О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДУ. Инструкция. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.10.84 154

        О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДУ

                              ИНСТРУКЦИЯ

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                          22 октября 1984 г.
                                N 154

                                 (Д)

     1. Плата  за  воду,  забираемую  промышленными  предприятиями  из
водохозяйственных систем*,  введена на основании постановления ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от  12  июля  1979  г.  N  695  "Об  улучшении
планирования   и  усилении  воздействия  хозяйственного  механизма  на
повышение  эффективности  производства  и  качества  работы"  в  целях
повышения      заинтересованности     производственных     объединений
(предприятий) в рациональном использовании природных ресурсов.
     *Под водохозяйственной     системой      понимается      комплекс
взаимосвязанных водных объектов (реки, водохранилища, озера, подземные
воды  и  другие  водные  объекты)   и   гидротехнических   сооружений,
предназначенных для обеспечения рационального использования охраны вод.
     2. Плательщиками  в бюджет платы за воду являются государственные
промышленные   предприятия   (объединения)-водопользователи,   включая
предприятия  теплоэнергетики;  промышленные предприятия общественных и
кооперативных  (кроме  колхозов)   и   межхозяйственных   организаций,
действующие на основе хозяйственного расчета,  имеющие самостоятельный
баланс и расчетный счет в банке.
     Критерием для  отнесения  предприятий-водопользователей  к  числу
промышленных  предприятий,  при  соблюдении  указанных  выше  условий,
является   составление   ими   бухгалтерских  отчетов  и  балансов  по
установленным формам для отраслей промышленности.
     3. Промышленные  предприятия  (объединения) вносят н бюджет плату
за воду,  забираемую для собственных нужд (включая нужды, упомянутые в
п.   5),   независимо  от  того,  поступает  вода  непосредственно  из
водохозяйственных систем (поверхностных или подземных источников),  от
других  промышленных  предприятий  или  от  предприятий  коммунального
хозяйства.
     При получении    воды   от   поставщиков   (других   промышленных
предприятий,  предприятий коммунального хозяйства и т.п.) промышленные
предприятия,  кроме  платы  в  бюджет за воду,  оплачивают поставщикам
услуги по подаче воды.
     Производственные объединения,   которым   по   месту   нахождения
входящих в их состав производственных единиц,  открыты  в  учреждениях
банка   расчетные  субсчета  (субспецссудные  счета)  для  расчетов  с
поставщиками  и  покупателями  за  товарно-материальные   ценности   и
оказанные  услуги,  вносят  плату за воду в бюджет по месту нахождения
производственных единиц с указанных субсчетов.
     4. В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного
Совета СССР и Совета Министров СССР от 19  марта  1981  г.  N  292  "О
дальнейшем  повышении  роли Советов народных депутатов в хозяйственном
строительстве" в доходы  местных  бюджетов  вносится  50%  начисленной
суммы платы за воду.
     Советы Министров автономных  республик,  исполнительные  комитеты
краевых,  областных  Советов  народных  депутатов  определяют  местный
бюджет, в который направляются указанные отчисления от платы за воду.
     Плата за воду вносится предприятиями-плательщиками, независимо от
подчиненности,  на раздел 13 "Плата за воду,  забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем":
     в доходы  соответствующего  местного  бюджета  -  в  размере  50%
начисленной суммы на текущие счета соответствующих бюджетов;
     в доходы союзного бюджета  -  остальные  50%  начисленной  суммы,
символ отчетности Госбанка 54.
     5. При использовании воды промышленными предприятиями,  наряду  с
производственными  целями,  на  нужды  объектов  социально-культурного
назначения,  жилищно-коммунального хозяйства и  бытового  обслуживания
населения,  подсобного  сельского  и  рыбоводного хозяйства или других
вспомогательных служб,  плата в бюджет вносится за всю забранную воду,
если  эти  службы забирают воду из системы водоснабжения промышленного
предприятия, на балансе которого они находятся.
     6. Плата в бюджет не вносится за воду:
     а) отпускаемую плательщиками  платы  за  воду  на  сторону  любым
покупателям;
     б) забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами;
     в) забираемую   не   из   системы   водоснабжения   промышленного
предприятия,  состоящими на его балансе службами,  перечисленными в п.
5;
     г) за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические  воды,
подземные   промышленные  воды,  используемые  в  качестве  сырья  для
извлечения  содержащихся  н  них  полезных  компонентов,  а  также  за
подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с добычей полезных
ископаемых,  или  в   целях   предотвращения   (ликвидации)   вредного
воздействия этих вод (подтопления, засоления, заболачивания и др.);
     д) за морскую воду.
     7. Плата  за  воду  вносится  в  бюджет по тарифам,  утвержденным
постановлением Госкомцен СССР от 14 апреля 1981  г.  N  377  и  от  22
февраля 1983 г. N 143-а.
     Тарифы на воду,  забираемую из поверхностных  водных  источников,
приведены в  приложении  N  1*,  а  из подземных водных источников - в
приложении N 2 к настоящей Инструкции.
     * Приложения не приводится.
     Плата за воду,  забираемую из поверхностных водных источников, не
вошедших  в  перечень  водохозяйственных   систем,   поименованных   и
приложении N  1  к  настоящей Инструкции,  исчисляется предприятиями -
водопользователями по тарифу 0,1 коп. за 1 м3.
     8. Тарифы  на  воду  установлены  за  1  м3  забранной  воды.  За
сверхлимитный забор воды плата взимается в пятикратном размере.
     Плата за   воду,  забираемую  из  каналов  мелиоративных  систем,
вносится по тарифам, утвержденным для водных объектов, из которых вода
поступает в эти каналы.
     При использовании  воды,  полученной  от   поставщиков,   системы
водоснабжения которых имеют смешанные источники питания (поверхностные
и  подземные),   тарифы   на   поставляемую   воду   исчисляются   как
средневзвешенные,   исходя   из   установленных  лимитов  забора  воды
поставщику  из  различных  исто  веников  и  соответствующих  тарифов.
Исчисление средневзвешенного тарифа производится поставщиком.
     По водохозяйственным системам, по которым ранее (до 1 января 1982
г.) была установлена плата за воду,  действующий порядок ее взимания и
тарифы на воду сохраняются.
     9. Плата  за  забор  воды  предприятиями  теплоэнергетики системы
Минэнерго СССР при оборотной  системе  охлаждения  агрегатов  вносится
только   за   воду,  идущую  на  пополнение  (подпитку)  этой  системы
водоснабжения.  При прямоточной  системе  охлаждения  плата  в  бюджет
вносится  за  весь  объем  охлаждающей  воды.  За  воду,  потребляемую
предприятиями теплоэнергетики не на нужды охлаждения агрегатов,  а  на
подпитку  котельных  агрегатов,  теплосетей  и  др.,  плата  в  бюджет
вносится за водопотребление в пределах лимита по основному тарифу,  за
сверхлимитное водопотребление - в пятикратном размере.
     Если предприятие   теплоэнергетики   Минэнерго   СССР    является
поставщиком воды, использованной для охлаждения агрегатов, то в бюджет
вносится плата ее потребителем по  тарифу,  исчисляемому  как  разница
между   основным   тарифом   и  льготным  тарифом,  установленным  для
предприятия теплоэнергетики.
     Гидроэлектростанции вносят  в  бюджет плату только за объем воды,
используемой на собственные нужды (производственные и  хозяйственно  -
бытовые).  За  воду,  пропускаемую  через сооружения гидроузлов (в том
числе используемую для  смазки  и  охлаждения  узлов  гидроагрегатов),
плата в бюджет не вносится.
     10. При  заборе  воды   предприятиями   теплоэнергетики   системы
Минэнерго  СССР,  использующими  воду  на  нужды охлаждения агрегатов,
установлены два вида тарифов:
     а) за  водопотребление  в пределах лимита плата в бюджет вносится
по льготному тарифу, составляющему 30% величины установленного тарифа;
     б) за сверхлимитное водопотребление плата за  воду  взимается  по
основному тарифу (без льгот).
     11. Промышленные предприятия,  использующие для  нужд  охлаждения
оборудования  оборотные  системы водоснабжения,  плату в бюджет вносят
только за воду,  забираемую из водохозяйственных систем,  которая идет
на подпитку указанной системы водоснабжения.
     12. Плановые  суммы  платы  за  воду   определяются   исходя   из
утвержденного тарифа и лимита водопотребления.
     Затраты промышленных  предприятий  на  оплату   забираемой   воды
относятся  на  себестоимость продукции и отражаются по соответствующим
статьям затрат.
     13. Доведение  плановых сумм по плате за воду до подведомственных
предприятий производится министерствами и  ведомствами,  промышленными
объединениями,  главными  управлениями  и  другими органами управления
одновременно  с  доведением  других  показателей,  предусмотренных  по
плану,  с  выделением  сумм,  подлежащих зачислению в союзный бюджет и
местные бюджеты.
     Наряду с  этим указанные организации доводят плановые суммы платы
за воду до финансовых  органов  по  месту  нахождения  предприятий,  а
сводные  реестры  этих  платежей  -  до  Министерства  финансов  СССР,
министерств финансов союзных республик и других финансовых  органов  в
порядке,  установленном  Министерством  финансов  СССР  для  доведения
планов по платежам в бюджет из прибыли.
     В справках о взаимоотношениях с бюджетом по платежам из прибыли и
в выписках  из  балансов  доходов  и  расходов  о  взаимоотношениях  с
бюджетом по отчислениям от прибыли плата за воду указывается отдельной
строкой с выделением сумм,  подлежащих зачислению в союзный и  местные
бюджеты.
     14. Фактическая сумма платы за забор воды  в  пределах  лимита  и
сверх   лимита   определяется  исходя  из  объема  забранной  воды  по
источникам за каждый истекший месяц (квартал) и установленного тарифа.
     Количество забранной               воды              определяется
предприятиями-водопользователями   по   формам    первичной    учетной
документации  по использованию воды,  утвержденным Минводхозом СССР по
согласованию с ЦСУ СССР, Госкомгидрометом и Мингео СССР 30 ноября 1982
г. N  6/6-04-458.
     По состоянию      на      1-е      число      каждого      месяца
предприятие-водопользователь      производит      снятие     показаний
водоизмерительных приборов и на основании  данных  журнала  первичного
учета определяет объем забранной воды.
     На предприятиях,  не  имеющих  соответствующей  водоизмерительной
аппаратуры, количество забранной воды, как временное исключение, может
быть определено на основании  учета  времени  работы  технологического
оборудования,  объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по
характеристикам  работающих  насосов   или   по   суммарному   расходу
электроэнергии  и  другими  косвенными методами.  При этом должны быть
выполнены соответствующие тарировочные работы.
     15. Лимиты   забора   воды   устанавливаются   в   разрешении  на
специальное водопользование,  оформленном в соответствии с Инструкцией
о   порядке   согласования   и   выдачи   разрешений   на  специальное
водопользование,  утвержденной приказом Минводхоза СССР от 30  декабря
1983 г. N 354.
     При отсутствии разрешений на специальное  водопользование  лимиты
устанавливаются   в  порядке,  определяемом  Временными  методическими
указаниями  по  установлению   лимитов   забора   воды   промышленными
предприятиями  из водохозяйственных систем,  утвержденными Минводхозом
СССР по согласованию с Госпланом СССР 26 июля 1982 г.
     Лимиты забора  воды  рассчитываются  промышленными предприятиями.
При заборе воды из водохозяйственных систем они утверждаются  органами
по регулированию использования и охране вод. При заборе воды из систем
коммунального или ведомственного водоснабжения лимиты  устанавливаются
исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
     Лимиты должны быть утверждены на весь объем забираемой воды  (для
производственных и других нужд).
     Месячные лимиты         забора          воды          исчисляются
предприятиями-водопользователями    в    пределах   годового   лимита,
установленного органами по регулированию использования и охране вод, с
учетом  проектных материалов и производственных планов и не позднее 20
февраля представляются финансовым органам и органам  по  регулированию
использования и охране вод.
     При этом,  если промышленное  предприятие  передает  воду  другим
промышленным предприятиям из его лимита забора воды,  установленного п
разрешении  на  специальное  водопользование   или   рассчитанного   в
соответствии   с   упомянутыми  Временными  методическими  указаниями,
отдельной строкой выделяется лимит забора воды на собственные нужды.
     Примечание. Разрешения  на  специальное  водопользование выдаются
Минводхозом СССР;  Управлением по охране водных  ресурсов  Каспийского
моря   "Каспводнадзор"   Минводхоза   СССР;   минводхозами  и  другими
союзно-республиканскими  органами  мелиорации  и   водного   хозяйства
союзных республик и их органами на местах, исполкомами местных Советов
народных депутатов.
     16. Взносы  в  бюджет  платы  за  воду производятся ежемесячно по
фактическому  забору  воды,  не  позднее  20-го  числа  следующего  за
отчетным  месяца.  В поручениях на перечисление платы за воду в бюджет
выделяются суммы,  причитающиеся зачислению  в  союзный  и  в  местный
бюджеты.
     В эти   же   сроки   все   предприятия-плательщики   представляют
финансовому органу месячные отчеты по форме приложения N 3 к настоящей
Инструкции.  Предприятия-плательщики,  состоящие на учете в органах по
регулированию использования и охране вод,  представляют отчеты также и
этим органам.
     Производственные объединения,  которые  вносят  плату  за воду за
входящие в их состав производственные  единицы,  составляют  отчеты  в
разрезе производственных единиц.
     Предприятия системы Минобороны отчеты по плате за воду финансовым
органам  и  органам  по  регулированию  использования  и охране вод не
представляют.
     17. Предприятия,  у  которых  размер  плат  за  воду  за  квартал
составляет менее 1000 руб.,  могут уплачивать в бюджет эти  суммы,  по
разрешению  руководителей финансовых органон,  один раз в квартал,  не
позднее 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом.
     В этих  случаях  предприятия-плательщики представляют в указанные
сроки финансовому органу и органу  по  регулированию  использования  и
охране   вод   квартальные  отчеты,  составленные  в  разрезе  месяцев
отчетного квартала.
     18. Предприятия,    не   представившие   финансовым   органам   к
установленному сроку месячный (квартальный) отчет о  суммах  платы  за
воду,  причитающихся  к уплате за истекший месяц (квартал),  впредь до
представления отчета,  уплачивают плату за воду в сумме,  равной  110%
суммы,  исчисленной  за  предыдущий месяц (квартал).  По представлении
плательщиком соответствующего отчета с ним производится перерасчет.
     19. Исчисление сумм платы за воду возлагается на плательщиков.
     Руководители и    главные    бухгалтеры     предприятий     несут
ответственность  за  правильное  исчисление  и  своевременное внесение
платы за воду, за правильное составление и своевременное представление
финансовым  органам  и органам по регулированию использования и охране
вод установленной отчетности по плате за воду.
     20. Суммы  платы  за  воду,  не  внесенные  в  установленный срок
(недоимка),  уплачиваются с начислением пени в размере 0,05%  с  суммы
недоимки  за  каждый  день просрочки,  начиная со следующего дня после
наступления срока платежа по день уплаты включительно.
     Взыскание не  внесенных  в  срок  сумм платы за воду,  отсрочка и
рассрочка платежей,  а также зачет и возврат  неправильно  поступивших
сумм  производятся  финансовыми  органами в соответствии с Инструкцией
Министерства финансов СССР по  применению  Положения  о  взыскании  не
внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.
     Возврат и  зачет  неправильно  поступивших  сумм  платы  за  воду
производятся  в  равных суммах по союзному и соответствующему местному
бюджету.
     21. Плательщики платы за воду имеют право обжаловать неправильные
действия должностных лиц соответствующих финансовых органов и  органов
по  регулированию  использования  и  охране  вод,  допущенные  ими при
взыскании платы за воду.  Жалобы подаются в тот финансовый  орган  или
орган  по регулированию использования и охране вод,  которому эти лица
непосредственно подчинены или по  распоряжению  которого  производится
взыскание.  Эти  жалобы  рассматриваются  и решения по ним выносятся в
пятидневный срок со дня поступления жалобы.
     Решения по   жалобам   могут  быть  обжалованы  в  месячный  срок
непосредственно в вышестоящий орган.
     Подача жалобы  не  приостанавливает  взыскания  платы  за  воду в
бюджет.
     22. Районные и городские финансовые отделы получают отчетность по
установленной   форме   и   осуществляют   контроль   за   выполнением
предприятиями-водопользователями   обязательств   перед  бюджетом,  за
правильностью  распределения  сумм  платы  за  воду  между  союзным  и
соответствующим  местным  бюджетом,  для чего ведут учет плательщиков,
осуществляют предварительную проверку  отчетов  по  плате  за  воду  и
контролируют своевременность уплаты причитающихся бюджету сумм.
     Предварительная проверка отчетов по плате за воду  осуществляется
экономистами  государственных  доходов  не позднее дня,  следующего за
днем получения отчета от плательщика.
     23. Учет  начисленных  и  поступивших в бюджет сумм платы за воду
производится в карточках лицевых счетов по форме N 9 (приложение N  38
к Инструкции Министерства финансов СССР от 11 июня 1976 г. N 38).
     24. Документальная проверка от летов по плате за воду  по  данным
первичных документов (разрешение на специальное водопользование, формы
первичной документации по использованию вод и т.д.) производится:
     органами по   регулированию   использования   и   охране   вод  -
предприятий-водопользователей,  состоящих на учете в этих органах,  не
реже одного раза в год;
     финансовыми органами   в   необходимых   случаях   по   поручению
руководителя финансового органа - остальных предприятий.
     25. Если при предварительной проверке отчетности,  представленной
плательщиком,  окажется,  что  за  данный  период  плательщик исчислил
меньшую или большую сумму,  чем следует уплатить,  то финансовый орган
извещает об этом плательщика.
     При установленных     документальной     проверкой     нарушениях
составляется акт.
     В тех случаях, когда при документальной проверке отчетов по плате
за  воду  органами  по  регулированию использования и охране вод будут
установлены нарушения в исчислении этого  платежа,  то  о  результатах
проверки   отчетов   составляется   акт,   один   экземпляр   которого
направляется финансовому органу.
     Исчисленная финансовым   органом  или  органом  по  регулированию
использования и  охране  вод  разница  либо  вносится  плательщиком  в
пятидневный   срок   в  соответствующие  бюджеты,  либо  засчитывается
плательщику в очередной платеж.  В  случаях,  когда  сумма  очередного
платежа  меньше  суммы  переплаты,  разница  в  этих суммах может быть
возвращена плательщику из соответствующего бюджета по его  письменному
заявлению.
     26. Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1985 г.
     27. Считать  утратившими  силу  Инструкцию  Министерства финансов
СССР от 15 июня 1981 г.  N 124 "О порядке исчисления и сроках внесения
в  бюджет  платы  за  воду,  забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем" и письмо  Госкомцен  СССР,  Минфина  СССР  и
Минводхоза СССР от 30 декабря 1981 г. N 10-17/6119 "О плате за воду".