ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ (1) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 29 июня 1979 г. N 633 ( СП СССР, 1979 г., N 19, ст.121 ) Совет Министров СССР постановляет : 1. Утвердить прилагаемое Положение о бухгалтерских отчетах и ба- лансах и ввести его в действие с 1 января 1980 г. УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ (2) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. настоящее Положение устанавливает порядок составления бухгал- терских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и орга- низациями ( кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете ), главными управлениями и другими органами хозяйственного управления, а также министерствами и ведомствами. Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным советом колхозов по согласованию с ЦСУ СССР. Порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов организация- ми и учреждениями, состоящими на бюджете, устанавливается Министерс- твом финансов СССР. 2. Производственные объединения, а также предприятия и органиаз- ции, действующие на основе хозяйственного расчета, состоящие на самос- тоятельном балансе и являющиеся юридическими лицами, обязаны вести бухгалтерский учет по двойной системе и составлять квартальные и годо- вые бухгалтерские отчеты и балансы. (3) Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении произ- водственных объединений, распространяются на научно-производственные, монтажно-строительные, производственно-аграрные и другие объединения, для которых в области бухгалтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязанности, как и для производственных объединений. 3. Министерства, ведомства, а также всесоюзные и республиканские промышленные объединения, главные управления и другие органы хозяйс- твенного управления и другие органы хозяйственного управления состав- ляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы. (3) Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении всесо- юзных и республиканских промышленных объединений, распространяются на аграрно-промышленные и другие объединения, для которых в области бух- галтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязаннос- ти, как и для промышленных объединений. (1) Пункт 2 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (2) Последний абзац пункта 44 и последний абзац пункта 46 призна- ны утратившими силу прэостановлением совета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ). (3) Абзац первый пункта 2 и абзац первый пункта 3 - с изменения- ми, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ). 4. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и от- четностью объединений, предприятий и организаций ( кроме колхозов и межхозяйственных предприятий и организаций в сельском хозяйстве ) осу- ществляется Министерством финансов СССР. Типовые формы бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств и ведомств. Специализированные формы бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств СССР. Инструкции о порядке заполнения этих форм утверждаются минис- терствами и ведомствами СССР. 5. За представление заведомо неправильных отчетных данных и иска- жение оценки статей бухгалтерских балансов руководители, главные бух- галтеры, начальники плановых отделов и другие должностные лица ( в со- ответствии с подписями на формах отчетности ) производственных объеди- нений, предприятий и организаций, а также главных управлений и других органов хозяйственного управления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 6. Предприятия и организации, на которые распространяется дейс- твие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, могут выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства ( подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-ком- муналшьное хозяйство, транспортное хозяйство и другие ). Отдельный ба- ланс могут иметь производственные единицы, входящие в состав произ- водственных объединений. Выделение на отдельный баланс производств и хозяйств предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Положения о со- циалистическом государственном производственном предприятии, допуска- ется с разрешения вышестоящих органов. Активы и пассивы балансов включаются в общий баланс по основной деятельности соответствующих производственных объединений, предприятий и организаций. II. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ 7. При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены : полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств ( фон- дов ), материальных ценностей и расчетов ; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче- там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также пока- зателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и ана- литического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные оправдательные документы или приравненные к ним технические носители информации. Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправиль- ное составление бухгалтерских отчетов и балансов. Капитальные вложения, основные средства ( фонды ) и амортизация 8. Министерствам и ведомствам разрешается устанавливать для под- чиненных им производственных объединений, предприятий и организаций порядок отражения капитальных вложений ( независимо от их объема и способа выполнения работ ) в балансе по основной деятельности либо от- дельно- в балансе по капитальным вложениям. 9. Капитальные вложения и источники их финансирования, отражаемые в балансе по основной деятельности, выделяются в активе и пассиве в особые разделы. 10. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим зат- ратам для застройщика ( заказчика ). 11. Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке и дооборудованию объек- тов, увеличивающее их первоначальную стоимость, по утверждении в уста- новленном порядке актов приемки зачисляются в основные средства с со- ответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех факти- чески произведенных затрат, включая затраты на доставку, монтаж и ус- тановку оборудования. Оборудование, не требующее монтажа ( транспортные средства, сво- бодно стоящие станки, сельскохозяйственные машины и орудия, строитель- ные механизмы и т.п. ), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, взрослый рабочий и продуктив- ный скот ( включая и мелкий ), независимо от стоимости, инструмент и инвентарь ( кроме тех из них, которые в соответствии с настоящим Поло- жением относятся к средствам в обороте ) по получении их производс- твенными объединениями, предприятиями и организациями зачисляются в основные средства в сумме затрат на приобретение, включая расходы на доставку. Объекты капитального строительства, находящиеся во временной экс- плуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в сос- тав основных средств. В бухгалтерском учете и балансе затраты по этим объектам отражаются как незавершенное капитальное строительство. Капитальные вложения в насаждения, а также на коренное улучшение земель ( мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы ) включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относя- щихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания все- го комплекса работ. Земельные участки, месторождения ископаемых, лесные и водные угодья в балансе не отражаются. 12. Капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, обору- дование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, могут иметь место лишь по работам, предусмотренным в договорах на их аренду. Законченные капитальные затраты на арендованные объекты зачисляются арендатором в основные средства в сумме фактических расходов. По исте- чении срока аренды эти затраты передаются арендодателю и зачисляются им в основные средства в порядке увеличения первоначальной стоимости соответствующих объектов. Капитальный ремонт арендованных объектов осуществляется за счет средств арендодателя, если иное не установлено законодательством или договором. 13. Основные средства как действующие, так и находящиеся на кон- сервации или в запасе отражаются в балансе по первоначальной стоимости их. Изменение первоначальной стоимости допускается лишь в случаях дос- тройки и дооборудования соответствующих объектов или переоценки основ- ных средств, проводимой в соответствии с решениями Совета Министров СССР. Балансовая ( первоначальная или восстановительная ) стоимость ос- новных средств погашается путем включения амортизационных отчислений по установленным нормам в издержки производства или обращения. 14. Износ основных средств отражается в балансе по особой статье. 15. Не относятся к основным средствам и учитываются в качестве средств в обороте : а) предметы, служащие менее одного года, независимо от стоимости ; б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответству- ющими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы, за исключением сельско- хозяйственных машин и орудий, взрослого рабочего и продуктивного скота ( включая и мелкий ), которые относятся к основным средствам, незави- симо от стоимости ; в) специальные инструменты и специальные приспособления, незави- симо от стоимости ; г) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, зве- ри, семьи пчел, а также подопытные животные ; д) специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлеж- ности, независимо от стоимости и срока службы, за исключением постель- ных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости ; е) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала ; ж) орудия лова ( тралы, неводы, сети, снасти, мережи и другие орудия лова ), независимо от стоимости и срока службы ; з) приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование стоимостью до 300 рублей за единицу, приобретенные научно-исследова- тельскими и организациями ( включая и организации, являющиеся произ- водственными и структурными единицами объединений ), а также объедине- ниями и промышленными предприятиями для центральных заводских лабора- торий. 16. Стоимость находящихся в эксплуатации предметов, предусмотрен- ных в подпунктах "а","б" и "д" пункта 15, погашается путем начисления износа, исходя из сроков их службы. Стоимость указанных предметов разрешается также погашать путем начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со складов в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов ( за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования ) при выбы- тии за непригодностью. Предметы стоимостью до двух рублей за единицу списываются в рас- ход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обес- печения сохранности переданных в эксплуатацию предметов в производс- твенных объединениях, на предприятиях и в организациях должен быть ор- ганизован надлежащий контроль за их движением. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление ( приобрете- ние ) и запланированного выпуска продукции сроком до двух лет. Стои- мость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназ- наченных для индивидуальных заказов, полностью погашается в момент пе- редачи в производство соответствующего заказа. Предметы быстроизнашивающиеся ( служащие менее 1 года, независимо от стоимости ) и малоценные ( стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу, независимо от срока службы ), а также специальные инструменты и специальные приспособления, специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлежности учитываются в балансе по их первоначальной стоимости . Сумма износа этих предметов отражается в балансе по особой статье. Сырье , материалы, готовая продукция и товары 17. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покуп- ные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара и дру- гие материальные ценности отражаются в балансе по их фактической се- бестоимости, включающей все расходы на приобретений, заготовку и дос- тавку материальных ценностей на склады. Сырье и материалы, переданные в переработку, отражаются в балансе у заказчиков в составе производственных запасов также по фактической себестоимости. Давальческое сырье отражается за балансом по ценам, предусмотрен- ным в договоре. Стоимость товарно-материальных ценностей, принятых на ответствен- ное хранение вследствие отказа от акцепта платежных требований и дру- гих причин, отражается за балансом в сумме предъявленных поставщиком к оплате платежных документов. 18. Готовая продукция отражается в балансе по фактической произ- водственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использова- нием в процессе производства основных средств, сырья и материалов, топлива, энергии, труда и другие затраты на производство продукции. Семена и корма собственного производства и молодняк животных, преходящие на другой год, в совхозах и на других государственных сель- скохозяйственных предприятиях оцениваются в порядке, установленном Со- ветом Министров СССР. 19. Товары на предприятиях розничной торговли отражаются в балан- се по розничным ценам, а на оптовых складах и базах торгующих и снаб- женческо-сбытовых организаций - по розничным ценам или покупной стои- мости. Разница между стоимостью товаров по покупным и розничным ценам выделяется в балансе по особой статье. 20. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отража- ются в балансе по полной фактической себестоимости, включая расходы по сбыту, подлежащие возмещению покупателями сверх оптовой цены. В слу- чае, если эти товары, работы и услуги до их оплаты разрешено в уста- новленном порядке отражать как реализованные, они учитываются по от- пускной или сметной стоимости. 21. Незавершенное производство отражается в балансе по фактичес- кой себестоимости. В отраслях промышленности с крупносерийным и массовым характером производства допускается оценка незавершенного производства по дейс- твующей нормативной себестоимости. Незавершенное производство строительно-монтажных работ на объек- тах, по которым осуществляются промежуточные расчеты за выполненные работы, отражается в балансе по сметной стоимости за вычетом плановых накоплений. 22 Незаконченные работы по капитальному ремонту отражаются в ба- лансе по особой статье в сумме фактических затрат. Расходы и доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей 23. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но подлежащие по- гашению в следующих отчетных периодах, отражаются в балансе по статье " расходы будущих периодов ". Эти расходы подлежат отнесению на из- держки производства или обращения в течении срока не свыше двух лет, а в случаях, устанавливаемых министерствами и ведомствами по согласова- нию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, - не свыше четырех лет, если решениями Совета Министров СССР не установлен иной порядок погашения указанных расходов. Затраты на горно-подготовительные работы погашаются в течении срока использования горных выработок. 24. Суммы заработной платы за время отпуска рабочим ( в проект- но-изыскательских организациях - производственному персоналу, в райо- нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - всем категориям работников ) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу лет, а также отчисления на социальное страхование с этих сумм подлежат ежемесячному резервированию и включению в издержки производства или обращения. Остатки указанных сумм отражаются в балансе как резервы предстоя- щих расходов и платежей. 25. Затраты по произведенному за отчетный год текущему ремонту включаются в издержки производства или обращения отчетного года. В производственных объединениях, на предприятиях и в органиазаци- ях,где текущий ремонт основных средств производится неравномерно, до- пускается включать в течение года в издержки производства или обраще- ния затраты на текущий ремонт в размере, приходящемся на отчетный пе- риод, исходя из размера ассигнований на эту цель по плану. Разница между фактическими затратами и ассигнованиями отражается в балансе со- ответственно как расходы будущих периодов или резерв предстоящих рас- ходов и платежей. 26. На балансе могут быть оставлены суммы для возможных выплат покупателям за продукцию, проданную с гарантией, в размере не свыше расходов, предусмотренных по плану на выполнение гарантийных обяза- тельств, с учетом срока гарантии ( гарантийный резерв ). По мере исте- чения гарантийного срока неизрасходованные суммы присоединяются к при- были соответствующего года. 27. Образование резервов на покрытие каких-либо других предпола- гаемых расходов и убытков, кроме предусмотренных в пунктах 24,25 и 26 настоящего Положения, допускается лишь с разрешения Министерства фи- нансов СССР. Расчеты с дебиторами и кредиторами и прочие статьи баланса 28. Отражаемые в балансе суммы по расчетам с учреждениями банков и с вышестоящей организацией должны быть согласованы с ними и тождест- венны. Оставление на балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. 29. Расчеты с дебиторами и кредиторами каждой стороной в своем балансе в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать материалы о разногласиях на разрешение соответствующих органов. 30. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или по кото- рым получены решения суда, арбитража либо другого надлежащего органа о взыскании, относятся на результаты хозяйственной деятельности, если иное не установлено соответствующими решениями, и до их получения или уплаты отражаются в балансах получателя или плательщика по статьям де- биторов или кредиторов. 31. Конечный финансовый результат ( прибыль или убыток ), выяв- ленный на основании бухгалтерского учета всех операций данного объеди- нения, предприятия или организации и оценки статей баланса в соответс- твии с настоящим Положением, показывается в балансе по особой статье. Убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в результаты отчетного года. III. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАТЕЙ БАЛАНСОВ 32. Производственные объединения, предприятия и организации обя- заны проводить инвентаризацию : а) основных средств - не менее одного раза в год перед составле- нием годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года. Министерства, ведомства и управления ( отделы ) исполнительных комитетов Советов народных депутатов могут разрешать подведомственным им производственным объединениям, предприятиям и организациям прово- дить инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств один раз в два-три года ; б) капитальных вложений - не менее одного раза в год перед сос- тавлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года ; в) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выра- ботки - перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года, и кроме того, периодически в сроки, устанавли- ваемые соответственно министерствами, ведомствами и управлениями ( от- делами ) исполнительных комитетов Советов народных депутатов ; г) незавершенного капитального ремонта и расходов будущих перио- дов - не менее одного раза в год ; д) молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зве- рей и семей пчел, а также подопытных животных - не менее одного раза в квартал ; е) готовой продукции на складах - не менее одного раза в год пе- ред составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября от- четного года ; ж) товаров : на складах и базах промышленных товаров - не реже одного раза в год ; на складах и базах продовольственных товаров - не реже двух раз в год ; з) товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли - не реже двух раз в год ; товаров в книжных магазинах - не реже одного раза в год ; и) малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год ; к) нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц ; л) драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год ; м) библиотечных фондов - в порядке, устанавливаемом министерства- ми и ведомствами ; н) сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, ноне ранее 1 октяб- ря отчетного года ; о) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц ; п) расчетов с банками ( по расчетным и другим счетам, ссудам, по- лученным из бюджета средствам и т.д. ) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца ; р) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал ; с) расчетов производственных объединений, предприятий и организа- ций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и вышестоящими организациями - на первое число каждого месяца ; т) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год. Инвентаризация ценностей обязательна в случае смены материально ответственных лиц и проводится на день приемки-передачи дел. Руководители производственных объединений, предприятий и органи- заций лично рассматривают материалы инвентаризации не позднее чем в 10-дневный срок после ее окончания. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов ус- танавливает Министерство финансов СССР. (1) 33. Количество инвентаризаций ценностей в году, а также даты их проведения в необходимых случаях могут быть изменены министерствами и ведомствами по согласованию соответственно с Министерством финансов СССР или министерствами финансов союзных республик. Министерства и ведомства могут разрешать подведомственным им про- изводственным объединениям, предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осущест- вляющим завоз товаров, сырья и материалов в период навигации, прово- дить инвентаризацию в период их наименьших остатков, как правило до начала навигации. IV. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ С БАЛАНСА ИМУЩЕСТВА, ПРИШЕДШЕГО В НЕГОДНОСТЬ, А ТАКЖЕ ДОЛГОВ, НЕДОСТАЧ И ПОТЕРЬ ОТ ПОРЧИ ТОВАРОВ, МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКЦИИ 34. Производственные объединения, предприятия и организации имеют право списывать с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до истечения амортизационного срока их службы в тех случа- ях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий. В иных случаях списание с баланса имущества, указанного в абзаце первом настоящего пункта, производится с разрешения министерств ( ве- домств ), управлений всесоюзных и республиканских объединений или дру- гих вышестоящих органов, определяемых министерствами ( ведомствами ). Установленный настоящим Положением порядок списания основных средств не применяется в случаях, когда решениями Совета Министров СССР предусмотрен иной порядок списания. (2) (1) Пункт 32 перед абзацем последним дополнен абзацем постановле- нием Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г. N 299 ( СП СССР, 1985 г., N 13, ст.54 ). (2) Пункт 34 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г. N 299 ( СП СССР, 1985 г., N 13, ст.54 ). 35. Первоначальная стоимость ликвидированных основных средств и расходы, связанные с их ликвидацией ( сносом и разборкой зданий и соо- ружений, демонтажом оборудования и т.п. ), относятся на уменьшение ус- тавного фонда, а сумма начисленного износа на полное восстановление за все время их службы и стоимость поступивших в связи с ликвидацией ма- териальных ценностей в оценке возможного использования или реализации - на увеличение уставного фонда. 36. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относятся на результаты хозяйственной деятельности производс- твенных объединений, предприятий и организаций, за исключением случа- ев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановле- ние не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим пере- вооружением действующих предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стои- мость таких основных средств списывается с балансов на уменьшение ус- тавного фонда. 37. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета ре- гулируется в следующем порядке : а) убыль ценностей в пределах установленных форм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактичес- ких недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается. При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недос- тача сверх норм ; б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц. При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупот- реблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установле- ния недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск ; в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценнос- тей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не уста- новлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприя- тиями и организациями на издержки производства или обращения в преде- лах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи, с со- общением об этом вышестоящим органам. Аналогичные недостачи и потери, превышающие по каждому отдельном у случаю случаю 100 рублей, списываются на издержки производства или обращения : государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями союзного и республиканского ( союзных республик ) подчи- нения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйс- твенного управления, непосредственно подчиненных министерствам и ве- домствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ве- домcтв ; государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями республиканского ( АССР ) и местного подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик и управлений ( отделов ) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения Советов Министров автономных республик или исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов ; предприятиями и организациями потребительской кооперации в поряд- ке, устанавливаемом Центросоюзом ; общественными организациями и их предприятиями на сумму до 500 рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 руб- лей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь. 38. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска, списываются с баланса по рас- поряжению руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения в каждом отдельном случае в пределах 100 рублей, с сообщением вышестоящим органам. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано су- дом вследствие необоснованности иска в суммах, превышающих в каждом отдельном случае 100 рублей, списываются в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 настоящего Положения. Присужденные долги, по которым возвращены исполнительные докумен- ты с утвержденным актом суда о несостоятельности должника и невозмож- ности обращения взыскания на его имущество, и прочие долги, признанные объединениями, предприятиями и организациями безнадежными к получению, могут быть списаны с баланса в убыток по распоряжению их руководите- лей, с сообщением об этом вышестоящим органам. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна от- ражаться за балансом в течении пяти лет с момента списания для наблю- дения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности ис- тек, списывается с балансов в убыток по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций, с сообщением об этом вышестоящим органам. 39. Суммы кредиторской задолженности ( кроме предусмотренной пунктом 40 настоящего Положения ) и депонентской задолженности, по ко- торым срок давности истек, подлежат взносу в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности объединений, предприятий и ор- ганизаций не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок давности. За просрочку взноса взыскивается пеня в размере 0,05 процента за каждый просроченный день (1). (1) Пункт 39 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 29 июля 1986 г. N 889 ( СП СССР, 1986 г., N 28^ ст.153 ) 40. суммы кредиторской задолженности по расчетам между коопера- тивными и общественными предприятиями и организациями, по которым ис- текли сроки давности, подлежат зачислению в прибыль кооперативных и общественных предприятий и организаций не позднее месяца по истечении указанных сроков. 41. Списание с баланса производственных объединений, предприятий и организаций союзного подчинения затрат по прекращенному строительст- ву и затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере до 100 тыс.рублей по каждой стройке, а также расходов на геологоразведочные, научно-исследовательские и опыт- но-конструкторские работы производится с разрешения министерств и ве- домств СССР. Списание затрат по прекращенному строительству и затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере свыше 100 тыс.рублей по каждой стройке производится с разреше- ния Совета Министров СССР. Списание указанных затрат и расходов с баланса объединений, предприятий и организаций республиканского и местного подчинения про- изводится с разрешения Совета Министров союзных республик ил в поряд- ке, ими устанавливаемом. Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений могут разрешать входящим в их состав производственным объединениям, предприятиям и организациям списывать с баланса затраты по прекращен- ному строительству, затраты на проектно-изыскательские работы по нео- существленному строительству и расходы на геологоразведочные, науч- но-исследовательские и опытно-конструкторские работы в размерах, ус- танавливаемых вышестоящим органом в пределах его компетенции. Предприятия и организации потребительской кооперации списание с баланса указанных затрат и расходов производят в порядке, установлен- ном Центросоюзом. 42. Потери по хозяйственным операциям и потери от стихийных бедс- твий, за исключением убытков по основным средствам, списываются в убы- ток отчетного года. Списание потерь от стихийных бедствий производится с разрешения вышестоящих органов. 43. Списание с баланса объединений, предприятий и организаций долгов, недостач и потерь может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков и потерь, выявления виновных в этом лиц и принятия необходимых мер к возмещению причиненного ущерба. V. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ 44. Производственные объединения, предприятия и организации представляют квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1) органам, в ведении которых они состоят ; местным финансовым органам в порядке, устанавливаемом Министерс- твом финансов СССР ; органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР ; учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР, в которых имеются расчетные и текущие счета производственных объединений, предприятий и организаций. (1) Абзац первый пункта 44 и абзац первый пункта 45 - с изменени- ями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.N 397 . 45. Производственные объединения, которым подчинены самостоятель- ные предприятия и организации, представляют сводные квартальные и го- довые бухгалтерские отчеты и балансы :(1) органам в ведении которых они состоят ; местным финансовым органам в порядке, устанавливаемом Министерс- твом финансов СССР ; органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР ; учреждениям Госбанка СССР ; учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и подряд- ной строительной деятельности ). 46. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, глав- ные управления и другие органы хозяйственно подчиненные министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, представляют сводные кварталь- ные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1) министерствам и ведомствам, которым они подчинены ; Министерству финансов СССР или министерствам финансов союзных республик ; ЦСУ СССР или другим органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР ; учреждениям Госбанка СССР ; учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и подряд- ной строительной деятельности ). (1) Абзац первый пункта 46 - с изменениями, внесенными постанов- лением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.N 397. 47. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля- ют свои сводные годовые отчеты и балансы соответственно Совету Минист- ров СССР или Советам Министров союзных республик по принадлежности, а сводные квартальные и годовые отчеты и балансы - Госплану СССР, госп- ланам союзных республик, Министерству финансов СССР, министерствам фи- нансов союзных республик, ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик, учреждениям Госбанка СССР и учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям в подрядной строительной деятельности ). Министерства и ведомства союзных республик сводные годовые и квартальные бухгалтерские отчеты и балансы представляют, кроме того, союзно-республиканским министерствам и ведомствам СССР, в систему ко- торых они входят. Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право тре- бовать в необходимых случаях от министерств и ведомств союзных респуб- лик представления копий сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, представленных ими соответствующим союзно-респуб- ликанским министерствам и ведомствам СССР. Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР представляют в Госплан СССР, Министерство финансов СССР, ЦСУ СССР, Госбанк СССР и Стройбанк СССР сводные данные из квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов в целом по системе министерства и ведомства СССР, включая данные из отчетов и балансов подведомственных им министерств и ведомств союзных республик. Порядок и сроки представления указанных данных устанавливают Министерство финансов СССР и ЦСУ СССР. Центросоюз представляет сводные квартальные и годовые бухгалтерс- кие отчеты и балансы с включением сводных отчетов и балансов союзов потребительских обществ союзных республик. 48. Объединения, предприятия и организации, которые отражают ка- питальные вложения ( независимо от их объема и способа выполнения ра- бот ) в балансе по основной деятельности, представляют финансирующим банкам выписки из балансов по статьям относящимся к капитальным вложе- ниям. 49. Предприятия и организации представляют квартальные бухгал- терские отчеты и балансы не позднее 12-ого числа следующего за отчет- ным периодом месяца, а годовые - не позднее 20 января следующего за отчетным года. (1) Производственные объединения представляют квартальные бухгалтерс- кие отчеты и балансы на позднее 15-го числа следующего за отчетным пе- риодом месца, а годовые - не позднее 25 января следующего за отчетным года. (1) Министерства и ведомства вправе продлевать до 5 дней указанные сроки для объединений, предприятий и организаций, имеющих сложную структуру, большое число производственных единиц и расположенных в разных экономических районах страны. 50. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля- ют сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы по подчиненным им объединениям, предприятиям и организациям не позднее 35 дней по ис- течении отчетного периода, а годовые - не позднее 25 марта следующего за отчетным года. Центросоюз представляет сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы не позднее 70 дней по истечении отчетного периода, а годовые - не позднее 10 апреля следующего за отчетным года. В пределах указанных сроков Министерство финансов СССР совместно с ЦСУ СССР, а министерства финансов союзных республик совместно с ЦСУ союзных республик устанавливают дифференцированные сроки представления министерствами и ведомствами СССР и союзных республик сводных квар- тальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов. Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право прод- левать в необходимых случаях для отдельных министерств и ведомств СССР, которые имеют сложную организационную структуру и в ведении ко- торых находятся объединения, предприятия и органиазации, расположенные в отдаленных районах, сроки представления сводных квартальных и годо- вых бухгалтерских отчетов и балансов до 10 дней. Министерства финансов и ЦСУ союзных республик вправе продлевать для отдельных министерств и ведомств союзных республик сроки представ- ления сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов до 5 дней. (1) Абзацы первый и второй пункта 49 и абзац первый пункта 51 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ) 51. В пределах сроков, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего По- ложения, министерства и ведомства СССР и союзных республик устанавли- вают для подчиненных им всесоюзных и республиканских ппромышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управ- ления дифференцированные сроки представления сводных квартальных и го- довых бухгалтерских отчетов и балансов. Для производственных объедине- ний, предприятий и организаций дифференцированные сроки представления отчетов и балансов устанавливают их вышестоящие органы (1). Для предприятий и организаций потребительской кооперации сроки представления бухгалтерских отчетов и балансов определяют их вышестоя- щие организации в пределах сроков, установленных Центросоюзом для составления сводных отчетов и балансов. 52. Датой представления бухгалтерских отчетов и балансов для ино- городних объединений, организаций и предприятий считается день их высылки, обозначенной в штемпеле почтового предприятия на конверте письма. 53. За нарушение сроков представления квартальных и годовых бух- галтерских отчетов и балансов руководители и главные бухгалтеры объ- единений, предприятий и организаций несут ответственность в установ- ленном порядке. 54. Бухгалтерские отчеты и балансы ( включая сводные ), представ- ляемые в вышестоящую организацию, подписываются руководителями и глав- ными бухгалтерами, а также другими должностными лицами, подписи кото- рых предусмотрены на формах отчетности. Руководители министерств и ве- домств подписывают только сводные бухгалтерские балансы и отчеты о вы- полнении важнейших показателей государственного плана экономического и социального развития. Перечень таких отчетов устанавливают Ми- нистерство финансов СССР и ЦСУ СССР. Во все остальные адреса, предусмотренные пунктами 44-48 настояще- го Положения, представляются копии бухгалтерских отчетов и балансов ( включая сводные ), заверенные главными бухгалтерами ( начальниками уп- равлений и отделов бухгалтерского учета и отчетности ). На предприятиях и в организациях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководи- телями предприятий и организаций и главными бухгалтерами централизо- ванных бухгалтерских или по их поручению руководителями учетно-конт- рольных групп. 55. Все исправления, внесенные в квартальные и годовые бухгал- терские отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящими организациями, должны быть в обязательном порядке сообщены во все ад- реса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.(1) 56. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, глав- ные управления и другие органы хозяйственного управления рассматривают и утверждают годовые бухгалтерские отчеты и балансы подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций до представле- ния сводных бухгалтерских отчетов и балансов в вышестоящие органы ( но не позднее чем в 15-дневный срок со дня их получения ) и решения по ним в те же сроки сообщают производственным объединениям, предприятиям и организациям. 57. Министерства и ведомства СССР и союзных республик рассматри- вают и утверждают сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управ- лений и других органов хозяйственного управления, находящихся в их подчинении, а также годовые бухгалтерские отчеты и балансы не- посредственно подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций не позднее сроков, установленных этим министерствам и ведомствам для преставления сводных бухгалтерских отчетов и балансов, и сообщают свои решения по ним в те же сроки представившим отчеты и балансы органам хозяйственного управления, объединениям, предприятиям и организациям и в копии Министерству финансов СССР или министерствам финансов союзных республик. (1) Пункты 53 и 55 - с изменениями, внесенными постановлением Со- вета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16,ст.76 ) 58. Сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы министерств и ведомств союзных республик рассматриваются Советами Министров союзных республик. Советы Министров союзных устанавливают : порядок и сроки представления, рассмотрения и утверждения сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предприятиям и орга- низациям местного подчинения с тем, чтобы эти отчеты и балансы представлялись вышестоящим организациям, плановым и финансовым орга- нам, органам государственной статистики, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР ; сроки представления министерствами и ведомствами союзных респуб- лик сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предпри- ятиям и организациям местного подчинения с тем, чтобы сводные квар- тальные отчеты и балансы представлялись не позднее 40 дней по истече- нии отчетного периода, а годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. 59. Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных республик, местным финансовым органам, органам государственной ста- тистики, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР представляется право участвовать в совещаниях по рассмотрению министерствами, ве- домствами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями, главными управлениями и другими органами хозяйственного управления го- довых бухгалтерских отчетов и балансов подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций. О дне рассмотрения указанных отчетов и балансов соответствующие органы должны оповещаться не позд- нее чем за три дня до рассмотрения отчетов и балансов. 60. Финансовым органам, органам государственной статистики и уч- реждениям банков предоставляется право : а) требовать от объединений, предприятий и организаций представ- ления в случае необходимости разъяснений и обоснований данных, приве- денных в формах отчетности ; б) рассматривать на месте данные учета и отчетности и их докумен- тальные обоснования, а также акты ревизий и материалы обследований объединений, предприятий и организаций. 61. Рассмотрение и утверждение годовых бухгалтерских отчетов и балансов кооперативных и общественных организаций проводятся в соот- ветствии с их уставами. 62. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных республик, местные финансовые органы, органы государственной статисти- ки и учреждения банков сообщают свои замечания по сводным бухгал- терским отчетам и балансам министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, всесоюзным и республиканским промышленным объединениям, главным управлениям и другим органам хозяйственного управления, а по бухгалтерским отчетам и балансам - производственным объединениям, предприятиям и организациям в 15-дневный срок со дня их поступления в соответствующие органы. Местные финансовые органы, органы государственной статистики и учреждения банков направляют свои замечания по бухгалтерским отчетам и балансам производственным объединениям, предприятиям и организациям, представившим отчеты и балансы, а также их вышестоящим органам. Если органы, утверждающие бухгалтерские отчеты и балансы, не сообщат соответствующим финансовым органам, органам государственной статистики и учреждениям банков в 10-дневный срок со дня получения их предложений о своем несогласии с ними, предложения считаются приняты- ми. В случае разногласий Министерство финансов СССР, министерства фи- нансов союзных республик, местные финансовые органы, органы госу- дарственной статистики и учреждения банков могут в 10-дневный срок по получении возражений представить свои разногласия на рассмотрение соответственно Совета Министров СССР, Совета Министров союзной респуб- лики, Совета Министров автономной республики или исполнительного коми- тета Совета народных депутатов. До разрешения разногласий приводятся в исполнение только решения, согласованные с Министерством финансов СССР, министерствами финансов союзных республик и их местными финансовыми органами, органами госу- дарственной статистики и учреждениями банков. 63. Исправления данных бухгалтерских отчетов и балансов, относя- щихся как к текущему, так и к прошлому году ( после утверждения годо- вых бухгалтерских отчетов и балансов ), вызывающие изменения записей в бухгалтерском учете, производятся в первом же отчете и балансе, сосав- ляемом за отчетный квартал, в котором были отражены соответствующие исправления (1). Аналогичные исправления данных годовых бухгалтерских отчетов и балансов за прошлый год до их утверждения производятся в отчете и ба- лансе за тот же год с одновременным внесением необходимых исправлений в бухгалтерский учет за декабрь прошлого года. (1) Абзац первый пункта 63 - с изменениями, внесенными постанов- лениями Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г. N 397 ( СП СССР,1985 г., N 16, ст.76 ). |