ИНСТРУКЦИЯ О СРОКАХ И ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИОННЫХ АКТОВ НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭТИХ АКТОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ. Инструкция. Министерство внешней торговли СССР. 26.06.72

                  МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР

                           26 июня 1972 г.
     
                                 (Д)


     I. Общие положения

     1. Настоящая  Инструкция устанавливает в соответствии с Условиями
выполнения всесоюзными внешнеторговыми объединениями заказов советских
организаций  на  импорт  товаров,  утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 8 июля  1969  г.  N  530  (именуемыми  в  дальнейшем
Условиями),  сроки  и  порядок  составления  рекламационных  актов  на
импортные товары (включая кинофильмы, фильмокопии, произведения печати
и  искусства,  лицензии  и  техническую  документацию) и при получении
из-за  границы  услуг  производственного  характера   (ремонт   судов,
шефмонтаж  оборудования  и  др.),  а также сроки и порядок направления
этих актов внешнеторговым объединениям.
     2. Настоящая Инструкция является обязательной для всех заказчиков
и  грузополучателей  импортных   товаров,   а   также   внешнеторговых
объединений.
     Если заказчик  является  одновременно  грузополучателем,  то   он
непосредственно   выполняет  предусмотренные  в  настоящей  Инструкции
обязанности грузополучателя.
     3. В  случае,  когда  в  контрактах,  заключенных внешнеторговыми
объединениями и иностранными поставщиками, предусмотрены  иные сроки и
порядок составления рекламационных актов чем те, которые установлены в
настоящей  Инструкции,  такие  акты  составляются  в  соответствии   с
условиями контрактов.

     II. Сроки и порядок составления рекламационных актов

     4. Рекламационные   акты,   а   также  при  необходимости  другие
документы,  подтверждающие  обоснованность   претензии,   составляются
первым грузополучателем,  а в случае,  когда недостача, несоответствие
ассортимента,  некомплектность или недоброкачественность,  повреждение
или  порча товара могут быть обнаружены только после вскрытия тары,  -
грузополучателем, вскрывающим тару.
     5. Грузополучатель    обязан    произвести    надлежащий   осмотр
полученного товара,  проверку  количества,  качества,  ассортимента  и
комплектности.
     При обнаружении    недостачи,    несоответствия     ассортимента,
некомплектности,  недоброкачественности,  повреждения или порчи товара
грузополучатель обязан надлежаще оформить  рекламационный  акт  и  все
необходимые   для   заявления   претензии   иностранному   поставщику,
иностранному судовладельцу,  а также страховой организации  документы,
включая расчеты убытков.
     6. Рекламационный акт составлен в форме:
     акта государственной  экспертизы,  или  акта  Управления товарных
экспертиз Торгово-промышленной палаты СССР, или аварийного сертификата
Госстраха СССР либо Ингосстраха.
     При невозможности составления акта или  сертификата  экспертизой,
Управлением товарных экспертиз или аварийным комиссаром рекламационный
акт  составляется   грузополучателем   с   привлечением   компетентных
представителей   незаинтересованной   организации   (торгового  отдела
исполкома местного  Совета  депутатов  трудящихся,  а  при  отсутствии
торгового  отдела - исполкома,  научно-исследовательского  института и
других  организаций,  не   входящих   в   ту   же   систему,   что   и
грузополучатель).
     Рекламационный акт печатается  на  пишущей  машинке,  скрепляется
печатью   организации,   его   составившей,  а  в  том  случае,  когда
рекламационный   акт   составляется   грузополучателем   с    участием
компетентных   представителей   незаинтересованной   организации,  акт
скрепляется печатью грузополучателя.  Печать на акте не ставится, если
в   ней   раскрываются   условное   наименование   и   местонахождение
грузополучателя.
     Помарки и  подчистки  в  акте  не  допускаются.  Внесенные  в акт
исправления должны быть специально оговорены и подтверждены  подписями
составителей акта.
     7. В рекламационном акте указываются:
     а) номера  контракта,  транса,  места,  партии,  название и адрес
иностранного поставщика,  наименование товара,  дата получения  товара
грузополучателем,  номера  коносамента,  железнодорожной накладной,  а
также  других  документов,  выданных  соответствующими   транспортными
организациями в подтверждение принятия груза к перевозке;
     б) наименование грузополучателя;
     в) количество    товара,    указанное    в   упаковочном   листе,
спецификация, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при ее
отсутствии   -   в   дубликате)   и   в  других  документах,  выданных
соответствующими транспортными организациями в подтверждение  принятия
груза к перевозке, фактическое количество, установленное составителями
акта;  недостача товара по количеству против указанного  в  упомянутых
документах;
     г) некомплектность,   недостижение    обусловленных    контрактом
гарантийных    показателей    работы    завода   или   установки   (по
производительности,  качеству  готового   продукта,   расходу   сырья,
материалов  и  т.п.),  несоответствие качества или ассортимента товара
условиям  контракта,  заключенного   внешнеторговым   объединением   с
иностранным поставщиком;
     д) состояние тары и упаковки;  если  состояние  тары  и  упаковки
могло повлиять на недостачу товара,  его повреждение или порчу, дается
подробное описание тары и наружной и внутренней упаковки;
     е) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре;
     ж) заключение составителей акта  с  соблюдением  положений  п.  8
настоящей Инструкции;
     з) время и место составления акта.
Примечания:
     1) рекламационные   акты   составляются   отдельно   по   каждому
иностранному  поставщику  на  каждую  партию  товара,  поступившего по
одному транспортному документу;
     2) номера  и  условные наименования предприятий и организаций,  а
также их местонахождение в актах не указываются;  вместо этих данных в
акте указывается только соответствующее внешнеторговое объединение;
     3) подпункты  "в"  и  "г"   настоящего   пункта   применяются   в
зависимости от рода требования.
     8. В заключении составителей рекламационного акта должны быть,  в
частности, указаны:
     а) при    недостаче    товара,    несоответствии    ассортимента,
некомплектности  -  данные  о  фактической  недостаче,  несоответствии
ассортимента или некомплектности в единицах измерения, предусмотренных
в транспортных документах или в упаковочном листе, спецификации;
     б) при несоответствии товара по качеству - фактическое количество
товара, не соответствующего условиям контракта, и процент , на который
уменьшается стоимость товара в связи  с  обнаруженным  несоответствием
качества;
     в) когда это возможно - причины,  вызвавшие недостачу товара  или
его дефицит (производственный брак, повреждение в пути и т. д.).
     Указание цены и стоимости импортного товара,  а также  каких-либо
требований в денежном исчислении не допускается.
     9. В отдельных случаях,  когда по согласованию  с  внешнеторговым
объединением   дефекты   товаров   устраняются   грузополучателем,   в
рекламационном акте указывается количество рабочих часов,  затраченных
на  устранение дефектов,  раздельно по отдельным категориям работников
(инженеры,  техники и квалифицированные  рабочие,  неквалифицированные
рабочие) с указанием видов и объемов выполненных работ. Это количество
рабочих часов должно находиться в пределах,  предусмотренных  плановой
калькуляцией.
     В рекламационном акте  указываются  также  данные  (наименование,
количество   и   возможно   полная   качественная  характеристика)  об
израсходованных  для   устранения   дефектов   материалах,   сырье   и
энергетических затратах.
     10. К   рекламационному   акту   должны   прилагаться   подлинные
транспортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров
(а в  случае  предъявления  претензии  органам  транспорта  -  копии),
расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, в
частности,  фотографии и эскизы  рекламационного  товара,  опечатанные
образцы  вместе  с  актом  об  изъятии  образцов,  анализы нейтральной
лаборатории,  а также материалы  о  результатах  осмотра  и  испытания
товаров, предусмотренные Условиями и контрактами.
     При оформлении   указанных   документов   и   материалов   должны
соблюдаться требования,  предусмотренные в примечаниях 1 и 2 п.  7,  а
также в п. 8 и 9 настоящей Инструкции.
     11. Рекламационный   акт   и   другие  документы,  подтверждающие
обоснованность  претензии,  грузополучатель  направляет   в   4   экз.
заказчику в 7-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. В отношении
товаров,  на которые иностранным поставщикам  предоставлена  гарантия,
при   обнаружении  дефектов  в  период  действия  гарантии,  указанные
документы направляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а
на судне, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем
в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт.
     Рекламационные акты    и    другие    документы,   подтверждающие
обоснованность  претензии,  должны  быть  направлены  грузополучателем
заказчику  во  всяком  случае  не  позднее чем за 40 дней до истечения
срока  на  предъявление   претензии,   установленного   контрактом   с
иностранным поставщиком.
     12. Для  обеспечения  своевременного  направления  рекламационный
актов  и  других документов,  подтверждающих обоснованность претензии,
заказчики на основе данных,  полученных от внешнеторговых объединений,
обязаны  проинформировать  грузополучателей о соответствующих условиях
контракта,  в  том  числе  и  о  сроках  предъявления  внешнеторговыми
объединениями претензий иностранным поставщикам.

     III. Сроки и порядок направления рекламационных актов
                   внешнеторговым объединением

     13. Рекламационный  акт  и   другие   документы,   подтверждающие
обоснованность    претензии,   направляются  в   3   экз.   заказчиком
внешнеторговому объединению с письмом,  в котором  должно  быть  четко
сформулировано требование заказчика (допоставка, устранение дефектов и
т.  д.).  В письме должны быть указаны номер выписанного  за  границей
транспортного документа,  по которому перевозится товар, а также номер
и  дата  счета,  выставленного  заказчику  на   товар   внешнеторговым
объединением.
     Эти требования  являются  обязательными  и  для  случаев,   когда
согласно  п.  15  настоящей  Инструкции  рекламационный  акт  и другие
документы,  подтверждающие  обоснованность   претензии,   направляются
внешнеторговому   объединению   грузополучателем.   В   этих   случаях
грузополучатель должен своевременно получить от заказчика  необходимые
данные.
     Рекламационные акты   и    другие    документы,    подтверждающие
обоснованность     претензии,    направляются    заказчиком    письмом
внешнеторговому объединению не позднее чем в 15-дневный  срок  со  дня
прибытия  товара  к  первому  грузополучателю  либо  соответственно  к
грузополучателю, вскрывшему тару.
     В отношении   товаров,   на   которые   иностранным   поставщиком
предоставлена гарантия,  при обнаружении дефектов  в  период  действия
гарантии,  указанные документы направляются заказчиком внешнеторговому
объединению не позднее  чем  в  10-дневный  срок  со  дня  обнаружения
дефектов,  а на суда, судовое оборудование и запасные части к ним - не
позднее чем в 15-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт.
     При необходимости  заказчик  должен  в  минимально  короткий срок
обеспечить внесение в представленные  им  документы,  требующихся  для
обоснования  претензии,  уточнений  и/или  представить  дополнительные
материалы.
     Рекламационные акты    и    другие    документы,   подтверждающие
обоснованность   претензии,   должны   быть   направлены    заказчиком
внешнеторговому объединению во всяком случае не позднее чем за 20 дней
до  истечения   срока  на   предъявление   претензии,   установленного
контрактом с иностранным поставщиком.
     15. По   согласованию   между   внешнеторговым   объединением   и
заказчиком  рекламационные  акты  и  другие документы,  подтверждающие
обоснованность   претензии,   могут    направляться    внешнеторговому
объединению непосредственно грузополучателями от имени заказчика.  При
этом  упомянутые  материалы  направляются  в  3  экз.  внешнеторговому
объединению  и  в  копии  заказчику  в  сроки,  установленные в п.  11
настоящей Инструкции.
     С заказчика   не   снимается   ответственность  за  своевременное
предъявление  и  правильное  оформление   грузополучателем   указанных
материалов.
     16. В случае,  когда из имеющихся документов не ясно,  кто должен
нести  ответственность  за  количественные или качественные недостатки
товара (иностранный поставщик или перевозчик),  или возможна смешанная
ответственность и заявляется претензия к перевозчику,  заказчик обязан
сообщить  внешнеторговому  объединению  о   заявленной   претензии   к
перевозчику,  приложив к сообщению копию претензии и обосновывающие ее
документы. Если в соответствии с п. 15 настоящей Инструкцией указанные
в   нем   документы   направляются   грузополучателем  непосредственно
внешнеторговому объединению,  то  сообщение  последнему  о  заявленной
претензии  к  перевозчику  с  приложением обосновывающих ее документов
производится грузополучателем.