ЛЕСНОЙ КОДЕКС РСФСР. Кодекс. Верховный Совет РСФСР. 08.08.78


Страницы: 1  2  


8 августа 1978 г.


    РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА


                         ЛЕСНОЙ КОДЕКС РСФСР




(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ. УТРАТИЛ СИЛУ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  06.03.93  Г.  N  4616-1   -
ВЕДОМОСТИ  СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1993, N 15, СТ. 525)


     В результате    победы   Великой   Октябрьской   социалистической
революции леса,  как и другие природные богатства в нашей стране, были
национализированы  и  стали  достоянием народа.  Декрет Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г.
определил   основные  принципы  социалистической  организации  лесного
хозяйства в целях использования лесов в интересах всего народа.
     Государственная собственность  на леса в СССР,  в состав которого
входит на основе добровольного объединения  и  равноправия  с  другими
союзными     республиками     Российская     Советская    Федеративная
Социалистическая Республика,  составляет основу лесных  отношений,  то
есть общественных отношений в области использования, воспроизводства и
охраны лесов,  и служит  главной  предпосылкой  рационального  ведения
лесного хозяйства.
     Леса в СССР играют большую роль в развитии  экономики,  улучшении
окружающей   среды,  повышении  благосостояния  народа.  Они  являются
источником удовлетворения потребностей страны  в  древесине  и  другой
лесной   продукции,   оказывают   благоприятное   влияние  на  климат,
атмосферу,  гидрогеологический режим рек  и  других  водных  объектов,
предохраняют  почву  от ветровой и водной эрозии,  имеют иные полезные
природные свойства.  Леса все больше  используются  в  оздоровительных
целях,   для   удовлетворения   культурных   и  эстетических  запросов
населения.
     Многостороннее значение   лесов  и  длительность  их  выращивания
придают делу рационального использования,  сбережения  и  приумножения
лесных богатств характер общегосударственной задачи.
     Советское лесное законодательство признано активно способствовать
научно обоснованному, комплексному использованию лесов их планомерному
воспроизводству и эффективной охране в интересах настоящего и  будущих
поколений,  воспитанию  советских людей в духе высокой ответственности
за рачительное,  хозяйское отношение к лесу как важной составной части
природных богатств нашей Родины.

                               Раздел I
                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

           Статья 1. Задачи лесного законодательства РСФСР

     Задачами лесного     законодательства     Российской    Советской
Федеративной Социалистической Республики являются регулирование лесных
отношений  в  целях обеспечения рационального использования лесов,  их
охраны  и  защиты,  воспроизводства  и  повышения  продуктивности  для
удовлетворения   потребностей   народного   хозяйства  и  населения  в
древесине,  другой лесной продукции и усиления водоохранных, защитных,
климаторегулирующих,  санитарно-гигиенических,  оздоровительных и иных
полезных природных свойств лесов,  а также  охрана  прав  предприятий,
учреждений,  организаций  и  граждан,  укрепление законности в области
лесных  отношений (в  ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от
3  декабря 1979  г. -  Ведомости  Верховного Совета РСФСР, 1979, N 49,
ст. 1196).

         Статья 2. Лесное законодательство Союза ССР и РСФСР

     Лесные отношения   в   РСФСР   регулируются   Основами    лесного
законодательства  Союза  ССР  и  союзных  республик  и  издаваемыми  в
соответствии с ними другими актами лесного законодательства Союза ССР,
настоящим Кодексом и иными актами лесного законодательства РСФСР.
     Настоящий Кодекс    в    соответствии    с    Основами    лесного
законодательства  Союза  ССР  и  союзных  республик  регулирует лесные
отношения как по вопросам,  предусмотренным Основами,  так и по другим
вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
     Земельные, водные  и  горные  отношения  в   РСФСР   регулируются
соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.

               Статья 3. Государственная (общенародная)
                        собственность на леса

     В соответствии  с  Конституцией  СССР  и  Конституцией РСФСР леса
являются  государственной  собственностью  -  общим  достоянием  всего
советского народа.
     Леса состоят  в  исключительной   собственности   государства   и
предоставляются только в пользование.  Действия,  в прямой или скрытой
форме  нарушающие  право  государственной   собственности   на   леса,
запрещаются  (в  ред.  Указа  Президиума   Верховного  Совета РСФСР от
3 декабря 1979 г.)

         Статья 4. Единый государственный лесной фонд. Земли
               государственного лесного фонда

     В соответствии  с  Основами  лесного законодательства Союза ССР и
союзных республик все леса  в  СССР  образуют  единый  государственный
лесной фонд.
     Единый государственный лесной фонд состоит из:
     1) лесов государственного значения,  то есть лесов, находящихся в
ведении государственных органов лесного  хозяйства,  городских  лесов,
закрепленных лесов и лесов заповедников;
     2) колхозных  лесов,  то  есть  лесов,  находящихся  на   землях,
предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
     В соответствии    с    Земельным    кодексом    РСФСР     землями
государственного  лесного  фонда признаются земли,  покрытые лесом,  а
также  не  покрытые  лесом,  но  предназначенные  для   нужд   лесного
хозяйства.  Границы земель государственного лесного фонда,  отделяющие
их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

           Статья 5. Древесно-кустарниковые насаждения, не
                входящие в государственный лесной фонд

     В государственный лесной фонд не входят:
     деревья и группы деревьев,  а также  иная  древесно-кустарниковая
растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
     защитные насаждения на  полосах  отвода  железных,  автомобильных
дорог и каналов;
     деревья и группы деревьев,  а также озеленительные  насаждения  в
городах  и  других  населенных пунктах,  произрастающие на землях,  не
занятых городскими лесами;
     деревья и  группы  деревьев  на  приусадебных,  дачных  и садовых
участках.
     Создание указанных  насаждений,  уход  за  ними  и  использование
осуществляются в порядке,  определяемом законодательством Союза ССР  и
РСФСР.

              Статья 6. Компетенция Союза ССР в области
                    регулирования лесных отношений

     В соответствии с Основами лесного законодательства  Союза  ССР  и
союзных  республик  ведению  Союза  ССР в области регулирования лесных
отношений подлежат;
     1) распоряжение  единым государственным лесным фондом в пределах,
необходимых для осуществления полномочий Союза ССР  в  соответствии  с
Конституцией СССР;
     2) установление основных положений в области пользования  лесами,
воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов;
     3) установление  размера  лесосечного  фонда  СССР,  порядка  его
распределения и отпуска древесины на корню;
     4) установление  основных  направлений  и  перспективных   планов
развития  лесного  хозяйства  страны,  использования лесных ресурсов и
полезных природных свойств леса;
     5) планирование  общесоюзных  мероприятий в области рационального
использования,  воспроизводства,  повышения продуктивности,  охраны  и
защиты лесов;
     6) установление порядка отнесения лесов к соответствующим группам
и категориям защитности, перевода их из одной группы в другую;
     7) установление единых для Союза ССР систем лесоустройства, учета
лесов и порядка ведения государственного лесного кадастра;
     8) государственный  контроль   за   состоянием,   использованием,
воспроизводством,  охраной  и защитой лесов и установление порядка его
осуществления;
     9) регулирование  других вопросов общесоюзного значения в области
рационального использования,  воспроизводства, охраны и защиты лесов в
соответствии  с  Конституцией СССР и Основами лесного законодательства
Союза ССР и союзных республик  (в  ред.  Указа  Президиума  Верховного
Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.)

                Статья 7. Компетенция РСФСР в области
                    регулирования лесных отношений

     Ведению Российской   Советской   Федеративной    Социалистической
Республики  в  области  регулирования  лесных  отношений  вне пределов
компетенции Союза ССР подлежат:  распоряжение  единым  государственным
лесным   фондом   на   территории   республики;  установление  порядка
пользования лесами,  воспроизводства, повышения продуктивности, охраны
и  защиты  лесов;  установление  перспективных планов развития лесного
хозяйства,  использования лесных ресурсов и полезных природных свойств
леса; планирование республиканских мероприятий в области рационального
использования,  воспроизводства,  повышения продуктивности,  охраны  и
защиты  лесов;  осуществление государственного контроля за состоянием,
использованием,  воспроизводством,  охраной и защитой лесов,  а  также
регулирование  лесных  отношений  по  другим  вопросам,  если  они  не
отнесены к компетенции Союза ССР.

              Статья 8. Компетенция автономных советских
                 социалистических республик в области
                    регулирования лесных отношений

     Ведению автономных советских социалистических республик в области
регулирования  лесных  отношений  вне пределов компетенции Союза ССР и
РСФСР подлежат:  распоряжение единым государственным лесным фондом  на
территории   республики;   участие  в  планировании  развития  лесного
хозяйства,  использования лесных ресурсов и полезных природных свойств
леса;   осуществление   государственного   контроля   за   состоянием,
использованием,  воспроизводством,  охраной и защитой лесов,  а  также
регулирование  лесных  отношений  по  другим вопросам в соответствии с
законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

                               Глава 2
         ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,
               ВОСПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ.
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ,
      ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ЛЕСОВ

            Статья 9. Государственное управление в области
               использования, воспроизводства, охраны и
                             защиты лесов

     Согласно Основам  лесного  законодательства  Союза  ССР и союзных
республик  государственное   управление   в   области   использования,
воспроизводства,  охраны и защиты лесов в РСФСР осуществляется Советом
Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных
республик,   исполнительными   комитетами   местных  Советов  народных
депутатов, а также государственными органами лесного хозяйства и иными
государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР
и РСФСР.
     Государственными органами  лесного  хозяйства  в  РСФСР  являются
Министерство  лесного  хозяйства  РСФСР  и  его  органы   на   местах.
Компетенция  Министерства  лесного  хозяйства  РСФСР  и его органов на
местах  по  государственному  управлению  в   области   использования,
воспроизводства,  охраны  и защиты лесов определяется Основами лесного
законодательства Союза ССР и союзных республик, иным законодательством
Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

       Статья 10. Компетенция исполнительных комитетов местных
            Советов народных депутатов по государственному
                 управлению в области использования,
                воспроизводства, охраны и защиты лесов

     Ведению исполнительных  комитетов  краевых,   областных   Советов
народных   депутатов   по   государственному   управлению   в  области
использования,  воспроизводства,  охраны  и  защиты  лесов   подлежат:
участие  в  планировании  развития  лесного  хозяйства,  использования
лесных ресурсов и  полезных  природных  свойств  леса;  обеспечение  в
соответствии   с   законодательством  Союза  ССР  и  РСФСР  проведения
мероприятий по охране и защите лесов и борьбе с  лесными  пожарами,  а
также    решение    других    вопросов    в   области   использования,
воспроизводства,  охраны и защиты лесов,  отнесенных к их  компетенции
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Исполнительные комитеты районных,  городских, районных в городах,
поселковых  и сельских Советов народных депутатов осуществляют права и
обязанности по государственному управлению  в  области  использования,
воспроизводства,  охраны  и  защиты  лесов  в пределах их компетенции,
определяемой  законодательством  Союза  ССР  и  РСФСР  (в  ред.  Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

             Статья 11. Задачи государственного контроля
                    за состоянием, использованием,
              воспроизводством, охраной и защитой лесов

     Государственный контроль     за    состоянием,    использованием,
воспроизводством,  охраной  и  защитой  лесов  имеет   своей   задачей
обеспечить    соблюдение    всеми   министерствами,   государственными
комитетами   и    ведомствами,    государственными,    кооперативными,
общественными предприятиями,  учреждениями, организациями и гражданами
установленного порядка  пользования  лесами,  правил  ведения  лесного
хозяйства,  воспроизводства  лесов,  их  учета и охраны,  а также иных
правил и норм,  предусмотренных лесным законодательством (в ред. Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

          Статья 12. Органы, осуществляющие государственный
                       контроль за состоянием,
                   использованием воспроизводством,
                       охраной и защитой лесов

     Государственный контроль     за    состоянием,    использованием,
воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществляется Советами
народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а
также государственными органами лесного хозяйства и  иными  специально
уполномоченными   на   то   государственными   органами   в   порядке,
устанавливаемом законодательством Союза ССР.

                               Глава 3
                  УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
                    ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ГРАЖДАН
             В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ
                   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ВОСПРОИЗВОДСТВУ,
                   ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ (Сноска 1)

       Статья 13. Содействие государственным органам и колхозам
             в осуществлении мероприятий по рациональному
               использованию, воспроизводству, охране и
                             защите лесов

     Профессиональные союзы,  организации  молодежи,  общество  охраны
природы,  научные общества и другие общественные организации, трудовые
коллективы,  а  также  граждане  оказывают  содействие государственным
органам  и  колхозам  в  осуществлении  мероприятий  по  рациональному
использованию,  воспроизводству,  охране и защите лесов (в ред.  Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985  г.  -  Ведомости
Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117).

         Статья 14. Порядок участия общественных организаций,
            трудовых коллективов и граждан в деятельности,
              направленной на обеспечение рационального
                   использования, воспроизводства,
                        охраны и защиты лесов

     Общественные организации  и трудовые коллективы принимают участие
в   деятельности,   направленной    на    обеспечение    рационального
использования,  воспроизводства, охраны и защиты лесов, в соответствии
с  законодательством  Союза  ССР  и  РСФСР,   а   также   с   Уставами
(положениями) общественных организаций.

--------------------
     Сноска 1.   Наименование  главы  3  -  в  ред.  Указа  Президиума
Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.  -  Ведомости  Верховного
Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117

     Граждане оказывают  содействие государственным органам и колхозам
в   осуществлении   мероприятий   по   рациональному    использованию,
воспроизводству,   охране  и  защите  лесов:  участвуют  в  проведении
необходимых работ,  вносят  предложения  об  улучшении  использования,
воспроизводства,  охраны  и  защиты  лесов,  сообщают  об известных им
нарушениях правил, предусмотренных лесным законодательством.
     Государственные органы  обязаны  всемерно  учитывать  предложения
общественных  организаций,  трудовых   коллективов   и   граждан   при
осуществлении     мероприятий    по    рациональному    использованию,
воспроизводству,  охране и  защите  лесов  (в  ред.  Указа  Президиума
Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.).

               Статья 15. Общественные лесные инспекции

     Общественные лесные   инспекции  организуются  при  предприятиях,
учреждениях и организациях,  ведущих лесное  хозяйство,  для  оказания
содействия  в  осуществлении  мероприятий  по охране лесов от пожаров,
незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и
других действий, причиняющих вред лесу.
     Положение об  общественных  лесных  инспекциях   утверждается   в
порядке,   устанавливаемом  Советом  Министров  РСФСР  (в  ред.  Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

                   Статья 16. Школьные лесничества

     Школьные лесничества создаются  в  целях  воспитания  у  учащихся
любви и бережного отношения к природе,  расширения и углубления знаний
в области ботаники, биологии и других естественных наук.
     Школьные лесничества оказывают помощь предприятиям, учреждениям и
организациям,  ведущим лесное хозяйство,  в проведении мероприятий  по
охране   лесов,   участвуют  в  посадке  и  посеве  леса,  выращивании
посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян
древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав и т.п.
     Положение о  школьных  лесничествах   утверждается   в   порядке,
устанавливаемом  Советом  Министров  РСФСР  (в  ред.  Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.)

                               Глава 4
             ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЕДЕНИЮ
                ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
             ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В
                ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

       Статья 17. Основные требования, предъявляемые к ведению
                          лесного хозяйства

     Государственные органы,  предприятия,  учреждения и  организации,
осуществляющие планирование,  организацию и ведение лесного хозяйства,
использование лесных ресурсов, с учетом народнохозяйственного значения
лесов и природных условий обязаны обеспечивать:
     усиление водоохранных,       защитных,       климаторегулирующих,
оздоровительных  и  иных  полезных природных свойств лесов в интересах
охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды и развития народного
хозяйства;
     непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для
планомерного   удовлетворения   потребностей   народного  хозяйства  и
населения в древесине и другой лесной продукции;
     расширенное воспроизводство,   улучшение   породного   состава  и
качества лесов, повышение их продуктивности;
     сбережение лесов,  охрану  их от пожаров,  защиту от вредителей и
болезней;
     рациональное использование  земель государственного лесного фонда
и других земель, занятых лесами;
     повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе
единой технической политики, достижений науки и техники.
     Уход за лесом, а также защита его от вредителей и болезней должны
осуществляться способами и методами,  не наносящими вреда  человеку  и
окружающей  среде (в ред.  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от
3 декабря 1979 г.).

                 Статья 18. Планирование мероприятий
                     по ведению лесного хозяйства

     Мероприятия по  ведению  лесного  хозяйства  предусматриваются  в
государственных  планах  экономического  и  социального   развития   с
расчетом  на  длительную перспективу и осуществляются соответствующими
министерствами,   государственными   комитетами   и   ведомствами    и
лесохозяйственными  предприятиями (в ред.  Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

        Статья 19. Права и обязанности государственных органов
             лесного хозяйства в области использования и
                            охраны земель

     Государственные органы лесного хозяйства  и  подведомственные  им
лесохозяйственные  предприятия  организуют  использование  по целевому
назначению и обеспечивают охрану земель,  имеющихся в пользовании этих
предприятий,  определяют  площади,  на  которых  должны осуществляться
различные  виды  лесных  пользований  и  проводиться  мероприятия   по
воспроизводству  лесов и уходу за лесом,  предоставляют в соответствии
со статьей 49 настоящего Кодекса земельные участки  для  осуществления
лесных  пользований  и  связанных  с  этим нужд,  выделяют участки для
организации лесных питомников,  плантаций и т.п.,  а также могут иметь
иные  права  и  обязанности в области использования и охраны указанных
земель в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Права и  обязанности,  предусмотренные  частью  первой  настоящей
статьи,  распространяются также  на  иные  предприятия,  учреждения  и
организации, ведущие лесное хозяйство, и их вышестоящие органы.
     В соответствии с Основами лесного законодательства  Союза  ССР  и
союзных республик государственные органы лесного хозяйства Союза ССР и
РСФСР осуществляют контроль за использованием земель  государственного
лесного  фонда  в  соответствии  с их целевым назначением и за охраной
этих земель в порядке,  устанавливаемом законодательством Союза ССР (в
ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

                               Глава 5
                  ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЛЕСАХ
                      ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

         Статья 20. Предприятия, учреждения и организации, на
           которые возлагается ведение лесного хозяйства в
                   лесах государственного значения

     Ведение лесного  хозяйства  в  лесах  государственного   значения
возлагается:
     на лесохозяйственные предприятия государственных органов  лесного
хозяйства   (кроме   городских   лесов,  закрепленных  лесов  и  лесов
заповедников);
     в городских  лесах  -  на лесохозяйственные и другие предприятия,
учреждения, организации исполнительных комитетов городских, районных в
городах Советов народных депутатов. Лесное хозяйство в городских лесах
может   вестись   совместно   с    лесохозяйственными    предприятиями
государственных органов лесного хозяйства;
     в закрепленных лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия,
учреждения,   организации  министерств,  государственных  комитетов  и
ведомств, за которыми закреплены эти леса;
     в лесах  заповедников  - на заповедники (в ред.  Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

           Статья 21. Обязанности предприятий, учреждений и
            организаций, ведущих лесное хозяйство в лесах
                      государственного значения

     На предприятия,  учреждения   и   организации,   ведущие   лесное
хозяйство    в    лесах    государственного    значения,   возлагаются
воспроизводство,  охрана,  защита и  улучшение  санитарного  состояния
лесов,  уход  за  ними,  повышение  продуктивности  лесов и плодородия
лесных почв,  организация лесных  пользований,  учет  лесов  и  другие
обязанности    по    ведению    лесного   хозяйства,   устанавливаемые
законодательством  Союза  ССР  и  РСФСР  (в  ред.   Указа   Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

              Статья 22. Правила, инструкции и указания
              государственных органов лесного хозяйства
                          Союза ССР и РСФСР

     Правила, инструкции  и  указания  государственных органов лесного
хозяйства  Союза  ССР  и  РСФСР  в  пределах   прав,   устанавливаемых
законодательством  Союза  ССР  и  РСФСР,  обязательны для министерств,
государственных  комитетов  и  ведомств,  предприятий,  учреждений   и
организаций,  на  которые  возложено  ведение  лесного хозяйства,  для
лесопользователей,  а также для предприятий, учреждений, организаций и
граждан,  проводящих  в  лесах  и  на  землях государственного лесного
фонда,  не покрытых лесом,  работы,  не связанные с  ведением  лесного
хозяйства и осуществлением лесных пользований (в ред. Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

            Статья 23. Указания предприятий, учреждений и
               организаций, ведущих лесное хозяйство в
                   лесах государственного значения

     Указания предприятий,  учреждений и организаций,  ведущих  лесное
хозяйство   в   лесах  государственного  значения,  в  пределах  прав,
устанавливаемых законодательством Союза ССР и РСФСР,  обязательны  для
всех   лесопользователей,   а   также   для  предприятий,  учреждений,
организаций и граждан,  проводящих в этих лесах и  на  соответствующих
землях,  государственного лесного фонда, не покрытых лесом, работы, не
связанные  с  ведением  лесного  хозяйства  и  осуществлением   лесных
пользований  (в  ред.  Указа  Президиума  Верховного  Совета  РСФСР от
3 декабря 1979 г.).

       Статья 24. Право предприятий, учреждений и организаций,
          ведущих лесное хозяйство в лесах государственного
            значения, на осуществление лесных пользований

     Предприятия, учреждения и организации, ведущие лесное хозяйство в
лесах   государственного   значения,  могут  в  установленном  порядке
осуществлять лесные пользования, предусмотренные статьей 46 настоящего
Кодекса (в ред.  Указа  президиума   Верховного   Совета    РСФСР  от
3 декабря 1979 г.).

                               Глава 6
             ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОЛХОЗНЫХ ЛЕСАХ

                      Статья 25. Колхозные леса

     Леса, находящиеся   на   землях,   предоставленных   колхозам   в
бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в
земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами.
     Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.

       Статья 26. Порядок ведения лесного хозяйства в колхозных
           лесах и осуществление государственного контроля

     В соответствии с Основами лесного законодательства  Союза  ССР  и
союзных   республик   ведение  лесного  хозяйства  в  колхозных  лесах
осуществляется колхозами  в  соответствии  с  Положением  о  колхозных
лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное
хозяйство  совместно  с   другими   колхозами,   совхозами   и   иными
предприятиями,  учреждениями  и организациями в порядке,  определяемом
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных
лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.
     Государственный контроль     за    состоянием,    использованием,
воспроизводством,  охраной и защитой  колхозных  лесов  осуществляется
государственными   органами   лесного   хозяйства,   иными  специально
уполномоченными на то  государственными  органами,  а  также  Советами
народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами (в
ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

          Статья 27. Помощь государственных органов лесного
            хозяйства колхозам в ведении лесного хозяйства
                          в колхозных лесах

     Государственные органы  лесного  хозяйства   оказывают   колхозам
помощь  в  планировании  и организации ведения лесного хозяйства,  а в
случае  необходимости  организуют  выполнение   подведомственными   им
предприятиями по договорам с колхозами (организациями, ведущими лесное
хозяйство  в  колхозных  лесах)  лесохозяйственных,  лесокультурных  и
лесозащитных работ.

                               Глава 7
                       ДЕЛЕНИЕ ЛЕСОВ НА ГРУППЫ

         Статья 28. Деление лесов государственного значения и
                      колхозных лесов на группы

     В соответствии  с  народнохозяйственным   значением   лесов,   их
местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов
на группы.  Леса  государственного  значения  разделяются  на  первую,
вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.

                    Статья 29. Леса первой группы

     К первой   группе  относятся  леса,  выполняющие  преимущественно
следующие функции:
     водоохранные (запретные   полосы  лесов  по  берегам  рек,  озер,
водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов,
защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);
     защитные (леса противоэрозионные,  в том числе  участки  леса  на
крутых  горных  склонах;  защитные  полосы лесов вдоль железных дорог,
автомобильных   дорог   общегосударственного,    республиканского    и
областного  значения;  особо  ценные  лесные массивы,  государственные
защитные лесные полосы,  байрачные леса; ленточные боры, степные колки
и  другие  леса  в пустынных,  полупустынных,  степных,  лесостепных и
малолесных  горных  районах,  имеющие  важное  значение   для   защиты
окружающей среды);
     санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские  леса,  леса
зеленых  зон вокруг городов,  других населенных пунктов и промышленных
предприятий,  леса зон санитарной охраны  источников  водоснабжения  и
округов санитарной охраны курортов. В соответствии с законодательством
Союза ССР под лесами зон санитарной охраны  источников  водоснабжения,
подлежащих  отнесению  к первой группе,  имеются в виду леса первого и
второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения).
     К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и
природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или
историческое    значение,   природные   памятники,   лесопарки,   леса
орехопромысловых  зон,   лесоплодовые   насаждения,   притундровые   и
субальпийские леса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от
3 декабря 1979 г.).

                     Статья 30. Лес второй группы

     Ко второй группе относятся леса в районах  с  высокой  плотностью
населения  и  развитой  сетью  транспортных путей,  имеющие защитное и
ограниченное эксплуатационное значение,  а также леса с недостаточными
лесосырьевыми  ресурсами,  для  сохранения  защитных  функций которых,
непрерывности и  неистощительности  пользования  ими  требуется  более
строгий режим лесопользования.
     Ко второй группе относятся также все колхозные леса,  не вошедшие
в состав первой группы.

                    Статья 31. Леса третьей группы

     К третьей  группе  относятся  леса  многолесных районов,  имеющие
преимущественно  эксплуатационное  значение  и   предназначенные   для
непрерывного   удовлетворения   потребностей   народного  хозяйства  в
древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.
     Леса третьей  группы  подразделяются  на освоенные и резервные.
     Резервными признаются леса,  которые не вовлечены в  эксплуатацию
вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим причинам.

       Статья 32. Отнесение лесов третьего пояса зон санитарной
           охраны источников водоснабжения к группам лесов

     В соответствии с законодательством Союза ССР леса третьего  пояса
зон  санитарной  охраны  источников  водоснабжения  относятся  к лесам
первой, второй и третьей групп по признаком, указанным в статьях 29-31
настоящего   Кодекса,   с   осуществлением  в  них  лесопользования  в
соответствии с установленными группами и категориями защитности.

         Статья 33. Определение границ земель, занятых лесами
                            каждой группы

     При отнесении   лесов   к  соответствующим  группам  одновременно
определяются границы земель, занятых лесами каждой группы.

          Статья 34. Установление порядка ведения хозяйства,
            использования лесов и соответствующих земель в
                     зависимости от группы лесов

     В зависимости от группы  лесов  устанавливается  порядок  ведения
хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также
порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд.
     В лесах  первой  и второй групп и в горных лесах всех групп могут
быть  выделены  особо  защитные   участки   с   ограниченным   режимом
лесопользования.

            Статья 35. Порядок отнесения лесов к группам и
              категориям защитности, включая определение
                 ширины запретных и защитных полос, и
               отнесения участков леса на крутых горных
             склонах к защитным, перевода лесов из одной
               группы в другую, а также выделения особо
                        защитных участков леса

     Отнесение лесов   к  группам  и  категориям  защитности,  включая
определение ширины запретных и защитных полос,  и  отнесение  участков
леса  на  крутых  горных  склонах  к защитным,  перевод лесов из одной
группы в другую,  а  также  выделение  особо  защитных  участков  леса
производятся   исходя  из  народнохозяйственного  значения  лесов,  их
местоположения,  выполняемых функций и  экономического  обоснования  в
порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Перевод лесов из
одной группы в другую и отнесение  лесов  к  категориям  защитности  в
связи   со   строительством   крупных   народнохозяйственных  объектов
осуществляются  до  начала  строительства  объекта   (в   ред.   Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

           Статья 36. Компетенция Совета Министров РСФСР по
             отнесению лесов к соответствующим группам и
                 переводу их из одной группы в другую

     В соответствии  с  законодательством  Союза ССР отнесение лесов к
соответствующим  группам  и  перевод  их  из  одной  группы  в  другую
производятся Советом Министров РСФСР по согласованию с Государственным
комитетом СССР по лесному хозяйству.

                               Глава 8
                  ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ПЛОЩАДЕЙ В НЕЛЕСНЫЕ

                     Статья 37. Порядок перевода
                      лесных площадей в нелесные

     В составе земель государственного лесного фонда выделяются:
     лесные площади  (покрытые  лесом,  а  также  не  покрытые лесом -
необлесившиеся лесосеки, гари, редины, прогалины, пустыри и т.п.);
     нелесные площади (сельскохозяйственные угодья,  дороги, просеки и
т.п.).
     Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в
целях,  не связанных с ведением  лесного  хозяйства  и  осуществлением
лесных пользований, производится:
     в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению
Совета Министров РСФСР;
     в лесах второй и  третьей  групп  -  в  порядке,  устанавливаемом
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в  целях,
не  связанных  с  ведением  лесного  хозяйства и осуществлением лесных
пользований,  в лесах государственного значения второй и третьей групп
производится:
     площадей размером до 50 гектаров в районах с  лесистостью  от  50
процентов  и  выше  и  площадей  размером  до  25 гектаров в районах с
лесистостью ниже 50 процентов  -  по  постановлению  Совета  Министров
автономной  республики,  решению  исполнительного  комитета  краевого,
областного Совета народных депутатов;
     во всех других случаях - по постановлению Совета Министров РСФСР.
     Перевод лесных площадей  в  нелесные  в  колхозных  лесах  второй
группы производится в соответствии с Положением о колхозных лесах.
     Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о  переводе  лесных
площадей  в  нелесные  для  использования  их в целях,  не связанных с
ведением  лесного  хозяйства  и  осуществлением  лесных   пользований,
устанавливается Советом Министров РСФСР.

          Статья 38. Порядок использования леса при изъятии
               земельных участков, занятых лесами, для
                государственных или общественных нужд

     При изъятии    земельных    участков,    занятых    лесами,   для
государственных  или   общественных   нужд   государственные   органы,
принимающие   решения   об   изъятии,  одновременно  решают  вопрос  о
сохранении или вырубке леса и о порядке использования  получаемой  при
этом древесины.
     Если в дальнейшем возникнет необходимость вырубки леса,  вопрос о
вырубке  леса  и  порядке  использования получаемой при этом древесины
решается  государственным  органом,  принявшим  решение   об   изъятии
земельного участка.
     Предприятия, учреждения и  организации,  которым  предоставляются
изъятые  земельные участки без права вырубки леса,  обязаны обеспечить
сохранность леса и уход за ним (в  ред.  Указа  Президиума  Верховного
Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

                               Глава 9
                 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ
                ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С
                      ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

           Статья 39. Возведение производственных объектов,
            связанных с ведением лесного хозяйства в лесах
                      государственного значения

     Предприятия, учреждения и организации, ведущие лесное хозяйство в
лесах  государственного  значения,  могут  возводить  в  установленном
порядке  в  лесах  и  на  землях  государственного  лесного фонда,  не
покрытых лесом, производственные объекты, связанные с ведением лесного
хозяйства,  с переводом в необходимых случаях (с разрешения органов, в
подчинении   которых   находятся   эти   предприятия,   учреждения   и
организации)  лесных  площадей  в  нелесные  (в ред.  Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

           Статья 40. Возведение производственных объектов,
               связанных с ведением лесного хозяйства в
                     хозяйства в колхозных лесах

     Колхозы, в пользовании которых находятся леса, могут возводить на
предоставленных  им  в  бессрочное пользование землях государственного
лесного фонда производственные объекты,  связанные с ведением  лесного
хозяйства,   с   разрешения   исполнительных  комитетов  районных  или
городских Советов народных депутатов.

                               Глава 10
             РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И
            ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И
               ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ И
                        ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ

            Статья 41. Условия размещения, проектирования,
                 строительства и ввода в эксплуатацию
              предприятий, сооружений и других объектов,
            влияющих на состояние и воспроизводство лесов

     При размещении,   проектировании,   строительстве   и   вводе   в
эксплуатацию  новых  и  реконструированных  предприятий,  сооружений и
других  объектов,  а  также  при   внедрении   новых   технологических
процессов,  влияющих  на  состояние  и  воспроизводство лесов,  должны
предусматриваться и осуществляться мероприятия,  обеспечивающие охрану
лесов  от  отрицательного  воздействия на них сточных вод,  химических
веществ,  промышленных  и  коммунально-бытовых  выбросов,  отходов   и
отбросов.

        Статья 42. Согласование мест и проектов строительства
              предприятий, сооружений и других объектов,
            влияющих на состояние и воспроизводство лесов

     Определение мест  строительства предприятий,  сооружений и других
объектов,   влияющих   на   состояние   и    воспроизводство    лесов,
согласовывается  с исполнительными комитетами местных Советов народных
депутатов,  государственными  органами  лесного  хозяйства  и  другими
органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты
строительства указанных  предприятий,  сооружений  и  других  объектов
подлежат  согласованию с государственными органами лесного хозяйства и
другими   органами    в    случаях    и    порядке,    устанавливаемых
законодательством Союза ССР.

                Статья 43. Условия запрещения ввода в
                   эксплуатацию объектов, влияющих
                 на состояние и воспроизводство лесов

     Запрещается ввод  в  эксплуатацию  новых   и   реконструированных
предприятий,  цехов,  агрегатов,  транспортных  путей,  коммунальных и
других  объектов,  не  обеспеченных   устройствами,   предотвращающими
вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.

                               Глава 11
                ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В ЛЕСАХ РАБОТ, НЕ
               СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И
                  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

          Статья 44. Порядок производства в лесах работ, не
               связанных с ведением лесного хозяйства и
                  осуществлением лесных пользований

     Строительные и   взрывные  работы,  добыча  полезных  ископаемых,
прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие
работы в лесах,  а также на землях государственного лесного фонда,  не
покрытых  лесом,  не  связанные  с  ведением   лесного   хозяйства   и
осуществлением  лесных  пользований,  производятся  по  согласованию с
исполнительными  комитетами  местных   Советов   народных   депутатов,
государственными  органами  лесного  хозяйства  и  другими  органами в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Указанные работы должны осуществляться способами,  не вызывающими
ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий  их
воспроизводства.

                              Раздел II
                           ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

                               Глава 12
          ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ. ВИДЫ И СРОКИ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

                     Статья 45. Лесопользователи

     Лесопользователями в    РСФСР    могут    быть   государственные,
кооперативные и общественные предприятия,  учреждения и организации, а
также граждане СССР.
     В случаях,   предусмотренных   законодательством    Союза    ССР,
лесопользователями могут быть и иные организации и лица (в ред.  Указа
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

                  Статья 46. Виды лесных пользований

     В лесах,  а также на землях государственного  лесного  фонда,  не
покрытых   лесом,  при  соблюдении  предусмотренных  законодательством
требований  и  условий  могут  осуществляться  следующие  виды  лесных
пользований:
     1) заготовка древесины;
     2) заготовка живицы;
     3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры и
т.п.);
     4) побочные лесные  пользования  -  сенокошение,  пастьба  скота,
размещение ульев и пасек,  заготовка древесных соков, заготовка и сбор
дикорастущих плодов,  орехов,  грибов,  ягод, лекарственных растений и
технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги
и чакана. Сенокошение и пастьба скота на сельскохозяйственных угодьях,
входящих    в    состав   земель   государственного   лесного   фонда,
осуществляются в соответствии с  требованиями  законодательства  Союза
ССР  и  РСФСР с учетом интересов лесного хозяйства.  Законодательством
РСФСР могут предусматриваться и другие побочные лесные пользования;
     5) пользование лесов в научно-исследовательских целях;
     6) пользование лесом в культурно-оздоровительных целях;
     7) пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства.

          Статья 47. Сроки осуществления лесных пользований

     Сроки осуществления лесных пользований устанавливаются:
     для заготовки древесины и живицы - законодательством Союза ССР;
     для заготовки пней,  луба,  коры,  бересты,  пихтовой, сосновой и
еловой лапки  -  статьями  65-69  настоящего  Кодекса,  если  иное  не
установлено законодательством Союза ССР;
     для осуществления  побочных   лесных   пользований   -   Советами
Министров  автономных  республик,  исполнительными комитетами краевых,
областных  Советов  народных  депутатов,  если  иное  не   установлено
законодательством Союза ССР и РСФСР.

                               Глава 13
            ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
                          ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

         Статья 48. Предоставление лесопользователям участков
                 для осуществления лесных пользований

     Предприятия, учреждения и организации,  ведущие лесное хозяйство,
предоставляют  в  установленном  порядке  лесопользователям  в  натуре
участки  для  заготовки  древесины,  живицы  и  второстепенных  лесных
материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других лесных пользований
(в   ред.   Указа   Президиума     Верховного     Совета    РСФСР   от
3 декабря 1979 г.).

         Статья 49. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет

     В соответствии с Основами лесного законодательства  Союза  ССР  и
союзных  республик  осуществление  лесных  пользований (за исключением
предусмотренных статьей 87 настоящего Кодекса) допускается  только  по
специальному  разрешению  -  лесорубочному билету (ордеру) или лесному
билету,  формы которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом
Министров  СССР.Лесорубочный билет (ордер) или лесной билет дают право
пользования земельным участком,  необходимым для осуществления лесного
пользования.   Лесопользователи  вправе  использовать  соответствующие
площади только  для  тех  лесных  пользований,  на  которые  им  выдан
лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.
     Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются предприятиями,
учреждениями и организациями, ведущими лесное хозяйство.
     Предприятия, учреждения и организации,  ведущие лесное хозяйство,
при  осуществлении  ими  лесных  пользований  обязаны  оформлять право
лесопользования  на  общих  основаниях  (в   ред.   Указа   Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

          Статья 50. Порядок выдачи разрешений на размещение
               туристских лагерей, баз отдыха и других
                          подобных объектов

     Порядок выдачи  разрешений  на  размещение  в  лесах  и на землях
государственного лесного фонда, не покрытых лесом, туристских лагерей,
баз   отдыха   и  других  подобных  объектов  с  возведением  строений
некапитального типа устанавливается Советом Министров РСФСР.

               Статья 51. Порядок предоставления права
                         на пользование лесом
                   в научно-исследовательских целях

     Право на   пользование  лесом  в  научно-исследовательских  целях
предоставляется предприятиям,  учреждениям и  организациям,  в  задачи
которых согласно их уставам, положениям или постановлениям вышестоящих
органов  входит  проведение  указанных  работ,  Министерством  лесного
хозяйства   РСФСР,   министерствами,   государственными  комитетами  и
ведомствами  РСФСР,  за  которыми  закреплены  леса,  если   иное   не
предусмотрено  законодательством  Союза  ССР (в ред.  Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

        Статья 52. Порядок предоставления права на пользование
                 лесом для нужд охотничьего хозяйства

     Право на   пользование   лесом  для  нужд  охотничьего  хозяйства
предоставляется   государственным   кооперативным    и    общественным
предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их
уставам,  положениям или  постановлениям  вышестоящих  органов  входит
ведение   охотничьего   хозяйства.   В   этих   целях   за  указанными
предприятиями,  учреждениями и  организациями  закрепляются  охотничьи
угодья.
     В соответствии  с   законодательством   Союза   ССР   закрепление
охотничьих  угодий  производится  в  порядке,  устанавливаемом Советом
Министров  РСФСР (в  ред.  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от
3 декабря 1979 г.).

                               Глава 14
                     ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ

          Статья 53. Виды рубок леса при заготовке древесины

     В соответствии  с  Основами  лесного законодательства Союза ССР и
союзных  республик  заготовка  древесины,  в  лесах  осуществляется  в
порядке  рубок  главного  пользования  (включая  лесовосстановительные
рубки),  проводимых в спелых древостоях.  Проведение этих рубок  может
быть  допущено  в  преуспевающих  насаждениях  в необходимых случаях в
лесах третьей и второй групп в порядке, определяемом Советом Министров
СССР.
     Древесина заготовляется также при проведении рубок промежуточного
пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные
с реконструкцией малоценных лесных насаждений) и при проведении прочих
рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов,
трубопроводов,  дорог,  а  также  при   прокладке   просек,   создании
противопожарных  разрывов и т.д.).  Заготовка древесины при проведении
рубок промежуточного пользования и прочих рубок осуществляется в лесах
всех  групп  (в  ред.  Указа  Президиума  Верховного  Совета  РСФСР от
3 декабря 1979 г.).

                   Статья 54. Способы и виды рубок
                    в зависимости от группы лесов

     В соответствии с Основами лесного законодательства  Союза  ССР  и
союзных  республик  рубки  главного пользования в лесах третьей группы
проводятся способами,  направленными на эффективную эксплуатацию лесов
и  способствующими  восстановлению  их хозяйственно-ценными древесными
породами.
     В лесах  второй  группы  рубки  главного  пользования  проводятся
способами,  направленными на восстановление лесов хозяйственно-ценными
древесными  породами,  сохранение защитных и водохозяйственных свойств
лесов и позволяющими при этом вести их эффективную эксплуатацию.
     В лесах  первой группы в порядке,  определяемом Советом Министров
СССР,  проводятся лесовосстановительные рубки способами, направленными
на   улучшение   лесной  среды,  состояния  древостоев,  водоохранных,
защитных и других свойств лесов  и  на  своевременное  и  рациональное
использование спелой древесины.
     В лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных
лесных  участках,  лесах,  имеющих  научное или историческое значение,
природных  памятниках,   лесопарках,   лесах   орехопромысловых   зон,
лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых
зон,  в лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов
санитарной    охраны   курортов,   государственных   лесных   полосах,
противоэрозионных лесах и в особо ценных лесных  массивах  допускаются
только  рубки  ухода  за  лесом  и санитарные рубки.  В соответствии с
законодательством Союза ССР это правило распространяется:  в отношении
лесов  зон  санитарной  охраны источников водоснабжения только на леса
первого и второго поясов,  а  в  отношении  лесов  округов  санитарной
охраны курортов - на леса первой и второй зон этих округов.
     В запретных   полосах   лесов,   защищающих   нерестилища  ценных
промысловых рыб,  проводятся рубки ухода за лесом и санитарные рубки и
допускаются   в   порядке,   определяемом   Советом   Министров  СССР,
лесовосстановительные выборочные рубки.
     В горных лесах  применяются  способы  рубок,  учитывающие  особое
защитное, противоэрозионное и водорегулирующее значение этих лесов.
     В особо защитных участках леса может быть полностью или  частично
запрещено применение сплошнолесосечных рубок,  а в необходимых случаях
также применение других способов рубок главного пользования.

              Статья 55. Установление порядка заготовки
                     древесины Правила рубок леса

     В соответствии  с  Основами  лесного законодательства Союза ССР и
союзных  республик   порядок   заготовки   древесины   устанавливается
Правилами  отпуска  древесины  на  корню  в лесах СССР,  утверждаемыми
Советом Министров СССР.
     Правила рубок   леса   утверждаются  в  порядке,  устанавливаемом
Советом Министров СССР.

                               Глава 15
               ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ

         Статья 56. Определение размера заготовки древесины в
                  порядке рубок главного пользования

     Планирование и  проведение  заготовки  древесины  в порядке рубок
главного   пользования   осуществляются   исходя   из    необходимости
удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине в пределах
расчетной лесосеки.
     В соответствии  с  Основами  лесного законодательства Союза ССР и
союзных республик рубки главного пользования в  размерах,  превышающих
расчетную лесосеку,  могут быть допущены в необходимых случаях в лесах
третьей и второй групп в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

        Статья 57. Определение размера заготовки древесины при
             проведении рубок промежуточного пользования

     Размер заготовки древесины при  проведении  рубок  промежуточного
пользования  определяется  исходя из необходимости улучшения породного
состава и качества лесов,  а размер заготовки древесины при проведении
прочих  работ - объемом работ по расчистке лесных площадей,  прокладке
просек и т.п.

                               Глава 16
                           ЛЕСОСЕЧНЫЙ ФОНД

         Статья 58. Размер и распределение лесосечного фонда

     Лесосечный фонд   образуется   из   запасов   спелых  древостоев,
предназначенных для заготовки древесины.
     Размер ежегодно  выделяемого  лесосечного  фонда  определяется  в
государственных планах экономического и социального развития раздельно
по группам лесов.
     Распределение лесосечного фонда,  выделенного РСФСР, производится
с  учетом  местных  нужд  для  обеспечения  потребностей  в  древесине
колхозов, школ, детских учреждений, больниц, населения и т.п.

       Статья 59. Передача лесосечного фонда лесопользователям

     Передача лесосечного   фонда    в    натуре    (отвод    лесосек)
лесопользователям   (лесозаготовителям)   производится  предприятиями,
учреждениями и организациями, ведущими лесное хозяйство.
     Порядок передачи      лесосечного     фонда     лесопользователям
устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах  СССР  (в
ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).

                               Глава 17
                 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМИ
               ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЗАПАСОВ ДРЕВЕСИНЫ НА КОРНЮ

            Статья 60. Лесосырьевые базы и лесосечный фонд
                      долгосрочного пользования

     Для обеспечения    планомерной    и    длительной    промышленной
эксплуатации  лесов  за  лесозаготовительными  предприятиями  в  лесах
третьей  и второй групп закрепляются на экономически обоснованный срок
запасы древесины на корню на определенной площади (лесосырьевые базы),
а также лесосечный фонд долгосрочного пользования.
     В соответствии  с  Основами  лесного законодательства Союза ССР и
союзных республик в  случаях,  определяемых  Советом  Министров  СССР,
запасы  древесины  на  корню  в  виде  лесосечного фонда долгосрочного
пользования закрепляются за лесозаготовительными предприятиями также в
лесах   первой   группы  (кроме  лесов  заповедников,  национальных  и
природных парков,  заповедных лесных участков,  лесов, имеющих научное
или  историческое значение,  природных памятников,  лесопарков,  лесов
орехо-промысловых  зон,  лесоплодовых  насаждений,  городских   лесов,
лесопарковых   частей   зеленых   зон,  лесов  зон  санитарной  охраны
источников  водоснабжения  и  округов  санитарной   охраны   курортов,
государственных  лесных полос,  противоэрозионных лесов,  особо ценных
лесных массивов,  запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных
промысловых рыб.  В соответствии с законодательством Союза ССР правило
о  запрещении  закрепления   за   лесозаготовительными   предприятиями
лесосечного  фонда  долгосрочного пользования распространяется на леса
первого  и   второго   поясов   зон   санитарной   охраны   источников
водоснабжения).

          Статья 61. Порядок закрепления и освоения запасов
                          древесины на корню

     Лесосырьевые базы  и  лесосечный  фонд  долгосрочного пользования
закрепляются в первую очередь  за  лесозаготовительными  предприятиями
лесной промышленности.
     Порядок закрепления  и  освоения  запасов  древесины   на   корню
устанавливается в зависимости от группы лесов.
     При закреплении  за  лесозаготовительными  предприятиями  запасов
древесины  на  корню  должно  предусматриваться удовлетворение местных

Страницы: 1  2