О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В "ВВЕДЕНИЕ" И "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ" КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ. Постановление. Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруд СССР). 27.06.88 383/19-46

                           27 июня 1988 г.
                             N 383/19-46
     
                                 (Д)
     
     
     В целях    усиления   взаимосвязи   присвоения   квалификационной
категории по оплате труда,  а также должностных перемещений работников
с  уровнем  их  профессиональной  подготовки и эффективного применения
экономических  знаний  Государственный  комитет  СССР   по   труду   и
социальным  вопросам  и  Секретариат  Всесоюзного  Центрального Совета
Профессиональных Союзов ПОСТАНОВЛЯЮТ:
     Внести в    "Введение"   и"Общие   положения"   Квалификационного
справочника  должностей  руководителей,   специалистов   и   служащих,
утвержденные  постановлением Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам и  Секретариата  Всесоюзного  Центрального  Совета
Профессиональных  Союзов от 27 марта 1986 г.  N 102/6-142,  дополнения
согласно приложению.
     
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам                 Б.Гаврилов
     
Заместитель Председателя
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов                        В.Ломоносов
     
     
                                                            Приложение
                                      к постановлению Государственного
                                   комитета СССР по труду и социальным
                                         вопросам и Секретариата ВЦСПС
                                        от 27 июня 1888 г. N 383/19-46
     
     1. Раздел       "Введение",      утвержденный      постановлением
Государственного комитета  СССР  по  труду  и  социальным  вопросам  и
Секретариата  ВЦСПС  от  27  марта  1986  г.  N 102/6-142,  изложить в
следующей редакции:
     "XXVII съезд  КПСС указал на необходимость повсеместно утверждать
социалистический стиль хозяйствования,
основанный на  таких  важнейших  ленинских  требованиях,  как единство
политического и хозяйственного руководства,  высокая организованность,
деловитость, компетентность,    дисциплина,   личная   ответственность
каждого за  порученное  дело.  Неразрывно  связывая  повышение  уровня
руководства государственным, хозяйственным и культурным строительством
с дальнейшим   улучшением   работы   с   кадрами,    партия    придает
принципиальное значение  таким  качествам  руководителя,  как  чувство
нового, готовность брать  ответственность  на  себя,  желание  учиться
работать лучше,  умение  учитывать  политический смысл хозяйствования,
требовательность е себе и другим.
     Каждый этап развития социалистического общества предъявляет новые
требования к  работникам,  конкретизирует  их  с  учетом   выдвигаемых
Коммунистической партией   задач.   Требования   к   руководителям   и
специалистам особенно возрастают в современных  условиях,  когда,  как
отмечается в новой редакции Программы КПСС,  "...всесторонний прогресс
советского общества, его поступательное движение к коммунизму могут  и
должны быть  обеспечены  на  путях  ускорения социально-экономического
развития страны.  Это -  стратегический  курс  партии,  нацеленный  на
качественное преобразование  всех  сторон  жизни  советского общества:
коренное обновление  его  материально-технической   базы   на   основе
достижений научно-технической       революции;       совершенствование
общественных отношений и  в  первую  очередь  экономических;  глубокие
перемены в  содержании  и  характере  труда,  материальных  и духовных
условиях жизни   людей;   активизацию   всей   системы   политических,
общественных и идеологических институтов" (Сноска 1).
     Практическое претворение в жизнь стратегического курса партии  по
ускорению    социально-экономического    развития    страны    требует
максимальной мобилизации резервов экономического роста",  приведения в
действие   организационно-экономических   и  социально-психологических
резервов и,  в  первую  очередь,  активизации  человеческого  фактора,
достижения   того,  чтобы  каждый  на  своем  рабочем  месте  трудился
добросовестно и с полной отдачей.  В современных условиях  значительно
возрастает  роль  такого  организационно-экономического  фактора,  как
правильный  подбор,  расстановка  и  использование  кадров  на  основе
точного   определения   квалификационных  требований  к  ним,  четкого
распределения обязанностей работников,  повышения  ответственности  за
порученное   дело.  Еще  В.И.Ленин  в  качестве  меры,  обеспечивающей
проведение  действительного  контроля  и  подбора   кадров,   выдвигал
необходимость  установления "...  самой точной ответственности каждого
из  состоящих  на  любой  советской  должности   лиц   за   выполнение
определенных, ясно у недвусмысленно очерченных, заданий и практических
работ" (Сноска 2).
     Важнейшие ленинские положения о принципах подбора,  расстановки и
воспитания кадров получили дальнейшее развитие в материалах январского
(1987  г.)  Пленума  ЦК  КПСС,  рассмотревшего  вопрос о перестройке и
кадровой политике партии (Сноска 3).  Учитывая большую ответственность
за    реализацию    стратегического    курса   партии   на   ускорение
социально-экономического развития, которая ложится на кадры, занятые в
сфере экономики, Пленум обратил внимание на необходимость выдвижения и
воспитания действительно  компетентных,  предприимчивых  руководителей
предприятий  и  объединений,  умеющих  работать с людьми и способных в
новых условиях хозяйствования обеспечить  выход  на  передовые  рубежи
научно-технического прогресса, коренное улучшение качества выпускаемой
продукции, высокую эффективность производства.
--------------------
     Сноска 1.  Материалы   ХХVII   съезда   Коммунистической   партии
Советского Союза. М., Политиздат, 1986. С. 139-140.
     Сноска 2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 37, С. 365.
     Сноска 3. Материалы  Пленума  Центрального  Комитета  КПСС, 27-28 
января 1987 г. М., Политиздат, 1987.
     
     Введение в  действие  с  1  января  1988   г.   Закона   СССР   о
государственном  предприятии  (объединении)  и  распространение его на
предприятия,   объединения   и   организации    сферы    материального
производства,  переведенные  на полный хозрасчет и самофинансирование,
расширяют самостоятельность и повышают ответственность руководителей и
специалистов за решение вопросов экономического и социального развития
трудовых  коллективов,  требуют  сочетания  принципа  единоначалия   с
принципом социалистического самоуправления.
     Требования, предъявляемые а современных условиях к  руководителям
и  специалистам,  должны  получить свое последовательное претворение в
жизнь в ходе введения новых условий  оплаты  труда  в  соответствии  с
постановлением  ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября
1986 г.  N 1115,  в котором предусматривается обязательное  проведение
аттестации  руководителей и специалистов и установление им должностных
обязанностей,  исходя  из  требований   настоящего   Квалификационного
справочника   должностей  указанных  работников,  а  также  приведение
должностных наименований этих работников в соответствие с  выполняемой
работой и схемами должностных окладов.
     Квалификационный справочник       должностей       руководителей,
специалистов    и    служащих    является    нормативным   документом,
способствующим обеспечению рационального разделения  труда  и  высокой
организованности,  дисциплины  и  порядка  на каждом рабочем месте,  в
каждом   трудовом   коллективе.   В   качестве    нормативной    базы,
регламентирующей  организацию  труда  работников,  он  обязателен  для
применения  на  предприятиях,  в  производственных  объединениях   (на
комбинатах) всех отраслей народного хозяйства.
     В основу  построения  Справочника  положен  должностной  признак,
поскольку    требования   к   квалификации   руководящих   работников,
специалистов и служащих определяются  их  должностными  обязанностями,
которые в свою очередь обусловливают наименование должности.
     Квалификационные характеристики   работников    переработаны    и
дополнены  в соответствии с задачами,  выдвинутыми XXVII съездом КПСС,
постановлениями партии и правительства,  а также с учетом  современных
достижений  науки,  техники,  организации  труда  и  передового опыта,
возросших требований к уровню экономических знаний  работников.  Более
полное освещение в Справочнике получили вопросы, связанные с всемерной
интенсификацией и повышением  эффективности  производства,  ускорением
научно-технического прогресса, коренным улучшением качества продукции,
усилением режима экономии и  рационального  использования  всех  видов
ресурсов,   укреплением   организованности,   дисциплины   и  порядка.
Значительное  внимание  в  квалификационных  характеристиках   уделено
задачам   в   области   развития   коллективных   форм  организации  и
стимулирования труда,  повышения роли трудовых коллективов, проведения
аттестации рабочих мест и их рационализации.
     В Справочник   включены   квалификационные   характеристики    по
должностям, общим для всех отраслей народного хозяйства.
     Справочник предназначен  для  применения   на   предприятиях,   в
Объединениях   (на  комбинатах)  производственных  отраслей  народного
хозяйства. Вместе с тем характеристики отдельных должностей могут быть
также   использованы   для   определения   обязанностей  работников  в
учреждениях и организациях независимо от их отраслевой и ведомственной
подчиненности.
     Квалификационные характеристики,  специфические   для   отдельных
отраслей   народного   хозяйства,   разрабатываются   и   утверждаются
министерствами (ведомствами) по согласованию  с  Госкомтрудом  СССР  и
соответствующими центральными комитетами профсоюзов."
     2. Раздел   "Общие   положения",   утвержденный    постановлением
Государственного  комитета  СССР  по  труду  и  социальным  вопросам и
Секретариата ВЦСПС от  27  марта  1986  г.  N  102/6-142,  изложить  в
следующей редакции:
     "Ускорение социально-экономического   развития   страны,    темпы
движения  советского  общества вперед во многом зависят от кадров,  их
отношения к делу,  умения творчески  работать,  настойчиво  добиваться
высоких  конечных  результатов с наименьшими затратами.  Чтобы успешно
воплотить в жизнь выдвинутые партией задачи  по  коренной  перестройке
управления  экономикой,  необходимо последовательно проводить принципы
подбора,  расстановки и воспитания  кадров,  кадровую  политику  КПСС,
отвечающую современным требованиям, неуклонно выполнять решения партии
и правительства,  направленные  на  повышение  эффективности  труда  и
ответственности работников за порученное дело.
     Происходящие в  процессе  перестройки  качественные  изменения  в
экономике   и   содержании   труда   предъявляют  новые  требования  к
профессиональной подготовке   и   уровню   знаний    кадров,    умению
использовать  их на практике.  Руководителям и специалистам необходимо
постоянно совершенствовать  свои  знания  в  области  социалистической
экономики, планирования и управления производством, организации труда,
методов воспитания в трудовом коллективе.
     На XXVII съезде КПСС отмечалось, что "Особенно высокие требования
современная экономика предъявляет  к  командирам  производства.  Важно
формировать у   наших  руководителей  современный  тип  экономического
мышления - высокий профессионализм, социалистическую предприимчивость,
умение  видеть  перспективу,  быть  воспитателями  и  организаторами в
коллективе.  Неотъемлемые черты современного руководителя -  партийная
зрелость и принципиальность,  неукоснительное проведение в жизнь линии
партии,  безупречные нравственные качества.  Это обязательные  условия
претворения   в   жизнь   наших   созидательных  планов"  (Сноска  1).
--------------------
     Сноска 1.   Материалы   XXVII   съезда   Коммунистической  партии
Советского Союза. М., Политиздат, 1986.
     
     В современных условиях Коммунистическая  партия  выдвинула  перед
советским   народом   ряд  крупных  проблем,  решение  которых  окажет
существенное влияние на выполнение планов экономического и социального
развития  страны,  рост благосостояния народа.  Каждая из этих проблем
имеет важное значение для деятельности руководителей,  специалистов  и
других служащих, требует привлечения их особого внимания.
     Одним из важнейших требований,  предъявляемых к кадрам,  является
их  непосредственное  участие  в  решении задач по коренному повышению
качества продукции в целях более полного  удовлетворения  потребностей
страны   в  необходимых  изделиях  и  растущего  спроса  населения  на
разнообразные добротные товары.  Практическое осуществление  задач  по
улучшению  качества  продукции  и  выполняемых  работ  требует высокой
квалификации и постоянного повышения  уровня  профессиональных  знаний
работников.  В  постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах
по коренному повышению качества продукции" (Сноска 1) указывается, что
персональная   ответственность   за  выпуск  некачественной  продукции
возложена на организаторов производства - от руководителя  предприятия
до  мастера.  Систематический  выпуск  продукции  с  отступлениями  от
стандартов  и   технических   условий   должен   рассматриваться   как
свидетельство профессиональной неподготовленности этих руководителей к
выполнению  своих  обязанностей   и   их   несоответствия   занимаемой
должности.
--------------------
     Сноска 1. СП СССР. 1986. N 24. Ст. 139.
     
     В каждом  объединении,  на каждом предприятии и на каждом рабочем
месте  все  большее  значение   приобретает   осуществление   мер   по
обеспечении  снижения  материальных  затрат  на производство продукции
(выполнение  работ),  по  соблюдению  режима  экономии,  рационального
расходования сырья,  материалов,  топлива,  энергии и других ресурсов.
Ресурсосбережение  становится   решающим   источником   удовлетворения
прироста   потребностей   народного   хозяйства.   В   этих   условиях
обязанностью каждого руководителя  и  специалиста  является  борьба  с
бесхозяйственностью     и     расточительством,     за     сохранность
социалистической собственности,  организация работы  по  рациональному
использованию   всех   видов   ресурсов   -   материальных,  трудовых,
финансовых, экономия во всем и везде.
     Высокие требования предъявляются к руководителям и специалистам в
области  укрепления   социалистической   дисциплины   труда,   которая
предусматривает   не  только  строгое  соблюдение  правил  внутреннего
трудового распорядка,  но и сознательное, творческое отношение к своей
работе,    обеспечение    ее   высокого   качества,   производительное
использование  рабочего   времени.   Эти   требования   определены   в
постановлении  ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983
г.  "Об усилении  работы  по  укреплению  социалистической  дисциплины
труда"  (Сноска 1),  в соответствии с которым повышена ответственность
руководителей предприятий,  организаций, учреждений и их подразделений
за состояние трудовой дисциплины и текучести кадров. В нем отмечается,
что неспособность руководителя обеспечить надлежащую дисциплину  труда
на порученном участке работы должна расцениваться,  как несоответствие
его занимаемой должности.
     Повышенные требования    предъявляются    к    руководителям    и
специалистам в вопросах организации социалистического соревнования.
     В постановлении ЦК КПСС,  Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
от 18 июня 1986 г.  N 735 "О Всесоюзном социалистическом  соревновании
за успешное   выполнение  заданий  двенадцатой  пятилетки"  определены
основные требования к руководителям.  В этом документе указывается  на
необходимость поднять   персональную   ответственность   хозяйственных
руководителей всех звеньев  управления  за  организацию  соревнования,
создания необходимых  экономических,  технических и социальных условий
для его развития.  В  связи  с  этим  важно  обеспечить  своевременное
доведение до  трудовых  коллективов  планов,  а  до  бригад  и каждого
работника - заданий по  важнейшим  показателям  с  тем,  чтобы  каждый
участник соревнования  знал  конкретные ориентиры,  достижение которых
позволит признать его труд ударным.
--------------------
     Сноска 1. СП СССР. 1983 г. N 21. Ст. 115.
                                               
     Большие полномочия в  управлении  предприятиями,  учреждениями  и
организациями   предоставлены   трудовым   коллективам.   Руководители
участков,  цехов,  других подразделений,  предприятий и объединений  в
своей  повседневной  работе  должны  постоянно  опираться  на трудовые
коллективы,  использовать  силу  их  общественного   воздействия   для
мобилизации  трудящихся на успешное выполнение планов экономического и
социального развития.
     Усиление ответственности  каждого  работника  перед коллективом и
коллектива  за  каждого  работника   обеспечивается   последовательным
применением Закона  СССР  о трудовых коллективах и повышении их роли в
управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Знание и умелое
воплощение  в  практической  деятельности  всеми работниками положений
этого  Закона  -  непременное  требование   к   квалификации   каждого
руководителя коллектива, каждого специалиста.
     Коренная перестройка  управления  экономикой,   совершенствование
хозяйственного  механизма,  распространение передовых форм организации
труда и производства требуют формирования современного  экономического
мышления,  воспитания социалистической предприимчивости и деловитости,
чувства рачительного  хозяина  общественной  собственности,  повышения
компетентности   работников,  вооружения  их  методами  экономического
анализа, навыками управления производством, умения работать творчески,
результативно, с полной отдачей сил.
     Для реализации программных задач, поставленных XXVII съездом КПСС
по ускорению   социально-экономического   развития   страны,необходимы
глубокие экономическое  знания  и  практические  навыки  активного  их
использования, требований   к   которым   должны  устанавливаться  для
различных категорий работников (руководителей,  специалистов и  других
служащих), занятых во всех сферах народного хозяйства, с учетом уровня
образования, характера   производственной   деятельности,   а    также
особенностей трудового коллектива и решаемых им задач.
     При этом  обязательными  для  каждой   из   указанных   категорий
работников являются следующие общие требования.
     Для руководителей  предприятий,  учреждений  и  организаций,   их
заместителей;   глубокие  знания  марксистско-ленинской  экономической
теории,  новейших достижений общественных  наук,  вопросов  экономики,
связанных    с   перестройкой   управления,   переходом   на   условия
хозяйственного расчета  и  самофинансирования,  реализацией  положений
Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
     Для руководителей    структурных    подразделений    предприятий,
учреждений  и  организаций,  главных  специалистов:  знания  в области
марксистско-ленинской экономической теории  и  экономической  политики
партии,  современной  науки  и  практики  управления  производством  в
условиях полного хозрасчета и  самофинансирования,  владения  методами
управления социальным развитием предприятия,  учреждения, организации,
положениями и правами, предусмотренными Законом СССР о государственном
предприятии (объединении).
     Для специалистов,    осуществляющих     экономические     функции
(технико-экономического планирования,  организации производства, труда
и   управления,   бухгалтерского    учета,    материально-технического
обеспечения,  финансово-правовой деятельности,  сбыта и т.п.): высокий
профессиональный уровень экономических знаний, позволяющих реализовать
новые   методы   хозяйствования  и  экономические  методы  управления,
развивать   принципы   хозяйственного   расчета   и   совершенствовать
товарно-денежные    отношения,    владение    методами    планирования
экономического  и  социального  развития  предприятия,  учреждения   и
организации.
     Для специалистов    по     инженерно-техническому     обеспечению
производства: глубокие знания в области экономической политики в новых
условиях хозяйствования,  экономических систем и методов  эффективного
управления   научно-техническим   прогрессом  и  обеспечения  высокого
технического уровня  производства,  пути  осуществления  экономических
задач по использованию научно-технических достижений.
     Для других  служащих  (занятых  учетом,  контролем,   оформлением
документов,  хозяйственным  обслуживанием  и  т.п.):  знания принципов
полного  хозяйственного  расчета  и  самофинансирования  и   овладение
навыками работы в этих условиях.
     Экономические знания должны находить  практическое  применение  в
деятельности каждого работника,  способствовать овладению современными
методами хозяйствования,    повышению     эффективности     управления
производством, формированию    отношения    к    своему    труду   как
общегосударственному делу.
     1. Квалификационный    справочник    включает    квалификационные
характеристики должностей руководителей предприятий и  их  структурных
подразделений,     специалистов,    занятых    инженерно-техническими,
экономическими и другими работами,  а также  служащих,  осуществляющих
подготовку и  оформление  документов,  учет и контроль,  хозяйственное
обслуживание. Он призван способствовать правильному  решению  вопросов
разделения труда  между указанными категориями работников,  обеспечить
единство при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к
ним квалификационных требований.
     Справочник служит основой при разработке  должностных  инструкций
исполнителям,  закрепляющих  их обязанности,  права и ответственность,
при составлении положений о структурных  подразделениях,  определяющих
их  роль  и  место  в  системе  управления  предприятием (учреждением,
организацией),  при  подборе  и  расстановке   кадров,   осуществлении
контроля   за   правильностью   их  использования  в  соответствии  со
специальностью и квалификацией,  а  также  при  проведении  аттестации
руководителей и специалистов.
     В процессе  проведения  аттестации  кадров   наряду   с   оценкой
профессионально-квалификационного уровня и деловых качеств работников,
сложности и результатов их труда  необходимо  учитывать  эффективность
практического    применения    экономических   знаний   в   конкретных
организационных и производственно-технических условиях.
     Требования к конкретному объему экономических знаний, необходимых
для установления квалификационных категорий или повышения в должности,
утверждаются руководителями предприятий по согласованию с профсоюзными
комитетами, исходя    из    основных    требований,    предусмотренных
соответствующими квалификационными характеристиками.
     При оценке экономических  знаний  должны  учитываться  результаты
обучения работника в системе экономической учебы трудящихся.
     2. Должностные    наименования     служащих,     квалификационные
характеристики   которых   включены   в   Справочник,   установлены  в
соответствии  с   Общесоюзным   классификатором   профессий   рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов,  утвержденным 27 августа 1986
г.  Госстандартом СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР,  Госпланом
СССР и ЦСУ СССР.
     3. В характеристиках должностей инженеров,  экономистов, техников
и  других  специалистов  предусматривается  в  пределах одной и той же
должности   без   изменений    ее    наименования    внутридолжностное
квалификационное категорирование по оплате труда.
     Квалификационные категории   по   оплате    труда    специалистов
устанавливаются   руководителем  предприятия  на  основе  рекомендаций
аттестационных    комиссий.    При    этом     учитывается     степень
самостоятельности  работника  при выполнении должностных обязанностей,
его ответственность за принятые  решения,  инициативное  и  творческое
отношения  к  работе,  эффективность  и  качество труда,  а также опыт
практической деятельности и знания по своей специальности и др.
     Конкретные требования   к   каждой   квалификационной   категории
утверждаются руководителем предприятия по согласованию  с  профсоюзным
комитетом,  исходя  из особенностей организации производства,  труда и
управления,  а также с соблюдением требований к  уровню  подготовки  и
стажу работы, указанных в квалификационных характеристиках.
     4. В  Справочник  не  включены  квалификационные   характеристики
должностей  старших  и  ведущих  специалистов,  а  также  заместителей
руководителей подразделений и начальников (заведующих) бюро, поскольку
их  должностные  обязанности,  требования  к  знаниям  и  квалификации
определяются  на  основе  содержащихся  в  Справочнике   характеристик
соответствующих должностей.
     Установление должностного  наименования  "старший"  возможно  при
условии,    если   работник   наряду   с   выполнением   обязанностей,
предусмотренных  по  занимаемой  должности,  осуществляет  руководство
подчиненными    ему    исполнителями.    Должность    старшего   может
устанавливаться в виде исключения  и  при  отсутствии  исполнителей  в
непосредственном   подчинении  работника,  если  на  него  возлагаются
функции руководства    самостоятельным    участком     работы     (при
нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).
     Для должностей   специалистов,   по    которым    устанавливаются
квалификационные  категории,  должностное  наименование  "старший"  не
применяется.  В  этих   случаях   функции   руководства   подчиненными
исполнителями   возлагаются  на  специалиста  первой  квалификационной
категории.
     Должностные обязанности   "ведущих"   устанавливаются  на  основе
характеристик соответствующих должностей специалистов.  Кроме того, на
них  возлагаются  функции  руководителя  и  ответственного исполнителя
работ по одному из направлений деятельности  предприятия  (учреждения,
организации)  или его структурного подразделения,  либо обязанности по
координации  и  методическому   руководству   группами   исполнителей,
создаваемыми  в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда
в  конкретных  организационно-технических   условиях.   Требования   к
необходимому  стажу  работы  повышаются  на  2-3  года  по сравнении с
предусмотренными  для  специалистов  I   квалификационной   категории.
Должностные   обязанности,   требования   к   знаниям  и  квалификации
заместителей руководителей структурных подразделений  определяются  на
основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
     Квалификационные характеристики      должностей       начальников
(заведующих) отделов   служат   основой  при  определении  должностных
обязанностей, требований  к  знаниям  и   квалификации   руководителей
соответствующих бюро,   когда   они  создаются  вместо  функциональных
отделов (с учетом отраслевых  особенностей  и  нормативов  численности
работников).
     5. Характеристика каждой должности имеет три раздела.  В  разделе
"Должностные обязанности"  перечислены  функции,  которые  могут  быть
полностью или  частично   поручены   работнику,   занимающему   данную
должность.
     В разделе  "Должен   знать"   содержатся   основные   требования,
предъявляемые  к  работнику  в  отношении специальных знаний,  а также
знаний  законодательных  актов,   положений,   инструкций   и   других
руководящих  и  нормативных  документов,  методов  и средств,  которые
работник   должен   уметь   применять   при   выполнении   должностных
обязанностей.
     В разделе  "Квалификационные  требования"  определены  уровень  и
профиль  специальной подготовки работника,  необходимые для выполнения
возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы.
     6. В  характеристиках приведен перечень основных,  наиболее часто
встречающихся работ,  исходя из установленного  в  отраслях  народного
хозяйства разделения   и   кооперации   труда.   Конкретный   перечень
должностных  обязанностей  работников   устанавливается   должностными
инструкциями,  которые  разрабатываются на предприятии,  в учреждении,
организации и утверждаются в установленном порядке руководителями  или
их   заместителями   по  согласованию  с  профсоюзным  комитетом.  При
необходимости обязанности,  включенные в характеристику той  или  иной
должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями без
увеличения численности  работников  по  сравнению  с  определенной  по
нормативам.   В  процессе  постоянного  совершенствования  организации
труда,  внедрения  технических  средств,  проведения  мероприятий   по
повышению  эффективности  труда  служащих  (за  счет увеличения объема
выполняемых  работ,   сокращения   численности   персонала)   возможно
экономически  целесообразное  расширение круга обязанностей работников
по сравнению с установленными соответствующей характеристикой.  В этих
случаях   работнику   может  быть  поручено  выполнение  обязанностей,
предусмотренных характеристиками  других  должностей,  родственных  по
содержанию работ,  т.е. относящихся к одной функции управления, равных
по сложности,  выполнение которых  не  требует  другой  специальности,
квалификации, изменения должностного наименования.
     7. Поскольку   должностные    квалификационные    характеристики,
включенные в  этот выпуск Справочника,  распространяются на работников
предприятий (учреждений,  организаций) независимо от их  отраслевой  и
ведомственной подчиненности,  в  них представлены наиболее характерные
для той или иной должности работы.  Поэтому при разработке должностных
инструкций допускается  уточнение  перечня работ,  которые свойственны
соответствующей должности  в   конкретных   организационно-технических
условиях. Одновременно   на   основе  отраслевых  типовых  номенклатур
должностей, подлежащих замещению  специалистами  с  высшим  и  средним
специальным образованием, уточняются требования к необходимому профилю
подготовки работников.
     8. В  целях  улучшения качественного состава руководящих кадров и
усиления их роли и ответственности за результаты деятельности в  новых
условиях хозяйствования     применяется    выборность    руководителей
предприятий, структурных  единиц  объединений,   производств,   цехов,
отделений, участков, ферм и звеньев, а также мастеров.
     Руководителей предприятий,   структурной   единицы    объединения
избирается общим  собранием (конференцией) трудового коллектива тайным
или открытым голосованием (по  усмотрению  собрания  или  конференции)
сроком на  5  лет  и  утверждается  вышестоящим органом.  Руководитель
предприятия, структурной   единицы    объединения    может    досрочно
освобождаться от  должности  вышестоящим  органом на основании решения
общего собрания  (конференции)  трудового  коллектива   или   по   его
уполномочию - совета трудового коллектива.
     Руководители структурных   подразделений,   а    также    мастера
избираются соответствующими    коллективами    тайным   или   открытым
голосованием на  срок  до   5   лет   и   утверждаются   руководителем
предприятий. Указанные  руководители  могут  досрочно освобождаться от
занимаемой должности руководителем предприятий  на  основании  решения
трудового коллектива соответствующего подразделения.
     9. Соответствие    фактически    выполняемых    обязанностей    и
квалификации работников    требованиям    должностных    характеристик
определяется аттестационной комиссией согласно действующему  положению
о порядке  проведения аттестации руководителей,  инженерно-технических
работников и других специалистов.  При этом особое внимание  уделяется
качественному и эффективному выполнению работ.
     10. Лица,  не имеющие специальной подготовки  или  стажа  работы,
установленных квалификационными     требованиями,     но    обладающие
достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и  в  полном
объеме возложенные  на  них  должностные обязанности,  по рекомендации
аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть  назначены  на
соответствующие должности  так  же,  как  и лица,  имеющие специальную
подготовку и стаж работы".