О ПЕРЕСТРОЙКЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 17 июля 1987 г. N 819 (Д) Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что вы- полнение решений XXVII съезда партии, июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требует осуществле- ния принципиально новой финансовой политики, проведения радикальной реформы финансового механизма, усиления его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, рост эффективности общест- венного производства и укрепление финансов государства, расширение хо- зяйственной самостоятельности и повышение ответственности предприятий (объединений). Имевшая ранее место недооценка финансовой системы, экономических методов управления, товарно-денежных отношений, ослабление хозрасчет- ных начал в организации хозяйственной деятельности отрицательно сказа- лись на финансовых результатах народного хозяйства, привели к неустой- чивости финансов отраслей, объединений и предприятий. Из поля зрения многих министерств, ведомств, Советов Министров союзных республик, хо- зяйственных руководителей практически выпал важнейший участок их дея- тельности - финансово-экономическая работа. Они больше занимались ре- шением текущих вопросов производства и мало внимания уделяли укрепле- нию экономики и финансов, сокращению издержек производства. На всех уровнях хозяйствования была принижена ответственность за рачительное ведение хозяйства, выполнение финансовых планов и обязательств перед государством. В народном хозяйстве ухудшилась финансовая дисциплина, увеличилось количество предприятий, не выполняющих задания по прибыли и снижению себестоимости продукции. Недопустимо возросли убыточность и размеры дотаций. Многие руко- водители стали рассматривать их как вполне нормальное и терпимое явле- ние. Существенно ослабло воздействие финансового механизма на интересы предприятий в деле экономики и бережного использования ресурсов, повы- шения качества продукции и снижения себестоимости. Не обеспечивалась увязка отраслевого и территориального финансо- вого планирования. Финансовый механизм не создавал заинтересованности Советов Министров союзных республик и местных органов в улучшении дея- тельности всех предприятий, расположенных на их территории. Формирова- ние расходов союзных республик и местных Советов народных депутатов осуществлялось независимо от развития хозяйств регионов и их вклада в укрепление экономики страны. Ослабла роль бюджета как основного финансового плана государства. Министерство финансов сССР не давало объективной оценки финансового положения, мало уделяло внимания разработке предложений, связанных с долговременной финансовой политикой государства, совершенствованием финансового планирования и повышением действенности финансового меха- низма. Формы и методы его работы по существу не менялись и не способствовали воздействию на повышение эффективности производства. Неоправданно возросли масштабы финансовой регламентации, которая не- редко носила мелочный характер и сковывала инициативу предприятий, ор- ганизаций, местных органов и министерств. работа финансовых учреждений по обеспечению доходов осуществлялась в основном административными ме- тодами. Много недостатков накопилось в организации налогообложения, в деле государственного страхования. Главный недостаток в области финансов и денежного обращения зак- лючается в отрыве оборота финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств от движения материальных ценностей, перенасыщении народного хозяйства платежными средствами. Нынешний рубль не в полной мере вы- полняет свою роль активного инструмента финансового контроля за состо- янием экономики. В целях проведения активной финансовой политики в соответствии с современными требованиями развития народного хозяйства и превращения финансового механизма в действенный инструмент экономической стратегии партии Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: 1. Считать главной задачей перестройки финансовой системы усиле- ния ее воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, обеспечение неуклонного роста национального дохода, прибыли и других финансовых ресурсов государства, укрепление хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Положить в основу перестройки принципиально новые подходы к организации финансовых взаи- моотношений в народном хозяйстве, опирающиеся на требования Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и обеспечивающие раз- витие хозяйственной инициативы предприятий и объединений, усиление их ответственности за конечные результаты работы, выполнение обязательст- ва перед государством. Нацелить финансовый механизм на стимулирование снижения издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию потерь. Повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрени- ем экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий (объединений), Советов народных депутатов в производствен- ном и социальном развитии. Строить финансовые взаимоотношения предпри- ятий (объединений с государственным бюджетом и вышестоящими органами управления на основе долговременных стабильных экономических нормати- вов и финансовых норм, перекрыть все возможности получения доходов без конечной реализации товаров. Укреплять финансовую базу Советов Министров союзных республик, исполкомов Советов народных депутатов. Перейти к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные нор- мативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов от резу- льтатов деятельности предприятий (объединений), расположенных на их территории. Последовательно укреплять общегосударственные финансы, повысит устойчивость доходной части государственного бюджета СССР, его роль в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности. Превратить платежи предприятий за используе- мые ресурсы в основной источник доходов бюджета от социалистических предприятий. Обеспечить наиболее рациональное и экономное использова- ние денежных ресурсов государства. Усилить воздействие финансового ме- ханизма на обеспечение стоимостной сбалансированности государственных планов экономического и социального развития. Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях полного хозрасчета и самофинансирования 2. Обеспечить комплексную перестройку системы финансовых планов, существенно поднять их роль на всех уровнях управления народным хо- зяйством как одного из важнейших инструментов планового руководства экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов эко- номического и социального развития. Усилить роль перспективного финансового планирования. В составе Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути осуществления финансовой политики. Считать необходимым перейти к разработке пятилетних финансовых планов как органической составной части государственных планов эконо- мического и социального развития народного хозяйства, его отраслей, комплексов и регионов. Перестроить финансовое и бюджетное планирование на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства, расширение прав предприятий (объеди- нений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании фи- нансовых ресурсов. Исходить из того, что экономические нормативы, ре- гулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать: равнонапряженные требования государства к использованию предприя- тиями производственных, трудовых и природных ресурсов; создание финансовых условий для формирования структуры произ- водства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса; сбалансированность потребностей государства, регионов, вышестоя- щих органов управления и предприятий (объединений) в финансовых ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов эконо- мического и социального развития; взаимосвязь размеров денежных средств, направляемых на произ- водственное и социальное развитие предприятий (объединений) и регио- нов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их дея- тельности; оптимальное сочетание в распределительных отношениях обще- государственных, коллективных и личных интересов; стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста; финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств. Изъятие и перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается. Считать несовместимым с новым хозяйственным механизмом попытки установления экономических нормативов по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам. Завершить в двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на основе этих нормативов. Установить, что финансовые пятилетние планы с распределением по- годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятель- ности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования, состав- ляются на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и долговременных экономических нормативов и служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходова- ния. 3. Для повышения роли финансового планирования в интенсификации общественного производства и обеспечения единства систем финансовых планов на всех уровнях управления установить, что: предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверж- дают финансовые планы, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая пла- тежи бюджету и вышестоящей организации. При этом они руководствуются финансовыми нормами, определенными в установленном порядке. Размеры прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля; министерства, ведомства СССР и союзных республик на основе фи- нансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые планы отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и социального развития министерства, ве- домства. В указанных планах определяются размеры централизованных фон- дов и резервов и направления их использования с учетом общеотраслевых задач; Советы Министров союзных республик разрабатывают на основе фи- нансовых планов подведомственных министерств и ведомств финансовые планы республик, в которых устанавливаются основные виды доходов и направления их использования, исходя из планов экономического и со- циального развития республики. При этом сумма средств, поступающих в распоряжение союзной республики из общегосударственных доходов, опре- деляется по стабильному нормативу, установленному для данной союзной республики. Госплан СССР с участием Министерства финансов СССР на основе государственного плана экономического и социального развития СССР, фи- нансовых планов союзных республик, министерств и ведомств СССР состав- ляет сводный финансовый баланс государства на пятилетку с разбивкой по годам. 4. Повысить значение государственного бюджета СССР как централи- зованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых пла- нов народного хозяйства, усилить его социальную направленность. Форми- рование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и долговременных нормативов, предусмотренных в планах экономического и социального развития и финансовых планах. Определять расчетно укруп- ненные показатели централизованных доходов и расходов государства на пятилетие. Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип само- финансирования, в обязательном порядке участвуют на основе стабильных нормативов в формировании доходов государственного бюджета СССР для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования общегосу- дарственных мероприятий, увеличения общественных фондов потребления, укрепления обороноспособности страны и удовлетворения других потреб- ностей государства. в целях превращения экономических нормативов в основной регулятор взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и повышения их роли в формировании централизованных финансовых ресурсов государства перестроить с учетом специфики отраслей систему распреде- ления прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на основе повсеместного внедрения нормативных платежей за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода предприятий, остающегося после внесения первоочередных платежей за ресурсы и уплату процентов за кредит. Совершенствовать порядок взимания всех указанных платежей, рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение фондо- отдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного потенциала, эффективное использование общенародной собственности. При этом исходить из необходимости последовательного внедрения единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий от- расли, а в дальнейшем - для всех отраслей. Допускать возможность ее временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных предп- риятий. Через плату за трудовые ресурсы, дифференцированную по регионам страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов, воз- мещать расходы государства на подготовку рабочей силы , социаль- но-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников. Через плату за природные ресурсы (землю, воду, полезные ископае- мые) изымать дифференцированную ренту, возникающую из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов. Наряду с платежами в бюджет за ресурсы применять налогообложение доходов предприятий, остающегося после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования средства государственного бюджета СССР должны быть сосредоточены преж- де всего на структурной перестройке экономики, финансировании комп- лексных целевых программ, наращивании научно-технического потенциала, ускорении социального развития, укреплении обороноспособности страны. Установить, что проект государственного бюджета СССР разрабатыва- ется Министерством финансов СССР исходя из показателей государственно- го пятилетнего плана экономического и социального развития СССР на со- ответствующий год, финансовых планов союзных республик, сводного фи- нансового баланса государства и не позднее сем за 5 месяцев до начала очередного года представляется в Совет Министров СССР одновременно с проектом доклада Госплана СССР о ходе выполнения пятилетнего плана экономического и социального развития СССР и мерах по обеспечению пла- новых заданий на очередной год пятилетки. Министерствам ведомствам на основе экономических методов управле- ния финансами обеспечить глубокую проработку и обоснованность утверж- даемых предприятиям (объединениям) экономических нормативов, их ста- бильность и своевременное доведение. 5. В целях обеспечения улучшения финансовой обстановки перехода на новые условия хозяйствования: министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в 3-месячный срок подготовить предложения по оздоровлению финансов отраслей народного хозяйства; Министерству финансов СССР, Госплану СССР совместно с Госбанком СССР в 1987 году разработать специальную программу финансового оздо- ровления народного хозяйства в целом. 6. Министерствам и ведомствам повысить ответственность за состоя- ние финансов и результаты работы отрасли, оказывать предприятиям объ- единениям) помощь в улучшении постановки финансово-экономической рабо- ты, принимать меры по укреплению их финансового положения и ликвидации убыточности, обеспечению выполнения планов прибыли и обязательств по платежам в государственный бюджет в целом по отрасли. Запретить министерствам и ведомства вмешиваться в оперативную фи- нансовую деятельность предприятий (объединений), которые несут полную ответственность за результаты хозяйствования, обеспечение рентабель- ной, безубыточной работы, эффективное использование ресурсов, за фор- мирование и сохранность собственных оборотных средств. 7. Повысить экономическую ответственность предприятий (объедине- ний) за выполнение обязательств перед государственным бюджетом, соблю- дение государственной финансовой дисциплины и достоверность отчетов о результатах деятельности. В случае преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и об- ращения не связанных с ними затрат предприятия уплачивают в бюджет всю сумму заниженной прибыли. 8. Министерству финансов СССР изменить систему финансирования де- ятельности бюджетных учреждений, имея в виду повысить научную обосно- ванность планирования расходов на их содержание, исходя из стабильных долговременных экономических нормативов и финансовых норм, ориентир- ванных на конечные результаты деятельности. Шире использовать методы экономического стимулирования качества работы этих учреждений и рацио- нального использования выделяемых им бюджетных ассигнований. Предоста- вить бюджетным учреждениям право направлять на социальные и произ- водственные нужды сэкономленные против установленных норм ассигнования по смете расходов при условии выполнения показателей деятельности. Прекратить практику изъятия у этих организаций сэкономленных средств и уменьшения им на эту сумму ассигнований на следующий плановый период. Министерству финансов СССР определить конкретные размеры, порядок об- разования и использования указанных средств по видам учреждений, имея в виду не допустить при этом ухудшения качества социально-культурного обслуживания населения. Последовательно внедрять хозрасчетные формы финансирования предп- риятий, организаций и учреждений социально-культурной сферы в тесной увязке с конечными результатами их работы. Совершенствование территориального финансово-бюджетного планирования 9. В целях расширения прав и повышения ответственности Советов Министров союзных и автономных республик, Советов народных депутатов в формировании и использовании финансовых ресурсов для обеспечения комп- лексного производственного и социального развития регионов осуществить перестройку территориального финансово- бюджетного планирования, уси- лив зависимость местных бюджетов от финансовых результатов хозяйствен- ной деятельности предприятий (объединений), расположенных на соот- ветствующей территории. Установить, что финансовая база Советов народных депутатов форми- руется за счет отчислений от прибыли (дохода) предприятий (объедине- ний) по стабильным нормативам - основного источника всех бюджетов, других закрепленных за ними доходов и части общегосударственных нало- гов и доходов, передаваемых по утвержденным на пятилетку стабильным нормативам. Признать необходимым, чтобы предприятия (объединения) всех ми- нистерств и ведомств участвовали в формировании доходов местного бюд- жета, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и бла- гоустройства территорий. Расширить использование укрупненных экономических нормативов дли- тельного действия в планировании доходов и расходов для определения- размера средств, направляемых на производственное и социальное разви- тие соответствующих территорий, в том числе на строительство и содер- жание автомобильных дорог, развитие коммунального хозяйства, произ- водство местных строительных материалов и другие нужды Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием Совета Министров союзных респуб- лик определить перечень указанных затрат и порядок формирования ресурсов, направляемых на эти цели. Предусмотреть, что нормативы фор- мирования местных бюджетов за счет прибыли предприятий (объединений) определяются с участием Советов Министров союзных республик. осуществить постепенный перевод формирования финансовых ресурсов отдельных регионов на основе долговременных нормативов. С тринадцатой пятилетки такой порядок распространить повсеместно. 10. Советы Министров автономных республик и местные Советы народ- ных депутатов, исходя из контрольных цифр, показателей плана экономи- ческого и социального развития, лимитов, экономических нормативов и финансовых норм, утверждаемых Советами Министров союзных республик, самостоятельно определяют доходы и расходы по соответствующим бюджетам на планируемый год. Не допускать изъятия и перераспределения между бюджетами дополнительно изысканных и сэкономленных Советами народных депутатов при исполнении бюджетов средств, не предусмотренных законо- дательством. При невыполнении плана поступления доходов в бюджеты Со- веты народных депутатов обеспечивают финансирование плановых расходов в пределах полученных доходов и имеющихся в их распоряжении финансовых резервов. 11. Усилить заинтересованность и ответственность Советов народных депутатов в удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления, осуществить коренные меры по совершенствованию практики взимания налога с оборота. Установить прямую зависимость роста доходов местных бюджетов от налога с оборота, поступающего от производства на данной территории товаров народного потребления, и выполнения плана розничного товаро- оборота государственной и кооперативной торговли. При этом плательщи- ками налога с оборота являются, как правило, непосредственно предприя- тия - изготовители продукции. Производить отчисления от налога с обо- рота в местные бюджеты в фиксированных ставках (процентах) к объему розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли. Совершенствование валютно-финансового планирования внешнеэкономической деятельности 12. Обеспечить повышение эффективности внешнеэкономических свя- зей, их роли в формировании финансовых и валютных ресурсов госу- дарства. Усилить воздействие финансовой системы на укрепление и расши- рение внешнеэкономических связей, создание условий для широкого внед- рения в народном хозяйстве валютной самоокупаемости и самофинансирова- ния. При этом исходить из необходимости приоритетного развития на вза- имовыгодной основе валютно-финансовых отношений со странами - членами СЭВ. В этих целях повысить роль и ответственность Министерства фи- нансов СССР в организации валютно-финансового планирования, возложив на него: разработку совместно с Госпланом СССР, Госбанком СССР проектов сводного валютного плана (платежного баланса), валютных планов ми- нистерств и ведомств и планов поступлений и платежей по расчетам СССР с зарубежными странами, а также методическое руководство в области ва- лютного планирования; планирование валютных поступлений и платежей по неторговым опера- циям и осуществление контроля за выполнением этих планов; участие в проведении мероприятий по повышению валютной эффектив- ности внешнеэкономических связей, в прогнозировании внешнеэкономи- ческих связей с зарубежными странами, а также в финансовом обосновании проектов международных договоров и соглашений; разработку предложений по улучшению структуры экспорта и импорта, выявлению и мобилизации дополнительных валютных поступлений, рацио- нальному использованию и экономии иностранной валюты, по созданию не- обходимых валютных и товарных резервов. 13.Считать важными направлениями в деятельности Министерства фи- нансов СССР по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иност- ранными государствами, и в первую очередь со странами социалистическо- го содружества: подготовку предложений по улучшению механизма экономического сти- мулирования предприятий в увеличении экспорта, развитии новых, прог- рессивных форм сотрудничества с зарубежными странами, включая создание совместных предприятий, международных объединений и организаций; участие в реализации мероприятий по углублению социалистической экономической интеграции, прежде всего по линии производственной и на- учной кооперации, развитие прямых производственных и научно-техни- ческих связей и деятельности совместных предприятий на основе полного хозяйственного расчета, валютной самоокупаемости и самофинансирования; разработку предложений по совершенствованию расчетно-кредитного и валютно-финансового механизма экономической интеграции стран социа- листического содружества в целях повышения заинтересованности его участников в активном использовании преимуществ международного разде- ления труда; обеспечение действенного контроля за валютно-финансовой деятель- ностью советских организаций, осуществляющих коммерческие операции с иностранными организациями в СССР и за границей и координацию ве- домственного контроля со стороны министерств и ведомств за деятель- ностью этих организаций. Улучшение форм и методов работы Министерства финансов СССР и его органов на местах 14. осуществить меры по перестройке деятельности Министерства фи- нансов СССР и его органов на местах, обеспечивающие концентрацию уси- лий на стратегических направлениях совершенствования финансов и фи- нансово-экономической работы в народном хозяйстве. Установить, что Министерство финансов СССР как центральный фи- нансово-экономический орган страны организует общее руководство фи- нансами, проводит в жизнь единую финансовую политику государства, обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета СССР, широкое использование в практике финансового планирования долговремен- ных экономических нормативов. Министерству финансов СССР усилить взаимодействие с центральными экономическими ведомствами, отраслевыми министерствами в последова- тельном проведении курса на повышение эффективности производства и увеличение денежных накоплений, рациональное использование материаль- ных, трудовых и финансовых ресурсов, углубление полного хозяйственно- го расчета и самофинансирования во всех звеньях народного хозяйства, установление более тесной связи финансово-кредитных рычагов с другими элементами нового хозяйственного механизма, обеспечивать подлинный контроль рублем за эффективностью хозяйствования. 15. Для повышения роли Министерства финансов СССР в формировании и проведении финансовой политики, обеспечении роста финансовых ресурсов государства, их концентрации на приоритетных направлениях на- учно-технического прогресса, совершенствовании отраслевой и территори- альной структуры экономики, развитии социальной сферы, улучшении функ- ционирования хозяйственного механизма; установить, что Министерство финансов СССР наряду с Госпланом СССР несет ответственность за состояние сводной планово-финансовой ра- боты, обеспечение стоимостной сбалансированности государственных пла- нов экономического и социального развития СССР; предусмотреть, что сводный финансовый баланс государства, баланс денежных доходов и расходов населения, сводный валютный план разраба- тываются Госпланом СССР с активным участием Министерства финансов СССР. Обеспечивать тщательную и глубокую проработку указанных сводных балансов, заблаговременно докладывать Совету Министров СССР о намечае- мых доходах и расходах государства и населения, а также о необходимых мерах по обеспечению их сбалансированности. Министерству финансов СССР усилить взаимодействие с Госпланом СССР в вопросах формирования прибыли как основного источника финанси- рования централизованных расходов государства, производственного и со- циального развития предприятий (объединений). Установить, что планиро- вание прибыли по всем отраслям народного хозяйства и видам деятель- ности осуществляется Госпланом СССР при участии Министерства финансов СССР. 16. Министерству финансов СССР, исходя из требований перестройки, осуществлять: совместно с Госпланом СССР и Госбанком СССР меры по укреплению денежного обращения, совершенствованию форм и методов планового регу- лирования денежного оборота по всей совокупности денежных ресурсов, приведению его в соответствие с оборотом материальных ценностей, уси- лению воздействия финансово-кредитных методов на производство с целью достижения сбалансированности спроса и предложения, повышения покупа- тельной способности рубля; проведение в жизнь налоговой политики государства в целях стиму- лирования кооперативных и общественных организаций, индивидуальной трудовой деятельности для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, увеличения их вклада в формирование до- ходов государства, а также совершенствования системы налогов, взимае- мых с населения, при соблюдении принципа социальной справедливости; совершенствование практики налогообложения в условиях новых мето- дов хозяйствования в направлении повышения стимулирования деятельности предприятий (объединений) и укрепления государственных финансов; методическое руководство постановкой бухгалтерского учета в на- родном хозяйстве как важнейшего средства контроля за эффективным и ра- циональным расходованием всех видов ресурсов, достоверностью отчетных данных, сокращением документооборота. 17. Министерству финансов СССР обеспечить коренное совершенство- вание государственного страхования в интересах удовлетворения социаль- ных потребностей населения. Деятельность органов Госстраха СССР осу- ществлять на основе повсеместного использования принципов полного хо- зяйственного расчета и самофинансирования. Улучшить качество услуг, оказываемых страховыми учреждениями, по- вышать культуру обслуживания, активно внедрять новые перспективные ви- ды страхования и развивать страховое дело непосредственно в трудовых коллективах. Преодолеть в кратчайшие сроки различия в обеспеченности населения услугами страховых органов в больших и малых городах, в различных ре- гионах страны. Министерству финансов СССР разработать и представить в Совет Ми- нистров СССР соответствующие предложения, предусматривающие существен- ное улучшение и развитие государственного страхования в стране. 18. Министерству финансов СССР, его органам на местах усилить действенность финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранностью социалистической собственности, совершенствовать экономи- ческую и контрольно-ревизионную работу. Не допускать мелочной финансо- вой регламентации и излишней опеки предприятий (объединений), строго соблюдать их права, установленные Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Осуществлять постоянный контроль за прове- дением министерствами и ведомствами мер, связанных с повышением ка- чества и эффективности ведомственной контрольно-ревизионной работы. Оказывать методическую и практическую помощь в организации финансово- экономической работы на предприятиях (объединениях). 19. В условиях расширения хозяйственной самостоятельности предп- риятий (объединений) в планировании расходов на содержание аппарата управления Министерству финансов СССР усилить экономическую и аналити- ческую работу по совершенствованию организации управленческого аппара- та. Вырабатывать на этой основе предложения по улучшению организацион- ной структуры аппарата управления и удешевлению его содержания, использовать их при разработке нормативов образования фонда заработной платы. Министерству финансов СССР совместно с Государственным комитетом СССР по статистике представлять ежегодно в Совет Министров СССР доклад о состоянии и тенденция развития управленческого аппарата, расходах на его содержание и мерах по удешевлению аппарата. 20. В целях расширения прав и повышения ответственности Ми- нистерства финансов СССР признать целесообразным: создавать в распоряжении Министра финансов СССР резерв для реше- ния отдельных вопросов развития отраслей народного хозяйства и соци- альной сферы, возникающих в ходе исполнения государственного бюджета СССР; выделять за счет дополнительных доходов и экономии в расходах союзного бюджета ассигнования на возмещение разницы в ценах в случае перевыполнения планов производства, реализации и закупки продукции и товаров, по которым в соответствии с действующим законодательством производится такое возмещение; перераспределять совместно с ВЦСПС средства бюджета государствен- ного социального страхования по отдельным статьям с учетом фактическо- го его исполнения; осуществлять контроль за экономической обоснованностью и стабиль- ностью устанавливаемых предприятиям (объединениям) нормативов платежей и отчислений из прибыли (дохода) в бюджет, в централизованные фонды и резервы министерств, ведомств; вносить совместно с банками СССР для рассмотрения министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложения о ликвидации или реорганизации в установленном порядке предприятий (объ- единений), длительное время не обеспечивающих рентабельную работу и не выполняющих своих обязательств перед бюджетом, предприятиями и хо- зяйственными организациями. 21. Повысить теоретический уровень, качество и практическую зна- чимость научных исследований в области финансов, кредита, денежного обращения, всей совокупности товарно-денежных отношений. Министерству финансов СССР укрепить связь с научно-исследовательскими институтами экономического профиля для выработки конкретных предложений, направ- ленных на более эффективное использование в практике управления народ- ным хозяйством всего комплекса экономических рычагов и стимулов. 22. В соответствии с новыми задачами и функциями пересмотреть ор- ганизационную структуру центрального аппарата Министерства финансов СССР. При этом исходить из необходимости существенного повышения роли сводных управлений и отделов, уйти от узкоотраслевой направленности структуры аппарата. Усилить методическое руководство финансовой работой министерств финансов союзных и автономных республик, финансовых управлений (отде- лов) исполкомов Советов народных депутатов, а также финансовых служб министерств и ведомств. пересмотреть изданные Министерством финансов СССР методические указания, имея в виду привести их в соответствие с требованиями нового хозяйственного механизма и Закона СССР о госу- дарственном предприятии (объединении), отменить необоснованные ограни- чения прав министерств, ведомств, предприятий (объединений) и местных органов. 23. Министерству финансов СССР коренным образом перестроить стиль, методы и формы работы центрального аппарата и финансовых орга- нов в новых условиях хозяйствования. Осуществить меры по улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров в финансовой системе. По- высить ответственность специалистов за порученное дело. Совершенство- вать экономические методы стимулирования работников финансовых орга- нов, усилить их заинтересованность в повышении эффективности работы предприятий (объединений), росте прибыли (доходов) и рентабельности производства, рациональном использовании ресурсов. Обеспечить повышение профессионального уровня работников в об- ласти финансов, кредита, денежного обращения, бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной работы, улучшение подготовки специалистов в ву- зах и финансово-кредитных техникумах. 24. Парткому Министерства финансов СССР настойчиво бороться за претворение в жизнь экономической стратегии партии, последовательно утверждать в партийной работе ленинские принципы и нормы, перестраи- вать стиль партийного руководства в духе требований январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Усилить авангардную роль партий- ных организаций в перестройке финансов, в работе с кадрами, воспиты- вать в них политический, государственный подход к делу, умение рабо- тать в условиях углубляющейся демократии, широкой гласности, критики и самокритики, подъема общественной и трудовой активности людей. 25. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, го- родских и районных Советов народных депутатов, руководствуясь решения- ми июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, всемерно содействовать укреп- лению финансово-экономической работы на всех участках народного хо- зяйства, повышению роли финансовых органов в реализации задач экономи- ческого и социального развития страны и превращению их в активных про- водников экономической политики партии. Секретарь Председатель Центрального Комитета КПСС Совета Министров СССР М.ГОРБАЧЕВ Н.РЫЖКОВ |