ПРАВИЛА ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ. Правила. Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР). 27.02.81

             ПРАВИЛА ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ

                 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

                        27 ФЕВРАЛЯ 1981 Г.

                                (Д)

           (статьи 55, 67 Устава железных дорог Союза ССР)

      1.  Навешиваемые  на  вагоны  и  контейнеры  пломбы  по   своей
конструкции не  должен  допускать  снятия их с вагона (контейнера) без
нарушения целости.
      2.  Загруженные  крытые  вагоны ( в том числе изотермические) и
цистерны должны быть опломбированы:
     а) пломбами железной дороги, когда груз погружен железной дорогой;
     б) пломбами грузоотправителя, когда груз погружен грузоотправите-
лем.
      3. Без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток
допускается перевозка грузов, перечисленных в приложении
     Перевозка в вагонах (цистернах) без пломб  грузов,  следующих  на
экспорт через пограничные станции, не допускается.
      4. Загруженные контейнеры пломбируются пломбами грузоотправите-
ля.
     Контейнеры с сельскохозяйственной продукцией,  предъявляемой кол-
хозниками, а  также  с  домашними  вещами,  предъявляемыми гражданами,
пломбируются в присутствии грузоотправителя пломбами железной  дороги,
а при осуществлении транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотп-
равителей средствами организации,  не входящей в систему  Министерства
путей сообщения,  - пломбами этой транспортно-экспедиционной организа-
ции.
      5. В случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных ви-
дов грузов,  пломбируются также и порожние вагоны после выгрузки  этих
грузов.
      6. Перед пломбированием вагона обе дверные накладки укрепляются
закрутками из отожженной проволоки длиной 250 - 260 мм, диаметром 6 мм.
     Проволока для закрутки пропускается так,  чтобы ею была  охвачена
дверная накладка  и  ушко  стойки  вагона,  затем  оба конца проволоки
вставляются в металлическую плашку, которая передвигается по проволоке
вплотную к дверной накладке, после чего производится закручивание. Ме-
таллическая плашка должна иметь размер 50 х20 мм,  толщину 2 - 4 мм  и
два отверстия  диаметром  7 мм на расстоянии 25 мм друг от друга (рис.
1).
      7 Перед пломбированием контейнеров рукоятка, вставленная в ско-
бу ( у контейнеров с запорным устройством шпингалетного типа) или зак-
рытая защелкой ( у контейнеров с запорным устройством кулачного типа),
укрепляется закруткой из отожженной проволоки диаметром 4  мм,  длиной
240 - 250 мм.
     У контейнеров массой брутто 3 и 5 т с запорным устройством  шпин-
галетного типа  проволока пропускается через горизонтально расположен-
ные отверстия скобы над рукояткой и закручивается вверх до конца (рис.
2).
     У контейнеров массой брутто 3 и 5 т с запорным устройством кулач-
ного типа  проволоки  пропускается  через два отверстия в правой части
рукоятки и правое отверстие защелки ( в закрытом положении) и закручи-
вается вверх до конца (рис. 3).
     У контейнеров массой брутто 10 т и более  проволока  пропускается
через отверстие  рукоятки и защелки ( в закрытом положении) и закручи-
вается с правой стороны вниз до конца ( рис. 4).
      8.  Закручивание проволоки должно производиться специальной ме-
таллической пластинкой с двумя отверстиями  диаметром  7  -  10  мм  и
расстоянием между ними 30 - 35 мм.
      9. Укрепление дверных накладок проволочными закрутками произво-
дится железной  дорогой  или  грузоотправителем в зависимости от того,
чьими средствами был погружен груз.
      10. Пломбы навешиваются:
     а) у крытых вагонов - на дверях с каждой стороны по одной пломбе;
     б) у  изотермических  вагонов - на дверях с каждой стороны вагона
по одной пломбе;  у ледников с  пристеночными  карманами  пломбируются
также льдозагрузочные люки;
     в) у цистерн - на крыше люка по одной пломбе, за исключением слу-
чаев, когда  особый порядок пломбирования предусмотрен Правилами пере-
возок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных  полуваго-
нах;
     г) у контейнеров:
     массой брутто 3 и 5 т, оборудованных запорным устройством шпинга-
летного типа,  - по одной пломбе на рукоятку, вставленную в скобу (см.
рис. 2);
     массой брутто 3 т, оборудованных запорами устройством кулачкового
типа, - по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку (см. рис. 3);
     массой брутто 5 т, оборудованных запорном устройством кулачкового
типа, -  по  одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку правой створки
двери, закрывающейся последней (см. рис. 3);
     массой брутто 10 т,  более - по одной пломбе на закрытую защелкой
рукоятку, расположенную  слева  правой  створки  двери,  закрывающейся
последней (см. рис. 4).
      11. Для пломбирования вагонов и контейнеров применяются свинцо-
вые пломбы  с  камерой или с двумя параллельными отверстиями,  а также
полиэтиленовые пломбы с камерой,  изготовленные в соответствии с  ГОСТ
19133 - 73, и термически обработанная (отожженная) проволока диаметром
0,6 - 0,7 мм по ГОСТ 3282 - 74.
     Проволока, применяемая для навешивания свинцовых пломб, предвари-
тельно скручивается в две нити из расчета четырех витков на 1 см  дли-
ны.
      12.  При навешивании пломбы на контейнер проволока пропускается
в два оборота через отверстия на рукоятке и скобе запорного устройства
шпингалетного типа (см.  рис. 2) или через отверстия на рукоятке и за-
щелке (  в  закрытом  положении) запорного устройства кулачкового типа
(см. рис. 3 и 4).
      13. Навешивание на вагоны свинцовых пломб с двумя параллельными
отверстиями должно производиться в следующем порядке.
     В каждую  из  пломб продевается один конец отрезка пломбировочной
проволоки (рис. 5, а).
     Свободный длинный  конец  проволоки  пропускается  в  два оборота
сквозь ушки дверной накладки двери вагона, а затем через одно и второе
отверстия пломбы (рис.  5,  б).  После этого пломба зажимается тисками
(рис. 5, в).
      14.  При  навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки
пропускаются через входные отверстия пломбы, скручиваются в 2 -3 витка
(рис. 6,  а) и витки втягиваются в камеру пломбы с последующим зажимом
их тисками (рис. 6, б).
      15.  Навешивание полиэтиленовых пломб с камерами может произво-
диться двумя способами.
     Первый способ:  концы  проволоки  пропускаются  через входные от-
верстия пломбы,  затем эти концы скручиваются между собой двумя витка-
ми, первый конец проволоки закручивается вокруг второго,  а затем вто-
рой - вокруг первого в последовательном порядке,  указанном на рис. 7,
а. После  этого  образовавшийся  узел  втягивается  до отказа в камеру
пломбы и пломба зажимается пломбировочными тисками.
     Второй способ  (рис.  7,  б):  концы проволоки пропускаются в два
оборота сквозь ушки дверной накладки вагона,  а затем через  отверстие
пломбы загибаются  по окружности пломбы вверх и вновь пропускаются че-
рез отверстие; затем оба конца проволоки скручиваются в 3 витка. После
этого образовавшийся  узел  втягивается  до  отказа  в камеру пломбы и
пломба зажимается пломбировочными тисками.
      16.  При  пломбировании вагонов образуемая между ушками дверной
накладки вагона и пломбой петля из проволоки должна быть не  более  45
мм (см.  рис. 1), а при пломбировании крышки колпака цистерны - не бо-
лее 25 мм.
     При навешивании  пломб на контейнеры расстояние от пломбы до ниж-
ней части скобы запорного устройства шпингалетного типа или до  нижней
части рукоятки  запорного устройства кулачкового типа не должно превы-
шать 25 мм (см. рис. 2,3,и 4).
     Концы проволоки должны выходить из пломбы на 10 - 15 мм.
      17.  Пломбы сжимаются тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон
получились четкими и ясными, а проволоку нельзя было вытащить из плом-
бы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена
и в случае обнаружения дефекта (например,  неясность знаков, срез зна-
ков и т.п.) замена другой.
     Расстояние между  рабочими  поверхностями платиков пломбировочных
тисков должно быть не менее 2 мм.
      18. Пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер), дожны иметь сле-
дующие знаки.
     При пломбировании пломбировочными тисками дороги: полное или сок-
рашенное наименование станции;  сокращенное наименование дороги; конт-
рольные знаки; номер тисков.
     При пломбировании пломбировочними тисками грузоотправителя:  пол-
ное или  сокращенное наименование грузоотправителя;  полное или сокра-
щенное наименование станции; сокращенное наименование дороги.
     Грузоотправитель может предусматривать нанесение на пломбах конт-
рольных знаков.
      19.  Контрольные  знаки пломб должны иметь буквенные и цифровые
обозначения, нумерация которых производится в последовательном порядке
от 001 до 999.
     Пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер),  должны иметь одинако-
вые контрольные  знаки.  Пломбирование различных вагонов (контейнеров)
пломбами с одними и теми же контрольными знаками в течение данных  су-
ток не допускается.
     При наличии контрольных знаков на пломбировочных тисках грузоотп-
равителя вагоны  (контейнеры) могут пломбироваться без изменения конт-
рольных знаков.
      20. Отправление со станций погрузки вагонов и контейнеров с не-
ясными оттисками установленных знаков на пломбах,  а а также с  непра-
вильно навешенными пломбами запрещается. В этих случаях станция вправе
отказать в приеме груза к перевозке.
      21.  При  вскрытии  вагона  (контейнера)  для проверки груза на
станции отправления должен присутствовать  представитель  отправителя,
который по окончании проверки должен вновь навесить пломбы.
     О результатах проверки составляется акт общей  формы  с  участием
представителя отправителя.
      22.  Изготовление пломбировочных тисков для грузоотправителей и
транспортно-эксплуатационной организации,  не  входящей  в систему Ми-
нистерства путей сообщения,  осуществляется железной дорогой.  Порядок
предъявления заказов  на  изготовление тисков,  их переделку,  а также
учета изготовленных дорогой тисков устанавливается Министерством путей
сообщения.
     Знаки, наносимые пломбировочными тисками на пломбы  грузоотправи-
теля и транспортно-экспедиционной организацией,  не входящей в систему
Министерства путей сообщения,  устанавливаются этими организациями  по
согласованию с начальником грузового отделения железной дороги отправ-
ления груза.
     Порядок хранения и пользования пломбировочными тисками устанавли-
вается на станциях начальником станции, у грузоотправителя, транспорт-
но-экспедиционной организации,  не входящей в систему Министерства пу-
тей сообщения,  - руководителем указанного  предприятия  (организации,
учреждения).
      23.  Грузополучатели,  производящие  выгрузку   грузов   своими
средствами, обязаны возвращать железной дороге снятые с вагонов и кон-
тейнеров использованные свинцовые пломбы.
     Железная дорога оплачивает стоимость возвращаемых пломб по ценам,
установленным для лома свинца.

     Утверждены МПС 27.02.81 г. по согласованию с Госарбитражем СССР

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ
                           ПЕРЕЧЕНЬ ГРУЗОВ
    перевозка которых в крытых вагонах и цистернах допускается без
пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток на крытые ва-
                                 гоны
Антрацит                             Битум
Алебастр                             Битумен (камень битуменозный )
Асбестит                             Блюмсы
Асбозурит                            Бой гипсовый, глиняный, гончар-
Аспид в кусках                       ный, графитный,кирпичный, стек-
Асфальт                              лянный, фарфоровый, фаянсовый,
Базальт                              шамотовый
Баки из черных металлов              Бокситы
Бандажи, ободья и шины из черных     Болванки из черных металлов
металлов                             Брикеты для дорожных покрытий,
Банки (коробки) жестяные из-под      каменноугольные, рудные, торфяные
консервов (бывшие в употреблении)    Брусья шамотовые
Барабаны для  наматывания  кабеля и  Вагонетки в разобранном и неразоб-
                                     ранном виде
проволочных канатов неразобранные    Ванны из чеоных металлов, а том
и  разобранные                       числе эмалированные
Барабаны из черных металлов          Вар (смола сухая древесная)
Бентонит                             выжимки дубильные
Береста                              выломки печные (отходы металлур-
Бетон                                гических заводов)
Гаджа (гипсовый мергель)             Оси металлические, деревянные
Глина всякая                         Отходы асбестовые, асбошиферные,
Глинозем сернокислый в кусках       лесной и химической промышленности
и солянокислый                       шиферные
Глыба силикатная содовая             Перматит
Гравий всякий                        Пек каменноугольный всякий
Графит в кусках                      Песок всякий
Грузы, следующие в сопровождении     Плиты и плитки асфальтовые
проводников                          Плиты алебастро-камышитовые, гип-
Грязь минеральная для ванн           совые, прессованные из отходов
Гудрон                               древесины, торфяные изоляционные
Гуза (хлопок в короббочках)          Полугудрон
Диатомит (земля инфузорная)          Порошок асбошиферный, асфальто-
Доломит обожженный и необоженный     товый, известковый, торфяной,
Жернова                              шаматовый
Заготовки кузнечные стальные вчерне  Початки кукурузные обмолоченные
Земля, кроме красильной              Проволока из черных металлов ко-
Зола                                 лючая
Известь всякая                       Пыль колосниковая рудная
Изгарь всякая                        Ракитник (прутья ивовые)
Изделия алебастровые, асбоцементные  Ракушечник, ракушка морская и
                                     речная (строительная)
бетонно-цементные, железобетонные,   Резина и резиновые изделия ста-
строительные из природного и искус-  рые (утиль)
ственного камня, цементные           Руда всякая (кроме мышьяковой)
Изложницы                            Сажа сухая
Кабели всякие                        Свекла сахарная
Камень свякий                        Сланцы горючие
Камыш                                Слюда в кусках
Камышит (щиты строительные соломен-  Смола древесная, каменоугольная,
ные)                                 нефтяная, сланцевая
Канаты стальные                      Солома
Керосин тракторный                   Соль каменная, поваренная нерас-
Кессоны стальные                     фасованная
Кизяк                                Сталь всякая, кроме кровельной,
Кирпич всякий, в том числе толче-    оценкованной, динамной, декапира
ный и молотый                        и автостали
Клинкер цементный                    Стеалит
Кокс икоксик всякий                  Стружка древесная, черных и цвет-
Колеса деревянные и металлические    ных металлов
Колеса железодорожные на осях (ска-  Сутунка (заготовка стальная)
ты)                                  Тигли графитные битые
Колосники металлические              Топливо дизельное, моторное
Колчедан железный, медный, серный    Торф
Концентраты рудные (кроме вольфра-   Тростник
мовы, оловянных, редких металлов,    Трубы всякие, кроме труб из цвет-
свинцовых, цинковых, шеелитовых)     ных металлов
Кора свякая                          Тряпье (ветошь)
Корунд в кусках                      Тюбинги
Кость простая сырая не в деле        Уголь каменный, костяной, древес-
Лабрадор в кусках                    ный
Лоза (прутья ивовые)                 Чаны деревянные, из черных метал-
Лом и отходы черных металлов         лов
Мазуты                               Чугун
Макулатура                           Шквар стеклянный (остатки от вы-
Мел                                  делки стекла)
Наковальни                           Шлак
Нефть сырая, в том числе сернис-     Шлакоблоки
тая                                  Шлам всякий
Нефтебитум                           Шпульки бумажные старые
Обрезки пробковые, резиновые, рого-  Штыб
вые, черных металлов                 Щебень
Огарки всякие                        Щиты деревянные (кроме хлебных
Одубина (выжимки дубильные)          и овощных щитов и решеток для пе-
Окалина черных и цветных металлов    ревозки скота), камышовые, соло-
Опилки древесные, черных и цветных   менные, строительные
металлов                             Этернит
                                     Якоря
                                     Другие грузы, перевозка которых
                                    допускается на открытом подвижном
                                     составе, кроме лесных грузов и
                                     дров