ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНПРОМНАУКИ РОССИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОЕКТАМ (ПРОГРАММАМ), ИМЕЮЩИМ ОСОБО ВАЖНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РФ 11 февраля 2002 г. N 22 (НЦПИ) В целях проведения отбора важнейших первоочередных проектов (программ), на реализацию которых должны быть сконцентрированы государственные ресурсы и другие формы государственной поддержки, в соответствии с решением Правительственной комиссии по научно-инновационной политике (протокол заседания от 18 января 2002 года N 1, пункт 4) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые требования для отбора важнейших инновационно-технологических проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов (программ). 2. Руководителям департаментов и начальникам управлений представить в срок до 15 февраля 2002 года в Сводный департамент промышленности и науки и Департамент развития технологий (Путилову А.В.) предложения по проектам (программам) в соответствии с утвержденными настоящим приказом требованиями. 3. Утвердить прилагаемый состав экспертной группы по оценке и отбору предложений по особо важным инновационно-технологическим проектам (программам), поступившим от федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений Министерства. 4. Сводному департаменту промышленности и науки совместно с Департаментом развития технологий (Путилову А.В.) на основе рекомендаций экспертной группы подготовить предложения по перечню проектов (программ), имеющих особо важное государственное значение, для представления в установленном порядке до 26 февраля 2002 года в рабочую группу Правительственной комиссии по научно-инновационной политике. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Кирпичникова М.П. Министр И.Клебанов УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 года N 22 ТРЕБОВАНИЯ к описанию важнейших инновационно-технологических проектов (программ) Приоритетные инновационно-технологические проекты или программы (далее - проекты) должны иметь особо важное государственное значение и быть направлены на ускоренное развитие российской экономики и достижение необходимого уровня национальной безопасности. Предполагаемый период реализации проектов - 2003-2005 годы. Описание каждого проекта должно содержать: 1. Цель проекта с указанием: задачи государственной важности, решаемой в рамках проекта; технологического направления (в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня); ожидаемых конечных результатов реализации проекта (в конкретных показателях и параметрах). 2. Краткий обзор состояния проблемы, включая: уровень отечественных разработок по сравнению с лучшими мировыми аналогами (указать страны/ компании, в которых достигнуты наилучшие результаты); результаты мирового уровня по тематике проекта, полученные в России за последние 5 лет; работы, проводимые по тематике проекта в рамках федеральных целевых программ и других программ и проектов, финансируемых из средств бюджетов всех уровней; наличие отечественных и зарубежных патентов; перечень ведущих российских научных организаций, принимавших участие в решении данной проблемы. 3. Обоснование предлагаемого пути решения задачи и состояния проблемы к моменту завершения проекта. 4. Характеристику разрабатываемой научно-технической продукции: 4.1. Технические, эксплуатационные и производственные показатели. 4.2. Отрасль, основные предприятия - производители аналогичной продукции и объемы ее производства в настоящее время; предполагаемые производители и объемы производства продукции, степень готовности производства к выпуску продукции; сопоставление разрабатываемых и базовых технологий по экологическим параметрам, производительности, обеспечению отечественным и импортным сырьем, снижению издержек производства, ресурсосберегающей эффективности. 4.3. Показатели конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках: величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное время и прогнозируемая величина спроса, возможность дополнительного спроса; наличие свободных ниш на рынках данного товара; соотношение между параметрами качества продукции, намечаемой к производству, и соответствующими параметрами качества продукции, представленной на рынках: соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми рыночными ценами; возможность замещения, вытеснения данным видом намечаемой к производству продукции, других аналогичных видов продукции, которые он способен заменить. 5. Обоснование практической реализуемости производства данных видов продукции в намечаемом масштабе, в желаемые сроки, определяемой: наличием имеющихся и предполагаемых ресурсов, законодательных и иных ограничений, препятствующих осуществлению программы; наличием заинтересованных в производстве и реализации продукции хозяйственных структур, как отечественных, так и зарубежных; наличием готовых или возможностью осуществления новых научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, необходимых для развития производства, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий; наличием или возможностью создания, расширения производственной базы, технологического оборудования, других элементов материально-технической базы производства, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия; наличием квалифицированных научных и производственных кадров; масштабами и источниками требующихся для реализации проекта финансовых ресурсов с разделением во времени и по видам источников и с учетом ограниченных возможностей привлечения средств федерального, регионального и местных бюджетов; отсутствием ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления данного вида продукции; отсутствием других сдерживающих факторов (социальных, политических). 6. Основные этапы выполнения проекта с указанием конкретных промежуточных результатов. 7. Затраты на реализацию проекта (по источникам финансирования), сроки выполнения проекта и организации серийного производства. 8. Основные результаты реализации проекта (оценка экономической эффективности, социальных и экологических последствий от реализации проекта). 8.1. Экономическая эффективность развития производства данных видов продукции, определяемая с учетом масштабов производства следующими показателями: ожидаемый уровень прибыли и рентабельности по периодам осуществления проекта с учетом всех определяющих видов издержек; ожидаемый срок окупаемости проекта; динамика замещения существующих технологий и продукции по годам; мультипликативный эффект от реализации проекта; бюджетная эффективность, определяемая приростом налоговых поступлений в бюджет на всех стадиях выполнения проекта, от научных исследований и разработок до реализации готовой продукции. 8.2. Импортозамещение, характеризуемое расчетным объемом снижения закупок этой или аналогичной продукции за рубежом, затрат валютных ресурсов за счет осуществления проекта. 8.3. Расширение экспортных возможностей в результате осуществления проекта, измеряемое абсолютной и относительной величиной роста экспорта и экспортной выручки по годам программного периода и в целом, доля экспорта продукции в общем объеме ее производства. 8.4. Социальные показатели проекта (увеличение количества рабочих мест и занятости, рост доходов, заработной платы, улучшение качества жизни в результате реализации проекта). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 22 СОСТАВ экспертной группы по оценке и отбору предложений по особо важным инновационно-технологическим проектам Фурсенко А.А. - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации (руководитель) Терещенко Г.Ф. - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации (заместитель руководителя) Фридлянов В.Н. - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации (заместитель руководителя) Аметистов Е.В. - ректор Московского энергетического института (Технический университет), член-корреспондент РАН (по согласованию) Баженов Ю.М. - заведующий кафедрой Московского государственного строительного университета, академик Российской академии архитектуры и строительных наук (по согласованию) Белый О.В. - директор Института проблем транспорта РАН, доктор технических наук (по согласованию) Бойченко В.С. - заместитель руководителя Сводного департамента промышленности и науки Большаков Б.М. - руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в лесопромышленном комплексе Быкасов А.А. - заместитель руководителя Департамента промышленной и инновационной политики в металлургии Войткевич Н.Д. - руководитель Департамента наук о жизни и Земле Дараган Н.К. - заместитель руководителя Департамента промышленной и инновационной политики в медицинской и биотехнологической промышленности Иванов В.Т. - директор Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, академик РАН Ипатов А.А. - генеральный директор ГНЦ "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (по согласованию) Княжев В.А. - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации Моисеев В.А. - генеральный директор ОАО "Корпорация "КОМПОМАШ", доктор технических наук, академик Российской академии космонавтики (по согласованию) Пашин В.М. - директор ГНЦ "Центральный научно-исследовательский институт академика А.Н.Крылова", академик РАН (по согласованию) Петренко В.Д. - руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в легкой промышленности Путилов А.В. - руководитель Департамента развития технологий Саркисов П.Д. - ректор Российского химико-технологического университета им.Д.И.Менделеева, академик РАН (по согласованию) Сауров А.Н. - директор ГНЦ НПК "Технологический центр", доктор технических наук (по согласованию) Скрябин К.Г. - директор Центра биоинженерии РАН, академик РАСХН Сорокин Н.Т. - руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Фаворский О.Н. - академик-секретарь Отделения физико-технических проблем энергетики РАН, академик РАН (по согласованию) Вазюлин В.А. - начальник отдела Сводного департамента промышленности и науки (ответственный секретарь). УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 года N 22 ТРЕБОВАНИЯ для отбора важнейших инновационно-технологических проектов (программ) 1. Проект или программа (далее - проект) должны обеспечивать: получение экономического эффекта, значимого на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения. 2. Проект должен иметь межотраслевой характер. Его реализация и использование полученных результатов должны стимулировать развитие производства и повышение его технического уровня и экономической эффективности в смежных отраслях промышленности. 3. Проект должен быть основан на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в соответствующих областях, в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня. 4. В рамках проекта должен быть реализован полный инновационный цикл "прикладные научные исследования - опытно-конструкторские и технологические разработки - освоение производства", а его результатом должен быть выпуск конкретной продукции (технологии), имеющей высокий потенциал рыночной реализации. 5. Выпускаемая в результате реализации проекта продукция должна быть ориентирована на существующие емкие и стабильные рынки сбыта либо на перспективные быстрорастущие рынки высокотехнологичных товаров и услуг. 6. Главной экономической целью проекта должно быть усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проект должен решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе такие как снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличение доли продукции высокой степени переработки, повышение эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства. 7. В качестве приоритетных проектов будут рассматриваться проекты: а) направленные на: повышение экономичности и стабильности обеспечения теплом и электроэнергией производственных и жилищно-коммунальных объектов на основе высокоэффективных автономных установок, в том числе, использующих новые принципы получения и преобразования энергии; повышение эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов (в первую очередь, энергетических); повышение глубины и комплексности переработки производственных и бытовых отходов и наращивание масштабов вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов; снижение уровня техногенной нагрузки на окружающую среду; повышения качества жизни населения; б) финансирование проектов будет осуществляться с учетом реальных возможностей инвесторов. 8. Выполнение проекта и рыночная реализация созданной продукции должны опираться, в основном, на сложившиеся кооперационные связи в научно-технической и производственной сферах и достаточно развитую сбытовую инфраструктуру. 9. Период реализации проектов должен быть не более 2-3 лет. |