ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ ХРАНЕНИЯ АКТОВЫХ КНИГ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 10 декабря 1976 г. N 1006 (Д) УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 года N 1006 I. Порядок внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния 1. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами записи актов гражданского состояния (загса). При наличии спора между заинтересованными лицами вопросы внесения изменений, дополнений и исправлений в записи решаются в судебном порядке. 2. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов - гражданского состояния при наличии достаточных оснований производится: а) при изменении фамилии, имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного; б) при изменении фамилии супруга в связи с расторжением брака или признанием брака недействительным; в) при изменении в соответствии с действующим республиканским законодательством фамилии несовершеннолетнего ребенка в связи с прекращением брака между родителями или признанием брака недействительным; г) при регистрации установления отцовства; д) при поступлении заявления матери, не состоящей в браке, о внесении в запись акта о рождении ребенка, сведений об отце ребенка; е) в случае отмены решения суда об установлении отцовства; ж) при отмене или признании усыновления (удочерения) недействительным, а также при признании брака недействительным; з) в связи с решением суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка; и) при перемене фамилии, имени и отчества; к) при изменении фамилии и отчества несовершеннолетнего в связи с переменой фамилии родителей и имени отца; л) при установлении в судебном порядке неправильностей в записи акта гражданского состояния; м) если в записи акта гражданского состояния указано двойное имя или двойное отчество; н) если в записи акта гражданского состояния не указаны фамилия, имя, отчество или национальность родителей; о) если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные сведения; п) если при регистрации рождения ребенку были присвоены фамилия или имя без учета пожеланий родителей; р) если ребенок фактически носит имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, когда это вызывается интересами ребенка; с) если в записи акта о рождении было указано неполное имя ребенка (уменьшительное, ласкательное, сокращенное); т) при необходимости исправления фамилии, имени и отчества в связи с изменением пола (у гермафродитов); у) если в момент регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки (искажения, пропуск сведений или отдельных слов). Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния возможно также в иных случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик. 3. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния производится на основании: а) решения исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся об усыновлении (удочерении); б) решения компетентного органа об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка; в) записи акта об установлении отцовства; г) решения суда об установлении неправильностей в записи акта гражданского состояния; д) решения суда о расторжении брака, об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об установлении отцовства, об отмене или признании усыновления (удочерения) недействительным, а также о признании брака недействительным; е) записи акта о перемене фамилии, имени, отчества; ж) заявления матери, не состоящей в браке, о внесении в книгу регистрации актов о рождении сведений об отце ребенка; з) заключения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту постоянного жительства заявителя, утвержденного исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся. Заключение составляется отделом (бюро) загса в случаях, предусмотренных подпунктами "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у" пункта 2 настоящих Основных положений. 4. Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния подаются в отдел (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту постоянного жительства заявителя. В случае исправления фамилии, имени и отчества в связи с изменением пола (у гермафродитов) заявления могут быть также поданы по месту нахождения учреждения здравоохранения, выдавшего заключение об изменении пола. 5. Заявления родителей об исправлении фамилии или имени ребенка в записи акта о рождении в связи с тем, что при регистрации рождения ребенку были присвоены фамилия или имя без учета пожеланий родителей, принимаются органами загса не позднее одного года, а заявления об исправлении имени ребенка в связи с тем, что он фактически носит имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, - не позднее пяти лет со дня регистрации рождения ребенка. 6. Материалы об изменении, дополнении и исправлении записей актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, имен и отчеств, и в других необходимых случаях направляются для проверки в органы внутренних дел по месту нахождения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся, принявшего заявление. Органы внутренних дел после проверки возвращают материалы в отдел (бюро) загса с заключением о результатах проверки. 7. На основании представленных документов и результатов проверки отдел (бюро) загса по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение о внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния или об отказе в этом. Это заключение подлежит утверждению распоряжением исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся. 8. Перечисленные в пункте 3 настоящих Основных положений документы, в том числе заключение отдела (бюро) загса об изменении, дополнении и исправлении записи акта гражданского состояния, утвержденное исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся, вместе со всеми собранными материалами направляются для исполнения в отдел (бюро) загса по месту нахождения соответствующей записи. Заключения, а также приложенные к ним материалы проверки, подлежащие направлению в другую союзную республику, составляются на русском языке. В случае, если заключения и материалы составлены не на русском языке, они направляются вместе с переводом их на русский язык. 9. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния производится отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту нахождения записи. При этом выписывается новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое выдается заявителю или пересылается в отдел (бюро) загса по месту жительства заявителя для вручения ему. Об изменениях, дополнениях и исправлениях, внесенных в записи актов гражданского состояния, сообщается в краевой, областной или городской (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - в республиканский архив органа загса. Об изменениях фамилии, имени, отчества, места и даты рождения военнообязанных и призывников сообщается также в районный (городской) военный комиссариат по месту их воинского учета. 10. Отказ органа загса в изменении, дополнении и исправлении записей актов гражданского состояния может быть обжалован в народный суд по месту жительства заявителя. 11. Рассмотрение вопросов о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть закончено отделом (бюро) загса не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен не более чем на два месяца исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях заведующим краевым, областным, городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканским органом загса. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи и выдача свидетельств по материалам, поступившим из других отделов (бюро) загса, должны быть произведены в 15-дневный срок. 12. Изменения, дополнения и исправления записей актов гражданского состояния в отношении умерших производятся по заявлению лиц, входящих в круг наследников по закону, в порядке, предусмотренном настоящими Основными положениями. 13. Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния советские граждане, постоянно проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, зарегистрировавшие акты гражданского состояния в органах загса СССР и постоянно проживающие за границей, подают консулам СССР за границей. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи производится в общем порядке отделом (бюро) загса по месту регистрации соответствующего акта, по ходатайствам консулов СССР за границей. 14. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях. II. Порядок восстановления утраченных записей актов гражданского состояния 15. Заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния подаются в отдел (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту постоянного жительства заявителя. 16. Утрата в органах загса записей актов гражданского состояния должна быть подтверждена краевым, областным или городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканским архивом органа загса по месту, где находилась утраченная запись. 17. Восстановление утраченных записей актов о браке, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемене фамилии, имени и отчества, расторжении брака, смерти производится только при наличии документов, подтверждающих, что соответствующая запись ранее имелась, или на основании решения суда. 18. В случаях, когда в документах, представленных заявителем, и в материалах проверки отсутствуют сведения о возрасте лица, в отношении которого восстанавливается запись акта о рождении, или содержатся противоречивые данные, определение возраста производится комиссией, образуемой для этой цели исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся. В состав комиссии по определению возраста включаются секретарь исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся, заведующий отделом (бюро) загса, а также представители органов внутренних дел и здравоохранения. К работе комиссии по определению возраста привлекаются представители заинтересованных учреждений (при восстановлении записей актов о рождении на лиц пенсионного возраста - представители отдела социального обеспечения, при восстановлении записей актов о рождении на лиц призывного возраста - представители районного (городского) военного комиссариата и др.). Решение комиссии по определению возраста может быть обжаловано в соответствующий исполнительный комитет районного (городского) Совета депутатов трудящихся. 19. Материалы о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния На лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, имен и отчеств, и в других необходимых случаях направляются для проверки в органы внутренних дел по месту нахождения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся, принявшего заявление. Органы внутренних дел после проверки возвращают материалы в отдел (бюро) загса с заключением о результатах проверки. 20. На основании представленных документов и результатов проверки, а также решения комиссии по определению возраста отдел (бюро) загса по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение о восстановлении утраченной записи акта гражданского состояния или об отказе в этом. Это заключение подлежит утверждению распоряжением исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся. 21. Заключение отдела (бюро) загса о восстановлении записи акта гражданского состояния, утвержденное исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся, вместе со всеми собранными материалами направляется в отдел (бюро) загса по месту, где находилась утраченная запись, для регистрации восстановленной записи. Заключения, а также приложенные к ним материалы проверки, подлежащие направлению для регистрации восстановленной записи в другую союзную республику, составляются на русском языке. В случае, если заключения и материалы составлены не на русском языке, они направляются вместе с переводом их на русский язык. 22. Регистрация восстановленной записи акта гражданского состояния производится отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту, где находилась утраченная запись, в книге текущей регистрации, а регистрация восстановленной записи акта о рождении - в книге регистрации восстановленных актов о рождении. На основании восстановленной записи выписывается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое выдается заявителю или пересылается в отдел (бюро) загса по месту жительства заявителя для вручения ему. Второй экземпляр восстановленной записи направляется в краевой, областной или городской (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - в республиканский архив органа загса. 23. При отказе в восстановлении утраченной записи акта гражданского состояния ввиду невозможности ее восстановления органами загса факт регистрации акта гражданского состояния устанавливается в судебном порядке. 24. При установлении в судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния отдел (бюро) загса регистрирует запись акта гражданского состояния на основании решения суда без составления заключения. 25. Рассмотрение вопросов о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния должно быть закончено отделом (бюро) загса не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен не более чем на два месяца исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях заведующим краевым, областным, городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканским органом загса. Регистрация восстановленной записи по материалам, поступившим из других отделов (бюро) загса, должна быть произведена в 15-дневный срок. 26. Заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния советские граждане, постоянно проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, зарегистрировавшие акты гражданского состояния в органах загса СССР и постоянно проживающие за границей, подают консулам СССР за границей. Восстановление записей производится в общем порядке отделом (бюpo загса по месту, где находилась утраченная запись, по ходатайствам консулов СССР за границей. 27. Восстановление записей актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях. 28. По правилам, предусмотренным настоящим разделом, производится регистрация рождения, если пропущен установленный законодательством срок регистрации. III. Аннулирование записей актов гражданского состояния 29. Первичная запись акта гражданского состояния нажег бить аннулирована на основании решения суда в случаях, предусмотренных республиканским законодательством. Восстановленная или повторно составленная запись акта гражданского состояния в случае обнаружения первичной записи может быть аннулирована на основании решения суда либо по заключению краевого, областного или городского (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках- республиканского органа загса. Если брак был расторгнут в связи с объявлением в установленном законом порядке одного из супругов безвестно отсутствующим, при отмене решения суда о признании лица безвестно отсутствующим и восстановлении брака запись акта о расторжении брака аннулируется органом загса, в котором находится эта запись. 30. Запись акта гражданского состояния может быть аннулирована по поступлении в орган загса копии соответствующего решения суда и по заявлению заинтересованных лиц, а восстановленная и повторно составленная запись - также по инициативе органов загса, обнаруживших первичную запись. 31. Заявления об аннулировании записей актов гражданского состояния подаются заинтересованными лицами в народный суд, а в соответствующих случаях - в отдел (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту постоянного жительства. Отдел (бюро) загса при необходимости истребует от заявителя и соответствующих учреждений дополнительные документы и сведения, после чего направляет все материалы в краевой, областной или городской (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - в республиканский орган загса по месту нахождения записи, подлежащей аннулированию. Материалы об аннулировании записей актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, имен и отчеств, и в других необходимых случаях направляются для проверки в органы внутренних дел по месту нахождения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся, принявшего заявление. Органы внутренних дел после проверки возвращают материалы в отдел (бюро) загса с заключением о результатах проверки. 32. Аннулирование записей актов гражданского состояния на основании решения суда, а также в случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 29 настоящих Основных положений, производится органами загса без составления заключения. В остальных случаях составление заключения обязательно. 33. Заключение об аннулировании записи акта гражданского состояния или об отказе в этом после соответствующей проверки составляется краевым, областным или городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканским органом загса по месту нахождения восстановленной или повторно составленной записи. 34. Заключение органа загса об аннулировании записи акта гражданского состояния или об отказе в этом может быть обжаловано заинтересованным лицом в исполнительный комитет соответствующего краевого, областного или городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - в Совет Министров республики. 35. Аннулирование записей актов гражданского состояния производится отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту нахождения записи. Выданные на основании аннулированной записи свидетельства изымаются и уничтожаются. 36. Об аннулировании записи акта гражданского состояния сообщается лицам, по заявлениям которых был зарегистрирован акт гражданского состояния, и соответствующему краевому, областному или городскому (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканскому архиву органа загса. 37. Рассмотрение вопросов об аннулировании записей актов гражданского состояния должно быть закончено органами загса в месячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен не более чем на один месяц Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного или городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - министерством юстиции республики по месту составления заключения об аннулировании записи. Аннулирование записи акта гражданского состояния должно быть произведено отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся в 15-дневный срок с момента поступления соответствующих документов. 38. Заявления об аннулировании восстановленных или повторно составленных записей актов гражданского состояния в случае обнаружения первичных записей советские граждане, постоянно проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, зарегистрировавшие акты гражданского состояния в органах загса СССР и. постоянно проживающие за границей, подают консулам СССР за границей. Аннулирование записей производится в общем порядке органом загса по месту нахождения записи, подлежащей аннулированию, по ходатайствам консулов СССР за границей, направляемым в краевой, областной или городской (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, ив автономных республиках - в республиканский орган загса. 39. Аннулирование записей актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях. IV. Порядок и сроки хранения актовых книг 40. Первые экземпляры книг регистрации актов гражданского состояния, составленных на территории данного района (города), а также метрические книги, составленные до образования органов загса, хранятся в архиве отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся. 41. Вторые экземпляры книг регистрации актов гражданского состояния и метрические книги, составленные н территории данной республики, края, области, города (городов республиканского подчинения), хранятся, соответственно в республиканском, краевом, областном или городском (городов республиканского подчинения) архиве органа загса. 42. Книги регистрации актов гражданского состояния, составленные консулами СССР за границей, хранятся в архиве отдела загса исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся (1). 43. Книги регистрации актов гражданского состояния и метрические книги хранятся в архиве органов загса в течение 75 лет со времени их составления. По истечении этого срока книги передаются на хранение в государственный архив. 44. Документы, на основании которых вносятся изменения, дополнения и исправления в записи актов гражданского состояния, указанные в пункте 3 настоящих Основных положений, а также документы, на основании которых восстановлена утраченная запись или аннулирована запись, материалы проверок, заключения органа загса хранятся в течение 50 лет в отделе (бюро) загса, который внес изменение, дополнение или исправление в запись, зарегистрировал восстановленную запись или аннулировал запись. По истечении указанного срока документы, материалы и заключения уничтожаются в установленном порядке. 45. Условия хранения книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг в органах загса, а также порядок передачи этих книг в государственный архив на хранение определяются Министерством юстиции СССР по согласованию с Главным архивным управлением при Совете Министров СССР. ---------------------------------------------------------------------- (1) С 1978 года первые экземпляры записей актов гражданского состояния хранятся в архиве отдела загса исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов, а вторые - в архиве отдела загса исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов. |