ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 29.06.79 633

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
               О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ  (1)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                           29 июня 1979 г.

                                N 633

                  ( СП СССР, 1979 г., N 19, ст.121 )

     Совет Министров СССР постановляет :
     1. Утвердить прилагаемое Положение о бухгалтерских отчетах и  ба-
лансах и ввести его в действие с 1 января 1980 г.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                  постановлением Совета Министров СССР
                                              от 29 июня 1979 г. N 633


                              ПОЛОЖЕНИЕ
                О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ (2)


                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     1. настоящее Положение устанавливает порядок составления  бухгал-
терских отчетов и балансов всеми объединениями,  предприятиями и орга-
низациями ( кроме организаций и учреждений,  состоящих на  бюджете  ),
главными управлениями и другими органами хозяйственного управления,  а
также министерствами и ведомствами.
     Особенности применения  Положения в колхозах определяются Союзным
советом колхозов по согласованию с ЦСУ СССР.
     Порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов организация-
ми и учреждениями,  состоящими на бюджете,  устанавливается Министерс-
твом финансов СССР.
     2. Производственные объединения,  а также предприятия и органиаз-
ции, действующие на основе хозяйственного расчета, состоящие на самос-
тоятельном балансе и являющиеся  юридическими  лицами,  обязаны  вести
бухгалтерский учет по двойной системе и составлять квартальные и годо-
вые бухгалтерские отчеты и балансы. (3)
     Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении произ-
водственных объединений,  распространяются на научно-производственные,
монтажно-строительные, производственно-аграрные  и другие объединения,
для которых в области бухгалтерского учета  и  отчетности  установлены
такие же права и обязанности, как и для производственных объединений.
     3. Министерства,  ведомства, а также всесоюзные и республиканские
промышленные объединения,  главные  управления и другие органы хозяйс-
твенного управления и другие органы хозяйственного управления  состав-
ляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы. (3)
     Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении всесо-
юзных и республиканских промышленных объединений,  распространяются на
аграрно-промышленные и другие объединения,  для которых в области бух-
галтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязаннос-
ти, как и для промышленных объединений.
     
     (1) Пункт 2 не приводится,  как не  содержащий  норм,  подлежащих
включению в Свод законов СССР.
     (2) Последний абзац пункта 44 и последний абзац пункта 46 призна-
ны утратившими  силу  прэостановлением совета Министров СССР от 11 мая
1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ).
     (3) Абзац  первый пункта 2 и абзац первый пункта 3 - с изменения-
ми, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1985  г.
N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 ).
     
     
     
     
     4. Общее  методологическое руководство бухгалтерским учетом и от-
четностью объединений,  предприятий и организаций ( кроме  колхозов  и
межхозяйственных предприятий и организаций в сельском хозяйстве ) осу-
ществляется Министерством финансов СССР.
     Типовые формы бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством
финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств и ведомств.
     Специализированные формы  бухгалтерской  отчетности  утверждаются
Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР  по  представлению  министерств
СССР. Инструкции  о  порядке  заполнения этих форм утверждаются минис-
терствами и ведомствами СССР.
     5. За представление заведомо неправильных отчетных данных и иска-
жение оценки статей бухгалтерских балансов руководители,  главные бух-
галтеры, начальники плановых отделов и другие должностные лица ( в со-
ответствии с подписями на формах отчетности ) производственных объеди-
нений, предприятий и организаций,  а также главных управлений и других
органов хозяйственного управления несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством.
     6. Предприятия и организации,  на которые распространяется  дейс-
твие Положения  о  социалистическом  государственном  производственном
предприятии, могут выделять на отдельный баланс  свои  производства  и
хозяйства ( подсобное сельское хозяйство,  лесозаготовки, жилищно-ком-
муналшьное хозяйство, транспортное хозяйство и другие ). Отдельный ба-
ланс могут  иметь  производственные единицы,  входящие в состав произ-
водственных объединений.
     Выделение на  отдельный баланс производств и хозяйств предприятий
и организаций, на которые не распространяется действие Положения о со-
циалистическом государственном производственном предприятии,  допуска-
ется с разрешения вышестоящих органов.
     Активы и  пассивы  балансов включаются в общий баланс по основной
деятельности соответствующих производственных объединений, предприятий
и организаций.

       II. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ
     7. При составлении бухгалтерских отчетов и балансов  должны  быть
обеспечены :
     полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных  операций
и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств ( фон-
дов ), материальных ценностей  и расчетов ;
     тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче-
там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также пока-
зателей бухгалтерских  отчетов и балансов данным синтетического и ана-
литического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат
надлежаще оформленные  оправдательные документы или приравненные к ним
технические носители информации.
     Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправиль-
ное составление бухгалтерских отчетов и балансов.

          Капитальные вложения, основные средства ( фонды )
                            и амортизация
     8. Министерствам и ведомствам разрешается устанавливать для  под-
чиненных им  производственных  объединений,  предприятий и организаций
порядок отражения капитальных вложений ( независимо  от  их  объема  и
способа выполнения работ ) в балансе по основной деятельности либо от-
дельно- в балансе по капитальным вложениям.
     9. Капитальные вложения и источники их финансирования, отражаемые
в балансе по основной деятельности,  выделяются в активе и  пассиве  в
особые разделы.
     10. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим зат-
ратам для застройщика ( заказчика ).
     11. Законченные строительством здания и сооружения, установленное
оборудование, законченные  работы по достройке и дооборудованию объек-
тов, увеличивающее их первоначальную стоимость, по утверждении в уста-
новленном порядке  актов приемки зачисляются в основные средства с со-
ответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме  всех  факти-
чески произведенных затрат,  включая затраты на доставку, монтаж и ус-
тановку оборудования.
     Оборудование, не требующее монтажа ( транспортные средства,  сво-
бодно стоящие станки, сельскохозяйственные машины и орудия, строитель-
ные механизмы и т.п.  ),  а также оборудование,  требующее монтажа, но
предназначенное для постоянного запаса,  взрослый рабочий и продуктив-
ный скот ( включая и мелкий ),  независимо от стоимости,  инструмент и
инвентарь ( кроме тех из них, которые в соответствии с настоящим Поло-
жением относятся  к  средствам  в обороте ) по получении их производс-
твенными объединениями,  предприятиями и организациями  зачисляются  в
основные средства  в сумме затрат на приобретение,  включая расходы на
доставку.
     Объекты капитального строительства, находящиеся во временной экс-
плуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в  сос-
тав основных средств.  В бухгалтерском учете и балансе затраты по этим
объектам отражаются как незавершенное капитальное строительство.
     Капитальные вложения в насаждения,  а также на коренное улучшение
земель ( мелиоративные,  осушительные, ирригационные и другие работы )
включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат,  относя-
щихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания все-
го комплекса работ.
     Земельные участки,  месторождения  ископаемых,  лесные  и  водные
угодья в балансе не отражаются.
     12. Капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, обору-
дование и  другие  объекты,  относящиеся  к основным средствам,  могут
иметь место лишь по работам, предусмотренным в договорах на их аренду.
Законченные капитальные  затраты  на  арендованные объекты зачисляются
арендатором в основные средства в сумме фактических расходов. По исте-
чении срока  аренды  эти затраты передаются арендодателю и зачисляются
им в основные средства в порядке увеличения  первоначальной  стоимости
соответствующих объектов.
     Капитальный ремонт арендованных объектов осуществляется  за  счет
средств арендодателя,  если  иное не установлено законодательством или
договором.
     13. Основные средства как действующие,  так и находящиеся на кон-
сервации или в запасе отражаются в балансе по первоначальной стоимости
их. Изменение первоначальной стоимости допускается лишь в случаях дос-
тройки и дооборудования соответствующих объектов или переоценки основ-
ных средств,  проводимой  в  соответствии с решениями Совета Министров
СССР.
     Балансовая ( первоначальная или восстановительная ) стоимость ос-
новных средств погашается путем включения  амортизационных  отчислений
по установленным нормам в издержки производства или обращения.
     14. Износ основных средств отражается в балансе по  особой статье.
     15. Не  относятся  к  основным средствам и учитываются в качестве
средств в обороте :
     а) предметы, служащие менее одного года, независимо от стоимости ;
     б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответству-
ющими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу по
цене приобретения, независимо от срока службы, за исключением сельско-
хозяйственных машин и орудий, взрослого рабочего и продуктивного скота
( включая и мелкий ),  которые относятся к основным средствам, незави-
симо от стоимости ;
     в) специальные инструменты и специальные приспособления,  незави-
симо от стоимости ;
     г) молодняк животных и животные на откорме,  птица, кролики, зве-
ри, семьи пчел, а также подопытные животные ;
     д) специальная одежда,  специальная обувь и постельные принадлеж-
ности, независимо от стоимости и срока службы, за исключением постель-
ных принадлежностей гостиниц,  которые относятся к основным средствам,
независимо от стоимости ;
     е) многолетние насаждения,  выращиваемые в питомниках в  качестве
посадочного материала ;
     ж) орудия лова ( тралы,  неводы,  сети,  снасти,  мережи и другие
орудия лова ), независимо от стоимости и срока службы ;
     з) приборы,  средства автоматизации и  лабораторное  оборудование
стоимостью до  300 рублей за единицу,  приобретенные научно-исследова-
тельскими и организациями ( включая и организации,  являющиеся  произ-
водственными и структурными единицами объединений ), а также объедине-
ниями и промышленными предприятиями для центральных заводских  лабора-
торий.
     16. Стоимость находящихся в эксплуатации предметов, предусмотрен-
ных в подпунктах "а","б" и "д" пункта 15,  погашается путем начисления
износа, исходя из сроков их службы.
     Стоимость указанных  предметов  разрешается  также погашать путем
начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их  со
складов в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов ( за вычетом
стоимости этих предметов по цене возможного использования ) при  выбы-
тии за непригодностью.
     Предметы стоимостью до двух рублей за единицу списываются в  рас-
ход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.  В целях обес-
печения сохранности переданных в эксплуатацию предметов  в  производс-
твенных объединениях, на предприятиях и в организациях должен быть ор-
ганизован надлежащий контроль за их движением.
     Стоимость специальных  инструментов  и специальных приспособлений
погашается в соответствии с установленной нормой или сметной  ставкой,
рассчитанной исходя  из сметы расходов на их изготовление ( приобрете-
ние ) и запланированного выпуска продукции сроком до двух  лет.  Стои-
мость специальных инструментов и специальных приспособлений,  предназ-
наченных для индивидуальных заказов, полностью погашается в момент пе-
редачи в производство соответствующего заказа.
     Предметы быстроизнашивающиеся ( служащие менее 1 года, независимо
от стоимости ) и малоценные ( стоимостью ниже лимита, устанавливаемого
соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за
единицу, независимо от срока службы ), а также специальные инструменты
и специальные приспособления,  специальная одежда, специальная обувь и
постельные принадлежности  учитываются  в балансе по их первоначальной
стоимости . Сумма износа этих предметов отражается в балансе по особой
статье.

            Сырье , материалы, готовая продукция и товары
     17. Сырье,  основные и вспомогательные материалы, топливо, покуп-
ные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара и дру-
гие материальные ценности отражаются в балансе по их  фактической  се-
бестоимости, включающей все расходы на приобретений,  заготовку и дос-
тавку материальных ценностей на склады.
     Сырье и материалы, переданные в переработку, отражаются в балансе
у заказчиков в составе производственных запасов также  по  фактической
себестоимости.
     Давальческое сырье отражается за балансом по ценам, предусмотрен-
ным в договоре.
     Стоимость товарно-материальных ценностей, принятых на ответствен-
ное хранение  вследствие отказа от акцепта платежных требований и дру-
гих причин, отражается за балансом в сумме предъявленных поставщиком к
оплате платежных документов.
     18. Готовая продукция отражается в балансе по фактической  произ-
водственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использова-
нием в процессе производства основных  средств,  сырья  и  материалов,
топлива, энергии, труда и другие затраты на производство продукции.
     Семена и корма собственного  производства  и  молодняк  животных,
преходящие на другой год, в совхозах и на других государственных сель-
скохозяйственных предприятиях оцениваются в порядке, установленном Со-
ветом Министров СССР.
     19. Товары на предприятиях розничной торговли отражаются в балан-
се по розничным ценам,  а на оптовых складах и базах торгующих и снаб-
женческо-сбытовых организаций - по розничным ценам или покупной  стои-
мости. Разница  между стоимостью товаров по покупным и розничным ценам
выделяется в балансе по особой статье.
     20. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отража-
ются в балансе по полной фактической себестоимости, включая расходы по
сбыту, подлежащие  возмещению покупателями сверх оптовой цены.  В слу-
чае, если эти товары,  работы и услуги до их оплаты разрешено в  уста-
новленном порядке  отражать как реализованные,  они учитываются по от-
пускной или сметной стоимости.
     21. Незавершенное  производство отражается в балансе по фактичес-
кой себестоимости.
     В отраслях  промышленности с крупносерийным и массовым характером
производства допускается оценка незавершенного производства  по  дейс-
твующей нормативной себестоимости.
     Незавершенное производство строительно-монтажных работ на  объек-
тах, по  которым  осуществляются  промежуточные расчеты за выполненные
работы, отражается в балансе по сметной стоимости за вычетом  плановых
накоплений.
     22 Незаконченные работы по капитальному ремонту отражаются в  ба-
лансе по особой статье в сумме фактических затрат.

             Расходы и доходы будущих периодов и резервы
                   предстоящих расходов и платежей
     23. Расходы,  произведенные в отчетном периоде, но подлежащие по-
гашению в следующих отчетных периодах,  отражаются в балансе по статье
" расходы  будущих  периодов ".  Эти расходы подлежат отнесению на из-
держки производства или обращения в течении срока не свыше двух лет, а
в случаях,  устанавливаемых министерствами и ведомствами по согласова-
нию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, - не свыше четырех
лет, если  решениями  Совета Министров СССР не установлен иной порядок
погашения указанных расходов.
     Затраты на  горно-подготовительные  работы  погашаются  в течении
срока использования горных выработок.
     24. Суммы  заработной  платы за время отпуска рабочим ( в проект-
но-изыскательских организациях - производственному персоналу,  в райо-
нах Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях - всем категориям
работников ) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу
лет, а также отчисления на социальное страхование с этих сумм подлежат
ежемесячному резервированию и включению в  издержки  производства  или
обращения.
     Остатки указанных сумм отражаются в балансе как резервы предстоя-
щих расходов и платежей.
     25. Затраты по произведенному за отчетный  год  текущему  ремонту
включаются в издержки производства или обращения отчетного года.
     В производственных объединениях, на предприятиях и в органиазаци-
ях,где текущий ремонт основных средств производится неравномерно,  до-
пускается включать в течение года в издержки производства или  обраще-
ния затраты на текущий ремонт в размере,  приходящемся на отчетный пе-
риод, исходя из размера ассигнований на эту  цель  по  плану.  Разница
между фактическими затратами и ассигнованиями отражается в балансе со-
ответственно как расходы будущих периодов или резерв предстоящих  рас-
ходов и платежей.
     26. На балансе могут быть оставлены суммы  для  возможных  выплат
покупателям за  продукцию,  проданную с гарантией,  в размере не свыше
расходов, предусмотренных по плану на  выполнение  гарантийных  обяза-
тельств, с учетом срока гарантии ( гарантийный резерв ). По мере исте-
чения гарантийного срока неизрасходованные суммы присоединяются к при-
были соответствующего года.
     27. Образование резервов на покрытие каких-либо других  предпола-
гаемых расходов и убытков,  кроме предусмотренных в пунктах 24,25 и 26
настоящего Положения,  допускается лишь с разрешения Министерства  фи-
нансов СССР.

                  Расчеты с дебиторами и кредиторами
                       и прочие статьи баланса
     28. Отражаемые  в балансе суммы по расчетам с учреждениями банков
и с вышестоящей организацией должны быть согласованы с ними и тождест-
венны. Оставление  на  балансе неурегулированных сумм по этим расчетам
не допускается.
     29. Расчеты  с  дебиторами  и кредиторами каждой стороной в своем
балансе в суммах,  вытекающих из бухгалтерских записей и  признаваемых
ею правильными.
     Заинтересованная сторона обязана в установленные  сроки  передать
материалы о разногласиях на разрешение соответствующих органов.
     30. Штрафы,  пени и неустойки, признанные должником, или по кото-
рым получены решения суда, арбитража либо другого надлежащего органа о
взыскании, относятся на результаты  хозяйственной  деятельности,  если
иное не установлено соответствующими решениями,  и до их получения или
уплаты отражаются в балансах получателя или плательщика по статьям де-
биторов или кредиторов.
     31. Конечный финансовый результат ( прибыль или убыток  ),  выяв-
ленный на основании бухгалтерского учета всех операций данного объеди-
нения, предприятия или организации и оценки статей баланса в соответс-
твии с настоящим Положением, показывается в балансе по особой статье.
     Убытки, выявленные в отчетном году,  но относящиеся  к  операциям
прошлых лет, включаются в результаты отчетного года.

                 III. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАТЕЙ БАЛАНСОВ

     32. Производственные объединения,  предприятия и организации обя-
заны проводить инвентаризацию :
     а) основных  средств - не менее одного раза в год перед составле-
нием годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года.
     Министерства, ведомства  и  управления  ( отделы ) исполнительных
комитетов Советов народных депутатов могут разрешать  подведомственным
им производственным  объединениям,  предприятиям и организациям прово-
дить инвентаризацию зданий,  сооружений и других неподвижных  объектов
основных средств один раз в два-три года ;
     б) капитальных вложений - не менее одного раза в год  перед  сос-
тавлением годовых отчетов и балансов,  но не ранее 1 декабря отчетного
года ;
     в) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выра-
ботки - перед составлением годовых отчетов и балансов,  но не ранее  1
октября отчетного года, и кроме того, периодически в сроки, устанавли-
ваемые соответственно министерствами, ведомствами и управлениями ( от-
делами ) исполнительных комитетов Советов народных депутатов ;
     г) незавершенного капитального ремонта и расходов будущих  перио-
дов - не менее одного раза в год ;
     д) молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зве-
рей и семей пчел, а также подопытных животных - не менее одного раза в
квартал ;
     е) готовой  продукции на складах - не менее одного раза в год пе-
ред составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября от-
четного года ;
     ж) товаров :  на складах и базах промышленных товаров -  не  реже
одного раза в год ;  на складах и базах продовольственных товаров - не
реже двух раз в год ;
     з) товаров  и тары в магазинах и на других предприятиях розничной
торговли - не реже двух раз в год ;  товаров в книжных магазинах -  не
реже одного раза в год ;
     и) малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее  одного
раза в год ;
     к) нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц ;
     л) драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год ;
     м) библиотечных фондов - в порядке, устанавливаемом министерства-
ми и ведомствами ;
     н) сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в
год перед составлением годовых отчетов и балансов, ноне ранее 1 октяб-
ря отчетного года ;
     о) денежных  средств,  денежных  документов,  ценностей и бланков
строгой отчетности - не менее одного раза в месяц ;
     п) расчетов с банками ( по расчетным и другим счетам, ссудам, по-
лученным из бюджета средствам и т.д.  ) - по  мере  получения  выписок
банков, а  по  переданным  в банк на инкассо расчетным документам - на
первое число каждого месяца ;
     р) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал
;
     с) расчетов производственных объединений, предприятий и организа-
ций с их производственными единицами,  производствами  и  хозяйствами,
выделенными на  отдельные  балансы,  и вышестоящими организациями - на
первое число каждого месяца ;
     т) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год.
     Инвентаризация ценностей обязательна в случае  смены  материально
ответственных лиц и проводится на день приемки-передачи дел.
     Руководители производственных объединений,  предприятий и органи-
заций лично  рассматривают  материалы  инвентаризации не позднее чем в
10-дневный срок после ее окончания.
     Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов ус-
танавливает Министерство финансов СССР. (1)
     33. Количество  инвентаризаций ценностей в году,  а также даты их
проведения в необходимых случаях могут быть изменены министерствами  и
ведомствами по  согласованию  соответственно  с Министерством финансов
СССР или министерствами финансов союзных республик.
     Министерства и ведомства могут разрешать подведомственным им про-
изводственным объединениям, предприятиям и организациям, расположенным
в районах  Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях и осущест-
вляющим завоз товаров,  сырья и материалов в период навигации,  прово-
дить инвентаризацию  в  период их наименьших остатков,  как правило до
начала навигации.

         IV. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ С БАЛАНСА ИМУЩЕСТВА, ПРИШЕДШЕГО
           В НЕГОДНОСТЬ, А ТАКЖЕ ДОЛГОВ, НЕДОСТАЧ И ПОТЕРЬ
               ОТ ПОРЧИ ТОВАРОВ, МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКЦИИ

     34. Производственные объединения, предприятия и организации имеют
право списывать с баланса здания,  сооружения,  машины,  оборудование,
транспортные средства  и  другое  имущество,  относящееся  к  основным
средствам, до  истечения амортизационного срока их службы в тех случа-
ях, когда они пришли в  негодность  вследствие  аварий  или  стихийных
бедствий.
     В иных случаях списание с баланса имущества,  указанного в абзаце
первом настоящего пункта,  производится с разрешения министерств ( ве-
домств ), управлений всесоюзных и республиканских объединений или дру-
гих вышестоящих органов, определяемых министерствами ( ведомствами ).
     Установленный настоящим  Положением  порядок  списания   основных
средств не применяется в случаях, когда решениями Совета Министров СССР
     предусмотрен иной порядок списания. (2)
     
     (1) Пункт 32 перед абзацем последним дополнен абзацем постановле-
нием Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г.  N 299 ( СП СССР, 1985
г., N 13, ст.54 ).
     (2) Пункт  34  - с изменениями,  внесенными постановлением Совета
Министров СССР от 11 апреля 1985 г.  N 299 ( СП СССР,  1985 г.,  N 13,
ст.54 ).
     
        
     35. Первоначальная  стоимость  ликвидированных основных средств и
расходы, связанные с их ликвидацией ( сносом и разборкой зданий и соо-
ружений, демонтажом оборудования и т.п. ), относятся на уменьшение ус-
тавного фонда, а сумма начисленного износа на полное восстановление за
все время  их службы и стоимость поступивших в связи с ликвидацией ма-
териальных ценностей в оценке возможного использования или  реализации
- на увеличение уставного фонда.
     36. Убытки от ликвидации не полностью  амортизированных  основных
средств относятся  на результаты хозяйственной деятельности производс-
твенных объединений,  предприятий и организаций, за исключением случа-
ев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.
     Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и
других основных средств, по которым амортизация на полное восстановле-
ние не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со
строительством новых,  расширением, реконструкцией и техническим пере-
вооружением действующих предприятий и организаций не относятся.  По не
полностью амортизированным  основным  средствам,  выбывшим  вследствие
стихийных бедствий,  а также реализованным в установленном порядке как
излишние и  неиспользуемые,  убытки не определяются.  Остаточная стои-
мость таких основных средств списывается с балансов на уменьшение  ус-
тавного фонда.
     37. Выявленные при инвентаризации и других проверках  расхождения
фактического наличия  ценностей против данных бухгалтерского учета ре-
гулируется  в следующем порядке :
     а) убыль  ценностей  в пределах установленных форм списывается по
распоряжениям руководителей производственных объединений,  предприятий
и организаций на издержки производства или обращения.
     Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления  фактичес-
ких недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до
установления факта недостачи запрещается.
     При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недос-
тача сверх норм ;
     б) недостача ценностей сверх норм убыли,  а также потери от порчи
ценностей относятся на виновных лиц.
     При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупот-
реблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после  установле-
ния недостач  и  потерь подлежат передаче в следственные органы,  а на
сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск ;
     в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценнос-
тей в случаях,  когда конкретные виновники недостачи и порчи не  уста-
новлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприя-
тиями и организациями на издержки производства или обращения в  преде-
лах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи, с со-
общением об этом вышестоящим органам.
     Аналогичные недостачи и потери,  превышающие по каждому отдельном
у случаю случаю 100 рублей,  списываются на издержки производства  или
обращения :
     государственными производственными объединениями, предприятиями и
организациями союзного и республиканского ( союзных республик ) подчи-
нения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских
промышленных объединений,  главных управлений и других органов хозяйс-
твенного управления,  непосредственно подчиненных министерствам и  ве-
домствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ве-
домcтв ;
     государственными производственными объединениями, предприятиями и
организациями республиканского ( АССР ) и местного подчинения на сумму
до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик
и управлений ( отделов ) исполнительных комитетов краевых,  областных,
окружных, городских и районных Советов народных депутатов,  а на сумму
свыше 500 рублей - с разрешения Советов Министров автономных республик
или исполнительных комитетов краевых,  областных, городских и районных
Советов народных депутатов ;
     предприятиями и организациями потребительской кооперации в поряд-
ке, устанавливаемом Центросоюзом ;
     общественными организациями  и  их  предприятиями на сумму до 500
рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 руб-
лей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов.
     В документах,  представляемых для  оформления  списания  недостач
ценностей сверх  норм  убыли и потерь от порчи ценностей,  должны быть
указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.
     38. Долги по недостачам ценностей,  во взыскании которых отказано
судом вследствие необоснованности иска,  списываются с баланса по рас-
поряжению руководителей  производственных  объединений,  предприятий и
организаций на издержки производства или обращения в каждом  отдельном
случае в пределах 100 рублей,  с сообщением вышестоящим органам.
     Долги по недостачам ценностей,  во взыскании которых отказано су-
дом вследствие  необоснованности  иска в суммах,  превышающих в каждом
отдельном случае 100 рублей,  списываются в  порядке,  предусмотренном
подпунктом "в" пункта 37 настоящего Положения.
     Присужденные долги, по которым возвращены исполнительные докумен-
ты с  утвержденным актом суда о несостоятельности должника и невозмож-
ности обращения взыскания на его имущество, и прочие долги, признанные
объединениями, предприятиями и организациями безнадежными к получению,
могут быть списаны с баланса в убыток по распоряжению  их  руководите-
лей, с сообщением об этом вышестоящим органам.
     Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности  должника
не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна от-
ражаться за балансом в течении пяти лет с момента списания для  наблю-
дения за  возможностью  ее взыскания в случае изменения имущественного
положения должника.
     дебиторская задолженность,  по  которой срок исковой давности ис-
тек, списывается с балансов в убыток  по  распоряжениям  руководителей
производственных объединений,  предприятий и организаций, с сообщением
об этом вышестоящим органам.
     39. Суммы  кредиторской  задолженности  (  кроме  предусмотренной
пунктом 40 настоящего Положения ) и депонентской задолженности, по ко-
торым срок  давности  истек,  подлежат взносу в доход соответствующего
бюджета в зависимости от подчиненности объединений,  предприятий и ор-
ганизаций не позднее 10-го числа месяца,  следующего за тем, в котором
истек срок давности.  За просрочку взноса взыскивается пеня в  размере
0,05 процента за каждый просроченный день (1).
     
     (1) Пункт  39  - с изменениями,  внесенными постановлением Совета
Министров СССР от 29 июля 1986 г.  N 889 ( СП СССР,  1986  г.,  N  28^
ст.153 )
     
     
     
     40. суммы кредиторской задолженности по расчетам  между  коопера-
тивными и общественными предприятиями и организациями,  по которым ис-
текли сроки давности,  подлежат зачислению в прибыль  кооперативных  и
общественных предприятий  и организаций не позднее месяца по истечении
указанных сроков.
     41. Списание с баланса производственных объединений,  предприятий
и организаций союзного подчинения затрат по прекращенному строительст-
ву и  затрат  на  проектно-изыскательские  работы по неосуществленному
строительству в размере до 100 тыс.рублей по каждой стройке,  а  также
расходов на   геологоразведочные,   научно-исследовательские  и  опыт-
но-конструкторские работы производится с разрешения министерств и  ве-
домств СССР.  Списание  затрат по прекращенному строительству и затрат
на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в
размере свыше 100 тыс.рублей по каждой стройке производится с разреше-
ния Совета Министров СССР.
     Списание указанных  затрат  и  расходов  с  баланса  объединений,
предприятий и организаций республиканского и местного подчинения  про-
изводится с  разрешения Совета Министров союзных республик ил в поряд-
ке, ими устанавливаемом.
     Управления всесоюзных  и республиканских промышленных объединений
могут разрешать входящим в их  состав  производственным  объединениям,
предприятиям и  организациям списывать с баланса затраты по прекращен-
ному строительству,  затраты на проектно-изыскательские работы по нео-
существленному строительству  и  расходы на геологоразведочные,  науч-
но-исследовательские и опытно-конструкторские работы в  размерах,  ус-
танавливаемых вышестоящим органом в пределах его компетенции.
     Предприятия и организации потребительской кооперации  списание  с
баланса указанных затрат и расходов производят в порядке,  установлен-
ном Центросоюзом.
     42. Потери по хозяйственным операциям и потери от стихийных бедс-
твий, за исключением убытков по основным средствам, списываются в убы-
ток отчетного года.
     Списание потерь от стихийных бедствий производится  с  разрешения
вышестоящих органов.
     43. Списание с баланса  объединений,  предприятий  и  организаций
долгов, недостач и потерь может производиться лишь после тщательной, с
участием общественных организаций,  проверки причин убытков и  потерь,
выявления виновных  в этом лиц и принятия необходимых мер к возмещению
причиненного ущерба.

         V. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ
                          ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ

     44. Производственные   объединения,   предприятия  и  организации
представляют квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1)
     органам, в ведении которых они состоят ;
     местным финансовым органам в порядке,  устанавливаемом Министерс-
твом финансов СССР ;
     органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ
СССР ;
     учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР,  в  которых  имеются
расчетные и текущие счета производственных объединений,  предприятий и
организаций.
     
     (1) Абзац первый пункта 44 и абзац первый пункта 45 - с изменени-
ями, внесенными  постановлением  Совета  Министров СССР от 11 мая 1985
г.N 397 .
     
     
     
     45. Производственные объединения, которым подчинены самостоятель-
ные предприятия и организации,  представляют сводные квартальные и го-
довые бухгалтерские отчеты и балансы :(1)
     органам в ведении которых они состоят ;
     местным финансовым органам в порядке,  устанавливаемом Министерс-
твом финансов СССР ;
     органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ
СССР ;
     учреждениям Госбанка СССР ;
     учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и  подряд-
ной строительной деятельности ).
     46. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения,  глав-
ные управления  и другие органы хозяйственно подчиненные министерствам
и ведомствам СССР и союзных республик,  представляют сводные кварталь-
ные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы : (1)
     министерствам и ведомствам, которым они подчинены ;
     Министерству финансов  СССР  или  министерствам  финансов союзных
республик ;
     ЦСУ СССР или другим органам государственной статистики в порядке,
устанавливаемом ЦСУ СССР ;
     учреждениям Госбанка СССР ;
     учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям и  подряд-
ной строительной деятельности ).
     
     (1) Абзац первый пункта 46 - с изменениями,  внесенными постанов-
лением Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.N 397.
     
                                                      
     
     47. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля-
ют свои сводные годовые отчеты и балансы соответственно Совету Минист-
ров СССР или Советам Министров союзных республик по принадлежности,  а
сводные квартальные и годовые отчеты и балансы - Госплану СССР,  госп-
ланам союзных республик, Министерству финансов СССР, министерствам фи-
нансов союзных республик, ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик, учреждениям
Госбанка СССР и учреждениям Стройбанка СССР ( по капитальным вложениям
в подрядной строительной деятельности ).
     Министерства и ведомства  союзных  республик  сводные  годовые  и
квартальные бухгалтерские  отчеты и балансы представляют,  кроме того,
союзно-республиканским министерствам и ведомствам СССР,  в систему ко-
торых они входят.
     Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право  тре-
бовать в необходимых случаях от министерств и ведомств союзных респуб-
лик представления копий сводных квартальных  и  годовых  бухгалтерских
отчетов и балансов,  представленных ими соответствующим союзно-респуб-
ликанским министерствам и ведомствам СССР.
     Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР представляют
в Госплан СССР,  Министерство финансов СССР,  ЦСУ СССР, Госбанк СССР и
Стройбанк СССР  сводные  данные из квартальных и годовых бухгалтерских
отчетов и балансов в целом по системе министерства и  ведомства  СССР,
включая данные из отчетов и балансов подведомственных им министерств и
ведомств союзных республик.  Порядок и сроки  представления  указанных
данных устанавливают Министерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
     Центросоюз представляет сводные квартальные и годовые бухгалтерс-
кие отчеты  и  балансы  с включением сводных отчетов и балансов союзов
потребительских обществ союзных республик.
     48. Объединения,  предприятия и организации, которые отражают ка-
питальные вложения ( независимо от их объема и способа выполнения  ра-
бот )  в балансе по основной деятельности,  представляют финансирующим
банкам выписки из балансов по статьям относящимся к капитальным вложе-
ниям.
     49. Предприятия и организации  представляют  квартальные  бухгал-
терские отчеты  и балансы не позднее 12-ого числа следующего за отчет-
ным периодом месяца,  а годовые - не позднее 20 января  следующего  за
отчетным года. (1)
     Производственные объединения представляют квартальные бухгалтерс-
кие отчеты и балансы на позднее 15-го числа следующего за отчетным пе-
риодом месца,  а годовые - не позднее 25 января следующего за отчетным
года. (1)
     Министерства и ведомства вправе продлевать до  5  дней  указанные
сроки для  объединений,  предприятий  и  организаций,  имеющих сложную
структуру, большое число производственных  единиц  и  расположенных  в
разных экономических районах страны.
     50. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представля-
ют сводные  квартальные  бухгалтерские отчеты и балансы по подчиненным
им объединениям, предприятиям и организациям не позднее 35 дней по ис-
течении отчетного периода,  а годовые - не позднее 25 марта следующего
за отчетным года.
     Центросоюз представляет  сводные квартальные бухгалтерские отчеты
и балансы не позднее 70 дней по истечении отчетного периода, а годовые
- не позднее 10 апреля следующего за отчетным года.
     В пределах указанных сроков Министерство финансов СССР  совместно
с ЦСУ СССР,  а министерства финансов союзных республик совместно с ЦСУ
союзных республик устанавливают дифференцированные сроки представления
министерствами и  ведомствами  СССР  и союзных республик сводных квар-
тальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов.
     Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право прод-
левать в необходимых случаях  для  отдельных  министерств  и  ведомств
СССР, которые  имеют сложную организационную структуру и в ведении ко-
торых находятся объединения, предприятия и органиазации, расположенные
в отдаленных районах,  сроки представления сводных квартальных и годо-
вых бухгалтерских отчетов и балансов до 10 дней.
     Министерства финансов  и  ЦСУ союзных республик вправе продлевать
для отдельных министерств и ведомств союзных республик сроки представ-
ления сводных  квартальных  и годовых бухгалтерских отчетов и балансов
до 5 дней.
     
     (1) Абзацы первый и второй пункта 49 и абзац первый пункта 51 - с
изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая
1985 г. N 397 ( СП СССР, 1985 г., N 16, ст.76 )
                 
     
     
     51. В пределах сроков, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего По-
ложения,  министерства и ведомства СССР и союзных республик устанавли-
вают для подчиненных им  всесоюзных  и  республиканских  ппромышленных
объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управ-
ления дифференцированные сроки представления сводных квартальных и го-
довых бухгалтерских отчетов и балансов. Для производственных объедине-
ний,  предприятий и организаций дифференцированные сроки представления
отчетов и балансов устанавливают их вышестоящие органы (1).
     Для предприятий и организаций  потребительской  кооперации  сроки
представления бухгалтерских отчетов и балансов определяют их вышестоя-
щие организации в  пределах  сроков,  установленных  Центросоюзом  для
составления сводных отчетов и балансов.
     52. Датой представления бухгалтерских отчетов и балансов для ино-
городних  объединений,  организаций  и  предприятий  считается день их
высылки,  обозначенной в штемпеле почтового  предприятия  на  конверте
письма.
     53. За нарушение сроков представления квартальных и годовых  бух-
галтерских  отчетов  и балансов руководители и главные бухгалтеры объ-
единений,  предприятий и организаций несут ответственность в  установ-
ленном порядке.
     54. Бухгалтерские отчеты и балансы ( включая сводные ), представ-
ляемые в вышестоящую организацию, подписываются руководителями и глав-
ными бухгалтерами,  а также другими должностными лицами, подписи кото-
рых предусмотрены на формах отчетности. Руководители министерств и ве-
домств подписывают только сводные бухгалтерские балансы и отчеты о вы-
полнении важнейших показателей государственного плана экономического и
социального  развития.  Перечень  таких  отчетов   устанавливают   Ми-
нистерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
     Во все остальные адреса, предусмотренные пунктами 44-48 настояще-
го Положения,  представляются копии бухгалтерских отчетов и балансов (
включая сводные ), заверенные главными бухгалтерами ( начальниками уп-
равлений и отделов бухгалтерского учета и отчетности ).
     На предприятиях и в организациях, обслуживаемых централизованными
бухгалтериями,  бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководи-
телями предприятий и организаций и главными  бухгалтерами  централизо-
ванных  бухгалтерских  или по их поручению руководителями учетно-конт-
рольных групп.
     55. Все  исправления,  внесенные  в квартальные и годовые бухгал-
терские отчеты и балансы при их проверке  и  утверждении  вышестоящими
организациями,  должны быть в обязательном порядке сообщены во все ад-
реса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.(1)
     56. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения,  глав-
ные управления и другие органы хозяйственного управления рассматривают
и  утверждают  годовые  бухгалтерские  отчеты и балансы подчиненных им
производственных объединений, предприятий и организаций до представле-
ния сводных бухгалтерских отчетов и балансов в вышестоящие органы ( но
не позднее чем в 15-дневный срок со дня их получения )  и  решения  по
ним в те же сроки сообщают производственным объединениям, предприятиям
и организациям.
     57. Министерства  и ведомства СССР и союзных республик рассматри-
вают и утверждают  сводные  годовые  бухгалтерские  отчеты  и  балансы
всесоюзных и республиканских промышленных объединений,  главных управ-
лений и других органов хозяйственного  управления,  находящихся  в  их
подчинении,  а  также  годовые  бухгалтерские  отчеты  и  балансы  не-
посредственно подчиненных им производственных объединений, предприятий
и  организаций  не позднее сроков,  установленных этим министерствам и
ведомствам для преставления сводных бухгалтерских отчетов и  балансов,
и  сообщают  свои  решения по ним в те же сроки представившим отчеты и
балансы органам хозяйственного управления,  объединениям, предприятиям
и  организациям и в копии Министерству финансов СССР или министерствам
финансов союзных республик.
     
     
     (1) Пункты 53 и 55 - с изменениями, внесенными постановлением Со-
вета Министров СССР от 11 мая 1985 г.  N 397 ( СП  СССР,  1985  г.,  N
16,ст.76 )
     
     
     58. Сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы министерств  и
ведомств  союзных республик рассматриваются Советами Министров союзных
республик.
     Советы Министров союзных устанавливают :
     порядок и сроки представления, рассмотрения и утверждения сводных
бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предприятиям и орга-
низациям местного  подчинения  с  тем,  чтобы  эти  отчеты  и  балансы
представлялись  вышестоящим организациям,  плановым и финансовым орга-
нам,  органам государственной статистики,  учреждениям Госбанка СССР и
Стройбанка СССР ;
     сроки представления министерствами и ведомствами союзных  респуб-
лик сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предпри-
ятиям и организациям местного подчинения с тем,  чтобы  сводные  квар-
тальные  отчеты и балансы представлялись не позднее 40 дней по истече-
нии отчетного периода,  а годовые - не позднее 1 апреля следующего  за
отчетным года.
     59. Министерству финансов СССР,  министерствам  финансов  союзных
республик,  местным  финансовым органам,  органам государственной ста-
тистики,  учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка  СССР  представляется
право  участвовать  в  совещаниях по рассмотрению министерствами,  ве-
домствами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями,
главными управлениями и другими органами хозяйственного управления го-
довых бухгалтерских отчетов и балансов подчиненных им производственных
объединений,  предприятий и организаций.  О дне рассмотрения указанных
отчетов и балансов соответствующие органы должны оповещаться не  позд-
нее чем за три дня до рассмотрения отчетов и балансов.
     60. Финансовым органам,  органам государственной статистики и уч-
реждениям банков предоставляется право :
     а) требовать от объединений,  предприятий и организаций представ-
ления в случае необходимости разъяснений и обоснований данных,  приве-
денных в формах отчетности ;
     б) рассматривать на месте данные учета и отчетности и их докумен-
тальные обоснования,  а также акты ревизий  и  материалы  обследований
объединений, предприятий и организаций.
     61. Рассмотрение и утверждение годовых  бухгалтерских  отчетов  и
балансов  кооперативных  и общественных организаций проводятся в соот-
ветствии с их уставами.
     62. Министерство  финансов  СССР,  министерства  финансов союзных
республик, местные финансовые органы, органы государственной статисти-
ки  и  учреждения  банков  сообщают  свои замечания по сводным бухгал-
терским отчетам и балансам министерствам и ведомствам СССР  и  союзных
республик,  всесоюзным  и  республиканским  промышленным объединениям,
главным управлениям и другим органам хозяйственного управления,  а  по
бухгалтерским  отчетам  и  балансам  -  производственным объединениям,
предприятиям и организациям в 15-дневный срок со дня их поступления  в
соответствующие органы.
     Местные финансовые органы,  органы государственной  статистики  и
учреждения банков направляют свои замечания по бухгалтерским отчетам и
балансам производственным объединениям,  предприятиям и  организациям,
представившим отчеты и балансы, а также их вышестоящим органам.
     Если органы,  утверждающие бухгалтерские  отчеты  и  балансы,  не
сообщат  соответствующим  финансовым органам,  органам государственной
статистики и учреждениям банков в 10-дневный срок со дня получения  их
предложений о своем несогласии с ними,  предложения считаются приняты-
ми.
     В случае разногласий Министерство финансов СССР, министерства фи-
нансов союзных республик,  местные  финансовые  органы,  органы  госу-
дарственной  статистики и учреждения банков могут в 10-дневный срок по
получении возражений  представить  свои  разногласия  на  рассмотрение
соответственно Совета Министров СССР, Совета Министров союзной респуб-
лики, Совета Министров автономной республики или исполнительного коми-
тета Совета народных депутатов.
     До разрешения разногласий приводятся в исполнение только решения,
согласованные  с Министерством финансов СССР,  министерствами финансов
союзных республик и их местными финансовыми органами,  органами  госу-
дарственной статистики и учреждениями банков.
     63. Исправления данных бухгалтерских отчетов и балансов,  относя-
щихся как к текущему,  так и к прошлому году ( после утверждения годо-
вых бухгалтерских отчетов и балансов ), вызывающие изменения записей в
бухгалтерском учете, производятся в первом же отчете и балансе, сосав-
ляемом за отчетный квартал,  в котором были  отражены  соответствующие
исправления (1).
     Аналогичные исправления данных годовых  бухгалтерских  отчетов  и
балансов  за прошлый год до их утверждения производятся в отчете и ба-
лансе за тот же год с одновременным внесением необходимых  исправлений
в бухгалтерский учет за декабрь прошлого года.
     
     (1) Абзац первый пункта 63 - с изменениями,  внесенными постанов-
лениями Совета Министров СССР от 11 мая 1985 г.  N 397 ( СП  СССР,1985
г., N 16, ст.76 ).