ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 17.07.87 825

              ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ
                 СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ
               ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ
                        И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
         ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

                           17 июля 1987 г.

                                N 825

                             (СПС 87-38)


         Осуществление выработанного ХХVII  съездом  партии  курса  на
ускорение социально-экономического развития страны, реализация решений
июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления
экономикой  требуют  повышения роли человеческого фактора,  дальнейшей
активизации социальной политики,  создания эффективной системы мотивов
и стимулов, побуждающей всех работников плодотворно трудиться на общее
благо.  От этого в решающей степени зависят подъем экономики, достиже-
ние  качественно нового уровня благосостояния народа всестороннее раз-
витие каждого советского человека.
         В стране произошли глубокие социальные преобразования. Утвер-
дился социалистический образ жизни,  обеспечены широкие социальные га-
рантии граждан,  улучшаются условия труда, полнее удовлетворяются пот-
ребности в жилье, медицинском обслуживании, образовании и культуре.
         Вместе с  тем за годы последних пятилеток в развитии социаль-
ной сферы обострился ряд проблем,  проявились негативные явления и на-
рушения социальной справедливости,  замедлился рост благосостояния со-
ветских людей.  В распределении материальных благ  и  услуг  усилились
уравнительные  тенденции,  что  порождало иждивенчество,  отрицательно
влияло на количество и качество труда,  снижало стимулы повышения  его
производительности. Денежные доходы росли быстрее, чем розничный това-
рооборот и платные услуги, что привело к увеличению неудовлетворенного
платежеспособного спроса населения.
         Образовались диспропорции в развитии производства и  социаль-
ной сферы.  Острой остается жилищная проблема. Недооценивались назрев-
шие вопросы укрепления материальной базы социально  -  культурных  от-
раслей, особенно на селе. Возникли перекосы в развитии социальной сфе-
ры отраслей и регионов, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.
         Не координируется  на государственном уровне решение демогра-
фических проблем.  В отдельных трудоизбыточных районах страны  неудов-
летворительно  организована работа по вовлечению в общественное произ-
водство незанятого населения в трудоспособном возрасте.
         Крупные недостатки  сохраняются в области труда и его оплаты.
Организация труда не отвечает  современным  требованиям  научно-техни-
ческого прогресса, новым условиям хозяйствования. Низкими темпами сок-
ращается применение ручного,  малоквалифицированного и тяжелого  физи-
ческого  труда.  Значительная часть работников трудится во вредных для
здоровья условиях,  медленно  снижается  производственный  травматизм.
Упал престиж высококвалифицированного труда рабочих,  инженеров и дру-
гих специалистов.  Нарушились обоснованные  соотношения  в  заработной
плате работников различной квалификации и отраслей.
         Механизм управления и  планирования  социального  развития  и
труда по-прежнему остается несовершенным, маловосприимчивым к изменяю-
щимся условиям производства,  требованиям эффективного хозяйствования,
быстро растущим потребностям трудящихся.
         В решении социальных вопросов преобладает некомплексный,  уз-
коведомственный   подход.  Центральные  экономические  ведомства,  ми-
нистерства СССР, Советы Министров союзных республик, местные органы не
заняли  активной позиции в осуществлении социальной политики,  их дея-
тельность в этой области не скоординирована.  Выделяемые  на  развитие
социально-культурной  сферы финансовые и материальные ресурсы распыля-
ются, используются неэффективно. Необоснованно принижалась роль трудо-
вых коллективов в решении многообразных социальных задач, искусственно
ограничивались их права.
         Госкомтруд СССР  как центральный орган управления по вопросам
труда,  заработной платы и социального обеспечения неудовлетворительно
использует свои возможности.  Зачастую в ущерб решению важнейших проб-
лем народнохозяйственного значения занимается  частными,  оперативными
вопросами, подменяет министерства и ведомства.
         Партийные, советские,  профсоюзные и комсомольские органы  не
проявляют  должной принципиальности и настойчивости в решении насущных
социальных проблем.
         Последовательное проведение активной социальной политики свя-
зано с осуществлением во всех звеньях народного хозяйства  действенных
мер  направленных на ускорение развития социальной сферы,  придание ей
современного облика,  преодоление сложившегося здесь  отставания.  Для
этого  необходим  коренной  поворот всех органов управления и трудовых
коллективов к решению социальных вопросов.
         Центральный Комитет  КПСС,  Совет Министров СССР и Всесоюзный
Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
         1. Руководствуясь установками ХХVII съезда партии и решениями
июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о приоритетном развитии социальной
сферы и достижении качественных сдвигов в благосостоянии советских лю-
дей,  осуществить перестройку системы управления трудом  и  социальным
развитием в неразрывной связи с переходом на новые методы хозяйствова-
ния, полный хозрасчет, самофинансирование, с расширением демократии.
         Считать необходимым  повысить  эффективность руководства про-
цессами социального развития в народном хозяйстве,  обеспечить сочета-
ние  общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и
работников,  создать условия для полной  реализации  положений  Закона
СССР о государственном предприятии (объединении).

      I. Основные  направления  перестройки  системы  управления
                    трудом и социальным развитием

         2. Исходя из высшей цели экономической стратегии партии,  не-
обходимо  повысить  научную обоснованность разработки социальных прог-
рамм и их роль в формировании перспективных и текущих  государственных
планов экономического и социального развития. Обеспечивать комплексный
подход и пропорциональное развитие всех звеньев социальной сферы, наи-
более  полное  использование  социальных факторов роста производства и
производительности труда,  создать систему эффективной занятости насе-
ления, кардинально улучшить использование трудовых ресурсов.
         Поднять уровень всей работы по прогнозированию и планированию
социального  развития и повышению народного благосостояния,  исходя из
всестороннего учета изменений в потребностях людей,  специфических ин-
тересов и запросов различных слоев и социальных групп населения.
         Для более глубокого обоснования стратегии решения  социальных
задач считать необходимым разрабатывать Комплексную программу социаль-
ного развития и повышения народного благосостояния на 15 лет как  важ-
нейший инструмент прогнозирования и планирования на перспективу.
         Комплексная программа должна предусматривать основные направ-
ления,  пути и методы осуществления задач, связанных с реализацией ак-
тивной социальной политики,  включая проблемы труда,  реальных доходов
населения,  заработной платы и общественных фондов потребления,  цен и
налогов,  наиболее полного удовлетворения жилищно-бытовых  и  социаль-
но-культурных потребностей населения, развития материальной базы соци-
альной сферы.
         Установить, что  Комплексная программа социального развития и
повышения народного благосостояния разрабатывается Госкомтрудом СССР и
ВЦСПС  с  участием Советов Министров союзных республик,  министерств и
ведомств не позднее чем за 3 года до начала новой пятилетки. На основе
этой  программы Госкомтруд СССР разрабатывает предложения по указанным
вопросам к Концепции и Основным направлениям экономического и социаль-
ного  развития СССР на 15 лет и к проекту государственного пятилетнего
плана экономического и социального  развития  страны,  непосредственно
участвует в подготовке этих документов.
         3. Учитывая важнейшее значение проблем народонаселения, акти-
визировать  работу по проведению эффективной демографической политики,
подняв ее на общегосударственный уровень.  Обеспечивать широкую разра-
ботку  и последовательное осуществление социально-экономических мер по
развитию  народонаселения,  улучшению  положения   женщин,   молодежи,
престарелых,  по формированию семей,  сохранению и укреплению здоровья
населения.
         Особое внимание обратить на осуществление мер в области наро-
донаселения в районах со сложной демографической обстановкой,  а также
с  высокой  занятостью женщин и дефицитом трудовых ресурсов.  Плановые
задания по развитию народного хозяйства,  совершенствованию его струк-
туры, размещению производительных сил органически увязывать с решением
проблем народонаселения.
         Считать целесообразным  разрабатывать  в  составе Комплексной
программы социального развития и  повышения  народного  благосостояния
прогнозы  роста  и  изменения  структуры  населения страны,  улучшения
использования трудовых ресурсов,  достижения полной занятости  населе-
ния,  а также организовать подготовку региональных программ по народо-
населению с учетом демографических особенностей районов.
         4. Обеспечить  широкое применение в управлении научно обосно-
ванных социальных нормативов,  положив их в основу планирования разви-
тия  социальной  сферы.  Эти  нормативы  должны стать критерием оценки
достигнутого уровня развития социальной сферы  и  важным  инструментом
распределения ресурсов между ее отраслями и регионами, исходя из соци-
альных приоритетов.
         Считать обязательным  соблюдение  социальных  нормативов  при
создании новой техники и технологии, проектировании, строительстве но-
вых  и реконструкции действующих предприятий и производств,  улучшении
организации и условий труда,  а также при осуществлении мероприятий по
охране окружающей среды.
         Госкомтруду СССР,  Госплану СССР, Министерству финансов СССР,
Академии наук СССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам
организовать разработку указанных социальных нормативов и использовать
их  при составлении Комплексной программы социального развития и повы-
шения народного благосостояния,  подготовке предложений к Концепции  и
Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15
лет и к проекту государственного пятилетнего  плана  экономического  и
социального развития страны.
         5. Установить, что важнейшим условием реализации выработанной
активной социальной политики является создание материально-технической
базы социально-культурных отраслей,  соответствующей  высшем  мировому
уровню.  При формировании планов на всех уровнях управления предусмат-
ривать приоритетное и целенаправленное выделение ресурсов и средств на
развитие отраслей, обеспечивающих скорейшее решение жилищной проблемы,
укрепление здоровья человека,  повышение его образовательного и  куль-
турного уровня, удовлетворение духовных потребностей. Решительно иско-
ренять "остаточный" подход к выделению ресурсов на развитие социальной
сферы.
         Полнее использовать различные источники финансирования разви-
тия отраслей социальной сферы с учетом их специфики.  При формировании
планов на всех уровнях предусматривать выделение  средств  на  решение
задач  социального развития,  ликвидацию отставания в жилищном и соци-
ально-культурном строительстве.
         В условиях полного хозрасчета и самофинансирования последова-
тельно проводить линию на то, что трудовые коллективы должны зарабаты-
вать средства для социального развития. На основе эффективной загрузки
высокопроизводительного оборудования,  перехода на многосменный  режим
работы использовать высвобожденные капитальные вложения, предназначен-
ные для сооружения производственных объектов,  на развитие  материаль-
но-технической базы социально-культурной сферы.
         Активнее использовать средства населения для расширения  коо-
перативного  и  индивидуального  жилищного  строительства,  особенно в
сельской местности.  Привлекать на заемной  основе  личные  сбережения
трудящихся на финансирование строительства социально-культурных объек-
тов.
         6. Признать необходимым значительно укрепить научную и инфор-
мационную базу управления социальным развитием. Поднять на качественно
новый уровень исследования по социальным проблемам, образу жизни, тру-
ду и улучшить использование научных разработок в практической деятель-
ности.  Осуществить меры по углублению теоретического анализа социаль-
ных процессов и повышению комплексности научных разработок, расширению
социологических исследований и социальной статистики,  улучшению коор-
динации деятельности научных учреждений.
         В целях  изучения и использования общественного мнения систе-
матически проводить опросы населения по  важнейшим  социально-экономи-
ческим темам. Считать целесообразным создать Всесоюзный центр изучения
общественного мнения по социально-экономическим вопросам при  ВЦСПС  и
Госкомтруде СССР.  Работу по изучению общественного мнения проводить в
тесном взаимодействии с Госкомстатом СССР и его органами.
         Для усиления  социальной ориентированности руководящих кадров
и специалистов предусмотреть меры по значительному расширению социоло-
гического образования в системе подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров.

             II. Повышение эффективности труда и усиление
                    стимулирующей роли его оплаты

         7. Считать  важнейшей народнохозяйственной задачей резкое по-
вышение производительности труда - основы укрепления могущества  стра-
ны, повышения благосостояния советского народа.
         Осуществлять глубокие качественные преобразования в  содержа-
нии и характере труда, в полной мере использовать для этого достижения
научно-технического прогресса, организационные и экономические рычаги.
         Неуклонно повышать авторитет труда как самой главной ценности
социалистического общества.  Всемерно возвышать человека  труда  доби-
ваться того,  чтобы его общественное признание и материальное благопо-
лучие определялись только трудом.
         8. Обеспечивать  последовательную реализацию советскими граж-
данами права на труд,  добиваться полной и эффективной занятости  тру-
доспособного населения.
         Улучшить прогнозирование потребностей и источников  обеспече-
ния  народного хозяйства трудовыми ресурсами,  осуществление организо-
ванного набора рабочих. Создавать благоприятные условия для приобщения
к  общественному  труду ветеранов,  домашних хозяек,  студентов и уча-
щихся.  Всемерно поощрять развитие кооперативной и индивидуальной тру-
довой деятельности.
         Установить, что Госкомтруд СССР разрабатывает проекты  планов
распределения и перераспределения работников между отраслями народного
хозяйства и союзными республиками и участвует в разработке  планов  по
размещению производительных сил страны.
         Признать необходимым,  чтобы балансы трудовых ресурсов, рабо-
чих  мест  и  кадров,  а также планы по труду и кадрам разрабатывались
Госпланом СССР совместно с Госкомтрудом СССР.
         Возложить на  Госкомтруд  СССР  и  его  органы  на местах от-
ветственность за обеспечение  полной  занятости,  организацию  системы
трудоустройства,  подготовку и профориентацию работников, высвобождае-
мых с действующих предприятий, из организаций и учреждений в результа-
те  ускорения  научно-технического  прогресса и введения новых условий
хозяйствования.
         Госкомтруду СССР   совместно  с  Советами  Министров  союзных
республик разрабатывать и реализовывать программы улучшения  использо-
вания  трудовых  ресурсов  с  учетом региональных особенностей,  в том
числе по привлечению к общественно  полезному  труду  незанятого  тру-
доспособного  населения  в  трудоизбыточных районах,  и прежде всего в
республиках Средней Азии и Закавказья.
         9. В соответствии с растущим уровнем производства, перестрой-
кой экономики обеспечить тесное единство профессиональной подготовки с
экономической учебой.  Значительно улучшить подготовку, переподготовку
и повышение квалификации рабочих и специалистов для достижения высоко-
го  профессионализма,  политической  зрелости  и экономической грамот-
ности.  Повысить уровень работы по трудовому воспитанию молодежи и  ее
профессиональной ориентации.
         Госкомтруду СССР и Государственному  комитету  СССР  по  про-
фессионально-техническому образованию совместно с министерствами и ве-
домствами обеспечить внедрение системы непрерывного повышения квалифи-
кации кадров,  координацию их работы, совершенствование методов подго-
товки рабочих с учетом современных требований, закрепление молодых ра-
бочих  на производстве и использование их в соответствии с полученными
специальностями.
         10. Определить,  что одним из основных направлений работы ор-
ганов управления и предприятий является осуществление качественно  но-
вого подхода к организации труда с тем, чтобы она соответствовала тре-
бованиям научно-технического прогресса и высшим  мировым  достижениям.
Создавать условия для массового использования коллективного и семейно-
го подряда,  развития других прогрессивных форм организации и стимули-
рования  труда.  Обеспечить  дальнейшее совершенствование нормирования
труда всех категорий работников,  максимальное  применение  технически
обоснованных  норм,  своевременную  проверку  и  пересмотр действующих
норм.
         Усилить эффективность  аттестации  и  рационализации  рабочих
мест,  активно развивать многостаночное обслуживание и совмещение про-
фессий (должностей). Осуществить меры по укреплению трудовой дисципли-
ны, резкому сокращению потерь рабочего времени.
         Профсоюзным, хозяйственным органам и органам по труду обеспе-
чить повышение действенности социалистического соревнования,  нацелить
его  на  усиление  состязательности предприятий в повышении производи-
тельности труда и качества продукции,  строгое выполнение поставок  по
договорам и экономию всех видов ресурсов.
        Госкомтруду СССР улучшить руководство работой  по  организации
труда, повысить научную обоснованность разрабатываемых межотраслевых и
отраслевых нормативов по труду, обеспечивать своевременное утверждение
единых квалификационных требований к рабочим,  руководителям,  специа-
листам и служащим,  полное удовлетворение потребностей  предприятий  и
организаций в необходимых нормативных материалах.
         11. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союз-
ных республик совместно с Госкомтрудом СССР:
         пересмотреть сеть отраслевых и территориальных Центров  науч-
ной организации труда,  укрупнить и преобразовать их в научно-исследо-
вательские,  проектные и внедренческие организации.  Возложить на  эти
организации  исследование,  проектирование  и  внедрение прогрессивных
форм организации, нормирования и стимулирования труда, внедрения пере-
дового опыта социального развития коллективов, управления на предприя-
тиях и перевести их на хозяйственный расчет;
         усилить координацию работы нормативно-исследовательских орга-
низаций,  занятых разработкой норм и нормативов трудовых затрат, укре-
пить их квалифицированными кадрами.
         Считать целесообразным создание территориальных  хозрасчетных
консультационных  бюро (фирм) для оказания предприятиям и организациям
научно-методической и практической помощи по вопросам труда, его опла-
ты, социального развития, управления.
         12. Признать необходимым осуществить дальнейшее совершенство-
вание оплаты труда исходя из задач резкого повышения его эффективности
и качества. Не допускать уравнительности, обеспечить обоснованную диф-
ференциацию  в оплате труда,  не ограничивая ее максимальным пределом,
поставив оплату труда в зависимость от конкретного вклада каждого  ра-
ботника в конечные результаты труда.
         Повысить роль трудовых коллективов предприятий в стимулирова-
нии  высокопроизводительного  и  качественного труда,  самостоятельном
распределении коллективного заработка.
         Усилить ответственность Госкомтруда СССР за соблюдение эконо-
мически и социально обоснованных нормативных соотношений в оплате тру-
да между отраслями, регионами страны и категориями работников.
         13. В целях улучшения государственного регулирования заработ-
ной платы признать целесообразным:
         а) осуществлять пересмотр тарифных ставок и должностных окла-
дов  рабочих и служащих производственных и непроизводственных отраслей
народного хозяйства один раз в 5 лет с  учетом  новых  задач  экономи-
ческого  и социального развития,  требований научно-технического прог-
ресса,  изменений профессионально-квалификационной структуры  работни-
ков.
         Госкомтруду СССР совместно с  Госпланом  СССР,  Министерством
финансов  СССР и ВЦСПС представлять в Совет Министров СССР предложения
о  принципиальных  направлениях  совершенствования  тарифной  системы,
включая  изменения в оплате труда по отраслям и категориям работников,
размерах повышения ставок и окладов,  премировании  и  в  установлении
стимулирующих надбавок и доплат.
         В соответствии с утвержденными направлениями  совершенствова-
ния  тарифной системы Госкомтруду СССР совместно с ВЦСПС устанавливать
размеры ставок и окладов,  а также разрабатывать условия оплаты  труда
работников всех отраслей народного хозяйства;
         б) проводить меры по  дальнейшему  совершенствованию  системы
районных коэффициентов и надбавок к заработной плате с целью привлече-
ния и закрепления кадров в районах Севера,  Сибири и Дальнего востока.
Осуществить  поэтапное решение задачи применения единого районного ко-
эффициента для данной местности,  устранив имеющийся разнобой  в  этом
деле.  Госкомтруду  СССР,  Госплану  СССР и Министерству финансов СССР
совместно с ВЦСПС представлять соответствующие предложения в Совет Ми-
нистров СССР.
         14. Установить, что Госплан СССР и Госкомтруд СССР:
         совместно с ВЦСПС разрабатывают нормативы образования средств
на оплату труда и нормативные соотношения между приростом средней  за-
работной  платы  и  производительности  труда  по  министерствам и ве-
домствам;
         осуществляют совместно  с Министерством финансов СССР и ВЦСПС
меры по совершенствованию методов образования фондов  оплаты  труда  в
новых условиях хозяйствования.

        III. Повышение эффективности социальных мероприятий по
                   улучшению условий жизни и труда

         15. Активизация  творчества  и  инициатива   трудящихся   не-
посредственно  зависят  от повышения эффективности практических мер по
улучшению условий жизни,  труда и отдыха советских  людей,  укреплению
гарантий их прав.
         В целях улучшения условий и повышения содержательности  труда
обеспечивать  четкую  социальную направленность проводимых мероприятий
по реконструкции и техническому перевооружению производства,  ускорить
сокращение ручных, малоквалифицированных и тяжелых физических работ.
         Учитывая возрастающую роль режимов труда и отдыха  в  решении
экономических  и  социальных  задач,  всемерно расширять применение их
прогрессивных форм, включая гибкие и скользящие графики работы, непол-
ный  рабочий  день (неделю),  работу на дому с учетом интересов произ-
водства. Признать целесообразным разработать проект закона СССР об от-
пусках,  имея  в  виду  создание единой системы отпусков и усиление их
связи с трудовым вкладом работников. Госкомтруду СССР и ВЦСПС предста-
вить в Совет Министров СССР предложения по этому вопросу.
         Считать необходимым разработать целостную систему компенсаци-
онных выплат и льгот за неблагоприятные условия труда и усовершенство-
вать механизм распределения средств на эти цели, повысив экономическую
заинтересованность министерств и ведомств, предприятий и организаций в
улучшении условий труда и сокращении на этой основе расходов  на  ком-
пенсационные выплаты и льготы.
         16. В целях повышения научной обоснованности  социальных  ме-
роприятий  всесторонне учитывать тенденции реальной заработной платы и
реальных доходов различных групп населения, принимая во внимание дина-
мику розничных цен государственной,  кооперативной торговли и цен кол-
хозного рынка,  тарифы на услуги, налоги, а также обеспечение товарами
и платными услугами. Ввести в практику исчисление показателей реальной
заработной платы и реальных доходов применительно к различным  группам
населения и районам страны.
         Усилить внимание к вопросам повышения эффективности использо-
вания общественных фондов потребления,  совершенствования их распреде-
ления с учетом трудового вклада.
         Госкомтруду СССР  и Госкомстату СССР углубить изучение бюдже-
тов семей и полнее учитывать их при формировании текущих и перспектив-
ных государственных планов экономического и социального развития.  На-
чиная с  1988  года  предусмотреть  разработку  минимального  потреби-
тельского  бюджета  (прожиточного  минимума)  и  оптимального потреби-
тельского бюджета применительно к различным  социально-демографическим
группам  населения  и  регионам  страны.  Использовать эти бюджеты для
оценки достигнутого уровня жизни населения и выбора наиболее эффектив-
ных  путей  его  повышения,  в  том числе для обоснования минимального
уровня доходов семей,  оплаты труда,  пенсий, стипендий и других соци-
альных выплат и льгот.
         Госкомтруду СССР совместно с Госпланом СССР,  Государственным
комитетом СССР по ценам и Госкомстатом СССР регулярно докладывать Пра-
вительству СССР о тенденциях и динамике реальной заработной платы, ре-
альных доходов и потребительских бюджетов различных групп населения.
         17. Планомерно улучшать условия труда и быта  женщин,  расши-
рять возможности для сочетания их трудовой деятельности и материнства,
последовательно увеличивать продолжительность и  размеры  оплаты  пре-
доставляемых женщинам отпусков и другие льготы, связанные с воспитани-
ем детей, проявлять особую заботу о детях сиротах.
         Активнее развивать  формы  общественного  обслуживания детей,
подростков,  молодежи,  повышать денежные пособия на детей,  стипендии
студентам и учащимся. В целях унификации действующих в настоящее время
различных видов пособий на детей и совершенствования порядка их выпла-
ты считать необходимым разработать единую систему таких пособий.
         18. Коренным образом улучшить социальное обеспечение на осно-
ве  разработки  и введения нового Закона СССР о пенсионном обеспечении
трудящихся,  предоставлять возможности для активного участия пенсионе-
ров в общественно полезном труде, улучшать качество социально-культур-
ного и бытового обслуживания пенсионеров.  Осуществить дальнейшее раз-
витие  территориальных  центров  социального обслуживания пенсионеров,
расширение строительства домов-интернатов и  специальных  жилых  домов
для  престарелых граждан,  внедрение разнообразных форм обслуживания и
социальной помощи престарелым и инвалидам.
         19. Повысить ответственность министерств и ведомств СССР, Со-
ветов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Со-
ветов народных депутатов,  объединений и предприятий за удовлетворение
потребностей различных групп населения в услугах  отраслей  социальной
сферы,  состояние их материально-технической базы и своевременный ввод
в эксплуатацию  объектов  этих  отраслей.  Обеспечить  систематический
контроль за эффективным использованием созданной материальной базы со-
циальной сферы, не допускать ведомственности и местничества в этом де-
ле.
         В целях объективной оценки состояния  материально-технической
базы  социально-культурной сферы и выработки обоснованных рекомендаций
по ее развитию Госкомстату СССР, Госплану СССР и Госкомтруду СССР сов-
местно  с заинтересованными организациями пересмотреть систему показа-
телей, характеризующих развитие этой сферы.
         20. Ускорить   формирование  служб  социального  развития  на
предприятиях (в объединениях),  в министерствах, ведомствах и регионах
страны. Совершенствовать организационно-методическое руководство этими
службами,  полнее использовать результаты их деятельности для изучения
общественного  мнения,  интересов различных социальных групп мотивации
трудовой деятельности и миграции населения,  для  формирования  созна-
тельного, творческого отношения к труду, чувства хозяина у каждого ра-
ботника,  здорового морально-психологического климата, выявления и мо-
билизации социальных резервов роста эффективности производства.

        IV. О повышении  роли  и  ответственности  Госкомтруда
                                 СССР

         21. Важнейшим  направлением  деятельности  Госкомтруда   СССР
должно  стать активное участие в решении вопроса социального развития.
Повысить роль и ответственность Госкомтруда СССР за проведение  единой
общегосударственной политики в области труда,  его оплаты, пенсионного
обеспечения.
         В связи  с  этим  признать  целесообразным  усовершенствовать
систему органов по труду,  улучшить их взаимодействие с министерствами
и  ведомствами,  объединениями  и  предприятиями.  Преобразовать госу-
дарственные комитеты по труду союзных и автономных республик и  отделы
по  труду исполкомов Советов народных депутатов соответственно в госу-
дарственные комитеты и отделы по труду и социальным  вопросам.  Расши-
рить  права и повысить ответственность этих органов за комплексное ре-
шение задач труда, заработной платы и социального развития.
         Советам министров  союзных  республик завершить в двенадцатой
пятилетке создание местных органов по труду и  социальным  вопросам  в
городах  и  районах  и хозрасчетных бюро по трудоустройству населения,
укрепить их квалифицированными кадрами. Преобразовать эти бюро в круп-
ных и средних городах в центры по трудоустройству, переобучению и про-
фориентации населения (на хозяйственном расчете). Возложить на них от-
ветственность  за  обеспечение полной и рациональной занятости населе-
ния, потребностей предприятий в необходимых кадрах, за учет, распреде-
ление и перераспределение трудовых ресурсов, включая выпускников сред-
ней школы, переподготовку высвобождаемых работников и профессиональную
ориентацию.
         22. В связи со значительным расширением  прав  объединений  и
предприятий обеспечивать единство в проведении государственной полити-
ки в области труда,  его оплаты и социального развития,  усилить конт-
роль за соблюдением законодательства о труде и социальном обеспечении.
         Сосредоточить деятельность Госкомтруда СССР на решении  проб-
лем  межотраслевого  и народнохозяйственного значения.  Повысить роль,
ответственность и расширить права министерств и ведомств СССР и  Сове-
тов  Министров  союзных республик в области труда и заработной платы и
передать дополнительно на  их  решение  совместно  с  соответствующими
профсоюзными органами соответствующие вопросы отраслевого и региональ-
ного характера.
         23. В  условиях  перестройки  системы  подготовки и повышения
квалификации специалистов и перехода на  целевую  подготовку  их,  как
правило,  на  основе  договоров Госплану СССР,  Госкомтруду СССР и Ми-
нистерству высшего и среднего специального образования  СССР  улучшить
определение реальной потребности в этих специалистах с учетом развития
производительных сил и перспективных  направлений  научно-технического
прогресса,  обеспечить контроль за эффективным использованием их в на-
родном хозяйстве.
         Государственному комитету СССР по профессионально-техническо-
му образованию, Госкомтруду СССР и Советам Министров союзных республик
создать эффективную систему профессионального обучения, обеспечивающую
непрерывное повышение квалификации всех рабочих.
         24. Госкомтруду СССР и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС разра-
батывать и утверждать единые нормы времени и расценки в строительстве,
требования передовой организации труда и учета социальных факторов при
проектировании новых и реконструкции действующих объектов.
         Определить, что  предложения  по  изменению тарифных условий,
установлению дополнительных льгот и преимуществ рабочим и служащим мо-
гут  вноситься  министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров
союзных республик в  Правительство  СССР  только  после  обязательного
рассмотрения их в Госкомтруде СССР и ВЦСПС.
         Возложить на Госкомтруд СССР методическую работу по  аттеста-
ции кадров в отраслях народного хозяйства,  разработку рекомендаций по
совершенствованию системы выборности и организации конкурсов руководя-
щих работников и специалистов предприятий и организаций.
         25. На основе глубокого и всестороннего анализа степени удов-
летворения населения социальными благами Госкомтруду СССР с учетом на-
учно обоснованных социальных нормативов разрабатывать  рекомендации  к
проектам  государственных планов экономического и социального развития
по их поэтапному достижению как по стране в целом,  так и по отдельным
отраслям и районам.
         26. Госкомтруду СССР обеспечивать координацию научных  иссле-
дований  по проблемам социального развития,  труда и его оплаты.  Сов-
местно с Академией наук СССР,  министерствами  и  ведомствами  поднять
уровень проводимых исследований, всесторонне использовать их результа-
ты в практической работе.
         В связи  с  возложением  на Госкомтруд СССР новых задач в об-
ласти социального развития,  требующих  глубокой  научной  проработки,
подчинить  Ленинградский институт социально-экономических проблем Ака-
демии наук СССР одновременно и Госкомтруду СССР. Организовать Институт
социально-экономических  проблем народонаселения с подчинением его тем
же ведомствам.  Создать объединенный научный совет Госкомтруда СССР  и
Академии наук СССР по проблемам труда и социального развития.
         Перевести в двенадцатой  пятилетке  на  полный  хозяйственный
расчет подведомственные Госкомтруду СССР научные организации на основе
хозяйственных договоров.
         27. Госкомтруду  СССР  повысить  эффективность  международных
связей,  обеспечивать более тесное сотрудничество с органами по  труду
социалистических  стран.  Шире  использовать передовой зарубежный опыт
при подготовке предложений по совершенствованию  организации  труда  и
заработной платы,  рациональному использованию трудовых ресурсов соци-
альному развитию и социальному обеспечению.  Улучшать обмен  опытом  и
информацией, осуществлять взаимные консультации и научные исследования
со странами - членами СЭВ.
         28. Госкомтруду СССР,  министерствам и ведомствам СССР, Сове-
там министров союзных республик перестроить работу с  кадрами  органов
по  труду  и  социальным  вопросам  и  социального обеспечения в соот-
ветствии с требованиями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Укрепить
эти  органы компетентными,  высококвалифицированными,  инициативными и
политически грамотными специалистами.
         29. В  связи  с  новыми задачами и функциями Госкомтруда СССР
пересмотреть его организационную  структуру.  Комитету  обратить  особ
внимание  на  значительное  укрепление  и повышение роли его сводных и
функциональных служб, а также на создание специальных подразделений по
вопросам социального развития.
         30. ВЦСПС,  центральным  комитетам  и   советам   профсоюзов,
профсоюзным  организациям обеспечивать тесное взаимодействие и сотруд-
ничество с Госкомтрудом СССР и его органами на местах в  разработке  и
реализации социальных программ и планов,  направленных на глубокие ка-
чественные преобразования в труде и условиях жизни советских людей  не
допускать разрыва в решении производственных и социальных задач, доби-
ваться усиления социальной  направленности  принимаемых  хозяйственных
решений.
         31. Установить,  что вопросы социального обеспечения, органи-
зации,  нормирования,  условий и оплаты труда,  предоставления льгот и
преимуществ решаются Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС.
         32. ЦК компартий союзных республик,  крайкомам,  обкомам, ок-
ружкомам,  горкомам  и  райкомам  партии,   руководствуясь   решениями
июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,  усилить внимание к решению соци-
альных задач,  обеспечивать последовательно реализацию активной  соци-
альной политики, систематический контроль за ходом выполнения принима-
емых решений в этой области.
                             * * *
         Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и ВЦСПС выра-
жают уверенность в том,  что партийные,  советские,  профсоюзные,  хо-
зяйственные органы,  органы по труду и социальному обеспечению перест-
роят  свою  работу,  приложат все усилия для успешного решения задач в
области труда,  социального развития и  повышения  благосостояния  со-
ветского народа.