ПРАВИЛА ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР 27 ФЕВРАЛЯ 1981 Г. (Д) (статьи 55, 67 Устава железных дорог Союза ССР) 1. Навешиваемые на вагоны и контейнеры пломбы по своей конструкции не должен допускать снятия их с вагона (контейнера) без нарушения целости. 2. Загруженные крытые вагоны ( в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы: а) пломбами железной дороги, когда груз погружен железной дорогой; б) пломбами грузоотправителя, когда груз погружен грузоотправите- лем. 3. Без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток допускается перевозка грузов, перечисленных в приложении Перевозка в вагонах (цистернах) без пломб грузов, следующих на экспорт через пограничные станции, не допускается. 4. Загруженные контейнеры пломбируются пломбами грузоотправите- ля. Контейнеры с сельскохозяйственной продукцией, предъявляемой кол- хозниками, а также с домашними вещами, предъявляемыми гражданами, пломбируются в присутствии грузоотправителя пломбами железной дороги, а при осуществлении транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотп- равителей средствами организации, не входящей в систему Министерства путей сообщения, - пломбами этой транспортно-экспедиционной организа- ции. 5. В случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных ви- дов грузов, пломбируются также и порожние вагоны после выгрузки этих грузов. 6. Перед пломбированием вагона обе дверные накладки укрепляются закрутками из отожженной проволоки длиной 250 - 260 мм, диаметром 6 мм. Проволока для закрутки пропускается так, чтобы ею была охвачена дверная накладка и ушко стойки вагона, затем оба конца проволоки вставляются в металлическую плашку, которая передвигается по проволоке вплотную к дверной накладке, после чего производится закручивание. Ме- таллическая плашка должна иметь размер 50 х20 мм, толщину 2 - 4 мм и два отверстия диаметром 7 мм на расстоянии 25 мм друг от друга (рис. 1). 7 Перед пломбированием контейнеров рукоятка, вставленная в ско- бу ( у контейнеров с запорным устройством шпингалетного типа) или зак- рытая защелкой ( у контейнеров с запорным устройством кулачного типа), укрепляется закруткой из отожженной проволоки диаметром 4 мм, длиной 240 - 250 мм. У контейнеров массой брутто 3 и 5 т с запорным устройством шпин- галетного типа проволока пропускается через горизонтально расположен- ные отверстия скобы над рукояткой и закручивается вверх до конца (рис. 2). У контейнеров массой брутто 3 и 5 т с запорным устройством кулач- ного типа проволоки пропускается через два отверстия в правой части рукоятки и правое отверстие защелки ( в закрытом положении) и закручи- вается вверх до конца (рис. 3). У контейнеров массой брутто 10 т и более проволока пропускается через отверстие рукоятки и защелки ( в закрытом положении) и закручи- вается с правой стороны вниз до конца ( рис. 4). 8. Закручивание проволоки должно производиться специальной ме- таллической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 7 - 10 мм и расстоянием между ними 30 - 35 мм. 9. Укрепление дверных накладок проволочными закрутками произво- дится железной дорогой или грузоотправителем в зависимости от того, чьими средствами был погружен груз. 10. Пломбы навешиваются: а) у крытых вагонов - на дверях с каждой стороны по одной пломбе; б) у изотермических вагонов - на дверях с каждой стороны вагона по одной пломбе; у ледников с пристеночными карманами пломбируются также льдозагрузочные люки; в) у цистерн - на крыше люка по одной пломбе, за исключением слу- чаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен Правилами пере- возок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полуваго- нах; г) у контейнеров: массой брутто 3 и 5 т, оборудованных запорным устройством шпинга- летного типа, - по одной пломбе на рукоятку, вставленную в скобу (см. рис. 2); массой брутто 3 т, оборудованных запорами устройством кулачкового типа, - по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку (см. рис. 3); массой брутто 5 т, оборудованных запорном устройством кулачкового типа, - по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку правой створки двери, закрывающейся последней (см. рис. 3); массой брутто 10 т, более - по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку, расположенную слева правой створки двери, закрывающейся последней (см. рис. 4). 11. Для пломбирования вагонов и контейнеров применяются свинцо- вые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, а также полиэтиленовые пломбы с камерой, изготовленные в соответствии с ГОСТ 19133 - 73, и термически обработанная (отожженная) проволока диаметром 0,6 - 0,7 мм по ГОСТ 3282 - 74. Проволока, применяемая для навешивания свинцовых пломб, предвари- тельно скручивается в две нити из расчета четырех витков на 1 см дли- ны. 12. При навешивании пломбы на контейнер проволока пропускается в два оборота через отверстия на рукоятке и скобе запорного устройства шпингалетного типа (см. рис. 2) или через отверстия на рукоятке и за- щелке ( в закрытом положении) запорного устройства кулачкового типа (см. рис. 3 и 4). 13. Навешивание на вагоны свинцовых пломб с двумя параллельными отверстиями должно производиться в следующем порядке. В каждую из пломб продевается один конец отрезка пломбировочной проволоки (рис. 5, а). Свободный длинный конец проволоки пропускается в два оборота сквозь ушки дверной накладки двери вагона, а затем через одно и второе отверстия пломбы (рис. 5, б). После этого пломба зажимается тисками (рис. 5, в). 14. При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, скручиваются в 2 -3 витка (рис. 6, а) и витки втягиваются в камеру пломбы с последующим зажимом их тисками (рис. 6, б). 15. Навешивание полиэтиленовых пломб с камерами может произво- диться двумя способами. Первый способ: концы проволоки пропускаются через входные от- верстия пломбы, затем эти концы скручиваются между собой двумя витка- ми, первый конец проволоки закручивается вокруг второго, а затем вто- рой - вокруг первого в последовательном порядке, указанном на рис. 7, а. После этого образовавшийся узел втягивается до отказа в камеру пломбы и пломба зажимается пломбировочными тисками. Второй способ (рис. 7, б): концы проволоки пропускаются в два оборота сквозь ушки дверной накладки вагона, а затем через отверстие пломбы загибаются по окружности пломбы вверх и вновь пропускаются че- рез отверстие; затем оба конца проволоки скручиваются в 3 витка. После этого образовавшийся узел втягивается до отказа в камеру пломбы и пломба зажимается пломбировочными тисками. 16. При пломбировании вагонов образуемая между ушками дверной накладки вагона и пломбой петля из проволоки должна быть не более 45 мм (см. рис. 1), а при пломбировании крышки колпака цистерны - не бо- лее 25 мм. При навешивании пломб на контейнеры расстояние от пломбы до ниж- ней части скобы запорного устройства шпингалетного типа или до нижней части рукоятки запорного устройства кулачкового типа не должно превы- шать 25 мм (см. рис. 2,3,и 4). Концы проволоки должны выходить из пломбы на 10 - 15 мм. 17. Пломбы сжимаются тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон получились четкими и ясными, а проволоку нельзя было вытащить из плом- бы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта (например, неясность знаков, срез зна- ков и т.п.) замена другой. Расстояние между рабочими поверхностями платиков пломбировочных тисков должно быть не менее 2 мм. 18. Пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер), дожны иметь сле- дующие знаки. При пломбировании пломбировочными тисками дороги: полное или сок- рашенное наименование станции; сокращенное наименование дороги; конт- рольные знаки; номер тисков. При пломбировании пломбировочними тисками грузоотправителя: пол- ное или сокращенное наименование грузоотправителя; полное или сокра- щенное наименование станции; сокращенное наименование дороги. Грузоотправитель может предусматривать нанесение на пломбах конт- рольных знаков. 19. Контрольные знаки пломб должны иметь буквенные и цифровые обозначения, нумерация которых производится в последовательном порядке от 001 до 999. Пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер), должны иметь одинако- вые контрольные знаки. Пломбирование различных вагонов (контейнеров) пломбами с одними и теми же контрольными знаками в течение данных су- ток не допускается. При наличии контрольных знаков на пломбировочных тисках грузоотп- равителя вагоны (контейнеры) могут пломбироваться без изменения конт- рольных знаков. 20. Отправление со станций погрузки вагонов и контейнеров с не- ясными оттисками установленных знаков на пломбах, а а также с непра- вильно навешенными пломбами запрещается. В этих случаях станция вправе отказать в приеме груза к перевозке. 21. При вскрытии вагона (контейнера) для проверки груза на станции отправления должен присутствовать представитель отправителя, который по окончании проверки должен вновь навесить пломбы. О результатах проверки составляется акт общей формы с участием представителя отправителя. 22. Изготовление пломбировочных тисков для грузоотправителей и транспортно-эксплуатационной организации, не входящей в систему Ми- нистерства путей сообщения, осуществляется железной дорогой. Порядок предъявления заказов на изготовление тисков, их переделку, а также учета изготовленных дорогой тисков устанавливается Министерством путей сообщения. Знаки, наносимые пломбировочными тисками на пломбы грузоотправи- теля и транспортно-экспедиционной организацией, не входящей в систему Министерства путей сообщения, устанавливаются этими организациями по согласованию с начальником грузового отделения железной дороги отправ- ления груза. Порядок хранения и пользования пломбировочными тисками устанавли- вается на станциях начальником станции, у грузоотправителя, транспорт- но-экспедиционной организации, не входящей в систему Министерства пу- тей сообщения, - руководителем указанного предприятия (организации, учреждения). 23. Грузополучатели, производящие выгрузку грузов своими средствами, обязаны возвращать железной дороге снятые с вагонов и кон- тейнеров использованные свинцовые пломбы. Железная дорога оплачивает стоимость возвращаемых пломб по ценам, установленным для лома свинца. Утверждены МПС 27.02.81 г. по согласованию с Госарбитражем СССР ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ ГРУЗОВ перевозка которых в крытых вагонах и цистернах допускается без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток на крытые ва- гоны Антрацит Битум Алебастр Битумен (камень битуменозный ) Асбестит Блюмсы Асбозурит Бой гипсовый, глиняный, гончар- Аспид в кусках ный, графитный,кирпичный, стек- Асфальт лянный, фарфоровый, фаянсовый, Базальт шамотовый Баки из черных металлов Бокситы Бандажи, ободья и шины из черных Болванки из черных металлов металлов Брикеты для дорожных покрытий, Банки (коробки) жестяные из-под каменноугольные, рудные, торфяные консервов (бывшие в употреблении) Брусья шамотовые Барабаны для наматывания кабеля и Вагонетки в разобранном и неразоб- ранном виде проволочных канатов неразобранные Ванны из чеоных металлов, а том и разобранные числе эмалированные Барабаны из черных металлов Вар (смола сухая древесная) Бентонит выжимки дубильные Береста выломки печные (отходы металлур- Бетон гических заводов) Гаджа (гипсовый мергель) Оси металлические, деревянные Глина всякая Отходы асбестовые, асбошиферные, Глинозем сернокислый в кусках лесной и химической промышленности и солянокислый шиферные Глыба силикатная содовая Перматит Гравий всякий Пек каменноугольный всякий Графит в кусках Песок всякий Грузы, следующие в сопровождении Плиты и плитки асфальтовые проводников Плиты алебастро-камышитовые, гип- Грязь минеральная для ванн совые, прессованные из отходов Гудрон древесины, торфяные изоляционные Гуза (хлопок в короббочках) Полугудрон Диатомит (земля инфузорная) Порошок асбошиферный, асфальто- Доломит обожженный и необоженный товый, известковый, торфяной, Жернова шаматовый Заготовки кузнечные стальные вчерне Початки кукурузные обмолоченные Земля, кроме красильной Проволока из черных металлов ко- Зола лючая Известь всякая Пыль колосниковая рудная Изгарь всякая Ракитник (прутья ивовые) Изделия алебастровые, асбоцементные Ракушечник, ракушка морская и речная (строительная) бетонно-цементные, железобетонные, Резина и резиновые изделия ста- строительные из природного и искус- рые (утиль) ственного камня, цементные Руда всякая (кроме мышьяковой) Изложницы Сажа сухая Кабели всякие Свекла сахарная Камень свякий Сланцы горючие Камыш Слюда в кусках Камышит (щиты строительные соломен- Смола древесная, каменоугольная, ные) нефтяная, сланцевая Канаты стальные Солома Керосин тракторный Соль каменная, поваренная нерас- Кессоны стальные фасованная Кизяк Сталь всякая, кроме кровельной, Кирпич всякий, в том числе толче- оценкованной, динамной, декапира ный и молотый и автостали Клинкер цементный Стеалит Кокс икоксик всякий Стружка древесная, черных и цвет- Колеса деревянные и металлические ных металлов Колеса железодорожные на осях (ска- Сутунка (заготовка стальная) ты) Тигли графитные битые Колосники металлические Топливо дизельное, моторное Колчедан железный, медный, серный Торф Концентраты рудные (кроме вольфра- Тростник мовы, оловянных, редких металлов, Трубы всякие, кроме труб из цвет- свинцовых, цинковых, шеелитовых) ных металлов Кора свякая Тряпье (ветошь) Корунд в кусках Тюбинги Кость простая сырая не в деле Уголь каменный, костяной, древес- Лабрадор в кусках ный Лоза (прутья ивовые) Чаны деревянные, из черных метал- Лом и отходы черных металлов лов Мазуты Чугун Макулатура Шквар стеклянный (остатки от вы- Мел делки стекла) Наковальни Шлак Нефть сырая, в том числе сернис- Шлакоблоки тая Шлам всякий Нефтебитум Шпульки бумажные старые Обрезки пробковые, резиновые, рого- Штыб вые, черных металлов Щебень Огарки всякие Щиты деревянные (кроме хлебных Одубина (выжимки дубильные) и овощных щитов и решеток для пе- Окалина черных и цветных металлов ревозки скота), камышовые, соло- Опилки древесные, черных и цветных менные, строительные металлов Этернит Якоря Другие грузы, перевозка которых допускается на открытом подвижном составе, кроме лесных грузов и дров |