МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР 26 июня 1972 г. (Д) I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция устанавливает в соответствии с Условиями выполнения всесоюзными внешнеторговыми объединениями заказов советских организаций на импорт товаров, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 8 июля 1969 г. N 530 (именуемыми в дальнейшем Условиями), сроки и порядок составления рекламационных актов на импортные товары (включая кинофильмы, фильмокопии, произведения печати и искусства, лицензии и техническую документацию) и при получении из-за границы услуг производственного характера (ремонт судов, шефмонтаж оборудования и др.), а также сроки и порядок направления этих актов внешнеторговым объединениям. 2. Настоящая Инструкция является обязательной для всех заказчиков и грузополучателей импортных товаров, а также внешнеторговых объединений. Если заказчик является одновременно грузополучателем, то он непосредственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции обязанности грузополучателя. 3. В случае, когда в контрактах, заключенных внешнеторговыми объединениями и иностранными поставщиками, предусмотрены иные сроки и порядок составления рекламационных актов чем те, которые установлены в настоящей Инструкции, такие акты составляются в соответствии с условиями контрактов. II. Сроки и порядок составления рекламационных актов 4. Рекламационные акты, а также при необходимости другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, составляются первым грузополучателем, а в случае, когда недостача, несоответствие ассортимента, некомплектность или недоброкачественность, повреждение или порча товара могут быть обнаружены только после вскрытия тары, - грузополучателем, вскрывающим тару. 5. Грузополучатель обязан произвести надлежащий осмотр полученного товара, проверку количества, качества, ассортимента и комплектности. При обнаружении недостачи, несоответствия ассортимента, некомплектности, недоброкачественности, повреждения или порчи товара грузополучатель обязан надлежаще оформить рекламационный акт и все необходимые для заявления претензии иностранному поставщику, иностранному судовладельцу, а также страховой организации документы, включая расчеты убытков. 6. Рекламационный акт составлен в форме: акта государственной экспертизы, или акта Управления товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты СССР, или аварийного сертификата Госстраха СССР либо Ингосстраха. При невозможности составления акта или сертификата экспертизой, Управлением товарных экспертиз или аварийным комиссаром рекламационный акт составляется грузополучателем с привлечением компетентных представителей незаинтересованной организации (торгового отдела исполкома местного Совета депутатов трудящихся, а при отсутствии торгового отдела - исполкома, научно-исследовательского института и других организаций, не входящих в ту же систему, что и грузополучатель). Рекламационный акт печатается на пишущей машинке, скрепляется печатью организации, его составившей, а в том случае, когда рекламационный акт составляется грузополучателем с участием компетентных представителей незаинтересованной организации, акт скрепляется печатью грузополучателя. Печать на акте не ставится, если в ней раскрываются условное наименование и местонахождение грузополучателя. Помарки и подчистки в акте не допускаются. Внесенные в акт исправления должны быть специально оговорены и подтверждены подписями составителей акта. 7. В рекламационном акте указываются: а) номера контракта, транса, места, партии, название и адрес иностранного поставщика, наименование товара, дата получения товара грузополучателем, номера коносамента, железнодорожной накладной, а также других документов, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке; б) наименование грузополучателя; в) количество товара, указанное в упаковочном листе, спецификация, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при ее отсутствии - в дубликате) и в других документах, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке, фактическое количество, установленное составителями акта; недостача товара по количеству против указанного в упомянутых документах; г) некомплектность, недостижение обусловленных контрактом гарантийных показателей работы завода или установки (по производительности, качеству готового продукта, расходу сырья, материалов и т.п.), несоответствие качества или ассортимента товара условиям контракта, заключенного внешнеторговым объединением с иностранным поставщиком; д) состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки могло повлиять на недостачу товара, его повреждение или порчу, дается подробное описание тары и наружной и внутренней упаковки; е) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре; ж) заключение составителей акта с соблюдением положений п. 8 настоящей Инструкции; з) время и место составления акта. Примечания: 1) рекламационные акты составляются отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившего по одному транспортному документу; 2) номера и условные наименования предприятий и организаций, а также их местонахождение в актах не указываются; вместо этих данных в акте указывается только соответствующее внешнеторговое объединение; 3) подпункты "в" и "г" настоящего пункта применяются в зависимости от рода требования. 8. В заключении составителей рекламационного акта должны быть, в частности, указаны: а) при недостаче товара, несоответствии ассортимента, некомплектности - данные о фактической недостаче, несоответствии ассортимента или некомплектности в единицах измерения, предусмотренных в транспортных документах или в упаковочном листе, спецификации; б) при несоответствии товара по качеству - фактическое количество товара, не соответствующего условиям контракта, и процент , на который уменьшается стоимость товара в связи с обнаруженным несоответствием качества; в) когда это возможно - причины, вызвавшие недостачу товара или его дефицит (производственный брак, повреждение в пути и т. д.). Указание цены и стоимости импортного товара, а также каких-либо требований в денежном исчислении не допускается. 9. В отдельных случаях, когда по согласованию с внешнеторговым объединением дефекты товаров устраняются грузополучателем, в рекламационном акте указывается количество рабочих часов, затраченных на устранение дефектов, раздельно по отдельным категориям работников (инженеры, техники и квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие) с указанием видов и объемов выполненных работ. Это количество рабочих часов должно находиться в пределах, предусмотренных плановой калькуляцией. В рекламационном акте указываются также данные (наименование, количество и возможно полная качественная характеристика) об израсходованных для устранения дефектов материалах, сырье и энергетических затратах. 10. К рекламационному акту должны прилагаться подлинные транспортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров (а в случае предъявления претензии органам транспорта - копии), расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, в частности, фотографии и эскизы рекламационного товара, опечатанные образцы вместе с актом об изъятии образцов, анализы нейтральной лаборатории, а также материалы о результатах осмотра и испытания товаров, предусмотренные Условиями и контрактами. При оформлении указанных документов и материалов должны соблюдаться требования, предусмотренные в примечаниях 1 и 2 п. 7, а также в п. 8 и 9 настоящей Инструкции. 11. Рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, грузополучатель направляет в 4 экз. заказчику в 7-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые иностранным поставщикам предоставлена гарантия, при обнаружении дефектов в период действия гарантии, указанные документы направляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на судне, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, должны быть направлены грузополучателем заказчику во всяком случае не позднее чем за 40 дней до истечения срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком. 12. Для обеспечения своевременного направления рекламационный актов и других документов, подтверждающих обоснованность претензии, заказчики на основе данных, полученных от внешнеторговых объединений, обязаны проинформировать грузополучателей о соответствующих условиях контракта, в том числе и о сроках предъявления внешнеторговыми объединениями претензий иностранным поставщикам. III. Сроки и порядок направления рекламационных актов внешнеторговым объединением 13. Рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются в 3 экз. заказчиком внешнеторговому объединению с письмом, в котором должно быть четко сформулировано требование заказчика (допоставка, устранение дефектов и т. д.). В письме должны быть указаны номер выписанного за границей транспортного документа, по которому перевозится товар, а также номер и дата счета, выставленного заказчику на товар внешнеторговым объединением. Эти требования являются обязательными и для случаев, когда согласно п. 15 настоящей Инструкции рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются внешнеторговому объединению грузополучателем. В этих случаях грузополучатель должен своевременно получить от заказчика необходимые данные. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются заказчиком письмом внешнеторговому объединению не позднее чем в 15-дневный срок со дня прибытия товара к первому грузополучателю либо соответственно к грузополучателю, вскрывшему тару. В отношении товаров, на которые иностранным поставщиком предоставлена гарантия, при обнаружении дефектов в период действия гарантии, указанные документы направляются заказчиком внешнеторговому объединению не позднее чем в 10-дневный срок со дня обнаружения дефектов, а на суда, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем в 15-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт. При необходимости заказчик должен в минимально короткий срок обеспечить внесение в представленные им документы, требующихся для обоснования претензии, уточнений и/или представить дополнительные материалы. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, должны быть направлены заказчиком внешнеторговому объединению во всяком случае не позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком. 15. По согласованию между внешнеторговым объединением и заказчиком рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, могут направляться внешнеторговому объединению непосредственно грузополучателями от имени заказчика. При этом упомянутые материалы направляются в 3 экз. внешнеторговому объединению и в копии заказчику в сроки, установленные в п. 11 настоящей Инструкции. С заказчика не снимается ответственность за своевременное предъявление и правильное оформление грузополучателем указанных материалов. 16. В случае, когда из имеющихся документов не ясно, кто должен нести ответственность за количественные или качественные недостатки товара (иностранный поставщик или перевозчик), или возможна смешанная ответственность и заявляется претензия к перевозчику, заказчик обязан сообщить внешнеторговому объединению о заявленной претензии к перевозчику, приложив к сообщению копию претензии и обосновывающие ее документы. Если в соответствии с п. 15 настоящей Инструкцией указанные в нем документы направляются грузополучателем непосредственно внешнеторговому объединению, то сообщение последнему о заявленной претензии к перевозчику с приложением обосновывающих ее документов производится грузополучателем. |