О ПЕРЕВОДЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ*. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 30.09.87 1102

               О ПЕРЕВОДЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛНЫЙ
              ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ*

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                         30 сентября 1987 г.
                                N 1102

                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
                         30 сентября 1987 г.
                                N 1102

                                 (Д*)



_____________________________________
     * Пункт  25  признан  утратившим   силу   постановлением   Совета
Министров СССР от 21 декабря 1989 г.  N 1123 (СП СССР,  1990 г.,  N 2,
ст. 16).
     Абзац первый пункта 29, пункты 31 и 32, абзац третий пункта 34 не
приводятся, как  не  содержащие  норм,  подлежащих  включению  в  Свод
законов СССР.

     Центральный Комитет КПСС и Совет  Министров  СССР  отмечают,  что
последовательное проведение  курса  XXVII  съезда  партии на ускорение
социально-экономического развития   требует   всемерного   наращивания
темпов и  максимального  использования  достижений научно-технического
прогресса, коренной перестройки деятельности научно-исследовательских,
проектных, конструкторских и технологических организаций.
     Созданный в   стране  научно-технический  потенциал,  позволяющий
решать крупные народнохозяйственные задачи,  используется недостаточно
эффективно. Допущено отставание по ряду важнейших научных направлений,
не обеспечивается  опережающее  развитие  науки  и  техники  с  учетом
происходящей в мире научно-технической революции.
     Развитие науки  осуществлялось  в  последнее   время   не   путем
повышения эффективности деятельности научных организаций, а в основном
за счет  создания  новых  учреждений  и  увеличения   численности   их
работников. Уровень  и  качество  научных  исследований  и  разработок
зачастую не соответствует современным научно-техническим требованиям и
перспективам развития народного хозяйства.
     Деятельность многих   институтов    и    проектно-конструкторских
организаций не    оказывает   существенного   влияния   на   повышение
технического уровня производства, допускается распыление сил и средств
на выполнение работ, не имеющих ни научной, ни практической ценности.
     Отсутствует должная ответственность и заинтересованность  научных
коллективов в решении стоящих перед ними задач,  в высоких результатах
проводимых исследований.  Слабо стимулируются творчество и инициатива,
поиск новых нетрадиционных решений.
     Методы управления научными организациями  устарели,  опираются  в
основном на   администрирование   и   директивность.   Не  применяется
экономический подход  к  управлению  наукой,  отсутствует  необходимая
зависимость между доходами коллективов и результатами исследований.
     Не отвечают   современным    требованиям    сложившиеся    методы
хозяйствования в  научных организациях,  практика их взаимоотношений с
заказчиками, а  также  с  вышестоящими  органами  управления.  Они  не
обеспечивают должной ответственности за технический уровень,  качество
и обновляемость продукции,  сокращение затрат и сроков создания  новых
техники, технологии и материалов. Система планирования, финансирования
и экономического стимулирования в научных организациях слабо увязана с
интересами предприятий  и  не  нацелена на достижение высоких конечных
результатов производства.
     Государственный комитет  СССР  по науке и технике,  Академия наук
СССР, министерства  и  ведомства  СССР,   Советы   Министров   союзных
республик в   своей   практической  деятельности  смирились  с  низким
техническим уровнем проводимых научных исследований и  разработок,  не
обеспечивают концентрации   сил  и  ресурсов  научных  организаций  на
приоритетных направлениях научно-технического  прогресса,  позволяющих
вывести народное   хозяйство   на   передовые   позиции   в  мире,  не
осуществляют необходимого контроля за  деятельностью  подведомственных
научно-исследовательских и    проектно-конструкторских    организаций,
зачастую загружают их работой по  составлению  всякого  рода  справок,
отчетов и докладов.
     В целях         коренного         улучшения          деятельности
научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических
организаций, усиления  их  роли  и  ответственности  в  решении  задач
ускорения научно-технического   прогресса,   повышения   эффективности
общественного производства и во исполнение решений июньского (1987 г.)
Пленума ЦК  КПСС об осуществлении научных исследований и разработок на
принципах хозяйственного  расчета  и  самофинансирования   Центральный
Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

     1. Считать    необходимым    осуществить    перевод   на   полный
хозяйственный расчет  и  самофинансирование  научно-исследовательских,
проектных, конструкторских   и   технологических   организаций  (далее
именуемых "научные  организации"),   используя   новый   хозяйственный
механизм в  науке  и  научном  обслуживании  как главный экономический
рычаг ускорения научно-технического прогресса в народном  хозяйстве  и
основу жизнедеятельности  коллективов  этих  организаций.  Исходить из
того, что их  деятельность  должна  осуществляться  в  соответствии  с
положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

     2. Установить,  что  главной  задачей научных организаций в новых
условиях хозяйствования является последовательное претворение в  жизнь
стратегического курса  партии  на  ускорение  социально-экономического
развития народного  хозяйства,   обеспечение   передовых   рубежей   в
научно-техническом прогрессе,  полная мобилизация научного потенциала,
создание атмосферы творчества в научных коллективах.
     Первостепенное внимание   уделять   укреплению   связей  науки  с
производством, предусматривать  непосредственное   включение   научных
коллективов в работы по всему циклу "научные исследования,  разработки
- производство -  сбыт  -  обслуживание".  Повысить  темпы  и  уровень
исследований по  всем направлениям развития советской науки и техники,
резко увеличить практическую  отдачу  труда  ученых,  конструкторов  и
технологов. Обеспечить   постоянную   готовность  науки  к  реализации
запросов современной  жизни,  практики  революционных  преобразований,
происходящих в   стране,   выходу   на   мировой  технический  уровень
производства и качества продукции.
     Активно развивать  приоритетные  направления  научно-технического
прогресса, обеспечивать выполнение работ  по  государственным  целевым
научно-техническим программам       и       планам       межотраслевых
научно-технических комплексов,    практически    ускорять     создание
принципиально новых      техники,     технологии     и     материалов,
революционизирующих производство  и  позволяющих   обеспечить   высший
мировой уровень и конкурентоспособность создаваемой продукции.
     В кратчайший   срок   перестроить   всю   работу    межотраслевых
научно-технических комплексов.   Считать   важнейшей  задачей  научных
организаций, обеспечивающих  деятельность  этих  комплексов,  Госплана
СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств и
ведомств СССР,  Советов  Министров  союзных   республик   многократное
сокращение продолжительности  цикла  работ  по  созданию,  освоению  и
широкомасштабному производству   высокоэффективных   видов    техники,
технологии и   материалов  новых  поколений  на  главных  направлениях
научно-технического прогресса.
     Обеспечить безусловное выполнение работ, определенных Комплексной
программой научно-технического прогресса стран - членов  СЭВ  до  2000
года, активно  развивать  и  углублять интеграцию и кооперацию и сфере
исследований и разработок с  научными  организациями  и  предприятиями
социалистических стран.

     3. Повысить     ответственность     научных     организаций    за
научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве
по их профилю деятельности продукции (работ, услуг).
     В полной   мере   использовать   широкие   возможности   развития
инициативы и   предприимчивости   научных   работников   и  инженеров,
существенно повысить качество и  творческую  отдачу  интеллектуального
кадрового потенциала,   с   тем   чтобы  эффективность  и  окупаемость
производимых затрат стали  нормой  деятельности  и  главным  критерием
оценки результатов  труда  как  научного  коллектива  в  целом,  так и
каждого его работника.
     Установить, что    научные    организации   несут   всю   полноту
ответственности за   реализацию   в   исследованиях   и    разработках
перспективных требований  к  техническому  уровню и качеству продукции
(работ, услуг),    их    соответствие     мировым     стандартам     и
конкурентоспособность. Они     обязаны    обеспечить    удовлетворение
требований заказчиков,  рентабельную работу,  выполнение  обязательств
перед бюджетом, банками и вышестоящим органом.

           I. Основные принципы хозяйственной деятельности
                         научных организаций

     4. Государственному комитету СССР по науке  и  технике,  Госстрою
СССР, Госагропрому  СССР,  министерствам,  ведомствам  СССР  и Советам
Министров союзных   республик    обеспечить    коренную    перестройку
деятельности научных  организаций  в  новых  условиях  хозяйствования.
Исходить из того,  что научные организации наряду с  производственными
предприятиями являются  социалистическими  товаропроизводителями  и  в
основу их работы должны быть положены принципы полного  хозяйственного
расчета и самофинансирования. Они обеспечивают свое научно-техническое
и социальное развитие за счет средств,  заработанных путем  реализации
разработок потребителям,  и несут полную ответственность за результаты
своей хозяйственной деятельности.
     Научно-техническая продукция    научных    организаций   является
товаром. К   научно-технической   продукции   относятся    законченные
научно-исследовательские, проектные,  конструкторские, технологические
работы и услуги,  изготовленные опытные  образцы  или  партии  изделий
(продукции), выполненные     в     соответствии     с    требованиями,
предусмотренными в хозяйственном договоре, и принятые заказчиком.

     5. Установить,  что  основным   источником   научно-технического,
социального развития  и  материального  стимулирования  (оплаты труда)
научной организации является ее прибыль (доход).
     Перейти к        целевому        финансированию        конкретных
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам
с  заинтересованными  в этих работах заказчиками вместо финансирования
содержания организация.  Источниками финансирования таких работ должны
быть  в  основном средства объединений,  предприятий и организаций,  а
также  средства  централизованных  фондов  и  резервов  министерств  и
ведомств   и   кредиты  банков,  а  в  необходимых  случаях  бюджетные
ассигнования.

     6. Министерства    и    ведомства     обязаны     концентрировать
научно-технический потенциал  на  решении  крупных  научно-технических
проблем в  приоритетных  направлениях  научно-технического  прогресса,
своевременной разработке   новых  техники,  технологии  и  материалов,
превосходящих по своим параметрам и показателям мировой уровень.
     Госплану СССР,  Государственному комитету СССР по науке и технике
совместно с  Госагропромом  СССР,  Госстроем  СССР,  министерствами  и
ведомствами СССР  и  Советами  Министров  союзных республик определять
объемы средств централизованных фондов развития производства,  науки и
техники, направляемых    на    финансирование   важнейших   отраслевых
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экономических
исследований, выполняемых   научными,   в  том  числе  и  отраслевыми,
организациями, на пятилетний период (с разбивкой по годам), а также на
1988-1990 годы.
     Министерства и ведомства СССР,  Госагропром СССР, Госстрой СССР и
Советы Министров    союзных    республик   самостоятельно   определяют
конкретную тематику этих работ и заключают договоры на их выполнение.
     Повысить ответственность  министерств  и ведомств за рациональное
расходование средств централизованного  фонда  развития  производства,
науки и техники.
     Министерствам и  ведомствам  СССР,  Госстрою  СССР,  Госагропрому
СССР, Советам  Министров союзных республик установить строгий контроль
за использованием    средств    централизованных    фондов    развития
производства, науки   и   техники,   направляемых   на  финансирование
исследований и разработок.
     Государственному комитету СССР по науке и технике,  Госстрою СССР
и Госагропрому СССР осуществлять периодические  проверки  фактического
расходования указанных     средств     министерствами,    ведомствами,
территориальными органами и научными  организациями  и  о  результатах
проверок докладывать Совету Министров СССР.

     7. В   целях  повышения  ответственности  научных  организаций  в
своевременном удовлетворении требований  заказчиков  и  усиления  роли
потребителей в   определении   тематики,  научно-технического  уровня,
качества и сроков  выполнения  исследований  и  разработок  радикально
поднять роль договорных отношений.
     Установить, что    договор    является    основным    документом,
регламентирующим отношения   научной   организации   (объединения)   с
заказчиком научно-технической  продукции,   включая   министерства   и
ведомства. Договоры          заключаются         на         выполнение
научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических
работ по   созданию   новых   техники,  технологии  и  материалов,  на
изготовление, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий
(продукции), освоение     их     в     производстве,    на    оказание
научно-технических услуг,  на  выполнение  других  работ  по   профилю
деятельности научной организации.
     При невыполнении обязательств,  обусловленных договором,  научная
организация, объединение   или   предприятие   -   разработчик   несут
материальную ответственность:    возвращают    заказчику    полученные
средства, выплачивают  штрафы  в  соответствии  с условиями договора и
действующим законодательством.

     8. Осуществить переход к оплате научно-технической  продукции  по
договорным ценам.   Цены   на   научно-исследовательские,   проектные,
конструкторские и   технологические   работы,    опытную    продукцию,
научно-технические услуги  и другие виды работ согласовываются научной
организацией с заказчиком до начала работ в зависимости  от  требуемых
эффективности, качества  и сроков выполнения работ.  Превышение затрат
по сравнению  с  договорной   ценой,   допущенное   исполнителем   без
согласования с  заказчиком,  компенсируется  им  за  счет  собственных
средств.
     Если работа  прекращается по вине заказчика,  то она оплачивается
им по фактически  произведенным  затратам  с  уровнем  рентабельности,
предусмотренным в цене на данную работу.

     9. Обеспечить    широкое    внедрение    конкурсных    начал    в
научно-технической сфере,   включая   фундаментальные    исследования,
проведение параллельных  разработок по наиболее важным проблемам науки
и техники,  ликвидацию  монопольного  положения   отдельных   головных
институтов, всемерное    поощрение    научно-технического   творчества
трудящихся.

     10. Установить,  что при отсутствии заказчиков на исследования  и
разработки, длительной  бесплодной  работе  научной  организации  и  в
случае, когда принятые этой организацией и вышестоящим органом меры по
обеспечению эффективной  работы  не  дали  положительных  результатов,
научная организация прекращает свою деятельность.

          II. Научные организации в составе производственных
                      объединений и предприятий

     11. Научные   организации,  входящие  в  состав  производственных
объединений и предприятий,  обязаны обеспечить повышение  технического
уровня и   улучшение   организации   производства,   совершенствование
технологических процессов,     повышение     качества,     обеспечение
конкурентоспособности продукции и своевременное ее обновление.
     Направить деятельность этих научных  организаций  в  основном  на
обеспечение собственных    нужд    производственных    объединений   и
предприятий, а их расходы относить  в  этом  случае  на  себестоимость
продукции объединения  или  возмещать  за  счет средств фонда развития
производства, науки и техники объединения.
     Работы, выполняемые   по  договорам  с  другими  предприятиями  и
организациями, учитывать  как  научно-техническую  продукцию  в  общих
итогах деятельности производственных объединений.
     Прибыль (доход) научной организации,  входящей в производственное
объединение, включать   в   общую   массу   его   прибыли  (дохода)  и
распределять в установленном порядке.

     12. Научные  организации  действуют  в  составе  производственных
объединений и  предприятий  на  хозрасчетных  началах  как структурные
единицы в   соответствии   с   положениями   о   них,    утверждаемыми
объединениями. Они  могут иметь отдельные баланс и счета в учреждениях
банков.

      III. Научные организации в составе научно-производственных
                             объединений

     13. Повысить эффективность работы научных организаций, входящих в
состав научно-производственных объединений.  Исходить из того, что они
должны обеспечить   решение   основных   задач,   поставленных   перед
объединениями по  созданию  в   кратчайшие   сроки   высокоэффективных
комплексов, машин,    оборудования,    приборов    и    материалов   и
технологических процессов,  определяющих  научно-технический  прогресс
отрасли.
     Деятельность указанных   научных    организаций    должна    быть
направлена, как   правило,   на  выполнение  договоров  объединений  с
заказчиками. Их  научно-техническая  продукция  учитывается  наряду  с
продукцией производственно-технического   назначения  в  общих  итогах
работы научно-производственного объединения.  Совместную  деятельность
научных и  производственных подразделений объединение планирует исходя
из условий       своего       функционирования       как       единого
научно-производственного комплекса.      До     производственных     и
научно-производственных объединений  одновременно  с   государственным
заказом могут  доводиться  государственные  заказы по развитию науки и
техники.

     14. Научные      организации      действуют       в       составе
научно-производственных объединений   как   структурные   единицы  или
самостоятельные организации,     которые      пользуются      правами,
предусмотренными    Законом   СССР   о   государственном   предприятии
(объединении).
     Научно-производственное объединение   руководит  самостоятельными
научными организациями,  входящими  в  его  состав,   осуществляя   по
отношению к   ним   функции   вышестоящего  органа  в  соответствии  с
действующим законодательством.

         IV. Научные организации, непосредственно подчиненные
                      министерствам и ведомствам

     15. Установить,    что   научные   организации,   находящиеся   в
непосредственном подчинении    министерств    и    ведомств,    должны
обеспечивать проведение   исследований  и  разработок  общеотраслевого
характера, активно  содействовать  широкому  применению   в   отраслях
народного хозяйства  прогрессивных  технологий,  новых  форм и методов
управления производством.   Они   полностью   отвечают   за    высокий
технический уровень  производства  и  продукции отрасли,  обеспечивают
проведение единой научно-технической политики.

     16. Министерствам и ведомствам доводить до научных организаций:
     государственные заказы по развитию науки и техники;
     лимиты государственных централизованных капитальных вложений  для
развития опытно-экспериментальных производств,  нового строительства и
решения особо  важных  задач  в  соответствии  с  перечнем   объектов,
включенных в  государственный  план,  объемов  строительно-монтажных и
подрядных работ,            централизованно             распределяемых
материально-технических ресурсов.
     Объем работ определяется  научными  организациями  самостоятельно
как сумма договоров с заказчиками на создание,  производство, поставку
новых техники,  технологии,  материалов и оказание  научно-технических
услуг.

     17. Научные  организации  с  разрешения вышестоящего органа могут
использовать формы хозяйственного расчета,  основанные на  нормативном
распределении прибыли или дохода*.
________________________________________________
     * Абзац  первый  пункта 17 признан утратившим силу постановлением
Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г.  N 1123 (СП СССР, 1990 г.,
N 2, ст. 16)  в части разрешения вышестоящего органа.

     Утверждать научным    организациям    следующие     экономические
нормативы:
     платы за  основные  производственные фонды,  трудовые,  природные
ресурсы;
     отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том
числе местный) бюджет;
     отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации,
предназначенной на   полное   восстановление   основных   фондов,    в
централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы
министерства;
     образования фонда научно-технического и социального развития;
     образования фонда  материального   поощрения   и   общего   фонда
заработной платы   для   научных   организаций,   применяющих    форму
хозяйственного расчета,  основанную   на   нормативном   распределении
прибыли;
     образования фонда валютных отчислений.
     В научных организациях, применяющих форму хозяйственного расчета,
основанную на нормативном распределении  дохода,  единый  фонд  оплаты
труда формируется  как  остаток  хозрасчетного дохода коллектива после
образования из него фонда научно-технического и социального развития.
     Научным организациям    обеспечить    очередность   распределения
полученной прибыли  (дохода)  и   направления   использования   фондов
научно-технического и  социального  развития и материального поощрения
(для научных организаций,  применяющих форму  хозяйственного  расчета,
основанную на    нормативном   распределении   прибыли)   в   порядке,
установленном для   объединений    и    предприятий    соответствующих
министерств.
     Предоставить право  научным  организациям  использовать  средства
фонда научно-технического  и  социального  развития для финансирования
поисковых исследований и работ по созданию научного задела.

     18. Министерствам   и   ведомствам   при   установлении   научным
организациям экономических нормативов:
     а) обеспечить  тесную  увязку  общегосударственных  интересов   с
хозрасчетными интересами  научных  организаций  и  заинтересованностью
работников этих организаций в высоких  результатах  труда,  творческом
подходе к решению стоящих перед ними задач;
     б) предусматривать  в  качестве  основного  критерия  оценки   их
деятельности народнохозяйственную     экономическую    и    социальную
значимость и   результативность   исследований   и   разработок,    их
перспективность, научно-технический  уровень  по  сравнению с мировыми
достижениями;
     в) учитывать  специфику  и профиль научных организаций,  повышать
заинтересованность трудовых  коллективов  в  новейших   исследованиях,
обеспечивающих нетрадиционные подходы к решению стоящих задач.

           V. Академические и вузовские научные организации

     19. Установить, что академические и вузовские научные организации
обязаны сосредоточить  основное   внимание   на   всемерном   развитии
фундаментальных исследований  по  важнейшим направлениям естественных,
технических и общественных наук как основы  для  неуклонного  движения
страны по пути прогресса.
     На базе этих фундаментальных работ они должны обеспечить создание
теоретических основ по принципиально новым видам техники и технологий,
революционизирующим общественное   производство,   и   быстрейшую   их
передачу в   народное   хозяйство,   а  также  проведение  с  участием
отраслевой и заводской науки поисковых и высокоэффективных  прикладных
работ отраслевого и межотраслевого характера.

     20. Поручить  Государственному  комитету  СССР по науке и технике
совместно с Академией  наук  СССР  определить  порядок  финансирования
фундаментальных исследований  в  области общественных,  естественных и
технических наук,  работ по межотраслевым научно-техническим проблемам
общегосударственного значения, а также по созданию принципиально новой
техники, революционизирующей производство.

     21. Государственному комитету СССР по науке и  технике,  Академии
наук СССР  и  Министерству высшего и среднего специального образования
СССР определить порядок и обеспечить активное участие академических  и
вузовских научных  организаций  в  реализации  государственных целевых
научно-технических программ   межотраслевого   характера   Комплексной
программы научно-технического прогресса стран- членов СЭВ до 2000 года.

     22. Установить,    что   научные   исследования   и   разработки,
выполняемые академическими  и  вузовскими  научными  организациями  по
договорам с министерствами,  ведомствами, объединениями, предприятиями
и организациями, финансируются за счет средств заказчиков.
     Распространить на  академические  и вузовские научные организации
основные принципы и условия выполнения договорных работ, установленные
настоящим постановлением.

     23. Академии наук СССР, Государственному комитету СССР по науке и
технике и Министерству высшего  и  среднего  специального  образования
СССР разработать   и   представить   в   6-месячный  срок  необходимые
предложения по постепенному переходу академических и вузовских научных
организаций на  новые  методы финансирования и хозяйствования с учетом
специфики их   деятельности   и   положений,   изложенных   в   данном
постановлении.

        VI. Организация работы по переводу научных организаций
                   на новые условия хозяйствования

     24. Министерствам и ведомствам СССР и Советам  Министров  союзных
республик осуществить  перевод  научных организаций на условия работы,
предусмотренные данным  постановлением,  в  сроки,  установленные  для
перевода объединений  и  предприятий  отраслей  народного хозяйства на
полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

     26. Отменить начиная с 1988  года  планирование  ассигнований  из
бюджета на   содержание  научных  организаций  по  базовому  методу  и
установить, что  бюджетные  средства   в   сметах   этих   организаций
предусматриваются и учитываются отдельно по каждой конкретной теме.
     Государственному комитету СССР по науке  и  технике  осуществлять
распределение выделенных   из   бюджета   ассигнований   на  науку  по
народнохозяйственным комплексам  и  направлениям  развития   науки   и
техники, исходя из необходимости обеспечения бюджетным финансированием
работ по   важнейшим   теоретическим   исследованиям,    межотраслевым
научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение, по
созданию принципиально новых техники и технологии, революционизирующих
общественное производство.  Совместно с Госпланом СССР и Министерством
финансов СССР разработать и утвердить методологию определения размеров
выделяемых из   бюджета   ассигнований   на  конкретные  темы  научных
исследований и разработок.

     27. Установить,      что      оплата       труда       работников
научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных,
изыскательских и других научных организаций,  переведенных  на  полный
хозяйственный расчет и самофинансирование, производится в соответствии
с постановлениями ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и ВЦСПС  от  22  мая
1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1115 и Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 17 октября 1986 г. N 1231.
     Поручить Государственному  комитету  СССР  по  труду и социальным
вопросам совместно с ВЦСПС  определить  порядок  применения  ставок  и
окладов, предусмотренных    указанными    постановлениями,    в   этих
организациях.
     Предоставить право  руководителям  указанных научных организаций,
переведенных на  полный  хозяйственный  расчет  и  самофинансирование,
привлекать в     необходимых     случаях    на    определенный    срок
высококвалифицированных специалистов    на    работу    в     качестве
консультантов в порядке и на условиях,  предусмотренных подпунктом "б"
пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 20 января 1986 г. N 85.

     28. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам
совместно с  Государственным комитетом СССР по науке и технике и ВЦСПС
переработать с  учетом  требований  настоящего  постановления  систему
аттестации научных работников,  усилив ее роль в создании действенного
механизма оценки их труда.

     29. (Абзац   второй)   Считать   важнейшим   фактором   повышения
эффективности работы       научных       организаций      формирование
высококвалифицированных научных  коллективов,  широкое  привлечение  к
разработкам талантливых  научных  и практических работников,  создание
эффективной системы  оптимального  обновления  коллектива,  неуклонное
наращивание научного и творческого потенциала, отвечающего современным
требованиям. С этой целью последовательно вводить  в  практику  работы
научных организаций систему заключения контрактов между администрацией
научной организации и группами ученых или отдельными специалистами  на
проведение научно-технических и опытно-конструкторских работ.

     30. Признать       необходимым      повысить      ответственность
Государственного Комитета СССР по  науке  и  технике,  Госстроя  СССР,
Госагропрома СССР,  министерств  и  ведомств  и усилить их контроль за
деятельностью научных организаций. Министерствам и ведомствам провести
тщательный анализ  деятельности  подведомственных научных организаций,
уточнить их профиль и специализацию, выявить малоэффективные, укрепить
их, а где необходимо,  преобразовать и ликвидировать по согласованию с
местными органами в соответствии  с  порядком,  установленным  Законом
СССР о  государственном  предприятии (объединении).  Исходя из стоящих
перед отраслями  задач  создавать  инженерные  и   сервисные   центры,
внедренческие организации,   другие  мобильные  и  гибкие  коллективы,
обеспечивающие повышение  эффективности   использования   ресурсов   и
качества продукции (работ, услуг).

     33. Поручить  Государственному  комитету  СССР по науке и технике
проводить необходимую  организаторскую   и   методическую   работу   с
министерствами и   ведомствами,  трудовыми  коллективами  объединений,
предприятий и  организаций  по  реализации  мероприятий,  связанных  с
выполнением настоящего  постановления.  Давать  в  необходимых случаях
министерствам и ведомствам разъяснения по его применению.

     34. Установить,  что  предусмотренный  настоящим   постановлением
экономический механизм  хозяйствования  научных  организаций  является
общим для всех отраслей народного хозяйства.
     Предоставить право     Госстрою    СССР,    Госагропрому    СССР,
министерствам и ведомствам непроизводственной сферы по согласованию  с
Госпланом СССР  и  Государственным  комитетом  СССР по науке и технике
применять отдельные  положения  настоящего  постановления   с   учетом
специфики деятельности подведомственных научных организаций.

     Центральный Комитет   КПСС   и   Совет  Министров  СССР  выражают
уверенность в  том,  что  ученые  и  инженерно-технические  работники,
рабочие и служащие объединений,  научно-исследовательских,  проектных,
конструкторских и технологических организаций сделают все  необходимое
для успешного  выполнения  поставленных  задач  по коренному повышению
эффективности научных    исследований    и    разработок,    обеспечат
практическую перестройку   работы   по  ускорению  научно-технического
прогресса.