ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000. Приказ. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.10.00 92Н

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
              "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000
   
                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 октября 2000 г.
                                N 92н

                              (ФГ 00-47)


     Во исполнение  Программы  реформирования  бухгалтерского  учета в
соответствии  с  международными  стандартами  финансовой   отчетности,
утвержденной  постановлением  Правительства  Российской Федерации от 6
марта 1998 г. N 283, приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" ПБУ 13/2000.
     2. Положение   по   бухгалтерскому  учету  "Учет  государственной
помощи" ПБУ 13/2000 применяется в  отношении  подлежащих  признанию  в
бухгалтерском учете бюджетных средств,  предоставленных после 1 января
2001 г.,  а также бюджетных средств,  предоставленных до 1 января 2001
г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.

Министр финансов
Российской Федерации
                                                             А. КУДРИН

     По заключению  Минюста  России  от  20  ноября 2000 г.  N 9898-ЮД
приказ Минфина России от 16 октября 2000  г.  N  92н  не  нуждается  в
государственной регистрации.


                                                            Утверждено
                                                 приказом Министерства
                                         финансов Российской Федерации
                                           от 16 октября 2000 г. N 92н

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи"
                             ПБУ 13/2000

                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Положение  устанавливает  правила  формирования   в
бухгалтерском   учете   информации   о   получении   и   использовании
государственной  помощи,  предоставляемой  коммерческим   организациям
(кроме  кредитных  организаций),  являющимся  юридическими  лицами  по
законодательству   Российской   Федерации   (далее   организации),   и
признаваемой    как   увеличение   экономической   выгоды   конкретной
организации в результате поступления активов (денежных средств,  иного
имущества).
     2. При  применении  настоящего  Положения  не  рассматриваются  в
качестве  экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся
регионах,  установление  ограничений  на   деятельность   конкурентов,
занимающих   доминирующее   положение   на   рынке   и  осуществляющих
монополистическую  деятельность  и  т.п.   действия,   которые   могут
оказывать  влияние  на  общие  хозяйственные условия,  в которых ведет
деятельность организация.
     3. Настоящее  Положение  не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
     государственным регулированием цен и тарифов;

     применением соответствующих    правил   налогообложения   прибыли
(предоставление налоговых льгот,  отсрочки  или  рассрочки  по  уплате
налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
     участием Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации  и
муниципальных    образований   в   уставных   (складочных)   капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
     4. Исходя   из   настоящего   Положения   в  бухгалтерском  учете
формируется информация о  государственной  помощи,  предоставленной  в
форме  субвенций,  субсидий  (далее  субвенции  и  субсидии  именуются
бюджетные средства),  бюджетных  кредитов  (за  исключением  налоговых
кредитов,  отсрочек  и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств),  включая предоставление в виде  ресурсов,  отличных  от
денежных  средств  (земельные  участки,  природные  ресурсы  и  другое
имущество),  и в прочих формах.  Информация о  государственной  помощи
формируется  независимо  от  вида  предоставленных  ресурсов  (в  виде
денежных средств  или  (и)  в  виде  ресурсов,  отличных  от  денежных
средств).
     Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства  подразделяются
на:
     средства на  финансирование  капитальных  расходов,  связанных  с
покупкой,  строительством  или  приобретением  иным путем внеоборотных
активов (основных средств и др.).  Предоставление этих  средств  может
сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение
определенных видов активов,  их местонахождение или сроки приобретения
и владения;
     средства на финансирование  текущих  расходов.  К  ним  относятся
бюджетные  средства,  отличные  от  предназначенных  на финансирование
капитальных расходов.

                         II. Учет бюджетных средств

     5. Организация принимает  бюджетные  средства,  включая  ресурсы,
отличные  от  денежных  средств,  к  бухгалтерскому  учету при наличии
следующих условий:
     имеется уверенность,  что  условия  предоставления  этих  средств
организацией будут выполнены.  Подтверждением могут  быть  заключенные
организацией   договоры,  принятые  и  публично  объявленные  решения,
технико-экономические   обоснования,   утвержденная   проектно-сметная
документация и т.п.;
     имеется уверенность,  что  указанные  средства  будут   получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись,  уведомление
о  бюджетных  ассигнованиях,  лимитах  бюджетных  обязательств,   акты
приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
     6. В случае предоставления организации государственной  помощи  в
виде  ресурсов,  отличных  от  денежных  средств  (земельные  участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому   учету   в  сумме,  равной  стоимости  полученных  или
подлежащих  получению  активов.  Стоимость  активов,  полученных   или
подлежащих  получению,  определяется  организацией исходя из цены,  по
которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость
таких же или аналогичных активов.
     7. Бюджетные  средства,  принятые  к   бухгалтерскому   учету   в
соответствии   с   пунктом   5   настоящего  Положения,  отражаются  в
бухгалтерском  учете  как  возникновение  целевого  финансирования   и
задолженности  по  этим  средствам.  По  мере  фактического  получения
средств соответствующие суммы уменьшают  задолженность  и  увеличивают
счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.
     Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по  мере
фактического   получения   ресурсов,   то  с  возникновением  целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных
вложений и т.п.
     8. Бюджетные  средства  списываются  со  счета   учета   целевого
финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
     Одновременно по  внеоборотным  активам,  приобретенным  за   счет
бюджетных   средств   и   подлежащим   согласно  действующим  правилам
амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
     9. Списание   бюджетных   средств   со   счета   учета   целевого
финансирования производится на систематической основе:
     суммы бюджетных  средств на финансирование капитальных расходов -
на протяжении  срока  полезного  использования  внеоборотных  активов,
подлежащих  согласно  действующим правилам амортизации,  или в течение
периода  признания   расходов,   связанных   с   выполнением   условий
предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов,
не подлежащих амортизации  согласно  действующим  правилам.  При  этом
целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов
при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию  с  последующим
отнесением   в   течение   срока   полезного   использования  объектов
внеоборотных активов в размере начисленной амортизации  на  финансовые
результаты организации как внереализационные доходы;
     суммы бюджетных средств на финансирование текущих  расходов  -  в
периоды    признания   расходов,   на   финансирование   которых   они
предоставлены.  При этом целевое финансирование признается в  качестве
доходов  будущих  периодов  в  момент  принятия к бухгалтерскому учету
материально-производственных  запасов,  начисления  оплаты   труда   и
осуществления  других  расходов  аналогичного  характера с последующим
отнесением    на    доходы    отчетного    периода     при     отпуске
материально-производственных  запасов  в  производство  продукции,  на
выполнение  работ  (оказание  услуг),  начисления   оплаты   труда   и
осуществления других расходов аналогичного характера.
     Если выделение   бюджетных   средств   связано   с    выполнением
определенных  условий,  то  период,  в  течение  которого производится
списание  суммы  со  счета  учета  целевого   финансирования,   должен
определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
     10. Бюджетные средства,  предоставленные в установленном  порядке
на  финансирование  расходов,  понесенных  организацией  в  предыдущие
отчетные периоды,  отражаются как возникновение задолженности по таким
средствам   и   увеличение   финансового  результата  организации  как
внереализационные доходы.
     11. Любые  условные обязательства и условные активы,  связанные с
признанными в бухгалтерском учете организации  бюджетными  средствами,
рассматриваются  в  соответствии  с Положением по бухгалтерскому учету
"Условные  факты  хозяйственной  деятельности"  ПБУ  8/98  (утверждено
приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г.  N 57н, зарегистрирован в
Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
     12. Если  организация фактически получила бюджетные средства,  но
достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления
этих   средств,  отсутствует,  то  в  бухгалтерском  учете  отражаются
возникновение целевого финансирования и поступление денежных  средств,
капитальных вложений и т.п.
     Эти суммы учитываются как  целевое  финансирование  до  получения
достаточных  подтверждений  того,  что организация выполнит условия их
предоставления.
     13. Если  в  отчетном  году  возникают обстоятельства,  в связи с
которыми организация должна возвратить  ресурсы,  признанные  ранее  в
этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего
Положения,  то  в  бухгалтерском  учете  производятся   исправительные
записи.
     14. Если в отчетном году  возникают  обстоятельства,  в  связи  с
которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве
государственной помощи в предыдущие  годы,  то  на  сумму,  подлежащую
возврату, производится запись:
     в части  предоставленных  бюджетных  средств  на   финансирование
капитальных   расходов   -  в  уменьшение  целевого  финансирования  и
возникновение задолженности по их возврату.  Одновременно  уменьшаются
финансовые   результаты   организации   и   восстанавливается  целевое
финансирование на сумму амортизации основных средств и  нематериальных
активов,  которая была начислена,  и несписанной суммы доходов будущих
периодов;
     в части  бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их
возврату.  Если сумма,  подлежащая возврату, превышает соответствующий
остаток целевого финансирования или такой остаток  отсутствует  вовсе,
то  в  бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых
результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
     15. Порядок  бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от
вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы,
отличные  от  денежных  средств),  а  также  способа предоставления их
(фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

                 III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм

                           государственной помощи

     16. Бюджетные кредиты,  предоставленные организации, отражаются в
бухгалтерском  учете  в  общем  порядке,  принятом  для  учета заемных
средств.
     17. Если  при  предоставлении  бюджетных  кредитов  на возвратной
основе предусматривается,  что  при  выполнении  определенных  условий
организация   освобождается   от   возврата   полученных  ресурсов,  и
существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти
условия,  то  такие  средства  учитываются  в  порядке,  установленном
настоящим Положением для учета бюджетных средств.
     18. Предоставленная  организации  выгода,  которая  не может быть
обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на  безвозмездной
основе,  предоставление  гарантий,  беспроцентные  займы  или  займы с
пониженным процентом и  др.),  а  также  не  может  быть  отделена  от
нормальной    хозяйственной    деятельности   организации   (например,
государственные   закупки),   для   целей   раскрытия   информации   в
бухгалтерской  отчетности  считается  прочими  формами государственной
помощи.
     19. Прочие    формы    государственной   помощи   в   случае   их
существенности для характеристики финансового положения  и  финансовых
результатов    деятельности    организации    подлежат   раскрытию   в
бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

            IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

     20. Остаток   средств   по   счету   учета    средств    целевого
финансирования  в  части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов"
либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
     21. Суммы бюджетных средств,  признанные  в  бухгалтерском  учете
организации  согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов
на  счете  учета  финансовых   результатов,   отражаются   в   составе
внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
     Суммы бюджетных  средств,  признанные   в   бухгалтерском   учете
организации  в  прошлые  годы согласно пункту 8 настоящего Положения в
качестве доходов,  но подлежащие возврату в соответствии с пунктом  14
настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов
в составе внереализационных расходов в качестве убытков  прошлых  лет,
признанных в отчетном году.
     22. В бухгалтерской отчетности  организации  подлежит  раскрытию,
как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
     характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском
учете в отчетном году;
     назначение и величина бюджетных кредитов;

     характер прочих   форм   государственной   помощи,   от   которых
организация прямо получает экономические выгоды;
     невыполненные по   состоянию    на    отчетную    дату    условия
предоставления   бюджетных   средств   и  связанные  с  ними  условные
обязательства и условные активы.