 10 |11| 12 | 13 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |I. Общеобразовательные| | | | | | | | | | | | | |курсы | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Родной язык и | 5 | 6| 6| 6 | 6| 6| 6| 5 | 4 | 4| - | 54 | |литература | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Русский язык как | 2 | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 20 | | |государственный <*> | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Иностранный | | -| -| - | -| 2| 2| 2 | 2 | 2| 10 | | |язык | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Математика | 3 | 4| 5| 5 | 5| 5| 5| 5 | 5 | 5| 47 | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Информатика | | -| -| - | -| 1| 1| 1 | 1 | 1| 5 | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Природоведение | - | -| -| 2 | 2| -| | | | | 3 | 1 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Физика и астрономия | - | -| -| - | -| -| -| 2 | 2 | 2| 6 | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Биология | | | | | | 2| 2| 2 | 2 | 2| 9 | 1 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |География и | - | -| -| - | -| -| 2| 2 | 2 | 2| 6 | 2 | |экология | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Химия | | | | | | | | | 3 | 2| 5 | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |История и | | | | | | 2| 2| 2 | 2 | 3| 8 | 3 | |обществоведение | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Введение в | | | | | | | | | | 1| 1 | | |экономику | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Изобразительное | 2 | 1| 1| 1 | 1| | 1| 1 | 1 | -| 7 | 2 | |искусство и черчение | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Музыка и пение | 2 | 1| 1| 1 | 1| | | | | | 4 | 2 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Физкультура | 2 | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 17 | 6 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |II. Трудовая | | 2| 2| 2 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| 12 | 6 | |подготовка | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |III. Коррекционная | 2 | 2| 2| - | -| -| -| - | - | -| 5 | 1 | |подготовка | | | | | | | | | | | | | |а) коррекционные курсы| | | | | | | | | | | | | |- ознакомление с | | | | | | | | | | | | | |окружающим миром и | | | | | | | | | | | | | |развитие речи | | | | | | | | | | | | | |- ритмика | 2 | 1| 1| 1 | 1| | | | | | 4 | 2 | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |б) обязательные | | | 1| 1 | 2| 2| 2| 2 | 2 | 2| | 14 | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | |групповые | | | | | | | | | | | | | |коррекционные занятия | | | | | | | | | | | | | |<**> | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |IV. Обязательные | | | | | | | | | | | | | |занятия по выбору | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Итого: обязательная | 20 |21|23|23 |24|26|29|30 | 32 |32| 169 | 91 | |нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |V. Факультативные | | | | | | | | | | | | | |занятия | | | | | | | | | | | | | |----------------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----| |Всего: максимальная | | | | | | | | | | | | | |нагрузка обучающегося | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Русский язык как государственный язык Российской Федерации в учреждениях с нерусским языком обучения. <**> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15 - 25 мин. учебного времени, в том числе на класс: ------------------------------------------------------------------ |Подг. кл. | I | II | III | IV | V | VI | VII |VIII| IX | | | |----------|---|-----|-----|----|---|----|-----|----|----|---|---| | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |35 | ------------------------------------------------------------------ Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия, относятся к школьному компоненту и дополняют образовательные области по усмотрению учреждения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА 1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида и специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования. 2. Продолжительность обучения - 9 - 10 лет: в начальное школе 4 года (с подготовительным классом - 5 лет); в основной школе - 5 лет. 3. Обучение в специальном (коррекционном) учреждении VII вида может ограничиваться начальными классами. В начальную школу этого типа могут переводиться обучающиеся из общеобразовательного учреждения. 4. По окончании начальных классов психолого - медико - педагогическая комиссия учреждения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательное учреждение по месту жительства. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально - органического генеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения его в данном специальном (коррекционном) учреждении. 5. Открытие XI - XII классов в специальном (коррекционном) учреждении VII вида возможно по согласованию с органами управления образования преимущественно с целью профессиональной подготовки обучающихся. 6. Специфический коррекционный курс "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" вводится в подготовительном, I и II классах вместо курса "Окружающий мир". 7. В базисный учебный план начального общего образования (I - IV классы) в зависимости от состава обучающихся возможно включение часов на учебный предмет "Речь и культура общения", который может рассматриваться как специфический для данного вида специального (коррекционного) образовательного учреждения. 8. Введение в качестве обязательного учебного предмета "Ритмика" (2 часа в неделю в подготовительном классе и 1 час в неделю в I - IV классах) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся. 9. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. 10. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) предусматривается возможность их перевода в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект. 11. Базисный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач: 1) сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре; 2) как можно полнее скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Соответственно, базисный план состоит из нескольких разделов. Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для обучающихся этой категории, вместо курса "Окружающий мир" в I и II классах вводится курс "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", имеющий коррекционное значение и направленный на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи обучающихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них основных умственных операций и действий. При наличии подготовительного класса этот курс вводится в нем. 12. Количество часов, отводимое родному и русскому языкам, увеличено по сравнению с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений за счет введения раздела пропедевтики обучения грамоте. 13. То же самое относится к математике, поскольку у многих обучающихся с задержкой психического развития не сформированы элементарные математические представления, обычно складывающиеся у нормально развивающихся старших дошкольников даже без специального обучения. 14. Индивидуально - групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. 15. Все обучение в начальных классах имеет коррекционно - развивающий характер. Индивидуально - групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно - развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся. 16. Базисный учебный план V - IX классов специальных (коррекционных) учреждений VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности, выбираемым учреждением в соответствии с региональными и местными условиями, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами. 17. В качестве обязательных занятий по выбору предпочтительно использовать курсы, способствующие социализации обучающихся (например, "Речь и общение", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности"), а также такие занятия, которые, помимо своего прямого назначения, способствуют преодолению недостатков развития (например, "Изобразительная деятельность", "Прикладное искусство" или дополнительные занятия по трудовой подготовке). 18. При организации образовательного процесса в X - XII классах специального (коррекционного) учреждения VII вида используется базисный учебный план общеобразовательных учреждений. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (I вариант) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Общеобразовательные| Число учебных часов в неделю | Всего | |области |---------------------------------------------------------------------------|------------| | |подготовительный| младшие | старшие | всего | |федер.|нац. | | |класс |------------|-----------------|------------|--------------|комп. | - | | | |I |II|III|IV|V |VI|VII|VIII|IX|федер.|нац. | X | XI | XII | |рег. | | | | | | | | | | | | |комп. | - |(I)|(II)|(III)| |комп.| | | | | | | | | | | | | |рег. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |комп.| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| | 1 | 2 | 3| 4| 5 | 6| 7| 8| 9 | 10 |11| 12 | 13 |14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| | I | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Общеобразовательные| | | | | | | | | | | | | | | | | | |курсы | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Родной язык и | | | | | | | | | | | | | 3| 2| 2| | 7| |литература | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |чтение и развитие | 2 | 5| 5| 5| 4| 4| 4| 3| 3 | 3| | 38| | | | | | |речи | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |письмо и развитие | 2 | 5| 5| 5| 5| 5| 4| 4| 4 | 4| | 43| | | | | | |речи | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |развитие устной | 3 | | | | | | | | | | | 3| | | | | | |речи | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Русский язык как | 2 | 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 10 | | 1| 1| 1| 3 | | |государственный <1>| | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Математика | 3 | 5| 5| 6| 6| 6| 6| 5| 5| 4| 51 | | 2| 1| 1| 4 | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Природа | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Природоведение | | | | | | 2| | | | | 1 | 1| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Биология | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 6 | 2| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |География | | | | | | | 2| 2| 2| 2| 6 | 2| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Обществознание | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |История | | | | | | | | 2| 2| 2| 5 | 1| | | | | | |Отечества | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Обществознание | | | | | | | | | 1| 1| 1 | 1| 1| 1| 1| 2 | 1| |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Этика и психология | | | | | | | | | | | | | 1| 1| 1| 1 | 2| |семейной жизни | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Искусство | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Изобразительное | 2 | 1| 1| 1| 1| 1| 1| 1| | | 5 | 4| | | | | | |искусство | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Музыка и пение | 2 | 1| 1| 1| 1| 1| 1| 1| 1| | 6 | 4| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Физкультура | 1 | 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| 14 | 4| 2| 2| 2| 4 | 2| |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| | II | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Трудовая подготовка| | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Трудовое обучение | 2 | 2| 2| 2| 4| | | | | | 10 | 2| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Профессионально - | | | | | | 6| 8| 10| 12|14| | 50| | | | | | |трудовое обучение | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Производственное | | | | | | | | | | | | | 22| 24| 26| | 72| |обучение | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Трудовая практика | | | | | |10|10| 10| 20|20| | | 30| 30| 30| | | |(в днях) <2> | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| | III | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Коррекционная | | | | | | | | | | | | | | | | | | |подготовка | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |а) коррекционные | | | | | | | | | | | | | | | | | | |курсы | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |развитие устной | | 1| 1| 2| 2| | | | | | 2 | 4| | | | | | |речи на основе | | | | | | | | | | | | | | | | | | |изучения предметов | | | | | | | | | | | | | | | | | | |и явлений | | | | | | | | | | | | | | | | | | |окружающей | | | | | | | | | | | | | | | | | | |действительности | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |социально - бытовая| | | | | | 1| 2| 2| 2| 2| 5 | 4| 1| 1| | 1 | 1| |ориентировка (ОСБ) | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |ритмика | 1 | 1| 1| 1| 1| | | | | | 3 | 2| | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |б) обязательные | 2 | 2| 2| 2| 2| 1| 1| 1| | | | 13| | | | | | |индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | | | | | | |групповые | | | | | | | | | | | | | | | | | | |коррекционные | | | | | | | | | | | | | | | | | | |занятия <3> | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Школьный компонент | | | | | | | | | | | | | 4| 4| 3| | 11| |(обязательные | | | | | | | | | | | | | | | | | | |занятия) <4> | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Итого: | 20 |24|25| 27|28|29|33| 35| 36|36| 115 | 178| 36| 36| 36| 12 | 96| |обязательная | | | | | | | | | | | | | | | | | | |нагрузка учащегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Факультативные | | | | | | 2| 2| 2| 2| 2| | 10| 2| 2| 2| | 6| |занятия | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|---|--|--|--|---|----|--|------|-----|---|----|-----|------|-----| |Всего: | 20 |24|25| 27|28|31|35| 37| 38|38| 115 | 188| 38| 38| 38| 12 | 102| |максимальная | | | | | | | | | | | | | | | | | | |нагрузка учащегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык. <2> Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения. <3> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15 - 25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс: -------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3| 4| 5 | 6| 7| 8| 9 | 10 |11| 12 | 13 | 14| 15 | 16 | 17 | 18 | |--------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|-----|-----|---|----|-----|-----|-----| |Логопедические| 4| 4| 4| 4| 3| 3| 2| 2| | | | 26| | | | | | |занятия | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|-----|-----|---|----|-----|-----|-----| |ЛФК | 1| 1| 1| 1| 1| | | | | | | 5| | | | | | |--------------|-----|--|--|---|--|--|--|---|----|--|-----|-----|---|----|-----|-----|-----| |Развитие | 2| 2| 2| 2| 2| | | | | | | 10| | | | | | |психмоторики | | | | | | | | | | | | | | | | | | |и сенсорных | | | | | | | | | | | | | | | | | | |процессов | | | | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- <4> Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (I ВАРИАНТ) Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 - VIII классы), ЛФК (0 - IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 - IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. В III - V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V - IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения. В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двугодичные (X - XI), трехгодичные (X - XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I - II, I - III), что входит в компетенцию региона и учреждения. В классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ. Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в "подготовительном" классе - 30 - 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин.; во II - IX и X - XII классах (I - III курсах) - 45 мин. В "подготовительном" классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 - 25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно - на профессионально - трудовое обучение, изучение других предметов. Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV - IX и X - XII классов (I - III курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Летняя трудовая практика в V - VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских. В IX классах (в течение 20 дней), X - XII классах (I - III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года - на базе промышленных предприятий или в учебно - производственных комплексах. По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения. Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально - трудовому обучению. По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (II вариант) -------------------------------------------------------------------------------------- | N |Образовательные|Образовательные | Количество часов в неделю, классы | |п/п|области |компоненты |-----------------------------------------------| | | |(учебные |0 |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 | 9 | 10 | 11 |всего| | | |предметы) | | | | | | | | | |(10)|(11)|(12)|часов| |------------------------------------------------------------------------------------| | Федеральный компонент | |------------------------------------------------------------------------------------| |1. |Язык и |1.1. Русский | 2| 3| 3| 3| 4| 4| 4| 4| 4| 3 | - | - | | | |речь |язык | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |1.2. Устная речь| 2| 2| 2| 2| 1| -| -| -| -| - | - | - | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |1.3. Чтение | 3| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4 | 3 | 3 | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |1.4. Деловое и | -| -| -| -| -| -| -| -| -| - | 3 | 3 | | | | |творческое | | | | | | | | | | | | | | | | |письмо | | | | | | | | | | | | | | | | |(практикум) | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |2. |Математика |2.1. Математика | 3| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4| 4 | - | - | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |2.2. | -| -| -| -| -| -| -| -| -| - | 2 | 2 | | | | |Экономический | | | | | | | | | | | | | | | | |практикум | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |3. |Обществознание |3.1. Мир истории| -| -| -| -| -| -| 2| -| -| - | - | - | | | | |(пропед.) | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |3.2. История | -| -| -| -| -| -| -| 2| 2| 2 | - | - | | | | |Отечества | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |3.3. Этика | -| -| -| -| -| -| -| 1| 1| 1 | 2 | 2 | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |3.4. География | -| -| -| -| -| -| 2| 2| 2| 2 | - | - | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |4. |Естествознание |4.1. Живой мир | 2| 2| 2| 2| 2| 2| -| -| -| - | - | - | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |4.2. | -| -| -| -| -| -| 2| -| -| - | - | - | | | | |Природоведение | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |4.3. | -| -| -| -| -| -| -| 2| 2| 2 | - | - | | | | |Естествознание | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |5. |Искусство |5.1. ИЗО | 1| 1| 1| 1| 1| 1| -| -| -| - | - | - | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |6. |Технологии |6.1. | 2| 2| 2| 2| 2| -| -| -| -| - | - | - | | | | |Занимательный | | | | | | | | | | | | | | | | |труд | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | | |6.2. Домоводство| -| -| -| -| -| 2| 2| 2| 2| 2 | 2 | 2 | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |7. |Физическая |7.1. Физкультура| 2| 2| 2| 2| 2| -| -| -| -| - | - | - | | | |культура | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |8. |Обеспечение |8.1. | -| 1| 1| 1| 1| -| -| -| -| - | - | - | | | |безопасной |ОБЖ | | | | | | | | | | | | | | | |жизнедеятельн. | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------- | Региональный (национальный) компонент | |------------------------------------------------------------------------------------| |Обществознание |История и | -| -| -| -| -| -| -| -| -| - | 2 | 2 | | | |культура родного| | | | | | | | | | | | | | | |края | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Естествознание |Человек и его | -| -| -| -| -| -| -| -| -| - | 2 | 2 | | | |среда (ОБЖ) | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Искусство |ИЗО | -| -| -| -| -| -| 1| -| -| - | - | - | | | |Музыка, пение | 2| 2| 2| 2| 2| 2| 2| -| -| - | - | - | | | |(танец) | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | |Профильный труд | -| -| -| -| -| 6| 6| 8|10| 12 | 16 | 16 | | |-------------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Технологии | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------|----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Физкультура |Физкультура | -| -| -| -| -| 2| 2| 2| 2| 2 | 3 | 3 | | |(спортивная | | | | | | | | | | | | | | | |подготовка) | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Количество часов в неделю |19|23|23|23|23|37|31|31|33| 34 | 35 | 35 | 337 | | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Школьный |ЛФК | 1| 1| 1| 1| 1| -| -| -| -| - | - | - | | |компонент |Ритмика | 1| 1| 1| 1| 1| -| -| -| -| - | - | - | | |(коррекционные |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |технологии) |Логопедическая | 2| 3| 3| 3| 3| 2| 2| -| -| - | - | - | | | |коррекция | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | |Игра, | 1| 1| 1| 1| 1| -| -| -| -| - | - | - | | | |игротерапия | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | |Психологический | -| -| -| -| -| -| -| 2| 2| 2 | 2 | 2 | | | |практикум | | | | | | | | | | | | | | | |----------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| | |Факультативы | -| -| -| -| -| 2| 2| 2| 2| 2 | 2 | 2 | | |------------------------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Максимально допустимое |24|29|29|29|29|31|35|35|37| 38 | 39 | 39 | 394 | |количество часов | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|--|----|----|----|-----| |Трудовая практика (в днях) | | | | | | | 6|10|12| 12 | 14 | 14 | | -------------------------------------------------------------------------------------- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (II ВАРИАНТ) Базисный учебный план разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с особыми нуждами, реализует основные принципы и положения концепции ИКП РАО о поэтапном реформировании системы специального образования, в том числе структуры и содержания обучения лиц с умственной недостаточностью в 12-летней школе. Базисный учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении. При шестидневном расчете часов рекомендуется предусмотреть перераспределение часов из областей: искусство, технологии, физкультура и др. так, чтобы 6-ой учебный день максимально выполнял задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений, организацию учебных экскурсий, других видов деятельности обучающихся. Базисный учебный план является нормативным для разработки региональными органами управления образования примерных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Базисный учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального, школьного. В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0 - 4 кл.) до юношеского (10 - 11 (12) кл.). В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Соотношение объема образовательных предметов федеральной части плана к объему, представленному в региональном, составляет 55%. В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания и др., большой объем часов (72 ч) заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения. В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция и др. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно - поведенческих и других свойств психики. В этой части рекомендуются игра и игротерапия (младшие классы), психологический практикум (с 7 класса и далее), а также факультативы, содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога, социального педагога, других специалистов. Предлагаемый базисный учебный план является инновационным, все его структурные элементы прошли экспериментальную проверку в ряде регионов РФ (Москва, Магадан, Красноярск, Новгород, Боровичи Новгородской обл., Тверь и др.). Отличительной особенностью плана является соответствие с концепцией структуры общего образования в части развития 12-летней школы. Начальная школа включает пропедевтико - диагностический период (0 класс), основная школа (5 - 9 кл.) получает возможность дальнейшего пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки обучающихся в 10 - 12 кл. Переход от 9-го к 12-му классу может осуществляться поэтапно, имея в виду, что часть обучающихся по желанию родителей (лиц, их заменяющих) может завершить обучение после 9, 10, 11 классов в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Обучающиеся, лишенные попечения родителей (лиц, их заменяющих), обучаются в течение 10 - 12 лет в целях их социальной защиты и поддержки. Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся: устная (разговорная) речь (0 - 4 кл.), живой мир (0 - 4 кл.), природоведение (5 кл.), мир истории (6 кл.), домоводство (5 - 12 кл.), деловое и творческое письмо (10 - 12 кл.), экономический практикум (10 - 12 кл.), этика (7 - 12 кл.). Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, например: география (6 - 9 кл.); живой мир (0 - 4 кл.), природоведение (5 кл.), человек и его среда (10 - 12 кл.); естествознание (6 - 9 кл.). Такой же принцип действует между предметами из области: технологии и искусство, язык и речь, математика, что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики. В базисном учебном плане заложена большая возможность для реализации социокультурного развития обучающихся, преодоления дидактоцентристских подходов в обучении в пользу психологической, социальной и культурной абилитации разных групп обучающихся с умственной отсталостью. Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и 10 - 12 классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого обучающегося. Базисный план позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики, внедрение новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки и др. Первая ступень образования - начальная школа (0 - 4 кл.). 1. В сравнении с проектами учебных планов для общеобразовательной школы, план начальной школы VIII вида представлен пятилетним сроком обучения, т.к. он начинается с пропедевтического этапа (0 класс), который необходим для обучающихся, не прошедших организованного дошкольного обучения, а также для обучающихся с выраженным психическим недоразвитием. Вместе с тем пропедевтический период следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой заключается в изучении возможностей обучающихся к обучению, в проверке соответствия психолого - педагогического заключения к уровню интеллектуального развития конкретного обучающегося, что дает право учреждению перевести того или иного обучающегося в течение года (четверти) в 1 класс или вывести из состава обучающихся учреждения, если ПМПК допущена ошибка в диагностике умственной отсталости, что требует дополнительного обследования с сопутствующей характеристикой из учреждения, раскрывающей разнообразные стороны психической деятельности обучающегося. 2. Пропедевтический класс создает необходимые условия для подготовки основной группы обучающихся к дальнейшему обучению по программам 1 - 4 классов, для выявления их индивидуальных психофизических особенностей, разработки возможных программ психолого - педагогической поддержки глубоко отсталых обучающихся, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с адекватными программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. учреждению следует опираться не столько на принципы дидактических требований к обучению глубоко умственно отсталого обучающегося грамоте, счету и другим предметам (его продвижение по этому пути весьма затруднено), а создавать оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др. 3. Основными задачами начального обучения в 0 - 4 кл. являются: формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других - в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося; реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности. 4. Этап начального обучения может начинаться с 1-го класса, т.к. для отдельных групп обучающихся 0 класс не обязателен. Согласно типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в 1 - 3 классы могут направляться дети (с согласия родителей и рекомендаций ПМПК) из дошкольных учреждений, из 1 - 3 классов общеобразовательной школы, если выявлено психическое недоразвитие (умственная отсталость). В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети с нарушениями интеллекта имеют право на образовательные услуги в условиях общеобразовательной школы (специальные классы интегрированного обучения и др.), если для этого созданы надлежащие условия. Вторая ступень образования - основная школа (5 - 9 (10) классы). Названная ступень является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения. Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся профильный (полипрофильный) труд. Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно - воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность учреждению изучать перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую методическую и материально - производственную базу. К региональной части на этой ступени отнесены образовательные области искусства (музыка, пение, танец), физкультура, что дает возможность учреждению максимально использовать традиции и культуру (этнокультуру) региона. Образовательная область "Физкультура" так же, как и в начальной школе, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать (для основной группы обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта. Федеральный компонент включает язык и речь, математику, обществознание, естествознание, технологии (домоводство). Образовательная область "Язык и речь" представлена в 5 - 9 (10) кл. предметами русский язык и чтение. На территории РФ в специальных коррекционных образовательных учреждения VIII вида обучение ведется на русском (как государственном) языке, поэтому для национально - территориальных образований в составе РФ начальную школу и особенно пропедевтический (0 класс) следует рассматривать как период активного усвоения неродного (русского) языка. Изучение родного языка можно предусмотреть за счет школьного компонента в факультативной части. Содержание обучения русскому языку в учреждении строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Образовательная область "Математика" представлена элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др. Образовательная область "Обществознание" включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию. "Мир истории" - новый пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде. "История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории", формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др. "География" - элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально - экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому воспитанию. "Этика" - новый учебный предмет (7 - 9 (10) кл.), направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой и досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий - товарищество, совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др. - их проявлений или искажений в человеческих отношениях учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др. Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами "Природоведение" (5 кл.) и "Естествознание" с соответствующими разделами: "Растения", "Животные", "Человек" (6 - 9 (10) кл.). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, огородничество и др. Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение функции органов человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы. Образовательная область "Технологии" в части федерального компонента учебного плана включает "Домоводство" (5 - 11 (12) кл.). "Домоводство" в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 11 (12) кл. формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др. Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном доме, что переводит "Домоводство" не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. Домоводство, как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а далее в 10, 11 (12) кл. - с экономическим практикумом. |