О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РСФСР (Сноска 1. Статья 3 Указа и приложение к нему не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.) УКАЗ ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 17 августа 1982 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982 г., N 34, ст. 1271) (Д) Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: 1. В соответствии с Конституцией РСФСР утвердить Положение о по- рядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР. 2. Поручить Совету Министров РСФСР: привести решения Правительства РСФСР в соответствие с Указом пре- зидиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1980 года "О внесении из- менений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о порядке наименования и переименования административно-территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов, а также присвоения им имен госу- дарственных и общественных деятелей" и настоящим Указом; установить порядок передачи территорий в связи с образованием но- вой административно-территориальной единицы или передачей из одной ад- министративно-территориальной единицы в другую. УТВЕРЖДЕНО Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года П О Л О Ж Е Н И Е О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РСФСР I. Образование и упразднение краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах и сельсоветов 1. Образование и упразднение краев, областей и автономных окру- гов, установление и перенесение их административных центров произво- дятся Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями - Прези- диумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением на утверж- дение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии. 2. Образование и упразднение районов, городов, районов в городах, установление и перенесение административных центров районов произво- дятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполни- тельных комитетов краевых, областных, городских (городов республи- канского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках - Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов на- родных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Со- вета РСФСР. 3. Образование, упразднение и объединение сельсоветов, а также установление и перенесение их административных центров производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными- комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению испол- нительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов. II. Отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного окружного и районного подчинения, а также рабочих, курортных и дачных поселков 4. Населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчине- ния, рабочие , курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты. Правовое положение рабочих, курортных и дачных поселков определя- ется законодательством СССР и РСФСР. 5. Отнесение населенных пунктов к категории городов республи- канского (РСФСР), краевого, областного, окружного и районного подчине- ния производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках отнесение населенных пунктов к категории горо- дов республиканского (АССР) и районного подчинения производится Прези- диумами Верховных Советов автономных республик по представлению испол- нительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР. 6. Отнесение населенных пунктов к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также их упразднение или преобразование в сельские населенные пункты производятся Президиумами Верховных Советов автоном- ных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, го- родских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов. 7. К категории городов республиканского (РСФСР) подчинения могут быть отнесены города, являющиеся наиболее крупными экономическими, культурными и административными центрами. 8. К категории городов республиканского (АССР), краевого и об- ластного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышлен- ность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов республиканского (АССР), краевого и об- ластного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с числен- ностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышлен- ное, социально-культурное и историческое значение, перспективу даль- нейшего экономического развития и роста численности населения. 9. К категории городов окружного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центами, с численностью населения не менее 15 тысяч чело- век. В отдельных случаях к категории городов окружного подчинения мо- гут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 15 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического раз- вития и роста численности населения. 10. К категории городов районного подчинения могут быть отнесен населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов. 11. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, строй- ки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тысяч человек, на которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреж- дения. В отдельных случаях и категории рабочих поселков могут быть от- несен населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч чело- век, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального раз- вития и роста численности населения. 12. К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что ко- личество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения. 13. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. III. Включение населенных пунктов в состав городов, рабочих, курортных и дачных поселков 14. Включение населенных пунктов в состав городов, генеральные планы, которых утверждаются Советом Министров РСФСР, производится Пре- зидиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных коми- тетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчине- ния) Советов народных депутатов, а в автономных республиках - Президи- умами Верховных Советов автономных республик по представлению исполни- тельных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР. 15. Включение населенных пунктов в состав городов, генеральные планы которых не подлежат утверждению Советом Министров РСФСР, а также в состав рабочих, курортных и дачных поселков, производится Президиу- мами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитета- ми краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов. IV. Установление и изменение границ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, районов в городах и сельсоветов 16. Установление и изменение границ краев, областей, автономных областей и автономных округов производятся Президиумом Верховного Со- вета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, област- ных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов. 17. Установление и изменение границ районов, в том числе передача рабочих, курортных и дачных поселков, сельсоветов и отдельных сельских населенных пунктов из одного района в другой или в административное подчинение городского, районного в городе Совета народных депутатов, производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депута- тов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов на- родных депутатов. Передача городов районного подчинения из одного района в другой или в административное подчинение городского Совета народных депутатов производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автоном- ных республиках - Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР. 18. Установление и изменение границ районов в городе производятся городским Советом народных депутатов с учетом мнения соответствующих районных в городе Советов народных депутатов. 19. Установление и изменение границ сельсоветов производятся Пре- зидиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными ко- митетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению испол- нительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов. V. Наименование и переименование административно- территориальных единиц, населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций и других объектов, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей 20. Наименование и переименование краев, областей, автономных ок- ругов, районов, городов, районов в городах, рабочих, курортных, дачных поселков и других населенных пунктов, в том числе наименование вновь возникших населенных пунктов, а также присвоение им имен государствен- ных и общественных деятелей производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депу- татов, а в автономных республиках - Президиумами Верховных Советов ав- тономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Прези- диумом Верховного Совета РСФСР. 21. Наименование и переименование сельсоветов, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производятся Президиу- мами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитета- ми краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов. 22. Представления о наименовании и переименовании административ- но-территориальных единиц и населенных пунктов рассматриваются лишь при наличии решений, принятых на сессиях соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов. 23. Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов производятся с учетом общегосударственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий, мнения местного населения, задач коммунисти- ческого воспитания граждан. 24. При наименовании и переименовании административно-территори- альных единиц и населенных пунктов не допускается присвоение уже имею- щихся в автономной республике, крае и области наименований. 25. Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов производятся с учетом мнения постоянной Междуведомственной комиссии по географическим названиям при Главном управлении геодезии и картографии при Совете Министров СССР. 26. При представлении в Президиум Верховного Совета РСФСР хода- тайств о переименовании населенных пунктов, в которых находятся почто- во-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, Президиумы Вер- ховных Советов автономных республик и исполнительные комитеты краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Со- ветов народных депутатов предварительно согласовывают переименование этих населенных пунктов с соответствующими республиканскими (АССР), краевыми или областными органами связи, а также управлениями железных дорог. 27. Наименование и переименование государственных предприятий, железнодорожных станций, морских портов, аэропортов, учреждений, орга- низаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на терри- тории РСФСР, а также физико-географических объектов производятся в по- рядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. 28. Наименование и переименование государственных предприятий, учреждений, организаций и иных объектов республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. 29. Наименование и переименование колхозов и других кооперативных организаций, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производятся по ходатайству общих собраний членов этих орга- низаций Советами Министров автономных республик, исполнительными коми- тетами соответствующих краевых, областных, городских (городов респуб- ликанского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, Советов на- родных депутатов автономных областей. 30. Наименование и переименование улиц, площадей и других состав- ных частей населенных пунктов производятся исполнительными комитетами соответствующих городских, поселковых и сельских Советов народных де- путатов. Присвоение имен государственных и общественных деятелей ули- цам, площадям и другим составным частям населенных пунктов произво- дится Советами Министров автономных республик, исполнительными комите- тами, краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов. 31. Присвоение имен государственных и общественных деятелей предприятиям, железнодорожным станциям, учреждениям, организациям и другим объектам союзного, республиканского и местного подчинения про- изводится Советом Министров РСФСР с предварительным уведомлением в от- ношении объектов союзного подчинения соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств СССР. 32. Присвоение имен государственных и общественных деятелей адми- нистративно-территориальным единицам и населенным пунктам, предприяти- ям, учреждениям, организациям и другим объектам может производиться только посмертно и лишь в исключительных случаях в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественно-политических дея- телей, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры по ходатайствам государственных и общественных организаций, трудовых кол- лективов и граждан. VI. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов 33. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов, объединение населенных пунктов, изменение их подчиненности, исключение из учетных данных населенных пунктов в границах автономной республики, края, области и территории, подчиненной городскому Совету города республиканского (РСФСР) подчинения, производятся соответствен- но Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительны- ми комитетами, краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов. 34. Учету и регистрации подлежат все административно-территори- альные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ни- ми территорию и постоянно проживающее в них население. 35. Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и не- постоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назна- чения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях. 36. Регистрация вновь возникших населенных пунктов производится по представлению исполнительных комитетов соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов. В представлении о регистрации вновь возникших населенных пунктов указывается: месторасположение населенного пункта (расстояние до цент- ра сельсовета, района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения); причины его возникновения; когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки; количество населе- ния и его состав по преобладающему роду занятий; преобладающая нацио- нальность населения; предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования. 37. В тех случаях, когда населенные пункты фактически сдались между собой, они могут быть объединены в единый населенный пункт. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сох- раняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется на- именование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция, с тем чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта. Присвоение объединенным населенным пунктам нового наименования производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением для пере- именования населенных пунктов. 38. Населенные пункты, из которых выехали или переселились жите- ли, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, рабо- чих, курортных, дачных поселков или объединены с другими населенными пунктами. 39. Указы Президиумов Верховных Советов автономных республик и решения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (горо- дов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, принятые по вопросам административно-территориального устройства, ука- занным в статьях 3, 6, 15, 17, 21 и 33 настоящего Положения, высыла- ются в Президиум Верховного Совета РСФСР для сведения. VII. Перечень документов и материалов, представляемых в Президиум Верховного Совета РСФСР по вопросам административно-территориального устройства 40. Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Президиумы Верховных советов автономных республик, исполни- тельные комитеты краевых, областных и городских (городов республи- канского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов представляют в Президиум Верховного Совета РСФСР следующие документы и материалы: При образовании и упразднении районов, установлении и перенесении их административных центров 1) постановление Президиума Верховного Совета автономной респуб- лики, решение исполнительного комитета краевого, областного Совета на- родных депутатов по вносимому предложению; 2) объяснительную записку, содержащую обоснование целесообраз- ности вносимых предложений и сведения о размере территории района, ко- личестве городов районного подчинения, рабочих, курортных, дачных поселков, сельсоветов, населенных пунктов, численности населения, ко- личестве колхозов, совхозов и их посевных площадях, перечне основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других органи- заций, их производственных показателях, численности работающих на каж- дом из них, количестве социально-культурных учреждений, предприятий торговли и быта; сведения об имеющихся и предусматриваемых, в связи с вносимым предложением, структуре и штатах исполнительного комитета Со- вета, его отделов и управлений, источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов государственного управления; предложение о наименовании района и объяснение этого наименования; предложение о порядке образования органа власти в районе; 3) характеристику населенного пункта, в котором размещается или будет размещен административный центр района, содержащую сведения о его географическом положении по отношению к территории района, числен- ности населения, перечне промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций с указанием их производственных по- казателей, численности работающих на каждом из них; сведения о соци- ально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта, о комму- нальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, о наличии по- мещений для размещения районных организаций и жилья для работников этих организаций; сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра района, состоянии путей сообще- ния и средств связи от административного центра района до центров сельсоветов; наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоя- нии до нее; 4) схематическую карту с указанием на ней границ и административ- ных центров районов, городов районного подчинения, рабочих, курортных, дачных поселков, центров сельсоветов и основных путей сообщения. При отнесении населенных пунктов к категории городов, образовании и упразднении районов в городах 1) постановление Президиума Верховного Совета автономной респуб- лики, решение исполнительного комитета краевого, областного, городско- го (города республиканского (РСФСР) подчинения) Совета народных депу- татов по вносимому предложению; 2) объяснительную записку, содержащую обоснование целесообраз- ности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе рабочих, служащих, колхозников, перечне основных промыш- ленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, их производственных показателях, численности работающих на каждом из них, перспективе дальнейшего развития; сведения о коммунальном хо- зяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, социально-культурных уч- реждениях, предприятиях торговли и быта; размере территории населенно- го пункта с указанием основных землепользователей; наименовании бли- жайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее; сведения о годовом бюджете, об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложе- нием структуре и штатах исполнительного комитета Совета, его отделов и управлений, источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов государственного управления, наличии помещения для них; предложения о наименовании города, района в городе; предложения об образовании органов власти; 3) схематический план города с указанием его черты, границ су- ществующих и образуемых районов в городе. При включении населенных пунктов в состав городов, генеральные планы которых утверждаются Советом Министров РСФСР 1) постановление Президиума Верховного Совета автономной респуб- лики, решение исполнительного комитета краевого, областного, городско- го (города республиканского (РСФСР) подчинения) Совета народных депу- татов по вносимому предложению; 2) объяснительную записку, содержащую обоснование целесообраз- ности вносимых предложений и сведения о территории города и числен- ности его населения, расстоянии, на котором населенный пункт находится от города, о размере территории, включаемой с населенным пунктом, ее землепользователях и перспективах использования в городе, о числен- ности населения населенного пункта, в том числе рабочих, служащих и колхозников, из них рабочих и служащих, работающих в городе; сведения о промышленных предприятиях и социально-культурных учреждениях насе- ленного пункта; как увязывается включение населенного пункта в состав города с генеральным планом его развития; 3) схематический план города с указанием городской черты, терри- тории, включаемой вместе с населенным пунктом, и экспликации присоеди- няемых земель. При изменении границ, краев, областей, автономных областей и автономных округов 1) решение исполнительного комитета краевого, областного, район- ного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Совета народ- ных депутатов автономной области, автономного округа, передающего и принимающего территорию; 2) объяснительную записку, содержащую обоснование целесообраз- ности вносимых предложений и сведения о размере передаваемой террито- рии, перечне населенных пунктов, расположенных на ней, числе проживаю- щего населения в каждом из них, наличии в них колхозов, совхозов, про- мышленных предприятий и социально-культурных учреждений, состоянии пу- тей сообщения и расстояния от населенных пунктов до центров сельсове- тов и районов; 3) описание измененного участка границы и схематическую карту с обозначением на ней участка границы до и после ее изменения, передава- емой территории и всех населенных пунктов, расположенных на ней, цент- ров сельсоветов. Описание измененного участка границы и карта подписы- ваются представителями исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов,исполкомов Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, передающих и принимающих данную территорию. Под- писи скрепляются печатями. При переименовании районов, городов, районов в городах, рабочих, курортных, дачных поселков и других населенных пунктов, а также при наименовании вновь возникших населенных пунктов 1) постановление Президиума Верховного Совета автономной респуб- лики, решение исполнительного комитета краевого, областного, городско- го (города республиканского (РСФСР) подчинения) Совета народных депу- татов; 2) решение, принятое районным (городским, районным в городе, поселковым) Советом народных депутатов того района (города, района в городе, рабочего, курортного или дачного поселка), который подлежит переименованию; 3) решение общего собрания (схода) граждан, проживающих в насе- ленном пункте, подлежащем переименованию, или во вновь возникшем насе- ленном пункте, подлежащем наименованию, а также решение соответствую- щего Совета, которому подчинен населенный пункт; 4) объяснительную записку, содержащую обоснование целесообраз- ности вносимых предложений и сведения о численности и национальном составе населения, проживающего в населенном пункте наличии в нем поч- тового-телеграфного учреждения или железнодорожной станции и их наиме- нований, о мнении соответствующего республиканского (АССР), краевого или областного органа связи и управления железной дороги соответствен- но о наименовании или переименовании населенного пункта, имеющего ука- занные объекты; объяснение нового наименования с указанием, имеются ли на территории АССР, края, области населенные пункты с подобными наиме- нованиями. * * * Объяснительные записки подписываются соответственно председателя- ми Президиумов Верховных Советов автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов. Схематические карты и планы должны иметь масштаб и условные обоз- начения. Карты и планы заверяются председателями Президиумов Верховных Советов автономных республик, исполнительных комитетов краевых, об- ластных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Сове- тов народных депутатов. Подпись скрепляется печатью. |