О ПЕРЕХОДЕ ОБ`ЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА МНОГОСМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 12.02.87 194

                 О ПЕРЕХОДЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ
            И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ
           НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА МНОГОСМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ
             С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
         ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

                          12 февраля 1987 г.

                                N 194

                             (СПС 87-14)


    Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и Всесоюзный Цент-
ральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
    1. Признать необходимым осуществить в 1987-1988 годах перевод обо-
рудования на двухсменный режим работы,  а уникального и дорогостоящего
- на трехсменный режим.  Там, где необходимо по условиям производства,
и  при использовании особого специального оборудования применять четы-
рехсменный режим работы.
    При увеличении сменности работы объединений, предприятий и органи-
заций следует обеспечивать достижение конкретных экономических резуль-
татов  - роста производства,  улучшения качества и ритмичности выпуска
продукции, повышения производительности труда, снижения потребностей в
капитальных вложениях, улучшения условий труда и быта работников.
    Указанные требования должны быть положены  в  основу  планирования
производства и капитальных вложений, проектирования и ввода в действие
мощностей,  обеспечения сбалансированности числа рабочих мест с трудо-
выми ресурсами и совершенствования организации производства и труда.
    2. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, окружкомам,
горкомам и райкомам партии,  министерствам и ведомствам СССР,  Советам
Министров союзных и автономных республик,  исполкомам местных  Советов
народных депутатов, профсоюзным и комсомольским органам, объединениям,
предприятиям и организациям считать переход на многосменный режим  ра-
боты  одной из важнейших хозяйственно-политических задач в деле корен-
ного улучшения использования производственного потенциала.
    Особое внимание  при этом обратить на техническое перевооружение и
реконструкцию  производства,  ускоренное  обновление  активной   части
основных фондов,  достижение проектного уровня мощностей, максимальное
использование  прогрессивной  высокопроизводительной  техники  в  мно-
госменном  режиме работы в целью успешной реализации заданий двенадца-
той пятилетки.
    Обеспечить усиление  организаторской и массово-политической работы
в трудовых коллективах,  доходчиво довести до каждого работника суть и
народнохозяйственное значение перевода предприятий на многосменный ре-
жим работы. Повышать требовательность к подбору и расстановке кадров с
учетом задач, стоящих перед страной.

         Организация работы по введению двух- и трехсменного
               режима труда в производственных отраслях

    3. Руководителям объединений,  предприятий и организаций совместно
с партийными,  профсоюзными и комсомольскими организациями,  с широким
участием трудящихся обеспечить перевод  оборудования  на  многосменный
режим работы. В этих целях:
    разработать конкретные меры по переводу  участков,  цехов,  произ-
водств  на работу в две или три смены.  Осуществлять перевод поэтапно,
максимально используя основные производственные фонды, особенно актив-
ную их часть, каждый квадратный метр производственной площади;
    повысить роль аттестации рабочих мест,  обратив особое внимание на
улучшение  структуры установленного парка оборудования и повышение его
производительности, загрузку станков, машин, агрегатов и каждого рабо-
чего места. Не допускать формального подхода к проведению этой работы;
    шире привлекать рабочих, конструкторов, технологов и других специ-
алистов  к  разработке  и  осуществлению мероприятий по рационализации
производства за счет внедрения современных технологических  процессов,
разработки и создания средств механизации и автоматизации,  углубления
специализации и кооперирования производства;
    на основе   аттестации   повсеместно   осуществлять   модернизацию
действующего  оборудования,  оснащать  его  средствами  автоматизации,
программного управления и контроля,  высокопроизводительным инструмен-
том и приспособлениями;
    перевести все высокопроизводительное, уникальное и наукоемкое обо-
рудование на трех- и четырехсменный  режим  работы.  Добиваться  того,
чтобы физический износ этого оборудования опережал моральное старение.
Министерствам и ведомствам определить перечни такого оборудования;
    выявить и  демонтировать  старое,  физически и морально изношенное
оборудование, а также излишнюю малозагруженную технику. Высвобождающи-
еся  производственные  площади использовать для ликвидации узких мест,
увеличения выпуска остродефицитной продукции и товаров народного  пот-
ребления, развития собственного производства технологического оборудо-
вания для нужд предприятия и  отрасли,  создания  современных  средств
контроля  и  испытательных стендов,  расширения экспериментальной базы
для повышения качества продукции,  а также для улучшения условий труда
и быта работников;
    обеспечить реализацию или передачу по своему усмотрению  излишнего
оборудования с учетом потребностей предприятий и организаций, располо-
женных на территории местного Совета народных депутатов. Средства, по-
лученные  от  его реализации,  направлять на увеличение фонда развития
производства,  в необходимых случаях списывать оборудование в металло-
лом, если оно изношено или морально устарело;
    не допускать перевода участков,  цехов и производств на многосмен-
ный режим работы путем механического перераспределения рабочих по сме-
нам без проведения глубокого экономического анализа и производственной
необходимости. Обеспечить строгое соблюдение трудового законодательст-
ва;
    перестроить организацию труда, обратив особое внимание на создание
сквозных (многосменных) комплексных бригад, а также коллективов участ-
ков и цехов, работающих на условиях подряда;
    проводить переподготовку и повышение квалификации рабочих в  целях
дальнейшего  использования их на рабочих местах с прогрессивной техни-
кой и технологией и во вновь организуемых производствах;
    повсеместно проводить в трудовых коллективах широкую разъяснитель-
ную работу о целях и задачах перевода на многосменный режим труда. Пе-
ревод осуществлять только после глубокой проработки, тщательной подго-
товки и решения всех производственных и социальных вопросов, связанных
с  этим делом.  Перевод на новый режим труда должен обязательно обсуж-
даться в коллективах бригад, участков, цехов и предприятия;
    направлять творческий  поиск членов коллектива на успешное решение
поставленной задачи. Воспитывать у них сознание, что в условиях работы
на  полном  хозрасчете и самофинансировании повышение сменности работы
является необходимым требованием роста эффективности производства.
    4. Министерствам  и  ведомствам  СССР  и Советам Министров союзных
республик организовать работу по переводу объединений,  предприятий  и
организаций  на  многосменный режим труда,  при этом в полной мере за-
действовать созданный производственный потенциал. Выделять предприяти-
ям новую технику при условии, что имеющееся у них аналогичное оборудо-
вание эксплуатируется не менее чем в две смены.
    При разработке  стабильных экономических нормативов учитывать сте-
пень  использования  основных  производственных  фондов   объединений,
предприятий и организаций, создавать преимущества тем трудовым коллек-
тивам,  которые добиваются наибольшего выхода продукции с единицы обо-
рудования и рабочего места.
    Перевод объединений, предприятий и организаций на многосменный ре-
жим  работы  осуществлять на региональной основе - в масштабе района и
города  по  решению  исполкома  местного  Совета  народных  депутатов,
профсоюзного  органа и соответствующих министерств и ведомств.  Оказы-
вать трудовым коллективам помощь при разработке  и  реализации  планов
перехода  на  многосменный  режим труда.  Постоянно контролировать ход
проведения этой работы.
    5. Установить,  что министерства и ведомства СССР и Советы Минист-
ров союзных республик при переходе объединений,  предприятий и органи-
заций  на многосменный режим работы оставляют в их распоряжении высво-
бодившиеся против предусмотренных на двенадцатую пятилетку объемы  ка-
питальных   вложении,   подрядных   работ   и  материально-технических
ресурсов.  Указанные средства и ресурсы использовать для строительства
жилья и других объектов социального назначения, проведения техническо-
го перевооружения и реконструкции действующего производства,  обновле-
ния рабочих мест на основе применения новейшего высокопроизводительно-
го оборудования,  а также для передачи на долевых  началах  исполкомам
местных Советов народных депутатов на осуществление мероприятий,  свя-
занных с улучшением обслуживания населения.

             Перестройка режима работы сферы обслуживания
                   и социально-культурных отраслей

    6. Отметить,  что в решении народнохозяйственной проблемы интенси-
фикации производства на основе увеличения сменности  работы  в  произ-
водственных отраслях важное место отводится организациям и учреждениям
сферы обслуживания и социально-культурных отраслей. От их четкой рабо-
ты  в  значительной  мере зависит успех дела - перевод на многосменный
режим работы.
    Советам Министров  союзных  и  автономных  республик  и исполкомам
местных Советов народных депутатов совместно с  министерствами  и  ве-
домствами СССР, соответствующими профсоюзными органами, предприятиями,
организациями,  учреждениями сферы обслуживания и социально культурных
отраслей:
    обеспечить в 1987-1988 годах перестройку режима работы предприятий
и  организаций транспорта и связи,  торговли,  общественного питания и
бытового обслуживания населения,  учебных заведений, дошкольных, куль-
турно-просветительных  и спортивно-оздоровительных учреждений,  других
организаций,  а также правоохранительных органов,  имея в виду создать
рабочим  и  служащим  производственных  отраслей,  переводимым на мно-
госменный режим работы,  наиболее благоприятные условия для высокопро-
изводительного труда и полноценного отдыха. В связи с этим осуществить
в организациях сферы обслуживания мероприятия, предусмотрев дальнейшее
улучшение их материально-технической базы,  укрепление трудовой и про-
изводственной дисциплины,  повышение ответственности каждого работника
за порученное дело;
    учитывать в максимальной степени предложения и пожелания  трудовых
коллективов предприятий производственных отраслей, переводимых на мно-
госменный режим работы,  используя для этого социологические опросы  и
другие формы изучения общественного мнения;
    расширить в 1987-1988 годах сеть детских садов и яслей с круглосу-
точным пребыванием детей,  имея в виду полностью удовлетворить потреб-
ности в этих дошкольных учреждениях. Организовывать в необходимых слу-
чаях по решению исполкома районного (городского) Совета народных депу-
татов дежурные круглосуточные группы с переменным составом детей менее
20 человек;
    предусматривать с учетом конкретных условий увеличение в общеобра-
зовательных школах групп продленного дня,  а для детей,  нуждающихся в
длительном пребывании в школе,  организовать по решению исполкома  ра-
йонного (городского) Совета народных депутатов дежурные группы с пере-
менным составом учащихся менее 30 человек;
    создавать необходимые условия для подготовки детьми уроков и орга-
низации их досуга в группах продленного дня, расширять возможности для
участия  детей в кружках технического,  художественного и других видов
самодеятельного творчества и для занятий физической культурой и  спор-
том;
    обеспечить организацию горячего питания рабочих и служащих,  рабо-
тающих в вечернюю и ночную смены, установление удобного для них режима
работы столовых и буфетов на производстве и в общежитиях;
    развивать непосредственно в Объединениях,  на предприятиях и в ор-
ганизациях торговую сеть и бытовое обслуживание, Создавать на предпри-
ятиях,  стройках,  в совхозах и колхозах с учетом предложений трудовых
коллективов приемные пункты по ремонту обуви,  одежды,  стирке  белья,
химической  чистке вещей,  развивать торговлю по предварительным зака-
зам;
    предусмотреть открытие  дежурных магазинов в непосредственной бли-
зости от крупных предприятий  и  строек  для  обслуживания  работников
после окончания каждой смены;
    устанавливать режим работы учреждений здравоохранения и культуры с
учетом многосменной работы в производственных отраслях;
    организовать работу  школ  рабочей  молодежи,  вечерних  отделений
средних  специальных и высших учебных заведений в соответствии с режи-
мом работы объединений, предприятий и организаций;
    внести необходимые  изменения  в расписание движения пригородных и
местных поездов и в работу метрополитенов, в графики и маршруты движе-
ния наземного пассажирского транспорта общего пользования с целью соз-
дания максимальных удобств для лиц, работающих в многосменном режиме;
    обеспечить работу  спортивно-оздоровительных сооружений во все дни
недели с учетом перевода объединений,  предприятий  и  организаций  на
многосменный режим работы.
    7. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам
СССР  совместно  с Госпланом СССР,  Госснабом СССР и Министерством фи-
нансов СССР предусматривать в установленном порядке  для  предприятий,
организаций и учреждений,  занятых обслуживанием населения,  выделение
материально-технических и финансовых ресурсов, а также лимитов по тру-
ду  в  связи  с изменением режима их работы в соответствии с настоящим
постановлением.


             Меры по усилению морального и материального
      стимулирования рабочих и служащих за работу в многосменном
                                режиме

    8. Считать  необходимым значительно повысить роль моральных стиму-
лов и материальную заинтересованность рабочих, специалистов и служащих
в работе по многосменному режиму.
    Рекомендовать руководителям объединений, предприятий и организаций
совместно с профсоюзными комитетами:
    при подведении итогов социалистического соревнования,  представле-
нии к почетным званиям и другим наградам,  а также при применении иных
мер поощрения отдавать предпочтение  работникам,  коллективам  бригад,
участков  и  цехов,  работающим  в  многосменном режиме и добивающимся
высоких производственных показателей и эффективного использования обо-
рудования;
    повышать работникам,  занятым на работах  в  многосменном  режиме,
размеры вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год;
    вводить с учетом производственной необходимости и  имеющихся  воз-
можностей  бесплатное  или по сниженным ценам горячее питание для лиц,
работающих в ночную смену,  за счет средств фонда социально-культурных
мероприятий и жилищного строительства (фонда Социального развития);
    создавать преимущества при предоставлении ежегодных отпусков  этим
работникам,  а  также при распределении путевок для отдыха,  выделении
садово-огородных участков и оказании других социально-бытовых услуг.
    9. Установить рабочим,  мастерам,  руководителям участков и других
подразделений, специалистам и служащим, работающим в двух- и трехсмен-
ном режиме в объединениях, на предприятиях и в организациях промышлен-
ности,  строительства,  транспорта и связи, а также в перерабатывающих
отраслях агропромышленного комплекса:
    а) доплату за работу в вечернюю смену в размере 20 процентов, а за
работу  в  ночную  смену - 40 процентов часовой тарифной ставки (долж-
ностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указан-
ную доплату за работу в ночную смену производить в случае, если не ме-
нее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10
часов вечера до 6 часов утра).  Такие доплаты вводятся взамен дополни-
тельной оплаты труда за работу в ночное время.  В тех  случаях,  когда
вводимые  доплаты  за  работу в вечернюю или ночную смены меньше суммы
дополнительной  оплаты  за  часы  работы  в  ночное  время,  сохранить
действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время,  предусмот-
ренный законодательством для работников отдельных отраслей.
    Предоставить право Государственному комитету СССР по труду и соци-
альным вопросам совместно с ВЦСПС принимать  решения  об  особенностях
применения  и  введения  указанных доплат в отдельных производственных
отраслях;
    б) дополнительные отпуска работникам,  работающим в две смены,  из
расчета по одному дню за каждые отработанные два  года,  но  не  более
двух дней,  а работающим в три смены - по одному дню за каждый отрабо-
танный год, но не более четырех дней. Продолжительность отпусков опре-
делять  в  зависимости  от  количества  отработанных вечерних и ночных
смен. Право на указанные дополнительные отпуска имеют рабочие и служа-
щие,  проработавшие  не  менее 50 процентов вечерних или ночных смен в
рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных  смен).  Стаж  работы
для предоставления этих отпусков исчислять с 1 января 1987 г.
    Такие отпуска вводятся сверх других дополнительных отпусков,  пре-
дусмотренных для соответствующих категорий работников.  При этом общая
продолжительность ежегодного отпуска не должна превышать одного кален-
дарного месяца (30 календарных дней),  если законодательством не уста-
новлены отпуска большей продолжительности.
    Указанные доплаты  и  отпуска за работу в многосменном режиме вво-
дятся за счет средств, зарабатываемых трудовыми коллективами, в преде-
лах  фонда  заработной  платы и фонда материального поощрения (единого
фонда материального поощрения), образованных по стабильным нормативам.
    Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным воп-
росам совместно с ВЦСПС дать необходимые разъяснения о  порядке  уста-
новления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены.
    10. В целях применения наиболее рациональных режимов труда и отды-
ха в условиях двух- и трехсменной работы в объединениях,  на предприя-
тиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и свя-
зи,  а  также  в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса
установить, что нормальная продолжительность работы в дневной и вечер-
ней сменах при 5- дневной рабочей неделе не должна превышать 8 часов с
соответствующей отработкой дополнительных смен, обеспечивающих в тече-
ние года соблюдение продолжительности рабочей недели,  предусмотренной
законодательством (41 час).
    Время работы в ночной смене сокращается на один час.  При этом об-
щее количество рабочих дней в году в условиях трехсменного  режима  не
должно превышать общего числа рабочих дней при одно- и двухсменной ра-
боте.
    В связи  с  сокращением продолжительности ночной смены на один час
признать необходимым производить рабочим-повременщикам доплату в  раз-
мере одной часовой тарифной ставки сверх доплаты,  установленной пунк-
том 9 настоящего постановления.
    Введение указанного режима работы объединениям, предприятиям и ор-
ганизациям осуществить без уменьшения заданий по объему производства и
по производительности труда.
    Применение иных режимов работы для отдельных объединений, предпри-
ятий и организаций производится с разрешения вышестоящих хозяйственных
и профсоюзных органов.
    11. Для усиления материальной заинтересованности работников, заня-
тых в непрерывных производствах, ввести для них доплаты и дополнитель-
ные  отпуска за работу в вечернюю и ночную смены в размерах и на усло-
виях, предусмотренных пунктом 9 настоящего постановления, если указан-
ные льготы выше аналогичных действующих льгот.
    12. Руководителям объединений,  предприятий и  организаций  произ-
водственных  отраслей совместно с профсоюзными комитетами для создания
преимуществ лицам,  работающим в многосменном режиме,  в  полной  мере
использовать предоставляемые права в области оплаты труда,  премирова-
ния, установления доплат, надбавок и Других льгот в сроки и на услови-
ях,  предусмотренных  постановлением ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115.
    13. Разрешить руководителям объединений,  предприятий, организаций
и учреждений по согласованию с профсоюзными  комитетами  устанавливать
при  производственной необходимости в пределах фондов заработной платы
работникам, непосредственно обслуживающим население, для которых, с их
согласия,  вводится  рабочий  день с разделением смены на две части (с
перерывом в работе свыше двух часов),  доплаты за отработанное время в
эти  дни в размере до 30 процентов тарифной ставки (оклада) или сдель-
ного заработка.
    14. Предоставить  право  руководителям объединений,  предприятий и
организаций производственных отраслей выделять,  с  согласия  трудовых
коллективов, часть средств фонда материального поощрения (единого фон-
да материального поощрения) для премирования  работников  предприятий,
организаций и учреждений сферы обслуживания,  с которыми заключены до-
говоры на оказание услуг трудящимся, работающим в многосменном режиме.
    15. Государственному  комитету СССР по телевидению п радиовещанию,
редакциям газет и журналов, Всесоюзному обществу "Знание", центральным
правлениям  научно-технических  и  научно-экономических обществ широко
освещать опыт работы коллективов объединений,  предприятий и организа-
ций,  министерств  и ведомств,  районов,  городов,  областей,  краев и
республик по переходу на многосменный режим работы  и  обеспечению  на
этой основе увеличения выпуска продукции высокого качества и повышения
эффективности производства.
    16. Распространить  действие  настоящего  постановления на опытные
(экспериментальные) производства, цехи, мастерские, участки и установ-
ки научно-исследовательских, конструкторских и технологических органи-
заций производственных отраслей, а также Академии наук СССР и академий
наук  союзных республик,  Министерства высшего и среднего специального
образования СССР.
                             * * *
    Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и  ВЦСПС  выражают
уверенность в том,  что трудовые коллективы объединений, предприятий и
организаций,  партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы
успешно  решат  задачу  по  переходу на многосменный режим работы и на
этой основе коренным образом улучшат использование действующего произ-
водственного потенциала.