О БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 22 июня 1981 г. N 164 (НЦПИ) Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1981 года на 67-ю сессию, постановив принять ряд предложений по безопасности и гигиене труда и производственной среде, что является пунктом 6 повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда, принимает 22 июня 1981 года нижеследующую рекомендацию, которая будет называться Рекомендацией 1981 года о безопасности и гигиене труда: I. Сфера применения и определения 1. 1) Положения Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (далее именуемой Конвенцией), а также настоящей Рекомендации должны в максимально возможной степени распространяться на все отрасли экономической деятельности и на все категории трудящихся. 2) Следует предусматривать необходимые и практически осуществимые меры для обеспечения лиц, работающих не по найму, защитой, аналогичной той, которая предусмотрена Конвенцией и настоящей Рекомендацией. 2. Для целей настоящей Рекомендации: а) термин "отрасли экономической деятельности" включает все отрасли, где трудящиеся работают по найму, в том числе государственную службу; b) термин "трудящиеся" распространяется на всех работающих по найму, в том числе на работающих в государственном секторе; с) термин "рабочее место" означает все места, где трудящимся необходимо находиться или куда им необходимо следовать в связи с их работой, и которые прямо или косвенно находятся под контролем предпринимателя; d) термин "правила" включает все положения, которым компетентный орган или органы придали силу закона; е) термин "здоровье" в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга, он включает также физические и психические элементы, влияющие на здоровье, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда. II. Технические области деятельности 3. С учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работ и принимая во внимание принцип предоставления первоочередности делу ликвидации источников опасностей, должны приниматься меры по осуществлению политики, указанной в статье 4 Конвенции, в частности в таких областях, как: а) разработка, размещение, конструктивные особенности, монтаж, обслуживание, ремонт и переоборудование рабочих мест, а также средств подхода к ним и выхода из них; b) освещение, вентиляция, порядок и чистота рабочих мест; с) температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны; d) разработка, конструирование, использование, обслуживание, испытание и проверка механизмов и оборудования, которые могут представлять опасность, и, в случае необходимости, их одобрение и передача; е) предупреждение вредного для здоровья физического или психического напряжения (стресса), вызываемого условиями труда; f) погрузочно-разгрузочные работы, штабелирование и складирование грузов и материалов вручную или с помощью механических средств; g) использование электричества; h) изготовление, упаковка, маркировка, транспортировка, хранение и использование вредных веществ и агентов, удаление их отходов и осадков, а также, по мере необходимости, замена их другими безопасными или менее опасными веществами или агентами; защита от радиации; j) предупреждение, контроль и защита от профессиональных опасностей, вызываемых шумом и вибрацией; k) контроль за чистотой воздуха на рабочих местах и за другими факторами, связанными с производственной средой; l) предупреждение и контроль за опасностями, связанными с повышенным или пониженным барометрическим давлением; m) предупреждение пожаров и взрывов, а также меры, которые необходимо принимать в случае пожара или взрыва; n) разработка, изготовление, поставка, использование, обслуживание и испытание средств индивидуальной защиты и защитной одежды; о) санитарное оборудование, душевые, раздевалки и снабжение питьевой водой и любое другое аналогичное оборудование, связанное с обеспечением безопасности и гигиены труда; р) оказание первой помощи; q) разработка планов мероприятий на случай чрезвычайных обстоятельств; r) наблюдение за здоровьем трудящихся. III. Мероприятия на национальном уровне 4. В целях проведения политики, предусмотренной статьей 4 Конвенции, и с учетом технических мероприятий, перечисленных в пункте 3 настоящей Рекомендации, компетентный орган или органы каждой страны должны: а) издавать или утверждать правила, своды практических указаний или другие соответствующие положения о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принимая во внимание связи между безопасностью труда и здоровьем, с одной стороны, и продолжительностью рабочего времени и перерывов в работе - с другой; b) пересматривать время от времени в свете накопленного опыта и научно-технического прогресса законодательные положения в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, а также положения, изданные или утвержденные в соответствии с подпунктом а) настоящего пункта; с) проводить изучение и исследования или содействовать их проведению для выявления опасностей и поисков способов их устранения; d) представлять соответствующим образом информацию и давать консультации предпринимателям и трудящимся, а также содействовать сотрудничеству между ними и их организациями с целью устранения или уменьшения, насколько это практически осуществимо, опасностей; предусматривать, по мере необходимости, специальную программу подготовки для трудящихся мигрантов на их родном языке; е) предусматривать конкретные меры по предупреждению аварий, а также координировать и согласовывать мероприятия, которые должны осуществляться на различных уровнях, особенно в промышленных зонах, где расположены предприятия с высокой степенью потенциальной опасности для трудящихся и населения; f) установить надежную связь с Международной системой срочного оповещения о мероприятиях по безопасности и гигиене труда и о профессиональных опасностях, созданной в рамках Международной организации труда; g) предусматривать соответствующие меры для трудящихся инвалидов. 5. Предусмотренная пунктом 1 статьи 9 Конвенции система инспекции должна руководствоваться положениями Конвенции 1947 года об инспекции труда и Конвенции 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве без ущерба для обязательств, принятых государствами-членами по этим ратифицированным ими конвенциям. 6. В случае необходимости компетентный орган или органы по консультации с заинтересованными представительными организациями предпринимателей и трудящихся должны содействовать принятию в области условий труда мер, соответствующих политике, предусмотренной статьей 4 Конвенции. 7. Основными целями положений, содержащихся в статье 15 Конвенции, должны быть: а) применение положений статей 4 и 7 Конвенции; b) координация исполнения функций, возложенных на компетентный орган или органы в соответствии с положениями статьи 11 Конвенции и пунктом 4 настоящей Рекомендации; с) координация деятельности в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, осуществляемой на национальном, региональном или местном уровнях государственными органами, предпринимателями и их организациями, организациями трудящихся и их представителями, а также другими лицами или заинтересованными органами; d) содействие обмену мнениями, информацией и опытом на национальном уровне, на уровне промышленности или на уровне отрасли экономической деятельности. 8. Необходимо осуществлять тесное сотрудничество государственных органов и представительных организаций предпринимателей и трудящихся, а также других заинтересованных органов в разработке и применении политики, предусмотренной статьей 4 Конвенции. 9. Предусмотренный статьей 7 Конвенции пересмотр должен прежде всего распространяться на находящихся в наиболее неблагоприятном положении трудящихся, например на инвалидов. IV. Мероприятия на уровне предприятия 10. Обязанности, возлагаемые на предпринимателя для достижения целей, изложенных в статье 16 Конвенции, могут - с учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работы - включать следующие: а) предоставлять рабочие места, механизмы и оборудование и обеспечивать уход за ними, а также применять методы труда, настолько безопасные и не представляющие угрозы для здоровья, насколько это обоснованно и практически осуществимо; b) обеспечивать необходимый инструктаж и подготовку, учитывая функции и свойства различных категорий трудящихся; с) обеспечивать соответствующий надзор за работой, применяемыми методами работы и осуществлением мер в области безопасности и гигиены труда; d) принимать в зависимости от размера предприятия и характера его деятельности организационные меры по безопасности и гигиене труда и производственной среде; е) бесплатно предоставлять трудящимся соответствующие защитную одежду и средства индивидуальной защиты, в которых может возникнуть разумная необходимость, когда отсутствует возможность каким-либо иным способом предотвратить или контролировать опасности; f) обеспечивать, чтобы организация труда, особенно в отношении продолжительности рабочего времени и периодов отдыха, не сказывалась отрицательно на безопасности и гигиене труда; g) принимать все обоснованные и практически осуществимые меры для снятия чрезмерной физической и психической усталости; h) проводить изучение и исследования или любым другим способом следить за развитием научно-технических знаний, необходимых для выполнения положений вышеуказанных подпунктов. 11. В случаях, когда два или более предприятия осуществляют одновременно деятельность на одном месте работы, они должны сотрудничать в деле применения положений по безопасности и гигиене труда и производственной среде без ущерба для ответственности каждого из них за здоровье и безопасность их трудящихся. В необходимых случаях компетентный орган или органы должны устанавливать общую процедуру такого сотрудничества. 12. 1) Меры, принятые для содействия сотрудничеству, предусмотренному в статье 18 Конвенции, должны включать, когда это уместно и необходимо и соответствует национальной практике, назначение представителей трудящихся в службы техники безопасности труда и создание комитетов трудящихся по безопасности и гигиене труда и/или совместных комитетов по безопасности и гигиену труда; в совместных комитетах по безопасности и гигиене труда трудящиеся должны быть по меньшей мере одинаково представлены с предпринимателями. 2) Представители трудящихся в службах безопасности труда, в комитетах по безопасности труда, в совместных комитетах по безопасности и гигиене труда, а также в случае необходимости другие представители трудящихся должны: а) получать надлежащую информацию по вопросам безопасности и гигиены труда, иметь возможность изучать факторы, влияющие на безопасность и гигиену труда, а также поощряться предлагать меры в этой области; b) получать консультации, когда разрабатываются, до их осуществления, новые важные мероприятия по безопасности и гигиене труда, и стремиться получить поддержку трудящихся в отношении этих мероприятий; с) получать консультации при планировании изменений в рабочих процессах, составе работы или организации труда, которые могут иметь последствия для безопасности или здоровья трудящихся; d) обеспечиваться защитой от увольнения и других неблагоприятных для них мер, когда они выполняют функции представителей трудящихся или членов комитетов по безопасности и гигиене труда; е) иметь возможность на уровне предприятия сотрудничать в принятии решений по вопросам безопасности и гигиены труда; f) иметь доступ ко всем участкам рабочих мест и возможность обсуждать с трудящимися на рабочих местах и в рабочее время вопросы безопасности и гигиены труда; g) свободно обращаться к инспекторам по труду; h) иметь возможность сотрудничать в переговорах по вопросам безопасности и гигиены труда, проводимых на предприятии; i) иметь возможность в разумных пределах использовать оплачиваемое рабочее время для выполнения своих функций в области безопасности и гигиены труда и получать подготовку, связанную с этими функциями; j) обращаться к специалистам за консультацией по конкретным вопросам безопасности и гигиены труда. 13. Когда этого требует деятельность предприятия и его размеры позволяют практически осуществлять это, необходимо предусматривать: а) организацию службы гигиены труда и службы безопасности труда на предприятии совместно с другими предприятиями или по соглашению со сторонним органом; b) обращение к специалистам, которые консультируют по отдельным вопросам безопасности или гигиены труда или контролируют осуществление мер, принятых для решения этих вопросов. 14. Предприниматели должны, если характер деятельности их предприятий позволяет сделать это, письменно излагать политику и мероприятия в области безопасности и гигиены труда, указывать различные обязанности, выполняемые в соответствии с этими мероприятиями, и доводить эту информацию до сведения каждого трудящегося на том языке или тем коммуникативным средством, которые легко доступны для его понимания. 15. 1) Предприниматели должны регулярно проверять применение соответствующих норм безопасности и гигиены труда, осуществляя, например, контроль за производственной средой, и проводить время от времени систематическую проверку положения в этой области. 2) Предприниматели должны регистрировать такие данные по безопасности и гигиене труда и производственной среде, которые, по мнению компетентного органа или органов, являются необходимыми и которые могли бы содержать информацию о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и повреждениях здоровья в ходе работы или в связи с ней, сведения о разрешениях и исключениях из законодательства или правил в этой области и возможные условия, от которых эти разрешения и исключения могут зависеть, удостоверения о наблюдении за здоровьем трудящихся на предприятии, сведения о контакте с определенными веществами и агентами. 16. Предусмотренные статьей 19 Конвенции положения должны быть направлены на обеспечение того, чтобы трудящиеся: а) проявляли разумную заботу о своей собственной безопасности и безопасности других лиц, которые могут быть поставлены под угрозу в результате их действия или бездействия во время работы; b) соблюдали инструкции, предусмотренные с целью обеспечения их собственной безопасности и гигиены труда, а также безопасности и гигиены труда других лиц, и процедуры в области техники безопасности и гигиены труда; с) правильно пользовались устройствами по технике безопасности и защитными средствами и не выводили их из строя; d) немедленно извещали своего непосредственного начальника о любой ситуации, которая, по их мнению, может представлять опасность и которую они не могут сами устранить; е) сообщали о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, возникающем в ходе работы или в связи с ней. 17. Не должны приниматься меры, наносящие ущерб трудящемуся, который, руководствуясь добрыми намерениями, представит жалобу в связи с тем, что, по его мнению, нарушены регламентирующие положения или имеются серьезные недостатки в осуществлении предпринимателем мер по безопасности и гигиене труда и производственной среде. V. Связь с действующими международными конвенциями и рекомендациями по труду 18. Настоящая Рекомендация не пересматривает какие-либо международные рекомендации по труду. 19. 1) Разрабатывая и осуществляя политику, предусмотренную в статье 4 Конвенции, члены Организации должны руководствоваться международными конвенциями и рекомендациями по труду, которые содержатся в приложении, без ущерба для обязательств, принятых государствами-членами по ратифицированным ими конвенциям. 2) Международная конференция труда большинством в две трети голосов может внести изменения в нижеследующее Приложение в связи с принятием или пересмотром в будущем любой конвенции или рекомендации в области безопасности и гигиены труда или производственной среды. |