О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ*. Инструкция. Министерство финансов СССР (Минфин СССР). 30.11.83 156

                О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
                      АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ*

                              ИНСТРУКЦИЯ

                      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
                          30 ноября 1983 г.
                                N 156

                              (ЗН 96-5)



     *Инструкция утверждена   по   согласованию  с  Госпланом  СССР  и
Госснабом СССР во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета  Министров
СССР от   5   августа   1983  г.  N  759  "О  повышении  эффективности
использования автотранспортных средств в народном хозяйстве,  усилении
борьбы с  приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и
обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов".

     Настоящая Инструкция  утверждена  в  соответствии  с  действующим
законодательством и  является  обязательной  для всех государственных,
кооперативных, общественных предприятий и организаций и учреждений.
     Инструкцией устанавливается   следующий   порядок   расчетов   за
перевозки грузов автомобильным транспортом.
     1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за
перевозки грузов,  транспортно-экспедиционные  и  другие  операции   и
услуги производятся грузоотправителями или грузополучателями и другими
заказчиками автотранспорта в соответствии с Правилами  Госбанка  СССР,
Едиными тарифами  на  перевозку  грузов  автомобильным  транспортом  и
правилами их применения,  утвержденными  в  установленном  порядке,  и
настоящей Инструкцией.
     2. Перевозка  грузов  автомобильным  транспортом   в   городском,
пригородном и   междугородном  сообщениях  осуществляется  только  при
наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной  формы
N 1-т согласно приложению N 1**.

     **Приложения не приводятся. - Прим. ред.

     Предприятия, организации  и учреждения,  осуществляющие перевозки
грузов для  нужд  своего  производства  на  собственных  и  арендуемых
автомобилях, также  обязаны  оформлять  товарно-транспортные накладные
формы N 1-т.
     Перевозка грузов   в   международном   сообщении,  выполняемая  с
участием грузовых автостанций или  других  предприятий  автомобильного
транспорта общего   пользования,   на  которые  возложена  организация
междугородных перевозок грузов, осуществляется при наличии оформленной
товарно-транспортной накладной  утвержденной  формы  N  2-тм  согласно
приложению N 2.
     3. При  централизованном вывозе грузов со станций железных дорог,
портов, пристаней,  аэропортов форма товарно-транспортной накладной  и
порядок ее   заполнения  устанавливаются  правилами  централизованного
завоза и  вывоза  грузов,  утвержденными  в  установленном  порядке  в
союзных республиках.
     4. Перевозка автомобильным  транспортом  личных  вещей  и  грузов
граждан осуществляется   по   путевому  листу  с  приложением  к  нему
квитанций (приходного  ордера)  на  оплату  транспортных  услуг  и   в
необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается
органами управления автомобильным транспортом союзных республик***.

     ***В соответствии с п.  12 ст.  15 Закона СССР "Об индивидуальной
трудовой деятельности",  принятого  Верховным  Советом  СССР 19 ноября
1986 г.  (Ведомости Верховного Совета СССР,  1986 г.,  N 47, ст. 964),
допускается транспортное   обслуживание   граждан  владельцами  личных
автомобилей и других транспортных средств.

     5. Грузоотправителям запрещается предъявлять,  а автотранспортным
предприятиям или   организациям   принимать   к  перевозке  грузы,  не
оформленные товарно-транспортными    накладными.    Это     требование
распространяется на  все  виды перевозок грузов,  выполняемых грузовым
автотранспортом, независимо  от  условий  оплаты  за  его  работу,  за
исключением перевозок  грузов,  по которым не ведется складской учет и
не организован учет путем замера,  взвешивания, геодезического замера,
а также  при  использовании автомобилей для обслуживания линий связи и
электропередач, нефтегазопроводов,  киносьемок,  на перевозках почты и
периодической печати,    при    научно-изыскательских,   геологических
работах, при сборе  вторичного  сырья  предприятиями  и  организациями
Госснаба СССР.
     При работе    автотранспорта    по    повременной    оплате     в
товарно-транспортных накладных    заказчиком   наносится   штемпельная
надпись "Почасовая".
     6. Товарно-транспортная   накладная   предназначена   для   учета
движения товарно-материальных ценностей по автомобилям,  работающим по
сдельным тарифам,   также   для  расчетов  за  их  перевозки  и  учета
выполненной транспортной работы.
     По автомобилям,   работающим   по   повременным   тарифам,  объем
перевозок грузов в тоннах и тонно-километрах не учитывается.
     Товарно-транспортная накладная  является единственным документом,
служащим для     списания     товарно-материальных     ценностей     у
грузоотправителей и  оприходования их у грузополучателей,  а также для
складского, оперативного и бухгалтерского учета.
     7. В  тех  случаях,  когда  в  товарно-транспортной  накладной  в
разделе "Сведения   о   грузе"   нет   возможности   перечислить   все
наименования и    характеристики    отпускаемых   товарно-материальных
ценностей, в  качестве  товарного   раздела   к   товарно-транспортной
накладной должны     прилагаться    как    неотъемлемая    ее    часть
специализированные формы  (товарная  накладная  или   другие   формы),
утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание
товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у
грузополучателя, а    также    ведется    складской,   оперативный   и
бухгалтерский учет.
     В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается,  что
в качестве товарного раздела приложена специализированная  форма,  без
которой товарно-транспортная накладная считается недействительной и не
должна применяться    для    расчетов    с    грузоотправителями     и
грузополучателями, а   также   для   учета   выполненных  перевозок  и
начисления заработной платы водителю.
     8. По  товарно-транспортной  накладной  формы  N  10т оформляется
перевозка грузов  и  нетоварного  характера,  по  которым  не  ведется
складской учет  товарно-материальных  ценностей,  но  организован учет
путем замера, взвешивания, геодезического замера.
     9. Товарно-транспортные  накладные  являются  документом  строгой
отчетности, изготавливаются  типографским  способом  и  должны   иметь
отчетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых
для каждого грузополучателя в отдельности.
     10. Товарно-транспортная    накладная    на    перевозку   грузов
автомобильным транспортом  составляется  грузоотправителем  на  каждую
ездку автомобиля   для   каждого   грузополучателя   в  отдельности  с
обязательным заполнением всех реквизитов,  необходимых для  полноты  и
правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для
списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
     11. Перевозка  однородных  грузов  от  одного  грузоотправителя в
адрес одного грузополучателя на одно и то же  расстояние  при  условии
обеспечения сохранности      груза     могут     оформляться     одной
товарно-транспортной накладной суммарно  на  всю  работу,  выполненную
автомобилем в  течение смены.  При этом оформление промежуточных ездок
производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля  талона  на
каждую отдельную ездку.
     Талон действителен только на день выдачи  и  заполняется  в  трех
экземплярах, из которых первый остается у грузоотправителя, второй - у
водителя, третий - у грузополучателя.
     При перевозке   грузов  нетоварного  характера  третий  экземпляр
талона может не выписываться.
     При выполнении  последней  ездки грузоотправитель вместо выданных
талонов оформляет товарно-транспортную  накладную  на  все  количество
перевезенного груза,  а  талоны,  на  основании  которых  составляется
товарно-транспортная накладная, подлежат уничтожению.
     Реквизиты талона    устанавливаются    по    согласованию   между
автотранспортным предприятием или  организацией,  грузоотправителем  и
грузополучателем и  должны содержать сведения,  учитывающие количество
перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по
каждой ездке   и   другие  показатели,  необходимые  для  последующего
внесения этих данных в товарно-транспортные накладные.
     12. При  определении объема перевезенного груза по геодезическому
замеру аккордно группой автомобилей по  согласованию  сторон  заказчик
может оформить      и     выдать     автотранспортному     предприятию
товарно-транспортную накладную на весь объем выполненной  работы,  без
выдачи водителям   талонов,   а   учет  работы  каждого  автомобиля  в
отдельности в    этом    случае    осуществляется     автотранспортным
предприятием. При  этом  оформление  товарно-транспортной накладной на
вывоз груза должно производиться не реже двух раз в месяц.
     13. Порядок     изготовления,    учета    и    заполнения    форм
товарно-транспортных накладных устанавливается согласно  приложению  N
3.
     14. Основным  первичным   документом   учета   работы   грузового
автомобиля является путевой лист.
     Путевой лист    является    документом    строгой     отчетности,
изготовляется типографским  способом  с  учетной серией и типографским
номером.
     Формы путевого  листа  для  грузового  автомобиля  и  порядок  их
заполнения устанавливаются согласно приложениям N 4, 5, 6, 7.
     15. Все    государственные,    кооперативные    и    общественные
предприятия, организации и учреждения,  имеющие как собственные, так и
арендованные грузовые  автомобили,  обязаны  при выпуске автомобиля на
линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы.
     Выпуск грузового   автомобиля   на   линию   без  путевого  листа
утвержденной формы категорически запрещается.
     16. Грузоотправители  и  грузополучатели несут ответственность за
все последствия неправильности,  неточности  или  неполноты  сведений,
указанных ими в товарно-транспортных накладных.
     Лица, ответственные за оформление товарно-транспортных накладных,
устанавливаются руководителями предприятий, организаций и учреждений.
     17. К путевым листам должны быть  приложены  товарно-транспортные
накладные, оформленные надлежащим образом.
     Запрещается включать в отчет о выполненных объемах перевозок и  в
путевые листы   перевозки   грузов   автомобильным   транспортом,   не
подтвержденные товарно-транспортными   накладными,   за    исключением
перевозок, указанных в п. 5 настоящей Инструкции.
     Применение форм товарно-транспортных накладных и  путевых  листов
неустановленной формы не допускается.
     18. Предприятия,  организации  и  учреждения  -  грузоотправители
(грузополучатели) и автотранспортные предприятия и организации обязаны
не реже  одного  раза  в   квартал   производить   сверки   фактически
перевезенного количества  груза с количеством груза,  предъявленного к
оплате за перевозку, а также сверять расстояние перевозок.
     Грузоотправители и  грузополучатели  несут  установленную законом
ответственность за достоверность данных о  весе  (массе)  перевозимого
груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных
накладных, а  автотранспортные  предприятия   и   организации   -   за
правильность указанных   в  этих  документах  расстояний  перевозок  и
тарифного класса груза.
     Сверки производятся    в    автотранспортных    предприятиях    и
организациях по  графикам,  утвержденным   ими   по   согласованию   с
грузоотправителями (грузополучателями).
     19. Выявленные  в   ходе   сверки   суммы,   излишне   полученные
автотранспортными предприятиями  в  результате  приписок при перевозке
грузов, перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта  в
доход союзного бюджета & 25 "Прочие поступления".
     Кроме того,   автотранспортные   предприятия    и    организации,
неправильно указавшие  в  товарно-транспортных  документах  расстояние
перевозки и  класс  перевозимого  груза,  возвращают  грузоотправителю
(грузополучателю) излишне полученную провозную плату,  а предприятия -
грузоотправители и   грузополучатели,    неправильно    указавшие    в
товарно-транспортных документах   вес  (массу)  перевозимого  груза  и
количество грузовых  мест,  возмещают  автотранспортным   предприятиям
излишне выплаченные   в  связи  с  этим  заработную  плату,  премии  и
стоимость списанных горюче-смазочных материалов.
     О фактах  выявленных  приписок  за  проверенный  период участники
сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям,  а также органам ЦСУ
СССР и  одновременно  внести соответствующие изменения в отчетность по
выполнению объемов    перевозок    грузов,    прибыли     и     другим
технико-экономическим показателям.
     20. Лица,  ответственные   за   оформление   товарно-транспортных
накладных, несут   персональную   ответственность   за   достоверность
указанных в этих документах данных.
     21. За  неправильное  оформление товарно-транспортных документов,
повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ  по  перевозке
грузов, и   несоблюдение  установленного  порядка  сверки  выполненных
объемов перевозок работники,  на которых возложено осуществление таких
функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы,
лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений  по
итогам работы за год.
     22. Работники,  виновные  в  причинении  предприятию   ущерба   в
результате приписки  невыполненного  объема работ по перевозке грузов,
возмещают этот   ущерб   в    порядке,    установленном    действующим
законодательством.
     23. Настоящая Инструкция вводится в  действие  с  1  января  1985
года.
     24. С  введением  в   действие   настоящей   Инструкции   считать
утратившими силу инструкции Министерства финансов СССР,  Госбанка СССР
и ЦСУ СССР от 28 декабря 1977 г.  N 94/30/26/7 "О порядке расчетов  за
перевозки грузов  автомобильным  транспортом" и от 21 марта 1979 г.  N
37-15/72/051/17/8 "О    порядке    оформления     товарно-транспортных
документов при междугородных перевозках грузов".

N 156
30 ноября 1983 г.