ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКОВ СССР (Ч.1). Правила. Государственный банк СССР (Госбанк СССР). 30.09.87 7

                ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И
                 ОТЧЕТНОСТИ В УБЕЖДЕНИЯХ БАНКОВ СССР

                      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР

                         30 сентября 1987 г.

                                 N 7

                                 (Д)


                         О Г Л А В Л Е Н И Е

     I. Общие правила бухгалтерского учета
     - аналитический учет
     - синтетический учет
     - порядок  проверки  материалов  аналитического  и синтетического
учета
     - заключительные обороты
     II. Организация операционной работы и документооборота в учрежде-
ниях банков
     - построение учетно-операционного аппарата учреждений банков
     - организация рабочего дня и документооборота
     - внутрибанковский контроль
     III. Расчетно-денежная документация и бухгалтерская отчетность
     - оформление расчетно-денежных документов
     - хранение бухгалтерских документов
     - бухгалтерская отчетность

     Приложения:
     1. Указания о порядке нумерации лицевых счетов
     2. Условные цифровые обозначения (шифры) вида операций,  простав-
ляемые в лицевых счетах
     3. Положение об организации работы в машиносчетных бюро (МСБ)
     4. Примерный режим рабочего дня учетно-операционных работников

                            Р а з д е л I.

              ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

     Настоящие правила, разработанные совместно со специализированными
банками СССР,  определяют общий для всех банков СССР  порядок  ведения
бухгалтерского учета, организации операционной работы, документооборо-
та, внутрибанковского контроля и  бухгалтерской  отчетности  в  банках
СССР. Специализированные  банки СССР могут по согласованию с Госбанком
СССР устанавливать особенности в документообороте и аналитическом уче-
те отдельных операций.

                          Аналитический учет

     1. Аналитический бухгалтерский учет в банках СССР ведется в лице-
вых счетах (карточках,  книгах, журналах), открываемых по каждому виду
учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца
*.

     * Особенности ведения учета иностранных  операций  в  учреждениях
Внешэкономбанка СССР изложены в отдельных нормативных документах.

     2. Все открываемые предприятиям, учреждениям и организациям счета
и субсчета регистрируются в книге 0487006,  которая ведется в  разрезе
балансовых счетов второго порядка. При регистрации в этой книге каждо-
му клиенту присваивается порядковый номер,  который затем используется
для нумерации всех лицевых счетов, открываемых данному клиенту. Указа-
ния о порядке нумерации лицевых счетов приведены в приложении N 1.
     Не подлежат регистрации в книге счета по доходам государственного
бюджета, текущие субсчета и транзитные текущие счета профсоюзов, нуме-
рация которых установлена в централизованном порядке.
     В случае закрытия счета в книге проставляется дата закрытия.  Но-
мера закрытых расчетных и текущих  счетов  могут  присваиваться  новым
клиентам по истечении двух лет после даты их закрытия.
     Книга хранится у главного бухгалтера учреждения банка или его за-
местителя.
     3. Лицевые счета клиентов  печатаются  на  бланках  установленных
форм в двух экземплярах по копирку. Второй экземпляр является выпиской
из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
     Лицевые счета  клиентов по расчетным,  текущим,  ссудным и другим
счетам печатаются на бланках 0407001,  по  финансированию  капитальных
вложений - на бланках 0407003, по бюджетным расчетам (балансовые счета
N 110 и 120) - на бланках 0407002, по лицевым счетам, выписки из кото-
рых клиентам не выдаются, - на бланках 0407001б.
     В условиях обработки учетной информации на электронных и перфора-
ционных вычислительных  машинах  лицевые счета составляются на гладкой
бумаге применительно к действующим формам бланков.
     Записи в  лицевых  счетах  делаются только на основании надлежаще
оформленных расчетно-денежных документов.  В  лицевой  счет  заносятся
сведения о дате операции, номере документа и номере корреспондирующего
счета, условном цифровом обозначении вида операций,  а также об  общей
сумме оборотов  по дебету или кредиту за день и суммах входящего и ис-
ходящего остатка.  Дата может указываться один раз при  записи  первой
операции текущего  дня.  В  случае,  когда в лицевой счет записывается
сумма, корреспондирующая одновременно с двумя и более  счетами,  номер
корреспондирующего счета условно обозначается цифрами 99.
     Условные цифровые обозначения (шифры), используемые для обозначе-
ния вида операции, приведены в приложении N 2.
     4. Выписки из лицевых счетов,  предназначенные для выдачи  клиен-
там, оформляются  штампом и подписью ответственного исполнителя учреж-
дения банка.  При выдаче клиенту выписки,  составленной на  нескольких
листах, штампом  учреждения банка и подписями должен быть заверен каж-
дый лист выписки.  В выписках из лицевых счетов не  должно  оставаться
свободного места между последней записью, штампом и подписями.
     Выписки из лицевых счетов при введении их на ЭВМ никакими  подпи-
сями и штампами банка не оформляются.
     5. По суммам,  проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых сче-
тов должны прилагаться документы (их копии),  на основании которых со-
вершены записи по счету (приложение N 2).
     На документах,   прилагаемых  к  выпискам,  должен  проставляться
штамп, которым оформляются выписки из лицевых счетов,  а также  кален-
дарный штемпель  даты  проводки документа по лицевому счету,  если эта
дата не совпадает с датой выписки документа. Штамп проставляется толь-
ко на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах,
которые поясняют и расшифровывают содержание и общую  сумму  операций,
обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.
     Не заверяются оттиском указанного штампа вторые экземпляры  опла-
ченных расчетных  документов,  прилагаемые к выпискам из счетов клиен-
тов, уже снабженных штампом либо гербовой печатью банка на ранней ста-
дии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
     6. Ответственный исполнитель (контролирующий работник),  подписы-
вая лицевой счет и выписку к нему,  обязан убедиться в их полной иден-
тичности, наличия необходимых приложений к выписке,  а также  правиль-
ности их оформления.
     7. Выписки выдаются под расписку в лицевом счете  лицам,  имеющим
право первой или второй подписи по данному счету,  или их представите-
лям по доверенности, оформляется в установленном порядке, а по заявле-
нию клиента - через абонентские ящики.
     8. Владелец счета обязан в течение 20 дней после вручения ему вы-
писки письменно сообщить учреждению банка о суммах,  ошибочно записан-
ных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные
сроки возражений  совершенные операции и остаток средств на счете счи-
таются подтвержденными.  В необходимых случаях учреждения банка  могут
давать владельцам  счетов,  их вышестоящим организациям,  финансовым и
страховым органам устные справки об операциях и остатках по счетам.
     Письменные справки  выдаются только по письменным требованиям вы-
шестоящих по отношению к владельцам счетов организаций, органов народ-
ного контроля. органов дознания и следствия, судебных и финансовых ор-
ганов.
     9. В  случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат
может быть выдан клиенту только с письменного разрешения  руководителя
учреждения банка  или его заместителя по заявлению клиента,  в котором
он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и
главным бухгалтером предприятия,  организации, учреждения. В титульной
части дубликата делается надпись:
     "Дубликат выписки за "___" _______________ 19__ г."
     Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лице-
вых счетов с защитной сеткой на клавишных вычислительных машинах. Если
имеется техническая возможность,  дубликаты выписок из лицевых  счетов
могут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксерокопии.
     Дубликат выписки подписывается ответственным исполнителем и глав-
ным бухгалтером  или  его заместителем,  скрепляется оттиском гербовой
печати банка и выдается представителю клиента под расписку на  заявле-
нии.
     В титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат,
делается надпись:
     "___" ________________ 19__г. Выдан дубликат выписки".
     Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его за-
местителя.
     10. После выдачи или высылки выписок клиентам лицевые счета поме-
щаются в архивную картотеку в  возрастающем  порядке  их  номеров.  По
окончании месяца они брошюруются в таком порядке в пачки по балансовым
и внебалансовым счетам и помещаются в текущий архив не позднее 20 чис-
ла следующего месяца.

                          Синтетический учет

     11. Материалами  синтетического учета являются ежедневные балансы
(сводки оборотов и остатков),  кассовые и бухгалтерские журналы, свод-
ные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
     Бухгалтерские балансы составляются всеми учреждениями  банков,  а
журналы и сводные карточки составляются в учреждениях банков,  бухгал-
терский учет в которых ведется с применением клавишных и  перфорацион-
ных вычислительных машин. Проверочные ведомости составляются на элект-
ронных и перфорационных вычислительных машинах.
     12. Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех опера-
ций, проведенных за день по балансу учреждения банка.  В нем выводятся
итоги оборотов по балансовым счетам.
     Порядок составления бухгалтерских журналов  на  перфорационных  и
клавишных вычислительных  машинах определен в Технических указаниях по
эксплуатации этих машин.
     В учреждениях  банков  с небольшим объемом операций по усмотрению
его главного бухгалтера бухгалтерский журнал  может  составляться  от-
дельным процессом  от печатания лицевых счетов путем подсчета докумен-
тов с выводом итогов по дебетовому обороту балансовых  счетов.  Обяза-
тельным условием ведения,  бухгалтерского журнала таким способом явля-
ется его составление по сброшюрованным документам,  чтобы избежать  их
вторичного подсчета.  В  бухгалтерском  журнале по каждому балансовому
счету печатаются суммы мемориальных документов с указанием впереди  их
номера корреспондирующих балансовых счетов первого порядка.
     Итоги оборотов по каждому балансовому счету и общий  итог  оборо-
тов, напечатанные в бухгалтерском журнале, сверяются с соответствующи-
ми итогами в сводке оборотов,  которая составляется на последнем листе
бухгалтерского журнала  путем  суммирования по данным сводных карточек
итогов оборотов по всем балансовым счетам.
     13. Кассовые  журналы составляются раздельно по приходу и расходу
кассы, с выделением частных итогов по корреспондирующим со счетом кас-
сы балансовым  счетам  первого порядка и общего итога по журналу в це-
лом.
     Если учреждением банка составляется ведомость исполнения кассово-
го плана с выделением частных итогов по статьям кассового плана с  вы-
делением частных  итогов  по статьям кассового плана и общих итогов по
ведомости в целом,  то указанная ведомость может быть  использована  в
качестве кассового журнала.
     14. Сводные карточки ведутся по счетам первого  порядка:  Если  в
оборотной ведомости  (квартальной,  годовой)  обороты  показываются по
счетам второго порядка,  то сводные карточки ведутся по счетам второго
порядка.
     15. В сводных карточках регистрируются итоги оборотов за  день  и
итоги остатков лицевых счетов по каждому балансовому счету.
     Сводные карточки заполняются на основании бухгалтерских  журналов
или ежедневных проверочных ведомостей.
     По счетам,  имеющим остатки как по активу, так и по активу, так и
по пассиву,  итоги остатков лицевых счетов записываются в сводных кар-
точках развернуто в графах актива и пассива.
     Для составления  по  сводным карточкам квартальных и годовых обо-
ротных ведомостей карточках выводятся итоги оборотов за месяц и транс-
порт оборотов с начала года.
     16. Ежедневный баланс составляется по данным сводных  карточек  в
разрезе балансовых счетов первого порядка по следующей форме:

                                Баланс
                   на "___"________________ 198_ г.

______________________________________________________________________
    N счетов       |        А к т и в         |       П а с с и в
___________________|__________________________|_______________________
                   |                          |
___________________|__________________________|_______________________
                   |                          |
          Итого:   |                          |

                           Подписи: Управляющий ______________________
                                    Главный бухгалтер ________________

     В ежедневном  балансе  после остатков по балансовым счетам или на
отдельном листе,  прилагаемом к балансу,  печатаются остатки по внеба-
лансовым счетам на основании сводных карточек по ним.
     На 1 число месяца баланс составляется по счетам второго порядка в
двух экземплярах  с выведением итогов по балансовым счетам первого по-
рядка.
     При введении  учета  операций на электронных и перфорационных вы-
числительных машинах в качестве ежедневного баланса используется свод-
ка оборотов и остатков по балансовым счетам.
     17. Ежемесячно на первое число месяца по всем балансовым и внеба-
лансовым счетам  составляются  проверочные ведомости остатков аналити-
ческого учета с указанием номеров лицевых счетов. Проверочные ведомос-
ти по  балансовым счетам составляются в разрезе счетов второго порядка
с выведением итогов по каждому из них.
     По тем балансовым и внебалансовым счетам, по которым ведутся опе-
рационные журналы или сборные лицевые счета, проверочные ведомости ос-
татков на  1  число  составляются  с указанием каждой частной открытой
суммы и даты ее записи по счету.
     В проверочных  ведомостях по ссудным счетам данные лицевых счетов
по каждому балансовому счету могут печататься с итогами  по  шифрам  и
символам отраслевой статистической отчетности. Эти ведомости составля-
ются в двух экземплярах,  из которых один является  проверочной  ведо-
мостью по ссудным лицевым счетам, а другой служит отраслевой статисти-
ческой отчетностью и отсылается в управление.
     Проверочные ведомости не составляются по балансовым счетам,  учи-
тываемым в книгах,  а также по счетам,  на которых имеется только один
лицевой счет.  На первое число каждого месяца главный бухгалтер произ-
водит сверку аналитического учета с синтетическим  по  этим  счетам  и
факт сверки удостоверяется своей подписью в сводных карточках.
     Если материалами аналитического учета являются документы,  храня-
щихся в  картотеках  (авизо по МФО,  срочные обязательства,  платежные
требования и т.п.), вместо составления проверочных ведомостей произво-
дится ежемесячная инвентаризация картотек этих документов.
     Проверочные ведомости на 1 число каждого месяца подписываются от-
ветственными исполнителями и главным бухгалтером.
     18. Ежеквартально по данным сводных карточек составляется оборот-
ная ведомость,  которая содержит остатки на начало года, обороты с на-
чала года и остатки отчетного периода по балансовым счетам первого по-
рядка и внебалансовым счетам. За четвертый квартал оборотная ведомость
отдельно не составляется, так как соответствующие данные содержаться в
годовом отчете.
     Общие суммы оборотов,  выведенные в оборотной ведомости по балан-
совым и  внебалансовым счетам,  должны быть сверены с соответствующими
итогами за отчетный период, указанными в бухгалтерском журнале за пос-
ледний день квартала нарастающим итогом с начала года.
     До подписания оборотной ведомости и баланса на 1 число по  счетам
второго порядка  главный бухгалтер обязан сверить этот баланс с прове-
рочными ведомостями, составленными по данным аналитического учета, ос-
татками лицевых  счетов  и другими материалами аналитического учета по
тем балансовым счетам, по которым не составляются проверочные ведомос-
ти, остатками по книгам кладовой.
     При обработке информации отделений банка на вычислительных  цент-
рах квартальные оборотные ведомости по каждому из таких отделений бан-
ка могут не выдаваться,  поскольку оборотная ведомость составляется по
управлению соответствующего банка в целом.

              Порядок проверки материалов аналитического
                        и синтетического учета

     19. Проверка лицевых счетов производится ответственными  исполни-
телями, которым  поручено  ведение этих счетов.  При этом проверяется,
все ли записи в лицевых счетах обоснованны соответствующими документа-
ми, прошедшими контроль со стороны полномочных работников банка и под-
писанными ими при оформлении операций,  правильно ли внесены в лицевые
счета соответствующие реквизиты и суммы документов.
     В материалах аналитического учета,  ведущихся в операционных жур-
налах или  сборных  (групповых) счетах,  работников при списании суммы
проставляется дата ее списания против записи о зачислении  этой  суммы
на счет.
     20. Проверка записей в лицевых счетах производится счетным  мето-
дом. Кредитовые  обороты по каждому лицевому счету сверяются с итогами
лент подсчета документов,  прилагаемых к выпискам из  лицевых  счетов.
Дебетовые записи  по  лицевым счетам выверяются путем подсчета бухгал-
терских документов дня в разрезе дебетовых балансовых  счетов  первого
порядка и их итоги (с учетом кассовых оборотов) сопоставляются с дебе-
товыми оборотами в проверочных ведомостях и сводных карточках.
     Кроме проверки записей оборотов в лицевых счетах проверяются вхо-
дящие остатки и даты,  на которые они были выведены, путем сопоставле-
ния их  с этими же данными в проверочной ведомости за предыдущий день,
а исходящие остатки - с проверочной ведомостью на данный день.
     21. По мере проверки лицевых счетов, составленных на перфорацион-
ных вычислительных машинах,  и сверки выведенных в них остатков и ито-
гов оборотов с проверочными ведомостями ответственные исполнители про-
веренные итоги оборотов и остатков по балансовым счетам  записывают  в
сводные карточки,  сверяя  исходящий остаток по сводной карточке с ос-
татком, показанным в проверочной ведомости.  В подтверждение  произве-
денной проверки ответственный исполнитель ставит свою подпись в прове-
рочной ведомости и сводной карточке.
     В сводных карточках,  ведущихся на клавишных вычислительных маши-
нах, остатки балансовых счетов проверяются с подсчитанными  в  бухгал-
терском журнале  (лентах  подсчета) итогами остатков лицевых счетов по
соответствующему балансовому счету или с остатками операционного  жур-
нала либо сборного лицевого счета,  и сводная карточка заверяется под-
писью ответственного исполнителя.  Остатки в сводных  карточках  на  1
число (по счетам учета хозяйственного инвентаря,  малоценных и быстро-
изнашивающихся предметов на день совершения операции) сверяются  кроме
того с  итогами  открытых  сумм  (т.е.  сумм в операционных журналах и
сборных лицевых счетах, против которых нет отметки о списании).
     В лентах подсчета остатков лицевых счетов,  являющихся основанием
для заполнения ежедневных остатков в сводных карточках, а также в лен-
тах подсчета  открытых сумм в операционных журналах и в сборных (груп-
повых) лицевых счетах на 1 число указывающего номера балансовых и вне-
балансовых счетов,  по которым подсчитаны остатки,  и даты подсчета, а
итоги в них заверяются подписью ответственного исполнителя.  Эти ленты
хранятся у  ответственных исполнителей до составления квартальной обо-
ротной ведомости и уничтожаются с разрешения главного бухгалтера.
     22. После проверки лицевых счетов ответственный исполнитель пере-
дает проверочные ведомости  (бухгалтерские  журналы,  составленные  на
КВМ), сводные  карточки,  а  также лицевые счета,  в которые вносились
исправления, и документы,  подтверждающие эти исправления,  работнику,
ответственному за сверку аналитического учета с синтетическим, который
сличает итоги оборотов и остатков по балансовым счетам,  выведенные  в
сводных карточках, с соответствующими данными сводки оборотов и остат-
ков (бухгалтерских журналов),  предварительно сопоставив  общие  итоги
дебетовых и  кредитовых  оборотов  в  этой сводке с контрольной суммой
оборотов за день, подсчитанной по итогам бухгалтерских журналов.
     В процессе  проверки этот работник вносит в сводку оборотов и ос-
татков и в бухгалтерские журналы исправления, внесенные ответственными
исполнителями при  проверке  записей в лицевых счетах,  и подтверждает
факт сверки своей подписью в проверочной ведомости под итогами  остат-
ков по каждому балансовому счету.
     23. Работник ответственный за сверку аналитического учета с  син-
тетическим, после внесения исправлений возвращает ответственным испол-
нителям соответствующие лицевые счета и составляет справку об  исправ-
лениях, внесенных  в сводку оборотов и остатков.  Эта справка является
основанием для изменения итогов оборота,  выведенных ИВС в контрольной
ведомости оборотов, и хранится вместе с бухгалтерскими журналами.
     Проверочные ведомости с  внесенными  в  них  исправлениями  после
окончания сверки  аналитического  учета  с синтетическим передаются на
ИВС для изъятия,  замены или дополнительной  пробивки  соответствующих
перфокарт.
     24. Проверка записей в лицевых счетах  по  операциям,  подлежащим
дополнительному контролю,  производится  теми работниками,  на которых
возложен контроль этих операций.
     25. Факт  сверки показанных в сводной карточке оборотов с бухгал-
терским журналом удостоверяется  подписью  работника,  осуществляющего
сверку аналитического учета с синтетическим, в соответствующей колонке
сводной карточки.
     Этим же работником подписывается проверенный бухгалтерский журнал
либо сводка оборотов с выведенными в них общими  итогами  оборотов  по
всем балансовым счетам. В таком же порядке заверяются записи в сводных
карточках по внебалансовым счетам,  а также  бухгалтерский  журнал  по
этим счетам, сверенный с данными аналитического учета.
     26. Если при проверке бухгалтерских журналов выявится  отсутствие
равенства итогов  оборотов  за день по дебетовой и кредитовой стороне,
то выявляется причина расхождения и вносятся необходимые изменения  на
основе первичных документов (путем выверки оборотов по дебету и креди-
ту соответствующих счетов по документам).
     27. Проверенные бухгалтерские журналы либо сводка оборотов по ба-
лансовым счетам, а также бухгалтерский журнал по внебалансовым счетам,
подписанные работником, ответственным за сверку аналитического учета с
синтетическим, передаются главному бухгалтеру в конце  дня  совершения
операций или утром следующего дня.  В бухгалтерских журналах по балан-
совым и внебалансовым счетам либо сводке оборотов по балансовым счетам
за последний  день  месяца указываются итоги оборотов по счетам за ме-
сяц, подсчитанные по бухгалтерским журналам (сводкам оборотов) за  все
дни месяца и нарастающим итогом с начала года.
     28. Баланс учреждения банка должен быть составлен, как правило, к
началу следующего рабочего дня на основании сводных карточек. Правиль-
ность составления ежедневного баланса контролируется равенством итогов
остатков по активу и пассиву,  а правильность итога остатков по внеба-
лансовым счетам - соответствием его  итогу  предыдущего  баланса  плюс
итог оборотов  прихода  минус  итог оборотов расхода по бухгалтерскому
журналу за тот день, за который составляется баланс.
     Баланс подписывается  составившим  его сотрудником и главным бух-
галтером, а затем рассматривается и подписывается руководителем учреж-
дения банка.
     В заголовках бухгалтерских журналов и ежедневных балансов печата-
ются либо проставляются специальными штампами наименование этого доку-
мента и его дата.
     Бухгалтерские и кассовые журналы и ежедневные балансы брошюруются
по месяцам.
     Руководители и  главные  бухгалтеры учреждений банков персонально
отвечают за срыв обслуживания клиентуры,  несвоевременное  составление
баланса и  нарушения в организации документооборота,  поэтому в случае
отсутствия баланса к концу следующего дня или срыва обслуживания  кли-
ентуры в течение всего рабочего дня учреждение банка обязано по телег-
рафу доложить об этом, а также о принимаемых мерах по устранению допу-
щенных нарушений вышестоящему учреждению банка.
     Руководители республиканских банков в случае отсутствия  баланса,
неурегулируемых расхождений  в учете в течение трех дней или необеспе-
чения обслуживания клиентуры обязаны доложить об этом Правлению  банка
СССР.

         Исправление ошибочных записей в бухгалтерском учете
                      операций и закрытие счетов

     29. Ошибки в записях,  выявленные в  процессе  печатания  лицевых
счетов на  клавишных вычислительных машинах самими операторами (до вы-
вода остатка),  немедленно исправляются путем повторного набора непра-
вильно отпечатанной суммы с нажатием клавиш "Сторно". При этом в приз-
начных графах лицевого счета печатаются цифры 9 (шесть раз), являющие-
ся условным обозначением исправительной записи,  сумма которой со зна-
ком "сторно" исключает неправильно отпечатанную сумму в той же  колон-
ке. Затем  производится в обычном порядке запись операции взамен стор-
нированной.
     Перепечатывать лицевые счета и табуляграммы, составленные на кла-
вишных или перфорационных вычислительных машинах, в связи с выявленны-
ми ошибками запрещается.
     Ошибки в записях,  выявленные  ответственными  исполнителями  или
контролерами при текущей, т.е. до заключения баланса, проверке лицевых
счетов и операционных журналов, исправляются путем зачеркивания непра-
вильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм чернилами
или шариковой ручкой. В лицевых счетах, выписках из них, либо в опера-
ционных журналах  рядом с исправленными суммами ответственный исполни-
тель (контролер) ставит свою подпись. Если запись подлежит аннулирова-
нию как ошибочная, то ответственный исполнитель (контролер) вычеркива-
ет тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой  суммой  пишет:  "Не
считать", заверяя эту запись своей подписью. Одновременно исправляются
итоги оборотов и остатков в лицевых счетах и выписках из них,  а также
в проверочных ведомостях,  бухгалтерских журналах. Исправления в лице-
вых счетах и выписках, произведенные ответственными исполнителями либо
контролерами, проверяются  главным  бухгалтером  или его заместителем,
скрепляются их подписями,  а в выписке,  кроме того, оттиском гербовой
печати учреждения банка.
     Исправления сумм в ежедневных балансах,  квартальных оборотных  и
месячных проверочных ведомостях заверяются подписью главного бухгалте-
ра или его заместителя.  Исправления в  сводных  карточках  заверяются
подписями ответственного исполнителя и работника, отвечающего за свер-
ку аналитического учета с синтетическим.  Исправления в  бухгалтерских
журналах заверяются подписью работника,  ответственного за сверку дан-
ных учета.  В лицевых счетах, составленных на ЭВМ, никаких исправлений
не допускается.
     Запрещается производить исправления путем подчисток  и  подправок
сумм.
     30. Ошибки в записях,  выявленные после заключения бухгалтерского
журнала и составления баланса,  должны исправляться обратными записями
по тем счетам,  по которым сделаны неправильные записи (методом обрат-
ного сторно), на основании составляемых исправительных ордеров. Списа-
ние со счетов в таких случаях производится без согласия клиентов.
     Исправительные ордера  должны  составляться в четырех экземплярах
на бланках 0481008, из которых первый экземпляр служит ордером, второй
и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и
кредитовой записям,  а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке.
Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя.
Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми  номера-
ми.
     В тексте исправительного ордера должно быть указано,  когда и  по
какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана
заявлением клиента,  то делается ссылка на это заявление.  При этом на
обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена
ошибочная запись, указывается должность и фамилия исполнителя, а также
лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие
основанием для составления исправительных ордеров,  должны храниться в
документах при ордерах.
     В лицевом счете или операционном журнале против ошибочной записи,
сумма которой была впоследствии сторнирована,  обязательно должна быть
сделана отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной  записи
и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью глав-
ного бухгалтера или его заместителя (начальника отдела),  подписавшего
исправительный ордер.
     Пользуясь копиями исправительных ордеров,  оставшимися в  книжке,
главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает при-
чины ошибок и принимает меры к улучшению работы.
     31. В случаях, когда требуется перенести учет каких-либо операций
с одного счета на другой счет либо в другое учреждение банка,  то бух-
галтерскими проводками перечисляется только остаток счета.

                        Заключительные обороты

     32. Заключительными  оборотами являются обороты по отдельным сче-
там и операциям, проводимые в новом году, но подлежащие учету как обо-
роты истекшего  года.  При проведении заключительных оборотов по соот-
ветствующим счетам следует руководствоваться указаниями по Плану  сче-
тов бухгалтерского учета в банках СССР.
     Предельный срок совершения заключительных оборотов устанавливает-
ся главным бухгалтером учреждения банка с таким расчетом, чтобы не за-
держать перечисление остатков централизованных счетов и высылку  годо-
вого отчета банка в установленный срок.
     33. Записи по заключительным оборотам на клавишных вычислительных
машинах производятся  в  отдельных  лицевых  счетах  на бланках тех же
форм, что и по оборотам текущего года. В этих лицевых счетах выводятся
итоги заключительных  оборотов  за  день и их транспорт с 1 января без
вывода остатков. Ежедневно итоги заключительных оборотов за день пере-
носятся в  лицевые счета текущего года без заполнения колонок "N доку-
мента" и "Корреспондентский счет" с условным обозначением вида  опера-
ции с цифрой "8". С учетом этих оборотов выводится окончательный оста-
ток на следующий день в лицевом счете за текущий год.
     Выписки из  лицевых счетов по заключительным оборотам прикладыва-
ются к выпискам текущего года в качестве расшифровки итогов  оборотов,
относящихся к прошлому году.
     По счетам внутрибанковского значения заключительные обороты могут
записываться в  лицевые  счета  истекшего года без отражения в лицевых
счетах нового года. В таком же порядке в лицевых счетах истекшего года
могут производиться  записи заключительных оборотов по закрытию остат-
ков транзитных счетов.
     34. В течение периода с 1 января по день окончания заключительных
оборотов ведутся отдельные бухгалтерские журналы по этим  оборотам,  в
которых январь месяц обозначается числом "13". Журналы эти брошюруются
по дням проводки вместе с журналами по операциям нового года. На доку-
ментах по  заключительным оборотам ставится штамп или делается надпись
"По заключительным оборотам".  Документы  по  заключительным  оборотам
подбираются в  отдельную  пачку,  но  брошюруются вместе с документами
данного дня по операциям нового года.
     Ежедневная сверка  аналитического учета с синтетическим по оборо-
там производится раздельно по заключительным оборотам прошлого года  и
по оборотам текущего года, а остатки сверяются в обычном порядке.
     Сводные карточки по тем балансовым счетам,  по которым могут быть
заключительные обороты, в январе месяце заполняются на бланках 0487008.
     35. Порядок отражения операций по заключительным оборотам в  бух-
галтерском учете  с  применением электронных и перфорационных вычисли-
тельных машин изложен в Руководстве (технических указаниях) по эксплу-
атации этих машин.
     36. До перечисления вышестоящему банку остатки по транзитным сче-
там сверяются  с соответствующими организациями,  которым выдаются вы-
писки из этих счетов.
     37. По  окончании  заключительных оборотов составляется оборотная
ведомость по всем заключительным оборотам.
     38. В  управлениях  банков полученные от отделений (агентств) ос-
татки централизованных счетов зачисляются на отдельные транзитные  ли-
цевые счета, открываемые на тех же счетах баланса, на которых учитыва-
лись перечисляемые остатки.  Остатки транзитных лицевых счетов в свер-
нутом виде перечисляются вышестоящему банку в установленные им сроки.

                           Р а з д е л II.

                   ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ РАБОТЫ
               И ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКОВ

               Построение учетно-операционного аппарата
                          учреждений банков

     39. Учетно-операционный  аппарат учреждения банка включает в себя
работников, занятых оформлением,  контролем расчетно-денежных докумен-
тов и  отражением  банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
Учетно-операционный аппарат возглавляется главным бухгалтером учрежде-
ния банка,  действующим  на основании Положения о главных бухгалтерах,
утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24  января  1980
г. N 59.
     40. Поскольку главный бухгалтер призван выполнять организаторские
и контрольные функции,  на него не могут возлагаться обязанности руко-
водителей учреждения банка при временном их отсутствии,  а также  обя-
занности по непосредственному выполнению бухгалтерских операций.
     41. Учетно-операционный  аппарат  учреждения  банка  работает  по
принципу ответственных исполнителей или операционных бригад.  Конкрет-
ные обязанности работников учетно-операционного аппарата  определяются
главным бухгалтером учреждения банка.
     42. В крупных учреждениях банков могут создаваться  учетно-опера-
ционные отделы.  Количество  создаваемых отделов зависит от объема со-
вершаемых операций и уровня их механизации.
     43. Ответственными исполнителями считаются работники банка, кото-
рым поручается единолично оформлять  и  подписывать  расчетно-денежные
документы по выполняемому кругу операций (ведение счетов бухгалтерско-
го учета).
     Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на
которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформле-
нием расчетно-денежных документов, и отражение в учете банковских опе-
раций, включая операции по контролю МФО и эмиссионные операции.
     44. В случае создания в учреждениях банков групп (участков,  бри-
гад) по отдельным участкам работы,  работники таких  групп  (участков,
бригад) специализируются  на выполнение однотипных операций и являются
ответственными исполнителями. Участок работы выделяется исходя из при-
нятой в учреждении банка технологии документооборота, учета и контроля.
     Операционные бригады могут организовываться также на таких участ-
ках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в
случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей  квалифика-
ции работа  не может быть организована по системе ответственных испол-
нителей. В последнем случае в состав операционной бригады входят,  как
правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют докумен-
ты по производимым операциям,  и контролер, который обязательно прове-
ряет документы  и  записи в лицевых счетах,  выполненные операционными
работниками бригады. Контролер операционной бригады может единовремен-
но оформлять отдельные операции.
     45. За операционными работниками закрепляется ведение  определен-
ных счетов или же выполнение отдельных операций.
     Распределение счетов между ответственными исполнителями  произво-
дится, как  правило,  по номерам балансовых счетов первого или второго
порядка, причем,  с одним обязательным условием,  что расчетный счет и
все ссудные  счета  по краткосрочным кредитам одного хозоргана ведутся
одним исполнителем.
     46. Ведение  учета  картотек авизо по МФО,  а также ведение учета
операций по внутрибанковским счетам должно сосредоточиваться в  специ-
альных отделах или возлагаться на отдельных учетных работников.
     47. В  учреждении  банка  может  создаваться  машиносчетное  бюро
(МСБ), куда входят операторы,  выполняющие на клавишных вычислительных
машинах работу по отражению операций в аналитическом  и  синтетическом
учете, составлению различных документов и отчетности.
     Общее руководство работой машиносчетного бюро  (МСБ)  возлагается
на главного бухгалтера учреждения банка или его заместителя.
     Примерный распорядок работы МСБ приведен в приложении N 3.
     48. Закрепление  счетов за структурными частями учетно-операцион-
ного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их  перераспре-
деление производится главным бухгалтером и оформляется записями в спе-
циальной книге учета распределения и  перераспределения  счетов  между
учетно-операционными работниками учреждения банка (04870011).
     В случае болезни работника, дела которого приняты другим лицом, в
книге 0487011 делается соответствующая отметка.
     При обнаружении тех или иных недостатков в книге  делаются  соот-
ветствующие записи об этих недостатках.
     49. В каждом учреждении банка должны быть разработаны и утвержде-
ны должностные инструкции,  копии которых передаются учетно-операцион-
ным работникам.
     Соответствующие работники должны быть ознакомлены с законодатель-
ством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.

             Организация рабочего дня и документооборота

     50. Организация рабочего дня учетно-операционных работников уста-
навливается с таким расчетом,  чтобы обеспечить своевременное оформле-
ние поступающих расчетно-денежных документов и отражение их в  бухгал-
терском учете  по  балансовым  и  внебалансовым  счетам с составлением
ежедневного баланса.
     В учреждениях банка устанавливаются следующие основные требования
к организации рабочего дня и документооборота:
     а) приему,  оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета
в тот же день подлежат все расчетно-денежные документы,  поступившие в
банк в течение первой половины рабочего дня (это время называется опе-
рационным днем).  Расчетно-денежные документы,  поступившие в банк  по
истечении времени  операционного  дня,  проводятся по счетам клиентов,
как правило,  следующим рабочим днем. Конкретное время завершения опе-
рационного дня  устанавливается руководителем учреждения банка,  а при
обработке информации на ЭВМ - по согласованию с руководством ВЦ.
     Обязательной отсылке  в  банк  плательщика в тот же день подлежат
платежные требования, сданные в банк не позднее чем за 2 часа до окон-
чания рабочего  дня,  могут отсылаться в банк плательщика на следующий
день. При этом дата платежных требований не исправляется.
     Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операци-
онного дня производится непосредственно учетно-операционными  работни-
ками или в централизованном порядке,  через специальных работников. Во
внеоперационное время документы сдаются в банк через специальные  уст-
ройства (ящики), из которых документы вынимаются не реже одного раза в
час. Документы,  поступившие в банк,  направляются внутренним порядком
на обработку соответствующим учетно-операционным работникам.  Если до-
кументы по какой-либо причине не могут быть приняты к  исполнению,  то
об этом извещаются клиенты.
     Для регулирования операционной нагрузки в каждом учреждении банка
устанавливается график приема документов от основных клиентов,  посто-
янно представляющих в банк значительное количество платежных  докумен-
тов.
     Расчетные и кассовые операции частных лиц (вкладчиков,  пенсионе-
ров, граждан,  сдающих различные взносы) производятся в течение опера-
ционного дня непосредственно ответственным  исполнителем,  выполняющим
соответствующие операции;
     б) оплата всех расчетно-денежных документов,  включая по отчисле-
ниям в бюджет и выплате заработной платы, с расчетных и текущих счетов
производится за счет средств на этих счетах с соблюдением  календарной
очередности поступления  расчетных документов (наступления сроков пла-
тежей). Для удовлетворения имеющихся претензий  к  счету  используются
суммы поступлений  на расчетный (текущий) счет в течение операционного
дня (по документам,  поступившим к работнику, ведущему счет плательщи-
ка);
     в) передача информации с документов на ВЦ,  ИВС производится рав-
номерно в  течение  всего операционного дня и должна завершаться,  как
правило, за 2-3 часа до окончания рабочего дня. Руководители областных
управлений банков по согласованию с ВЦ (ИВС) могут устанавливать более
позднее время завершения передачи информации.
     Для передачи информации на ВЦ (ИВС) в отделении банка производит-
ся раскладка документов по группам (пачкам) в соответствии с  установ-
ленными макетами перфорации;
     г) передача в МБС лицевых счетов и подлежащих отражению в них до-
кументов производится по мере обработки последнего документа по каждо-
му балансовому и внебалансовому счету и завершается,  как  правило,  в
течение одного часа после окончания операционного дня.
     Передаваемые в МСБ документы должны быть подобраны по  балансовым
счетам, а внутри них - в порядке восходящих номеров лицевых счетов. По
каждому лицевому счету документы группируются для записи по кредиту  и
дебету отдельно;
     д) расчетно-денежные документы, подлежащие отправке другим учреж-
дениям банка по почте,  подлежат сдаче предприятию связи в день совер-
шения операции.  При печатании авизо по МФО на ВЦ сдача их предприятию
связи должна производиться не позднее дня поступления этих авизо в уч-
реждение банка.
     С учетом  изложенного,  в каждом учреждении банка устанавливается
график документооборота,  в котором указывается конкретное время  (ин-
тервал) для расчетно-кассового обслуживания, объединений, предприятий,
хозяйственных организаций  и  время  прохождения  документов  по  всем
участкам их обработки.  График документооборота утверждается руководи-
телем учреждения банка.
     Примерные указания  по организации рабочего дня банка приведены в
приложении N 4.
     51. При  приеме денежно-расчетных документов ответственный испол-
нитель (бухгалтер,  контролер) обязан проверить соответствует ли доку-
мент установленной  форме  бланка,  заполнены  ли  все предусмотренные
бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в слу-
чае отсутствия - проставляются работником банка), соответствует ли пе-
чать и подписи распорядителя счетом заявленным

**********

     Ответственный исполнитель (бухгалтер,  контролер)  обязан  прове-
рить, исходя  из содержания документов,  не имеется ли нарушений уста-
новленных правил расчетов, правильно ли в соответствии с ними оформлен
документ и заверить выполнение операции своей подписью.
     Если документ (операция)  подлежат  дополнительному  контролю  со
стороны работников банка, то документ передается этому контролирующему
работнику.
     52. По указанным ниже счетам и операциям должны быть проверены  и
подписаны контролирующим работником:
     а) расчетно-денежные документы:
     - по списанию со счетов предприятий и организаций сумм для зачис-
ления на  счета в учреждения Сберегательного банка (кроме случаев вып-
латы заработной платы через учреждения Сберегательного банка);
     - при  выдаче  лимитированных и нелимитированных чековых книжек и
справок и акцепте платежных поручений.  В подтверждение  произведенной
проверки подписываются заявления или поручения клиентов по этим опера-
циям, а также надписи на выдаваемых чековых книжках и справках  и  ак-
цептуемых поручениях.  В  таком  же  порядке  проверяются  операции по
оформлению дополнительного лимита по лимитированным чековым книжкам  и
справкам;
     - по операциям,  производимым без поручений (требований) клиентов
или распоряжений по кредитным операциям,  предусмотренным инструкциями
по расчетам и кредитованию,  в частности, ордера по списанию суммы пе-
ни, не взысканной одновременно с основным платежом; ордера по перечис-
лению с субсчетов,  кроме субсчетов по профвзносам и соцстраху; ордера
по переадресовке и возврату сумм, авизованных по МФО;
     - на высылку дубликатов авизо по межфилиальным оборотам и повтор-
ных дубликатов авизо по МФО;
     - по счету "Расходы по выплате пенсий и пособий колхозникам";
     б) расчетно-денежные документы и записи в аналитическом учете:
     - по счетам вкладов граждан и военнослужащих;
     - по  взысканию с клиентов штрафов за нарушение правил совершения
расчетных операций;
     - по счетам драгоценных металлов;  основных средств банка,  мало-
ценных и  быстроизнашивающихся  предметов;  расчетов  с  хозрасчетными
предприятиями банка;  дебиторов и кредиторов банка (только по дебету);
сумм, перечисленных по МФО,  до выяснения;  хозяйственных  материалов;
расходов будущих  периодов;  операционных и разных доходов и расходов;
расходов на содержание аппарата управления банка;  не квинтующих  сумм
по МФО;  по внебалансовым счетам марок государственной пошлины, разных
ценностей и документов (в части списания ценностей) и бланков  строгой
отчетности;
     - операциям по текущим субсчетам и транзитным  счетам  Советского
фонда мира,  Советского фонда культуры и других общественных фондов, а
также счетам по разницам в ценах на продукцию;
     - по текущим счетам уполномоченных;
     - по лицевым счетам выплат по пенсиям и  счетам  государственного
бюджета в случаях, предусмотренных инструкцией Госбанка СССР по кассо-
вому исполнению Государственного бюджета СССР;
     - по ссудным счетам индивидуальных заемщиков;
     - по другим счетам и операциям по отдельным решениям Банков СССР.
     53. Ордера по счетам фондов банка,  иностранных операций,  драго-
ценных металлов, подкреплений и излишков касс в пути, прибылей и убыт-
ков, по внебалансовому счету долгов, списанных в убыток, а также орде-
ра на закрытие расчетных,  текущих,  бюджетных счетов и ордера и авизо
по закрытию  счетов по МФО,  ордера по исправлению допущенных ошибок в
бухгалтерском учете должны иметь контрольную подпись главного  бухгал-
тера или его заместителя.
     Ордера по иностранным операциям в учреждениях банка,  где имеются
отделы иностранных  операций,  подписываются  контрольной подписью на-
чальников этих отделов.
     Ордера на прием и отсылку денег и других ценностей,  хранящихся в
кладовой, и ордера по операциям с резервными фондами должны быть  под-
писаны, кроме исполнителей и главного бухгалтера,  также руководителем
учреждения банка и заведующим кассой.
     Сводные ордера, составляемые в управлении (республиканском банке)
Госбанка СССР на перечисление в конце дня по МФО сумм выпуска  и  изъ-
ятия денег из обращения, подписываются бухгалтерским работником, веду-
щим учет эмиссионных операций,  начальником отдела (управления) денеж-
ного обращения и главным бухгалтером.
     54. По операциям,  связанным с перечислением средств в другие уч-
реждения банка для отнесения на счета,  указанные в п.  52 и 53, авизо
по МФО подписываются также соответствующим контролирующим работником.
     55. При  совершении безналичных банковских операций должны соблю-
даться основные правила документооборота и контроля, изложенные в нас-
тоящем разделе.
     Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает до-
кумент к  проводу после проверки правильности оформления документа,  в
т.ч. соответствия подписей и оттиска печати распорядителя счетом заяв-
ленным образцам и возможности списания его суммы со счета. В удостове-
рение этой проверки ответственный исполнитель подписывает  документ  и
его копию (копии), предварительно убедившись в тождестве.
     При перечислении средств с одного счета на другой в том же учреж-
дении банка по операциям и счетам,  не требующим дополнительного конт-
роля, ответственный исполнитель первые экземпляры документов  передает
в отдел  (группу)  контроля или подкладывает к соответствующим лицевым
счетам плательщиков,  а вторые экземпляры передает ответственному  ис-
полнителю, ведущему кредитуемый счет.
     Работник, ведущий кредитуемый счет,  проверяет наличие и  подлин-
ность подписи ответственного исполнителя, ведущего дебетуемый счет, на
полученной им копии документа или на отрезной части копии сводного до-
кумента и,  и убедившись в правильности оформления операции, подбирает
полученные копии по номерам лицевых счетов и хранит  их  до  получения
разработок от ВЦ,  ИВС или подкладывает полученные копии к кредитован-
ному лицевому счету для совершения записей в МСБ.  Копии документов  в
последующем прилагаются к выпискам из лицевых счетов.
     56. В тех случаях, когда операции по счетам подлежат дополнитель-
ному контролю,  ответственный  исполнитель,  оформивший своей подписью
документы по безналичному перечислению средств с одного счета на  дру-
гой, передает оба экземпляра документов контролеру.
     Контролер проверяет правильность оформления операции,  убеждается
в полном  соответствии между собой первого и второго экземпляров доку-
мента, подписывает их и первый экземпляр направляет  на  обработку  по
отражению операций по дебету,  а второй экземпляр - ответственному ис-
полнителю, ведущему кредитуемый лицевой счет.
     57. Кассовые  расходные операции,  выполняемые ответственными ис-
полнителями, контролируются централизованно контролером, рабочее место
которого размещается  по  возможности  в  непосредственной близости от
кассы. Этот контролер ведет кассовый журнал по расходу.  Контроль рас-
ходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена воз-
можность:
     а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с под-
писями и оттиском печати,  не соответствующими заявленным образцам,  и
чеков, выписанных из книжки, не принадлежащему данному клиенту;
     б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных докумен-
тов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;
     - внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые  доку-
менты и журналы.
     58. Кассовый журнал по  расходу  может  составляться  на  бланках
0482054 или 0482056 в одном или двух экземплярах соответственно.
     При введении учета на клавишных вычислительных машинах копии кас-
сового расходного журнала разрезаются на ленты,подписываются контроле-
ром по кассовым расходным операциям и используются для записи в  лице-
вые счета.
     По усмотрению руководителя учреждения банка допускается (при  ве-
дении учета в МСБ) устанавливать порядок заполнения к каждому денежно-
му чеку ремарок с указанием номера счета, с которого оплачивается чек,
номера чека и его суммы. Заполненные ремарки проверяются ответственным
исполнителем и заверяются его подписью. При составлении ремарок кассо-
вый журнал по расходу ведется на бланках 0482054 в одном экземпляре.
     При введении бухгалтерского учета с применением ЭВМ или  ПВМ  для
передачи информации на обработку направляются отдельные листы кассово-
го журнала по расходу по мере их заполнения либо,  при незначительному
объеме операций, одновременно все листы кассового журнала после сверки
оборотов с кассой.
     59. Порядок направления контролером кассовых расходных документов
в кассу для оплаты - под расписку кассира в разносной книге или кассо-
вом журнале  -  устанавливается  главным бухгалтером учреждения банка.
Разносная книга ведется по следующей форме:
______________________________________________________________________
     Номер чека   |            |     Подпись    |   Расписка кассира
     или ордера   |   Сумма    |   контролера   |    в приеме чека
                  |            |                |     или ордера
__________________|____________|________________|_____________________
                  |            |                |
                  |            |                |
                  |            |                |
Дата указывается в начале записей за день.
     Если кассовый журнал по расходу ведется в  двух  экземплярах  под
копирку, то  расходные документы можно передавать в кассу под расписку
кассира на первом экземпляре журнала.  При таком порядке передачи рас-
ходных документов  в кассу второй экземпляр кассового журнала остается
у контролирующего работника,  который проверяет,  не  внесено  ли  ка-
ких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр.
     Если рабочее место лица,  контролирующего кассовые расходные опе-
рации, находится рядом с кассой либо соединено с кассой предохраненным
от доступа извне транспортным устройством,  то по усмотрению руководи-
теля учреждения  банка может быть установлен порядок передачи кассовых
расходных документов контролером кассиру без его расписки.
     60. Документооборот  по  приходным кассовым операциям должен быть
организован так,  чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на
их счета  производились  только после фактического поступления денег в
кассу, за исключением взносов во вклады граждан,  которые записываются
в лицевые счета вкладчиков до приема денег.
     Приходный кассовый документ,  принятый или  составленный  ответс-
твенным исполнителем,  подписывается  им,  заносится в кассовый журнал
(0482054), составляемый на клавишной вычислительной машине,  и переда-
ется в кассу вместе с выписанной квитанцией за подписью ответственного
исполнителя. При приеме денег от работников банка  для  зачисления  на
счета внутрибанковского значения приходный кассовый ордер выписывается
в двух экземплярах, из которых один заменяет квитанцию.
     Получив обратно  из  кассы  ордер  из комплекта бланков 0402001 с
подписью кассира,  свидетельствующей о приеме им денег,  ответственный
исполнитель проверяет  подлинность подписи кассира по ее образцу и де-
лает в кассовом журнале условную отметку о возврате  этого  документа,
после чего  передает  его на обработку по отражению операции в бухгал-
терском учете или подкладывает к соответствующему лицевому счету.
     Кассовый журнал по приходу кассы можно вести централизованно.
     Суммы государственных доходов и платежей по обязательному  оклад-
ному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в
кассовый журнал на  основании  сводного  приходного  кассового  ордера
(ленты подсчета  документов),  составляемого в конце дня ответственным
исполнителем на основании оставленных им у себя уведомлений  первичных
кассовых документов.
     61. Кассовый журнал по приходу по операциям вечерней кассы разре-
шается составлять на листе бумаги на счетной машине в двух экземплярах
с выведением частных итогов по лицевым счетам и общего итога по журна-
лу с тем,  чтобы записи в лицевые счета производить итоговыми суммами.
Вторые экземпляры журнала, разрезанного на ленты, после проверки запи-
сей в  лицевые  счета  прилагаются  вместе  с ордерами к объявлениям о
взносе денег в вечернюю кассу к выпискам из лицевых  счетов.  Правиль-
ность заполнения  этих ордеров проверяется бухгалтером-контролером ве-
черней кассы, а при применении кассовых аппаратов - ответственными ис-
полнителями утром  следующего  дня.  Факт этой проверки удостоверяется
подписью бухгалтера-контролера или ответственного исполнителя на орде-
ре к объявлению 0402001 или уведомлении к объявлению 0402002.
     62. Проверка наличия на расчетно-денежных документах соответству-
ющих подписей  работников  банка,  уполномоченных  осуществлять те или
иные операции, а также правомерности исправления номеров счетов клиен-
тов на расчетно-денежных документах возлагается на работников, занятых
передачей документов (информации) на ВЦ (ИВС).  В учреждениях  банков,
учет которых  механизирован  на клавишных вычислительных машинах,  эта
проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руко-
водителя учреждения банка. Для выполнения указанной проверки составля-
ются перечни операций,  подлежащих дополнительному контролю со стороны
должностных лиц банка, а также возможных изменений номеров счетов кли-
ентов, которые могут вноситься в расчетно-денежные документы  работни-
ками банка. Перечни, а также образцы подписей работников банка, выпол-
няющих контрольные функции,  должны находиться у работников,  осущест-
вляющих указанный контроль.
     63. Для проверки подлинности подписей уполномоченных  должностных
лиц банка на принимаемых к исполнению расчетно-денежных документов со-
ответствующие работники должны иметь образцы их подписей.
     Контролеры должны  пользоваться своими экземплярами образцов под-
писей работников банка,  а также образцов подписей и оттисков  печатей
на документах,   представляемых  клиентурой.  Контролерам  запрещается
пользоваться тем же экземпляром образцов подписей и  оттисков  печатей
клиентов и образцов подписей работников банка,  которым пользуются от-
ветственные исполнители.
     В карточках образцов подписей и печатей клиентов у исполнителей и
контролеров подлежат регистрации номера выданных банком данных  клиен-
там денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.
     64. При оформлении открытия расчетного,  текущего или  бюджетного
счета главный  бухгалтер  или его заместитель принимает представляемые
клиентом документы, проверяет их соответствие установленным правилам и
передает руководителю  учреждения банка для разрешения открытия счета.
После открытия счета карточки образцов подписей и оттиска печати пере-
даются соответствующим работникам банка.
     При замене документов (карточек с образцами подписей и других) по
действующим расчетным, текущим и бюджетным счетам документы принимают-
ся ответственными  исполнителями,  которые  представляют эти документы
вместе с отменяемыми главному бухгалтеру или его заместителю либо  на-
чальнику отдела,  которые проверяют документы и заверяют их своей под-
писью.
     В случае закрытия  счета,  а  также  при  изменении  наименования
предприятия, организации,  учреждения либо номера счета владелец счета
обязан возвратить учреждению банка чековые книжки с оставшимися  неис-
пользованными чеками и корешками при заявлении,  в котором указывается
номера возвращаемых неиспользованных чеков.  Если счет закрывается, то
в этом   заявлении  должно  содержаться  также  подтверждение  остатка
средств на счете на день закрытия.
     65. Неиспользованные чеки по закрываемым счетам,  а также по сче-
там, передаваемым в другое учреждение  банка,  принимать  от  клиентов
имеет право только главный бухгалтер или его заместитель, который дол-
жен немедленно погасить каждый сданный чек путем вырезания части чека,
предназначенной для  подписи.  Лишь  после этого чеки передаются соот-
ветствующему операционному работнику,  который обязан составить  ордер
на закрытие счета и представить его для проверки и подписания главному
бухгалтеру или его заместителю.
     Неиспользованные чеки из лимитированных книжек при наличии остат-
ка лимита принимаются от клиентов и погашаются в таком же порядке  от-
ветственным исполнителем или контролером операционной бригады, который
проверяет и подписывает платежное поручение на закрытие лицевого счета
по лимитированной чековой книжке.
     66. При закрытии расчетного,  текущего или  бюджетного  счета  по
распоряжению учреждения  банка  и  зачисления  остатка соответствующих
средств на счет "Прочие дебиторы и кредиторы" главный бухгалтер учреж-
дения банка или его заместитель обязан тщательно проверить по докумен-
там все записи в закрываемом счете со дня вручения  клиенту  последней
выписки из счета,  убедиться в правильности выведенного окончательного
остатка и сделать об этом соответствующую отметку в закрываемом  лице-
вом счете  за своей подписью.  Выдача остатка с этого счета может быть
произведена в течение срока исковой давности,  причем должны быть ист-
ребованы книжки с неиспользованными корешками и чеками.
     67. Для предупреждения задержек в перечислении средств с  субсче-
тов главный бухгалтер должен организовать строгий контроль за срочными
перечислениями, пользуясь  для  этого  табелем   сроков   перечисления
средств с субсчетов,  выписки из которого должны быть у каждого работ-
ника, выполняющего эти операции и осуществляющего за ними контроль.
     68. Руководители учреждений банков обязаны обеспечить контроль за
надлежащим хранением и использованием печатей,  штампов  и  бланков  с
тем, чтобы  исключить  возможность  их утери или использования в целях
злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов учреждений  банка  ве-
дется в специальной книге,  где указываются фамилии и должности лиц, у
которых они находятся.  Книга должна храниться в несгораемом  шкафу  у
руководителя учреждения банка или,  по его усмотрению, у главного бух-
галтера. Штампы, кроме угловых (бланковых), в эту книгу не включаются.
     Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, что-
бы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати,  штам-
пам, документам и бланкам банка.
     69. Жалобы на действия работников банка и другие письма принимает
от клиентов  экспедиция  (специально  выделенные лица) банка или лично
главный бухгалтер.  Об этом порядке клиенты должны быть извещены путем
вывешивания объявлений.  Операционным  работникам принимать такую кор-
респонденцию запрещается.
     70. Организация  контроля  и  повседневное наблюдение за его осу-
ществлением на всех участках  учетно-операционной  и  кассовой  работы
возлагаются на главного бухгалтера.
     Руководитель учреждения банка, наряду с общим наблюдением за сос-
тоянием учетно-операционной  работы,  обязан проверять своевременность
составления баланса и отчетности,  периодически осуществлять  контроль
за своевременностью  и  полнотой зачисления средств на счета клиентов,
отсылки расчетно-денежных документов иногородним и  одногородним  бан-
кам.
     71. Главные бухгалтеры учреждений банков, их заместители, началь-
ники отделов  и  инспекторы последующего контроля обязаны по должности
систематически производить  последующие  проверки  учетно-операционной
работы.
     При проверках контролируется правильность учета и оформления над-
лежащими документами совершенных операций.
     В процессе последующих проверок должны вскрываться причины  выяв-
ленных нарушений  правил  совершения операций и ведения бухгалтерского
учета и приниматься меры к устранению недостатков.
     Последующие проверки  должны проводиться с таким расчетом,  чтобы
работа каждого учетно-операционного работника проверялась,  как прави-
ло, не реже одного раза в год.
     Состав работников,  привлекаемых к проведению последующих  прове-
рок, помимо специальных инспекторов по контролю, заместителей главного
бухгалтера и начальников отделов (групп), определяется главным бухгал-
тером исходя из объема выполняемых учреждением банка операций.
     72. Результаты последующих проверок должны  оформляться  краткими
справками; руководители  учреждений  банков обязаны в пятидневный срок
после получения справки о недостатках, выявленных при последующей про-
верке, лично рассмотреть справку в присутствии сотрудников учетно-опе-
рационного аппарата и принять необходимые меры для устранения  причин,
вызвавших отмеченные недостатки.
     Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением не-
достатков, выявленных последующими периодическими проверками,  и в не-
обходимых случаях организовать повторную проверку.

                           Р а з д е л III

                    РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
                      И БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

               Оформление расчетно-денежных документов

     73. Расчетные, кассовые, кредитные и другие денежные операции со-
вершаются в учреждениях банка и отражаются в  бухгалтерском  учете  на
основании расчетно-денежных  документов,  оформленных в соответствии с
требованиями, изложенными в Положении о расчетных документах.
     74. По  денежному  чеку  деньги выплачиваются тому лицу,  которое
указано в чеке. Передоверие права на получение денег по чеку не допус-
кается. Не  допускается выплата денег по именному чеку на имя главного
бухгалтера предприятия (организации,  учреждения) или другого работни-
ка, подписавшего  чек второй подписью,  за исключением чеков по счетам
воинских частей,  военных организаций,  поселковых и сельских  Советов
народных депутатов, которые не обслуживаются централизованными бухгал-
териями, а также чеков по счетам  предприятий  (организаций,  учрежде-
ний), у  которых в штате нет другого лица,  на которое можно возложить
получение денег. Это должно быть подтверждено соответствующей надписью
владельца счета  в  карточке с образцами подписей (на следующей строке
после образца второй подписи).
     75. Владелец  счета  обязан указывать в тексте расчетных докумен-
тов, а также на обороте денежных чеков  назначение  сумм.  Сведения  о
назначении платежа  на обороте денежных чеков заверяются подписями че-
кодателя.
     Платежные поручения и чеки предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных Министерству  обороны,  Министерству  внутренних  дел
СССР, Комитету государственной безопасности СССР,  а также партийных и
комсомольских организаций могут представляться без указания назначения
сумм. Учреждения Сберегательного банка и предприятия связи не указыва-
ют на обороте чеков назначение сумм.
     Объявления о взносе наличных денег в кассу банка и чеки,  как де-
нежные, так и расчетные,  должны быть обязательно  заполнены  от  руки
чернилами или  шариковой ручкой.  Наименование владельца счета,  номер
счета и наименование учреждения банка  в  чеках  и  объявлениях  могут
обозначаться штампами.
     Чеки и платежные поручения принимаются банком в течение  10  дней
со дня их выписки,  не считая дня выписки, без исправления даты, обоз-
наченной на документе.  В объявлениях на взнос наличных  денег  должна
быть указана дата фактического представления их в банк;  если клиентом
указана другая дата,  то она исправляется на всех экземплярах докумен-
та.
     На документах,  составляемых банком, указываются их номера. Поря-
док нумерации объявлений 0402001,  0402002, 0402004, а также квитанций
к ним устанавливается главным бухгалтером учреждения банка. В тех слу-
чаях, когда в приеме денег плательщику выписывается квитанция 0402004,
в объявлении работником банка проставляются 3 последних  знака  номера
выданной вносителю квитанции.
     В выдаваемых банком квитанциях 0402001,  0402002 и 0402005  сумма
прописью начинается обязательно в самом начале строки, свободное место
в реквизите "сумма цифрами" и после суммы прописью прочеркивается дву-
мя линиями.
     Квитанции в приеме наличных денег должны  заполняться  только  от
руки чернилами  или  пастой  шариковой ручки за исключением квитанций,
входящих в комплекты бланков 0402005.
     Документы должны содержать четкое изложение сущности операции.
     Каждый документ и каждый отдельный лист сводного документа,  нап-
ример, сводного  платежного поручения,  должен иметь подписи уполномо-
ченных должностных лиц клиента и оттиск его печати.  Подписи  на  всех
документах должны  быть  сделаны чернилами или пастой шариковых ручек.
Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителем. В свобод-
ном документе незаполненные отрезные части должны быть прочеркнуты.
     Учреждение банка отказывает в приеме чека или платежного  поруче-
ния и не несет ответственности за этот отказ,  если документ, подписи,
оттиск печати или надписи на нем будут признаны учреждением банка сом-
нительными.
     Банк не несет ответственности за выплату денег по утерянному  или
похищенному чеку, если эта выплата произведена до получения учреждени-
ем банка извещения владельца счета об утере или хищении чека.
     Равным образом  банк не несет ответственности за правильность со-
держащихся в расчетных документах сведений и арифметических расчетов.
     Убыток, который  произойдет вследствие оплаты чека или платежного
поручения с подложными подписями,  подложной печатью или  с  подложным
текстом, несет владелец счета,  если не будет доказана вина учреждения
банка.
     76. Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформля-
ются документами,  составляемым учреждения банка согласно  требованиям
настоящей инструкции  и инструкций по отдельным операциям,  на бланках
действующих форм.  Сюда относятся,  в частности, приходные и расходные
кассовые и  внебалансовые  ордера,  мемориальные ордера,  распоряжения
кредитного отдела и др.
     77. Для сокращения записей в лицевых счетах по ряду операций сос-
тавляются сводные ордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные
документы, на  основании которых составлен этот ордер,  в нем делается
ссылка на количество приложенных документов.
     78. Операции,  связанные  с  перечислением  средств в иногородние
банки (межфилиальные обороты - МФО) оформляются специальными  докумен-
тами - авизо по МФО. Бланки авизо по МФО являются документами строгого
учета.
     79. В мемориальных ордерах на частичную оплату платежных требова-
ний и поручений, оплату пени, в кассовых ордерах и внебалансовых орде-
рах на  оприходование и списание ценностей и документов,  хранящихся в
кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.
     В ордерах  на  частичную  оплату платежных требований и поручений
допускается текст содержания операций заменять его условным  обозначе-
нием -  цифрой  "2"  или  "1" соответственно с указанием номера и даты
платежного требования или поручения.
     80. Каждый  из документов,  на основании которых совершаются бух-
галтерские записи,  должен иметь контировку,  т.е. обозначение номеров
счетов по  дебету и кредиту,  по которым должна быть проведена эта за-
пись.
     81. На  денежных чеках,  расходных кассовых и внебалансовых орде-
рах, на основании которых выдаются деньги и другие ценности, отбирают-
ся расписки получателей (чернилами или шариковой ручкой).
     Кроме того, на этих документах должны делаться отметки о предъяв-
лении паспорта  или заменяющего его документа получателя.  Допускается
заполнение этих отметок самими получателями,  причем операционный  ра-
ботник учреждения банка,  после проверки им предъявленного получателем
паспорта или заменяющего его документа,  должен проверить правильность
заполнения реквизитов этого документа, сличить имеющийся в нем образец
подписи с распиской получателя на чеке или расходном ордере.  Правиль-
ность отметки о паспорте или другом документе, удостоверяющим личность
получателя, заверяется подписью операционного работника  на  чеке  или
ордере.
     82. Документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наиме-
нование клиентов и номера их счетов,  хотя бы и оговоренными, являются
недействительными и не подлежат приему банком к исполнению.
     Работники банков  могут  в случаях,  предусмотренных инструкциями
банков, исправлять в платежных поручениях и платежных требованиях кли-
ентов указанные  ими номера счетов на номера других счетов тех же кли-
ентов (например, номер расчетного счета на номер ссудного счета). Исп-
равления заверяются подписью ответственного исполнителя.
     Если отдельная частная сумма,  включенная в сводные платежное по-
ручение или требование, не может быть зачислена на счет получателя или
списана со счета плательщика, то соответствующая сумма по просьбе кли-
ента может  быть  вычеркнута с исправлением общей суммы сводного доку-
мента. Каждое такое исправление  оформляется  подписью  бухгалтерского
работника и заверяется контрольной подписью главного бухгалтера учреж-
дения банка или его заместителя.
     Ошибки, допущенные  клиентами  при  заполнении  текста  поручения
(кроме приведенных выше реквизитов) и оборотной  стороны  чека,  могут
быть исправлены  с  соответствующей оговоркой за подписями тех же лиц,
которыми подписан документ.
     83. Расчетно-денежные документы,  на основании которых в учрежде-
ниях банков осуществлен прием и выдача наличных денег и других ценнос-
тей и  перечисление  средств  с  одних счетов на другие счета в банке,
должны иметь дату проводки и подписи должностных лиц учреждениями бан-
ка, оформивших документ и проверивших его, а документы по тем операци-
ям, по которым дополнительного контроля не требуется,  - одну  подпись
ответственного исполнителя.
     Подписями работников банка оформляется как те экземпляры докумен-
тов, которые  предназначены  для  хранения в банке в качестве оправда-
тельных по совершенным операциям,  так и экземпляры, подлежащие прило-
жению к выпискам из счетов клиентов и к авизо МФО.
     Должностное лицо банка,  подписавшее документ,  несет ответствен-
ность за  правильность  совершаемой  по  нему бухгалтерской операции в
банке.
     84. Документы, связанные с приемом и выдачей денег и ценностей, в
том числе квитанции в приеме денег и ценностей,  должны  иметь,  кроме
указанных выше подписей,  также подпись кассира, принявшего или выдав-
шего деньги и ценности.
     85. Право подписания расчетно-денежных документов,  предоставляе-
мое банковским работникам,  оформляется распоряжением руководителя уч-
реждения банка на бланках 0489017 и 0489018.
     86. Право контрольной (первой)  подписи  без  ограничения  суммой
операций на  расчетно-денежных документах,  подлежащих дополнительному
контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры  учреж-
дений банков, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.
     87. Предоставленные права контрольной (первой) подписи  тому  или
иному должностному лицу не исключают возможности выполнения этим лицом
(кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по  оп-
ределенному кругу операций. В таком случае им контролируется документы
по операциям, выполняемым другими работниками.
     88. Работники банка, которые подписали какой-либо расчетно-денеж-
ный документ,  не имея на то права,  отвечают за этот проступок в дис-
циплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления
привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут от-
ветственность работники банка,  имеющие право подписи, в случае превы-
шения ими своих полномочий.
     Главный бухгалтер  учреждения банка обязан следить за тем,  чтобы
соответствующие образцы подписей были своевременно переданы  под  рас-
писку в кассу,  операционным и контролирующим работникам, группе пере-
водного ключа,  абонентскому телеграфу,  а также местному  предприятию
министерства связи  и  учреждению сберегательного банка СССР.  Главный
бухгалтер обязан также следить за своевременным внесением изменений  в
образцы подписей,  которыми пользуются работники банка в своей работе,
например, в связи с увольнением работников банка.
     Один комплект образцов подписей должностных лиц банка обязательно
хранится у главного бухгалтера для учета  лиц,  которым  предоставлено
право той или иной подписи на расчетно-денежных документах.
     89. В учреждениях банков должен осуществляться  строгий  контроль
за выдачей  чековых книжек,  использованием бланков квитанций и других
бланков строгой  отчетности,  обеспечивающей  правильное  расходование
бланков, а также своевременное и полное отражение их движения в учете.
     90. Выдача книжек денежных и расчетных чеков по  счетам  в  банке
производится по  письменным  заявлениям  владельцев  счетов  на бланке
0401017 за подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом.
     В соответствии  с заявлением клиента ему может быть выдано однов-
ременно несколько книжек денежных и расчетных чеков по  одному  счету,
причем должна соблюдаться последовательность номеров чеков.
     91. Заявление на выдачу чековой книжки представляется  в  банк  в
одном экземпляре.
     Операционный работник проверяет правильность заполнения заявления
соответствие подписей  и оттиска печати на нем с имеющимися у него об-
разцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, подписывает
разрешение на  выдачу чековой книжки и передает заявление вместе с та-
лоном в кассу.
     Кассир, получив  заявление,  проверяет  наличие  на  нем подписей
должностных лиц банка,  отмечает на заявлении и талоне к заявлению но-
мера чеков  выдаваемой  чековой  книжки (с номера по номер) и передает
операционному работнику чековую книжку вместе с заявлением под распис-
ку на талоне. Талон к заявлению остается в кассе.
     Операционный работник проверяет наличие всех чеков  в  книжке  и,
проставив на  чеках реквизиты,  подлежащие обязательному заполнению до
выдачи книжки клиенту (наименование владельца  счета  и,  если  книжка
требуется для одного счета,  номер расчетного или текущего счета), за-
писывает номера чеков в карточку с образцами подписей данного  клиента
и передает  заявление  работнику,  контролирующему  кассовые расходные
операции. Последний проставляет номера денежных чеков на своем экземп-
ляре карточки  с образцами подписей.  Затем заявление вместе с чековой
книжкой возвращается в кассу.
     Кассир проверяет наличие всех чеков в чековой книжке,  расписыва-
ется на талоне. Талон возвращается операционному работнику после выда-
чи чековой книжки для выписки внебалансового расходного ордера по сче-
ту учета бланков строгой отчетности.
     Кассир выдает  клиенту под расписку на заявлении,  предварительно
сверив подпись получателя с образцом его подписи на  заявлении.  После
выписки внебалансового  ордера  талоны  к заявлениям на выдачу чековых
книжек уничтожаются.
     Заявления клиентов  на выдачу чековых книжек хранятся при расход-
ном ордере, составляемом на общее количество выданных за день книжек.