Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР (1) УКАЗ ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 11 мая 1983 г. (ВВСС 83-20) УТВЕРЖДЕН ЗАКОНОМ СССР от 17 июня 1983 г. (ВВСС 83-25) Президиум Верховного Совета СССР п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Воздушный кодекс Союза ССР и ввести его в действие с 1 января 1984 года. ______________________ 1) Статьи 2 и 3 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. УТВЕРЖДЕН Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г. ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС СОЮЗА ССР Глава Х ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Суверенитет над воздушным пространством СССР Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР, являющимся частью территории СССР. Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространс- тво над его сухопутной и водной территорией, в том числе над террито- риальными водами (территориальным морем) СССР. Статья 2. Законодательство, регулирующее использование воз- душного пространства СССР Использование воздушного пространства СССР для полетов воздушных судов регулируется настоящим Кодексом, другими актами законодательства Союза ССР, а также утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Ми- нистров СССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР и ины- ми нормативными актами. Статья 3. Сфера действия Воздушного кодекса Союза ССР Воздушный кодекс Союза ССР определяет порядок деятельности авиа- ции в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности по- летов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйс- тва СССР и граждан. Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется: 1) на всю гражданскую авиацию в пределах СССР; 2) на все гражданские воздушные суда СССР во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного. Действие статей 11, 19, 25 - 29, 33 - 37, 39 - 65, 71, 143 насто- ящего Кодекса распространяется на всю авиацию СССР. Статья 4. Использование гражданской авиации СССР Гражданская авиация СССР используется в целях: 1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2) выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т. п.); 3) оказания медицинской помощи населению п проведения санитарных мероприятий; 4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5) проведения учебник, культурно-просветительных и спортивных ме- роприятий; 6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий. Статья 5. Принадлежность средств гражданской авиации СССР Основным органом, в ведении которого находятся принадлежащие Со- ветскому государству гражданские воздушные суда, а также аэропорты, гражданские аэродромы и наземное оборудование, является Министерство гражданской авиации СССР. Другие министерства, государственные комитеты и ведомства могут иметь в своем ведении, а кооперативные и иные общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении граж- данские аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР. Статья 6. Нормативные акты Министерства гражданской авиации СССР Министерство гражданской авиации СССР в соответствии с настоящим Кодексом и другими актами законодательства Союза ССР издает в пределах своей компетенции обязательные для министерств, государственных коми- тетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан прави- ла, наставления, инструкции и другие нормативные акты, регулирующие эксплуатацию гражданских воздушных судов, строительство и эксплуатацию аэропортов и гражданских аэродромов, полеты гражданских воздушных су- дов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (в том числе между- народные полеты и перевозки), использование авиации в отдельных отрас- лях народного хозяйства. Статья 7. Авиационный персонал Работники гражданской авиации СССР, деятельность которых непос- редственно направлена на осуществление целей, указанных в статье 4 настоящего Кодекса, относятся к авиационному персоналу и должны в со- ответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза ССР, а также правила, наставления, инструкции и другие акты, регулирующие их работу. В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала по перечню, утверждаемому в установленном порядке, присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство. Летный состав, а также обслуживающий персонал на борту воздушного судна, персонал, осуществляющий управление воздушным движением, и ин- женерно-технический персонал по технической эксплуатации воздушных су- дов должны отвечать по состоянию здоровья установленным требованиям. Статья 8. Нормы летной годности воздушных судов и нормы годности к эксплуатации аэродромов и их оборудования Гражданские воздушные суда, гражданские аэродромы и их оборудова- ние должны удовлетворять государственным требованиям безопасности по- летов, предусматриваемым нормами летной годности воздушных судов, нор- мами годности к эксплуатации аэродромов и их оборудования. Указанные нормы являются обязательными для всех министерств, го- сударственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организа- ций, участвующих в создании (строительстве), испытании, серийном про- изводстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных су- дов, аэродромов и их оборудования. Порядок разработки и утверждения таких норм определяется Советом Министров СССР. Статья 9. Государственный надзор за безопасностью использования гражданской авиации Государственный надзор за обеспечением соответствующими минис- терствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями безопасности полетов гражданских воздуш- ных судов осуществляет Государственная комиссия по безопасности поле- тов гражданской авиации СССР (Госавианадзор СССР). Государственный надзор за соответствием гражданских воздушных су- дов, гражданских аэродромов и их оборудования нормам, определяющим годность их к эксплуатации в СССР, осуществляет Государственный авиа- ционный регистр гражданской авиации СССР (Госавиарегистр СССР). Поло- жение о Государственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР и Положение о Государственном авиационном регистре граж- данской авиации СССР утверждаются Советом Министров СССР. Статья 10. Аэрофлот Гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданс- кой авиации СССР,- Аэрофлот имеет единый флаг и эмблему согласно при- лагаемому описанию. В международных воздушных сообщениях Аэрофлот выступает как еди- ное и самостоятельное авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом. Статья 11. Воздушное судно Воздушным судном для целей настоящего Кодекса с,читается лета- тельный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от зем- ной поверхности. Воздушное судно считается имеющим национальную принадлежность то- го государства, в котором оно зарегистрировано. Глава II ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА Статья 12. Гражданские воздушные суда СССР Гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоя- щего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР. К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обо- роны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия ар- мии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экс- периментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники. Статья 13. Регистрация гражданских воздушных судов Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государс- твенном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свиде- тельство о его регистрации. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Сою- за ССР, а также выдача свидетельств о регистрации судов возлагаются на Министерство гражданской авиации СССР. Статья 14. Признание регистрации воздушных судов С момента занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в реестрах воздушных судов иностранных госу- дарств, не признаются Союзом ССР. Равным образом не признается Союзом ССР занесение воздушного суд- на СССР в реестр воздушных судов иностранного государства, если воз- душное судно не исключено в установленном порядке из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР. Статья 15. Исключение гражданского воздушного судна из реестра Гражданское воздушное судно СССР исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР в случаях: 1) списания или снятия воздушного судна с эксплуатации; 2) продажи или передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу. Статья 16. Обозначения, наносимые на гражданские воздушные суда При занесений воздушного судна в Государственный реестр гражданс- ких воздушных судов Союза ССР ему присваивается государственно-регист- рационный опознавательный знак, который наносится на судно. Опознава- тельные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения уста- навливаются Министерством гражданской авиации СССР. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или красного полуме- сяца. Статья 17. Допуск гражданского воздушного судна к эксплуатации Гражданское воздушное судно СССР может быть допущено к эксплуата- ции лишь после того, как будет установлено, что оно соответствует нор- мам летной годности. В соответствии с этим: 1) воздушное судно новой конструкции (нового типа) должно пройти заводские, государственные и эксплуатационные испытания и получить от Государственного авиационного регистра гражданской авиации СССР серти- фикат летной годности, если по результатам указанных испытаний будет установлено, что оно соответствует нормам летной годности; 2) каждое воздушное судно принятой конструкции проходит в уста- новленном порядке необходимые испытания и проверки, на основании кото- рых выдается удостоверение о годности воздушного судна к полетам. Без такого удостоверения воздушное судно не может быть допущено к эксплуа- тации; 3) в случае изменения конструкции воздушного судна, при котором не требуется получения нового сертификата летной годности, а также после ремонта или по истечении установленного периода серийного произ- водства либо эксплуатации судно подлежит новому испытанию в установ- ленном порядке. Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям норм летной годности, возлагается на министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреж- дения и организации, осуществляющие эксплуатацию судна. Статья 18. Судовые документы На гражданском воздушном судне должны находиться: 1) свидетельство о регистрации судна; 2) удостоверение о годности судна к полетам; 3) бортовые журналы; 4) разрешение на бортовые радиостанции; 5) руководство по летной эксплуатации; 6) другие судовые документы, предусмотренные Министерством граж- данской авиации СССР. Разрешение на бортовые радиостанции может быть оформлено в свиде- тельстве о регистрации воздушного судна. Статья 19. Позывной радиосигнал Каждому воздушному судну СССР, имеющему средства радиосвязи, присваивается в установленном порядке позывной радиосигнал. Статья 20. Ограничения в праве пользования гражданскими воздушными судами Ограничения в праве пользования гражданскими воздушными судами СССР (привлечение к определенной повинности, временное или постоянное изъятие и иные ограничения, вызываемые особыми обстоятельствами) до- пускаются только с разрешения Сонета Министров СССР. Статья 21. Признание удостоверения о годности гражданского воздушного судна к полетам Удостоверение о годности гражданского воздушного судна к полетам, которое выдано или которому придана сила иностранным государством, где зарегистрировано данное воздушное судно, признается Союзом ССР дейс- твительным при условии, что требования, в соответствии с которыми та- кое удостоверение выдано или в соответствии с которыми ему придана си- ла, удовлетворяют установленным в СССР требованиям. Глава III ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА Статья 22. Состав экипажа Экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Минис- терством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и наз- начения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации. Полет гражданского воздушного судна при неполном составе экипажа не допускается. Статья 23. Гражданство членов экипажа В состав экипажа гражданских воздушных судов СССР могут входить лишь граждане СССР. Изъятия из этого правила могут устанавливаться в порядке, опреде- ляемом Советом Министров СССР. Статья 24. Командир гражданского воздушного судна Командиром гражданского воздушного судна СССР может быть лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, не- обходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного ти- па. Командир судна руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил полетов и эксплуатации судна, а также принимает необходимые меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущест- ва. Статья 25. Права командира воздушного судна Командир воздушного судна СССР имеет право: 1) принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении в пункт вылета или о вынужденной посадке. В случае явной угрозы безопасности полета, а также в целях спасания жизни людей, находящихся на борту судна, такое решение может быть принято с отступлением от плана поле- та, указаний органа управления воздушным движением и полетного зада- ния, но, по возможности, в соответствии с установленными правилами по- летов. О предпринятых действиях командир судна обязан незамедлительно сообщить органу управления воздушным движением, под непосредственным управлением которого находится воздушное судно; 2) в пределах своей компетенции отдавать любому лицу, находящему- ся на борту воздушного судна, распоряжения, которые подлежат беспре- кословному выполнению; 3) принимать все необходимые меры, вплоть до применения оружия к лицам, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безо- пасности полета и не подчиняются его распоряжениям. По прибытии воз- душного судна на ближайший аэродром командир судна может удалить таких лиц с судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки прес- тупления, передать их соответствующим органам; 4) сливать в полете топливо, сбрасывать багаж, груз и почту, если это необходимо для обеспечения безопасности полета и посадки воздушно- го судна. В случае вынужденной посадки командир воздушного судна руководит действиями всех лиц, находившихся на борту судна, до передачи своих полномочий компетентным органам. Статья 26. Действия в случае бедствия Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность или если судно терпит либо потерпело бедствие (статья 59 настоящего Кодекса), командир судна обязан принять все меры к сохранению жизни и здоровья людей, а также судна и находящегося на нем имущества. Все члены экипажа, а в необходимых случаях и пассажиры обязаны принять участие в спасании людей и воздушного судна. В случае бедствия никто из экипажа не имеет права оставить судно без разрешения командира судна. Командир оставляет воздушное судно последним. В интересах обеспечения сохранности воздушного судна, потерпевше- го бедствие, и находящегося на нем имущества командир судна имеет пра- во заключать от имени организации, которой принадлежит судно на праве оперативного управления или собственности, соглашения о транспортиров- ке судна, багажа, груза, почты и принимать другие вызываемые обстоя- тельствами меры. Статья 27. Оказание помощи судам и лицам, находящимся в опасности Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна либо судна внутреннего плавания или об- наруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, поскольку он может это сде- лать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, от- метить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением. Статья 28. Взаимоотношения командира воздушного судна СССР с консулами СССР Взаимоотношения командира воздушного судна СССР и других членов экипажа с консулами СССР за границей регулируются Консульским уставом СССР. Статья 29. Порядок возмещения вреда, причиненного членам экипажа В случае увечья или иного повреждения здоровья члена экипажа воз- душного судна СССР, наступившего в связи с исполнением членом экипажа своих служебных обязанностей при взлете, полете или посадке воздушного судна, организация, которой принадлежит воздушное судно на праве опе- ративного управления или собственности, обязана возместить потерпевше- му вред в части, превышающей сумму получаемого им пособия или назна- ченной ему после повреждения его здоровья и фактически получаемой им пенсии, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевше- го. В случае смерти члена экипажа воздушного судна СССР, наступившей в связи с исполнением членом экипажа своих служебных обязанностей при взлете, полете или посадке воздушного судна, по тем же правилам произ- водится возмещение вреда нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждиве- нии умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти. Глава IV АЭРОДРОМЫ. АЭРОПОРТЫ Статья 30. Создание аэродромов и аэропортов Для обслуживания воздушных судов, совершающих полеты с целью пе- ревозки пассажиров, багажа, грузов и почты, а также с другими целями, создаются аэродромы и аэропорты. Аэродромом является земельный или водный участок, специально обо- рудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воз- душных судов. Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для при- ема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооруже- ния и необходимое оборудование. Статья 31. Регистрация гражданских аэродромов Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении Министерства граж- данской авиации СССР, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных ра- бот и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном ре- естре гражданских аэродромов Союза ССР, ведение которого возлагается на Министерство гражданской авиации СССР. По занесении аэродрома в указанный реестр выдается свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свиде- тельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается Министерством гражданской авиации СССР. Регистрация аэродромов совместного базирования производится в по- рядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. Статья 32. Порядок допуска гражданских аэродромов к эксплуатации Каждый гражданский аэродром может быть допущен к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что он соответствует нормам годности к эксплуатации аэродромов. В соответствии с этим: 1) вновь построенный аэродром должен быть принят специальной ко- миссией, назначаемой в порядке, определяемом Советом Министров СССР; 2) в случае реконструкции аэродрома, его переоборудования или по истечении определенного периода эксплуатации аэродром подвергается проверке и принимается комиссией, назначаемой в порядке, определяемом министерством, государственным комитетом, ведомством или организацией, в ведении которых находится аэродром. Допуск к эксплуатации гражданских аэродромов осуществляется в по- рядке, устанавливаемом министерством, государственным комитетом, ве- домством или организацией, в ведении которых находятся аэродромы, по согласованию с Государственным авиационным регистром гражданской авиа- ции СССР. Статья 33. Строительство и реконструкция аэродромов Строительство и реконструкция аэродромов должны быть в установ- ленном порядке согласованы с заинтересованными министерствами, госу- дарственными комитетами и ведомствами. Статья 34. Строительство в пределах приаэродромной территории Проектирование, строительство и развитие городов и других насе- ленных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах определенной приаэрод- ромной территории должны производиться с соблюдением требований безо- пасности полетов воздушных судов, с учетом возможных вредных физичес- ких воздействий на здоровье населения и деятельность предприятий, уч- реждений и организаций и по согласованию с министерствами, государс- твенными комитетами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся аэродромы. Статья 35. Размещение в районе аэродромов различных объектов Размещение в районе аэродромов зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других объек- тов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэрод- ромов, должно быть согласовано с министерствами, государственными ко- митетами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся аэ- родромы. Согласование размещения указанных объектов и утверждение их пе- речня производятся в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР. Статья 36. Маркировка аэродромов Аэродромы и взлетно-посадочные полосы в целях опознавания их с воздуха и ориентировки экипажей при взлете и посадке воздушных судов маркируются в соответствии с установленными правилами. Размещение в районе аэродромов каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опозна- вания аэродромов, запрещается. Статья 37. Маркировка зданий и сооружений Владельцы зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих зданиях и сооружени- ях за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки и устройства в соответствии с установленными правилами. Статья 38. Связь аэропортов с населенными пунктами Аэропорты должны иметь регулярное сообщение с ближайшими городами и другими населенными пунктами. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов обес- печивают строительство, реконструкцию, благоустройство и эксплуатацию подъездных дорог к аэропортам, регулярное движение пассажирского транспорта на этих дорогах, а также телефонную связь городов и других населенных пунктов с аэропортами. Статья 39. Контроль за выполнением требований, предъявляемых к строительству в районе аэродромов Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов при отводе в установленном порядке земельных участков под строительство, развитие городов и дру- гих населенных пунктов, а также под строительство и реконструкцию объ- ектов, указанных в статьях 34 и 35 настоящего Кодекса, обеспечивают контроль за выполнением правил, предусмотренных этими статьями. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, допус- тившие нарушение правил, предусмотренных статьями 34 и 35 настоящего Кодекса, обязаны по требованию министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, в ведении которых находятся аэродромы, произ- вести в установленный срок за свой счет и своими силами снос, перенос или необходимые изменения объектов. Глава V ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Статья 40. Подготовка воздушного судна к полету Полету воздушного судна должны предшествовать специальная подго- товка судна и его экипажа, проверка готовности наземных служб аэродро- ма взлета и аэродрома посадки к обеспечению полета, изучение состояния метеорологических условий на всем протяжении полета, а также других условий полета. Правила подготовки к полетам и круг лиц, ответственных за подго- товку к ним, устанавливаются министерствами, государственными комите- тами, ведомствами и организациями, имеющими воздушные суда. Статья 41. Допуск воздушного судна к полету К полетам в воздушном пространстве СССР допускаются лишь воздуш- ные суда, имеющие государственно-регистрационные опознавательные зна- ки. Воздушное судно допускается к полету лишь при наличии на нем: 1) экипажа, подготовленного и допущенного к полету на воздушном судне данного типа в соответствующих условиях полета; 2) необходимого количества топлива; 3) задания на полет, судовых и других документов, устанавливаемых министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организаци- ями, имеющими воздушные суда. Для воздушных судов, выполняющих испытательные полеты, могут ус- танавливаться отступления от требований, предусмотренных настоящей статьей, в соответствии с правилами производства испытательных поле- тов. Статья 42. Разрешение на вылет и план полета воздушного судна Полет воздушного судна производится только при наличии полученно- го в установленном порядке разрешения на вылет. Каждый полет воздушного судна должен производиться в соответствии с планом полета, утвержденным в установленном порядке. Отступления от плана полета допускаются лишь с разрешения органов управления воздуш- ным движением, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса. Статья 43. Безопасные высоты и интервалы полета Полеты воздушных судов должны производиться на безопасных высотах и на таком расстоянии друг от друга, при котором исключается возмож- ность столкновения судов. Статья 44. Метеорологические условия выполнения полетов Полеты воздушных судов должны производиться лишь при наличии со- ответствующих метеорологических условий. Каждое воздушное судно обеспечивается данными о состоянии погоды на всем протяжении полета. Статья 45. Организация воздушного движения Полеты воздушных судов в воздушном пространстве СССР выполняются по воздушным трассам СССР, местным воздушным линиям и по установленным маршрутам. Направление и ширина воздушных трасс СССР, местных воздушных ли- ний и маршрутов, а также высоты полетов устанавливаются с соблюдением требований безопасности полетов и с учетом интересов соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций в по- рядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространс- тва СССР. Статья 46. Оборудование воздушных трасс СССР и местных воздушных линий Воздушные трассы СССР и местные воздушные линии оборудуются ради- онавигационными и другими средствами, обеспечивающими безопасность по- летов воздушных судов. Статья 47. Допуск воздушных трасс СССР и местных воздушных линий к эксплуатации Воздушная трасса СССР и местная воздушная линия могут быть допу- щены к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что они удовлетворяют требованиям безопасности полетов воздушных судов. Допуск к эксплуатации воздушных трасс СССР и местных воздушных линий производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 48. Действия при отклонении воздушного судна от воздушной трассы СССР, местной воздушной линии или маршрута Если воздушное судно при выполнении полета отклонилось от воздуш- ной трассы СССР, местной воздушной линии или установленного маршрута, командир воздушного судна и орган управления воздушным движением обя- заны немедленно принять все возможные меры к выводу воздушного судна на воздушную трассу СССР, местную воздушную линию или установленный маршрут. Статья 49. Запрещение или ограничение полетов В воздушном пространстве СССР или в отдельных его районах полеты воздушных судов могут быть полностью запрещены или ограничены по высо- там, времени и направлениям в порядке, определяемом Положением об ис- пользовании воздушного пространства СССР. Статья 50. Полеты над населенными пунктами Полеты воздушных судов над населенными пунктами могут совершаться лишь на высоте, дающей возможность в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами этих пунктов или на ближайшем аэродроме. Демонстрационные полеты воздушных судов над населенными пунктами запрещаются. Отступления от правил настоящей статьи допускаются в порядке, оп- ределяемом Советом Министров СССР. Статья 51. Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна допускаются в порядке, определяемом специаль- ными правилами. Статья 52. Деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов Все виды деятельности, связанные с использованием воздушного пространства СССР, которые могут представлять угрозу безопасности по- летов, в том числе все виды стрельб, пуск ракет, взрывные работы, за- пуск беспилотных воздушных судов и другие, допускаются при соблюдении необходимых мер предосторожности только после получения специального разрешения в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 53. Воздушные суда-нарушители Воздушное судно, пересекшее государственную границу СССР без со- ответствующего разрешения советских компетентных органов или совершив- шее иные нарушения правил перелета через государственную границу СССР и порядка использования воздушного пространства СССР, признается воз- душным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты. Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальней- шее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установ- ленном порядке органом управления воздушным движением. Статья 54. Органы управления воздушным движением Управление воздушным движением осуществляют органы единой системы управления воздушным движением СССР и ведомственные органы управления воздушным движением в пределах установленных для них районов и зон. Положение о единой системе управления воздушным движением СССР утверждается Советом Министров СССР. Между воздушным судном, находящимся в полете, и органами управле- ния воздушным движением должна поддерживаться постоянная радиосвязь. При нарушении связи командир воздушного судна и орган управления воздушным движением обязаны принять неотложные меры к ее восстановле- нию. При невозможности восстановления связи командир воз душного судна и орган управления воздушным движением должны действовать в соответс- твии с установленными для таких случаев правилами. Статья 55. Метеорологическое и радиоэлектротехническое обеспечение полетов Метеорологическое и радиоэлектротехническое обеспечение полетов осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 56. Устранение помех в работе радиотехнических средств Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов и радиос- вязи выделяются в установленном порядке радиочастоты, которые должны быть ограждены от источников радиопомех. Предприятия, учреждения, организации и граждане, имеющие установ- ки и аппараты, создающие помехи средствам радиосвязи и радиотехничес- кого обеспечения полетов, обязаны по требованию соответствующих орга- нов Министерства связи СССР устранить помехи своими средствами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу этих установок или ап- паратов. Статья 57. Аренда каналов связи Для обеспечения полетов, управления воздушным движением и других видов деятельности авиации Министерство связи СССР предоставляет в аренду заинтересованным министерствам, государственным комитетам, ве- домствам и организациям по их заявкам необходимые каналы связи. При выходе из строя каналов связи, выделенных для обеспечения по- летов и управления воздушным движением, они должны быть в установлен- ном порядке заменены другими каналами связи. Статья 58. Использование средств связи общего пользования При отсутствии предоставляемых в аренду каналов связи для обеспе- чения полетов и управления воздушным движением могут использоваться средства связи общего пользования. Предоставление телефонных разговоров, а также прием и передача телеграмм об оказании помощи воздушному судну, терпящему или потерпев- шему бедствие, его экипажу и пассажирам производятся вне всякой очере- ди, с оплатой по обыкновенному тарифу. Предоставление телефонных разговоров, а также прием и передача телеграмм в связи с неотложными действиями по обеспечению безопасности полетов и с управлением движением воздушных судов, выполняющих особо важные рейсы, производятся вне очереди, с оплатой по обыкновенному та- рифу. Порядок использования средств связи общего пользования для обес- печения полетов и управления воздушным движением устанавливается Ми- нистерством связи СССР по согласованию с заинтересованными министерс- твами, государственными комитетами, ведомствами и организациями. Статья 59. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие Терпящим бедствие признается воздушное судно, когда ему или нахо- дящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, кото- рая не может быть устранена действиями самого экипажа. Воздушное судно, терпящее бедствие, должно подавать в установлен- ном порядке сигналы бедствия. Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при взлете, полете, посадке или падении серьезное повреждение или пол- ностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома. Статья 60. Оказание помощи воздушным судам Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность или если судно терпит либо потерпело бедствие, органы управления воз- душным движением обязаны принять все возможные меры к оказанию помощи этому воздушному судну. Поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организуются и осуществляются авиационной по- исково-спасательной службой СССР, которая действует на основании спе- циального положения. Проведение аварийно-спасательных работ на территории аэродромов осуществляется силами и средствами министерств, государственных коми- тетов, ведомств и организаций, в ведении которых находятся аэродромы. Для проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных ра- бот могут использоваться радиотехнические и другие средства предприя- тий, учреждений и организаций, в районе деятельности которых терпит или потерпело бедствие воздушное судно. Иностранным воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, оказывается помощь на равных основаниях с воздушными судами СССР. Статья 61. Поиск воздушных судов Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо судно, с которым потеряна связь, если местонахождение их неизвестно, подлежат немедленному поиску. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации обязаны о всех известных им слу- чаях бедствия воздушных судов немедленно сообщить авиационной поиско- во-спасательной службе СССР, ближайшему предприятию гражданской авиа- ции или на ближайший аэродром, а также оказать необходимую помощь в организации поиска воздушного судна. Граждане обязаны немедленно сооб- щить об известных им случаях бедствия воздушных судов исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов или ближайшим предприяти- ям, учреждениям и организациям. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения и организации, в районе деятельности ко- торых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия поиско- во-спасательных команд (групп) принять неотложные меры к спасанию лю- дей, оказанию им медицинской и другой необходимой помощи, а также к охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, обо- рудования и имущества. Статья 62. Прекращение поиска воздушного судна В тех случаях, когда принятые к поиску воздушного судна меры не дали результатов, решение о прекращении поиска принимается руководите- лем министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в отношении судна, находящегося в собс- твенности кооперативной или иной общественной организации,-- руководи- телем этой организации. Решение о прекращении поиска в пределах СССР иностранного воздуш- ного судна принимается Министром гражданской авиации СССР. Воздушное судно, поиск которого официально прекращен, если не установлено место- нахождение судна или его обломков, считается пропавшим без вести. Статья 63. Расследование авиационных происшествий Все авиационные происшествия подлежат расследованию в установлен- ном порядке. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны оказы- вать необходимую помощь в проведении расследований авиационных проис- шествий. Статья 64. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам воздушным судном, находящимся в полете Владелец воздушного судна отвечает за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья третьих лиц, и вред, причи- ненный их имуществу на территории СССР воздушным судном в полете или предметом, выпавшим из него, если не докажет, что вред возник вследс- твие умысла потерпевшего, поскольку иное не предусмотрено международ- ным договором, в котором участвуют СССР и соответствующее иностранное государство. Для целей настоящей статьи воздушное судно считается находящимся в полете с момента начала движения судна при взлете до момента оконча- ния пробега судна при посадке. Статья 65. Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов В случае столкновения двух или нескольких воздушных судов, а так- же в случае причинения воздушным судном повреждений другому судну, хо- тя и без столкновения, имущественная ответственность владельцев воз- душных судов друг перед другом определяется следующими положениями: 1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной; 2) если вред причинен по вине обеих (или нескольких) сторон, то ответственность каждой из них определяется соразмерно степени вины; при невозможности установить степень вины каждой из сторон ответствен- ность распределяется между ними поровну. При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда от другой стороны. Ни одна из сторон, воздушные суда которых участвовали в столкно- вении, не предполагается виновной, пока не будет доказано иное. Имущественную ответственность за вред, возникший вследствие при- чинения смерти или повреждения здоровья пассажиров воздушных судов, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящемуся на воз- душных судах или вверенному авиационному предприятию, несет перевозчик по правилам настоящего Кодекса, причем он имеет право обратного требо- вания (регресса) к другой стороне (сторонам), по вине которой (кото- рых) причинен вред, в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой нас- тоящей статьи. Глава VI МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ Статья 66. Правила международных полетов Для целей настоящего Кодекса всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы СССР и другого государства, признается международным полетом. При международных полетах в воздушном пространстве СССР гражданс- ких воздушных судов СССР, а также иностранных воздушных судов действу- ют общие положения, регулирующие полеты и эксплуатацию воздушных судов в СССР, с изменениями и дополнениями, указанными в настоящей главе и в правилах полетов иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР, издаваемых советскими компетентными органами и публикуемых в Сборнике аэронавигационной информации. Статья 67. Международные полеты гражданских воздушных судов СССР Гражданские воздушные суда СССР осуществляют международные полеты с разрешения Министерства гражданской авиации СССР, выдаваемого в ус- тановленном порядке. Международные полеты гражданских воздушных судов СССР совершаются под Государственным флагом Союза Советских Социалистических Республик. Статья 68. Международные полеты иностранных воздушных судов Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР осуществляются на основании и в соответствии с условиями: 1) международных договоров СССР; 2) специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдавае- мых в установленном порядке. Опознавательные знаки иностранных воздушных судов должны сооб- щаться владельцами этих судов Министерству гражданской авиации СССР до начала регулярных международных полетов или разового полета. Осуществление иностранными воздушными судами полетов в воздушном пространстве СССР может быть обусловлено обязательным страхованием или иным обеспечением ответственности владельцев этих судов за причинение вреда третьим лицам, предусмотренной статьей 64 настоящего Кодекса. Условия такого обеспечения определяются Министерством гражданской ави- ации СССР. Статья 69. Воздушные трассы и аэропорты (аэродромы) для международных полетов Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР осуществляются только по установленным международным воздушным трас- сам, если советскими компетентными органами не установлен иной поря- док. Перечни международных воздушных трасс и аэропортов (аэродромов), открытых для международных полетов, утверждаются Советом Министров СССР. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также данные, необходимые для их использования при выполнении полетов, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации. Статья 70. Применение паспортных, таможенных и иных правил На воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих в СССР и отбывающих из СССР, а также на имущество, ввозимое в СССР или вывози- мое из СССР на воздушных судах, распространяется действие соответс- твенно паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил о въезде и выезде, а также ввозе и вывозе имущества и транзите через территорию СССР. Статья 71. Вылет и посадка воздушных судов Вылет советских и иностранных воздушных судов из СССР, а также их посадка после влета в СССР производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов, где имеются контрольнопропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается только по разрешению советских компетентных органов. Статья 72. Признание судовых документов иностранных гражданских воздушных судов Находящиеся на иностранном гражданском воздушном судне судовые документы признаются действительными на территории СССР, если они со- ответствуют законодательству государства регистрации воздушного судна. При совершении посадки на территории СССР иностранные гражданские воздушные суда могут быть осмотрены с проверкой всей документации, обязательной для международных полетов. В случае отсутствия на борту иностранного гражданского воздушного судна установленной для международных полетов документации или в слу- чае, когда имеются основания считать неисправной материальную часть воздушного судна, Министерство гражданской авиации СССР может запре- тить вылет этого воздушного судна. Статья 73. Меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Авиационные предприятия, воздушные суда которых совершают между- народные полеты с территории СССР, на территорию СССР или транзитом через территорию СССР, должны принимать при осуществлении таких поле- тов все необходимые меры к предотвращению и пресечению актов незакон- ного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Эти меры приме- няются с учетом соответствующих законов и правил, действующих на тер- ритории СССР. Глава VII ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ Статья 74. Организации, осуществляющие воздушные перевозки Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за уста- новленную плату осуществляются авиационными предприятиями Министерства гражданской авиации СССР. Другие министерства, государственные комитеты, ведомства и орга- низации, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозки пассажи- ров, багажа, грузов и почты для обеспечения своих нужд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР. Международные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут осуществляться также на иностранных воздушных судах. Статья 75. Воздушные линии, расписание движения воздушных судов Регулярные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты осущест- вляются авиационными предприятиями по воздушным линиям, определяемым Министерством гражданской авиации СССР. Министерство гражданской авиации СССР обеспечивает движение пас- сажирских воздушных судов по расписанию. Статья 76. Договор воздушной перевозки По договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назна- чения, предоставив пассажиру место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на по- лучение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за перевозку по уста- новленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы - и за провоз этого багажа. По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязу- ется доставить вверенный ему отправителем груз или почту в пункт наз- начения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза или почты по установленному тарифу. Статья 77. Перевозки в прямом смешанном сообщении с участием воздушного транспорта Перевозки, осуществляемые перевозчиками разных видов транспорта по одному документу (в прямом смешанном сообщении) с участием воздуш- ного транспорта, регулируются настоящим Кодексом, специальным законо- дательством Союза ССР о таких перевозках, а также правилами, утвержда- емыми Министерством гражданской авиации СССР совместно с соответствую- щими транспортными министерствами и ведомствами. Страницы: 1 2 |