ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О РАСЧЕТАХ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР 1) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 16 сентября 1983 г. N 911 (СПС 83-27) В связи с изданием Свода законов СССР и в целях дальнейшего со- вершенствования финансового законодательства Совет Министров СССР пос- тановляет: 1. Утвердить прилагаемые Основные положения о расчетах в народном хозяйстве СССР. 2. Утвердить прилагаемое Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций. 3. Поручить Внешторгбанку СССР, Госбанку СССР, Министерству фи- нансов СССР и Министерству иностранных цел СССР разработать и утвер- дить порядок расчетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги дипломатическим и другим иностранным предс- тавительствам советскими предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями. _______________________ 1) Пункты 4 и 5 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1988 г. N 911 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСЧЕТАХ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЙ 1. Расчеты в СССР между государственными, кооперативными и други- ми общественными предприятиями, объединениями, организациями и учреж- дениями, а также расчеты их с населением осуществляются в соответствии с законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президи- ума, настоящими Основными положениями и другими постановлениями и рас- поряжениями Совета Министров СССР. Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления участвуют в расчетах в связи с централизованно выполняемыми ими функ- циями и операциями и в иных случаях, предусмотренных законодательством СССР. 2. Госбанк СССР является расчетным центром Союза СССР. Госбанк СССР организует и осуществляет расчеты в народном хозяйс- тве, устанавливает в соответствии с действующим законодательством и с учетом отраслевых особенностей правила совершения расчетных операций, обязательные для всем предприятий, объединений, организаций и учрежде- ний. Стройбанк СССР организует и осуществляет расчеты в строительстве и геологии. Внешторгбанк СССР организует и осуществляет расчеты между предп- риятиями, объединениями, организациями и учреждениями по операциям, связанным с внешней торговлей, экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством СССР с зарубежными странами. Государственные трудовые сберегательные кассы СССР * организуют и осуществляют в установленном порядке расчеты обслуживаемых организаций и учреждений. 3. Денежные средства предприятий, объединений, организаций и уч- реждений, как собственные, так и заемные, подлежат в соответствии с законодательством СССР обязательному хранению в банках и сберегатель- ных кассах. Для хранения денежных средств и осуществлении расчетов банки отк- рывают предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям, в зави- симости от характера их деятельности и источников финансирования, рас- четные, текущие и другие счета, а сберегательные кассы - текущие сче- та. Порядок открытия и закрытия счетов устанавливается Госбанком СССР или Стройбанком СССР. Предприятия, объединения, организации и учреждения распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в банках и сберегатель- ных кассах, в соответствии с целевым назначением этих средств. 4. Расчеты между предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями осуществляются, как правило, в безналичном порядке по расчетным документам, предусмотренным положением о расчетных докумен- тах. Положение о расчетных документах утверждается Госбанком СССР и Стройбанком СССР по согласованию с Внешторгбанком СССР, Министерством финансов СССР, Министерством юстиции СССР, Государственным арбитражем при Совете Министров СССР, ЦСУ СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам и Госснабом СССР. Минимальная сумма расчетных документов устанавливается Госбанком СССР. Расчеты наличными деньгами между предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями допускаются в случаях и в пределах, пре- дусмотренных законодательством СССР. Расчеты с населением осуществля- ются предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями на сумму до 5 тыс. рублей наличными деньгами или по желанию граждан - и безналичном порядке, а на сумму свыше 5 тыс. рублей - в безналичном порядке 1). 5. Безналичные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий: а) расчеты производятся через банки, а в установленных случаях - через сберегательные кассы; б) платежи производятся после отгрузки товарно-материальным цен- ностей, выполнения работ и оказания услуг. Предварительная оплата до- пускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР; в) платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению. Без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов допускается лишь в случаях, предусмотренных законо- дательством СССР; г) платежи производятся при наличии на счетах плательщика собс- твенных средств или в установленном порядке за счет кредита банков. Платежи одного предприятия, объединения, организации, учреждения за счет средств другого не допускаются; д) зачисление средств на счет получателя осуществляется лишь пос- ле списания этих сумм со счета плательщика, за исключением тех случа- ев, когда расчеты производятся чеками из нелимитированных чековых кни- жек и за перевозку грузов - сводными требованиями. __________________________________ * В дальнейшем именуются <сберегательные кассы>. 1) Абзац четвертый пункта 4 - с изменениями, внесенными постанов- лением Совета Министров СССР от 25 октября 1986 г. N 1272 (СП СССР, 1986 г., N 35, ст. 183). 6. Платежи с расчетных, текущих и других счетов (кроме ссудных и счетов по зачетам) производятся в следующей очередности: первая груп- па: а) платежи по заработной плате и платежи, приравненные к ней; б) платежи и взносы по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению; в) платежи в государственный бюджет СССР; г) платежи по государственному обязательному страхованию; вторая группа - платежи за товарно-материальные ценности, выпол- ненные работы и оказанные услуги и платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований, платежи из прибыли, взносы амортизацион- ных - отчислений и других собственных средств, предназначенными на фи- нансирование капитальных вложений и капитального ремонта 1); третья группа - уплата неустоек (штрафов, пеней) за невыполнение договорных и иных обязательств 1); четвертая группа - платежи в погашение выданных банками ссуд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР; пятая группа - все другие платежи. Платежи в пределах одной группы (а в первой группе - в указанной в ней последовательности) производятся в порядке календарного поступ- ления расчетных документов или в порядке наступления срока платежа. Предприятия, объединения и организации имеют право внеочередного получения средств со счетов на неотложные нужды в случаях, предусмот- ренных решениями Совета Министров СССР. Указанная очередность платежей не распространяется на средства, вырученные от реализации заложенных в банке товарно-материальных цен- ностей, а также на средства, поступающие в соответствии с решениями Совета Министров СССР непосредственно на погашение задолженности бан- кам. II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ РАСЧЕТОВ 7. Расчеты предприятий, объединений, организаций и учреждений осуществляются в форме акцепта платежным требований, аккредитивов и особых счетов, а также посредством платежных поручений, переводов, че- ков из лимитированных и нелимитированных книжек. Другие формы расчетов устанавливаются Госбанком СССР. 8. Форма расчетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги определяется в договоре сторон в соответс- твии с законодательством СССР. При заключении договора стороны должны исходить из того, что ино- городние расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги осуществляются преимущественно в порядке акцепта платежных требований, а одногородние расчеты и иногородние расчеты за принятые по приемо-сдаточным документам товарно-материальные ценности - преимущественно платежными поручениями, чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. В случаях, когда длительность транс- портировки товарно-материальных ценностей не превышает одних суток, расчеты, в том числе иногородние, должны осуществляться преимуществен- но платежными поручениями, выписываемыми и сдаваемыми в банки не позд- нее следующего дня после получения плательщиком этих ценностей. _______________________________ 1) Абзацы седьмой и восьмой пункта 6 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 23 декабря 1983 г. N 1203 (СП СССР, 1984 г., N 4, ст. 17). 9. При расчетах в порядке акцепта платежных требований получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, со- держащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. 10. Платежные требования оплачиваются с согласия (акцепта) пла- тельщика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР. В случае неоплаты в срок платежного требования банк, обслуживаю- щий плательщика, посылает в течение одних суток банку, обслуживающему получателя средств, извещение, в котором указываются конкретные причи- ны неоплаты платежного требования. 11. Акцепт платежных требований может быть предварительным или последующим. При расчетах с предварительным акцептом платежные требования счи- таются акцептованными и оплачиваются после истечения установленного срока акцепта, если в течение этого срока плательщик не заявит полный или частичный отказ от акцепта платежного требования. При расчетах с последующим акцептом платежные требования оплачи- ваются в день поступления платежного требования в банк, обслуживающий плательщика, но за ним сохраняется право н установленный срок заявить последующий отказ от акцепта платежного требования, и в этом случае списанная сумма восстанавливается на счете плательщика. Порядок акцепта устанавливается Госбанком СССР или Стройбанком СССР. 12. Для акцепта платежных требований устанавливаются следующие сроки: а) два рабочих дня - по одногородним расчетам за товарно-матери- альные ценности (включая поставки для экспорта), выполненные работы и оказанные услуги; б) три рабочих дня - по иногородним расчетам за товарно-матери- альные ценности (включая поставки для экспорта), выполненные работы и оказанные услуги. Банки могут увеличивать указанные сроки для акцепта платежных требований до 10 календарных дней. Платежные требования внешнеторговых организаций за импортные то- вары, а также по расходам и авансам, вытекающим из условий контракта с иностранными поставщиками, акцептуются и оплачиваются заказчиками (плательщиками) и течение двух рабочих дней. При исчислении срока акцепта день поступления платежного требова- ния в банк, обслуживающий плательщика, не учитывается. 13. Плательщик имеет право отказаться от акцепта платежного тре- бования полностью или частично в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР, а также по другим основаниям, предусмотренным инструкциями Госбанка СССР и Стройбанка СССР, особыми условиями пос- тавки или договором. В тех случаях, когда товарно-материальные ценности приняты по приемо-сдаточному акту, отказы от акцепта платежных требований, моти- вированные тем, что товарно-материальные ценности не заказаны или на- рушены условия договора, банками не принимаются. 14. Плательщик, получивший товарно-материальные ценности и ис- пользовавший их до истечения срока акцепта платежного требования, име- ет право отказаться от акцепта лишь частично, на сумму, равную стои- мости неиспользованной части товарно-материальных ценностей. 15. Споры об обоснованности полного или частичного отказа пла- тельщика от акцепта платежного требования рассматриваются в установ- ленном порядке арбитражем или судом, а в случаях, предусмотренных за- конодательством СССР, - в административном порядке. Банки не рассмат- ривают споры по отказам от акцепта. 16. Со счета плательщика оплачиваются без акцепта платежные тре- бования: а) за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов; за канализацию; за пользование телефоном, включая плату за междугородные телефонные разговоры по установленным тарифам; за почтово-телеграфные услуги, оказываемые предприятиями связи; б ) по расходам, включенным н перевозочные документы для расчетов между железными дорогами, пароходствами и автотранспортными предприя- тиями при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении; в) в других случаях, предусмотренных законодательством СССР. 17. При расчетах платежными поручениями плательщик представляет обслуживающему его банку или сберегательной кассе расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в том же или другом банке или сберегательной кассе. 18. Платежными поручениями могут производиться: расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; расчеты по нетоварным операциям; целевые переводы министерств, ведомств и других органов хозяйс- твенного управления на погашение просроченной задолженности подведомс- твенных им предприятий, объединений, организаций за товарно-материаль- ные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по ссудам банков, а также на другие цели, предусмотренные решениями Совета Министров СССР. Банки устанавливают порядок выдачи разрешений на целевые перево- ды, а также порядок исполнения этих переводов; расчеты в других случаях, предусмотренных решениями Совета Ми- нистров СССР. 19. Платежные поручения за полученные товарно-материальные цен- ности, выполненные работы, оказанные услуги, по платежам в государс- твенный бюджет СССР, а также в других случаях, предусмотренных решени- ями Совета Министров СССР, при отсутствии средств на счете плательщика принимаются банками для оплаты в порядке установленной очередности. 20. Переводы предприятий, объединений, организаций и учреждений свыше установленной Госбанком СССР минимальной суммы расчетных доку- ментов осуществляются, как правило, через банки, а менее минимальной суммы могут производиться через предприятия связи. Предприятия, объединения, организации и учреждения могут произво- дить перечисление средств через предприятия связи со своими счетов в банках без ограничения сумм: при переводах гражданам; при переводах на имя других предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также на имя своих уполномоченных, находящихся в пунк- тах, где отсутствуют учреждения банков; на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набо- ру рабочих и по заготовке сельскохозяйственной продукции. Также без ограничения сумм производятся переводы наличных сумм торговой выручки, налогов и других средств для зачисления на счета в банках. Порядок денежных переводов через предприятия связи со счетов и на счета предприятий, объединений, организаций и учреждений в банках, а также порядок выплаты наличных денег гражданам и уполномоченным предп- риятий, объединений, организаций и учреждений по этим переводам уста- навливаются Госбанком СССР и Министерством связи СССР. 21. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих средств или ссуды, депонированных в банке плательщика, оплату товарно-материальных ценностей и оказанных услуг по месту нахождения получателя средств, на условиях, предусмот- ренных плательщиком в заявлении на выставление аккредитива. 22. При расчетах между предприятиями, объединениями, организация- ми и учреждениями чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). 23. При равномерных постоянных поставках товарно-материальных ценностей и оказании услуг расчеты могут осуществляться по договорен- ности сторон периодически, в порядке плановых платежей. 24. Банки организуют и осуществляют постоянные и разовые расчеты путем зачета взаимных требований предприятий, объединений и организа- ций одной или разных отраслей народного хозяйства. Разрешаемые банками зачеты взаимных требований производятся независимо от имеющихся к участникам зачета первоочередных претензий кредиторов. III. КОНТРОЛЬ 3А СОБЛЮДЕНИЕМ РАСЧЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ 25. При проведении расчетных операций банки осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, объединениями, организациями и учрежде- ниями расчетной и договорной дисциплины, за товарностью расчетных до- кументов, предъявляемых в банки, а тактике за сохранностью неоплачен- ных товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хра- нении у покупателей. 26. В случае неправильной выдачи банками и сберегательными касса- ми денежных средств или неправильного зачисления средств на счета они несут ответственность за ущерб, причиненный предприятиям, объединени- ям, организациям и учреждениям, в пределах неправильно выданных или зачисленных денежных сумм, если не будет установлено, что неправильная выдача или неправильное зачисление средств произведены по вине клиен- та. Во всех остальных случаях ответственность банков перед предприяти- ями, объединениями, организациями и учреждениями ограничивается штра- фом, предусмотренным Положением о штрафах за нарушение правил соверше- ния расчетных операций. 27. Предприятия, объединения, организации и учреждения несут от- ветственность за нарушение расчетной дисциплины в случаях, предусмот- ренных Положением о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций и другими решениями Совета Министров СССР. 28. Платежные требования, акцептованные плательщиками, но не оп- лаченные ими, а также платежные поручения плательщиков, принятые бан- ком и не оплаченные в день их приема, приобретают силу исполнительных документов. По расчетным документам, не оплаченным в срок, банк начисляет и взыскивает в пользу получателя средств установленную законодательством СССР пеню за просрочку платежа. 29. Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управ- ления по представлению банка лишают лиц, виновных в предъявлении или оплате бестоварных расчетных документов, всех видов премий, причитаю- щихся им в соответствии с действующими положениями о премировании, на срок до одного года. 30. Руководители и главные (старшие) бухгалтеры предприятий, объ- единений, организаций и учреждений обязаны не допускать отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность и привлечения средств других предприятий, объединений, организаций и учреждений в виде кре- диторской задолженности. Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления могут сокращать размер премий или лишать премий работников предприя- тий, объединений, организаций и учреждений, виновных в несвоевременном взыскании дебиторской и образовании просроченной кредиторской задол- женности. УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1988 г. N 911 ПОЛОЖЕНИЕ О ШТРАФАХ 3А НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ СОВЕРШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ I. ШТРАФЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, КООПЕРАТИВНЫМИ И ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ 1. 3а предъявление к оплате через банки платежного требования, реестра товарно-транспортных документов при аккредитивной форме расче- тов или другого расчетного документа, выписанного поставщиком (грузо- отправителем), при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания ус- луг поставщик (грузоотправитель, организация, оказывающая услуги) уп- лачивает в пользу банка штраф в размере 7 процентов той суммы докумен- та, в которой он неправильно предъявлен. 3а выдачу платежного поручения или чека на оплату товарно-матери- альных ценностей или оказанных услуг (кроме платежного поручения на предварительную оплату в предусмотренных правилами банка случаях) при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товар- но-материальных ценностей или фактического оказания услуг плательщик (чекодатель) уплачивает в пользу банка штраф в размере 7 процентов той суммы платежного поручения или чека, в которой они неправильно выданы. В случае, когда указанное поручение или чек выданы на основании неправильного (бестоварного) счета поставщика (грузоотправителя), штраф взыскивается поровну с плательщика и поставщика (грузоотправите- ля). 2. 3а завышение объемов и стоимости выполненных строительно-мон- тажных работ (в том числе стоимости оборудования, включенного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в монтаж), проект- но-изыскательских, буровых, геологоразведочных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ в документах, служащих основанием для получе- ния денежных средств, строительные, монтажные и другие организации, выполняющие указанные работы, уплачивают банку штраф в размере 10 про- центов сумм завышений. Указанный штраф при выполнении работ подрядным способом взыски- вается поровну с заказчика и подрядчика. 3. 3а несвоевременное представление (позднее следующего дня после приемки продукции, а в отношении заготовителей, находящимися вне места расположения обслуживающих их учреждений банка,- позднее пяти дней после приемки продукции) или несвоевременную высылку в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйс- твенной продукции причитающихся им сумм заготовительные организации уплачивают банку штраф в размере 0,1 процента суммы просроченных пла- тежей за каждый день просрочки. 4. 3а неуведомление банка в течение 10 дней, а если владелец сче- та находится в другом населенном пункте,- в течение 20 дней после по- лучения выписки из счета об ошибочно зачисленных на счет суммах владе- лец счета уплачивает банку за каждый день просрочки штраф в размере 0,3 процента неправильно зачисленной на счет не принадлежащей ему сум- мы. 5. За непредставление в установленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета владелец этого счета уплачивает банку штраф в размере 15 рублей. 6. При образовании у поставщиков (организаций, оказывающих услу- ги) просроченной кредиторской задолженности за товарно-материальные ценности или услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требо- ванию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги), предприятия, объединения, организации и учреждения, по вине которых в течение трех дней после поступления предварительного платежа не выве- зены (не отгружены) эти ценности или не оказаны услуги, уплачивают в доход государственного бюджета СССР штраф в размере 5 процентов суммы этой задолженности. II. ШТРАФЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ БАНКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ, КООПЕРА- ТИВНЫМ И ДРУГИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ 7. 3а несвоевременное (позднее следующего дня после получения со- ответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление бан- ком сумм, причитающихся владельцу счета, банк уплачивает н пользу вла- дельца счета штраф в размере 0,5 процента несвоевременно или непра- вильно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки. 8. 3а отсылку не по назначению платежных требований или исполни- тельных документов, сданных в банк на инкассо, а также кредитовых ави- зо или отсылку их позднее следующего дня после принятия банк уплачива- ет в пользу поставщика (взыскателя) штраф в размере 25 рублей за каж- дый случай неправильной или несвоевременной отсылки платежного требо- вания, исполнительного документа или кредитового авизо. 9. 3а неоплату банком расчетных документов по капитальному строи- тельству, капитальному ремонту, буровым, геологоразведочным и проект- но-изыскательским работам на следующий день после истечения срока оп- латы, если у заказчика имеется свободный лимит финансирования и ука- занные в документами работы, товарно-материальные ценности или оказан- ные услуги подлежат оплате в соответствии с законодательством о финан- сировании и кредитовании строительства, банк уплачивает в пользу под- рядчика (поставщика) штраф в размере 0,3 процента суммы расчетного до- кумента за каждый день просрочки. 10. 3а невыполнение банком правил проверки сохранности товар- но-материальных ценностей, принятых плательщиком на ответственное хра- нение, в течение месяца (с момента истечения срока акцепта) банк упла- чивает поставщику штраф в размере 0,5 процента суммы счета. 11. 3а уведомление поставщика об использовании товарно-материаль- ных ценностей, находящихся на ответственном хранении, позднее трех ра- бочих дней после установления банком факта использования товарно-мате- риальных ценностей банк уплачивает в пользу поставщика штраф в размере 25 рублей. 12. 3а выдачу владельцу счета неверных выписок из счетов банк уп- лачивает ему штраф и размере 50 рублей за каждую неверную выписку. III. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЙ ШТРАФОВ Порядок взыскания штрафов, предусмотренных настоящим Положением, устанавливается Госбанком СССР, Стройбанком СССР и Министерством фи- нансов СССР. |