О ПЕРЕВОДЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ* ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС 30 сентября 1987 г. N 1102 СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 30 сентября 1987 г. N 1102 (Д*) _____________________________________ * Пункт 25 признан утратившим силу постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г. N 1123 (СП СССР, 1990 г., N 2, ст. 16). Абзац первый пункта 29, пункты 31 и 32, абзац третий пункта 34 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что последовательное проведение курса XXVII съезда партии на ускорение социально-экономического развития требует всемерного наращивания темпов и максимального использования достижений научно-технического прогресса, коренной перестройки деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций. Созданный в стране научно-технический потенциал, позволяющий решать крупные народнохозяйственные задачи, используется недостаточно эффективно. Допущено отставание по ряду важнейших научных направлений, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции. Развитие науки осуществлялось в последнее время не путем повышения эффективности деятельности научных организаций, а в основном за счет создания новых учреждений и увеличения численности их работников. Уровень и качество научных исследований и разработок зачастую не соответствует современным научно-техническим требованиям и перспективам развития народного хозяйства. Деятельность многих институтов и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на повышение технического уровня производства, допускается распыление сил и средств на выполнение работ, не имеющих ни научной, ни практической ценности. Отсутствует должная ответственность и заинтересованность научных коллективов в решении стоящих перед ними задач, в высоких результатах проводимых исследований. Слабо стимулируются творчество и инициатива, поиск новых нетрадиционных решений. Методы управления научными организациями устарели, опираются в основном на администрирование и директивность. Не применяется экономический подход к управлению наукой, отсутствует необходимая зависимость между доходами коллективов и результатами исследований. Не отвечают современным требованиям сложившиеся методы хозяйствования в научных организациях, практика их взаимоотношений с заказчиками, а также с вышестоящими органами управления. Они не обеспечивают должной ответственности за технический уровень, качество и обновляемость продукции, сокращение затрат и сроков создания новых техники, технологии и материалов. Система планирования, финансирования и экономического стимулирования в научных организациях слабо увязана с интересами предприятий и не нацелена на достижение высоких конечных результатов производства. Государственный комитет СССР по науке и технике, Академия наук СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик в своей практической деятельности смирились с низким техническим уровнем проводимых научных исследований и разработок, не обеспечивают концентрации сил и ресурсов научных организаций на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, позволяющих вывести народное хозяйство на передовые позиции в мире, не осуществляют необходимого контроля за деятельностью подведомственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, зачастую загружают их работой по составлению всякого рода справок, отчетов и докладов. В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций, усиления их роли и ответственности в решении задач ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и во исполнение решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС об осуществлении научных исследований и разработок на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: 1. Считать необходимым осуществить перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций (далее именуемых "научные организации"), используя новый хозяйственный механизм в науке и научном обслуживании как главный экономический рычаг ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве и основу жизнедеятельности коллективов этих организаций. Исходить из того, что их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении). 2. Установить, что главной задачей научных организаций в новых условиях хозяйствования является последовательное претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства, обеспечение передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, полная мобилизация научного потенциала, создание атмосферы творчества в научных коллективах. Первостепенное внимание уделять укреплению связей науки с производством, предусматривать непосредственное включение научных коллективов в работы по всему циклу "научные исследования, разработки - производство - сбыт - обслуживание". Повысить темпы и уровень исследований по всем направлениям развития советской науки и техники, резко увеличить практическую отдачу труда ученых, конструкторов и технологов. Обеспечить постоянную готовность науки к реализации запросов современной жизни, практики революционных преобразований, происходящих в стране, выходу на мировой технический уровень производства и качества продукции. Активно развивать приоритетные направления научно-технического прогресса, обеспечивать выполнение работ по государственным целевым научно-техническим программам и планам межотраслевых научно-технических комплексов, практически ускорять создание принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство и позволяющих обеспечить высший мировой уровень и конкурентоспособность создаваемой продукции. В кратчайший срок перестроить всю работу межотраслевых научно-технических комплексов. Считать важнейшей задачей научных организаций, обеспечивающих деятельность этих комплексов, Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик многократное сокращение продолжительности цикла работ по созданию, освоению и широкомасштабному производству высокоэффективных видов техники, технологии и материалов новых поколений на главных направлениях научно-технического прогресса. Обеспечить безусловное выполнение работ, определенных Комплексной программой научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, активно развивать и углублять интеграцию и кооперацию и сфере исследований и разработок с научными организациями и предприятиями социалистических стран. 3. Повысить ответственность научных организаций за научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве по их профилю деятельности продукции (работ, услуг). В полной мере использовать широкие возможности развития инициативы и предприимчивости научных работников и инженеров, существенно повысить качество и творческую отдачу интеллектуального кадрового потенциала, с тем чтобы эффективность и окупаемость производимых затрат стали нормой деятельности и главным критерием оценки результатов труда как научного коллектива в целом, так и каждого его работника. Установить, что научные организации несут всю полноту ответственности за реализацию в исследованиях и разработках перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), их соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность. Они обязаны обеспечить удовлетворение требований заказчиков, рентабельную работу, выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. I. Основные принципы хозяйственной деятельности научных организаций 4. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить коренную перестройку деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Исходить из того, что научные организации наряду с производственными предприятиями являются социалистическими товаропроизводителями и в основу их работы должны быть положены принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они обеспечивают свое научно-техническое и социальное развитие за счет средств, заработанных путем реализации разработок потребителям, и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Научно-техническая продукция научных организаций является товаром. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в хозяйственном договоре, и принятые заказчиком. 5. Установить, что основным источником научно-технического, социального развития и материального стимулирования (оплаты труда) научной организации является ее прибыль (доход). Перейти к целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах заказчиками вместо финансирования содержания организация. Источниками финансирования таких работ должны быть в основном средства объединений, предприятий и организаций, а также средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и кредиты банков, а в необходимых случаях бюджетные ассигнования. 6. Министерства и ведомства обязаны концентрировать научно-технический потенциал на решении крупных научно-технических проблем в приоритетных направлениях научно-технического прогресса, своевременной разработке новых техники, технологии и материалов, превосходящих по своим параметрам и показателям мировой уровень. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Госагропромом СССР, Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик определять объемы средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование важнейших отраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экономических исследований, выполняемых научными, в том числе и отраслевыми, организациями, на пятилетний период (с разбивкой по годам), а также на 1988-1990 годы. Министерства и ведомства СССР, Госагропром СССР, Госстрой СССР и Советы Министров союзных республик самостоятельно определяют конкретную тематику этих работ и заключают договоры на их выполнение. Повысить ответственность министерств и ведомств за рациональное расходование средств централизованного фонда развития производства, науки и техники. Министерствам и ведомствам СССР, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, Советам Министров союзных республик установить строгий контроль за использованием средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование исследований и разработок. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР и Госагропрому СССР осуществлять периодические проверки фактического расходования указанных средств министерствами, ведомствами, территориальными органами и научными организациями и о результатах проверок докладывать Совету Министров СССР. 7. В целях повышения ответственности научных организаций в своевременном удовлетворении требований заказчиков и усиления роли потребителей в определении тематики, научно-технического уровня, качества и сроков выполнения исследований и разработок радикально поднять роль договорных отношений. Установить, что договор является основным документом, регламентирующим отношения научной организации (объединения) с заказчиком научно-технической продукции, включая министерства и ведомства. Договоры заключаются на выполнение научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ по созданию новых техники, технологии и материалов, на изготовление, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в производстве, на оказание научно-технических услуг, на выполнение других работ по профилю деятельности научной организации. При невыполнении обязательств, обусловленных договором, научная организация, объединение или предприятие - разработчик несут материальную ответственность: возвращают заказчику полученные средства, выплачивают штрафы в соответствии с условиями договора и действующим законодательством. 8. Осуществить переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Цены на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, опытную продукцию, научно-технические услуги и другие виды работ согласовываются научной организацией с заказчиком до начала работ в зависимости от требуемых эффективности, качества и сроков выполнения работ. Превышение затрат по сравнению с договорной ценой, допущенное исполнителем без согласования с заказчиком, компенсируется им за счет собственных средств. Если работа прекращается по вине заказчика, то она оплачивается им по фактически произведенным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную работу. 9. Обеспечить широкое внедрение конкурсных начал в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, проведение параллельных разработок по наиболее важным проблемам науки и техники, ликвидацию монопольного положения отдельных головных институтов, всемерное поощрение научно-технического творчества трудящихся. 10. Установить, что при отсутствии заказчиков на исследования и разработки, длительной бесплодной работе научной организации и в случае, когда принятые этой организацией и вышестоящим органом меры по обеспечению эффективной работы не дали положительных результатов, научная организация прекращает свою деятельность. II. Научные организации в составе производственных объединений и предприятий 11. Научные организации, входящие в состав производственных объединений и предприятий, обязаны обеспечить повышение технического уровня и улучшение организации производства, совершенствование технологических процессов, повышение качества, обеспечение конкурентоспособности продукции и своевременное ее обновление. Направить деятельность этих научных организаций в основном на обеспечение собственных нужд производственных объединений и предприятий, а их расходы относить в этом случае на себестоимость продукции объединения или возмещать за счет средств фонда развития производства, науки и техники объединения. Работы, выполняемые по договорам с другими предприятиями и организациями, учитывать как научно-техническую продукцию в общих итогах деятельности производственных объединений. Прибыль (доход) научной организации, входящей в производственное объединение, включать в общую массу его прибыли (дохода) и распределять в установленном порядке. 12. Научные организации действуют в составе производственных объединений и предприятий на хозрасчетных началах как структурные единицы в соответствии с положениями о них, утверждаемыми объединениями. Они могут иметь отдельные баланс и счета в учреждениях банков. III. Научные организации в составе научно-производственных объединений 13. Повысить эффективность работы научных организаций, входящих в состав научно-производственных объединений. Исходить из того, что они должны обеспечить решение основных задач, поставленных перед объединениями по созданию в кратчайшие сроки высокоэффективных комплексов, машин, оборудования, приборов и материалов и технологических процессов, определяющих научно-технический прогресс отрасли. Деятельность указанных научных организаций должна быть направлена, как правило, на выполнение договоров объединений с заказчиками. Их научно-техническая продукция учитывается наряду с продукцией производственно-технического назначения в общих итогах работы научно-производственного объединения. Совместную деятельность научных и производственных подразделений объединение планирует исходя из условий своего функционирования как единого научно-производственного комплекса. До производственных и научно-производственных объединений одновременно с государственным заказом могут доводиться государственные заказы по развитию науки и техники. 14. Научные организации действуют в составе научно-производственных объединений как структурные единицы или самостоятельные организации, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Научно-производственное объединение руководит самостоятельными научными организациями, входящими в его состав, осуществляя по отношению к ним функции вышестоящего органа в соответствии с действующим законодательством. IV. Научные организации, непосредственно подчиненные министерствам и ведомствам 15. Установить, что научные организации, находящиеся в непосредственном подчинении министерств и ведомств, должны обеспечивать проведение исследований и разработок общеотраслевого характера, активно содействовать широкому применению в отраслях народного хозяйства прогрессивных технологий, новых форм и методов управления производством. Они полностью отвечают за высокий технический уровень производства и продукции отрасли, обеспечивают проведение единой научно-технической политики. 16. Министерствам и ведомствам доводить до научных организаций: государственные заказы по развитию науки и техники; лимиты государственных централизованных капитальных вложений для развития опытно-экспериментальных производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов. Объем работ определяется научными организациями самостоятельно как сумма договоров с заказчиками на создание, производство, поставку новых техники, технологии, материалов и оказание научно-технических услуг. 17. Научные организации с разрешения вышестоящего органа могут использовать формы хозяйственного расчета, основанные на нормативном распределении прибыли или дохода*. ________________________________________________ * Абзац первый пункта 17 признан утратившим силу постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г. N 1123 (СП СССР, 1990 г., N 2, ст. 16) в части разрешения вышестоящего органа. Утверждать научным организациям следующие экономические нормативы: платы за основные производственные фонды, трудовые, природные ресурсы; отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе местный) бюджет; отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства; образования фонда научно-технического и социального развития; образования фонда материального поощрения и общего фонда заработной платы для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли; образования фонда валютных отчислений. В научных организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда научно-технического и социального развития. Научным организациям обеспечить очередность распределения полученной прибыли (дохода) и направления использования фондов научно-технического и социального развития и материального поощрения (для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли) в порядке, установленном для объединений и предприятий соответствующих министерств. Предоставить право научным организациям использовать средства фонда научно-технического и социального развития для финансирования поисковых исследований и работ по созданию научного задела. 18. Министерствам и ведомствам при установлении научным организациям экономических нормативов: а) обеспечить тесную увязку общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами научных организаций и заинтересованностью работников этих организаций в высоких результатах труда, творческом подходе к решению стоящих перед ними задач; б) предусматривать в качестве основного критерия оценки их деятельности народнохозяйственную экономическую и социальную значимость и результативность исследований и разработок, их перспективность, научно-технический уровень по сравнению с мировыми достижениями; в) учитывать специфику и профиль научных организаций, повышать заинтересованность трудовых коллективов в новейших исследованиях, обеспечивающих нетрадиционные подходы к решению стоящих задач. V. Академические и вузовские научные организации 19. Установить, что академические и вузовские научные организации обязаны сосредоточить основное внимание на всемерном развитии фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук как основы для неуклонного движения страны по пути прогресса. На базе этих фундаментальных работ они должны обеспечить создание теоретических основ по принципиально новым видам техники и технологий, революционизирующим общественное производство, и быстрейшую их передачу в народное хозяйство, а также проведение с участием отраслевой и заводской науки поисковых и высокоэффективных прикладных работ отраслевого и межотраслевого характера. 20. Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР определить порядок финансирования фундаментальных исследований в области общественных, естественных и технических наук, работ по межотраслевым научно-техническим проблемам общегосударственного значения, а также по созданию принципиально новой техники, революционизирующей производство. 21. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР определить порядок и обеспечить активное участие академических и вузовских научных организаций в реализации государственных целевых научно-технических программ межотраслевого характера Комплексной программы научно-технического прогресса стран- членов СЭВ до 2000 года. 22. Установить, что научные исследования и разработки, выполняемые академическими и вузовскими научными организациями по договорам с министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями, финансируются за счет средств заказчиков. Распространить на академические и вузовские научные организации основные принципы и условия выполнения договорных работ, установленные настоящим постановлением. 23. Академии наук СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике и Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и представить в 6-месячный срок необходимые предложения по постепенному переходу академических и вузовских научных организаций на новые методы финансирования и хозяйствования с учетом специфики их деятельности и положений, изложенных в данном постановлении. VI. Организация работы по переводу научных организаций на новые условия хозяйствования 24. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить перевод научных организаций на условия работы, предусмотренные данным постановлением, в сроки, установленные для перевода объединений и предприятий отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. 26. Отменить начиная с 1988 года планирование ассигнований из бюджета на содержание научных организаций по базовому методу и установить, что бюджетные средства в сметах этих организаций предусматриваются и учитываются отдельно по каждой конкретной теме. Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять распределение выделенных из бюджета ассигнований на науку по народнохозяйственным комплексам и направлениям развития науки и техники, исходя из необходимости обеспечения бюджетным финансированием работ по важнейшим теоретическим исследованиям, межотраслевым научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение, по созданию принципиально новых техники и технологии, революционизирующих общественное производство. Совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР разработать и утвердить методологию определения размеров выделяемых из бюджета ассигнований на конкретные темы научных исследований и разработок. 27. Установить, что оплата труда работников научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, производится в соответствии с постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1115 и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 г. N 1231. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС определить порядок применения ставок и окладов, предусмотренных указанными постановлениями, в этих организациях. Предоставить право руководителям указанных научных организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, привлекать в необходимых случаях на определенный срок высококвалифицированных специалистов на работу в качестве консультантов в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 20 января 1986 г. N 85. 28. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике и ВЦСПС переработать с учетом требований настоящего постановления систему аттестации научных работников, усилив ее роль в создании действенного механизма оценки их труда. 29. (Абзац второй) Считать важнейшим фактором повышения эффективности работы научных организаций формирование высококвалифицированных научных коллективов, широкое привлечение к разработкам талантливых научных и практических работников, создание эффективной системы оптимального обновления коллектива, неуклонное наращивание научного и творческого потенциала, отвечающего современным требованиям. С этой целью последовательно вводить в практику работы научных организаций систему заключения контрактов между администрацией научной организации и группами ученых или отдельными специалистами на проведение научно-технических и опытно-конструкторских работ. 30. Признать необходимым повысить ответственность Государственного Комитета СССР по науке и технике, Госстроя СССР, Госагропрома СССР, министерств и ведомств и усилить их контроль за деятельностью научных организаций. Министерствам и ведомствам провести тщательный анализ деятельности подведомственных научных организаций, уточнить их профиль и специализацию, выявить малоэффективные, укрепить их, а где необходимо, преобразовать и ликвидировать по согласованию с местными органами в соответствии с порядком, установленным Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Исходя из стоящих перед отраслями задач создавать инженерные и сервисные центры, внедренческие организации, другие мобильные и гибкие коллективы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов и качества продукции (работ, услуг). 33. Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике проводить необходимую организаторскую и методическую работу с министерствами и ведомствами, трудовыми коллективами объединений, предприятий и организаций по реализации мероприятий, связанных с выполнением настоящего постановления. Давать в необходимых случаях министерствам и ведомствам разъяснения по его применению. 34. Установить, что предусмотренный настоящим постановлением экономический механизм хозяйствования научных организаций является общим для всех отраслей народного хозяйства. Предоставить право Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам и ведомствам непроизводственной сферы по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике применять отдельные положения настоящего постановления с учетом специфики деятельности подведомственных научных организаций. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что ученые и инженерно-технические работники, рабочие и служащие объединений, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций сделают все необходимое для успешного выполнения поставленных задач по коренному повышению эффективности научных исследований и разработок, обеспечат практическую перестройку работы по ускорению научно-технического прогресса. |