ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ 17 июля 1987 г. N 825 (СПС 87-38) Осуществление выработанного ХХVII съездом партии курса на ускорение социально-экономического развития страны, реализация решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требуют повышения роли человеческого фактора, дальнейшей активизации социальной политики, создания эффективной системы мотивов и стимулов, побуждающей всех работников плодотворно трудиться на общее благо. От этого в решающей степени зависят подъем экономики, достиже- ние качественно нового уровня благосостояния народа всестороннее раз- витие каждого советского человека. В стране произошли глубокие социальные преобразования. Утвер- дился социалистический образ жизни, обеспечены широкие социальные га- рантии граждан, улучшаются условия труда, полнее удовлетворяются пот- ребности в жилье, медицинском обслуживании, образовании и культуре. Вместе с тем за годы последних пятилеток в развитии социаль- ной сферы обострился ряд проблем, проявились негативные явления и на- рушения социальной справедливости, замедлился рост благосостояния со- ветских людей. В распределении материальных благ и услуг усилились уравнительные тенденции, что порождало иждивенчество, отрицательно влияло на количество и качество труда, снижало стимулы повышения его производительности. Денежные доходы росли быстрее, чем розничный това- рооборот и платные услуги, что привело к увеличению неудовлетворенного платежеспособного спроса населения. Образовались диспропорции в развитии производства и социаль- ной сферы. Острой остается жилищная проблема. Недооценивались назрев- шие вопросы укрепления материальной базы социально - культурных от- раслей, особенно на селе. Возникли перекосы в развитии социальной сфе- ры отраслей и регионов, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока. Не координируется на государственном уровне решение демогра- фических проблем. В отдельных трудоизбыточных районах страны неудов- летворительно организована работа по вовлечению в общественное произ- водство незанятого населения в трудоспособном возрасте. Крупные недостатки сохраняются в области труда и его оплаты. Организация труда не отвечает современным требованиям научно-техни- ческого прогресса, новым условиям хозяйствования. Низкими темпами сок- ращается применение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физи- ческого труда. Значительная часть работников трудится во вредных для здоровья условиях, медленно снижается производственный травматизм. Упал престиж высококвалифицированного труда рабочих, инженеров и дру- гих специалистов. Нарушились обоснованные соотношения в заработной плате работников различной квалификации и отраслей. Механизм управления и планирования социального развития и труда по-прежнему остается несовершенным, маловосприимчивым к изменяю- щимся условиям производства, требованиям эффективного хозяйствования, быстро растущим потребностям трудящихся. В решении социальных вопросов преобладает некомплексный, уз- коведомственный подход. Центральные экономические ведомства, ми- нистерства СССР, Советы Министров союзных республик, местные органы не заняли активной позиции в осуществлении социальной политики, их дея- тельность в этой области не скоординирована. Выделяемые на развитие социально-культурной сферы финансовые и материальные ресурсы распыля- ются, используются неэффективно. Необоснованно принижалась роль трудо- вых коллективов в решении многообразных социальных задач, искусственно ограничивались их права. Госкомтруд СССР как центральный орган управления по вопросам труда, заработной платы и социального обеспечения неудовлетворительно использует свои возможности. Зачастую в ущерб решению важнейших проб- лем народнохозяйственного значения занимается частными, оперативными вопросами, подменяет министерства и ведомства. Партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы не проявляют должной принципиальности и настойчивости в решении насущных социальных проблем. Последовательное проведение активной социальной политики свя- зано с осуществлением во всех звеньях народного хозяйства действенных мер направленных на ускорение развития социальной сферы, придание ей современного облика, преодоление сложившегося здесь отставания. Для этого необходим коренной поворот всех органов управления и трудовых коллективов к решению социальных вопросов. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют: 1. Руководствуясь установками ХХVII съезда партии и решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о приоритетном развитии социальной сферы и достижении качественных сдвигов в благосостоянии советских лю- дей, осуществить перестройку системы управления трудом и социальным развитием в неразрывной связи с переходом на новые методы хозяйствова- ния, полный хозрасчет, самофинансирование, с расширением демократии. Считать необходимым повысить эффективность руководства про- цессами социального развития в народном хозяйстве, обеспечить сочета- ние общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и работников, создать условия для полной реализации положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении). I. Основные направления перестройки системы управления трудом и социальным развитием 2. Исходя из высшей цели экономической стратегии партии, не- обходимо повысить научную обоснованность разработки социальных прог- рамм и их роль в формировании перспективных и текущих государственных планов экономического и социального развития. Обеспечивать комплексный подход и пропорциональное развитие всех звеньев социальной сферы, наи- более полное использование социальных факторов роста производства и производительности труда, создать систему эффективной занятости насе- ления, кардинально улучшить использование трудовых ресурсов. Поднять уровень всей работы по прогнозированию и планированию социального развития и повышению народного благосостояния, исходя из всестороннего учета изменений в потребностях людей, специфических ин- тересов и запросов различных слоев и социальных групп населения. Для более глубокого обоснования стратегии решения социальных задач считать необходимым разрабатывать Комплексную программу социаль- ного развития и повышения народного благосостояния на 15 лет как важ- нейший инструмент прогнозирования и планирования на перспективу. Комплексная программа должна предусматривать основные направ- ления, пути и методы осуществления задач, связанных с реализацией ак- тивной социальной политики, включая проблемы труда, реальных доходов населения, заработной платы и общественных фондов потребления, цен и налогов, наиболее полного удовлетворения жилищно-бытовых и социаль- но-культурных потребностей населения, развития материальной базы соци- альной сферы. Установить, что Комплексная программа социального развития и повышения народного благосостояния разрабатывается Госкомтрудом СССР и ВЦСПС с участием Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств не позднее чем за 3 года до начала новой пятилетки. На основе этой программы Госкомтруд СССР разрабатывает предложения по указанным вопросам к Концепции и Основным направлениям экономического и социаль- ного развития СССР на 15 лет и к проекту государственного пятилетнего плана экономического и социального развития страны, непосредственно участвует в подготовке этих документов. 3. Учитывая важнейшее значение проблем народонаселения, акти- визировать работу по проведению эффективной демографической политики, подняв ее на общегосударственный уровень. Обеспечивать широкую разра- ботку и последовательное осуществление социально-экономических мер по развитию народонаселения, улучшению положения женщин, молодежи, престарелых, по формированию семей, сохранению и укреплению здоровья населения. Особое внимание обратить на осуществление мер в области наро- донаселения в районах со сложной демографической обстановкой, а также с высокой занятостью женщин и дефицитом трудовых ресурсов. Плановые задания по развитию народного хозяйства, совершенствованию его струк- туры, размещению производительных сил органически увязывать с решением проблем народонаселения. Считать целесообразным разрабатывать в составе Комплексной программы социального развития и повышения народного благосостояния прогнозы роста и изменения структуры населения страны, улучшения использования трудовых ресурсов, достижения полной занятости населе- ния, а также организовать подготовку региональных программ по народо- населению с учетом демографических особенностей районов. 4. Обеспечить широкое применение в управлении научно обосно- ванных социальных нормативов, положив их в основу планирования разви- тия социальной сферы. Эти нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и важным инструментом распределения ресурсов между ее отраслями и регионами, исходя из соци- альных приоритетов. Считать обязательным соблюдение социальных нормативов при создании новой техники и технологии, проектировании, строительстве но- вых и реконструкции действующих предприятий и производств, улучшении организации и условий труда, а также при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды. Госкомтруду СССР, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Академии наук СССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам организовать разработку указанных социальных нормативов и использовать их при составлении Комплексной программы социального развития и повы- шения народного благосостояния, подготовке предложений к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет и к проекту государственного пятилетнего плана экономического и социального развития страны. 5. Установить, что важнейшим условием реализации выработанной активной социальной политики является создание материально-технической базы социально-культурных отраслей, соответствующей высшем мировому уровню. При формировании планов на всех уровнях управления предусмат- ривать приоритетное и целенаправленное выделение ресурсов и средств на развитие отраслей, обеспечивающих скорейшее решение жилищной проблемы, укрепление здоровья человека, повышение его образовательного и куль- турного уровня, удовлетворение духовных потребностей. Решительно иско- ренять "остаточный" подход к выделению ресурсов на развитие социальной сферы. Полнее использовать различные источники финансирования разви- тия отраслей социальной сферы с учетом их специфики. При формировании планов на всех уровнях предусматривать выделение средств на решение задач социального развития, ликвидацию отставания в жилищном и соци- ально-культурном строительстве. В условиях полного хозрасчета и самофинансирования последова- тельно проводить линию на то, что трудовые коллективы должны зарабаты- вать средства для социального развития. На основе эффективной загрузки высокопроизводительного оборудования, перехода на многосменный режим работы использовать высвобожденные капитальные вложения, предназначен- ные для сооружения производственных объектов, на развитие материаль- но-технической базы социально-культурной сферы. Активнее использовать средства населения для расширения коо- перативного и индивидуального жилищного строительства, особенно в сельской местности. Привлекать на заемной основе личные сбережения трудящихся на финансирование строительства социально-культурных объек- тов. 6. Признать необходимым значительно укрепить научную и инфор- мационную базу управления социальным развитием. Поднять на качественно новый уровень исследования по социальным проблемам, образу жизни, тру- ду и улучшить использование научных разработок в практической деятель- ности. Осуществить меры по углублению теоретического анализа социаль- ных процессов и повышению комплексности научных разработок, расширению социологических исследований и социальной статистики, улучшению коор- динации деятельности научных учреждений. В целях изучения и использования общественного мнения систе- матически проводить опросы населения по важнейшим социально-экономи- ческим темам. Считать целесообразным создать Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР. Работу по изучению общественного мнения проводить в тесном взаимодействии с Госкомстатом СССР и его органами. Для усиления социальной ориентированности руководящих кадров и специалистов предусмотреть меры по значительному расширению социоло- гического образования в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. II. Повышение эффективности труда и усиление стимулирующей роли его оплаты 7. Считать важнейшей народнохозяйственной задачей резкое по- вышение производительности труда - основы укрепления могущества стра- ны, повышения благосостояния советского народа. Осуществлять глубокие качественные преобразования в содержа- нии и характере труда, в полной мере использовать для этого достижения научно-технического прогресса, организационные и экономические рычаги. Неуклонно повышать авторитет труда как самой главной ценности социалистического общества. Всемерно возвышать человека труда доби- ваться того, чтобы его общественное признание и материальное благопо- лучие определялись только трудом. 8. Обеспечивать последовательную реализацию советскими граж- данами права на труд, добиваться полной и эффективной занятости тру- доспособного населения. Улучшить прогнозирование потребностей и источников обеспече- ния народного хозяйства трудовыми ресурсами, осуществление организо- ванного набора рабочих. Создавать благоприятные условия для приобщения к общественному труду ветеранов, домашних хозяек, студентов и уча- щихся. Всемерно поощрять развитие кооперативной и индивидуальной тру- довой деятельности. Установить, что Госкомтруд СССР разрабатывает проекты планов распределения и перераспределения работников между отраслями народного хозяйства и союзными республиками и участвует в разработке планов по размещению производительных сил страны. Признать необходимым, чтобы балансы трудовых ресурсов, рабо- чих мест и кадров, а также планы по труду и кадрам разрабатывались Госпланом СССР совместно с Госкомтрудом СССР. Возложить на Госкомтруд СССР и его органы на местах от- ветственность за обеспечение полной занятости, организацию системы трудоустройства, подготовку и профориентацию работников, высвобождае- мых с действующих предприятий, из организаций и учреждений в результа- те ускорения научно-технического прогресса и введения новых условий хозяйствования. Госкомтруду СССР совместно с Советами Министров союзных республик разрабатывать и реализовывать программы улучшения использо- вания трудовых ресурсов с учетом региональных особенностей, в том числе по привлечению к общественно полезному труду незанятого тру- доспособного населения в трудоизбыточных районах, и прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. 9. В соответствии с растущим уровнем производства, перестрой- кой экономики обеспечить тесное единство профессиональной подготовки с экономической учебой. Значительно улучшить подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов для достижения высоко- го профессионализма, политической зрелости и экономической грамот- ности. Повысить уровень работы по трудовому воспитанию молодежи и ее профессиональной ориентации. Госкомтруду СССР и Государственному комитету СССР по про- фессионально-техническому образованию совместно с министерствами и ве- домствами обеспечить внедрение системы непрерывного повышения квалифи- кации кадров, координацию их работы, совершенствование методов подго- товки рабочих с учетом современных требований, закрепление молодых ра- бочих на производстве и использование их в соответствии с полученными специальностями. 10. Определить, что одним из основных направлений работы ор- ганов управления и предприятий является осуществление качественно но- вого подхода к организации труда с тем, чтобы она соответствовала тре- бованиям научно-технического прогресса и высшим мировым достижениям. Создавать условия для массового использования коллективного и семейно- го подряда, развития других прогрессивных форм организации и стимули- рования труда. Обеспечить дальнейшее совершенствование нормирования труда всех категорий работников, максимальное применение технически обоснованных норм, своевременную проверку и пересмотр действующих норм. Усилить эффективность аттестации и рационализации рабочих мест, активно развивать многостаночное обслуживание и совмещение про- фессий (должностей). Осуществить меры по укреплению трудовой дисципли- ны, резкому сокращению потерь рабочего времени. Профсоюзным, хозяйственным органам и органам по труду обеспе- чить повышение действенности социалистического соревнования, нацелить его на усиление состязательности предприятий в повышении производи- тельности труда и качества продукции, строгое выполнение поставок по договорам и экономию всех видов ресурсов. Госкомтруду СССР улучшить руководство работой по организации труда, повысить научную обоснованность разрабатываемых межотраслевых и отраслевых нормативов по труду, обеспечивать своевременное утверждение единых квалификационных требований к рабочим, руководителям, специа- листам и служащим, полное удовлетворение потребностей предприятий и организаций в необходимых нормативных материалах. 11. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союз- ных республик совместно с Госкомтрудом СССР: пересмотреть сеть отраслевых и территориальных Центров науч- ной организации труда, укрупнить и преобразовать их в научно-исследо- вательские, проектные и внедренческие организации. Возложить на эти организации исследование, проектирование и внедрение прогрессивных форм организации, нормирования и стимулирования труда, внедрения пере- дового опыта социального развития коллективов, управления на предприя- тиях и перевести их на хозяйственный расчет; усилить координацию работы нормативно-исследовательских орга- низаций, занятых разработкой норм и нормативов трудовых затрат, укре- пить их квалифицированными кадрами. Считать целесообразным создание территориальных хозрасчетных консультационных бюро (фирм) для оказания предприятиям и организациям научно-методической и практической помощи по вопросам труда, его опла- ты, социального развития, управления. 12. Признать необходимым осуществить дальнейшее совершенство- вание оплаты труда исходя из задач резкого повышения его эффективности и качества. Не допускать уравнительности, обеспечить обоснованную диф- ференциацию в оплате труда, не ограничивая ее максимальным пределом, поставив оплату труда в зависимость от конкретного вклада каждого ра- ботника в конечные результаты труда. Повысить роль трудовых коллективов предприятий в стимулирова- нии высокопроизводительного и качественного труда, самостоятельном распределении коллективного заработка. Усилить ответственность Госкомтруда СССР за соблюдение эконо- мически и социально обоснованных нормативных соотношений в оплате тру- да между отраслями, регионами страны и категориями работников. 13. В целях улучшения государственного регулирования заработ- ной платы признать целесообразным: а) осуществлять пересмотр тарифных ставок и должностных окла- дов рабочих и служащих производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства один раз в 5 лет с учетом новых задач экономи- ческого и социального развития, требований научно-технического прог- ресса, изменений профессионально-квалификационной структуры работни- ков. Госкомтруду СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС представлять в Совет Министров СССР предложения о принципиальных направлениях совершенствования тарифной системы, включая изменения в оплате труда по отраслям и категориям работников, размерах повышения ставок и окладов, премировании и в установлении стимулирующих надбавок и доплат. В соответствии с утвержденными направлениями совершенствова- ния тарифной системы Госкомтруду СССР совместно с ВЦСПС устанавливать размеры ставок и окладов, а также разрабатывать условия оплаты труда работников всех отраслей народного хозяйства; б) проводить меры по дальнейшему совершенствованию системы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате с целью привлече- ния и закрепления кадров в районах Севера, Сибири и Дальнего востока. Осуществить поэтапное решение задачи применения единого районного ко- эффициента для данной местности, устранив имеющийся разнобой в этом деле. Госкомтруду СССР, Госплану СССР и Министерству финансов СССР совместно с ВЦСПС представлять соответствующие предложения в Совет Ми- нистров СССР. 14. Установить, что Госплан СССР и Госкомтруд СССР: совместно с ВЦСПС разрабатывают нормативы образования средств на оплату труда и нормативные соотношения между приростом средней за- работной платы и производительности труда по министерствам и ве- домствам; осуществляют совместно с Министерством финансов СССР и ВЦСПС меры по совершенствованию методов образования фондов оплаты труда в новых условиях хозяйствования. III. Повышение эффективности социальных мероприятий по улучшению условий жизни и труда 15. Активизация творчества и инициатива трудящихся не- посредственно зависят от повышения эффективности практических мер по улучшению условий жизни, труда и отдыха советских людей, укреплению гарантий их прав. В целях улучшения условий и повышения содержательности труда обеспечивать четкую социальную направленность проводимых мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению производства, ускорить сокращение ручных, малоквалифицированных и тяжелых физических работ. Учитывая возрастающую роль режимов труда и отдыха в решении экономических и социальных задач, всемерно расширять применение их прогрессивных форм, включая гибкие и скользящие графики работы, непол- ный рабочий день (неделю), работу на дому с учетом интересов произ- водства. Признать целесообразным разработать проект закона СССР об от- пусках, имея в виду создание единой системы отпусков и усиление их связи с трудовым вкладом работников. Госкомтруду СССР и ВЦСПС предста- вить в Совет Министров СССР предложения по этому вопросу. Считать необходимым разработать целостную систему компенсаци- онных выплат и льгот за неблагоприятные условия труда и усовершенство- вать механизм распределения средств на эти цели, повысив экономическую заинтересованность министерств и ведомств, предприятий и организаций в улучшении условий труда и сокращении на этой основе расходов на ком- пенсационные выплаты и льготы. 16. В целях повышения научной обоснованности социальных ме- роприятий всесторонне учитывать тенденции реальной заработной платы и реальных доходов различных групп населения, принимая во внимание дина- мику розничных цен государственной, кооперативной торговли и цен кол- хозного рынка, тарифы на услуги, налоги, а также обеспечение товарами и платными услугами. Ввести в практику исчисление показателей реальной заработной платы и реальных доходов применительно к различным группам населения и районам страны. Усилить внимание к вопросам повышения эффективности использо- вания общественных фондов потребления, совершенствования их распреде- ления с учетом трудового вклада. Госкомтруду СССР и Госкомстату СССР углубить изучение бюдже- тов семей и полнее учитывать их при формировании текущих и перспектив- ных государственных планов экономического и социального развития. На- чиная с 1988 года предусмотреть разработку минимального потреби- тельского бюджета (прожиточного минимума) и оптимального потреби- тельского бюджета применительно к различным социально-демографическим группам населения и регионам страны. Использовать эти бюджеты для оценки достигнутого уровня жизни населения и выбора наиболее эффектив- ных путей его повышения, в том числе для обоснования минимального уровня доходов семей, оплаты труда, пенсий, стипендий и других соци- альных выплат и льгот. Госкомтруду СССР совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по ценам и Госкомстатом СССР регулярно докладывать Пра- вительству СССР о тенденциях и динамике реальной заработной платы, ре- альных доходов и потребительских бюджетов различных групп населения. 17. Планомерно улучшать условия труда и быта женщин, расши- рять возможности для сочетания их трудовой деятельности и материнства, последовательно увеличивать продолжительность и размеры оплаты пре- доставляемых женщинам отпусков и другие льготы, связанные с воспитани- ем детей, проявлять особую заботу о детях сиротах. Активнее развивать формы общественного обслуживания детей, подростков, молодежи, повышать денежные пособия на детей, стипендии студентам и учащимся. В целях унификации действующих в настоящее время различных видов пособий на детей и совершенствования порядка их выпла- ты считать необходимым разработать единую систему таких пособий. 18. Коренным образом улучшить социальное обеспечение на осно- ве разработки и введения нового Закона СССР о пенсионном обеспечении трудящихся, предоставлять возможности для активного участия пенсионе- ров в общественно полезном труде, улучшать качество социально-культур- ного и бытового обслуживания пенсионеров. Осуществить дальнейшее раз- витие территориальных центров социального обслуживания пенсионеров, расширение строительства домов-интернатов и специальных жилых домов для престарелых граждан, внедрение разнообразных форм обслуживания и социальной помощи престарелым и инвалидам. 19. Повысить ответственность министерств и ведомств СССР, Со- ветов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Со- ветов народных депутатов, объединений и предприятий за удовлетворение потребностей различных групп населения в услугах отраслей социальной сферы, состояние их материально-технической базы и своевременный ввод в эксплуатацию объектов этих отраслей. Обеспечить систематический контроль за эффективным использованием созданной материальной базы со- циальной сферы, не допускать ведомственности и местничества в этом де- ле. В целях объективной оценки состояния материально-технической базы социально-культурной сферы и выработки обоснованных рекомендаций по ее развитию Госкомстату СССР, Госплану СССР и Госкомтруду СССР сов- местно с заинтересованными организациями пересмотреть систему показа- телей, характеризующих развитие этой сферы. 20. Ускорить формирование служб социального развития на предприятиях (в объединениях), в министерствах, ведомствах и регионах страны. Совершенствовать организационно-методическое руководство этими службами, полнее использовать результаты их деятельности для изучения общественного мнения, интересов различных социальных групп мотивации трудовой деятельности и миграции населения, для формирования созна- тельного, творческого отношения к труду, чувства хозяина у каждого ра- ботника, здорового морально-психологического климата, выявления и мо- билизации социальных резервов роста эффективности производства. IV. О повышении роли и ответственности Госкомтруда СССР 21. Важнейшим направлением деятельности Госкомтруда СССР должно стать активное участие в решении вопроса социального развития. Повысить роль и ответственность Госкомтруда СССР за проведение единой общегосударственной политики в области труда, его оплаты, пенсионного обеспечения. В связи с этим признать целесообразным усовершенствовать систему органов по труду, улучшить их взаимодействие с министерствами и ведомствами, объединениями и предприятиями. Преобразовать госу- дарственные комитеты по труду союзных и автономных республик и отделы по труду исполкомов Советов народных депутатов соответственно в госу- дарственные комитеты и отделы по труду и социальным вопросам. Расши- рить права и повысить ответственность этих органов за комплексное ре- шение задач труда, заработной платы и социального развития. Советам министров союзных республик завершить в двенадцатой пятилетке создание местных органов по труду и социальным вопросам в городах и районах и хозрасчетных бюро по трудоустройству населения, укрепить их квалифицированными кадрами. Преобразовать эти бюро в круп- ных и средних городах в центры по трудоустройству, переобучению и про- фориентации населения (на хозяйственном расчете). Возложить на них от- ветственность за обеспечение полной и рациональной занятости населе- ния, потребностей предприятий в необходимых кадрах, за учет, распреде- ление и перераспределение трудовых ресурсов, включая выпускников сред- ней школы, переподготовку высвобождаемых работников и профессиональную ориентацию. 22. В связи со значительным расширением прав объединений и предприятий обеспечивать единство в проведении государственной полити- ки в области труда, его оплаты и социального развития, усилить конт- роль за соблюдением законодательства о труде и социальном обеспечении. Сосредоточить деятельность Госкомтруда СССР на решении проб- лем межотраслевого и народнохозяйственного значения. Повысить роль, ответственность и расширить права министерств и ведомств СССР и Сове- тов Министров союзных республик в области труда и заработной платы и передать дополнительно на их решение совместно с соответствующими профсоюзными органами соответствующие вопросы отраслевого и региональ- ного характера. 23. В условиях перестройки системы подготовки и повышения квалификации специалистов и перехода на целевую подготовку их, как правило, на основе договоров Госплану СССР, Госкомтруду СССР и Ми- нистерству высшего и среднего специального образования СССР улучшить определение реальной потребности в этих специалистах с учетом развития производительных сил и перспективных направлений научно-технического прогресса, обеспечить контроль за эффективным использованием их в на- родном хозяйстве. Государственному комитету СССР по профессионально-техническо- му образованию, Госкомтруду СССР и Советам Министров союзных республик создать эффективную систему профессионального обучения, обеспечивающую непрерывное повышение квалификации всех рабочих. 24. Госкомтруду СССР и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС разра- батывать и утверждать единые нормы времени и расценки в строительстве, требования передовой организации труда и учета социальных факторов при проектировании новых и реконструкции действующих объектов. Определить, что предложения по изменению тарифных условий, установлению дополнительных льгот и преимуществ рабочим и служащим мо- гут вноситься министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик в Правительство СССР только после обязательного рассмотрения их в Госкомтруде СССР и ВЦСПС. Возложить на Госкомтруд СССР методическую работу по аттеста- ции кадров в отраслях народного хозяйства, разработку рекомендаций по совершенствованию системы выборности и организации конкурсов руководя- щих работников и специалистов предприятий и организаций. 25. На основе глубокого и всестороннего анализа степени удов- летворения населения социальными благами Госкомтруду СССР с учетом на- учно обоснованных социальных нормативов разрабатывать рекомендации к проектам государственных планов экономического и социального развития по их поэтапному достижению как по стране в целом, так и по отдельным отраслям и районам. 26. Госкомтруду СССР обеспечивать координацию научных иссле- дований по проблемам социального развития, труда и его оплаты. Сов- местно с Академией наук СССР, министерствами и ведомствами поднять уровень проводимых исследований, всесторонне использовать их результа- ты в практической работе. В связи с возложением на Госкомтруд СССР новых задач в об- ласти социального развития, требующих глубокой научной проработки, подчинить Ленинградский институт социально-экономических проблем Ака- демии наук СССР одновременно и Госкомтруду СССР. Организовать Институт социально-экономических проблем народонаселения с подчинением его тем же ведомствам. Создать объединенный научный совет Госкомтруда СССР и Академии наук СССР по проблемам труда и социального развития. Перевести в двенадцатой пятилетке на полный хозяйственный расчет подведомственные Госкомтруду СССР научные организации на основе хозяйственных договоров. 27. Госкомтруду СССР повысить эффективность международных связей, обеспечивать более тесное сотрудничество с органами по труду социалистических стран. Шире использовать передовой зарубежный опыт при подготовке предложений по совершенствованию организации труда и заработной платы, рациональному использованию трудовых ресурсов соци- альному развитию и социальному обеспечению. Улучшать обмен опытом и информацией, осуществлять взаимные консультации и научные исследования со странами - членами СЭВ. 28. Госкомтруду СССР, министерствам и ведомствам СССР, Сове- там министров союзных республик перестроить работу с кадрами органов по труду и социальным вопросам и социального обеспечения в соот- ветствии с требованиями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Укрепить эти органы компетентными, высококвалифицированными, инициативными и политически грамотными специалистами. 29. В связи с новыми задачами и функциями Госкомтруда СССР пересмотреть его организационную структуру. Комитету обратить особ внимание на значительное укрепление и повышение роли его сводных и функциональных служб, а также на создание специальных подразделений по вопросам социального развития. 30. ВЦСПС, центральным комитетам и советам профсоюзов, профсоюзным организациям обеспечивать тесное взаимодействие и сотруд- ничество с Госкомтрудом СССР и его органами на местах в разработке и реализации социальных программ и планов, направленных на глубокие ка- чественные преобразования в труде и условиях жизни советских людей не допускать разрыва в решении производственных и социальных задач, доби- ваться усиления социальной направленности принимаемых хозяйственных решений. 31. Установить, что вопросы социального обеспечения, органи- зации, нормирования, условий и оплаты труда, предоставления льгот и преимуществ решаются Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС. 32. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, ок- ружкомам, горкомам и райкомам партии, руководствуясь решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, усилить внимание к решению соци- альных задач, обеспечивать последовательно реализацию активной соци- альной политики, систематический контроль за ходом выполнения принима- емых решений в этой области. * * * Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выра- жают уверенность в том, что партийные, советские, профсоюзные, хо- зяйственные органы, органы по труду и социальному обеспечению перест- роят свою работу, приложат все усилия для успешного решения задач в области труда, социального развития и повышения благосостояния со- ветского народа. |