Страницы: 1 2 осуществления их национальных программ; viii) содействия оценкам и использованию генетических ресурсов на национальном и международном уровнях; b) 1 0Рекомендуется, чтобы соответствующие учреждения ООН приступили к осуществлению необходимой программы в области зародышевой плазмы микроорганизмов: i) следует поощрять периодическое проведение международных конференций с участием органов, ответственных за сохранение генетических ресурсов микроорганизмов и осуществление исследований в этой области; ii) такую программу можно было бы связать с предлагаемыми региональными культурными центрами, обеспечивая такое положение, при котором каждый центр уделял бы первоочередное внимание подготовке ученых и техников из развивающихся стран; осуществляя необходимую связь; оказывая финансовую помощь определенным странам, не входящим в число развитых стран; iii) международный обмен видами микроорганизмов между крупными коллекциями мира осуществлялся в течение многих лет, и в этой области почти не требуется расширение деятельности; iv) необходимо, в частности, изучать проблемы удаления и использования отходов, борьбы с болезнями и вредителями, а также технологию изготовления пищевых продуктов и вопросы питания; c) что касается зародышевой плазмы животных, то рекомендуется, чтобы Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций учредила программу в целях оценки и составления каталогов экономических характеристик пород и видов домашних животных и диких видов, а также создала генетические ресурсы потенциально полезных видов; d) 1 0Рекомендуется, надлежащим образом оказывать поддержку в осуществлении проекта сохранения естественных зон и имеющихся в них генетических ресурсов, предложенного программой "Человек и биосфера". Рекомендация 46 Рекомендуется, чтобы правительства и Генеральный секретарь в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями ООН, а также учреждениями, занимающимися вопросами помощи развитию, приняли меры в поддержку установленных в последнее время руководящих Принципов, рекомендаций и программ различных международных организаций, занимающихся вопросами рыболовства. Большая часть необходимых международных мер была разработана в программах деятельности, составленных ФАО и его Межправительственным комитетом по рыболовству, а также примерно 24 другими двусторонними и многосторонними международными комиссиями, советами и комитетами. В частности, эти организации планируют и осуществляют: a) такие программы сотрудничества, как ДРПОИ (Долгосрочная расширенная программа океанографических исследований), ГИЗМС (Глобальное исследование загрязнения морской среды) и МБП (Международная биологическая программа); b) обмен данными, дополнение и расширение услуг ФАО и ее органов по сбору, распространению и координации информации о живых водных ресурсах, их среде и деятельности в сфере рыболовства; c) оценку и наблюдение за состоянием мировых рыболовных ресурсов и условий окружающей среды; оценку запасов, включая статистику улова и промыслов; развитие рыболовства; d) помощь правительствам в определении значения таких оценок, в выявлении возможных мер управления и планирования необходимых действий; е) специальные программы и рекомендации по управлению рыбными ресурсами и другими акватическими животными, предложенные международными органами, занимающимися вопросами рыболовства. Зачастую ущерб, наносимый рыбным ресурсам, объясняется тем, что меры по урегулированию принимаются слишком медленно. В прошлом необходимость чуть ли не единодушного утверждения мер в области управления сводила возможности их осуществления до минимума. Рекомендация 47 Рекомендуется, чтобы правительства и Генеральный секретарь в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями ООН, а также учреждениями, занимающимися вопросами помощи развитию, приняли меры в целях обеспечения тесного сотрудничества учреждений и заинтересованных кругов, занимающихся вопросами рыболовства, при подготовке к Конференции ООН по морскому праву. Информация, которая имеется в распоряжении международных и региональных органов по рыболовству, и их заключения необходимы для разработки эффективных и действенных норм и законов, направленных на охрану морской среды и морских ресурсов. Рекомендация 48 Рекомендуется, чтобы правительства и Генеральный секретарь в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями ООН, а также учреждениями, занимающимися вопросами помощи развитию, приняли меры в целях обеспечения международного сотрудничества при проведении исследований, осуществлении контроля и регулирования побочных эффектов деятельности стран по использованию ресурсов в тех случаях, когда это затрагивает водные ресурсы других стран: a) эстуарии, приливные и другие прибрежные и береговые среды играют решающую роль в сохранении некоторых видов морских рыб. Аналогичные проблемы характерны и для рыболовства в совместно используемых пресных водах; b) сброс токсических химических веществ, тяжелых металлов и других отходов может нанести ущерб даже ресурсам открытого моря; c) появление в международных водах некоторых несвойственных видов, особенно карпа, миноги и американской сельди, и вредные последствия в результате неконтролируемых односторонних мер. Рекомендация 49 Рекомендуется, чтобы правительства и Генеральный секретарь в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями ООН, а также учреждениями, занимающимися вопросами помощи развитию, приняли меры в целях дальнейшего развития и укрепления средств сбора, анализа и распространения информации о живых водных ресурсах и окружающей их среде: a) уже имеются данные об общем объеме уловов в океанах и конкретных районах по отдельным видам рыбы, их количеству, интенсивности рыболовства и о структуре, распределении и изменении их популяции. Необходимо улучшать и расширять сбор этих данных; b) ясно, что для того чтобы иметь соответствующую основу для оценки взаимозависимости видов и комплексного управления многими видами, необходимо изучать и анализировать более широкую гамму биологических параметров. Для расширения подобной деятельности нет препятствий организационного характера, однако в целях удовлетворения потребностей в расширении сбора таких данных необходимо значительно увеличить финансовые возможности ФАО и других международных организаций; c) полное использование имеющихся и развивающихся средств информации зависит от сотрудничества правительств в расширении местных и региональных систем сбора данных, в предоставлении имеющихся данных ФАО и международным органам и в организационном оформлении связи между национальными и международными органами, ответственными за наблюдение и оценку рыбных ресурсов. Рекомендация 50 Рекомендуется, чтобы правительства и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями ООН, а также учреждениями, занимающимися вопросами помощи развитию, приняли меры в целях обеспечения полного сотрудничества между правительствами путем укрепления существующего международного и регионального аппарата, занимающегося вопросами освоения рыбных ресурсов, управления ими и связанных с этими аспектами окружающей среды, и путем поощрения создания советов и комиссий по рыболовству в тех районах, где таковых не имеется: a) эффективность деятельности этих органов в основном будет зависеть от способности участвующих стран осуществлять свою часть такой деятельности и программ; b) будут также необходимы техническая помощь и услуги специализированных учреждений, в частности ФАО; c) для обеспечения полного участия развивающихся стран в этих видах деятельности потребуется помощь со стороны двухсторонних и международных финансовых учреждений. Рекомендация 51 Заинтересованным правительствам Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании комиссии по речным бассейнам или другого соответствующего механизма для осуществления сотрудничества между заинтересованными государственными относительно водных ресурсов, которые подпадают под юрисдикцию нескольких стран: a) в соответствии с Уставом ООН и Принципами международного права необходимо полностью учитывать суверенные права каждой заинтересованной страны в деле развития своих собственных ресурсов; b) заинтересованные государства в соответствующих случаях должны учитывать следующие Принципы: i) страны соглашаются с тем, что при планировании широкой деятельности в связи с водными ресурсами, которая может оказать влияние на окружающую среду в другой стране, эта другая страна должна быть уведомлена заблаговременно до начала предполагаемой деятельности; ii) основной целью любой деятельности по использованию и развитию водных ресурсов в связи с окружающей средой является обеспечение наилучшего использования воды и предотвращение ее загрязнения в каждой стране; iii) чистые выгоды, получаемые от эксплуатации гидрогеологических районов, подпадающих под действие юрисдикции нескольких стран, должны равномерно распределиться между этими странами; c) подобные соглашения, если заинтересованные государства сочтут их необходимыми, позволят осуществить на региональном уровне: i) сбор, анализ гидрогеологических данных и программ и обмен ими с помощью общепринятого международного механизма; ii) совместное проведение программ по сбору данных для использования их в целях планирования; iii) оценку влияния существующих видов водопользования на окружающую среду; iv) совместное изучение причин и симптомов проблем, связанных с водными ресурсами, с учетом технических, экономических и социальных аспектов контроля за качеством воды; v) рациональное использование водных ресурсов как ценного составного элемента окружающей среды, включая программу контроля за качеством; vi) обеспечение юридической и административной защиты права на воду и права на подачу иска; vii) предотвращение и разрешение споров в отношении охраны водных ресурсов и управления ими; viii) финансовое и техническое сотрудничество в связи с совместными ресурсами; d) для внедрения в практику вышеупомянутых предложений необходим созыв региональных конференций. Рекомендация 52 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры в целях обеспечения во всех необходимых случаях поддержки деятельности правительств в отношении ресурсов со стороны соответствующих органов ООН: 1. Имеются в виду Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация, Департамент по экономическим и социальным вопросам (Отдел ресурсов и транспорта), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры/Международное гидрологическое десятилетие, региональные экономические комиссии и Экономическое и социальное бюро ООН в Бейруте. Например: a) Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций создала Комиссию по использованию водноземельных ресурсов на Ближнем Востоке, которая способствует региональному сотрудничеству в области исследований, профессиональной подготовки и информации, в частности по проблемам управления водными ресурсами; b) Всемирная организация здравоохранения располагает Международным справочным центром по вопросам удаления отходов (Дюбендорф, Швейцария) и Международным справочным центром по проблемам коммунального водоснабжения, который находится в Нидерландах; c) Всемирная метеорологическая организация образовала Гидрологическую комиссию, обеспечивающую руководство сбором данных и созданием гидрологических сетей; d) Отдел ресурсов и транспорта Департамента по экономическим и социальным вопросам создал Центр ООН по развитию водных ресурсов; е) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры проводит программу Международного гидрологического десятилетия, предусматривающего осуществление координированных исследований по вопросам качественных и количественных показателей мировых водных ресурсов. 2. Подобные специализированные центры должны быть созданы на региональном уровне в развивающихся странах для проведения профессиональной подготовки, исследований и осуществления обмена информацией по: a) проблемами загрязнения внутренних вод и удаления отходов в сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций, региональными экономическими комиссиями ООН и Экономическим, и социальном бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте; b) управлению водными ресурсами для неорошаемого и орошаемого земледелия со стороны Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в сотрудничестве с региональными экономическими комиссиями и Экономическим, и социальным бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте; с) комплексному планированию и управлению водными ресурсами в сотрудничестве с Департаментом по экономическим и социальным вопросам (Отдел ресурсов и транспорта), региональными экономическими комиссиями и Экономическим, и социальным бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте. Рекомендация 1 053 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры в целях обеспечения готовности системы Организации Объединенных Наций предоставлять по просьбе правительств техническую и финансовую помощь для решения различных проблем управления водными ресурсами, таких как: a) обзоры и составление описей; b) управление водными ресурсами и политика в этой области, включая: i) создание организационных рамок; ii) экономические структуры развития и управления водными ресурсами; iii) законодательство по вопросам водных ресурсов; c) методы планирования и управления, включая: i) установление норм качества воды; ii) применение соответствующих технических методов; iii) более эффективное использование и повторное использование ограниченных запасов воды; d) основные и прикладные исследования; е) передача имеющихся технических знаний; f) постоянное оказание поддержки программе Международного гидрологического десятилетия. Рекомендация 54 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры по составлению списка экспертов, которые могут быть привлечены для оказания помощи правительствам по их просьбе в прогнозировании и оценке воздействия на окружающую среду крупных проектов развития водных ресурсов. Правительствам будет предоставлена возможность получить консультацию от групп экспертов, включенных в этот список на первой стадии планирования проекта. Для оказания помощи в проведении обзоров и выборе между альтернативными возможностями могут быть подготовлены руководящие положения. Рекомендация 55 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры по осуществлению исследовательских программ в целях оценки фактического и потенциального воздействия управления водными ресурсами на среду океана, определить условия и провести предварительную оценку затрат на комплексную программу действий и по возможности составить и вести: a) мировой реестр основных или важных в том или ином отношении рек, расположенных по районам и классифицированных в зависимости от сброса воды и загрязнителей; b) мировой реестр чистых рек, который будет составляться в соответствии с согласованными в международном плане критериями качества и дополняться странами на добровольной основе: i) океаны предоставляют собой конечный резервуар, куда поступает естественные и искусственные отбросы по речным системам континентов; ii) изменение в объеме речного стока в океан, а также его пространственное и временное распределение могут оказать значительное влияние на физические, химические и биологические режимы районов эстуариев и повлиять на океанические водные системы; iii) желательно, чтобы страны заявили о своем намерении включить в мировой реестр чистых рек реки, находящиеся в пределах их юрисдикции, которые отвечают указанным критериям качества, и заявили о своем дальнейшем намерении добиваться того, чтобы некоторые другие реки к какому-то определенному сроку отвечали этим критериям качества. Рекомендация 56 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил необходимый механизм для обмена информацией по горнорудной промышленности и обработке минералов. a) Необходимо обеспечить открытый доступ к имеющейся информации и широкое распространение ее; собрано литературы и накоплено опыта гораздо больше, чем предполагалось. b) Накопление информации возможно по следующим вопросам: i) состояние окружающей среды в районах расположения шахт; ii) меры, принятые в целях охраны окружающей среды; iii) положительные и отрицательные явления в окружающей среде. c) Собранная таким образом информация может быть использована в целях прогнозирования. Следует разработать критерии планирования и контролирования добычи минеральных ресурсов, указать конкретно, добычу каких видов минералов следует ограничить, в каких случаях издержки по восстановлению земель особенно высоки или в каких случаях могут возникнуть другие проблемы. d) Соответствующие органы ООН должны приложить усилия для оказания помощи развивающимся странам, в частности путем предоставления информации о технических средствах предотвращения неблагоприятного воздействия горнорудной промышленности на здоровье и безопасность человека и на окружающую среду, путем подготовки практикантов-техников и направления экспертов. Рекомендация 57 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры по обеспечению должного сбора, оценки и анализа данных, касающихся воздействия на окружающую среду процесса производства и использования энергии на основе соответствующих систем контроля. a) Назначение и эксплуатация таких систем должны включать, в частности, определение степени ухудшения окружающей среды в результате воздействия выбрасываемых в окружающую среду двуокиси углероды, двуокиси серы, окислов, окиси азота, тепловой энергии и твердых частиц, а также воздействия на окружающую среду радиоактивного излучения и сбросов нефти. b) В каждом случае цель этого заключается в более глубоком изучении соотношения степени ухудшения окружающей среды и воздействия на погоду, здоровье людей, растительный и животный мир и природные объекты, имеющие культурно-оздоровительную ценность. Рекомендация 58 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обратил особое внимание на необходимость создания органа, ведающего обменом информацией об энергетических ресурсах: a) несомненно, для осуществления рационального и централизованного управления энергетическими ресурсами необходимо хорошо понимать сложность этой проблемы и учитывать многочисленность альтернативных решений; b) следует облегчить доступ к большому количеству уже накопленной информации: i) данные о влиянии на окружающую среду различных энергетических систем должны представляться путем обмена национальным опытом, проведения исследований, семинаров и других соответствующих совещаний; ii) следует вести постоянно пополняемый учет исследований, касающихся как целых систем, так и их отдельных этапов. Рекомендация 59 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил безотлагательное проведение (для представления первого доклада не позднее 1975 года) всестороннего исследования по вопросу об имеющихся источниках энергии, новых технических методах и тенденциях ее потребления, с тем чтобы содействовать созданию основы для наиболее эффективного развития мировых энергетических ресурсов, при этом должное внимание следует уделить воздействию производства энергии на окружающую среду; такое исследование следует провести в сотрудничестве с соответствующими международными органами, таким как Международное агентство по атомной энергии и Организации экономического сотрудничества и развития. Рекомендация 60 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с заинтересованными правительствами и соответствующими международными учреждениями организовал проведение систематических инспекционных обзоров проектов развития природных ресурсов в типичных экологических системах международного значения после и, где это осуществимо, до выполнения таких проектов (Сноска 1). Рекомендация 61 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с заинтересованными правительствами и соответствующими международными учреждениями обеспечил проведение опытных исследований в типичных экологических системах, имеющих международное значение для оценки воздействия на окружающую среду альтернативных форм подхода к проведению обзора, планирования или разработки проектов, связанных с ресурсами. Рекомендация 62 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с заинтересованными правительствами и соответствующими международными учреждениями предусмотрел проведение исследований по установлению связи между распределением природных ресурсов и благосостоянием населения и причин возможного несоответствия. Рекомендация 63 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь предпринял необходимые шаги для обеспечения в сотрудничестве с правительствами стран-получателей активизации усилий международных учреждений, оказывающих помощь в целях развития, по пересмотру и расширению критериев анализа проектов развития для включения в них соображений, связанных с воздействием на окружающую среду. Рекомендация 64 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь предпринял необходимые шаги для обеспечение проведения соответствующими учреждениями ООН исследований относительных затрат и выгод, связанных с применением синтетических продуктов вместо натуральных для тех же самых целей. -------------------- Сноска 1. Проекты могут охватывать следующие вопросы: новая организация сельского хозяйства в субтропических и тропических зонах, ирригационно-дренажные системы в засушливых зонах, развитие тропического лесоводства, крупные гидроэнергетические объекты, работы по восстановлению земель в низменностях тропических прибрежных районов или поселение кочевников в полузасушливых зонах. Расходы на такие инспекции в развивающихся странах не должны включаться в стоимость проектов по развитию ресурсов, так как их проведение должно финансироваться из отдельных международных источников. Рекомендация 65 Рекомендуется, чтобы ЮНЕСКО в сотрудничестве с другими организациями системы ООН и другими международными научными организациями энергично выполняла программу "Человек и биосфера". Рекомендация 66 Рекомендуется, чтобы Всемирная метеорологическая организация приступила к проведению исследований по вопросу о взаимосвязи метеорологии и разработки ресурсов или ускорила их. Рекомендация 67 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с соответствующими правительственными учреждениями и специализированными учреждениями ООН предпринял необходимые шаги для поощрения дальнейшего развития методов дистанционного замера данных, предназначенных для проведения обзоров ресурсов, и для использования этих методов на основе соответствующих международных соглашений. Рекомендация 68 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с соответствующими учреждениями ООН и другими международными организациями совместно с заинтересованными правительствами содействовал развитию методов комплексного планирования и управления природными ресурсами и, при наличии запросов, консультировал правительства в отношении таких методов в соответствии с характерными особенностями окружающей среды в каждой стране. Рекомендация 69 Рекомендуется, чтобы Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций расширила действующую программу стабилизации малопродуктивных земель. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ВАЖНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, И БОРЬБА С НИМИ А. ОБЩЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ Рекомендация 70 Рекомендуется, чтобы правительства проявляли особое внимание к деятельности, при проведении которой возможно отрицательное влияние на климат, и с этой целью: a) тщательно оценивали вероятность и степень климатических изменений и широко распространяли полученные ими данные до начала осуществления такой деятельности; b) консультировались с другими заинтересованными государствами по всем вопросам, связанным с планированием и сроками осуществления деятельности, сопряженной с риском таких последствий. Рекомендация 71 Рекомендуется, чтобы правительства использовали имеющиеся в их распоряжении наиболее эффективные средства, позволяющие свести к минимуму выбросы в окружающую среду токсичных или опасных веществ, в особенности если они являются такими стойкими веществами, как тяжелые металлы и хлорорганические соединения, до тех пока не станет очевидным, что их выброс не вызывает опасных последствий, или что их применение необходимо для здоровья человека или производства пищевых продуктов, и в этом последнем случае следует применять надлежащие меры контроля. Рекомендация 72 Рекомендуется, чтобы при разработке норм для загрязнителей, имеющих международное значение, правительства учитывали соответствующие нормы, предложенные компетентными международными организациями, и договорились с правительствами других заинтересованных стран и компетентными международными организациями в отношении планирования и выполнения программ контроля за загрязнителями, распространяющими свое действие за пределы подпадающей под национальную юрисдикцию области, в которой производится их выброс. Рекомендация 73 Рекомендуется, чтобы правительства активно поддерживали и поощряли международные программы, направленные на расширение знаний, необходимых для определения источников загрязнителей, путей их распространения, степени поражения и риска, и чтобы правительства, располагающие соответствующими возможностями, оказывали помощь в области обучения, техническую и другие виды помощи для обеспечения широкого участия стран, независимо от уровня их экономического или технического развития. Рекомендация 74 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь, используя ресурсы всей системы ООН и активную поддержку правительств и соответствующих научных и других международных органов, a) расширил возможности системы ООН в деле оповещения и заблаговременного предупреждения о вредных воздействиях на здоровье и благосостояние людей загрязнителей, источником которых является деятельность человека; b) предоставлял эту информацию в форме, приемлемой для органов, определяющих политику на национальном уровне; c) оказывал помощь тем правительствам, которые изъявят желание учесть эти и другие факторы окружающей среды при разработке своих национальных планов; d) расширил возможности применения в международном плане методов исследования загрязняющих и отравляющих веществ путем: i) международного разделения труда при выполнении необходимых крупномасштабных программ исследований; ii) разработки международных расписаний исследований для оценки потенциального воздействия на окружающую среду конкретных отравляющих или загрязняющих веществ или продуктов. Такое расписание исследований должно включать рассмотрение как краткосрочного, так и длительного воздействия всех типов и должно время от времени пересматриваться и обновляться для учета новых сведений и методов; iii) разработки и претворения в жизнь международной программы сопоставления методов отбора и анализа проб, чтобы иметь возможность проводить всесторонние сопоставления национальных данных; е) разрабатывал планы для Международного регистра данных о химикалиях в окружающей среде, основанные на сборе научных данных о поведении в окружающей среде наиболее важных искусственных химикалиев и включающие в себя цифровые данные о производстве потенциально наиболее вредных химикалиев, а также пути их распространения по схеме фабрика - использование - конечное удаление или повторное использование. Рекомендация 75 Рекомендуется, чтобы правительства никоим образом не ослабляли своего внимания к воздействию нерадиоактивных загрязнителей, a) изучали совместно с Международным агентством по атомной энергии и Всемирной организацией здравоохранения возможности разработки регистра выбросов в биосферу значительного количества радиоактивных веществ; b) поддерживали и расширяли под руководством Международного агентства по атомной энергии и соответствующих международных организаций международное сотрудничество в области проблем радиоактивных отходов, а также проблем горных разработок и удаления отходов, включая координацию планов по согласованию размещения заводов по переработке топлива с районами конечного хранения, учитывая при этом транспортные проблемы. Рекомендация 76 Рекомендуется, чтобы: a) были приложены серьезные усилия для разработки программ наблюдения, а также эпидемиологических и экспериментальных исследовательских программ, позволяющих получить данные для раннего оповещения и предотвращения вредного воздействия различных агентов окружающей среды, действующих отдельно или в сочетании, которым во все большей степени прямо или косвенно подвергается человек, и для оценки их потенциальной опасности для здоровья человека, уделяя особое внимание опасности мутагенеза, тератогенеза и карциогенеза. Такие программы должны направляться и координироваться Всемирной организацией здравоохранения; b) Всемирная организация здравоохранения координировала разработку и осуществление надлежащей международной системы сбора и распространения информации, с тем чтобы установить соотношение данных в области медицины, окружающей среды и семейного анамнеза; c) правительства оказывали активную поддержку и содействие международным программам научных исследований и разработки руководящих Принципов, касающихся факторов производственной окружающей среды. Рекомендация 77 Рекомендуется, чтобы Всемирная организация здравоохранения в сотрудничестве с соответствующими учреждениями в рамках принятой программы и с целью предложения необходимых мер помогла правительствам, особенно правительствам развивающихся стран, в выполнении координированных программ наблюдения за воздухом и водой и в создании систем наблюдения в районах, где могут возникнуть неблагоприятные для здоровья человека условия в результате загрязнения. Рекомендация 78 Рекомендуется, чтобы Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения с учетом национальных программ совместно разрабатывали и расширяли координируемые в международном плане программы исследований и наблюдения за загрязнением пищевых продуктов химическими и биологическими агентами и чтобы результаты наблюдения быстро собирались, оценивались и распространялись таким образом, чтобы можно было заблаговременно получить информацию о возрастающей опасности загрязнения и об уровнях загрязнения, которые могут рассматриваться как нежелательные или могут вызывать поступление в организм человека опасных для него количеств данных агентов. Рекомендация 79 Рекомендуется: a) с согласия заинтересованных государств создать приблизительно 10 основных станций в районах, удаленных от всех источников загрязнения, для наблюдения за долгосрочными глобальными тенденциями атмосферных элементов и характеристик, которые могут стать причиной изменения метеорологических характеристик, включая изменение климата; b) с согласия заинтересованных государств создать намного более широкую сеть станций (не менее 100) для наблюдения на региональной основе за атмосферными характеристиками и элементами, и особенно за изменениями в распространении концентрации загрязнителей; c) возложить на Всемирную метеорологическую организацию руководство этими программами и их координацию; d) чтобы Всемирная метеорологическая организация в сотрудничестве с Международным советом научных союзов (МСНc) продолжала выполнение Программы глобального исследования атмосферы (ПГИa) и по необходимости создавала новые программы, позволяющие лучше исследовать общую циркуляцию атмосферы и причины климатических изменений, независимо от того, являются ли эти причины естественными или они возникли в результате деятельности человека. Рекомендация 80 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил: a) чтобы исследовательские работы по экологии земли поощрялись, поддерживались и координировались компетентными учреждениями в целях получения надлежащих данных о поступлении, движении, сроках сохранения и экологическом воздействии загрязнителей, считающихся опасными; b) 1 0чтобы региональные и мировые сети существующих и, в случае необходимости, новых исследовательских центров и биологических резервов намечались или создавались в рамках программы "Человек и биосфера" во всех главных экологических районах в целях облегчения систематического анализа структуры и функционирования экосистем в естественных или созданных человеком условиях; с) чтобы была изучена возможность использования станций, участвующих в этой программе, для наблюдения за воздействием загрязнителей на экосистемы; d) 1 0чтобы такие программы, как программа "Человек и биосфера", использовались по возможности для наблюдения за: i) накоплением вредных соединений в биологических и неживых материалах в характерных точках; ii) воздействием такого накопления на воспроизводство и размер популяций отдельных видов. Рекомендация 81 Рекомендуется, 1 0чтобы Всемирная организация здравоохранения совместно с компетентными международными организациями продолжила изучение и установление первичных норм для защиты человеческого организма, особенно от загрязнителей, которые являются типичными для воздуха, воды и пищи, в качестве основы для разработки разработанных рабочих уровней. Рекомендация 82 Рекомендуется 1 0увеличить поддержку Комиссии по разработке кодекса состава пищевых продуктов с целью определения международных норм содержания загрязнителей в пищевых продуктах и кодекса этики для международной торговли продовольственными товарами, а также расширить возможности Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения в деле оказания материальной помощи и руководящей поддержки развивающимся странам в области контроля за пищевыми продуктами. Рекомендация 83 Рекомендуется, 1 0чтобы компетентные учреждения Организации Объединенных Наций разработали согласованные процедуры для установления рабочих уровней для обычных загрязнителей воздуха и воды. Рекомендация 84 Рекомендуется, 1 0чтобы правительства через посредство международной справочной системы, созданной во исполнение рекомендации 101 настоящей Конференции, представляли информацию, которая может быть запрошена, относительно их научно-исследовательской деятельности в области определения загрязнения и борьбы с загрязнением окружающей человека среды, включая законодательные и административные мероприятия, исследования более эффективных методов борьбы с загрязнением и методологию расчета издержек и выгод. Рекомендация 85 Рекомендуется, 1 0чтобы любой аппарат по координации и стимулированию действий различных органов Организации Объединенных Наций имел в связи с проблемами окружающей среды, в частности следующие функции: a) 1 0разработка приемлемой в международных масштабах процедуры определения загрязнителей, имеющих международное значение, и установления степени и масштабов заинтересованности в ней в международном плане; b) 1 0изучение целесообразности назначения соответствующих межправительственных групп экспертов для количественной оценки степени и опасности загрязнения, источников и распространения загрязнителей, имеющих международное значение; c) обзор и координация международного сотрудничества в деле контроля за загрязнением с обеспечением, в частности, принятия необходимых мер, а также совместимости мер, которые принимаются в отношении различных сред и источников; d) 1 0изучение потребностей правительств в технической помощи для исследования проблем загрязнения, в частности тех, которые сопровождаются международным распространением загрязнителей; е) содействие созданию механизмов консультаций для скорейшего претворения в жизнь согласованных программ снижения степени загрязнения с особым упором на региональные мероприятия. B. ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЕЙ Рекомендация 86 Рекомендуется, 1 0чтобы правительства при помощи и руководстве со стороны соответствующих органов Организации Объединенных Наций, и, в частности, Группы экспертов по научным аспектам загрязнения морей (ГЭНАЗМ): a) 1 0приняли и осуществили действующие постановления о контроле над источниками загрязнения морей; b) 1 0обеспечивали, чтобы положения таких постановлений выполнялись судами, плавающими под их флагами, и судами, находящимися на территории действия их юрисдикции, и предусмотрели соответствующие положения для проверки эффективности проводимых и предлагаемых международных мер по контролю за загрязнением моря и для их пересмотра; с) обеспечили контроль за сбросом в океан, производимым гражданами их стран где бы то ни было или любыми лицами в районах, находящихся под их юрисдикцией, а также то, чтобы правительства продолжали работу по завершению и скорейшему введению в силу общего договора о контроле за сбросами в океан, а также необходимых региональных соглашений в рамках этого договора, в частности в отношении находящихся в большей опасности закрытых и полузакрытых морей; d) 1 0передали проекты статей и предложения, содержащиеся в докладе межправительственных совещаний, состоявшихся в Рейкьявике, Исландия, в апреле 1972 года и в Лондоне в мае 1972 года, Комитету Организации Объединенных Наций по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции на его июльской/августовской сессии 1972 года для информации и получения его замечаний, а также конференции заинтересованных правительств, которая должна быть созвана правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в консультации с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций до ноября 1972 года, для дальнейшего рассмотрения с целью открытия для подписания предлагаемой конвенции в месте, которое будет установлено этой Конференцией, предпочтительно до конца 1972 года; е) приняли активное участие в Конференции Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) 1973 года по борьбе с загрязнением морей и в Конференции по морскому праву, намеченной на 1973 год, а также в региональных усилиях с целью поставить под надлежащий контроль все значительные источники загрязнения в морской среде, включая радиоактивное загрязнение с атомных надводных и подводных судов, в особенности в закрытых и полузакрытых морях, и, в частности, полностью прекратить преднамеренное загрязнение морской среды нефтью с судов, имея в виду достигнуть этой цели к середине текущего десятилетия; f) усилили национальный контроль за наземными источниками загрязнения морей, в частности закрытых и полузакрытых, и признали, что в определенных случаях сброс избыточного тепла атомными и иными электростанциями может представлять потенциальную опасность для морских экосистем. Рекомендация 87 Рекомендуется, 1 0чтобы правительства: a) 1 0поддерживали национальные исследования и наблюдения, которые содействуют выполнению принятых международных программ исследований и наблюдений за морской средой, в частности Глобального исследования морской среды (ГИЗМc) и Объединенной глобальной системы океанических станций (ОГСОc); b) 1 0предоставляли Организации Объединенных Наций, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций и Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в соответствии с деятельностью каждой из них в области сбора данных статистическую информацию о производстве и использовании токсичных и опасных веществ, которые являются потенциальными загрязнителями морей, особенно если они являются стойкими; c) расширили свою поддержку входящих в систему Организации Объединенных Наций учреждений, занимающихся исследованиями и наблюдением за морской средой, и приняли меры, необходимые для улучшения организационной, финансовой и оперативной базы Межправительственной океанографической комиссии (МОК), на основе которой в настоящее время она работает, с тем чтобы сделать ее эффективным механизмом для правительств и заинтересованных организаций ООН (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Всемирной метеорологической организации, Межправительственной морской консультативной организации, Организации Объединенных Наций) и для того чтобы она могла взять на себя дополнительные обязанности в деле поощрения и координации научных программ и служб. Рекомендация 88 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь совместно с соответствующими учреждениями приняли меры к тому, чтобы Группа экспертов по научным аспектам загрязнения морей (ГЭНАЗМ) могла: a) ежегодно пересматривать и перерабатывать надлежащим образом свой 2Обзор вредных химических веществ" с целью дальнейшей разработки методов оценки источников, путей распространения и опасности загрязнения морской среды; b) собирать с учетом иной деятельности, имеющей место в этой области, научные данные и предоставлять консультативные услуги по научно-исследовательским аспектам межотраслевого характера; Рекомендация 89 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил: a) создание механизмов для объединения мировых статистических данных по добыче, производству, переработке, транспортировке и использованию потенциальных загрязнителей морской среды, а также разработку методов выявления активных морских загрязнителей, частично на основании таких данных; b) чтобы ГЭНАЗМ (Группа экспертов по научным аспектам загрязнения морей) в консультации с другими группами экспертов предложила руководящие Принципы для программы испытаний с целью оценки токсичности потенциальных загрязнителей морской среды; c) чтобы Продовольственная и сельскохозяйственная Всемирная организация здравоохранения, Международная океанографическая комиссия и Международное агентство по атомной энергии содействовали исследованиям воздействия активных морских загрязнителей на человека и другие организмы, уделяя надлежащее внимание хроническому воздействию в низких дозах; d) чтобы Межправительственная океанографическая комиссия совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций и Всемирной организацией здравоохранения изучила возможность создания международного института по исследованию тропических морей, который будет осуществлять подготовку специалистов, а также проводить научные исследования. Рекомендация 90 Рекомендуется, чтобы Межправительственная океанографическая комиссия совместно с Всемирной метеорологической организацией и по необходимости в сотрудничестве с другими заинтересованными межправительственными органами содействовала наблюдению за загрязнением морей, предпочтительно в рамках Объединенной глобальной системы океанических станций (ОГСОc), а также разработала методы наблюдения за активными морскими загрязнителями в воде, осадках и организмах, консультируясь с Группой экспертов по научным аспектам загрязнения морей (ГЭНАЗМ) в отношении сопоставимости методологии. Рекомендация 91 Рекомендуется, чтобы Межправительственная океанографическая комиссия: a) обеспечила при проведении международных исследованиях моря, наблюдения за морской средой и проведения связанной с этим деятельности разработку положений для обмена информацией, сведениями об основных данных о море и о его загрязнения, а также положений для распространения этих сведений, информации и указания на источник и уделяла бы внимание особым нуждам развивающихся стран; b) обсудила полностью совместно Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Всемирной метеорологической организацией, Межправительственной морской консультативной организацией, Всемирной организацией здравоохранения, Международным агентством по атомной энергии, Международной гидрографической организацией, Международным советом по исследованию морей и другими заинтересованными и соответствующими организациями вопрос об усилении деятельности по обмену данными и информацией о море и другими соответствующими данными и об их распространении; c) поддерживала концепцию развития межотраслевой и межорганизационной системы, используя на начальном этапе уже существующие центры; d) положила начало использованию возможностей многоотраслевого характера по указанию ссылок на источники в отношении данных и информации о загрязнении моря. Рекомендация 92 Рекомендуется, a) чтобы правительства коллективно одобрили Принципы, изложенные в пункте 197 документа Конференции A/CONF.48/8 ,в качестве руководящих положений для Конференции по морскому праву и Конференции Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) по борьбе с загрязнением морей, проведение которых запланировано на 1973 год, а также формулировку целей, согласованных на второй сессии Межправительственной рабочей группы по вопросам загрязнения морей: "Морская среда и все питаемые ею живые организмы имеют жизненно важное значение для человечества, и все люди заинтересованы в управлении этой средой таким образом, чтобы ее качеству и ресурсам не наносился ущерб. Это относится в особенности к прибрежным странам, в высшей степени заинтересованным в управлении ресурсами прибрежных районов. Способность моря ассимилировать и обезвреживать природные ресурсы отнюдь не безгранична. Применение надлежащих административных и хозяйственных мер для предупреждения загрязнения морей и контроля за ним следует рассматривать как весьма существенный элемент управления океанами и морями и их природными ресурсами"; и, что касается особого интереса прибрежных государств к морской среде, а также признания, что резолюция по этому вопросу является предметом для рассмотрения на Конференции по морскому праву, чтобы они приняли во внимание Принципы о правах государств, которые обсуждались на второй сессии Межправительственной рабочей группы по вопросам загрязнения морей, но не были ею ни одобрены, ни отвергнуты, и сообщили их Конференции Межправительственной консультативной морской организации 1973 года для принятия возможных соответствующих мер; b) чтобы правительства приняли своевременные меры с целью осуществления эффективных национальных действий для контроля над всеми важными источниками загрязнения моря, включая наземные источники, а также согласовывали и координировали свои действия на региональном уровне и по мере необходимости также и на более широкой международной основе; c) чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, предпринял шаги, направленные на определение руководящих Принципов, которые правительства, возможно, пожелают учесть при разработке подобных мер; Рекомендация 93 Рекомендуется, чтобы любой механизм по координации и стимулированию деятельности различных органов Организации Объединенных Наций в связи с проблемами окружающей среды нес, в частности, общую ответственность за обеспечение предоставления правительствам необходимых консультативных услуг по проблемам загрязнения морей. Рекомендация 94 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с органами Организации Объединенных Наций предпринял шаги по обеспечению дополнительными финансовыми средствами учебных и других программ помощи, повышающих способность развивающихся стран принимать участие в международных программах морских исследований, наблюдения и борьбы с загрязнением. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Рекомендация 95 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял следующие меры, направленные на то, чтобы система Организации Объединенных Наций: a) оказывала необходимую техническую и финансовую помощь странам, которые ее запрашивают, с целью подготовки национальных докладов по вопросам окружающей среды и создания механизма наблюдения за процессом развития окружающей среды с социально-культурной точки зрения, и в частности для разработки национальных, образовательных и культурных программ; b) поддерживала и поощряла осуществление проектов, направленных на обеспечение постоянного сотрудничества в деле выполнения национальных социальных , образовательных и культурных программ включая их экономические аспекты, в рамках международной системы. Организациям системы Организации Объединенных Наций, в том числе региональным экономическим комиссиям и Экономическому и социальному бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте, а также другим международным правительственным и неправительственным организациям будет предложено внести свой вклад в выполнение этой задачи; c) организовала обмен информацией об опыте, методах и проводимых работах в том, что касается постоянного социального диагноза, в частности на региональном уровне и между районами, имеющими общие проблемы; d) содействовала разработке социальных и культурных показателей окружающей среды в целях разработки общей методологии оценки и составления докладов об эволюции окружающей среды; e) на основе национальных докладов о состоянии развития окружающей среды подготовляла периодические доклады о региональном и субрегиональном положении и о международном положении в этой области. Координацию указанных выше задач могут обеспечить новые органы, занимающиеся координацией деятельности в области окружающей среды, с учетом согласованной очередности на основе имеющихся ресурсов. Международные органы, занимающиеся вопросами сотрудничества и оказания технической и финансовой помощи, также могли бы способствовать проведению этих мер. Рекомендация 96 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь, а также организации системы Организации Объединенных Наций, в частности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и другие соответствующие международные организации после проведения консультаций и достижения соглашения приняли необходимые меры для разработки и осуществления международной многоотраслевой программы образования в области окружающей среды как в учебных заведениях, так и вне их, охватывающей все уровни образования и предназначенной для всего населения, в частности для граждан, как подростков, так и взрослых, проживающих в сельских и городских районах, с целью ознакомления их с простыми мерами по управлению окружающей средой и ее регулированию, которые они могли бы принимать самостоятельно. Для поддержания этой программы необходимо разработать программу технического и финансового сотрудничества и помощи с учетом согласованной очередности на основе имеющихся ресурсов. Эта программа должна включать, в частности a) подготовку перечня существующих систем образования, включая образование в области окружающей среды, включая образование в области окружающей среды; b) обмен информацией о таких системах, и в частности распространение результатов педагогических экспериментов; c) подготовку и переподготовку специалистов в различных отраслях и на различных уровнях (включая подготовку преподавателей); d) изучение вопроса о создании групп экспертов в различных областях, связанных с окружающей средой, включая такие, как экономика, социология, туризм и другие, в целях облегчения обмена опытом между странами с одинаковыми условиями окружающей среды и с сопоставимым уровнем развития; e) разработку и испытание новых материалов и методов для всех видов и уровней образования в области окружающей среды. 2. Рекомендуется также, чтобы Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в рамках программы "Человек и биосфера", Всемирная организация здравоохранения Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная метеорологическая организация и все соответствующие организации, включая научные союзы, деятельность которых координируется Международным советом научных организаций, развернули работу по изучению нововведений, которые необходимо внедрить в область подготовки специалистов и технических работников, и стимулировали совместно с программой Организации Объединенных Наций создание курсов и организацию стажировки по вопросам окружающей среды на региональном и международном уровнях. 3. Рекомендуется 1 0далее, чтобы международные организации добровольных служб, и в частности Международный секретариат добровольной службы совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций и при посредстве Программы добровольцев системы Организации Объединенных Наций включили в число предоставляемых ими услуг специальные услуги в области окружающей среды. Рекомендация 97 1. Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял следующие меры, имеющие целью: a) подготовить программу информации, с тем чтобы создать такое положение, когда каждый человек будет ознакомлен с проблемами окружающей среды и привлечь общественность к управлению окружающей средой и контролю за ней. Эта программа должна использовать как традиционные, так и современные средства массовой информации с учетом национальных особенностей. Кроме того, она должна, с одной стороны, обеспечить активное участие граждан и, с другой - заинтересовать неправительственные организации и обеспечить их вклад в дело охраны и развития окружающей среды; b) учредить Всемирный день окружающей среды; c) обеспечить перевод подготовительных и официальных документов Конференции на возможно большее число языков и самое широкое их распространение; d) использовать соответствующую информацию об окружающей среде во всех ее аспектах, в деятельности информационных органов системы Организация Объединенных Наций; e) развивать техническое сотрудничество, в частности на уровне региональных экономических комиссий Организация Объединенных Наций и между ними и Экономическим и социальным бюро Организация Объединенных Наций в Бейруте. 2. Рекомендуется также, чтобы Генеральный секретарь и учреждения, занимающиеся вопросами развития, приняли необходимые меры, направленные на использование и приспособление некоторых международных программ развития, при условии что это не приведет к задержке в осуществлении этих программ, с тем чтобы улучшить распространение информации и укрепить общественные меры, направленные на решение проблем окружающей среды, в частности в том, что касается угнетенных и обездоленных народов мира. Рекомендация 98 Рекомендуется, чтобы правительства с помощью Генерального секретаря, Продовольственной и сельскохозяйственной организации, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и других соответствующих международных и региональных межправительственных и неправительственных учреждений продолжали подготовку существующих и будущих конвенций, необходимых для сохранения мировых природных ресурсов и культурного наследия. В ходе подготовительной работы правительствам следует рассмотреть вопрос о возможности введения в действие систем охраны элементов мирового наследия, которые позволят правительствам, желающим сохранить элементы национального наследия своих стран, представляющие всеобщую ценность, получить от международного сообщества, если они попросят об этом, техническую и финансовую помощь, необходимую им для осуществления своих усилий. Рекомендация 99 1. Рекомендуется, чтобы правительства: a) приняли к сведению, что проект конвенции об охране мировых природных ресурсов и культурного наследия, подготовленный Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является важным шагом в деле охраны окружающей среды в Международном масштабе; рассмотрели вышеупомянутый проект в целях его принятия на следующей Генеральной конференции ЮНЕСКО; b) в надлежащих случаях подписали Конвенцию о сохранении заболоченных земель, имеющих международное значение. 2. Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в консультации с заинтересованными учреждениями системы Организации Объединенных Наций и заинтересованными учреждениями неправительственными организациями принял соответствующие меры, с тем чтобы всесторонне изучить все возможные процедуры, необходимые для охраны некоторых островов в научных целях. 3. Рекомендуется создать по возможности в самые кратчайшие сроки и под эгидой соответствующих правительственных или межправительственных организаций конференцию полномочных представителей для выработки и принятия конвенции об экспорте, импорте и транзитных перевозках некоторых видов диких животных и растений. Рекомендация 100 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь принял меры в целях: a) получения информации о национальных экспериментальных мероприятиях, касающихся новых форм управления окружающей средой; b) оказания помощи странам в проведении экспериментов и исследований по просьбе этих стран; c) организация международного обмена информацией, собранной по этому вопросу. Рекомендация 101 Рекомендуется также, чтобы Генеральный секретарь принял соответствующие меры, включая созыв совещания экспертов,с целью создания Международной службы для источников информации по вопросам окружающей среды с учетом модели, описанной в пунктах 129-136 документа об образовательных, информационных, социальных и культурных аспектах проблем окружающей среды (A/CONF.48/9), с тем чтобы содействовать успешному осуществлению всех рекомендаций по этим аспектам окружающей среды и большинства рекомендаций, предусмотренных в других самостоятельных тематических разделах повестки дня Конференции. РАЗВИТИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Рекомендация 102 Рекомендуется, чтобы соответствующие региональные организации подвергли всестороннему рассмотрению каждое их следующих мероприятий: a) составление региональных, субрегиональных и секториальных детальных краткосрочных и долгосрочных планов для изучения основных проблем окружающей среды, возникающих в странах соответствующего района, а также особых проблем наименее развитых стран района и стран, побережью, внутренним озерам и рекам которых особенно угрожают последствия загрязнения морей и других видов загрязнения; b) оценка возможных административных, правовых и технических решений таких проблем, предусматривающих как предупредительные меры, так и меры для исправления положения, включая альтернативные и/или многодисциплинарные подходы к проектам, осуществляемым в целях развития; c) подготовка в рамках международных соглашений законодательных мер с целью охраны морских (и пресноводных) рыбных ресурсов в пределах национальной юрисдикции; d) в контексте развития и в соответствии с предложениями, содержащимися во Всемирном плане действий по применению достижений науки и техники в целях развития, увеличение и облегчение приобретения и распространения информации и опыта в станах-членах посредством всемирного и регионального сотрудничества, уделяя особое внимание созданию международной справочной сети и постоянному обмену информацией и результатами наблюдений между региональными организациями; e) создание возможностей для обмена информацией и опытом между менее развитыми в промышленном отношении странами, перед которыми, несмотря на расположение в различных районах, возникают в связи с общностью физических климатических и других факторов аналогичные проблемы; f) поощрение подготовки специалистов по вопросам учета соображений, относящихся к окружающей среде, при планировании развития и по определению и анализу экономических и социальных затрат и выгод при альтернативных подходах; g) определение критериев, концепций и терминологии по вопросам окружающей среды путем применения междисциплинарного подхода; h) составление и распределение информации о важных проблемах окружающей среды в каждом районе и о характере и результатах мер, принятых для их урегулирования; i) оказание и координация технической помощи, направленной на создание систем научных исследований, информации и анализа на национальном уровне по вопросам окружающей среды; j) оказание в сотрудничестве с соответствующими международными учреждениями помощи развивающимся странам в деле организации начального обучения с уделением особого внимания вопросам гигиены и в разработке и применении подходящих методов улучшения системы здравоохранения, жилищных условий, санитарного состояния и водоснабжения, борьбы с эрозией почв. Особое внимание следует уделить мерам и методам, поощряющим использование местной рабочей силы, местных материалов и местных специалистов в деле управления окружающей средой; k) поощрение соответствующих учреждений и органов в рамках системы Организации Объединенных Наций для содействия развивающимся странам, по их просьбе, в разработке национальной политики в области науки, техники и исследований, с тем чтобы помочь развивающимся странам получить возможность выявить и решить на ранних этапах планирования и развития. В этой связи особое внимание должно быть уделено тем видам исследований, технологии и отраслям науки, которые помогут развивающимся странам ускорить выявление, эксплуатацию, обработку и маркетинг их природных ресурсов без оказания неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Рекомендация 103 Рекомендуется, чтобы правительства приняли необходимые меры для обеспечения нижеследующего: a) все участвующие в работе Конференции страны соглашаются не использовать связанные с окружающей средой опасения в качестве предлога для проведения дискриминационной торговой политики или для ограничения доступа на рынки и признают далее, что вся тяжесть принятия мер в области окружающей среды не должна быть переложены развитыми странами, прямо или косвенно, на развивающиеся страны. Как правило, ни одна страна не должна решать свои проблемы окружающей среды или не решать их в ущерб другим странам; b) если забота о состоянии окружающей среды ведет к ограничению торговли или к более строгим нормам в отношении окружающей среды с отрицательным влиянием на экспорт, особенно развивающихся стран, следует разработать подходящие компенсационные меры в рамках действующих договорных и организационных соглашений, а также любых новых подобных соглашений, которые могут быть разработаны в будущем; c) среди других международных организаций для рассмотрения данных проблем можно прибегнуть к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, особенно через посредство недавно созданной Группы по мерам в области окружающей среды и международной торговли и ее общих процедур двустороннего международного и многостороннего урегулирования разногласий; d) там, где возможно (то есть в тех случаях, которые не требуют немедленного прекращения импорта), страны должны заранее информировать своих торговых партнеров о предполагаемых мерах, с тем чтобы можно было провести консультации в числе других международных организаций в рамках Группы ГАТТ по мерам в области окружающей среды и международной торговли; e) все страны соглашаются с тем, что нельзя ожидать, что единообразные нормы в отношении окружающей среды будут применяться всеми странами к определенным промышленным процессам или видам продукции, за исключением тех случаев, когда нарушение окружающей среды может представлять опасность для других стран. Кроме того, чтобы не допустить ограничения доступа развивающихся стран на рынки развитых в промышленном отношении стран вследствие различных стандартов на продукты, правительства должны стремиться к разработке стандартов, согласованных в мировом масштабе. Стандарты в отношении окружающей среды следует устанавливать на уровне, который считается необходимым для охраны окружающей среды, и они не должны быть направлены на получение преимущества в торговле; f) правительства и компетентные международные организации должны постоянно следить за среднесрочными и долгосрочными тенденциями в международной торговле и принимать меры в целях содействия: i) 1 0обмену технологией по охране окружающей среды; ii) международной торговле натуральными продуктами и сырьевыми товарами, конкурирующими с синтетическими продуктами, вызывающими большее загрязнение. Рекомендация 101 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил: a) принятие существующими организациями ООН надлежащих мер для определения угрожающих экспорту основных факторов, которые возникают в связи с опасениями по поводу состояния окружающей среды, характера и серьезности таких опасений и которые можно предусмотреть в целях исправления положения; b) оказание системой Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с другими правительствами и неправительственными учреждениями, работающими в этой области, помощи правительствам в деле разработки взаимоприемлемых общих международных стандартов в отношении окружающей среды для продуктов, которые, как считают правительства, имеют определенное значение для внешней торговли. Методы испытания и удостоверения, разработанные для обеспечения соответствия продуктов этим стандартам, должны быть такими, чтобы они не допускали произвольных и дискриминационных действий, которые могут повлиять на торговлю развивающихся стран. Рекомендация 105 Рекомендуется, чтобы Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и другие международные органы в рамках своей компетенции надлежащим образом рассмотрели вопрос об обеспечении ими контроля и оценки тарифных и нетарифных барьеров, устанавливаемых в торговле в связи с политикой в отношении окружающей среды, и составления периодических докладов по этому вопросу. Рекомендация 106 Рекомендуется, чтобы: a) Генеральный секретарь в сотрудничестве с другими соответствующими международными органами в необходимых случаях изучал вопрос о том, в какой мере можно было бы урегулировать проблемы загрязнения среды путем снижения существующего в настоящее время уровня производства и сокращения в будущем темпов роста производства синтетических продуктов и заменителей, натуральные виды которых могли бы производиться развивающимися странами, и разработать рекомендации относительно принятия мер как в национальном, так и международном плане; b) правительства развивающихся стран подвергли всестороннему рассмотрению новые возможности, которые могут быть им предоставлены для создания отраслей промышленности и/или расширения существующих отраслей промышленности, могущие иметь сравнительные преимущества с точки зрения окружающей среды, и чтобы были приняты специальные меры по применению надлежащих международных стандартов в отношении окружающей среды, с тем чтобы избежать возникновения в развивающихся странах проблем загрязнения; c) Генеральный секретарь в консультации с соответствующими международными учреждениями приступил к составлению полного обзора практических последствий проблем окружающей среды в связи с распределением будущих промышленных мощностей, и в частности в связи с методами оказания развивающимся странам помощи в деле использования предоставленных им возможностей и сведения к минимуму риска в этой области. Рекомендация 107 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил в сотрудничестве с компетентными международными учреждениями проведение исследования надлежащих механизмов по финансированию международных мероприятий, связанных с окружающей средой, с учетом резолюции 2849 (XXVI) Генеральной Ассамблеи. Рекомендация 108 Признавая, что самое широкое применение технических методов, обеспечивающих охрану и улучшение окружающей среды, отвечает интересам всего человечества, Рекомендуется обратиться к Генеральному секретарю с просьбой провести в консультации с правительствами и соответствующими международными учреждениями исследования по вопросу о том, каким образом такие технические методы в области окружающей среды могут быть предоставлены в распоряжение развивающихся стран на условиях, которые способствуют их широкому распространению, не возлагая при этом неприемлемого бремени на развивающиеся страны. Рекомендация 109 Рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с соответствующими международными учреждениями принял меры к тому, чтобы изложенные в настоящем документе соображения международного характера в отношении окружающей среды были включены в обзор и оценку Стратегии развития на второе Десятилетие развития таким образом, чтобы они не сдерживали поток международной помощи развивающимся странам. Рекомендации для принятия национальных мер, предложенные Генеральным секретарем Конференции, будут направлены на рассмотрение правительств и по мере необходимости будут учтены в процессе обзора и оценки при рассмотрении вопросов для принятия национальных мер, включенных в Международную стратегию развития. Следует также обеспечить, чтобы рассмотрение развитыми странами своих собственных проблем окружающей среды не оказало влияния на поток помощи развивающимся странам и чтобы этот поток удовлетворял дополнительным потребностям этих стран в области окружающей среды. C. План мероприятий Все одобренные Конференцией рекомендации в отношении мероприятий на международном уровне (см. раздел B, выше) перегруппированы в нижеследующем Плане мероприятий в области окружающей человека среды в утвержденных рамках (см. раздел A, выше). Рекомендации, которые до или в ходе Конференции рассматривались отдельно по тематическим разделам, распределены ниже в зависимости от их функции на три компонента Плана мероприятий: глобальная программа оценки окружающей среды (глобальная система наблюдений), деятельность, связанная с управлением окружающей средой, и меры содействия. ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ) Эта категория включает перечисленные ниже функции: Оценка и обзор: основа для определения требуемых знаний и меры, которые необходимо принять: рекомендации: 4, 11, 14, 18, 21, 30, 41, 44, 46(c,d), 48, 49, 54, 55, 60, 61, 63, 70, 74, 75, 81, 85, 88, 91(a), 92(c), 93, 94, 95(d,e), 106, 109. Исследование: для получения новых знаний такого характера, которые конкретно необходимы для осуществления руководства и принятия решений: рекомендации: 4, 12, 13, 16(b), 18(c), 20(b,c), 21, 23, 24(a,b), 26, 28, 41, 42, 43(5.b,c), 45(2.b), 48, 49, 51(c), 52, 53(d), 59, 62, 64, 65, 66, 68, 73, 74(d), 76, 78, 79(d), 80(a-c), 84, 85, 87, 88, 89, 94, 95(d), 102(a,i), 106)c), 108. Мониторинг: для сбора некоторых данных по конкретным переменным величинам окружающей среды и для оценки и предопределения важных условий и тенденций окружающей среды: рекомендации: 18(1.a-e), 20(a,iv), 25, 29, 30, 40, 45, 46(a-c), 49, 51(c,i,ii), 52(1.c), 55, 57, 67, 73, 74, 76, 77, 78, 79, 80, 87, 90, 94, 95, 102, 104, 105, 108. Обмен информацией: для распространения знаний в рамках научных и технических сообществ и для обеспечения того, чтобы принимающие решения органы на всех уровнях извлекали наибольшую выгоду из знаний, которые могут быть предоставлены в должном виде и тогда, когда они будут полезными: рекомендации: 2, 4, 5, 16(c), 19(a), 20(a,c,), 21(a), 26, 27, 35, 37, 39, 41, 45, 46(b), 49, 51(c), 52, 53(c), 54, 55, 56, 57, 58, 59, 73, 74(b), 84, 91, 95(c), 96(b), 97, 100(c), 101, 102(d,e,h,i), 108. УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Эта категория включает функции, предназначенные для облегчения всеобъемлющего планирования, в котором учитываются побочные влияния деятельности человека, и поэтому направленные на защиту и улучшение окружающей человека среды для нынешних и будущих поколений. Рекомендации: 1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18(3,4), 19, 20(d), 21, 22, 23, 27, 32, 33, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 61, 63, 68, 69, 70, 71, 72, 75(b), 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88, 92, 93, 94, 96(b), 98, 99, 100(a), 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109. МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ Эта категория относится к мерам, необходимым для проведения мероприятий других двух категорий (оценка окружающей среды и управление окружающей средой). Образование, 1 0профессиональная подготовка и общественная информация: для подготовки необходимых специалистов, специалистов с многодисциплинарными знаниями и технического персонала и для облегчения использования знаний при принятии решений на всех уровнях: рекомендации: 6, 7, 8, 13, 16, 18(4), 19(b), 31, 34, 73, 89(d), 93, 94, 95(e), 96, 97, 102(f). Организационные мероприятий: рекомендации: 4(1), 7(b), 16, 18, 20(b,iii), 21(a, vi), 23, 26, 31(b), 33, 34(b), 41, 42, 43(2, 6, 7), 45, 49, 50, 51, 52(2), 79, 85, 87(c), 89(d), 91, 93, 101, 102(e). Финансовые и другие виды помощи: рекомендации: 1, 2(1.c), 10, 12, 13, 15, 16(d), 18(2, 4), 19(b), 21(a), 34(b), 36, 43(b), 45, 46(d), 49, 50, 51(c, viii), 53, 73, 74, 77, 85(d), 93, 94, 95, 96, 97(1.e, 2), 98, 100(b), 102(i, j, k), 107, 108. Страницы: 1 2 |