О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 25.06.75 558

               О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
                   ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

                           25 июня 1975 г.
                                N 558

                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                           25 июня 1975 г.
                                N 558

                                 (Д)







     Центральный комитет  КПСС  и  Совет Министров СССР отмечают,  что
современный этап развития социалистической экономики и рост  масштабов
общественного производства предъявляют новые, более высокие требования
к правовому регулированию хозяйственной деятельности.
     Хозяйственное законодательство       призвано      способствовать
дальнейшему росту   общественного   производства   и   повышению   его
эффективности в   решении   задач  коммунистического  строительства  в
соответствии с   требованиями   объективных   экономических    законов
социализма. Оно   должно  обеспечивать  четкое  функционирование  всех
звеньев хозяйственного  механизма,  правильное  соотношение   прав   и
ответственности на   всех   уровнях  управления  народным  хозяйством,
всемерное развитие  инициативы  министерств  и   ведомств,   а   также
объединений, предприятий    и    других   хозяйственных   организаций,
расширение хозрасчетных  отношений,   повышение   роли   хозяйственных
договоров, дальнейшее   укрепление   социалистической   законности   и
государственной дисциплины.
     В последние  годы  принят ряд мер по совершенствованию управления
народным хозяйством и улучшению правового регулирования  хозяйственной
деятельности.
     Советское законодательство  значительно  обновилось.   Утверждены
основы гражданского,     земельного,     водного     законодательства,
законодательства о труде и другие  общесоюзные  законодательные  акты,
имеющие важное народнохозяйственное значение.  Приняты новые положения
о министерствах и ведомствах СССР,  Общее  положение  о  всесоюзном  и
республиканском промышленных       объединениях,      Положение      о
социалистическом государственном     производственном     предприятии,
Положение о  производственном  объединении (комбинате) и другие важные
решения.
     ЦК компартий  союзных  республик,  крайкомы,  обкомы,  горкомы  и
райкомы партии,  министерства  и  ведомства  СССР,  Советы   Министров
союзных и автономных республик,  исполкомы краевых и областных Советов
депутатов трудящихся осуществили ряд мероприятий по  повышению  уровня
правовой работы  в народном хозяйстве.  Издаются собрания действующего
законодательства СССР и союзных республик.
     Вместе с  тем  хозяйственное  законодательство  еще  не полностью
отвечает задачам развития экономики страны на современном  этапе.  Оно
состоит из  большого  количества  актов  по  одним  и тем же вопросам,
принятых на различных этапах социалистического  строительства.  Многие
акты устарели,  противоречат  друг  другу  или не увязаны между собой.
Неоправданно велико  количество   ведомственных   нормативных   актов.
Министерства и    ведомства    вносят    проекты   новых   актов,   не
предусматривая, как правило,  предложений об одновременной отмене  или
изменении ранее  установленных  норм,  в результате чего многие акты и
отдельные нормы,  потерявшие свое значение и фактически не  подлежащие
применению,  формально  не отменены.  Нередко законодательные и другие
нормативные  акты  содержат  неоправданные  ограничения   и   мелочное
регламентирование,  сковывающие  инициативу предприятий и организаций.
Ряд важных вопросов хозяйственной деятельности еще не  урегулирован  в
законодательном     порядке.     Такое     состояние    хозяйственного
законодательства  затрудняет  его  применение,  не  отвечает   задачам
дальнейшего  укрепления социалистической законности и в конечном счете
отрицательно  сказывается  на  повышении  эффективности  общественного
производства.
     Министерства и  ведомства  СССР  и   Советы   Министров   союзных
республик еще    не    уделяют    должного    внимания    работе    по
совершенствованию хозяйственного  законодательства   и   ведомственных
нормативных актов,   недостаточно  используют  правовые  средства  для
укрепления государственной дисциплины,  выполнения плановых заданий  и
договорных обязательств.
     Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

     1. Признать необходимым осуществить в ближайшие годы  мероприятия
по дальнейшему   усовершенствованию  хозяйственного  законодательства,
усилению его роли в повышении эффективности общественного производства
и а   укреплении   социалистической   законности   и   государственной
дисциплины. При  проведении  этой  работы  исходить   из   того,   что
первоочередной задачей должно быть устранение множественности правовых
актов по одним и  тем  же  вопросам,  имеющихся  в  них  противоречий,
неувязок, необоснованных  ограничений  и  мелочного регламентирования,
стесняющих инициативу предприятий и организаций.

     2. Установить,  что подготовка предложений  по  совершенствованию
хозяйственного законодательства     и    упорядочение    ведомственных
нормативных актов  являются  одной  из  важных  задач  министерств   и
ведомств СССР.
     Совершенствование хозяйственного     законодательства      должно
проводиться в  первую  очередь  по  следующим  основным  направлениям:
планированию, капитальному     строительству,     финансированию     и
кредитованию народного хозяйства, материально-техническому снабжению.
     (Абзацы третий-пятый не приводятся,  как не имеющие  нормативного
значения).

     3. Возложить  на  Министерство  юстиции  СССР подготовку с учетом
предложений министерств и  ведомств  СССР  проектов  планов  работ  по
совершенствованию хозяйственного     законодательства,     координацию
разработки министерствами и ведомствами СССР  предусмотренных  планами
проектов законодательных  и  других  нормативных  актов,  оказание  им
методической помощи,  участие в соответствии с планами в этой работе и
контроль за выполнением министерствами и ведомствами указанных планов.
     В целях оказания  министерствам  и  ведомствам  СССР  необходимой
помощи Министерству   юстиции  СССР  разработать  с  участием  научных
учреждений и  утвердить  методические  правила   подготовки   проектов
законодательных актов и решений Правительства СССР.
     (Абзац третий  не  приводится,  как   не   имеющий   нормативного
значения).

     4. Министерствам  и  ведомствам  СССР и Советам Министров союзных
республик одновременно  с  внесением  в  Совет   Министров   СССР   на
рассмотрение проектов  новых решений Правительства СССР,  как правило,
представлять предложения о признании утратившими  силу  или  изменении
ранее принятых актов.

     5. Госплану СССР,  Госснабу СССР, Госстрою СССР, Государственному
комитету Совета  Министров  СССР  по  науке  и  технике,  Министерству
финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку СССР и другим министерствам и
ведомствам СССР,  правомочным издавать нормативные акты,  обязательные
для других министерств и ведомств:
     пересмотреть не позднее 1976 года изданные ими нормативные  акты,
имея в виду устранить противоречия в этих актах,  устаревшие нормы,  а
также объединить изданные в разное  время  акты  по  одним  и  тем  же
вопросам, не допуская в дальнейшем их множественности;
     установить строгий контроль за соответствием издаваемых ими актов
действующему законодательству, обеспечивать увязку новых актов с ранее
принятыми актами,  своевременно вносить в них изменения, вытекающие из
законодательства;
     обеспечить систематическое    изучение    практики     применения
утвержденных ими   актов   и   планомерно   проводить   работу  по  их
совершенствованию.
     (Абзац пятый   не   приводится,   как   не  имеющий  нормативного
значения).
     Министерству юстиции СССР разработать и  утвердить  в  1975  году
рекомендации по  подготовке  нормативных  актов министерств и ведомств
СССР.
     Государственному комитету   стандартов   Совета  Министров  СССР,
Государственному комитету Совета Министров СССР по  науке  и  технике,
Министерству юстиции  СССР,  Главному  архивному управлению при Совете
Министров СССР и Академии  наук  СССР  изучить  вопрос  и  разработать
рекомендации по  унификации  видов  и  форм  ведомственных нормативных
актов и по вопросам,  требующим  решения  Правительства  СССР,  внести
предложения в Совет Министров СССР.

     6. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик рассмотреть
вопрос о  совершенствовании  хозяйственного  законодательства  союзных
республик, а  также  нормативных  актов министерств и ведомств союзных
республик и исполнительный  комитетов  Советов  депутатов  трудящихся:
имея в   виду,   в  частности,  устранить  необоснованные  ограничения
хозяйственной инициативы  предприятий   и   организаций   и   мелочное
регламентирование их  деятельности;  принять  меры к ускорению издания
систематических собраний   действующего    законодательства    союзных
республик.

     7. Признать  необходимым  ввести государственный учет нормативных
актов СССР и союзных республик,  а также организовать централизованную
информацию о   таких  актах.  В  этих  целях  создать  при  Всесоюзном
научно-исследовательском институте     советского     законодательства
Министерства юстиции   СССР  научно-информационный  центр,  оснащенный
современными техническими средствами для поиска и выдачи информации.
     (Абзац второй   не   приводится,   как  не  имеющий  нормативного
значения).

     8. Прокуратуре    СССР    усилить    надзор    за     соблюдением
законодательства всеми   хозяйственными   организациями  и  за  точным
соответствием законодательным актам,  постановлениям Совета  Министров
СССР, Советам   Министров   союзных   республик   нормативных   актов,
издаваемых министерствами и ведомствами.

     9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР,
Министерству юстиции  СССР,  Госплану СССР,  Государственному комитету
Совета Министров по науке и технике и Академии наук  СССР  с  участием
Советом Министров   союзных   республик   разработать   и  осуществить
мероприятия по подготовке в  высших  учебных  заведениях  необходимого
количества высококвалифицированных   юристов  для  работы  в  народном
хозяйстве, а   также   научно-педагогических   кадров   по    вопросам
хозяйственного законодательства.

     10. Обязать  Государственный  комитет  Совета  Министров  СССР по
делам издательств,  полиграфии и книжной торговли и  Советы  Министров
союзных республик   осуществлять  своевременное  издание  необходимыми
тиражами справочников и  сборников  законодательства  СССР  и  союзных
республик и   нормативных   актов   министерств   и   ведомств   СССР,
обязательных для других министерств  и  ведомств,  а  также  отдельных
важнейших актов.

     11. В целях широкого освещения практики применения хозяйственного
законодательства, заключения  и  исполнения  хозяйственных  договоров,
работы государственных арбитражей и арбитражей министерств и ведомств,
а также обмена опытом правовой работы в  народном  хозяйстве  признать
необходимым приступить  в  1976  году  к  изданию журнала "Хозяйство и
право" Министерства юстиции  СССР  и  Государственного  арбитража  при
Совете Министров СССР.
     (Абзац второй не приводится, как имеющий временное значение).