МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА. Декларация. Организация Объединенных Наций (ООН). 21.11.78

             МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
                          21 ноября 1978 г.


                                 (Д)


                              ПРЕАМБУЛА

     Генеральная конференция   Организации   Объединенных   Наций   по
вопросам образования,  науки и культуры,  собравшаяся в Париже на свою
двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,
     напоминая, что   в   Уставе   Организации   Объединенных    Наций
провозглашается вера народов в основные права человека,  в достоинство
и  ценность  человеческой  личности  и   утверждается   их   решимость
содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни,
     напоминая, что в соответствии с положениями  Всеобщей  декларации
прав  человека  каждый человек может обладать всеми провозглашенными в
ней правами и всеми свободами,  без какого бы  то  ни  было  различия,
как-то   в   отношении   расы,   цвета  кожи,  пола,  языка,  религии,
политических  или  иных   убеждений,   национального   и   социального
происхождения, имущественного, сословного или иного положения,
     убежденная в том,  что эффективное  осуществление  прав  человека
зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой
женщины   свободно   развивать   и    сохранять    свои    физические,
интеллектуальные  и  нравственные  способности  и что в соответствии с
этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту  должен  быть
обеспечен и гарантирован,
     убежденная в  том,  что   сохранение   и   развитие   физических,
интеллектуальных   и   нравственных   способностей  человека  улучшают
качество жизни в национальном и международном плане,
     считая, что  физическое  воспитание  и  спорт должны усилить свое
воспитательное воздействие во имя  утверждения  основных  человеческих
ценностей, которые служат основой для полного развития народов,
     подчеркивая в связи с этим,  что физическое  воспитание  и  спорт
должны  стремиться  содействовать сближению как между народами,  так и
между   отдельными   людьми,   а   также   бескорыстному   состязанию,
солидарности  и  братству,  уважению и взаимному пониманию,  признанию
целостности и достоинства людей,
     считая, что  промышленные  страны  и  развивающиеся  страны несут
общую  ответственность  и   обязательства   по   сокращению   разрыва,
существующего  между  теми и другими,  в том,  что касается свободного
доступа всех к физическому воспитанию и спорту,
     считая, что   включение   физического   воспитания   и  спорта  в
естественную среду их обогащает и внушает уважение к ресурсам  планеты
и  пробуждает  ответственность  за  их  сохранение  и  использование с
наибольшей выгодой для всего человечества,
     учитывая разнообразие  существующих  в  мире  форм  подготовки  и
образования,  но  отмечая,  что,  несмотря  на  различие  национальных
спортивных   структур,   представляется   очевидным,   что  физическое
воспитание и спорт не ограничиваются только физическим  воспитанием  и
укреплением  здоровья,  а  способствуют  также  полному и гармоничному
развитию человека,
     учитывая также  размах  усилий,  которые  необходимо предпринять,
прежде чем право на физическое воспитание и спорт  станет  реальностью
для каждого человека,
     подчеркивая значение    сотрудничества    между    международными
правительственными      и      неправительственными     организациями,
ответственными за физическое воспитание и спорт,  для  мира  и  дружбы
между народами,
     провозглашает настоящую международную Хартию  с  целью  поставить
развитие   физического   воспитания   и  спорта  на  службу  прогрессу
человечества,  содействовать их развитию  и  побуждать  правительства,
компетентные неправительственные организации,  работников просвещения,
семьи и отдельных лиц  руководствоваться  ею  и  распространять  ее  и
применять.

                               Статья 1
                    Занятие физическим воспитанием
             и спортом - основное право каждого человека

     1.1. Каждый   человек   обладает  основным  правом  на  доступ  к
физическому  воспитанию  и  спорту,  необходимым  для   развития   его
личности.  Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные
способности посредством физического воспитания и  спорта  должно  быть
гарантировано  как  в  рамках  системы  образования,  так  и  в других
аспектах общественной жизни.
     1.2. Каждый  человек,  в  соответствии  со спортивными традициями
своей страны,  должен иметь все возможности для участия  в  физическом
воспитании  и  спорте  для  улучшения  своего  физического состояния и
достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.
     1.3. Особые  условия  необходимо предоставлять молодежи,  включая
детей дошкольного возраста,  пожилым людям и лицам с  физическими  или
умственными  недостатками в целях всестороннего развития их личности с
помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их
нуждам.

                               Статья 2
       Физическое воспитание и спорт являются важным элементом
         непрерывного образования в общей системе образования

     2.1. Физическое  воспитание  и  спорт,  будучи  важными аспектами
образования  и  культуры,  должны   развивать   у   каждого   человека
склонности,  волю  и  выдержку и содействовать его полному включению в
общество.  Непрерывность занятий физической культурой и спортом должна
обеспечиваться в течение всей жизни в рамках всеобщего, непрерывного и
демократизированного образования.
     2.2. На  уровне  отдельных  лиц  физическое  воспитание  и  спорт
содействуют сохранению  и  улучшению  здоровья,  разумному  проведению
досуга   и  дают  человеку  возможность  лучше  переносить  неудобства
современной жизни.  На  уровне  общества  они  обогащают  общественные
отношения  и  развивают  спортивный  дух  (честная  игра),  который за
пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.
     2.3. Каждая  общая  система  образования  должна  отводить важное
место и придавать большое значение физическому  воспитанию  и  спорту,
что  необходимо  для установления равновесия и укрепления связей между
физической культурой и другими элементами образования.

                               Статья 3
      Программы физического воспитания и спорта должны отвечать
                потребностям отдельных лиц и общества

     3.1. Программы   физического   воспитания   и    спорта    должны
разрабатываться  в  соответствии  с  потребностями  и  индивидуальными
особенностями  участников,  а  также  организационными,   культурными,
социально-экономическими  и  климатическими  условиями  каждой страны.
Приоритет  должен  предоставляться  тем  группам   общества,   которые
находятся в неблагоприятном положении.
     3.2. В  процессе   общего   образования   программы   физического
воспитания  и  спорта  должны  как  по  своему  содержанию,  так  и по
расписанию,   способствовать   созданию    привычек    и    поведения,
благоприятствующих полному расцвету человеческой личности.
     3.3. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны
оставаться,   в   соответствии   с   олимпийским  идеалом,  на  службе
воспитательного спорта,  высшим проявлением и  примером  которого  они
являются.   Он   должен   быть   свободен  от  коммерческого  влияния,
основанного на стремлении к наживе.

                               Статья 4
         Обучение, обеспечение кадрами и управление в области
          физического воспитания и спорта должны поручаться
                     квалифицированному персоналу

     4.1. Весь  персонал,  несущий профессиональную ответственность за
физическое  воспитание   и   спорт,   должен   иметь   соответствующую
квалификацию  и  подготовку.  Он  должен  быть  подобран тщательно,  в
достаточном количестве,  получать предварительную подготовку,  а также
повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней
специализации.
     4.2. "Добровольный  персонал",  надлежащим  образом  обученный  и
подобранный,  может вносить неоценимый вклад в общее развитие спорта и
содействовать  участию населения в занятиях физкультурой и спортом и в
организации физкультурных и спортивных мероприятий.
     4.3. Соответствующие структуры должны быть созданы для подготовки
персонала по физическому воспитанию  и  спорту.  Подготовленный  таким
образом  персонал должен иметь статус в соответствии с осуществляемыми
им функциями.

                               Статья 5
            Для физического воспитания и спорта необходимы
               соответствующие оборудование и инвентарь

     5.1. Достаточное  количество  оборудования   и   соответствующего
инвентаря  должно  быть  предусмотрено  и  установлено с тем,  чтобы в
условиях полной безопасности обеспечить интенсивное участие в школьных
и внешкольных программах по физическому воспитанию и спорту.
     5.2. Правительствам,   государственным    органам,    школам    и
компетентным  негосударственным  организациям  на всех уровнях следует
объединить свои усилия и скоординировать свою работу  по  планированию
создания   и   оптимального   использования   спортивных   сооружений,
оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта.
     5.3. В планы городского строительства и сельского благоустройства
должны  быть  включены   долгосрочные   потребности   в   сооружениях,
оборудовании  и инвентаре для физического воспитания и спорта с учетом
возможностей, предоставляемых естественной окружающей средой.

                               Статья 6
        Исследования и оценка являются необходимыми элементами
               развития физического воспитания и спорта

     6.1. Исследования и оценка в  области  физического  воспитания  и
спорта должны благоприятствовать прогрессу в спорте во всех его видах,
способствовать улучшению здоровья и безопасности участников,  а  также
совершенствованию методов тренировки и средств организации управления.
В  систему  образования  будут  введены,  таким  образом,   новшества,
способствующие  совершенствованию  педагогических  методов и повышению
уровня спортивных достижений.
     6.2. Научные исследования,  социальные последствия которых в этой
области не должны  игнорироваться,  должны  быть  ориентированы  таким
образом,  чтобы  не  допустить  злоупотребления  ими  при применении к
физическому воспитанию и спорту.

                               Статья 7
            Информация и документация содействуют развитию
      физического воспитания и спорта (см. новый текст, с. 639)

     7.1. Сбор,  предоставление   и   распространение   информации   и
документации   о   физическом   воспитании  и  спорте  являются  делом
первостепенной  важности,  как,   в   частности,   и   распространение
информации о результатах исследований и оценок программ, экспериментов
и мероприятий.

                               Статья 8
            Средства массовой информации должны оказывать
        положительное влияние на физическое воспитание и спорт

     8.1. Независимо от права на свободу информации,  каждый  работник
средств   массовой   информации   должен   полностью   сознавать  свою
ответственность в плане социального значения,  гуманистической цели  и
моральных ценностей, носителями которых являются физическое воспитание
и спорт.
     8.2. Отношения    между    работниками   средств   информации   и
специалистами по физическому воспитанию и спорту должны быть тесными и
основанными  на  доверии  в  целях  оказания  позитивного  влияния  на
физическое воспитание и спорт и  обеспечения  со  всей  объективностью
обоснованной   информации.   Подготовка  работников  средств  массовой
информации может  включать  в  себя  аспекты,  касающиеся  физического
воспитания и спорта.

                               Статья 9
        Национальные организации играют первостепенную роль в
                    физическом воспитании и спорте

     9.1. Государственные  органы на всех уровнях и специализированные
неправительственные  организации  должны  содействовать  осуществлению
мероприятий  по физической культуре и спорту,  воспитательное значение
которых является вполне очевидным.  Их участие  должно  заключаться  в
проведении  в жизнь законов и постановлений,  обеспечении материальной
поддержки и принятии  всех  других  мер  поощрения,  стимулирования  и
контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые
положения в целях поощрения этой деятельности.
     9.2. Все   учреждения,   несущие  ответственность  за  физическое
воспитание    и    спорт,    должны    содействовать     осуществлению
взаимосвязанной,  общей  и  децентрализованной  деятельности  в рамках
непрерывного  образования  с  целью  обеспечения   преемственности   и
координации  между  обязательными  мероприятиями  в области физической
культуры  и  мероприятиями,  осуществляемыми   спонтанно   на   основе
свободного выбора.

                              Статья 10
        Международное сотрудничество является одним из условий
          всеобщего и сбалансированного развития физического
                         воспитания и спорта

     10.1. Государства,   а   также   международные   и   региональные
правительственные   и   неправительственные   организации,  в  которых
представлены заинтересованные страны и которые  несут  ответственность
за  физическое  воспитание и спорт,  должны придавать большое значение
этой  деятельности   в   рамках   международного   сотрудничества   на
многосторонней и двусторонней основе.
     10.2. Международное    сотрудничество    должно     вдохновляться
совершенно   бескорыстными   побуждениями   в   целях   содействия   и
стимулирования эндогенного развития в этой области.
     10.3. Сотрудничая  друг  с  другом  и  защищая  общие  интересы в
области физического воспитания и спорта,  являющихся  по  преимуществу
всеобщим  средством  общения,  народы будут содействовать сохранению и
поддержанию прочного мира,  укреплению взаимного уважения и  дружбы  и
создадут также благоприятный климат для решения международных проблем.
Тесное  сотрудничество  с  учетом   специфической   компетенции   всех
заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных
и международных организаций должно содействовать развитию  физического
воспитания и спорта во всем мире.