О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ (1) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СССР 19 августа 1986 г. N 992 СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 19 августа 1986 г. N 992 (Д) ------------------- 1 Действие постановления распространено: постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 года N 326 (СП СССР, 1987 г., N 24, ст.84) на вузы из числа участвующих в реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, которые могут устанавливать прямые связи с организациями стран - членов СЭВ. Перечень этих вузов определяют Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и Советы Министров союзных республик; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 февраля 1988 г. N 166 (СП СССР, 1988 г., N 10, ст.27) не подведомственные Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР учебные заведения системы повышения квалификации и переподготовки кадров в части предоставления им права установления прямых связей с зарубежными партнерами. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в свете установок ХХVII съезда партии и решений июньского (1986 г.) Пленума ЦК КПСС в современных условиях динамичное развитие всестороннего сотрудничества со странами социализма, дальнейшее углубление социалистической экономической интеграции приобретают особое значение. Курс на ускорение социально-экономического развития стран - членов СЭВ, укрепление единства и сплоченности социалистических государств, упрочение позиций социализма в мире требуют коренного совершенствования взаимодействия СССР со странами социализма. В целях совершенствования управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами Центральный Комитет СССР и Совет Министров СССР постановляют: 1. Считать важнейшей политической и общегосударственной задачей приоритетное развитие экономических связей с социалистическими странами на основе принципов социалистического интернационализма. Принципиально перестроить систему сотрудничества с этими странами, обеспечив переход от преимущественно торговых связей к глубокой специализации и кооперации производства. Положить в основу всей работы по сотрудничеству Комплексную программу научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года. Расширять взаимовыгодное экономическое сотрудничество с европейскими странами - членами СЭВ в совместном решении задач по эффективному использованию производственного и научно-технического потенциала, обеспечению выхода на новые рубежи науки и техники. С Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Куба и Монгольской Народной Республикой сотрудничество развивать с учетом необходимости оказания всесторонней помощи в их условиях по укреплению социалистической экономики, повышать эффективность оказываемой помощи, содействовать созданию современных отраслей народного хозяйства этих стран на основе кооперации с СССР и другими странами - членами СЭВ. Существенным образом изменить форму и методы внешнеэкономических связей со странами социалистического содружества. Совершенствуя централизованное планирование экономических отношений, главный упор необходимо делать на всемерное активное внедрение новых прогрессивных форм взаимодействия между объединениями, предприятиями и организациями СССР и социалистических стран, создание необходимых экономических и организационных условий для их деятельности на основе полного хозяйственного расчета и взаимной выгоды. 1. ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 2. Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству финансов СССР, Академии наук СССР, Постоянному представительству СССР в СЭВ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ускорить разработку Концепции развития внешнеэкономических связей СССР со странами - членами СЭВ на 1991-1995 годы и до 2000 года как базы для согласования долгосрочной экономической политики и координации государственных планов При этом исходить из того, что нужно обеспечить подлинный перелом во всей системе сотрудничества с социалистическими странами на основе глубокой научно-технической и экономической интеграции. Особое внимание обратить на решение крупных экономических и технических проблем народного хозяйства социалистических стран, выработку направлений широкомасштабного развития взаимовыгодной специализации, переход от торговых связей к широкой производственной кооперации. 3. Сконцентрировать усилия Госплана СССР, Постоянного представительства СССР в СЭВ на развитии экономических связей со странами - членами СЭВ в строгом соответствии с Концепцией, на координации плановой деятельности министерств и ведомств в области внешнеэкономических связей, углублении специализации производства, достижении высокой эффективности экономических связей и их максимального вклада в ускорение социально-экономического развития страны. 4. Госплану СССР при разработке пятилетних и годовых планов экономического и социального развития: устанавливать министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик задания по объемам внешнеэкономических связей, выделяя при этом задания по странам - членам СЭВ (для объединений, предприятий и организаций заданий по развитию кооперации не устанавливается); определять в соответствии с Концепцией приоритетные направления развития экономического сотрудничества, включая специализацию производства по основным видам продукции, проводить координацию капитальных вложений по объектам, представляющим взаимный интерес, в том числе связанных с освоением изделий по заданиям Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ; согласовывать общие объемы и пропорции взаимного экономического сотрудничества, осуществлять меры, обеспечивающие улучшение структуры товарооборота и достижение сбалансированности торговых и платежных отношений. Установить, что начиная с 1987 года в планах экономического и социального развития министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, объединений и предприятий в разделе внешнеэкономических связей выделяются мероприятия по развитию социалистической экономической интеграции со странами - членами СЭВ, в том числе по выполнению Комплексной программы научно-технического прогресса. Обеспечить безусловную реализацию обязательств Советской Стороной, вытекающих из международных соглашений, хозяйственных договоров и контрактов. 5. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при проведении координации планов осуществлять с компетентными органами стран - членов СЭВ глубокую совместную проработку научно-технической политики в соответствующих отраслях на базе Комплексной программы научно-технического прогресса, направлений перспективного развития отраслей и важнейших видов производства, а также согласовывать номенклатуру и объемы взаимных поставок продукции, в том числе специализированной. При этом главная задача состоит в том, чтобы, используя международное разделение труда, поднять технический уровень выпускаемой продукции и увеличить объем ее производства. Активно включить в эту работу подведомственные объединения, предприятия и организации, осуществляющие кооперационные связи и участвующие в деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций. Исходить из того, что объемы возможного превышения импорта над экспортом по кооперированным поставкам допускаются лишь в пределах централизованных валютных фондов отрасли и за счет кредитов Внешторгбанка СССР. 6. Считать, что тесные научно-технические и производственные взаимоотношения объединений, предприятий и организаций являются важнейшим источником ускорения развития интеграционных связей СССР со странами - членами СЭВ. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, Постоянному представительству СССР в СЭВ широко развернуть работу по активному вовлечению объединений, предприятий и организаций, имеющих реальные возможности для развития кооперации производства с предприятиями и организациями других стран - членов СЭВ. Объединениям, предприятиям и организациям проводить с сотрудничающими предприятиями и организациями других стран - членов СЭВ совместное планирование кооперированных производств, предусматривая прежде всего разработку и освоение прогрессивной техники, создание новых и реконструкцию действующих мощностей; согласовывать номенклатуру и объемы экспортных и импортных поставок продукции по кооперации. Предложения, выработанные в результате договоренностей с предприятиями и организациями стран - членов СЭВ, включать в полном объеме в соответствующие разделы планов экономического и социального развития министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. 7. Поручить Госплану СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Министерством внешней торговли СССР, Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям и Постоянным представительством СССР в СЭВ подготовить предложения Советской Стороны о задачах, порядке и сроках проведения координации планов СССР и стран - членов СЭВ на 1991-1995 годы. При этом исходить из того, что в целях обеспечения всесторонней обоснованности и строгого соблюдения взаимных обязательств результаты координации планов можно было бы завершить подписанием с каждой из стран единого межправительственного соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Такие соглашения могли бы разрабатываться центральными плановыми и внешнеторговыми органами стран. Соглашения и договоры на уровне объединений, предприятий, организаций, министерств и ведомств целесообразно заключать до подписания указанных соглашений. На многосторонней основе эту работу следовало бы завершать подписанием соглашений по решению важнейших проблем сотрудничества, принятием долгосрочных комплексных программ и Согласованного плана многосторонних интеграционных мероприятий. II. ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ПРЯМЫХ СВЯЗЕЙ 8. Прямые производственные и научно-технические связи объединений, предприятий и организаций СССР с предприятиями и организациями других стран - членов СЭВ должны быть важнейшим средством осуществления устойчивой и эффективной кооперации, обмена передовым опытом, оказания взаимной помощи в освоении и внедрении новой техники и технологии. Дальнейшее развитие прямых связей направить на выполнение заданий Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ, повышение производительности труда, модернизацию производства, более полное использование производственных мощностей и экономию ресурсов, увеличение выпуска продукции, не уступающей по техническому уровню и качеству мировым достижениям, а также замещающей экономически неоправданный импорт из капиталистических стран. 9. В целях всемерного развития прямых связей и создания для этого экономических и организационных условий расширить права объединений, предприятий и организаций, позволяющие им активно включиться в международную производственную и научно-техническую кооперацию. В связи с этим разрешить им самостоятельно решать все вопросы кооперации, в том числе: а) определять направления и конкретные цели сотрудничества, выбирать предприятия и организации стран - членов СЭВ, с которыми целесообразно устанавливать прямые связи, согласовывать с ними номенклатуру и объемы взаимных поставок, связанных с кооперацией; б) производить взаимные поставки кооперированной продукции, образцов изделий, приборов, оснастки, инструмента, материалов, отдельных машин и оборудования и обмениваться необходимыми услугами в связи с осуществлением кооперации и развитием производства (в том числе для предприятий-смежников в СССР); представлять и получать в аренду приборы, машины и оборудование; размещать разовые заказы на изготовление и поставку в СССР продукции с передачей для этих целей соответствующих материальных ресурсов и технической документации, а также принимать такие заказы; в) проводить с организациями стран - членов СЭВ научно-исследовательские, проектно-конструкторские и экспериментальные работы, создавать для этих целей совместные коллективы ученых и специалистов, обмениваться на взаимно согласованных условиях научно-технической документацией, не содержащей открытий, оказывать взаимное содействие в обучении кадров 1. ------------------ 1 Подпункт "в" пункта 9 - с изменениями, внесенными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 марта 1988 г. N 329. 10. Для обеспечения увязки общих итогов хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций с результатами их работы по прямым связям предоставить им право: а) согласовывать цены на кооперируемые комплектующие изделия и предоставляемые услуги. Цены на эти изделия увязывать с ценой на конечную продукцию, определяемой в соответствии с действующими в торговле между странами - членами СЭВ принципами ценообразования. Для обеспечения заинтересованности объединений, предприятий и организаций в развитии экономически эффективной кооперации, повышении технического уровня и качества изделий и сокращении производственных издержек пересчет внешнеторговых (контрактных) цен во внутренние осуществлять по валютным коэффициентам; б) заключать от своего имени с сотрудничающими предприятиями и организациями хозяйственные договоры и контракты для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим постановлением. При необходимости оперативного обмена могут заключаться годовые контракты на согласованную сумму без указания конкретной номенклатуры взаимопоставляемой продукции и цен на нее с осуществлением окончательных расчетов до конца года. При этом исходить из того, что единственным ограничением объемов импорта товаров и услуг является наличие у объединения, предприятия, организации необходимых средств валютного фонда, а также заемных средств; в) оставлять всю выручку в переводных рублях от операций по кооперированным поставкам в полном распоряжении трудовых коллективов. Эта выручка, а также остающиеся валютные отчисления по стабильным долгосрочным нормативам от реализации готовой продукции и услуг включаются в валютный фонд объединений, предприятий и организаций и не подлежат изъятию вышестоящими органами и ограничению в их использовании. 11. Разрешить объединениям, предприятиям и организациям, имеющим прямые связи с предприятиями и организациями стран - членов СЭВ: а) приобретать во Внешторгбанке СССР на условиях кредита переводные рубли и национальные валюты стран социалистического содружества для проведения научно-технических работ и развития эффективных производств, связанных с кооперацией. Внешторгбанку СССР привлекать в качестве кредитных ресурсов временно свободные валютные средства объединений, предприятий и организаций с их согласия и на взаимовыгодных условиях. Министерству финансов СССР совместно с Госбанком СССР и Внешторгбанком СССР в месячный срок разработать и утвердить порядок кредитования объединений, предприятий и организаций и ведения валютных счетов, открываемых по их просьбам во Внешторгбанке СССР, для осуществления прямых связей в соответствии с настоящим постановлением; б) закупать за счет средств своего валютного фонда в странах - членах СЭВ промышленную продукцию, медицинскую технику, культурно-бытовые, спортивные и другие товары, не включаемые в планы государственного распределения, для нужд своих трудовых коллективов. Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в балансах и планах распределения материальных ресурсов выделение целевым назначением части продукции, особенно машин, оборудования и материалов, ввозимых из социалистических стран, для использования имеющихся у объединений, предприятий, организаций, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик валютных отчислений. 12. Изготовленная в кооперации продукция реализуется в СССР по оптовым или договорным ценам, учитывающим ее технический уровень, потребительские свойства и эффективность использования. 13. Организации Академии наук СССР и академий наук союзных республик, объединения, предприятия и организации, подведомственные республиканским министерствам, осуществляют прямые связи с разрешения соответствующих академий наук и министерств в порядке, предусмотренном настоящим постановлением. III. ПО СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ 14. В целях более эффективного использования результатов международного разделения труда, научно-технического и производственного потенциала стран социалистического содружества считать целесообразным установить следующие формы сотрудничества в данной области: а) Совместные предприятия, создаваемые на территории СССР или других стран содружества на базе общей социалистической собственности участников. Такие предприятия могут организовываться на двусторонней и многосторонней основе; б) международные объединения и организации, создаваемые на принципах сохранения национальной собственности и осуществления их деятельности на основе скоординированных и общих планов. 15. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при создании совместных предприятий на территории СССР исходить из того, что такие организации должны осуществлять свою деятельность в системе советской экономики, руководствоваться действующими в СССР законодательством, трудовыми и социальными нормами для советских граждан. Они действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Материально-техническое снабжение совместных предприятий и сбыт их продукции осуществляются в приоритетном порядке через систему оптовой торговли, а там, где это невозможно, через систему снабжения соответствующей отрасли народного хозяйства СССР или через внешнеторговые организации СССР. Советские государство гарантирует иностранному участнику выплату причитающейся ему доли прибыли, а в случае ликвидации совместного предприятия или выхода из него - других активов. Совместные предприятия создаются на основе международных договоров СССР. При проведении переговоров с заинтересованными предприятиями и организациями стран - членов СЭВ предусматривать, что совместные предприятия, основанные на общей социалистической собственности, имеют общий уставный фонд, самостоятельный баланс и осуществляют свою деятельность на основе разрабатываемых и утверждаемых ими планов. Имущество таких предприятий образуется первоначально за счет вкладов (взносов) участников, производимых в размере, определенном указанным договором. При включении совместных предприятий в систему материально-технического снабжения СССР они получают и реализуют продукцию и услуги в СССР по оптовым или договорным ценам в порядке, установленном в СССР. Совместные предприятия имеют право при осуществлении связанных с их деятельностью экспортных и импортных операций согласовывать цены на производимую ими продукцию и заключать контракты с оплатой импорта за счет собственных или заемных валютных средств. Прибыль совместных предприятий за вычетом сумм по взаимоотношениям с государственным бюджетом СССР и сумм, направляемым на создание и пополнение фондов, распределяется между их участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде, если иное не предусмотрено договором о создании предприятия. Совместные предприятия, созданные на территории СССР, являются юридическими лицами. Отдельные изъятия из законодательства Союза ССР и союзных республик устанавливаются межгосударственными или межправительственными договорами СССР. Министерству финансов СССР устанавливать по договоренности с компетентными органами заинтересованных стран порядок и условия пересчета валют в связи с деятельностью совместных предприятий. (Абзац десятый) Внешторгбанку СССР открывать совместные предприятия по их просьбам валютные счета. (Утратил силу постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 марта 1988 г. N 329). 16. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, объединениям, предприятиям и организациям при образовании международных объединений и организаций руководствоваться тем, что: советские и зарубежные участники создают для коллективного управления указанными объединениями и организациями совместные органы из своих представителей; порядок деятельности, включая финансирование таких объединений и организаций, устанавливается самими участниками. При необходимости участники могут частично объединять свое имущество; указанные объединения и организации имеют право при осуществлении связанных с их деятельностью экспортных и импортных операций согласовывать цены на кооперированную продукцию и заключать контракты с оплатой импорта за счет собственных или заемных валютных средств; при необходимости создания совместных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций может быть предусмотрен указанный или иной порядок их деятельности и финансирования. (Утратил силу постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 марта 1988 г. N 329). 17. Академия наук СССР и академии наук союзных республик при осуществлении сотрудничества со странами - членами СЭВ в данной области руководствуются положениями, предусмотренными пунктами 14-16 настоящего постановления. IV. ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 18. Установить, что отраслевые министерства, ведомства СССР и союзных республик осуществляют непосредственное взаимодействие с соответствующими органами других стран - членов СЭВ и заключают с ними на двусторонней и многосторонней основе международные договоры (соглашения) СССР межведомственного характера. (С изменениями, внесенными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 марта 1988 г. N 329). 19. Возложить на отраслевые министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик ответственность за: осуществление подведомственными объединениями, предприятиями и организациями прямых связей, создание для них необходимых экономических и организационных условий; создание и эффективное функционирование на территории СССР совместных предприятий, международных объединений и организаций. 20. Для обеспечения деловых контактов и решения вопросов, возникающих в ходе сотрудничества по прямым связям, деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций разрешить объединениям, предприятиям и организациям осуществлять за счет собственных средств командирование советских специалистов и рабочих в страны - члены СЭВ. 21. Не приводится. 22. Установить, что Постоянное представительство СССР в СЭВ является постоянно действующим государственным органом, который несет ответственность за организацию работы по выполнению решений Партии и Правительства по вопросам участия СССР в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи, координацию действий министерств и ведомств в области многостороннего сотрудничества со странами - членами СЭВ и соответствующих советских частей органов СЭВ, за организацию подготовки предложений по проблемам социалистической экономической интеграции и материалов для формирования позиции Советской Стороны к заседаниям Сессии и Исполкома СЭВ, а также осуществляет постоянные связи с органами СЭВ и с представительствами других стран при Совете. Постоянное представительство СССР в СЭВ действует под руководством Заместителя Председателя Совета Министров СССР. Постоянного представителя СССР в СЭВ, являющегося первым заместителем Председателя Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР. 23. Установить, что советские части комитетов, постоянных комиссий и других органов СЭВ руководствуются в своей работе указаниями соответствующих постоянных органов Совета Министров СССР, представляют Советскую Сторону в органах СЭВ и несут ответственность в пределах своей компетенции за практическое осуществление решений Партии и Правительства по вопросам сотрудничества со странами - членами СЭВ. 24. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям СССР при осуществлении сотрудничества с соответствующими органами и организациями социалистических стран, не являющихся членами СЭВ, применять положения настоящего постановления. Особенности его применения к отношениям с указанными странами определяются Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР и при необходимости соответствующие предложения вносятся с Совет Министров СССР. Установить, что при осуществлении прямых связей и создании совместных предприятий, международных объединений и организаций с социалистическими странами в области внутренней и приграничной торговли, а также в сфере потребительской и иной кооперации могут применяться положения, предусмотренные настоящим постановлением. 25. Не приводится. 26. Не приводится. |