О ПЕРЕСТРОЙКЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 17.07.87 819

         О ПЕРЕСТРОЙКЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ
             МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
                            ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

           ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                           17 июля 1987 г.

                                N 819

                                 (Д)


     Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что вы-
полнение решений XXVII съезда партии,  июньского (1987 г.) Пленума  ЦК
КПСС по коренной перестройке управления экономикой требует осуществле-
ния принципиально новой финансовой  политики,  проведения  радикальной
реформы финансового  механизма,  усиления его воздействия на ускорение
социально-экономического развития страны,  рост эффективности  общест-
венного производства и укрепление финансов государства, расширение хо-
зяйственной самостоятельности и повышение ответственности  предприятий
(объединений).
     Имевшая ранее место недооценка финансовой системы,  экономических
методов управления,  товарно-денежных отношений, ослабление хозрасчет-
ных начал в организации хозяйственной деятельности отрицательно сказа-
лись на финансовых результатах народного хозяйства, привели к неустой-
чивости финансов отраслей,  объединений и предприятий.  Из поля зрения
многих министерств, ведомств, Советов Министров союзных республик, хо-
зяйственных руководителей практически выпал важнейший участок их  дея-
тельности - финансово-экономическая работа.  Они больше занимались ре-
шением текущих вопросов производства и мало внимания уделяли  укрепле-
нию экономики  и финансов,  сокращению издержек производства.  На всех
уровнях хозяйствования была принижена ответственность  за  рачительное
ведение хозяйства,  выполнение  финансовых планов и обязательств перед
государством. В народном хозяйстве ухудшилась  финансовая  дисциплина,
увеличилось количество предприятий,  не выполняющих задания по прибыли
и снижению себестоимости продукции.
     Недопустимо возросли убыточность и размеры дотаций.  Многие руко-
водители стали рассматривать их как вполне нормальное и терпимое явле-
ние.
     Существенно ослабло воздействие финансового механизма на интересы
предприятий в деле экономики и бережного использования ресурсов, повы-
шения качества продукции и снижения себестоимости.
     Не обеспечивалась  увязка отраслевого и территориального финансо-
вого планирования.  Финансовый механизм не создавал заинтересованности
Советов Министров союзных республик и местных органов в улучшении дея-
тельности всех предприятий, расположенных на их территории. Формирова-
ние расходов  союзных  республик  и местных Советов народных депутатов
осуществлялось независимо от развития хозяйств регионов и их вклада  в
укрепление экономики страны.
     Ослабла роль бюджета как основного финансового плана государства.
Министерство финансов  сССР  не  давало объективной оценки финансового
положения, мало уделяло внимания разработке предложений,  связанных  с
долговременной финансовой  политикой  государства,  совершенствованием
финансового планирования и повышением действенности финансового  меха-
низма. Формы  и  методы  его  работы  по  существу  не  менялись  и не
способствовали воздействию на  повышение  эффективности  производства.
Неоправданно возросли  масштабы финансовой регламентации,  которая не-
редко носила мелочный характер и сковывала инициативу предприятий, ор-
ганизаций, местных органов и министерств. работа финансовых учреждений
по обеспечению доходов осуществлялась в основном административными ме-
тодами. Много недостатков накопилось в организации налогообложения,  в
деле государственного страхования.
     Главный недостаток  в области финансов и денежного обращения зак-
лючается в отрыве оборота финансовых и  кредитных  ресурсов,  денежных
средств от  движения  материальных ценностей,  перенасыщении народного
хозяйства платежными средствами.  Нынешний рубль не в полной мере  вы-
полняет свою роль активного инструмента финансового контроля за состо-
янием экономики.
     В целях  проведения активной финансовой политики в соответствии с
современными требованиями развития народного хозяйства  и  превращения
финансового механизма в действенный инструмент экономической стратегии
партии Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
     1. Считать  главной задачей перестройки финансовой системы усиле-
ния ее  воздействия  на  ускорение  социально-экономического  развития
страны, обеспечение неуклонного роста национального дохода,  прибыли и
других финансовых  ресурсов  государства,  укрепление   хозяйственного
расчета во  всех звеньях общественного производства. Положить в основу
перестройки принципиально новые подходы к организации финансовых взаи-
моотношений в  народном  хозяйстве,  опирающиеся  на требования Закона
СССР о государственном предприятии (объединении) и обеспечивающие раз-
витие хозяйственной инициативы предприятий и объединений,  усиление их
ответственности за конечные результаты работы, выполнение обязательст-
ва перед государством.  Нацелить финансовый механизм на стимулирование
снижения издержек производства и обращения, рациональное использование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию потерь.
     Повысить действенность государственного управления  финансами  на
основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрени-
ем экономических методов  руководства,  расширением  самостоятельности
предприятий (объединений), Советов народных депутатов в производствен-
ном и социальном развитии. Строить финансовые взаимоотношения предпри-
ятий (объединений  с  государственным бюджетом и вышестоящими органами
управления на основе долговременных стабильных экономических  нормати-
вов и финансовых норм, перекрыть все возможности получения доходов без
конечной реализации товаров.
     Укреплять финансовую  базу  Советов  Министров союзных республик,
исполкомов Советов народных депутатов. Перейти к экономическим методам
управления финансами регионов, положив в их основу долговременные нор-
мативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов от  резу-
льтатов  деятельности  предприятий  (объединений), расположенных на их 
территории.
     Последовательно укреплять  общегосударственные  финансы,  повысит
устойчивость доходной части государственного бюджета СССР, его роль  в
усилении социальной  ориентации  развития  общественного производства,
повышении эффективности.  Превратить платежи предприятий за используе-
мые ресурсы  в  основной  источник доходов бюджета от социалистических
предприятий. Обеспечить наиболее рациональное и экономное  использова-
ние денежных ресурсов государства. Усилить воздействие финансового ме-
ханизма на обеспечение стоимостной сбалансированности  государственных
планов экономического и социального развития.

       Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях
               полного хозрасчета и самофинансирования
     2. Обеспечить  комплексную перестройку системы финансовых планов,
существенно поднять их роль на всех уровнях  управления  народным  хо-
зяйством как  одного  из  важнейших инструментов планового руководства
экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов эко-
номического и социального развития.
     Усилить роль перспективного финансового планирования.  В  составе
Концепции и Основных направлений экономического и социального развития
СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути  осуществления
финансовой политики.
     Считать необходимым перейти к  разработке  пятилетних  финансовых
планов как  органической составной части государственных планов эконо-
мического и социального развития народного  хозяйства,  его  отраслей,
комплексов и регионов.
     Перестроить финансовое и бюджетное планирование на  базе  системы
стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой
финансовой политики государства,  расширение прав предприятий (объеди-
нений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании фи-
нансовых ресурсов.  Исходить из того, что экономические нормативы, ре-
гулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:
     равнонапряженные требования государства к использованию предприя-
тиями производственных, трудовых и природных ресурсов;
     создание финансовых условий  для  формирования  структуры  произ-
водства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса;
     сбалансированность потребностей государства,  регионов, вышестоя-
щих органов   управления  и  предприятий  (объединений)  в  финансовых
ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов  эконо-
мического и социального развития;
     взаимосвязь размеров денежных  средств,  направляемых  на  произ-
водственное и  социальное  развитие предприятий (объединений) и регио-
нов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их  дея-
тельности;
     оптимальное сочетание  в   распределительных   отношениях   обще-
государственных, коллективных и личных интересов;
     стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных
факторов их роста;
     финансирование расходов по развитию производства,  удовлетворению
социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов
за счет заработанных ими средств.
     Изъятие и  перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов
предприятия сверх установленных нормативов,  норм и ставок,  а также в
случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается.
     Считать несовместимым с новым  хозяйственным  механизмом  попытки
установления экономических  нормативов по исходной базе,  дробление по
годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам.
     Завершить в  двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных
экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства,  имея в
виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на
основе этих нормативов.
     Установить, что  финансовые пятилетние планы с распределением по-
годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятель-
ности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования,  состав-
ляются на основе контрольных цифр, государственных заказов,  лимитов и
долговременных экономических  нормативов  и  служат  для увязки общего
объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходова-
ния.
     3. Для повышения роли финансового планирования  в  интенсификации
общественного производства  и  обеспечения  единства систем финансовых
планов на всех уровнях управления установить, что:
     предприятия (объединения)  самостоятельно разрабатывают и утверж-
дают финансовые  планы,  в  которых  определяются  плановые  пропорции
распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая пла-
тежи бюджету и вышестоящей организации.  При этом они  руководствуются
финансовыми нормами,  определенными  в установленном порядке.  Размеры
прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля;
     министерства, ведомства  СССР  и  союзных республик на основе фи-
нансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые  планы
отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов
с показателями экономического и социального развития министерства, ве-
домства. В указанных планах определяются размеры централизованных фон-
дов и резервов и направления их использования с учетом  общеотраслевых
задач;
     Советы Министров союзных республик разрабатывают  на  основе  фи-
нансовых планов  подведомственных  министерств  и  ведомств финансовые
планы республик,  в  которых  устанавливаются  основные  виды  доходов
и направления их использования,  исходя из планов экономического и со-
циального развития республики. При этом сумма средств,  поступающих  в
распоряжение союзной республики из общегосударственных доходов,  опре-
деляется по стабильному нормативу,  установленному для данной  союзной
республики.
     Госплан СССР с участием  Министерства  финансов  СССР  на  основе
государственного плана экономического и социального развития СССР, фи-
нансовых планов союзных республик, министерств и ведомств СССР состав-
ляет сводный финансовый баланс государства на пятилетку с разбивкой по
годам.
     4. Повысить значение государственного бюджета СССР как  централи-
зованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых пла-
нов народного хозяйства, усилить его социальную направленность. Форми-
рование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и
долговременных нормативов,  предусмотренных  в планах экономического и
социального развития и финансовых  планах.  Определять расчетно укруп-
ненные  показатели  централизованных доходов и расходов государства на
пятилетие.
     Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип само-
финансирования, в обязательном порядке участвуют на основе  стабильных
нормативов в  формировании  доходов  государственного бюджета СССР для
обеспечения своевременного и бесперебойного  финансирования  общегосу-
дарственных мероприятий,  увеличения  общественных фондов потребления,
укрепления обороноспособности страны и удовлетворения  других  потреб-
ностей государства.
     в целях превращения экономических нормативов в основной регулятор
взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и
повышения их роли в формировании централизованных финансовых  ресурсов
государства перестроить  с учетом специфики отраслей систему распреде-
ления прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на  основе  повсеместного
внедрения нормативных  платежей за производственные фонды,  трудовые и
природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода
предприятий, остающегося  после  внесения  первоочередных  платежей за
ресурсы и уплату процентов за кредит.
     Совершенствовать порядок   взимания   всех   указанных  платежей,
рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение  фондо-
отдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного
потенциала, эффективное использование общенародной собственности.
     При этом  исходить  из  необходимости последовательного внедрения
единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий  от-
расли, а  в  дальнейшем - для всех отраслей.  Допускать возможность ее
временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных  предп-
риятий.
     Через плату за трудовые  ресурсы,  дифференцированную по регионам
страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов,  воз-
мещать расходы государства  на  подготовку  рабочей  силы  ,  социаль-
но-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников.
     Через плату за природные ресурсы (землю,  воду, полезные ископае-
мые) изымать  дифференцированную  ренту,  возникающую из-за различий в
естественной продуктивности этих ресурсов.
     Наряду с  платежами в бюджет за ресурсы применять налогообложение
доходов предприятий,  остающегося после платежей за ресурсы  и  уплаты
процентов за кредит.
     В условиях полного хозяйственного  расчета  и  самофинансирования
средства государственного бюджета СССР должны быть сосредоточены преж-
де всего на структурной перестройке  экономики,  финансировании  комп-
лексных целевых программ,  наращивании научно-технического потенциала,
ускорении социального развития, укреплении обороноспособности страны.
     Установить, что проект государственного бюджета СССР разрабатыва-
ется Министерством финансов СССР исходя из показателей государственно-
го пятилетнего плана экономического и социального развития СССР на со-
ответствующий год, финансовых планов союзных  республик,  сводного фи-
нансового баланса  государства и не позднее сем за 5 месяцев до начала
очередного года представляется в Совет Министров СССР  одновременно  с
проектом доклада  Госплана  СССР  о  ходе выполнения пятилетнего плана
экономического и социального развития СССР и мерах по обеспечению пла-
новых заданий на очередной год пятилетки.
     Министерствам ведомствам на основе экономических методов управле-
ния финансами  обеспечить глубокую проработку и обоснованность утверж-
даемых предприятиям (объединениям) экономических нормативов,  их  ста-
бильность и своевременное доведение.
     5. В целях обеспечения улучшения  финансовой  обстановки перехода
на новые условия хозяйствования:
     министерствам, ведомствам  СССР  и  Советам   Министров   союзных
республик в  3-месячный  срок  подготовить предложения по оздоровлению
финансов отраслей народного хозяйства;
     Министерству финансов  СССР,  Госплану СССР совместно с Госбанком
СССР  в 1987 году разработать специальную программу финансового  оздо-
ровления народного хозяйства в целом.
     6. Министерствам и ведомствам повысить ответственность за состоя-
ние финансов и результаты работы отрасли,  оказывать предприятиям объ-
единениям) помощь в улучшении постановки финансово-экономической рабо-
ты, принимать меры по укреплению их финансового положения и ликвидации
убыточности, обеспечению выполнения планов прибыли и  обязательств  по
платежам в государственный бюджет в целом по отрасли.
     Запретить министерствам и ведомства вмешиваться в оперативную фи-
нансовую деятельность предприятий (объединений),  которые несут полную
ответственность за результаты хозяйствования,  обеспечение  рентабель-
ной, безубыточной работы,  эффективное использование ресурсов, за фор-
мирование и сохранность собственных оборотных средств.
     7. Повысить  экономическую ответственность предприятий (объедине-
ний) за выполнение обязательств перед государственным бюджетом, соблю-
дение государственной  финансовой  дисциплины  и достоверность отчетов
о результатах деятельности.  В случае преднамеренного укрытия  доходов
или их занижения в результате отнесения на издержки производства и об-
ращения не связанных с ними затрат предприятия уплачивают в бюджет всю
сумму заниженной прибыли.
     8. Министерству финансов СССР изменить систему финансирования де-
ятельности бюджетных учреждений,  имея в виду повысить научную обосно-
ванность планирования расходов на их содержание,  исходя из стабильных
долговременных экономических  нормативов и финансовых норм,  ориентир-
ванных на конечные результаты деятельности.  Шире использовать  методы
экономического стимулирования качества работы этих учреждений и рацио-
нального использования выделяемых им бюджетных ассигнований. Предоста-
вить бюджетным  учреждениям  право  направлять  на социальные и произ-
водственные нужды сэкономленные против установленных норм ассигнования
по смете расходов  при  условии  выполнения  показателей деятельности.
Прекратить практику изъятия у этих организаций сэкономленных средств и
уменьшения им  на эту сумму ассигнований на следующий плановый период.
Министерству финансов СССР определить конкретные размеры,  порядок об-
разования и использования указанных средств по видам учреждений,  имея
в виду не допустить при этом ухудшения качества  социально-культурного
обслуживания населения.
     Последовательно внедрять хозрасчетные формы финансирования предп-
риятий, организаций  и  учреждений социально-культурной сферы в тесной
увязке с конечными результатами их работы.

       Совершенствование территориального финансово-бюджетного
                             планирования
     9. В целях расширения прав и  повышения  ответственности  Советов
Министров союзных и автономных республик, Советов народных депутатов в
формировании и использовании финансовых ресурсов для обеспечения комп-
лексного производственного и социального развития регионов осуществить
перестройку территориального финансово- бюджетного планирования,  уси-
лив зависимость местных бюджетов от финансовых результатов хозяйствен-
ной деятельности предприятий  (объединений),  расположенных  на  соот-
ветствующей территории.
     Установить, что финансовая база Советов народных депутатов форми-
руется за счет отчислений от прибыли (дохода)  предприятий  (объедине-
ний) по стабильным  нормативам - основного  источника  всех  бюджетов, 
других закрепленных за ними доходов и части общегосударственных  нало-
гов  и  доходов, передаваемых по утвержденным на пятилетку  стабильным нормативам.
     Признать необходимым,  чтобы  предприятия  (объединения) всех ми-
нистерств и ведомств участвовали в формировании доходов местного  бюд-
жета, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и бла-
гоустройства территорий.
     Расширить использование укрупненных экономических нормативов дли-
тельного действия в планировании доходов и расходов  для  определения-
размера средств,  направляемых на производственное и социальное разви-
тие соответствующих территорий,  в том числе на строительство и содер-
жание автомобильных  дорог,  развитие коммунального хозяйства,  произ-
водство местных строительных материалов и другие нужды Госплану СССР и
Министерству финансов СССР с участием Совета Министров союзных респуб-
лик определить  перечень  указанных  затрат  и  порядок   формирования
ресурсов, направляемых на эти цели.  Предусмотреть, что нормативы фор-
мирования местных бюджетов за счет прибыли  предприятий  (объединений)
определяются с участием Советов Министров союзных республик.
     осуществить постепенный перевод формирования финансовых  ресурсов
отдельных регионов на основе долговременных нормативов.  С тринадцатой
пятилетки такой порядок распространить повсеместно.
     10. Советы Министров автономных республик и местные Советы народ-
ных депутатов,  исходя из контрольных цифр, показателей плана экономи-
ческого и  социального развития,  лимитов,  экономических нормативов и
финансовых норм,  утверждаемых Советами Министров  союзных  республик,
самостоятельно определяют доходы и расходы по соответствующим бюджетам
на планируемый год.  Не допускать изъятия  и  перераспределения  между
бюджетами дополнительно  изысканных  и сэкономленных Советами народных
депутатов при исполнении бюджетов средств,  не предусмотренных законо-
дательством. При  невыполнении плана поступления доходов в бюджеты Со-
веты народных депутатов обеспечивают финансирование плановых  расходов
в пределах полученных доходов и имеющихся в их распоряжении финансовых
резервов.
     11. Усилить заинтересованность и ответственность Советов народных
депутатов в удовлетворении потребностей населения в товарах  народного
потребления, осуществить  коренные  меры по совершенствованию практики
взимания налога с оборота.
     Установить прямую  зависимость  роста доходов местных бюджетов от
налога с оборота,  поступающего от производства на  данной  территории
товаров народного потребления, и выполнения плана  розничного  товаро-
оборота государственной и кооперативной торговли.  При этом плательщи-
ками налога с оборота являются, как правило, непосредственно предприя-
тия - изготовители продукции.  Производить отчисления от налога с обо-
рота в местные бюджеты в фиксированных ставках  (процентах)  к  объему 
розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

          Совершенствование валютно-финансового планирования
                   внешнеэкономической деятельности
     12. Обеспечить повышение эффективности  внешнеэкономических  свя-
зей, их  роли  в  формировании  финансовых  и  валютных ресурсов госу-
дарства. Усилить воздействие финансовой системы на укрепление и расши-
рение внешнеэкономических связей,  создание условий для широкого внед-
рения в народном хозяйстве валютной самоокупаемости и самофинансирова-
ния. При этом исходить из необходимости приоритетного развития на вза-
имовыгодной основе валютно-финансовых отношений со странами -  членами
СЭВ.
     В этих целях повысить роль  и  ответственность  Министерства  фи-
нансов СССР  в организации валютно-финансового планирования,  возложив
на него:
     разработку совместно  с  Госпланом СССР,  Госбанком СССР проектов
сводного валютного плана (платежного  баланса),  валютных  планов  ми-
нистерств и  ведомств и планов поступлений и платежей по расчетам СССР
с зарубежными странами, а также методическое руководство в области ва-
лютного планирования;
     планирование валютных поступлений и платежей по неторговым опера-
циям и осуществление контроля за выполнением этих планов;
     участие в проведении мероприятий по повышению валютной  эффектив-
ности внешнеэкономических  связей,  в  прогнозировании  внешнеэкономи-
ческих связей с зарубежными странами, а также в финансовом обосновании
проектов международных договоров и соглашений;
     разработку предложений по улучшению структуры экспорта и импорта,
выявлению и  мобилизации  дополнительных валютных поступлений,  рацио-
нальному использованию и экономии иностранной валюты,  по созданию не-
обходимых валютных и товарных резервов.
     13.Считать важными направлениями в деятельности Министерства  фи-
нансов СССР по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иност-
ранными государствами, и в первую очередь со странами социалистическо-
го содружества:
     подготовку предложений по улучшению механизма экономического сти-
мулирования предприятий в увеличении экспорта,  развитии новых,  прог-
рессивных форм сотрудничества с зарубежными странами, включая создание
совместных предприятий, международных объединений и организаций;
     участие в реализации мероприятий по  углублению  социалистической
экономической интеграции, прежде всего по линии производственной и на-
учной кооперации,  развитие прямых  производственных  и  научно-техни-
ческих связей  и деятельности совместных предприятий на основе полного
хозяйственного расчета, валютной самоокупаемости и самофинансирования;
     разработку предложений  по  совершенствованию расчетно-кредитного
и валютно-финансового механизма экономической интеграции стран  социа-
листического содружества  в  целях  повышения  заинтересованности  его
участников в активном использовании преимуществ международного  разде-
ления труда;
     обеспечение действенного контроля за валютно-финансовой  деятель-
ностью советских организаций, осуществляющих коммерческие  операции  с 
иностранными организациями в СССР  и  за  границей  и  координацию ве-
домственного контроля со стороны  министерств  и  ведомств за деятель-
ностью этих организаций.

      Улучшение форм и методов работы Министерства финансов СССР
                       и его органов на местах
     14. осуществить меры по перестройке деятельности Министерства фи-
нансов СССР и его органов на местах,  обеспечивающие концентрацию уси-
лий на стратегических направлениях совершенствования  финансов  и  фи-
нансово-экономической работы в народном хозяйстве.
     Установить, что Министерство финансов СССР  как  центральный  фи-
нансово-экономический орган  страны  организует  общее руководство фи-
нансами, проводит в  жизнь  единую  финансовую  политику  государства,
обеспечивает разработку  и  исполнение  государственного бюджета СССР,
широкое использование в практике финансового планирования долговремен-
ных экономических нормативов.
     Министерству финансов СССР усилить взаимодействие с  центральными
экономическими ведомствами,  отраслевыми  министерствами  в последова-
тельном проведении курса на  повышение  эффективности  производства  и
увеличение денежных накоплений,  рациональное использование материаль-
ных, трудовых и финансовых ресурсов,  углубление полного хозяйственно-
го расчета и  самофинансирования  во всех звеньях народного хозяйства,
установление более тесной связи финансово-кредитных рычагов с  другими
элементами нового  хозяйственного  механизма,  обеспечивать  подлинный 
контроль рублем за эффективностью хозяйствования.
     15. Для  повышения роли Министерства финансов СССР в формировании
и проведении  финансовой  политики,   обеспечении   роста   финансовых
ресурсов государства, их концентрации на приоритетных направлениях на-
учно-технического прогресса, совершенствовании отраслевой и территори-
альной структуры экономики, развитии социальной сферы, улучшении функ-
ционирования хозяйственного механизма;
     установить, что  Министерство  финансов  СССР  наряду с Госпланом
СССР несет ответственность за состояние сводной планово-финансовой ра-
боты, обеспечение  стоимостной сбалансированности государственных пла-
нов экономического и социального развития СССР;
     предусмотреть, что сводный финансовый баланс государства,  баланс
денежных доходов и расходов населения,  сводный валютный план разраба-
тываются Госпланом  СССР  с  активным  участием  Министерства финансов
СССР. Обеспечивать тщательную и глубокую проработку указанных  сводных
балансов, заблаговременно докладывать Совету Министров СССР о намечае-
мых доходах и расходах государства и населения,  а также о необходимых
мерах по обеспечению их сбалансированности.
     Министерству финансов СССР  усилить  взаимодействие  с  Госпланом
СССР в  вопросах формирования прибыли как основного источника финанси-
рования централизованных расходов государства, производственного и со-
циального развития предприятий (объединений). Установить, что планиро-
вание прибыли по всем отраслям народного хозяйства  и  видам  деятель-
ности осуществляется  Госпланом СССР при участии Министерства финансов
СССР.
     16. Министерству финансов СССР, исходя из требований перестройки,
осуществлять:
     совместно с  Госпланом  СССР  и Госбанком СССР меры по укреплению
денежного обращения,  совершенствованию форм и методов планового регу-
лирования денежного  оборота  по  всей совокупности денежных ресурсов,
приведению его в соответствие с оборотом материальных ценностей,  уси-
лению воздействия  финансово-кредитных методов на производство с целью
достижения сбалансированности спроса и предложения,  повышения покупа-
тельной способности рубля;
     проведение в жизнь налоговой политики государства в целях  стиму-
лирования кооперативных  и  общественных  организаций,  индивидуальной
трудовой деятельности для более  полного  удовлетворения  потребностей
населения в товарах и услугах, увеличения их вклада в формирование до-
ходов государства,  а также совершенствования системы налогов, взимае-
мых с населения, при соблюдении принципа социальной справедливости;
     совершенствование практики налогообложения в условиях новых мето-
дов хозяйствования в направлении повышения стимулирования деятельности
предприятий (объединений) и укрепления государственных финансов;
     методическое руководство  постановкой  бухгалтерского учета в на-
родном хозяйстве как важнейшего средства контроля за эффективным и ра-
циональным расходованием всех видов ресурсов,  достоверностью отчетных
данных, сокращением документооборота.
     17. Министерству  финансов СССР обеспечить коренное совершенство-
вание государственного страхования в интересах удовлетворения социаль-
ных потребностей населения. Деятельность органов Госстраха  СССР  осу-
ществлять на основе повсеместного использования принципов полного  хо-
зяйственного расчета и самофинансирования.
     Улучшить качество услуг, оказываемых страховыми учреждениями, по-
вышать культуру обслуживания, активно внедрять новые перспективные ви-
ды страхования и развивать страховое дело непосредственно  в  трудовых
коллективах.
     Преодолеть в кратчайшие сроки различия в обеспеченности населения
услугами страховых органов в больших и малых городах,  в различных ре-
гионах страны.
     Министерству финансов  СССР разработать и представить в Совет Ми-
нистров СССР соответствующие предложения, предусматривающие существен-
ное улучшение и развитие государственного страхования в стране.
     18. Министерству финансов СССР,  его органам  на  местах  усилить
действенность финансового  контроля  за  соблюдением  режима экономии,
сохранностью социалистической собственности, совершенствовать экономи-
ческую и контрольно-ревизионную работу. Не допускать мелочной финансо-
вой регламентации и излишней опеки предприятий  (объединений),  строго
соблюдать их  права,  установленные  Законом  СССР  о  государственном
предприятии (объединении). Осуществлять постоянный контроль за  прове-
дением министерствами и ведомствами мер, связанных  с  повышением  ка-
чества  и  эффективности  ведомственной контрольно-ревизионной работы. 
Оказывать методическую и практическую  помощь в организации финансово-
экономической работы на предприятиях (объединениях).
     19. В  условиях расширения хозяйственной самостоятельности предп-
риятий (объединений) в планировании расходов  на  содержание  аппарата
управления Министерству финансов СССР усилить экономическую и аналити-
ческую работу по совершенствованию организации управленческого аппара-
та. Вырабатывать на этой основе предложения по улучшению организацион-
ной структуры  аппарата  управления  и  удешевлению  его   содержания,
использовать их при разработке нормативов образования фонда заработной
платы.
     Министерству финансов  СССР совместно с Государственным комитетом
СССР по статистике представлять ежегодно в Совет Министров СССР доклад
о состоянии и тенденция развития управленческого аппарата, расходах на
его содержание и мерах по удешевлению аппарата.
     20. В  целях  расширения  прав  и  повышения  ответственности Ми-
нистерства финансов СССР признать целесообразным:
     создавать в  распоряжении Министра финансов СССР резерв для реше-
ния отдельных вопросов развития отраслей народного хозяйства  и  соци-
альной сферы,  возникающих  в ходе исполнения государственного бюджета
СССР;
     выделять за  счет  дополнительных  доходов  и экономии в расходах
союзного бюджета ассигнования на возмещение разницы в ценах  в  случае
перевыполнения планов  производства,  реализации и закупки продукции и
товаров, по которым в  соответствии  с  действующим  законодательством
производится такое возмещение;
     перераспределять совместно с ВЦСПС средства бюджета государствен-
ного социального страхования по отдельным статьям с учетом фактическо-
го его исполнения;
     осуществлять контроль за экономической обоснованностью и стабиль-
ностью устанавливаемых предприятиям (объединениям) нормативов платежей
и отчислений  из  прибыли (дохода) в бюджет,  в централизованные фонды
и резервы министерств, ведомств;
     вносить совместно с банками СССР для рассмотрения министерствами,
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложения  о
ликвидации или реорганизации в установленном порядке предприятий (объ-
единений), длительное время не обеспечивающих рентабельную работу и не
выполняющих своих  обязательств  перед  бюджетом,  предприятиями и хо-
зяйственными организациями.
     21. Повысить теоретический уровень,  качество и практическую зна-
чимость научных исследований в области  финансов,  кредита,  денежного
обращения, всей совокупности товарно-денежных отношений.  Министерству
финансов СССР укрепить связь с  научно-исследовательскими  институтами
экономического профиля для выработки конкретных  предложений,  направ-
ленных на более эффективное использование в практике управления народ-
ным хозяйством всего комплекса экономических рычагов и стимулов.
     22. В соответствии с новыми задачами и функциями пересмотреть ор-
ганизационную структуру  центрального  аппарата  Министерства финансов
СССР. При этом исходить из необходимости существенного повышения  роли
сводных управлений  и  отделов,  уйти от узкоотраслевой направленности
структуры аппарата.
     Усилить методическое  руководство  финансовой работой министерств
финансов союзных и автономных республик,  финансовых управлений (отде-
лов) исполкомов  Советов народных депутатов,  а также финансовых служб
министерств и ведомств.  пересмотреть изданные Министерством  финансов
СССР методические  указания,  имея в виду привести их в соответствие с
требованиями нового хозяйственного механизма и  Закона  СССР  о  госу-
дарственном предприятии (объединении), отменить необоснованные ограни-
чения прав министерств,  ведомств, предприятий (объединений) и местных
органов.
     23. Министерству  финансов  СССР  коренным  образом   перестроить
стиль, методы  и формы работы центрального аппарата и финансовых орга-
нов в новых условиях хозяйствования.  Осуществить  меры  по  улучшению
подбора, расстановки  и  воспитания  кадров в финансовой системе.  По-
высить ответственность специалистов за порученное дело.  Совершенство-
вать экономические  методы  стимулирования работников финансовых орга-
нов, усилить их заинтересованность в  повышении  эффективности  работы
предприятий (объединений),  росте  прибыли  (доходов) и рентабельности
производства, рациональном использовании ресурсов.
     Обеспечить повышение  профессионального  уровня  работников в об-
ласти финансов,  кредита,  денежного обращения, бухгалтерского учета и
контрольно-ревизионной работы, улучшение подготовки специалистов в ву-
зах и финансово-кредитных техникумах.
     24. Парткому  Министерства  финансов  СССР настойчиво бороться за
претворение в жизнь экономической  стратегии  партии,  последовательно
утверждать в  партийной работе ленинские принципы и нормы,  перестраи-
вать стиль партийного  руководства  в  духе  требований  январского  и
июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Усилить авангардную роль партий-
ных организаций в перестройке финансов, в работе с  кадрами,  воспиты-
вать в них политический,  государственный подход к делу,  умение рабо-
тать в условиях углубляющейся демократии, широкой гласности, критики и 
самокритики, подъема общественной и трудовой активности людей.
     25. ЦК компартий союзных республик,  крайкомам, обкомам, горкомам
и райкомам партии,  министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров
союзных и автономных республик,  исполкомам  краевых,  областных,  го-
родских и районных Советов народных депутатов, руководствуясь решения-
ми июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,  всемерно содействовать укреп-
лению финансово-экономической  работы  на  всех участках народного хо-
зяйства, повышению роли финансовых органов в реализации задач экономи-
ческого и социального развития страны и превращению их в активных про-
водников экономической политики партии.
     
        Секретарь                             Председатель
Центрального Комитета КПСС                Совета Министров СССР
       М.ГОРБАЧЕВ                               Н.РЫЖКОВ