МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, КАСАЮЩИЕСЯ ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПЕКИНСКИЕ ПРАВИЛА). Правила. Организация Объединенных Наций (ООН). 10.12.85 10/33

                  ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
     
                          10 декабря 1985 г.
                               N 10/33
                                            
                                 (Д)
        
     
           Утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
                     10/33 от 10 декабря 1985 г.
             (Советская юстиция, 1991, N 12, N 13, N 14)
     
                             (Извлечение)
     
                             Часть первая

                            ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

        2. Сфера применения Правил и используемые определения

     2.1. Следующие  Минимальные  стандартные  правила  применяются  к
несовершеннолетним правонарушителям беспристрастно, без каких бы то ни
было различий в отношении,  например,  расы,  цвета кожи, пола, языка,
вероисповедания,  политических  или иных убеждений,  национального или
социального  происхождения,  имущественного,  сословного   или   иного
положения.
     2.2. Для  целей  настоящих  Правил  государства-члены   применяют
следующие   определения   таким   образом,   чтобы   это  отвечало  их
соответствующим правовым системам и концепциям:
     а) несовершеннолетним   является  ребенок  или  молодой  человек,
который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за
правонарушение к ответственности в такой форме,  которая отличается от
формы ответственности, применимой к взрослому;
     б) правонарушением   является   любой   проступок  (действие  или
бездействие),  наказуемый по закону  в  рамках  существующей  правовой
системы;
     с) несовершеннолетним  правонарушителям  является   ребенок   или
молодой  человек,  который  подозревается в совершении правонарушения,
как установлено, совершил его.
     2.3. В  рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять
усилия для принятия комплекса законов,  правил  и  положений,  которые
относятся  непосредственно  к  несовершеннолетним  правонарушителям  и
учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия
в отношении несовершеннолетних, и которые призваны:
     а) удовлетворять   различные    потребности    несовершеннолетних
правонарушителей, защищая при этом их основные права;
     б) удовлетворять потребности общества;
     с) проводить   в   жизнь   следующие   правила  неукоснительно  и
беспристрастно.

                             КОММЕНТАРИЙ
     Минимальные стандартные  правила  специально сформулированы таким
образом,  чтобы они могли  применяться  в  рамках  различных  правовых
систем и в то же время устанавливать некоторые минимальные стандарты в
обращении   с   несовершеннолетними   правонарушителями   при    любом
существующем  определении  несовершеннолетнего  и  при  любой  системе
обращения  с  несовершеннолетним  правонарушителем.  Правила  во  всех
случаях должны применяться беспристрастно и без каких-либо различий.
     Поэтому в правиле 2.1.  подчеркивается важность применения Правил
беспристрастно и без каких бы то ни было различий. Это правило следует
формулировке принципа 2 Декларации прав ребенка (Резолюция 1386 (XVI).
См.  также  Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин   (резолюция   34/180,   приложение);   Декларацию    Всемирной
конференции  по  борьбе  с  расизмом  и расовой дискриминацией (Доклад
Всемирной конференции по борьбе с расизмом и  расовой  дискриминацией.
Женева.  14-25  августа  1978  года  (издание Организации Объединенных
Наций, в продаже под N R.79. XVI.2), глава 2); Декларацию о ликвидации
всех  форм  нетерпимости  и  дискриминации,  основанных на религии или
убеждениях  (резолюция   36/55);   Минимальные   стандартные   правила
обращения  с заключенными (см.  Права человека:  Сборник международных
договоров) (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.
83.  XVI. 1); Каракасскую декларацию (резолюция 35/171, приложение); и
правило 9).
     В правиле  2.2.  дано  определение понятия "несовершеннолетний" и
"правонарушение" в качестве  компонентов  понятия  "несовершеннолетний
правонарушитель", являющегося основным предметом настоящих Минимальных
стандартных правил  (см.,  однако,  также  правила  3  и  4).  Следует
отметить,   что  возрастные  пределы  будут  зависеть  и  будут  прямо
поставлены в зависимость от положений  каждой  правовой  системы,  тем
самым  полностью  учитывая  экономические,  социальные,  политические,
культурные  и  правовые  системы  государств-членов.  Поэтому  понятие
"несовершеннолетний" охватывает широкий возрастной диапазон от 7 до 18
лет или старше. Столь широкий диапазон представляется неизбежным ввиду
многообразия  национальных  правовых  систем  и  не  умаляет  значения
настоящих Минимальных стандартных правил.
     В правиле  2.3  говорится  о необходимости разработки конкретного
национального   законодательства,   направленного    на    оптимальное
воплощение  в  жизнь  настоящих Минимальных стандартных правил,  как в
законодательстве, так и на практике.

                3. Расширение сферы применения Правил

     3.1. Соответствующие положения Правил  применяются  не  только  к
несовершеннолетним правонарушителям,  но и несовершеннолетним, которые
могут быть привлечены к ответственности за любой конкретный  поступок,
не наказуемый в случае его совершения взрослым.
     3.2. Следует  прилагать  усилия  для   распространения   действия
принципов,  изложенных  в  Правилах,  на  всех  несовершеннолетних,  в
отношении  которых  принимаются  меры  по  социальному  обеспечению  и
установлению опеки.
     3.3. Следует прилагать также усилия для распространения  действия
принципов,   изложенных  в  правилах,  на  молодых  несовершеннолетних
правонарушителей.

                             КОММЕНТАРИЙ

     В правиле 3.  предусматривается распространение действия  средств
защиты, предусмотренных в Минимальных стандартных правилах, касающихся
отправления правосудия в отношении  несовершеннолетних,  на  следующие
случаи:
     а) предусмотренные в различных национальных правовых системах так
называемые "статусные нарушения", когда круг действий, рассматриваемых
в  качестве  правонарушений  для  несовершеннолетних,  шире,  чем  для
взрослых  (например,  прогулы,  плохое  поведение  в  школе и в семье,
появление в  нетрезвом  состоянии  в  общественных  местах  и  т.  д.)
(правило 3.1);
     б) принятие мер по социальному обеспечению  несовершеннолетних  и
установлению опеки (правило 3.2);
     с) процедуры    обращения    с     молодыми     совершеннолетними
правонарушителями    в   зависимости,   несомненно,   от   конкретного
возрастного предела (правило 3.3).
     Представляется оправданным  распространение  Правил  на  эти  три
категории.  Правило 3.1 предусматривает минимальные  гарантии  в  этих
областях, а правило 3.2 рассматривается в качестве желательного шага в
направлении более справедливого,  равноправного и гуманного правосудия
для всех несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
                               <...>

                           Часть четвертая
                  ОБРАЩЕНИЕ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ ВНЕ
                      ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                  23. Эффективное исполнение решения

     23.1. Необходимо  предусмотреть  соответствующие   положения   об
исполнении  постановлений  компетентного органа,  указанного в правиле
14.1,  выше,  самим этим органом  или  каким-либо  другим  органом,  в
зависимости от обстоятельств.
     23.2. Такие положения должны включать право компетентного  органа
периодически вносить, по мере необходимости, изменения в постановления
при  условии,  что  характер  таких  изменений  будет  определяться  в
соответствии с принципами, содержащимися в этих Правилах.

                             Комментарий

     Решение по  делам  несовершеннолетних,  в  большей степени чем по
делам взрослых,  может оказать  влияние  на  жизнь  правонарушителя  в
течение  длительного  периода  времени.  Поэтому важное значение имеет
надзор за исполнением решения со стороны компетентного  органа  власти
или  независимого  органа  (комиссии  по делам поручительства,  службы
системы  пробации,  учреждения  социального  обеспечения  молодежи   и
других),  полномочия  которого  аналогичны  полномочиям  компетентного
органа власти, принявшего первоначальное решение по делу. С этой целью
в  некоторых  странах  учреждена  должность  juge  de  l execution des
peines.
     Состав, полномочия  и  функции  этого органа власти должны носить
гибкий характер;  в правиле 23 дано их общее описание,  с  тем,  чтобы
обеспечить их широкую приемлемость.

                24. Предоставление необходимой помощи

     24.1. Следует     прилагать     усилия     для     предоставления
несовершеннолетним   на   всех   этапах   судебного    разбирательства
необходимой   помощи,   такой   как   обеспечение   жильем,  получение
образования или профессиональной подготовки, трудоустройство или любая
другая помощь,  которая может оказаться полезной и практичной, в целях
содействия процессу перевоспитания.

                             Комментарий

     Содействие благополучию несовершеннолетних  имеет  первостепенное
значение.  Поэтому  в  правиле  24  подчеркивается  важность  создания
необходимых условий и предоставления услуг и другой необходимой помощи
для  обеспечения интересов несовершеннолетних в течение всего процесса
перевоспитания.

         25. Мобилизация добровольцев и других общинных служб

     25.1. Следует привлекать добровольцев,  добровольные организации,
местные  учреждения  и другие общинные службы,  с тем чтобы они внесли
свой действенный вклад в перевоспитание  несовершеннолетних  в  рамках
общины, и насколько это возможно, в рамках семьи.

                             Комментарий

     Это правило  отражает  необходимость  ориентации  всей  работы  с
несовершеннолетними   правонарушителями   на    перевоспитание.    Для
эффективного   выполнения   указаний   компетентных   органов   власти
сотрудничество  с  общиной  имеет  исключительно  важное  значение.  В
частности,  добровольцы  и  добровольные  службы оказывают чрезвычайно
ценные услуги,  однако в настоящее время их  возможности  используются
недостаточно.  В некоторых случаях значительную помощь могут оказывать
бывшие правонарушители (в том числе бывшие наркоманы).
     Правило 25  строится  на  принципах,  которые изложены в правилах
1.1-1.6,  и аналогично соответствующим положениям Международного пакта
о гражданских и политических правах.

                             Часть пятая
                    ОБРАЩЕНИЕ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
                     В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

       26. Цели обращения с правонарушителями в исправительных
                             учреждениях

     26.1. Целью   воспитательной   работы   с    несовершеннолетними,
содержащимися   в  исправительных  учреждениях,  является  обеспечение
опеки,  защиты,  образования и  профессиональной  подготовки  с  целью
оказания  им  помощи  для выполнения социально-полезной и плодотворной
роли в обществе.
     26.2. Несовершеннолетним   в  исправительных  учреждениях  должен
обеспечиваться уход,  защита и вся необходимая  помощь  -  социальная,
психологическая,  медицинская,  физическая,  а  также помощь в области
образования  и  профессиональной  подготовки,  -  которые   им   могут
потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов
их полноценного развития.
     26.3. Несовершеннолетние   в  исправительных  учреждениях  должны
содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном исправительном
учреждении  или специальном отделении исправительного учреждения,  где
содержатся также и взрослые.
     26.4. Молодым     женщинам-правонарушителям,     помещенным     в
исправительное учреждение,  должно уделяться особое внимание в  учетом
их  личных  нужд  и  проблем.  Им должен обеспечиваться такой же уход,
защита, помощь, обращение и профессиональная подготовка, как и молодым
мужчинам-правонарушителям. Следует обеспечить справедливое обращение с
ними.
     26.5. В  интересах благополучия несовершеннолетних,  помещенных в
исправительные учреждения,  их родители или опекуны должны иметь право
посещать их.
     26.6. Необходимо  поощрять  межминистерское  и   межведомственное
сотрудничество  с целью обеспечения соответствующей академической или,
по   возможности,   профессиональной    подготовки    находящихся    в
исправительных  учреждениях  несовершеннолетних,  с тем чтобы после их
выхода   из   исправительного   учреждения   они   имели   полноценное
образование.

                             Комментарий

     Цели обращения  с правонарушителями в исправительных учреждениях,
сформулированные в правилах 26.1 и 26.2,  должны  быть  приемлемы  для
любой системы и культуры. Однако они не были достигнуты повсеместно, и
в связи с этим предстоит еще очень большая работа.
     В частности,  оказание медицинской и психологической помощи имеет
исключительно  важное  значение  для   помещенных   в   исправительные
учреждения наркоманов, агрессивных и психически больных молодых людей.
     Необходимо избегать     отрицательного      влияния      взрослых
правонарушителей и охранять благополучие несовершеннолетних в условиях
исправительного учреждения,  как предусмотрено  в  правиле  26.3,  что
соответствует  одному  из  основных руководящих принципов этих Правил,
как он изложен шестым Конгрессом в его резолюции  4.  Это  правило  не
препятствует  принятию  государствами  иных  мер против отрицательного
влияния взрослых правонарушителей,  которые по крайней мере  столь  же
эффективны,  как  и  меры,  упомянутые  в данном правиле.  (См.  также
правило 13.4).
     Правило 26.4     связано     с     тем    обстоятельством,    что
женщинам-правонарушителям,  как  отмечалось   на   шестом   Конгрессе,
уделяется  обычно  меньше  внимания,  чем  мужчинам.  В  частности,  в
резолюции  9  шестого  Конгресса  содержится  призыв  к  справедливому
обращению  с  женщинами-правонарушителями  на  каждом  этапе  процесса
уголовного правосудия,  а также к рассмотрению с особым  вниманием  их
конкретных  проблем и нужд в период лишения свободы.  Кроме того,  это
правило должно рассматриваться в свете Каракасской декларации  шестого
Конгресса,  которая,  в частности, призывает к равноправному обращению
при  отправлении  уголовного  правосудия,  и  в  свете  Декларации   о
ликвидации  дискриминации  в отношении женщин и Конвенции о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин.
     Право посещения  заключенных (правило 26.5) вытекает из положений
правил 7.1,  10.1,  15.2 и 18.2.  Межминистерское  и  межведомственное
сотрудничество  (правило  26.6) имеет особо важное значение для общего
повышения качества  обращения  с  правонарушителями  в  исправительных
учреждениях и их профессионального обучения.

       27. Применение Минимальных стандартных правил обращения
       с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций

     27.1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными  и
соответствующие  рекомендации  используются  по мере их применимости к
обращению с  несовершеннолетними  правонарушителями  в  исправительных
учреждениях,  включая  тех,  которые  находятся под стражей в ожидании
судебного решения.
     27.2. Необходимо  прилагать  усилия  для  возможно  более полного
выполнения  соответствующих  принципов,   изложенных   в   Минимальных
стандартных правилах обращения с заключенными,  в целях удовлетворения
различных  нужд  несовершеннолетних  с  учетом  их  возраста,  пола  и
личности.

                             Комментарий

     Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными явились
одним из первых документов такого рода,  провозглашенных  Организацией
Объединенных Наций.  По всеобщему признанию,  их воздействие ощущается
во  всем  мире.  Хотя  до  сих  пор  имеются  страны,  в  которых   их
осуществление  остается  пожеланием,  а  не  фактом,  эти  Минимальные
стандартные правила продолжают являться важным  фактором  гуманного  и
справедливого использования исправительных учреждений.
     В Минимальных  стандартных  правилах  обращения  с   заключенными
отражены    некоторые   основные   обращения   с   несовершеннолетними
правонарушителями  в  исправительных  учреждениях  (помещения   и   их
оборудование,  спальные принадлежности, одежда, рассмотрение заявлений
и жалоб,  контакты с внешним миром, питание, медицинское обслуживание,
отправление  религиозных  обрядов,  разбивка по возрастным категориям,
требования к персоналу,  труд и т.  д.), а также положения, касающиеся
наказаний,  дисциплины  и  средств усмирения опасных правонарушителей.
Было бы нецелесообразно изменять эти Минимальные  стандартные  правила
обращения  с  заключенными,  чтобы  отразить  особые характерные черты
исправительных учреждений для  несовершеннолетних  правонарушителей  в
сфере действия Минимальных стандартных правил,  касающихся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних.
     В правиле   27   изложены   необходимые  требования  в  отношении
несовершеннолетних,  находящихся в исправительных учреждениях (правило
27.1), а также об удовлетворении их различных конкретных нужд с учетом
их возраста, пола и личности (правило 27.2). Поэтому цели и содержание
данного  правила  в  некоторых отношениях совпадают с соответствующими
положениями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

           28. Регулярное применение условного освобождения
                           на ранних этапах

     28.1. Условное   освобождение   из   исправительного   учреждения
применятся  соответствующими  органами  в   возможно   более   широких
масштабах и в возможно более ранние сроки.
     28.2. Несовершеннолетние,      условно      освобожденные      из
исправительного  учреждения,  получают помощь и находятся под надзором
соответствующего органа и должны получать поддержку со стороны общины.

                             Комментарий

     Право принимать  решение  об  условном  освобождении  может  быть
предоставлено компетентному органу власти,  указанному в правиле 14.1,
или  какому-либо  другому  органу  власти.  Поэтому  в  данном  случае
целесообразно   использовать   определение  "соответствующий",  нежели
"компетентный" орган власти.
     Если позволяют   обстоятельства,   следует   отдать  предпочтение
условному  освобождению,   не   заставляя   молодого   правонарушителя
полностью отбывать свой срок. При наличии данных, свидетельствующих об
удовлетворительном  ходе  перевоспитания,  даже  нарушители,   которые
считались  опасными в момент их помещения в исправительное учреждение,
могут  быть,  если  позволяют  обстоятельства,  освобождены   условно.
Подобно  установлению  испытательного срока,  такое освобождение может
быть обусловлено выполнением  условий,  поставленных  соответствующими
органами  на  срок,  указанный  в решении,  например условия "хорошего
поведения"   правонарушителя,   участия   в   общинных   мероприятиях,
проживания в исправительных учреждениях с ослабленным режимом и т.д.
     В случае    условного    освобождения     правонарушителей     из
исправительного учреждения необходимо предусмотреть помощь и надзор со
стороны должностного лица системы пробации  или  другого  должностного
лица (в частности в странах, где система пробации еще не применяется),
а также поощрять оказание поддержки со стороны общины.

                    29. Промежуточные формы работы

     29.1. Следует прилагать усилия  для  использования  промежуточных
форм   работы,  таких  как  исправительные  учреждения  с  ослабленным
режимом,  воспитательные дома,  центры  дневной  подготовки  и  другие
аналогичные  им  соответствующие  формы,  которые могут способствовать
надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества.

                             Комментарий

     Не следует недооценивать важность  опеки  после  освобождения  из
исправительного  учреждения.  В  данном  правиле  особо указывается на
необходимость создания сети учреждений промежуточного типа.
     В этом   правиле   подчеркивается  также  необходимость  создания
разнообразных  учреждений  и  служб,  рассчитанных  на  удовлетворение
различных нужд молодых правонарушителей,  возвращающихся в общество, и
обеспечения руководства и структурной поддержки как важной меры для их
успешной реинтеграции в жизнь общества.
                                <...>