Страницы: 1 2 автомобильной дороги (п.3.5 Инструкции). 2.7.13. Установка и содержание дорожных знаков, содержание и ремонт земляного полотна, проезжей части, ограждающих столбиков и других обустройств автомобильной дороги за пределами габаритных ворот, а где их нет - за пределами знаков "Однопутная железная дорога" или "Многопутная железная дорога" или за шлагбаумами в сторону от железной дороги, осуществляются дорожно-эксплуатационными организациями (п.3.9 Инструкции). 2.8. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения 2.8.1. Ограждения 2.8.1.1. Барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и параметры (высотой не менее 0,6 м) должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I-IV категорий: - проходящих по насыпям с крутизной откоса 1:3 и более в соответствии с требованиями, приведенными в табл.8; - расположенных параллельно железнодорожным линиям, болотам и водным потокам глубиной 2 м и более, оврагам и горным ущельям на расстоянии до 25 м от проезжей части при интенсивности движения не менее 4000 прив.ед/сут. до 15 м - при интенсивности движения менее 4000 прив.ед/сут; - прилегающих на склонах местности крутизной более 1:3 (со стороны склона) при интенсивности движения не менее 4000 прив.ед./сут.; - со сложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях; - с недостаточной видимостью при изменении направления дороги в плане. Следует предусматривать ограждение опор информационно-указательных дорожных знаков, опор освещения и связи, расположенных на расстоянии не менее 4 м от кромки проезжей части. На обочинах дорог ограждения должны быть расположены на расстоянии не менее 0,5 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна. На обочинах автомобильных дорог рекомендуется устанавливать ограждения: - барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 1 м - с внешней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м для дорог I и II категорий; Таблица 8 (табл.9.1 СНиП 2.05.02-85) ---------------------------------------------------------------- Участки | Продольный | Интенсивность | Минимальная автомобильных | уклон, | движения, | высота дорог | %. | прив.ед/сут., | насыпи, | | не менее | м ---------------------------------------------------------------- 1. Прямолинейные до 40 2000 3,0 участки дорог, кривые 1000 4,0 в плане с радиусом более 600 м и с внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м на спуске или после него 2. То же 40 и более 2000 2,5 3. С верхней стороны до 40 2000 2,5 кривых в плане с 1000 3 5 радиусом менее 600 м на спуске или после него 4. На вогнутых - 2000 2,5 кривых в продольном 1000 3,5 профиле, сопрягающих встречные уклоны с алгебраической разностью 50%. и более 5. С внешней стороны 40 и более 2000 2,0 кривых в плане с 1000 3,0 радиусом менее 600 м и на спуске или после него ------------------------------------------------------------------ - барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 2 м - на дорогах I и II категорий, кроме внутренней стороны кривых в плане с радиусом 600 м; - барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 3 м - на автомобильных дорогах I и II категорий, кроме кривых в плане с радиусом менее 600 м; - барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 4 м - с внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м для дорог I и II категорий; - барьерные односторонние металлические жесткие - на дорогах I-II категорий, кроме внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м; на прямолинейных участках и кривых с плане с радиусом более 600 м - для дорог III категории; - барьерные односторонние с металлической планкой на железобетонных стойках - с внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м дорог I и II категорий и на дорогах III категории; - барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 1,25 м с внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м дорог IV категории; - барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 2,5 м; - на прямолинейных участках и кривых в плане с радиусом более 600 м дорог III категории и на дорогах IV категории; - барьерные односторонние тросовые - с внутренней стороны кривых в плане с радиусом менее 600 м дорог III категории и на дорогах IV категории; - ограждения парапетного типа - в горной местности на участках дорог I-IV категорий, а при технико-экономическом обосновании; - и на участках дорог V категории (п.9.3 СНиП 2.05.02-85). 2.8.1.2. Не допускается применять ограждения барьерного типа с использованием тросов (тросовые ограждения) на автомобильных дорогах I и II категорий. Не допускается устройство ограждений парапетного типа в виде отдельно стоящих блоков. 2.8.1.3. Ограждения, предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (сетки; конструкции перильного типа и т.п. высотой 0,8-1,5 м) должны: - устанавливаться на разделительной полосе дорог I категории напротив автобусных остановок с пешеходными переходами (подземными или надземными) в пределах всей длины остановки и на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за пределами ее границ; - располагаться по оси разделительной полосы, а при наличии опор путепроводов, освещения, консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков - вдоль оси разделительной полосы, на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части для сеток и не менее 0,5 м - для ограждений перильного типа (п.9.9 СНиП 2.05.02-85). 2.8.2. Сигнальные столбики 2.8.2.1. Автомобильные дороги I категории, а также опасные участки дорог II и III категорий, когда не требуется искусственное освещение и установка ограждений первой группы, должны быть оборудованы направляющими устройствами в виде отдельно стоящих сигнальных столбиков высотой 0,75-0,8 м (п.9.1О СНиП 2.05.02-85). 2.8.2.2. Сигнальные столбики на обочинах дорог II и III категорий следует устанавливать: - в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 прив.ед./сут. на расстояниях, указанных в табл.9; - в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 1 м, на расстояниях, указанных в табл.10; - на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи менее 2 м интенсивности движения не менее 2000 прив.ед./сут. - через 50 м; - в пределах кривых на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне на расстояниях, указанных в табл.10, для внешней стороны закруглений; - на дорогах, расположенных на расстоянии менее 15 м от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м, через 10 м; - у мостов и путепроводов - по три столбика до и после сооружения с двух сторон дорог, через 10 м; - у водопропускных труб - по одному столбику с каждой стороны дороги по оси трубы. На дорогах I категории сигнальные столбики следует устанавливать: - между развязками на всем протяжении участков дорог, не имеющих ограждающих устройств проезжей части, через 50 м; - в пределах закруглений с двух сторон съездов на расстояниях, указанных в табл.10 (п.п.9.11 и 9.12 СНиП 2.05.02-85). 2.9. Условия движения в пределах городов, поселков и сельских населенных пунктов 2.9.1. Ширину проезжей части улиц и дорог следует устанавливать по расчету в зависимости от интенсивности движения на расчетный срок, но не менее указанной в табл.11 (п.9.5 СНиП 11-60-75~). 2.9.2. На подходах к перекресткам с регулируемым движением следует предусматривать уширение проезжей части на 1-2 полосы движения на расстоянии не менее 50 м от стоп-линии перед светофором. Уширение допускается осуществлять за счет уменьшения ширины разделительных полос (п.9.6 СНиП II-60-75*). 2.9.3. Проезжая часть улиц и дорог с однополосным и двухполосным движением транспорта в одном направлении на горизонтальных кривых радиусом до 750 м должна быть уширена согласно табл.12 (п.9.7 СНиП II-6-75*). Таблица 9 (табл.9.3 СНиП 2.05.02-85) +----------------------------------------------------------------+ | Радиус | Расстояние | Расстояние между столбиками на | | кривой в | между | подходе к кривой, м | |продольном| столбиками +----------------------------------------| | профиле, | в пределах |от начала | от первого | от второго | | м | кривой, м |до первого | до второго | до третьего | | | | | | | +----------------------------------------------------------------+ 200 7 12 23 47 300 9 15 30 50 400 11 17 33 50 500 12 19 37 50 1000 17 27 50 50 2000 25 40 50 50 3000 31 47 50 50 4000 35 50 50 50 5000 40 50 50 50 6000 45 50 50 50 8000 50 50 50 50 ------------------------------------------------------------------ Таблица 10 (табл.9.4 СНиП 2.05.02-85) +----------------------------------------------------------------+ |Радиус |Расстояние между | Расстояние между столбиками | |кривой |столбиками в пределах | на подходах к кривой, м | |в плане|кривой, м | | |м | | | | +------------------------|-------------------------------| | |на внешней|на внутренней|от начала|от первого|от второго| | |стороне |стороне |до |до второго|до | | |кривой |кривой |первого | |третьего | +----------------------------------------------------------------+ 20 3 6 6 10 20 30 3 6 7 11 21 40 4 8 9 15 31 50 5 10 12 20 40 100 10 20 25 42 50 200 15 30 30 45 50 300 20 40 36 50 50 400 30 50 50 50 50 500 40 50 50 50 50 600 50 50 50 50 50 ----------------------------------------------------------------- Таблица 11 ------------------------------------------------------------------------ Категория | Ширина | Число полос движения | Ширина улиц и | одной | проезжей части в | предохранительной дорог | полосы | обоих направлениях: | полосы между | движения, +-----------------------| проезжей частью и | м |наименьшие| с учетом | бортовым | | | резерва | камнем, м ------------------------------------------------------------------------ Скоростные дороги 3,75 6 6 1 Магистральные улицы и дороги Общегородского значения: - непрерывного движения 3,75 6 8 0,75 - регулируемого движения 3,75 4 6 0,50 Районного значения 3,75 4 6 - Дороги грузового движения 3,75 2 4 - Улицы и дороги местного значения: - жилые улицы 3 2 4 - - дороги промышленных и коммунально - складских 3,75 2 4 - районов - поселковые улицы 3,5 2 2 - - поселковые дороги 3,5 2 2 - ------------------------------------------------------------------ Примечание: ширина проезжей части магистральных улиц на первую очередь строительства, а в малых и средних городах и на расчетный срок при двустороннем троллейбусном движении может быть уменьшена до 10,5 м, при двустороннем автобусном движении - до 9 м. Таблица 12 ------------------------------------------------------------------ Радиусы | св.550 | св.400| св.300| св.200| св.150 |св.90 |от 50 кривых, | до 7500| до 550| до 400| до 300| до 200 |до 150|до 90 м | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Уширение 0,2 0,25 0,3 0,35 0,5 0,6 0,7 на каждую полосу движения, м ------------------------------------------------------------------ 2.9.4. На двухполосных дорогах на подъемах в пределах участков, имеющих продольный уклон более 50%. и протяженность более 300 м, необходимо предусматривать дополнительную полосу движения. Длину перехода от двухполосной проезжей части к трехполосной и обратно следует принимать не менее 70 м (п.9.8 СНиП II-60-75*). 2.9.5. Наибольшие продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых в плане по оси проезжей части улиц и дорог следует принимать согласно табл.13 (п.9.12 СНиП II-60-75*). Таблица 13 ----------------------------------------------------------------- Категория улиц и дорог | Наибольшие продольные | Наименьшие | уклоны, %. | радиусы | | кривых в | | плане, м ----------------------------------------------------------------- Скоростные дороги 40 600 Магистральные улицы и дороги Общегородского значения: - непрерывного движения 50 400 - регулируемого движения 50 400 Районного значения 60 250 Дороги грузового движения 40 400 Улицы и дороги местного значения: - жилые улицы 80 125 - дороги промышленных и коммунально - складских районов: - поселковые улицы 70 60 - поселковые дороги 70 125 - проезды 80 30 ------------------------------------------------------------------ Примечания: 1. В горных условиях, а также в условиях реконструкции допускается увеличивать наибольшие продольные уклоны магистральных улиц общегородского значения и дорог грузового движения на 100%., магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - на 20%. 2. На горизонтальных кривых малого радиуса (правые повороты на съездах и примыканиях, у перекрестков и перед площадями) наибольшие продольные уклоны следует уменьшить при радиусах 50 м на 10%. и на каждые дополнительные 5 м допускаемого уменьшения радиуса кривой - еще на 5 %.. 3. Применение наибольших продольных уклонов наименьших радиусов кривых в плане допускается при обеспечении требований безопасности движения за счет разметки, дорожных знаков, ограждений и т.п. 4. Расстояния видимости в плане, поперечные уклоны проезжей части и виражей следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию автомобильных дорог. 2.9.6. Остановочные пункты автобусов и троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать на расстоянии не менее 20 м после перекрестка, а также в середине больших перегонов при продольном уклоне проезжей части не более 40%. Длину остановочной площадки следует принимать для маршрутов одного направления - 20 м, для маршрутов нескольких направлений - по расчету, но менее 30 м, а ширину - не менее 3 м. Ширину посадочной площадки следует принимать от 1,5 до 2,25 м в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта (п.9.15 СНиП II-60-75*). Примечание: устройство остановочных и посадочных площадок следует предусматривать за счет уменьшения ширины разделительных полос. 2.9.7. На скоростных дорогах остановочные пункты экспресс-автобусов следует устраивать за пределами проезжей части в виде специальных остановочных площадок с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения. Размеры этих полос приведены в п.9.17 СНиП II-60-75*. 2.9.8. Центральные разделительные полосы следует предусматривать шириной: на скоростных дорогах - 6 м, магистральных улицах непрерывного движения и дорогах грузового движения - 4 м. Ширину центральной разделительной полосы с разделительным брусом (барьерным ограждением) допускается принимать: на скоростных дорогах - 4 м, магистральных улицах непрерывного движения и дорогах грузового движения - 2 м. Центральные разделительные полосы, приподнятые над проезжей частью, следует отделять краевыми наклонными полосами шириной 1 м с поперечным уклоном 100%., входящим в общую ширину разделительной полосы. При расположении центральных разделительных полос в одном уровне с проезжей частью их следует выделять соответствующей разметкой. Установка на центральной разделительной полосе шириной менее 5 м опор контактной сети и мачт осветительной сети, реклам и других сооружений, не связанных с обеспечением безопасности движения, не допускается (п.9.22 СНиП II-60-75*)& 2.9.9. Островки безопасности для пешеходного движения следует устраивать при ширине проезжей части более 15 м. Ширину островков следует принимать равной ширине центральных разделительных полос, а при их отсутствии - не менее 2 м. Длину островков следует принимать равной ширине пешеходного перехода. Островки безопасности следует устраивать в уровне проезжей части, их защитные элементы следует поднимать на 15 см, на них могут размещаться светящиеся маячки, знаки и указатели. 2.9.10. На опасных участках улиц и дорог следует предусматривать устройство соответствующих ограждений (п.9.25 СНиП II-60-75*). 2.9.11. Продольные и поперечные уклоны площадей следует принимать не более 30%. (п.9.31 СНиП II-60-75*). 2.9.12. Покрытия проезжей части улиц, дорог и площадей должны соответствовать условиям движения транспорта, санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивать пропуск транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками, независимо от времени года и изменений водно-теплового режима (п.9.38 СНиП II-60-75*). 2.9.13. Для обеспечения безопасности движения следует предусматривать устройство покрытий с повышенным коэффициентом сцепления на скоростных дорогах, магистральных улицах общегородского значения, мостах и путепроводах независимо от плана и профиля, а на улицах и дорогах других категорий - при следующих условиях: - на уклонах свыше 30%., на горизонтальных кривых минимальных радиусов и на подходах к ним на расстоянии видимости проезжей части; - в пределах пересечений в одном уровне на расстоянии, определяемом треугольником видимости; - на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним; - на левоповоротных съездах пересечений в разных уровнях; - на участках с ограниченной видимостью (п.9.40 СНиП II-60-75*). 2.9.14. Ширину тротуаров следует устанавливать с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, мачт, деревьев и т.п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. На перекрестках, площадях и магистральных улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов следует предусматривать устройство вдоль тротуаров ограждений на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходных переходов. Примечание: устройство киосков для торговли в пределах тротуаров не допускается (п.9.42 СНиП II-60-75*). 2.9.15. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать по расчету, но не менее указанной в табл.14 (п.9.44 СНиП II-60-75*). 2.9.16. Радиусы закруглений проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее 12 м, а на транспортных площадях - не менее 15 м. В реконструируемых городах (населенных пунктах) при сложившейся застройке допускается уменьшать указанные радиусы соответственно до 5 и 8 м. Бортовой камень, ограждающий тротуар (или разделительную полосу) от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см, а в местах сопряжения тротуаров с проезжей частью на перекрестках - не более на чем 8 см (п.8.16 СНиП II-60-75*). 2.9.17. Разрушенные под действием транспортных средств решетки и крышки смотровых и дождеприемных колодцев подлежат немедленной замене новыми. Решетки и крышки, имеющие даже незначительные сколы, также подлежат замене. Рамы и люки устанавливают на одном уровне с поверхностью дорожного покрытия. При просадке кирпичной кладки колодца или просадке дорожной одежды вокруг люка необходимо произвести поднятие или опускание люка до уровня поверхности дороги (пп.3.7.2, 3.7.4 Технических правил содержания и ремонта городских дорог, утв. приказом Минжилкомхоза РСФСР И 460 от 9.11.77). Таблица 14 +----------------------------------------------------------------+ | Категория улиц и дорог | Ширина, м | | +-----------------------------| | | на первую | на расчетный | | | очередь | срок | +----------------------------------------------------------------+ Магистральные улицы: общегородского значения 4,5 7,5 районного значения 3 6 Улицы и дороги местного значения: жилые улицы 2,25 4,5 Дороги промышленных и коммунально - складских районов 1,5 4,5 Поселковые улицы 1,5 1,5 ------------------------------------------------------------------ Примечания: 1. В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г в местностях с объемом снегопереноса более 200 м/м за зиму ширину тротуаров на всех улицах следует принимать не менее 3 м. 2. При пешеходном движении менее 100 чел. в 1 час в обоих направлениях допускается устройство тротуаров шириной 1 м. 3. Между тротуарами и примыкающими к ним откосами насыпей высотой более 1 м следует устраивать бермы шириной не менее 0,5 м; на тротуарах, примыкающих к откосам насыпей высотой более 2 м, следует предусматривать ограждения. 2.10. Освещение автомобильных дорог Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним, на кольцевых пересечениях и на подходах к промышленным предприятиям (при соответствующем обосновании), (н.2.5 СНиП 2.05.02-85). Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-44-79, а освещение автодорожных тоннелей - в соответствии с требованиями СНиП II-44-78. Осветительные установки пересечений автомобильных и железнодорожных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте (п.2.6 СНиП 2.05.02-85). Опоры светильников на дорогах следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна. Допускается располагать опоры на разделительной полосе шириной не менее 5 м с установкой ограждений (п.2.7 СНиП 2.05.02-85). Приложение 2 БЛАНК обследования маршрута _____________________________________ 1. Общее состояние дороги. Прямые горизонтальные участки дорог ---------------------------------------------------------------- N п/п| Выявленные недостатки | Местонахождение участка | | (км, N дома) ---------------------------------------------------------------- 1. Не соответствует категории дороги: - ширина проезжей части (п.2.1.1 Приложение 1) - ширина обочин (п.2.1.1) 2. Неудовлетворительное состояние проезжей части (неровности, износ и т.д.) 3. Неудовлетворительное состояние обочин: - поверхность обочин занижена относительно поверхности проезжей части (п.2.1.3) - обочины не закреплены и не позволяют выезд автомобилей на них (п.2.1.4) 4. Не обеспечена боковая видимость прилегающей к дороге полосы (25 м - для дорог I-III категорий, 15 м - для дорог IV-V категорий) (п.2.1.7) 5. Отсутствуют дорожные знаки или не обеспечена их видимость: - в зоне местных сужений проезжей части - указывающих направление движения, его запрещение или ограничение - указывающих состояние покрытия - в зоне проведения дорожных работ 6. В пределах населенных пунктов отсутствуют: - тротуары (пп.2.3, 2.9.14-2.9.16) - электрическое освещение (п.2.10) 7. На дороге установлены с нарушением требований: - ограждения (0,5-0,85 м от бровки земляного полотна) (п.2.8.1.1) - опоры светильников, опоры дорожных знаков за пределами обочин, в стесненных условиях, на обочинах, на разделительной полосе с установкой ограждений) (пп.1.5, 2.10, 2.8.1.1) 8. Дорожные знаки не соответствуют сложившимся условиям движения (заниженные или завышенные ограничения скорости, неправильное указание направления движения, забытые знаки после окончания ремонтных работ и т.д.) II. Автобусные остановки 1. Автобусные остановки расположены: (пп.2.6.2, 2.9.6) - на закруглениях радиусом: менее 1000 м (для дорог I-II и II категорий), менее 600 м (для дорог III категории), менее 400 м (для дорог IV и V категорий); - на участках с продольным уклоном более 40%. - на дорогах II-V категорий остановки на противоположных сторонах проезжей части не смещены относительно друг друга (п.2.6.2) - ближе 20 м от перекрестка (п.2.9.6) 2. В местах остановки автобусов отсутствуют: (пп.2.6.1, 2.6.3) - остановочные площадки - посадочные площадки - павильоны для пассажиров - переходно - скоростные полосы (на дорогах I-IV категорий) 3. Размеры (длина и ширина) остановочной площадки не соответствуют нормативам (пп.2.1, 2.9.6) 4. Параметры и обустройства посадочных площадок не соответствуют нормативам (размеры, возвышение посадочной площадки над остановочной, отсутствие твердого покрытия, подходы к посадочной площадке) (пп.2.6.1, 2.9.6) 5. Размещение павильона для пассажиров не удовлетворяет действующим требованиям (удаление павильона от кромки остановочной площадки) (п.2.6.1) 6. Отсутствует освещение остановок (при наличии источников энерго- снабжения) (п.2.10) III. Пересечения и примыкания дорог 1. Отсутствует или имеет недостаточную протяженность покрытие на съездах и въездах дорог (п.2.4.2) 2. Отсутствуют или имеют недостаточную ширину (0,5-0,75 м) или протяженность, укрепленные обочины на съездах и въездах дорог I-IV категорий (п.2.4.2) 3. Не обеспечена необходимая видимость пересекаемой или примыкающей дороги в соответствии с табл.4-6 (п.2.4.1) 4. На подходах к пересечению (примыканию) в пределах расстояния видимости (см.табл. 4-6) продольный уклон превышает 40% (промилле) (п.2.4.4) 5. В местах пересечений (примыканий) радиусы закруглений менее допустимых (25 м - для дорог I-III категорий, 20 м - для дорог III категории, 15 м - для дорог IV-V категорий, 30 м - если в составе транспортного потока более 25% автобусов) (п.2.4.3) 6. Отсутствуют переходно - скоростные полосы на съездах и въездах дорог I-III категорий (п.2.4.6) IV. Прямолинейные горизонтальные участки дорог, проходящих по насыпи высотой более двух метров 1. Не выполнены требования об установке ограждений барьерного или парапетного типов на дорогах I-IV категорий при высоте насыпи более 3 м (п.2.8.1.1) 2. Отсутствуют сигнальные столбики на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи 2 м и более (п.2.8.2) V. Участки с подъемами и спусками 1. Величина продольного уклона не соответствует категории дороги (пп.2.2.1, 2.2.2, 2.2.4, табл.4-6) 2. Не обеспечено требуемое расстояние видимости (поверхности дороги, встречного автомобиля) (пп.2.2.1, табл.4-6) 3. Отсутствуют ограждения барьерного или парапетного типа на уклонах дорог I-IV категорий при высоте насыпи более 2,5 м (п.2.8.1.1) 4. Отсутствуют специальные столбики при высоте насыпи более 2 м (п.2.8.2) 5. Параметры и размещение ограждений и сигнальных столбиков не соответствуют требованиям СНиП (пп.2.8.1, 2.8.2) 6. Отсутствует уширение проезжей части дороги (0,25-0,5 м) в пределах вогнутых кривых (п.2.2.9) 7. Отсутствует дополнительная полоса для движения грузового транспорта (на дорогах II и III категорий) (п.2.2.8) 8. Параметры дополнительной полосы не соответствуют нормативам (пп.2.2.8) 9. Наличие в конце затяжных спусков (п.2.2.1.1): - закруглений малых радиусов - искусственных сооружений с узкой проезжей частью 10. На подходах к спуску или подъему отсутствует необходимая дорожно - знаковая информация VI. Участки кривых в плане 1. Величина радиуса кривой в плане не соответствует категории дороги (п.2.2.1, табл.4-6) 2. Не обеспечено требуемое расстояние видимости (поверхности дороги, встречного автомобиля) (п.2.2.1, табл.4-6) 3. Отсутствуют ограждения барьерного или парапетного типа на криволинейных участках дорог I-IV категорий при наличии насыпи высотой более 2,0-3,5 м, ограниченной видимости или продольного уклона 40%0 и более (п.2.8.1.1) 4. Отсутствуют сигнальные столбики при высоте насыпи более 1 м, а также на участках пересечений и примыканий (п.2.8.2) 5. Параметры и размещение ограждений и сигнальных столбиков не соответствуют требованиям СНиП (п.2.8.1, 2.8.2) 6. Отсутствует уширение проезжей части на закруглениях с радиусом 1000 м и менее (п.2.2.7) 7. Ширина обочин не удовлетворяет установленным минимальным требованиям (1,5 м - для дорог I-II категорий, 1 м - для остальных категорий) (п.2.2.7) 8. На подходах к кривым в плане отсутствует дорожно-знаковая информация VII. Дорога проходит в непосредственной близости от болот, водоемов (глубиной более 1 м), краев оврагов или горных ущелий, железных дорог 1. Отсутствуют ограждения барьерного или парапетного типа (на дорогах I-IV категорий) при прохождении дороги параллельно железнодорожному пути, болоту или водостоку глубиной более 2 м, краю оврага или горного ущелья, если они расположены от кромки проезжей части на расстоянии до 15 м (до 25 м - при высокой интенсивности движения) (п.2.8.1) 2. Отсутствуют или установлены не в соответствии с действующими требованиями сигнальные столбики при прохождении дороги на расстоянии не менее 15 м от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м (п.2.8.2) VIII. Мосты и путепроводы 1. Имеется сужение проезжей части на мосту относительно ее ширины на подходах к мосту (п.2.5.7) 2. Отсутствует обустройство, препятствующее падению транспортных средств (п.2.5.3): ограждения барьерного или парапетного типа (дороги I-III категорий) повышенный (не менее 0,35 м) бортовой камень (дороги IV-V категорий) колесоотбойный брус высотой не менее 0,25 м) (на деревянных мостах) 3. Отсутствует с каждой стороны проезжей части моста: - полосы безопасности (от 1 до 2 м в зависимости от категории дороги) (п.2.5.7) тротуары или служебные проходы (шириной не менее 0,75 м) (п.2.5.2) пешеходные перила (высотой не менее 1,10 м) (п.2.5.2) 4. Конструктивное использование ограждений не соответствует требованиям нормативных документов (п.2.5.3) 5. На больших мостах отсутствует уширение насыпи дороги на длине не менее 10 м от их начала и конца на величину 0,5 м в каждую сторону от габаритов моста (п.2.5.6) 6. Отсутствует освещение мостов и путепроводов (при наличии источников энерго- снабжения) (п.2.10) 7. На подходах к мосту отсутствует необходимая дорожно-знаковая информация 8. Отсутствует ограждение опор путепроводов (п.2.8.1.1) IX. Железнодорожные переезды 1. Не обеспечена удовлетворительная видимость приближающегося поезда (п.2.7.2) 2. На переездах с необеспеченной видимостью приближающегося поезда отсутствует сигнализация, регулирующая дорожное движение 3. Продольный уклон на протяжении 20 м от переезда превышает 50%.(п.2.7.4) 4. Отсутствуют знаки "С" о подаче машинистом поезда свистка (п.2.7.7) 5. На охраняемых переездах отсутствуют заградительные светофоры для поездов (п.2.7.8) 6. Ширина проезжей части дороги на переезде меньше ее ширины на подходах к переезду или менее 6 (п.2.7.5) 7. Не соответствует нормативам состояние и правильность установки обустройства переезда (сигнальные столбики, перила, ограды, шлагбаумы, светофоры, знаки и т.д.) (пп.2.7.12, 2.7.13) 8. Отсутствует освещение переезда (при наличии источников энергоснабжения) (п.2.7.11) 9. Неудовлетворительное состояние проезжей части дороги в зоне переезда (п.2.1.6) X. Прохождение дороги в горной местности 1. На затяжных уклонах (более 60%.) отсутствуют участки с уменьшенными уклонами (до 20%. или площадки для остановки автомобилей) (п.2.2.6) 2. Размеры и размещение площадок для остановки автомобилей не соответствуют требованиям нормативных документов (п.2.2.6) 3. На участках подходов к тоннелям продольный уклон на протяжении 250 м превышает 45%. (п.2.2.3) 4. На затяжных спусках (уклон более 50%.) отсутствуют противоаварийные съезды (п.2.2.6) - перед кривыми малого радиуса в конце спуска - через 0,8-1,0 км на прямых участках 5. Имеется сужение проезжей части дороги в тоннеле и на подходах к нему (п.2.5.7) __________________________________________________________________ Приложение 3 АКТ обследования автобусного _________________________________________________________ маршрута (городского, пригородного, междугородного и т.д.) ____________________________, обслуживаемого _____________________ (наименование маршрута) (наименование ________________________________ от "___" ____________ 19 ___ г. автотранспортной организации) Комиссия в составе: ___________________________________________ (должность, фамилия, имя и отчество _________________________________________________________________, председателя и членов комиссии) действующая на основании _________________________________________ (наименование органа, утвердившего __________________________________________________________________ состав комиссии, номер постановления и __________________________________________________________________ дата его утверждения) провела обследование автобусного маршрута _______________________ Выявленные в результате обследования недостатки в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающие безопасности движения, представлены в таблице (прилагается к акту). Заключение комиссии: автобусный маршрут соответствует (не соответствует) требованиям безопасности движения. Председатель комиссии ________________________ (подпись) Члены комиссии ________________________ (подпись) ________________________ ________________________ Таблица (к акту обследования автобусного маршрута) --------------------------------------------------------------------------------- N |Местонахождение|Выявленные|Необходимые|Срок |Ответственный|Результаты п/п|участка |недостатки|мероприятия|исполнения |исполнитель |(для |(км, номер | |и перечень |(число, |(Ф.И.О., |контроля) |дома) | |работ |месяц, год) |должность, | | | | | |организация) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 --------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 РЕКОМЕНДАЦИИ по измерению некоторых параметров элементов автомобильных дорог простейшими методами 1. Измерение уклона дороги Геометрические элементы плана и профиля дороги измеряют, как правило, геодезическими инструментами (нивелиром, теодолитом, гониометром) или с помощью аэрофотосъемки, фотограмметрии и ходовых автомобильных лабораторий. Однако в первом приближении некоторые параметры, такие как уклон дороги, радиус закругления и т.д., могут быть измерены и упрощенными методами. Уклон характеризует крутизну склона. Это высота подъема или спуска (Y), деленная на расстояние, на котором образовался этот подъем (X) (рис.1) Рисунок не приводится Рис. 1. Определение уклона дороги с применением уровня, рейки и линейки Уклон в дорожном строительстве определяется числом миллиметров подъема на каждый метр пройденного пути по горизонтали и выражается в промилях (%.) Обычно уклоны проезжей части указываются в паспорте дороги, находящемся у дорожников. Но их можно проверить с помощью рейки, линейки и уровня (см.рис.1). Для этого рейку с уровнем нужно положить на дорогу вдоль направления линии измерения уклона. Поднять нижний конец рейки до горизонтального показания уровня. Измерить расстояние между приподнятым концом рейки и дорогой. Разделить это расстояние на длину рейки. Чем длиннее рейка, тем точнее результат. Пример. Длина рейки 5 м. Нижний ее конец приподнят над поверхностью дороги до горизонтального положения по показанию уровня на 300 мм. 300 Уклон равен ----- = 60%., 5 т.е. 60 мм на 1 м дороги. Для упрощения расчетов рейку обычно берут длиной 1 м, а еще лучше сам уровень изготовить такой длины. В этом случае показания линейки в мм будут соответствовать уклону дороги в промилях. Пример. Нижний конец уровня длиной 1 м приподнят над дорогой на 35 мм, следовательно, уклон дороги в этом случае равен 35%. = 3,5%. 2. Измерение радиуса закругления Для определения радиуса закругления обычно используют метод хорды. Хорда - это отрезок прямой, соединяющий две точки окружности. Рисунок не приводится Рис.2. Схема определения радиуса закругления упрощенным методом Для измерения радиуса закругления измеряется расстояние АС (рис.2). Находят среднюю точку Д и определяют длину "а" (расстояние АД). Затем измеряется длина h - расстояние ВД от этой точки до кромки проезжей части. Радиус закругления подсчитывается по формуле: a_2 + h_2 r = ---------- 2h Мерный отрезок АС обычно берут 10-25-50 м в зависимости от величины радиуса закругления. Используют для этих целей обычную веревку, завязав на ее середине узел и измерив предварительно ее длину. Пример. Вычислить радиус закругления, если АС = 2a = 25 м, а высота ВД = h = 1 м 20 см. (12,5)_2 + (1,2)_2 156,25 + 1,44 157,69 r = ------------------ = ------------- = ------ = 65,7 м 2 х 1,2 2,4 2,4 3. Определение коэффициента сцепления* --------------- * Использованы материалы книги В.В.Сильянова. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. Транспорт, М., 1984. Коэффициент сцепления фи является основной характеристикой степени скользкости дорожных покрытий. Простейший способ определения коэффициента сцепления основан на определении длины тормозного пути автомобиля. Величина коэффициента фи определяется в общем виде по следующей формуле: v_2 фи = ----------------------- +/- tg альфа, 254 . S(T) . cos альфа где v - начальная скорость торможения, км/ч; S(T) - длина тормозного пути, м; альфа - угол продольного уклона дороги (знак +), если движение на подъем, (-) - если на спуск (табл.1). Если замеры выполняются на горизонтальном участке, то формула (1) упрощается: v_2 фи = ----------- 254 . S(T) Измерения тормозного пути должны выполняться на прямых участках дороги при отсутствии сильного ветра и при условии закрытия движения на участке измерений. Таблица 1 ---------------------------------------------------------------- Продольный |Угол уклона, | cos альфа | tg альфа уклон | альфаш | | дороги, | | | % | | | ---------------------------------------------------------------- 1,0 0 град. 30 1,000 0,010 2,0 1 град. 10 0,999 0,020 2,5 1 град. 25 0,999 0,025 3,0 1 град. 45 0,999 0,030 3,5 2 град. 0,999 0,035 4,0 2 град. 20 0,999 0,040 4,5 2 град. 35 0,999 0,045 5,0 2 град. 52 0,999 0,050 5,5 3 град. 10 0,999 0,055 6,0 3 град. 35 0,998 0,060 7,0 4 град. 0,998 0,070 8,0 4 град. 35 0,997 0,080 9,0 5 град. 10 0,996 0,090 10,0 5 град. 45 0,995 0,100 11,0 6 град. 20 0,994 0,110 ------------------------------------------------------------------ В табл.2 приведены некоторые данные, устанавливающие зависимость между величиной коэффициента фи и длиной тормозного пути S(T) при начальной скорости торможения 40 км/ч. Автомобиль должен иметь шины с неизношенным рисунком протектора и отрегулированную тормозную систему, обеспечивающую одновременное и полное затормаживание всех колес. Спидометр должен быть оттарирован и обеспечивать определение скорости движения с точностью до +/- 5,0 км/ч. Автомобиль на участке торможения разгоняют до скорости 40 км/ч и резко тормозят. Длину тормозного пути измеряют рулеткой по следу на поверхности покрытия. Значение длины тормозного пути принимают средним из 4-5 торможений. Таблица 2 ---------------------------------------------------------------- S(T), м | фи | S(T), м | фи | S(T), м | фи ---------------------------------------------------------------- 8,3 0,76 12,1 0,52 17,5 0,36 8,7 0,72 13,1 0,48 18,6 0,34 9,8 0,64 14,3 0,44 21,0 0,30 11,7 0,52 15,7 0,40 24,2 0,26 31,5 0,20 _________________________________________________________________ --------------- * все данные - для автомобиля ГАЗ-24 Страницы: 1 2 |