О ПЕРЕСТРОЙКЕ РАБОТЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ СССР И ПОВЫШЕНИИ ЕЕ РОЛИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ (ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СССР, РИГА, 1990). Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 24.12.87 1488

       "О ПЕРЕСТРОЙКЕ РАБОТЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ СССР И
   ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ РОЛИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И
             ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                          24 декабря 1987 г.

                                N 1488

                                 (Д)
     

                             (Извлечение)

  Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что основ-
ные направления деятельности Торгово-промышленной палаты СССР, сложив-
шиеся формы и методы ее работы по оказанию содействия развитию  эконо-
мических,  научно-технических и торговых связей Советского Союза с за-
рубежными странами не соответствуют  возросшим  требованиям  повышения
эффективности внешнеэкономической деятельности, создания наиболее бла-
гоприятных предпосылок для осуществления  этой  работы  объединениями,
предприятиями и организациями в условиях коренной перестройки и демок-
ратизации управления внешнеэкономическими связями.
  Слабо используются возможности  торгово-промышленных  палат  союзных
республик и городов, а также региональных отделений Торгово-промышлен-
ной палаты СССР в оказании действенной помощи объединениям,  предприя-
тиям и организациям по расширению и развитию новых форм торгово-эконо-
мического и научно-технического сотрудничества.
  Торгово-промышленная палата  СССР еще не оказывает необходимого воз-
действия на развитие социалистической предприимчивости,  слабо изучает
конкретные нужды объединений, предприятий и организаций, работающих на
внешнем рынке, не ведет систематического обобщения опыта этой деятель-
ности, недостаточно содействует повышению деловой квалификации руково-
дящих работников и специалистов промышленности,  занятых во внешнеэко-
номической сфере.
  В целях перестройки деятельности Торгово-промышленной палаты СССР  в
условиях активного привлечения объединений,  предприятий и организаций
к работе на внешнем рынке в соответствии с решениями  июньского  (1987
г.) Пленума ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по
вопросам коренной перестройки управления экономикой и  совершенствова-
нию управления внешнеэкономическими связями Центральный Комитет КПСС и
Совет Министров СССР постановляют:
  1. Повысить роль Торгово-промышленной палаты СССР как союзно-респуб-
ликанской общественной организации,  выражающей интересы  объединений,
предприятий и организаций, в системе внешнеэкономических связей СССР.
  Считать главной  задачей  Торгово-промышленной  палаты СССР оказание
активного содействия развитию экспорта советских товаров,  прогрессив-
ной перестройке его структуры, а также практической помощи объединени-
ям, предприятиям и организациям в проведении операций на внешнем рынке
и  освоении  новых  форм  сотрудничества,  включая создание совместных
предприятий.
  2. Сосредоточить деятельность Торгово-промышленной  палаты  СССР  на
следующих основных направлениях:
  консультационная деятельность по вопросам исследования рынков, инжи-
ниринговых услуг, маркетинга, конъюнктурно-экономической информации, по
подготовке технико-экономических обоснований промышленных,  сельскохо-
зяйственных, торговых и других проектов, контрактов и сделок, докумен-
тации по внешнеторговым, организационно-техническим, правовым и другим
вопросам внешнеэкономической работы, включая доведение до объединений,
предприятий и организаций нормативных документов, а также оказание со-
действия  советским  заказчикам в поиске зарубежных партнеров и других
услуг, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
  обеспечение своевременной и качественной подготовки и проведения на-
циональных и торгово-промышленных выставок СССР за границей и  участия
Советского  Союза  на  международных  ярмарках,  организация  на  этих
выставках широкой пропаганды новейших достижений науки и техники и пе-
редового опыта СССР, показа и коммерческой рекламы изделий и образцов,
отвечающих по своему техническому уровню и качеству требованиям  миро-
вого рынка;
  оказание содействия редакции газеты "Правда" и другим советским  ор-
ганизациям  в  оформлении  советских павильонов на массовых праздниках
коммунистической печати;
  содействие проведению  международных  и иностранных выставок в СССР,
превращение этих выставок в школу освоения передового зарубежного опы-
та в целях ориентации советских объединений, предприятий и организаций
на освоение производства современной в техническом отношении конкурен-
тоспособной продукции;
  целевое информационное обслуживание советских объединений, предприя-
тий и организаций по вопросам внешнеэкономической деятельности,  зако-
нодательства,  обычаев и правил внешней  торговли  СССР  и  зарубежных
государств;
  организация с привлечением  при  необходимости  соответствующих  ми-
нистерств  и ведомств периодического издания (не менее двух раз в год)
каталогов товаров народного потребления, производимых лучшими зарубеж-
ными  фирмами,  для информации отечественных предприятий и организаций
всех отраслей народного хозяйства и союзных республик;
  проведение за границей и в СССР рекламной работы для советских  объ-
единений,  предприятий,  организаций и зарубежных компаний, содействие
улучшению дизайна советской экспортной продукции,  разработке товарных
знаков;
  экспертиза на коммерческой основе по заявкам советских и иностранных
организаций и фирм соответствия советских товаров требованиям внешнего
рынка,  проверка комплектности, количества и качества экспортных и им-
портных товаров как в СССР, так и за границей;
  осуществление деловых контактов с международными организациями, тор-
гово-промышленными палатами других стран, в первую очередь социалисти-
ческих,  с  объединениями  предпринимателей и другими организациями за
рубежом, содействующими развитию внешнеэкономических связей, участие в
работе  смешанных торговых палат,  проведение деловых встреч советских
экспортеров, симпозиумов, конференций по отдельным вопросам внешнеэко-
номической  деятельности,  организация  целевых  деловых поездок и со-
действие деловому туризму;
  организация обслуживания представительств иностранных фирм, банков и
организаций на территории СССР,  включая предоставление им всего комп-
лекса услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности;
  оказание услуг по патентованию советских изобретений за  границей  и
иностранных  изобретений в СССР,  защита прав патентообладателей,  ре-
гистрация за границей товарных знаков на советскую экспортную  продук-
цию и иностранных товарных знаков в СССР;
  издательская деятельность в целях  публикации  нормативной,  коммер-
ческой,  рекламной и другой деловой информации по вопросам, входящим в
компетенцию Палаты;
  деятельность в области внешнеторгового и морского арбитража;
  осуществление переводов внешнеторговой, технической и другой деловой
документации.
  Указанная деятельность обеспечивается  Торгово-промышленной  палатой
СССР;  входящими  в  ее систему торгово-промышленными палатами союзных
республик (кроме РСФСР) и городов,  отделениями Палаты, а также подчи-
ненными им объединениями, предприятиями и организациями. В РСФСР зада-
чи, стоящие перед Торгово-промышленной палатой СССР, осуществляются не-
посредственно Палатой и ее организациями на местах.
  3. В  целях  повышения  роли организаций,  входящих в систему Торго-
во-промышленной  палаты  СССР,  в  оказании  содействия  объединениям,
предприятиям  и  организациям  в выполнении стоящих перед ними задач в
области внешнеэкономической деятельности  Торгово-промышленной  палате
СССР:
  коренным образом перестроить работу торгово-промышленных палат союз-
ных республик и городов, а также отделений и других организаций Палаты
на  местах,  сосредоточив  их  усилия  на  оказании  информационных  и
консультационных  услуг  объединениям,  предприятиям  и  организациям,
участвующим во внешнеэкономической деятельности,  проведении выставоч-
ной работы в СССР и за рубежом;
  обеспечивать создание  консультационно-посреднических организаций на
местах,  обобщать информацию о деятельности других созданных на терри-
тории СССР аналогичных организаций,  проводить работу по повышению де-
ловой квалификации их сотрудников, рассматривать предложения объедине-
ний,  предприятий и организаций о целесообразности создания консульта-
ционных организаций в отдельных регионах страны и разрабатывать  реко-
мендации по их созданию,  оказывать содействие деятельности этих орга-
низаций;
  расширять сеть территориальных подразделений Палаты с учетом потреб-
ностей конкретных регионов страны,  предоставляя  им  необходимую  са-
мостоятельность в различных областях деятельности, включая право веде-
ния переговоров с иностранными партнерами по вопросам, входящим в сфе-
ру  компетенции указанных подразделений,  а также осуществления в этих
целях почтовой, телексно-телеграфной и телефонной связи;
  оказывать содействие в проведении на территории СССР  силами  торго-
во-промышленных палат союзных республик и городов,  а также региональ-
ных отделений Палаты торгово-промышленных ярмарок,  выставок и  других
мероприятий в целях развития экспорта и изучения передового зарубежно-
го опыта;
  принять меры к укреплению материально-технической базы  торгово-про-
мышленных палат союзных республик, городов и отделений Палаты.
  4. Торгово-промышленной палате СССР проводить анализ  внешнеэкономи-
ческой  деятельности  объединений,  предприятий  и  организаций и с их
участием изучать практику осуществления внешнеэкономического сотрудни-
чества, применения действующих в этой области нормативных документов и
вносить предложения по их совершенствованию.
  5. Возложить  на Торгово-промышленную палату СССР координацию работы
по внешнеэкономической рекламе товаров и услуг,  имея в виду  что  от-
ветственность  за  организацию  такой рекламы несут министерства,  ве-
домства,  объединения, предприятия и организации, осуществляющие соот-
ветствующую внешнеэкономическую деятельность.
  В этих целях:
  передать Всесоюзное  внешнеторговое объединение "Внешторгреклама" из
ведения Министерства внешней торговли СССР и Всесоюзную контору  "Заг-
ранреклама"  из ведения Государственного комитета СССР по внешним эко-
номическим связям в ведение Торгово-промышленной палаты СССР и образо-
вать  в  системе  Палаты  центр по оказанию комплекса рекламных услуг,
возложив на него организацию рекламы советских товаров за  границей  и
зарубежных товаров в СССР;
  признать необходимым создать при  Торгово-промышленной  палате  СССР
Межведомственный совет по внешнеэкономической рекламе. Государственной
внешнеэкономической комиссии Совета Министров  СССР  утвердить  состав
Межведомственного совета и положение о нем.
  6. Торгово-промышленной палате СССР:
  приводить свою  работу в тесном взаимодействии с Министерством внеш-
ней торговли СССР,  Государственным комитетом СССР по внешним экономи-
ческим связям, Государственным комитетом СССР по науке и технике, дру-
гими министерствами и ведомствами СССР и  Советами  Министров  союзных
республик;
  осуществлять широкие связи с ассоциациями делового сотрудничества  с
зарубежными странами.
  Госплану СССР, Госснабу СССР, Государственному комитету СССР по нау-
ке и технике, Министерству внешней торговли СССР, Государственному ко-
митету СССР по  внешним  экономическим  связям,  Министерству  юстиции
СССР,  Министерству  финансов СССР,  другим министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик  оказывать  постоянное  со-
действие Торгово-промышленной палате СССР в решении возложенных на нее
задач.
  Министерствам и ведомствам СССР и союзных республик по запросам Тор-
гово-промышленной палаты СССР предоставлять в распоряжение Палаты  ин-
формацию и другие материалы, необходимые для выполнения ее задач.