Страницы: 1 2 календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течении всего периода. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступ- ления события, которыми определено его начало. Статья 51. Окончание процессуальных сроков Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соот- ветствующий месяц и число последнего месяца срока. Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответству- ющего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если исковое заявление, отзыв на исковое заявление, заявление о пересмотре решения и другие документы были сданы на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. Статья 52. Последствия пропуска процессуальных сроков Право на совершение процессуальных действий погашается с истечени- ем установленных законодательством или назначенных государственным ар- битражем сроков. Заявления и другие документы, поданные по истечении процессуальных сроков, могут быть возвращены или оставлены без рассмотрения. Статья 53. Приостановление процессуальных сроков Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается с приостановлением производства по делу. Со дня возобновления произ- водства по делу течение процессуальных сроков продолжается. Статья 54. Восстановление и продление процессуальных сроков Государственный арбитраж, признав причины пропуска установленного законодательством процессуального срока уважительными, может восстано- вить пропущенный срок. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в орган государственного арбитража, в котором надлежало совершить процессуаль- ное действие. О восстановлении пропущенного срока указывается в решении, опреде- лении или постановлении государственного арбитража. Об отказе в восстановлении срока выносится определение, которое направляется зая- вителю. Определение об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть пересмотрено в порядке надзора. Назначенные государственным арбитражем сроки могут быть им продле- ны по заявлению стороны или по своей инициативе. Глава YIII. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА Статья 55. Форма и содержание искового заявления Исковое заявление подается в государственный арбитраж в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения, организации, вышестоящего органа, другого государственного органа, структурной единицы объединения либо прокуро- ром, направляющим заявление в арбитраж. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование органа государственного арбитража, в который пода- ется заявление; 2) дата подписания и номер искового заявления; 3) наименование и подчиненность сторон, структурных единиц объеди- нений, почтовые адреса, наименование и номер счета, с которого может быть произведено взыскание, наименование и номер счета, на который должна быть зачислена взысканная сумма, наименование кредитных учреж- дений, в которых находятся счета сторон; 4) цена иска, если иск подлежит оценке; сумма договора ( по хо- зяйственным спорам, возникающим при заключении, изменении и расторже- нии договоров); 5) обстоятельства, на которых основывается исковое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства, обоснованный расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы, законода- тельство, на основании которого предъявляется иск; 6) сведения о принятии заявителем мер к выполнению обязанностей по непосредственному урегулированию хозяйственного спора с указанием даты отправления другой стороной предложения об этом, а также получение от- вета на него; мотивы, по которым отклоняются доводы, изложенные в от- вете, протоколе разногласий или других документах; 7) исковое требование; если иск предъявлен к нескольким ответчи- кам, - требование в отношении каждого из них; 8) перечень прилагаемых к заявлению документов. В исковом заявлении могут быть указаны и другие сведения, если за- явитель считает, что они необходимы для правильного разрешения спора. Статья 56. Документы, прилагаемые к исковому заявлению К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие: 1) обстоятельства, на которых основывается исковое требование; 2) полномочия структурной единицы объединения, если она подает за- явление; 3) принятие заявителем мер к выполнению обязанностей по не- посредственному урегулированию хозяйственного спора с каждым из ответ- чиков (по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договоров, - соответственно договор, проект договора, письмо, содержа- щие требование о заключении, изменении или расторжении договора, про- токол разногласий и документы, удостоверяющие дату его получения, све- дения о положениях одной стороны и рассмотрении их в установленном по- рядке, ответ другой стороны, если он получен, и другие документы; по спорам, возникающим при исполнении договоров и по другим основаниям, - копия претензии, доказательства направления ее ответчику, копия пре- тензии, доказательства направления ее ответчику, копия ответа на пре- тензию, если ответ получен); 4) направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов (почтовая квитанция, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений и т.п.); 5) уплату государственной пошлины в порядке и размерах, установ- ленных законодательством. Статья 57. Направление копии искового заявления и прилагаемых к нему документов Заявитель обязан при предъявлении иска, а также при привлечении государственным арбитражем к делу другого истца или ответчика напра- вить сторонам копии искового заявления и приложенных к нему докумен- тов, если они отсутствуют у сторон. Статья 58. Соединение исковых требований В одном исковом заявлении могут быть соединены несколько требова- ний в случаях, когда они связаны между собой по основаниям возникнове- ния или представленным доказательствам, а также в других случаях, ког- да законодательством допускается соединение исковых требований. В одном исковом заявлении могут быть соединены несколько требова- ний на сумму до 100 рублей в порядке, установленным Государственным арбитражем СССР. Государственный арбитр вправе объединить в пределах подведомствен- ности хозяйственных споров, установленной для данного органа госу- дарственного арбитража, несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, в одно дело. Статья 59. Отзыв на исковое заявление Ответчик обязан не позднее пяти дней после получения копии исково- го заявления направить государственному арбитражу, истцу и другим от- ветчикам, а также соответствующему прокурору (если заявление направле- но в арбитраж прокурором) отзыв на исковое заявление и все документы, необходимые для рассмотрения хозяйственного спора. Отзыв подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения, организации, их вышестоящего органа либо структурной единицы объединения и направляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку. В отзыве указываются: 1) наименование органа государственного арбитража, в котором рассматривается спор; 2) дата подписания и номер отзыва, наименование истца; 3) содержание ответа на предложение о непосредственном урегулиро- вании спора, если в исковом заявлении указано, что ответ на него ист- цом не получен (в этом случае к отзыву прилагаются копия ответа на предложение о непосредственном урегулировании спора и доказательства направления его истцу); 4) размер и расчет признанной суммы, а если она перечислена, - но- мер и дата выписки соответствующего платежного поручения и доказа- тельства принятия его кредитным учреждением к исполнению; 5) мотивы полного или частичного отклонения требования истца со ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования; 6) перечень прилагаемых к отзыву документов. Статья 60. Предъявление встречного иска Ответчик вправе до принятия решения по хозяйственному спору предъ- явить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первона- чальным иском. Встречный иск должен быть связан с первоначальным. Предъявление встречного иска производится по общим правилам о предъявлении исков. Глава IХ. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ И ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К РАССМОТРЕНИЮ В ЗАСЕДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА Статья 61. Принятие искового заявления Вопрос о принятии искового заявления разрешается государственным арбитром. Статья 62. Отказ в принятии искового заявления Государственный арбитр отказывает в принятии искового заявления: 1) если заявление не подлежит рассмотрению в органах государствен- ного арбитража; 2) если имеется решение суда, арбитража, третейского суда и ярма- рочного комитета по хозяйственному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 3) если в производстве суда, арбитраже, третейского суда или ярма- рочного комитета имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 4) если иск предъявлен к предприятиям, учреждениям и организациям, которые в соответствии с законодательством не могут быть ответчиками по такому спору. Об отказе в принятии искового заявления выносится определение, ко- торое направляется заинтересованным предприятиям, учреждениям, органи- зациям и их вышестоящим органам, другим государственным органам не позднее пяти дней после поступления заявления. К определению об отказе в принятии искового заявления, направляе- мому заявителю, прилагаются исковые материалы. Определение об отказе в принятии искового заявления может быть пе- ресмотрено в порядке надзора. В случае отмены этого определения иско- вое заявление считается поданным в день первоначального обращения в государственный арбитраж. Статья 63. Возвращение искового заявления Государственный арбитр возвращает исковое заявление и приложенные в нему документы без рассмотрения: 1) если исковое заявление подписано лицом, не имеющим права под- писывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано; 2) если в исковом заявлении не указаны наименование сторон, струк- турных единиц объединений, их почтовые адреса, наименование кредитных учреждений, в которых находятся счета сторон; 3) если в исковом заявлении не указаны обстоятельства, на которых основывается исковое требование, доказательства, подтверждающие изло- женные в заявлении обстоятельства, обоснованный расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы; 4) если заявитель не представил доказательств уплаты государствен- ной пошлины в установленных порядке и размере, за исключением хо- зяйственных споров, возникающих при заключении договоров; 5) если нарушены правила соединения исковых требований или в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному или несколь- ким ответчикам и совместное рассмотрение этих требований воспре- пятствует выяснению прав и взаимоотношений сторон либо существенно осложнит или затянет рассмотрение спора; 6) если заявитель не представил доказательств направления ответчи- ку копии искового заявления и приложенных к нему документов; 7) если при предъявлении иска структурной единицей объединения не представлены документы, удостоверяющие ее полномочия; 8) если заявитель не представил доказательств принятия надлежащих мер к выполнению обязанностей по непосредственному урегулированию спо- ра с ответчиком в установленном порядке; 9) если заявитель не представил доказательств обращения в банк за получением с ответчика задолженности, когда она согласно законода- тельству должна быть получена через банк; 10) если до вынесения определения о возбуждении дела от истца поступило заявление об урегулировании спора. Возвращение искового заявления не препятствует вторичному обраще- нию с ним в государственный арбитраж в общем порядке после урегулиро- вания допущенного нарушения. Статья 64. Возбуждение дел по заявлениям предприятий, учреждений, организаций, их вышестоящих органов, других госу- дарственных органов, прокуроров Государственный арбитр, принимая исковое заявление, не позднее пя- ти дней после его поступления выносит и направляет заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям, их вышестоящим органам, дру- гим государственным органам, а также прокурору (если дело возбуждается по его заявлению) определение о возбуждении дела, в котором указыва- ется о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению в заседании государственного арбитража, о времени и месте его проведе- ния, необходимых действиях по подготовке дела к рассмотрению в заседа- нии. Это определение выносится с соблюдением требований статьи 83 настоящих Правил. Определение направляется также другим предприятиям, учреждениям, организациям, их вышестоящим органам, иным государственным органам в случаях, когда от них истребуются документы, сведения и заключения ли- бо их должностные лица вызываются в государственный арбитраж. При признании явки представителей сторон в заседании государствен- ного арбитража необязательной об этом указывается в определении. Статья 65. Возбуждение дел по инициативе государственного арбитра- жа Государственный арбитраж вправе возбудить дела по своей инициативе при наличии данных о допущенных предприятиями, учреждениями, организа- циями и их вышестоящими органами нарушениях государственной плановой и договорной дисциплины и других нарушениях законности в хозяйственной деятельности. Предприятия, учреждения, организации и их вышестоящие органы нап- равляют государственному арбитражу по его требованию необходимые для возбуждения дела дополнительные материалы не позднее пяти дней после получения его запроса. Определение о возбуждении государственным арбитражем дела по своей инициативе выносится с соблюдением требований статей 64 и 83 настоящих Правил. В определении также указываются данные на основании которых возбуждается дело, и сущность нарушения. Статья 66. Действия государственного арбитра по подготовке матери- алов к рассмотрению дела в заседании В целях обеспечения правильного и своевременного разрешения хо- зяйственного спора государственный арбитр производит в необходимых случаях следующие действия по подготовке материалов к рассмотрению де- ла в заседании: 1) разрешает вопрос о привлечении к участию в деле в качестве сто- рон предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, не указанных истцом; 2) исключает из чиста ответчиков предприятия, учреждения, органи- зации и их вышестоящие органы, которым не было направленно предложение о непосредственном урегулировании спора, а также те предприятия, уч- реждения и организации, которые в соответствии с законодательством не могут быть ответчиками по такому спору; 3) вызывает представителей сторон (если стороны находятся в том же населенном пункте, что и орган государственного арбитража) для уточне- ния обстоятельств дела и выясняет, какие материалы могут быть представлены дополнительно; 4) обязывает стороны, другие предприятия, учреждения и организации и их должностных лиц выполнить определенные действия (выверить расче- ты, произвести осмотр доказательств в месте их нахождения и т.п.); 5) истребует от предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, а также от других государственных органов, в том числе не являющихся сторонами, документы, сведения и заключения, необходимые для разрешения спора, знакомится с такими материалами не- посредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях, вышестоя- щих по отношению к ним органах, а также в других государственных орга- нах; 6) разрешает вопрос о назначении экспертизы; 7) производит осмотр и исследование письменных и вещественных до- казательств на месте их нахождения; 8) разрешает вопрос о признании явки представителей сторон в засе- дание государственного арбитража необязательной в случаях, предусмот- ренных частью второй статьи 70 настоящих Правил; 9) разрешает вопрос о вызове должностных лиц для дачи объяснений по существу спора; 10) разрешает вопрос об участии в рассмотрении спора представите- лей общественных организаций и трудовых коллективов сторон по делу - предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов; 11) разрешает вопрос о рассмотрении спора непосредственно на предприятии, в учреждении, организации и их вышестоящих органах; 12) совершает другие действия, направленные на обеспечение пра- вильного и своевременного разрешения спора. Глава Х. РАССМОТРЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ Статья 67. Сроки рассмотрения хозяйственных споров Споры должны быть рассмотрены государственным арбитражем в срок не более одного месяца со дня получения искового заявления или возбужде- ния дела по инициативе государственного арбитража. Споры, возникающие при исполнении договоров и по другим основани- ям, если хотя бы одна из сторон находится в районе Крайнего Севера или в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, рассматриваются в срок не более двух месяцев. В исключительных случаях главный государственный арбитр или за- меститель главного государственного арбитра вправе продлить срок рассмотрения спора в порядке, определенном Государственным арбитражем СССР. Статья 68. Порядок ведения заседания Порядок ведения заседания определяется государственным арбитром, председательствующим в заседании, исходя из того, что государственный арбитраж должен обеспечить всестороннее, полное и объективное выясне- ние всех обстоятельств дела, строгое соблюдение прав и обязанностей сторон, выявление причин нарушений законности, государственной дисцип- лины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учрежде- ний, организаций и их вышестоящих органов, а также воспитательное воз- действие арбитражного процесса. Государственный арбитр разъясняет участникам арбитражного процесса их права и обязанности и оказывает содействие в осуществлении принадлежащих им прав. В соответствии с порядком, определенным государственным арбитром, заслушиваются представители истца и ответчика, эксперт и другие лица, участвующие в заседании. При рассмотрении особо сложных хозяйственных споров государствен- ный арбитр вправе объявить перерыв на срок не более трех дней с после- дующим указанием об этом в решении. Статья 69. Рассмотрение хозяйственного спора при непредставлении отзыва на исковое заявление и стребованных госу- дарственным арбитражем материалов При непредставлении ответчиком отзыва на исковое заявление и ист- ребованных государственным арбитражем материалов спор может быть рассмотрен по имеющимся в деле материалам. Статья 70. Рассмотрение хозяйственного спора без участия предста- вителей сторон При неявке в заседание государственного арбитража истца или ответ- чика либо обеих сторон спор может быть рассмотрен в их отсутствие, если неявка по мнению государственного арбитра, не препятствует разре- шению спора. Если материалы дела позволяют решить спор в отсутствие представи- телей сторон, государственный арбитр может по ходатайствам сторон или по своей инициативе признать явку их представителей в заседание госу- дарственного арбитража необязательной, а также вправе разрешить спор без вызова представителей сторон. Статья 71. Рассмотрение хозяйственных споров на предприятиях, в учреждениях, организациях и их вышестоящих органах Государственный арбитраж рассматривает споры, имеющие важное об- щественное значение, непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и их вышестоящих органах. Руководителя предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов обязаны в этом случае содействовать государственному арбитражу в организации арбитражного процесса. Статья 72. Отложение рассмотрения дела Государственный арбитраж вправе отложить в пределах сроков, уста- новленных статьей 67 настоящих Правил, рассмотрение дела при необходи- мости привлечения другого предприятия, учреждения, организации к участию в деле в качестве стороны, истребования дополнительных доказа- тельств, вызова должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, их вышестоящих органов, других государственных органов, при неполуче- нии отзыва на исковое заявление и истребованных материалов, неявке представителей сторон и в иных случаях, когда дело не может быть рассмотрено в данном заседании. Об отложении рассмотрения дела выносится определение, в котором указывается время и место проведения следующего заседания. В определении об отложении рассмотрения дела может быть разрешен вопрос о взыскании штрафа, предусмотренного в пункте 6 части второй статьи 79 настоящих Правил. Статья 73. Приостановление производства по делу и его возобновле- ние Государственный арбитраж приостанавливает производство по делу в случаях: 1) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения связанно- го с ним другого дела судом или государственным арбитражем либо соот- ветствующего вопроса компетентным органами; 2) назначения государственным арбитражем экспертизы; 3) направления государственным арбитражем материалов в органы про- куратуры или внутренних дел для расследования. Государственный арбитраж возобновляет производство по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. О приостановлении производства по делу и его возобновлении вы- носятся определения. Определение о приостановлении производства по делу может быть пе- ресмотрено в порядке надзора. Статья 74. Прекращение производства по делу Государственный арбитраж прекращает производство по делу: 1) если хозяйственный спор не подлежит рассмотрению в органах государственного арбитража; 2) если имеется решение суда, арбитража, третейского суда или яр- марочного комитета по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 3) если заявитель не принял мер к выполнению его обязанностей по непосредственному урегулированию спора с ответчиком и возможность та- кого урегулирования утрачена; 4) если иск предъявлен к предприятиям, учреждениям, организациям, которые в соответствии с законодательством не могут быть ответчиками по такому спору; 5) если предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие орга- ны, являющиеся сторонами, ликвидированы. В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в государственный арбитраж по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. О прекращении производства по делу выносится определение, в кото- ром могут быть разрешены вопросы о распределении между сторонами ар- битражных расходов, о возврате государственной пошлины из бюджета, а также о взыскании штрафов, предусмотренных в пунктах 5 и 6 части вто- рой статьи 79 настоящих Правил. Определение о прекращении производства по делу может быть пе- ресмотрено в порядке надзора. Статья 75. Оставление иска без рассмотрения Государственный арбитраж оставляет иск без рассмотрения: 1) если исковое заявление подписано лицом, не имеющим права под- писывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано; 2) если в производстве суда, арбитража, третейского суда или ярма- рочного комитета имеется дело по хозяйственному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 3) если заявитель не принял мер к выполнению его обязанностей по непосредственному урегулированию спора с ответчиком и возможность та- кого урегулирования не утрачена; 4) если заявитель не обращался в банк за получением с ответчика задолженности, когда она согласно законодательству должна быть получе- на через банк; 5) если истец без уважительных причин не представил истребованные арбитражем материалы, необходимые для разрешения спора, или представи- тель истца не явился по вызову в заседание арбитража и неявка его пре- пятствует рассмотрению спора. Об оставлении иска без рассмотрения выносится определение, в кото- ром могут быть разрешены вопросы о распределении между сторонами ар- битражных расходов, о возврате государственной пошлины из бюджета, а также о взыскании штрафов, предусмотренных в пунктах 5 и 6 части вто- рой статьи 79 настоящих Правил. Определение об оставлении иска без рассмотрения может быть пе- ресмотрено в порядке надзора. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для остав- ления иска без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться с ним в государственный арбитраж в общем порядке. Статья 76. Сообщения государственного арбитража Государственный арбитраж, обнаружив при рассмотрении хозяйственно- го спора нарушения законности, государственной дисциплины и недостатки в хозяйственной деятельности, направляется в порядке, установленном Государственным арбитражем СССР, предприятиям, учреждениям, организа- циям, вышестоящим по отношению к ним органам и должностным лицам сооб- щения об этих нарушениях и недостатках с предложениями об их устране- нии, а также о привлечении виновных лиц к ответственности и о возмеще- нии причиненного ими материального ущерба. В сообщениях государственного арбитража должен содержаться анализ причин невыполнения плановых заданий и договорных обязательств, бесхо- зяйственности, разбазаривания, порчи, недостач и иных потерь продук- ции. Руководители предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, получившие такое сообщение, обязаны ставить государственный арбитраж в известность о принятых мерах в месячный срок после получения сообщения. В необходимых случаях сообщения о выявленных нарушениях закон- ности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной дея- тельности направляются на рассмотрения вопроса о привлечении виновных к ответственности в органы прокуратуры, внутренних дел и другие компе- тентные органы. Глава ХI. РЕШЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Статья 77. Принятие решения При разрешении хозяйственного спора по существу (удовлетворение иска, отказ в иске полностью или частично) государственный арбитраж принимает решение. Решение по спору принимается государственным арбитром и участвую- щими в деле представителями сторон по результатам обсуждения всех обстоятельств дела в заседании государственного арбитража. При этом государственный арбитр способствует достижению соглашения между сторо- нами. В случаях, когда между представителями сторон не достигнуто согла- шение, либо соглашение сторон не соответствует требованиям закона или материалам дела, либо спор рассматривается без участия представителей обоих сторон или одной из них, решение принимается государственным ар- битром, а при рассмотрении спора тремя государственными арбитрами - большинством голосов арбитров. Решение излагается в письменной форме и подписывается госу- дарственным арбитром, председательствующим в заседании, а если спор рассматривается тремя государственными арбитрами, - всеми арбитрами, участвующими в заседании. Государственный арбитр, не согласный с реше- нием, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу. Статья 78. Законность и обоснованность решения Решение государственного арбитража должно быть законным и обосно- ванным. Статья 79. Права государственного арбитража при принятии решения Государственный арбитраж признает недействительным полностью или в определенной части договор, противоречащий законодательству, госу- дарственным планам и заданиям, а также отказывает в удовлетворении требований сторон, если эти требования основаны на акте органа госу- дарственного управления, не соответствующем законодательству. При принятии решения по хозяйственному спору государственный ар- битраж вправе: 1) выходить за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты общегосударственных интересов, а также прав и охраняемых зако- ном интересов предприятий, учреждений и организаций; 2) взыскивать со стороны, грубо нарушившей обязательства, неустой- ку (штраф, пеню) в повышенном размере в случаях и в пределах, установ- ленных законодательством Союза ССР, с обращением этой части взысканных сумм в доход союзного бюджета; 3) обращать полностью или частично в доход союзного бюджета взыскиваемую неустойку (штраф, пеню), если истец не предъявил требова- ние о санкциях или допустил нарушения законодательства, не уменьшающие ответственности ответчика, а также когда дело возбуждено по заявлению прокурора или по инициативе государственного арбитража; 4) уменьшать в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушевшей обязательства; 5) взыскивать в доход союзного бюджета со стороны, допустившей на- рушения сроков предъявления и рассмотрения претензий, штраф, в разме- ре, установленном законодательством Союза ССР; 6) взыскивать в доход союзного бюджета с виновной стороны штраф за невысылку в установленный срок отзыва на исковое заявление либо истре- бованных государственным арбитражем материалов, а также за уклонение от совершения действий, возложенных государственным арбитражем на сто- рону, в размере до 100 рублей; 7) отсрочивать или рассрочивать исполнение решения. Статья 80. Содержание решения Решение государственного арбитража состоит из вводной, описатель- ной, мотивировочной и резолютивной частей, при этом: 1) во вводной части указываются наименование органа государствен- ного арбитража, номер дела, дата рассмотрения его, наименование сто- рон, цена иска, фамилии государственного арбитра (государственных ар- битров), представителей сторон и других участвующих в рассмотрении де- ла лиц и их должности. При рассмотрении хозяйственного спора на предп- риятии, в учреждении, организации и их вышестоящих органах об этом также указывается во вводной части решения; 2) описательная часть должна содержать краткое изложение требова- ний истца, отзыва на исковое заявление, заявлений, объяснений и хода- тайств представителей сторон и других участвующих в рассмотрении спора лиц, описание действий, проведенных государственным арбитражем (осмотр и исследование доказательств на месте их нахождения, ознакомление с материалами непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организа- циях, вышестоящих по отношению к ним органах, а также в других госу- дарственных органах); 3) в мотивировочной части указываются: обстоятельства дела, уста- новленные государственным арбитражем; причины возникновения спора; до- казательства, на основании которых принято решение; содержание согла- шения сторон, если оно достигнуто; доводы, по которым арбитраж откло- нил ходатайства и доказательства сторон, их предложения по условиям договора либо соглашение сторон; законодательство, которым госу- дарственный арбитраж руководствовался при принятии решения; 4) резолютивная часть должна содержать вывод об удовлетворении иска либо об отказе в иске полностью или частично. Вывод государствен- ного арбитража не должен зависеть от наступления или ненаступления ка- ких-либо обстоятельств (условное решение). При удовлетворении иска в резолютивной части решения указываются: наименование стороны, в пользу которой разрешен спор, и стороны, с которой произведено взыскание денежных сумм или которая обязана выпол- нить определенные действия, срок выполнения этих действий, а также срок уплаты денежных сумм при отсрочке или рассрочке исполнения реше- ния; размер подлежащих взысканию сумм (основной задолженности за мате- риальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, неустойки, штрафа, пени и убытков, а также штрафов, предусмотренных в пунктах 5 и 6 части второй статьи 79 настоящих Правил); наименование счета, с которого производится взыскание денежных сумм; точное наименование подлежащего передаче имущества и место его на- хождения (по спору о передаче имущества); условия, на которых стороны обязаны заключить договор, со ссылкой на представленный проект договора (по спору о понуждении заключить до- говор); вывод по каждому спорному пункту договора (по спору, возникшему при заключении договора или изменении его условий). В результативной части решения указывается о признании договора недействительным в случаях, предусмотренных в части первой статьи 79 настоящих Правил, а также о распределении арбитражных расходов между сторонами. При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указы- вается, как разрешен спор в отношении каждого из них. Статья 81. Решение по первоначальному и встречному искам При рассмотрении первоначального и встречного исков в решении ука- зываются результаты рассмотрения каждого из исков. Статья 82. Объявление решения Принятое решение объявляется государственным арбитром в заседании после окончания рассмотрения дела. Государственный арбитр вправе объ- явить только резолютивную часть решения. Статья 83. Вынесение определения и его содержание Если хозяйственный спор не разрешается по существу (отложение рассмотрения дела, приостановление, прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения и т.п.), государственный арбитраж вы- носит определение. Определение государственного арбитража должно содержать: 1) наименование органа государственного арбитража, номер дела и дату вынесения определения, наименование сторон, цену иска, требование истца, фамилии государственного арбитра (государственных арбитров), представителей сторон и других участвующих в рассмотрении дела лиц (с указанием их должностей); 2) краткое изложение сущности спора или содержание вопроса, по ко- торому выносится определение; 3) мотивы вынесения определения со ссылкой на законодательство; 4) вывод по рассмотренному вопросу; 5) действия, которые должны совершить стороны, другие предприятия, учреждения, организации и их должностные лица в сроки, назначенные государственным арбитражем. Статья 84. Рассылка решений и определений Решения и определения рассылаются заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям, их вышестоящим органам, другим госу- дарственным органам, а также прокурору ( по делу, возбужденному по его заявлению) не позднее пяти дней после их вынесения. Статья 85. Пересмотр решения и определения государственным арбит- ром Государственный арбитр вправе пересмотреть решение в части взыска- ния штрафов, предусмотренных в пунктах 5 и 6 части второй статьи 79 настоящих Правил. Государственный арбитр вправе в случае получения новых материалов пересмотреть определение ( кроме определений об отказе в принятии искового заявления, о прекращении производства по делу и об оставлении иска без рассмотрения). Заявление о пересмотре решения и определения может быть подано стороной не позднее одного месяца после принятия решения или вынесения определения. По результатам пересмотра решения и определения выносится опреде- ление, которое может быть пересмотрено в порядке надзора. Статья 86. Исправление и разъяснение решения Государственный арбитр по заявлению стороны, поданному не позднее одного месяца после принятия решения, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки или арифметические ошибки, не затрагивая существа решения, а также дополнительно разрешить вопрос о распределении арбитражных расходов, если этот вопрос остался неразре- шенным государственным арбитражем. В случае неясности решения государственный арбитр по заявлению стороны вправе разъяснить решение, не изменяя при этом его содержания. Об исправлении описок или арифметических ошибок, а также о разъ- яснении решения выносится определение. Глава ХII. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА Статья 87. Лица, имеющие право ставить вопрос о пересмотре решения Решение государственного арбитража может быть пересмотрено в по- рядке надзора по заявлению стороны или вышестоящего по отношению к ней органа, а также по ходатайству министерства, государственного комите- та, ведомства, по протесту прокурора или по инициативе государственно- го арбитража. Статья 88. Лица, имеющие право пересмотра решения Пересмотр решения осуществляется главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра арбитража, приняв- шего решение, а также вышестоящего арбитража. Если хозяйственный спор разрешен заместителем главного госу- дарственного арбитра или под его председательством, пересмотр решения осуществляется главным государственным арбитром арбитража, принявшего решение. В случае, когда спор разрешен главным государственным арбит- ром или под его председательством, пересмотр решения осуществляется главным государственным арбитром или заместителем главного госу- дарственного арбитра вышестоящего арбитража. Пересмотр решения, принятого в порядке надзора главным госу- дарственным арбитром или заместителем главного государственного арбит- ра автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа, осуществляется главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра союзной республики. Пересмотр решения, принятого в порядке надзора главным госу- дарственным арбитром или заместителем главного государственного арбит- ра союзной республики по спору, разрешенному государственным арбитра- жем союзной республики, осуществляется Государственным арбитражем СССР. Государственный арбитраж СССР по ходатайству министерства, госу- дарственного комитета, ведомства вправе пересмотреть решение, принятое в порядке надзора главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра союзной республики по спору, рассмотренному государственным арбитражем автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа. Пересмотр в порядке надзора в Государственном арбитраже СССР реше- ния по ходатайству министерства, государственного комитета, ведомства СССР, по протесту Генерального прокурора СССР, решения, принятого главным государственным арбитром союзной республики, решения по хо- зяйственному спору, имеющему важное общественное значение ( по указа- нию Главного государственного арбитра СССР), а также решения, принято- го в Государственном арбитраже СССР, осуществляется коллегиально, в составе Главного государственного арбитра СССР или его заместителя (председательствующего) и двух государственных арбитров Государствен- ного арбитража СССР. В других случаях пересмотр решения осуществляется единолично Главным государственным арбитром СССР или его заместителем. Государственный арбитраж СССР и государственный арбитраж союзной республики вправе пересмотреть по своей инициативе любое решение ни- жестоящего государственного арбитража. Статья 89. Форма и содержание заявления и ходатайства о пересмотре решения. Предельный срок пересмотра решения Заявление и ходатайство о пересмотре решения подаются в письменной форме и должны содержать наименование органа государственного арбитра- жа, принявшего решение, номер дела, дату принятия решения, наименова- ние сторон, цену иска, требование заявителя, а также основания, по ко- торым поставлен вопрос о пересмотре решения, со ссылкой на законода- тельство и материалы дела. Заявление о пересмотре решения подписывается руководителем или за- местителем руководителя предприятия, учреждения, организации, из вы- шестоящего органа, другого государственного органа либо структурной единицы объединения. Ходатайство о пересмотре решения подписывается руководителем или заместителем руководителя министерства, государственного комитета, ве- домства, подающего ходатайство. Статья 90. Порядок подачи заявления и ходатайства о пересмотре ре- шения. Предельный срок пересмотра решения Заявление о пересмотре решения подается: главному государственному арбитру арбитража, принявшего решение; главному государственному арбитру вышестоящего арбитража через государственный арбитраж, принявший решение. В этом случае заявление вместе с делом направляется в вышестоящий государственный арбитраж не позднее пяти дней после наступления заявления. Заявитель обязан направить другой стороне копию заявления. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие направление дру- гой стороне копии заявления (почтовая квитанция, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений и т.п.) и уплату государствен- ной пошлины. Подача заявления о пересмотре решения, принятого в порядке надзора главным государственным арбитром или заместителем главного госу- дарственного арбитра союзной или автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа, не допускается, если оспариваемая сумма меньше 500 рублей. Министерство, государственный комитет, ведомство вправе заявить ходатайство о пересмотре решения по спору, в котором участвуют предп- риятие, учреждение, организация, входящая в систему этого ми- нистерства, государственного комитета, ведомства (кроме решений, при- нимаемых в случаях, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящих Правил). Ходатайство подается непосредственно в Государственный арбит- раж СССР. Копия ходатайства направляется другой стороне (с представле- нием Государственному арбитражу СССР документов, подтверждающих это). Дело, истребованное Государственным арбитражем СССР от соответствующе- го государственного арбитража, высылается им не позднее пяти дней после поступления требования. Решение государственного арбитража может быть пересмотрено в по- рядке надзора не позднее года со дня принятия решения. Статья 91. Срок подачи заявления о пересмотре решения Заявление о пересмотре решения может быть подано не позднее одного месяца после принятия этого решения. Подача заявления о пересмотре решения не приостанавливает его исполнения. Статья 92. Отзыв на заявление о пересмотре решения Сторона, получившая копию поданного в государственный арбитраж за- явления о пересмотре решения, обязана направить отзыв на заявление ор- гану государственного арбитража, которому оно подано, не позднее пяти дней после получения копии заявления. Отзыв подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения, организации, их вышестоящего органа, другого государственного органа либо структурной единицы объединения. Статья 93. Возвращение заявления о пересмотре решения Заявление о пересмотре решения не принимается к рассмотрению и возвращается государственным арбитражем, принявшим решение: 1) если заявление подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано; 2) если к заявлению не приложены доказательства уплаты госу- дарственной пошлины в установленном порядке и размере или направления копии заявления; 3) если заявление подано с нарушением условий, предусмотренных частью четвертой статьи 90 настоящих Правил; 4) если заявление подано по истечении срока, установленного для его подачи, без ходатайства о восстановлении этого срока; 5) если заявление отозвано заявителем до начала производства в по- рядке надзора. Главный государственный арбитр или заместитель главного госу- дарственного арбитра арбитража, правомочного рассмотреть заявление по существу, может восстановить срок на подачу заявления, если признает, что он пропущен по уважительной причине. Статья 94. Пересмотр решения при отсутствии отзыва Решение может быть пересмотрено при отсутствии отзыва другой сто- роны на заявление о пересмотре решения. Статья 95. Срок пересмотра решения Решение пересматривается не позднее одного месяца после поступле- ния заявления или ходатайства в государственный арбитраж, правомочный пересмотреть решение. Статья 96. Полномочия государственного арбитража при пересмотре решения По результатам пересмотра решения государственный арбитраж вправе: оставить решение без изменения; изменить решение; отменить решение и принять новое решение, либо передать дело на новое рассмотрение, либо прекратить производство по делу, либо оста- вить иск без рассмотрения. Решение государственного арбитража пересматривается в полном объ- еме, независимо от доводов, изложенных в заявлении или ходатайстве. Главный государственный арбитр или заместитель главного госу- дарственного арбитра при пересмотре решения пользуется правами, пре- доставленными государственному арбитражу при рассмотрении хозяйствен- ного спора. Кроме того, главный государственный арбитр или заместитель главно- го государственного арбитра арбитража, в котором пересматривается ре- шение, вправе приостановить его исполнение до окончания производства в порядке надзора. Статья 97. Основания к изменению или отмене решения Решение государственного арбитража подлежит изменению или отмене, если оно противоречит законодательству или не соответствует факти- ческим обстоятельствам и материалам дела. Статья 98. Принятие постановления о пересмотре решения По результатам пересмотра решения принимается мотивированное постановление. Статья 99. Содержание постановления о пересмотре решения Постановление о пересмотре решения должно содержать: 1) наименование органа государственного арбитража, в котором пе- ресматривается решение, номер дела и дату принятия постановления, наи- менование сторон, наименование предприятия, учреждения, организации или органа, по заявлению либо ходатайству которых пересматривается ре- шение, фамилии должностных лиц, принявших постановление, и лиц, давав- ших объяснения в государственном арбитраже ( с указанием их долж- ностей); 2) наименование органа государственного арбитража, в котором при- нято решение, номер дела, дату принятия решения, фамилии государствен- ного арбитра ( государственных арбитров); 3) краткое изложение сущности хозяйственного спора и принятого ре- шения; 4) основания, по которым поставлен вопрос о пересмотре решения, доводы, изложенные в отзыве на заявление; 5) мотивы, по которым решение признается подлежащим оставлению без изменения, изменению или отмене, со ссылкой на законодательство и ма- териалы дела; 6) выводы по результатам рассмотрения заявления или ходатайства о пересмотре решения; 7) действия, которые должны быть выполнены сторонами при отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение. Статья 100. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении о пересмотре решения Указания, содержащиеся в постановлении о пересмотре решения, обя- зательны для государственного арбитража, вновь рассматривающего хо- зяйственный спор. Решение, принятое при новом рассмотрении спора, высылается сторо- нам и органу государственного арбитража, передавшему дело на новое рассмотрение. Статья 101. Рассылка постановлений о пересмотре решений Постановления о пересмотре решений рассылаются не позднее пяти дней после их вынесения заинтересованным органам, другим государствен- ным органам, а также государственному арбитражу, принявшему решение. Статья 102. Пересмотр определений в порядке надзора Определения государственного арбитража могут быть пересмотрены в порядке надзора в случаях, предусмотренных в настоящих Правилах. Глава ХIII. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ Статья 103. Основания пересмотра Государственный арбитраж может пересмотреть принятое им решение по вновь открывшимся обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, которые не были и не могли быть известны заявителю. Такими обстоятельствами могут быть в частности: 1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заве- домо ложное заключение эксперта, подложность документов либо вещест- венных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного либо не- обоснованного решения; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия государственного арбитра, представителей и долж- ностных лиц сторон и других предприятий, учреждений и организаций, со- вершенные при рассмотрении хозяйственного спора; 3) отмена решения государственного арбитража, решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения. Статья 104. Порядок подачи заявления Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельст- вам может быть подано органу государственного арбитража, принявшему решение, не позднее трех месяцев после установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра. Заявитель обязан направить сторонам копии заявления и приложенных к нему документов и представить органу государственного арбитража, в который подается заявление, доказательства направления их. При подаче заявления после истечения установленного срока либо при непредставлении доказательств отсылки сторонам копий заявления и при- ложенных к нему документов оно к рассмотрению не принимается и возвра- щается заявителю. Статья 105. Пересмотр решения Пересмотр решения государственного арбитража по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется арбитражем, принявшим решение, а пе- ресмотр решения, принятого в порядке надзора, осуществляется должност- ными лицами, принявшими это решение. По результатам пересмотра решения выносятся: 1) решение или постановление - при изменении или отмене решения; 2) определение - при оставлении решения в силе. Решения, постановления и определения направляются заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям, их вышестоящим органам, дру- гим государственным органам в пятидневный срок после их вынесения. В случае поступления заявления о пересмотре решения по вновь отк- рывшимся обстоятельствам государственный арбитр ( а в отношении реше- ний, принятых в порядке надзора, - главный государственный арбитр или его заместитель) вправе приостановить исполнение решения до окончания пересмотра решения. Решения, постановления и определения, принятые по результатам пе- ресмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть пе- ресмотрены в порядке надзора в соответствии с положением главы ХII настоящих Правил. Глава ХIY. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ Статья 106. Исполнительный документ Исполнение решения государственного арбитража производится в соот- ветствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на основа- нии выдаваемого государственным арбитражем приказа, который является исполнительным документом. Статья 107. Направление приказов государственного арбитража для исполнения Приказы на взыскание денежных сумм выдаются взыскателям либо нап- равляются им заказным или ценным письмом одновременно с решением, а при взыскании суммы в доход бюджета направляются местным финансовым органам и исполняются в установленном порядке через кредитные учрежде- ния. Остальные приказы исполняются судебными исполнителями. В случае полного или частичного удовлетворения первоначального и встречного исков приказы на взыскание выдаются отдельно по каждому иску. Приказ на взыскание денежных сумм может быть направлен госу- дарственным арбитражем непосредственно в кредитное учреждение по месту нахождения должника. Форма приказа, направляемого государственным арбитражем не- посредственно в кредитное учреждение, утверждается Государственным ар- битражем СССР по согласованию с Госбанком СССР. Статья 108. Содержание приказа В приказе государственного арбитража должны быть указаны: 1) наименование органа государственного арбитража, выдавшего при- каз, номер дела, по которому выдан приказ, дата принятия решения, дата выдачи приказа и срок его действия; 2) резолютивная часть решения. Если при принятии решения устанавливается отсрочка или рассрочка исполнения, в приказе указывается, с какого времени начинается течение срока его действия. В приказе, подлежащем исполнению судебным исполнителем или направ- ляемом финансовому органу, указывается также адрес должника. Приказ подписывается государственным арбитром и заверяется печатью органа государственного арбитража. Статья 109. Срок для предъявления приказа к исполнению Выданный взыскателю приказ может быть предъявлен к исполнению не позднее трех месяцев после принятия решения или окончательного срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения решения, либо после вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению. В этот срок не засчитывается время, на которое исполнение решения было приостановлено. В случае невозможности исполнения приказа кредитным учреждением или судебным исполнителем и возврата его в связи с этим без исполнения новый трехмесячный срок для предъявления приказа к исполнению исчисля- ется со дня его возврата. Срок для исполнения решения прерывается предъявлением приказа к исполнению. Статья 110. Выдача дубликата приказа В случае утраты приказа государственный арбитраж может выдать его дубликат, если взыскатель обратился с заявлением об этом до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению. О выдаче дубликата приказа выносится определение. К заявлению о выдаче дубликата приказа должны быть приложены: справка кредитного учреждения, судебного исполнителя или органа связи об утрате приказа; при утрате приказа самим взыскателем - справка взыскателя, под- писанная руководителем или заместителем руководителя и главным (стар- шим) бухгалтером предприятия, учреждения, организации, их вышестоящего органа, другого государственного органа, о том, что приказ утрачен и к исполнению не предъявлен. Статья 111. Восстановление пропущенных сроков для исполнения реше- ния Государственный арбитраж по заявлению взыскателя может восстано- вить пропущенные сроки для исполнения решения, если признает причины пропуска их уважительными. Если при поступлении в государственный арбитраж заявление о выдаче дубликата приказа будет установлено, что оставшийся срок действия при- каза недостаточен для предъявления его к исполнению, государственный арбитраж вправе восстановить этот срок. О восстановлении срока или об отказе в восстановлении его вы- носится определение. Определение об отказе в восстановлении срока мо- жет быть пересмотрено в порядке надзора. Статья 112. Отсрочка или рассрочка исполнения решения, изменение способа и порядка исполнения решения Государственный арбитраж по заявлению стороны или по своей инициа- тиве вправе до истечении срока, установленного для предъявления прика- за к исполнению, отсрочить или рассрочить исполнение решения, изменить способ и порядок его исполнения. При отсрочке или рассрочке исполнения решения государственный ар- битраж может принять меры по обеспечению иска в соответствии с главой Y настоящих Правил. Об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка его исполнения выносится определение, которое может быть пе- ресмотрено в порядке надзора. В необходимых случаях определение высы- лается кредитному учреждению по месту нахождения должника. Статья 113. Поворот исполнения решения Если приведенное в исполнение решение о полном или частичном отка- зе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения, должнику возвращается все то, что с него взыскано в пользу взыскателя по измененному или отмененному в соответствующей части решению. Выдача приказа на возврат взысканных денежных сумм, имущества или его стоимости производится государственным арбитражем по предъявлении заинтересованной стороной справки, подписанной руководителем или за- местителем руководителя и главным (старшим) бухгалтером, о том, что сумма взысканная по ранее принятому решению, списана кредитным учреж- дением со счета данного предприятия, учреждения, организации, их вы- шестоящего органа или имущество изъято судебным исполнителем. Статья 114. Прекращение взыскания по решению государственного ар- битража Если приведенное в исполнение решение изменено или отменено и при- нято новое решение о полной или частичном отказе в иске, либо произ- водство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения, госу- дарственный арбитраж выносит определение о полном или частичном прек- ращении взыскания по измененному или отмененному в соответствующей части решению. Глава ХY. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪ- ЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ) (сноска: В дальнейшем в тексте настоящей главы государственные предприятия (объедине- ния, организации) именуются предприятиями.) О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО АКТОВ ИХ ВЫ- ШЕСТОЯЩИХ ОРГАНОВ Статья 115. Подведомственность заявлений о признании недействи- тельными актов вышестоящих органов предприятий Заявления предприятий о признании недействительными затрагивающих права и охраняемые законом интересы этих предприятий актов их вышесто- ящих органов, не соответствующих компетенции указанных органов либо изданных с нарушением требований законодательства, рассматриваются ор- ганами государственного арбитража по месту нахождения вышестоящих ор- ганов предприятий. При этом заявления о признании недействительными актов органов союзного и республиканского (союзной или автономной республики) подчи- нения рассматриваются соответственно Государственным арбитражем СССР, государственным арбитражем союзной или автономной республики; заявле- ния о признании недействительными актов органов местного подчинения рассматриваются государственным арбитражем края, области, города, ав- тономной области и автономного округа. Заявление о признании недействительным акта вышестоящего органа предприятия, изданного в связи с актом органа более высокого уровня, рассматривается органом государственного арбитража той же подчинен- ности, что и орган, издавший первоначальный акт. Статья 116. Заявление о признании недействительным акта вышестоя- щего органа предприятия Заявление о признании недействительным акта вышестоящего орган по- дается в орган государственного арбитража в письменной форме и под- писывается руководителем предприятия. При подаче заявления в орган государственного арбитража предприя- тие направляет копию этого заявления вышестоящему органу, издавшему оспариваемый акт. В заявлении должно быть указано, какое конкретное требование зако- нодательства нарушено оспариваемым актом или в какой именно части оспариваемый акт не соответствует компетенции издавшего его органа. К заявлению прилагаются копия оспариваемого акта или заверенная выписка из него и другие необходимые документы. Статья 117. Рассмотрение заявления о признании недействительным акта вышестоящего органа предприятия Заявление предприятия о признании недействительным акта вышестоя- щего органа рассматривается главным государственным арбитром или за- местителем главного государственного арбитра соответствующего арбитра- жа в 15-дневный срок после поступления заявления. Статья 118. Принятие постановления по результатам рассмотрения за- явления о признании недействительным акта вышестоящего органа предприятия По результатам рассмотрения заявления о признании недействительным акта вышестоящего органа предприятия главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра принимает мотивиро- ванное постановление, которое вступает в силу немедленно после приня- тия. Не позднее трех дней после принятия постановление направляется предприятию-заявителю и вышестоящему органу, издавшему оспоренный акт. Статья 119. Обжалование постановления, принятого по результатам рассмотрения заявления о признании недействительным акта вышестоящего органа предприятия Решение, принятое по результатам рассмотрения заявления о призна- нии недействительным акта вышестоящего органа предприятия, может быть в месячный срок обжаловано в вышестоящий орган государственного арбит- ража через арбитраж, принявший постановление, который обязан направить жалобу вместе с имеющимися у него материалами в вышестоящий орган государственного арбитража не позднее трех дней после ее поступления. К жалобе, подписываемой соответственно руководителем предприятия либо вышестоящего органа, прилагаются копия оспариваемого акта или за- веренная выписка из него, другие необходимые материалы, а также обжа- луемое решение органа государственного арбитража. Одновременно с подачей жалобы в орган государственного арбитража копия ее направляется другой стороне. Орган государственного арбитража, правомочный рассмотреть жалобу по существу, обязан принять мотивированное постановление по ней в 15-дневный срок после получения жалобы. Статья 120. принятие постановления по жалобе на решение, принятое по результатам рассмотрения заявления о признании не- действительным акта вышестоящего органа предприятия Постановление вышестоящего органа государственного арбитража по жалобе на решение нижестоящего органа является окончательным и вступа- ет в силу немедленно после принятия постановления оно направляется предприятию и его вышестоящему органу, а также арбитражу, решение ко- торого обжаловалось. Рассмотрение в Государственном арбитраже СССР жалобы на решение, принятое по заявлению о признании недействительным акта министерства, государственного комитета, ведомства СССР, производится коллегиально, в составе Главного государственного арбитра СССР или его заместителя (председательствующего) и двух государственных арбитров Государствен- ного арбитража СССР. В других случаях рассмотрение жалоб осуществля- ется единолично Главным государственным арбитром СССР или его замести- телем. Страницы: 1 2 |