ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНПРОМНАУКИ РОССИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОЕКТАМ (ПРОГРАММАМ), ИМЕЮЩИМ ОСОБО ВАЖНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Приказ. Министерство промышленности, науки и технологий РФ. 11.02.02 22

             ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНПРОМНАУКИ РОССИИ РАБОТЫ
         ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОЕКТАМ (ПРОГРАММАМ),
            ИМЕЮЩИМ ОСОБО ВАЖНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

                                ПРИКАЗ

          МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РФ

                           11 февраля 2002 г.
                                 N 22

                                (НЦПИ)


     В целях  проведения  отбора  важнейших  первоочередных   проектов
(программ),   на   реализацию  которых  должны  быть  сконцентрированы
государственные ресурсы и другие формы  государственной  поддержки,  в
соответствии     с     решением    Правительственной    комиссии    по
научно-инновационной политике (протокол заседания от  18  января  2002
года N 1, пункт 4) приказываю:

     1. Утвердить   прилагаемые   требования   для   отбора  важнейших
инновационно-технологических  проектов  (программ)  и   требования   к
описанию важнейших инновационно-технологических проектов (программ).
     2. Руководителям   департаментов   и    начальникам    управлений
представить  в  срок  до  15  февраля  2002 года в Сводный департамент
промышленности и науки и  Департамент  развития  технологий  (Путилову
А.В.)   предложения   по   проектам   (программам)  в  соответствии  с
утвержденными настоящим приказом требованиями.
     3. Утвердить  прилагаемый  состав  экспертной  группы по оценке и
отбору  предложений  по  особо   важным   инновационно-технологическим
проектам    (программам),    поступившим    от   федеральных   органов
исполнительной власти и структурных подразделений Министерства.
     4. Сводному  департаменту  промышленности  и  науки  совместно  с
Департаментом  развития   технологий   (Путилову   А.В.)   на   основе
рекомендаций  экспертной  группы  подготовить  предложения  по перечню
проектов (программ),  имеющих особо важное  государственное  значение,
для  представления  в  установленном порядке до 26 февраля 2002 года в
рабочую  группу  Правительственной  комиссии  по  научно-инновационной
политике.
     5. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить   на
первого заместителя Министра Кирпичникова М.П.
     

Министр
                                                            И.Клебанов

                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          приказом Минпромнауки России
                                          от 11 февраля 2002 года N 22
                                  
                              ТРЕБОВАНИЯ
          к описанию важнейших инновационно-технологических
                         проектов (программ)
     
     Приоритетные инновационно-технологические  проекты  или программы
(далее - проекты) должны иметь особо важное государственное значение и
быть   направлены   на  ускоренное  развитие  российской  экономики  и
достижение необходимого уровня национальной безопасности.
     Предполагаемый период реализации проектов - 2003-2005 годы.
     Описание каждого проекта должно содержать:
     1. Цель проекта с указанием:
     задачи государственной важности, решаемой в рамках проекта;
     технологического направления    (в    соответствии   с   перечнем
приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и  критических
технологий федерального уровня);
     ожидаемых конечных результатов реализации проекта  (в  конкретных
показателях и параметрах).
     2. Краткий обзор состояния проблемы, включая:
     уровень отечественных разработок по сравнению с лучшими  мировыми
аналогами  (указать  страны/ компании,  в которых достигнуты наилучшие
результаты);
     результаты мирового  уровня  по  тематике  проекта,  полученные в
России за последние 5 лет;
     работы, проводимые  по  тематике  проекта  в  рамках  федеральных
целевых программ  и  других  программ  и  проектов,  финансируемых  из
средств бюджетов всех уровней;
     наличие отечественных и зарубежных патентов;
     перечень ведущих  российских  научных  организаций,   принимавших
участие в решении данной проблемы.
     3. Обоснование предлагаемого  пути  решения  задачи  и  состояния
проблемы к моменту завершения проекта.
     4. Характеристику разрабатываемой научно-технической продукции:
     4.1. Технические, эксплуатационные и производственные показатели.
     4.2. Отрасль,  основные  предприятия  - производители аналогичной
продукции и объемы ее производства в настоящее  время;  предполагаемые
производители  и  объемы  производства  продукции,  степень готовности
производства к  выпуску  продукции;  сопоставление  разрабатываемых  и
базовых  технологий  по экологическим параметрам,  производительности,
обеспечению  отечественным  и  импортным  сырьем,  снижению   издержек
производства, ресурсосберегающей эффективности.
     4.3. Показатели конкурентоспособности продукции на  внутреннем  и
внешнем рынках:
     величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное  время  и
прогнозируемая величина спроса, возможность дополнительного спроса;
     наличие свободных ниш на рынках данного товара;
     соотношение между параметрами качества  продукции,  намечаемой  к
производству,   и  соответствующими  параметрами  качества  продукции,
представленной на рынках:
     соотношение между  прогнозируемой  ценой на данный вид продукции,
намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек  производства
и   обращения   и   ожидаемой   прибыли),   и  действующими,  а  также
прогнозируемыми рыночными ценами;
     возможность замещения,   вытеснения  данным  видом  намечаемой  к
производству продукции, других аналогичных видов продукции, которые он
способен заменить.
     5. Обоснование  практической  реализуемости  производства  данных
видов продукции в намечаемом масштабе, в желаемые сроки, определяемой:
     наличием имеющихся и предполагаемых ресурсов,  законодательных  и
иных ограничений, препятствующих осуществлению программы;
     наличием заинтересованных в производстве и  реализации  продукции
хозяйственных структур, как отечественных, так и зарубежных;
     наличием готовых или возможностью  осуществления  новых  научных,
проектно-конструкторских,  технологических разработок, необходимых для
развития производства,  их патентной  чистотой,  возможностью  закупки
необходимых лицензий;
     наличием или возможностью создания,  расширения  производственной
базы,      технологического     оборудования,     других     элементов
материально-технической базы производства,  включая сырье,  материалы,
энергию, комплектующие изделия;
     наличием квалифицированных научных и производственных кадров;
     масштабами и  источниками  требующихся  для  реализации   проекта
финансовых ресурсов с разделением во времени и по видам источников и с
учетом ограниченных  возможностей  привлечения  средств  федерального,
регионального и местных бюджетов;
     отсутствием ограничений,  вытекающих  из  экологических   условий
производства и потребления данного вида продукции;
     отсутствием других     сдерживающих     факторов     (социальных,
политических).
     6. Основные  этапы  выполнения  проекта  с  указанием  конкретных
промежуточных результатов.
     7. Затраты на реализацию проекта (по источникам  финансирования),
сроки выполнения проекта и организации серийного производства.
     8. Основные результаты реализации проекта  (оценка  экономической
эффективности,  социальных  и  экологических последствий от реализации
проекта).
     8.1. Экономическая  эффективность  развития  производства  данных
видов  продукции,  определяемая  с   учетом   масштабов   производства
следующими показателями:
     ожидаемый уровень   прибыли   и   рентабельности   по    периодам
осуществления проекта с учетом всех определяющих видов издержек;
     ожидаемый срок окупаемости проекта;
     динамика замещения существующих технологий и продукции по годам;
     мультипликативный эффект от реализации проекта;
     бюджетная эффективность,    определяемая    приростом   налоговых
поступлений в бюджет на всех стадиях выполнения  проекта,  от  научных
исследований и разработок до реализации готовой продукции.
     8.2. Импортозамещение, характеризуемое расчетным объемом снижения
закупок  этой  или  аналогичной продукции за рубежом,  затрат валютных
ресурсов за счет осуществления проекта.
     8.3. Расширение     экспортных    возможностей    в    результате
осуществления проекта, измеряемое абсолютной и относительной величиной
роста  экспорта и экспортной выручки по годам программного периода и в
целом, доля экспорта продукции в общем объеме ее производства.
     8.4. Социальные показатели проекта (увеличение количества рабочих
мест и занятости,  рост доходов,  заработной платы, улучшение качества
жизни в результате реализации проекта).

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                              приказом
                                          Министерства промышленности,
                                                    науки и технологий
                                                  Российской Федерации
                                          от 11 февраля 2002 года N 22

                                СОСТАВ
           экспертной группы по оценке и отбору предложений
        по особо важным инновационно-технологическим проектам

     Фурсенко А.А.  -  заместитель  министра  промышленности,  науки и
технологий Российской Федерации (руководитель)

     Терещенко Г.Ф.  - заместитель министра  промышленности,  науки  и
технологий Российской Федерации (заместитель руководителя)

     Фридлянов В.Н.  -  заместитель  министра промышленности,  науки и
технологий Российской Федерации (заместитель руководителя)

     Аметистов Е.В.  - ректор  Московского  энергетического  института
(Технический университет), член-корреспондент РАН (по согласованию)

     Баженов Ю.М.  -  заведующий кафедрой Московского государственного
строительного университета, академик Российской академии архитектуры и
строительных наук (по согласованию)

     Белый О.В.  - директор Института проблем транспорта  РАН,  доктор
технических наук (по согласованию)

     Бойченко В.С.  -  заместитель  руководителя Сводного департамента
промышленности и науки

     Большаков Б.М.  -  руководитель   Департамента   промышленной   и
инновационной политики в лесопромышленном комплексе

     Быкасов А.А. - заместитель руководителя Департамента промышленной
и инновационной политики в металлургии

     Войткевич Н.Д. - руководитель Департамента наук о жизни и Земле

     Дараган Н.К. - заместитель руководителя Департамента промышленной
и  инновационной   политики   в   медицинской   и   биотехнологической
промышленности

     Иванов В.Т.   -  директор  Института  биоорганической  химии  им.
М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, академик РАН

     Ипатов А.А.    -    генеральный    директор    ГНЦ   "Центральный
научно-исследовательский автомобильный и  автомоторный  институт"  (по
согласованию)

     Княжев В.А.   -  заместитель  министра  промышленности,  науки  и
технологий Российской Федерации

     Моисеев В.А.  - генеральный директор ОАО "Корпорация  "КОМПОМАШ",
доктор технических наук, академик Российской академии космонавтики (по
согласованию)

     Пашин В.М.  -  директор ГНЦ "Центральный научно-исследовательский
институт академика А.Н.Крылова", академик РАН (по согласованию)

     Петренко В.Д.  -   руководитель   Департамента   промышленной   и
инновационной политики в легкой промышленности

     Путилов А.В. - руководитель Департамента развития технологий

     Саркисов П.Д.   -   ректор   Российского  химико-технологического
университета им.Д.И.Менделеева, академик РАН (по согласованию)

     Сауров А.Н.  -  директор ГНЦ НПК "Технологический центр",  доктор
технических наук (по согласованию)

     Скрябин К.Г. - директор Центра биоинженерии РАН, академик РАСХН

     Сорокин Н.Т.   -   руководитель   Департамента   промышленной   и
инновационной политики в машиностроении

     Фаворский О.Н.  - академик-секретарь Отделения физико-технических
проблем энергетики РАН, академик РАН (по согласованию)

     Вазюлин В.А.    -    начальник   отдела   Сводного   департамента
промышленности и науки (ответственный секретарь).

                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          приказом Минпромнауки России
                                          от 11 февраля 2002 года N 22

                              ТРЕБОВАНИЯ
          для отбора важнейших инновационно-технологических
                         проектов (программ)
     
     1. Проект или программа (далее - проект) должны обеспечивать:
     получение экономического эффекта, значимого на уровне экономики в
целом или крупных секторов экономики;
     решение наиболее  актуальных  задач в социальной сфере,  в первую
очередь, связанных с повышением качества жизни населения.
     2. Проект  должен иметь межотраслевой характер.  Его реализация и
использование полученных  результатов  должны  стимулировать  развитие
производства  и  повышение  его  технического  уровня  и экономической
эффективности в смежных отраслях промышленности.
     3. Проект   должен   быть   основан   на   научных   результатах,
определяющих мировой уровень исследований в соответствующих  областях,
в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня.
     4. В рамках проекта должен быть реализован  полный  инновационный
цикл  "прикладные  научные  исследования  -  опытно-конструкторские  и
технологические разработки - освоение производства", а его результатом
должен быть выпуск конкретной продукции (технологии),  имеющей высокий
потенциал рыночной реализации.
     5. Выпускаемая  в  результате реализации проекта продукция должна
быть ориентирована на существующие емкие и стабильные рынки сбыта либо
на  перспективные  быстрорастущие  рынки высокотехнологичных товаров и
услуг.
     6. Главной  экономической  целью  проекта  должно  быть  усиление
конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на  внутреннем
(в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проект
должен решать ключевые проблемы  конкурентоспособности,  в  том  числе
такие  как снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в
первую очередь,  энергосбережения),  увеличение доли продукции высокой
степени  переработки,  повышение  эффективности использования сырьевой
базы, обеспечение гибкости производства.
     7. В   качестве   приоритетных   проектов  будут  рассматриваться
проекты:
     а) направленные на:
     повышение экономичности   и  стабильности  обеспечения  теплом  и
электроэнергией производственных и  жилищно-коммунальных  объектов  на
основе   высокоэффективных   автономных   установок,   в   том  числе,
использующих новые принципы получения и преобразования энергии;
     повышение эффективности  использования невозобновляемых природных
ресурсов (в первую очередь, энергетических);
     повышение глубины  и комплексности переработки производственных и
бытовых отходов и наращивание  масштабов  вовлечения  в  хозяйственный
оборот вторичных ресурсов;
     снижение уровня техногенной нагрузки на окружающую среду;
     повышения качества жизни населения;
     б) финансирование проектов будет осуществляться с учетом реальных
возможностей инвесторов.
     8. Выполнение проекта и рыночная реализация  созданной  продукции
должны  опираться,  в основном,  на сложившиеся кооперационные связи в
научно-технической и производственной  сферах  и  достаточно  развитую
сбытовую инфраструктуру.
     9. Период реализации проектов должен быть не более 2-3 лет.