О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.1989). Закон. Верховный Совет СССР. 30.06.87


Страницы: 1  2  


30 июня 1987 г.


              СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

                                ЗАКОН

             О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (ОБЪЕДИНЕНИИ)

   

       (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от
  07.04.1989 - Ведомости ВС СССР, 1989, N 15, ст. 105; Законом СССР
     от 03.08.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 9, ст. 214)

     Настоящий Закон в соответствии  с  Конституцией  СССР  определяет
экономические    и    правовые   основы   хозяйственной   деятельности
социалистических государственных предприятий (объединений),  укрепляет
государственную  (общенародную) собственность на средства производства
в промышленности,  строительстве,  агропромышленном комплексе и других
отраслях,   расширяет   возможности  участия  трудовых  коллективов  в
эффективном   использовании   этой   собственности,    в    управлении
предприятиями   и   объединениями,   в   решении   государственных   и
общественных дел.  Закон углубляет централизованные начала  в  решении
важнейших  задач  развития  народного  хозяйства  как  единого целого,
предусматривает    усиление    экономических    методов    управления,
использование  полного  хозяйственного  расчета  и самофинансирования,
расширение демократических основ и развитие самоуправления, определяет
отношения    между    предприятиями    (объединениями)    и   органами
государственной власти и управления.

            I. ПРЕДПРИЯТИЕ (ОБЪЕДИНЕНИЕ) - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
                         НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

                Статья 1. Государственное предприятие
                      (объединение) и его задачи

     1. Государственные   предприятия    (объединения),    наряду    с
кооперативными, являются основным звеном единого народнохозяйственного
комплекса.  Предприятиям (объединениям)  принадлежит  главная  роль  в
развитии  экономического  потенциала  страны  и достижении высшей цели
общественного  производства  при   социализме   -   наиболее   полного
удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.
     Настоящий Закон определяет  основы  организации  и  деятельности,
правовое  положение  государственных  предприятий и объединений (далее
именуемых предприятиями,  за исключением случаев,  когда речь идет  об
особенностях объединений).
     2. На государственном предприятии трудовой  коллектив,  используя
как хозяин общенародную собственность,  создает и приумножает народное
богатство,  обеспечивает сочетание интересов  общества,  коллектива  и
каждого     работника.     Предприятие    является    социалистическим
товаропроизводителем,  производит  и  реализует  продукцию,  выполняет
работы  и  оказывает  услуги в соответствии с планом и договорами,  на
основе    полного    хозяйственного    расчета,    самофинансирования,
самоуправления,     сочетания    централизованного    руководства    и
самостоятельности предприятия.
     Предприятие осуществляет   свою  деятельность  в  промышленности,
сельском хозяйстве,  строительстве,  на транспорте,  в связи,  науке и
научном обслуживании,  торговле,  материально - техническом снабжении,
сфере  услуг  и  других  отраслях  народного  хозяйства.  Предприятие,
независимо   от  своего  профиля,  осуществляет  производство  товаров
народного потребления и оказывает платные услуги населению.  Оно может
вести   одновременно   несколько   видов   деятельности   (аграрно   -
промышленную,  промышленно -  торговую,  промышленно  -  строительную,
научно - производственную и другие).
     Предприятие является  юридическим  лицом,  пользуется  правами  и
выполняет   обязанности,   связанные  с  его  деятельностью,  обладает
обособленной частью общенародной собственности и имеет самостоятельный
баланс.
     3. Главной задачей предприятия является всемерное  удовлетворение
общественных   потребностей   народного  хозяйства  и  граждан  в  его
продукции (работах,  услугах) с высокими потребительскими свойствами и
качеством  при  минимальных  затратах,  увеличение  вклада в ускорение
социально - экономического  развития  страны  и  обеспечение  на  этой
основе роста благосостояния своего коллектива и его членов.
     Требования потребителя обязательны для предприятия, а их полное и
своевременное  удовлетворение  -  высший  смысл  и  норма деятельности
каждого трудового коллектива.
     Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает:
     развитие и повышение эффективности производства, его всестороннюю
интенсификацию,   ускорение  научно  -  технического  прогресса,  рост
производительности  труда,   ресурсосбережение,   увеличение   прибыли
(дохода);
     социальное развитие    коллектива,    формирование    современной
материальной    базы    социальной   сферы,   создание   благоприятных
возможностей  для  высокопроизводительного   труда,   последовательное
осуществление    принципа    распределения    по   труду,   социальной
справедливости,  охрану  и  улучшение  окружающей  человека  природной
среды;
     самоуправление трудового коллектива,  создающее  глубокую  личную
заинтересованность   каждого   работника   в  хозяйском  использовании
общенародной собственности,  его органическую сопричастность  к  делам
коллектива и государства.

             Статья 2. Принципы деятельности предприятия

     1. Деятельность  предприятия  строится на основе государственного
плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента
реализации экономической политики Коммунистической партии и Советского
государства.  Руководствуясь  контрольными  цифрами,  государственными
заказами,    долговременными   научно   обоснованными   экономическими
нормативами и лимитами,  а также  заказами  потребителей,  предприятие
самостоятельно   разрабатывает  и  утверждает  свои  планы,  заключает
договоры.
     2. Предприятие  действует  на  принципах  полного  хозяйственного
расчета    и    самофинансирования.    Производственная,    социальная
деятельность   предприятия  и  оплата  труда  осуществляются  за  счет
заработанных трудовым коллективом  средств.  Предприятие  из  выручки,
полученной  от  реализации  продукции (работ,  услуг),  возмещает свои
материальные  затраты.   Прибыль   или   доход   является   обобщающим
показателем  хозяйственной  деятельности  предприятия.  Часть  прибыли
(дохода)   должна   использоваться   предприятием    для    выполнения
обязательств  перед  бюджетом,  банками и вышестоящим органом.  Другая
часть поступает в его полное распоряжение и вместе  со  средствами  на
оплату   труда  образует  хозрасчетный  доход  коллектива,  являющийся
источником жизнедеятельности предприятия.
     3. Деятельность  предприятия  в  условиях  полного хозяйственного
расчета и самофинансирования осуществляется в соответствии с принципом
социалистического    самоуправления.   Трудовой   коллектив,   являясь
полноправным  хозяином  на  предприятии,  самостоятельно  решает   все
вопросы производственного и социального развития.  Достижения и потери
в   работе   предприятия   непосредственно   сказываются   на   уровне
хозрасчетного дохода коллектива, благополучии каждого работника.
     Предприятие для повышения заинтересованности трудового коллектива
в результатах своей деятельности широко использует новые прогрессивные
методы  социалистического  хозяйствования,  в  частности  коллективный
подряд, арендные отношения, кооперативные формы. (абзац введен Законом
СССР от 03.08.1989)
     Предприятие как    самостоятельный    товаропроизводитель   может
выступать  на  рынке  ценных  бумаг  и   выпускать   для   мобилизации
дополнительных финансовых ресурсов акции,  осуществлять целевые займы.
(абзац введен Законом СССР от 03.08.1989)
     4. Предприятия  действуют  в условиях экономического соревнования
между   собой,   являющегося   важнейшей   формой    социалистического
соревнования, за наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на
эффективную   высококачественную   и   конкурентоспособную   продукцию
(работы,  услуги) с наименьшими затратами. Предприятие, обеспечивающее
производство и реализацию лучшей продукции (работ,  услуг) с  меньшими
издержками, получает больший хозрасчетный доход и преимущество в своем
производственном и социальном развитии и оплате труда работников.
     Государство использует    планирование,    применяет   конкурсное
проектирование и производство, финансово - кредитные рычаги и цены для
всемерного  развития  экономического соревнования между предприятиями,
ограничивая их монопольное положение как производителей  определенного
вида продукции (работ, услуг).
     5. Предприятие действует на основе социалистической законности. В
условиях  полного  хозяйственного  расчета  и  самофинансирования  оно
наделяется  широкими   правами,   соблюдение   которых   гарантируется
государством.   В   интересах   осуществления   задач   и  полномочий,
установленных настоящим Законом,  предприятие  вправе  по  собственной
инициативе   принимать   все   решения,   если   они  не  противоречат
действующему законодательству.
     Предприятие несет   всю  полноту  ответственности  за  соблюдение
интересов государства  и  прав  граждан,  сохранность  и  приумножение
социалистической  собственности,  выполнение  принятых  обязательств и
обеспечение уровня рентабельности,  необходимого для работы в условиях
полного   хозяйственного   расчета   и  самофинансирования,  укрепляет
государственную, производственную и трудовую дисциплину.
     Деятельность предприятия  не  должна  нарушать нормальных условий
работы других предприятий  и  организаций  и  ухудшать  условия  жизни
граждан.
     6. Государство  не  отвечает   по   обязательствам   предприятия.
Предприятие не отвечает по обязательствам государства,  а также других
предприятий, организаций и учреждений.

               Статья 3. Хозрасчетный доход коллектива,
                  его распределение и использование

     1. Хозрасчетный     доход    коллектива    является    источником
производственного и социального развития  предприятия,  оплаты  труда,
находится  в  распоряжении предприятия,  используется самостоятельно и
изъятию не подлежит.
     Предприятие может  использовать  следующие  формы  хозяйственного
расчета: (с изм. и доп., внесенными Законом СССР от 03.08.1989)
     основанную на   нормативном  распределении  прибыли.  Из  прибыли
производятся расчеты с бюджетом и вышестоящим  органом,  выплачиваются
проценты  за  кредит.  Образовавшаяся  после  этих расчетов остаточная
прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива.  Из  остаточной
прибыли по нормативам формируются фонды:  развития производства, науки
и техники;  социального развития;  материального поощрения или  другие
фонды   аналогичного   назначения.   Фонд   заработной   платы   может
образовываться по нормативу к чистой продукции или другим  измерителям
продукции. В этом случае хозрасчетный доход коллектива складывается из
фонда заработной платы и остаточной прибыли;
     основанную на нормативном распределении дохода, полученного после
возмещения из выручки  материальных  затрат.  Из  дохода  производятся
расчеты  с  бюджетом и вышестоящим органом,  выплачиваются проценты за
кредит,  после чего образуется хозрасчетный доход  коллектива.  Единый
фонд   оплаты   труда  образуется  как  остаток  хозрасчетного  дохода
коллектива после образования из него  фондов:  развития  производства,
науки  и техники;  социального развития или других фондов аналогичного
назначения, определяемых по нормативам к хозрасчетному доходу.
     Предприятия вправе   самостоятельно   использовать  другие  формы
хозяйственного расчета,  а также арендные  отношения,  предусмотренные
законодательными  актами  СССР и решениями Правительства СССР.  (абзац
введен Законом СССР от 03.08.1989)
     На предприятии  может  образовываться  финансовый  резерв  и фонд
валютных отчислений.
     2. Фонд  заработной  платы  используется  предприятием  на оплату
труда работников в зависимости от их трудового вклада.
     Фонд материального   поощрения  расходуется  на  выплату  премий,
вознаграждений, иные формы поощрения за труд и на материальную помощь.
     Предприятие может   вместо   фонда   заработной   платы  и  фонда
материального поощрения образовывать фонд оплаты труда, который служит
единым источником всех выплат работникам за результаты труда.
     3. Фонд  развития  производства,  науки  и  техники   предприятие
использует  на  финансирование  научно  - исследовательских и опытно -
конструкторских работ,  обновление и  расширение  основных  фондов  на
современной технической основе, прирост собственных оборотных средств,
а также на другие цели производственного развития.
     Предприятие самостоятельно использует амортизационные отчисления,
направляемые по установленному нормативу в фонд развития производства,
науки и техники или другой фонд аналогичного назначения.
     4. Фонд социального развития  трудовой  коллектив  использует  на
жилищное строительство, всемерное укрепление материально - технической
базы социально - культурной сферы,  содержание ее объектов, проведение
оздоровительных,  культурно  -  массовых  мероприятий и удовлетворение
других социальных потребностей.
     5. Предприятие   с  согласия  трудового  коллектива  имеет  право
направлять  в  фонд   социального   развития   часть   средств   фонда
материального  поощрения  (фонда  оплаты  труда)  и  на цели жилищного
строительства часть  средств  фонда  развития  производства,  науки  и
техники в пределах, установленных законодательством.
     6. Предприятие  образует  по  нормативу  за  счет   себестоимости
продукции   (работ,   услуг)   ремонтный   фонд,   средства   которого
используются для осуществления всех видов ремонта основных фондов.

               Статья 4. Материально - техническая база
                        и средства предприятия

     1. Материально - техническую базу и средства предприятия, то есть
его имущество, составляют основные фонды и оборотные средства, а также
иные  материальные  ценности   и   финансовые   ресурсы.   Предприятие
осуществляет   права   владения,   пользования   и  распоряжения  этим
имуществом.
     Предприятие обязано    постоянно   обеспечивать   воспроизводство
материально - технической базы  на  прогрессивной  основе,  эффективно
использовать производственные мощности и основные фонды.
     2. В целях достижения полной отдачи производственного  потенциала
предприятие устанавливает двухсменный, а на уникальном и дорогостоящем
оборудовании и там,  где необходимо по условиям производства,  - трех-
или четырехсменный режим работы.  Применение предприятием иного режима
работы допускается с разрешения вышестоящего органа,  согласованного с
исполнительным   комитетом   местного   Совета  народных  депутатов  и
соответствующим профсоюзным органом.
     3. Оборотные   средства   предприятия   находятся  в  его  полном
распоряжении и изъятию не подлежат.  Недостаток собственных  оборотных
средств  возмещается  за  счет  хозрасчетного дохода коллектива,  а их
пополнение осуществляется из собственных ресурсов. Предприятие обязано
обеспечивать   сохранность,  рациональное  использование  и  ускорение
оборачиваемости оборотных средств.
     4. Предприятие имеет право:

     передавать другим   предприятиям   и   организациям,   продавать,
обменивать,  сдавать в аренду,  предоставлять бесплатно  во  временное
пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные
средства,  инвентарь,  сырье и другие материальные ценности,  а  также
списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели;
     передавать материальные  и  денежные  ресурсы,  в  том  числе   с
согласия   трудового   коллектива   средства   фондов   экономического
стимулирования, другим предприятиям и организациям, выполняющим работы
или услуги для предприятия.
     Выручка от реализации неиспользуемого имущества и арендная  плата
(если  сдача  имущества  в  аренду  не является основной деятельностью
предприятия)  в  указанных  случаях  направляются  в   фонд   развития
производства,  науки  и  техники,  а убытки,  возникающие при передаче
другим предприятиям и организациям,  а также при  продаже  и  списании
имущества,  покрываются  предприятием  за  счет соответствующих фондов
экономического стимулирования предприятия.

              II. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ (ОБЪЕДИНЕНИЕМ)
                И САМОУПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

            Статья 5. Структура объединения и предприятия

     1. В отраслях народного  хозяйства  в  соответствии  с  целями  и
задачами   хозяйственной   деятельности,   особенностями  структуры  и
организации  управления  действуют  различные   виды   объединений   и
самостоятельные  предприятия.  Основными  видами  объединений являются
производственные и научно - производственные.  Объединение, независимо
от  территориального  расположения структурных единиц и входящих в его
состав   самостоятельных   предприятий,   функционирует   как   единый
производственно  -  хозяйственный комплекс,  обеспечивает органическое
сочетание интересов развития отраслей и территорий.  Оно  осуществляет
свою деятельность на основе единого плана и баланса.
     Предприятие и объединение организуют фирменное обслуживание своей
продукции  и  фирменную торговлю,  создают для этого при необходимости
соответствующие подразделения.
     2. Производственное  объединение  создается для выпуска отдельных
видов  продукции  (работ,  услуг)   на   основе   более   эффективного
использования  научно  - технического потенциала,  развитой предметной
специализации,  кооперирования  и  комбинирования  производства.   Оно
состоит    из   структурных   единиц,   осуществляющих   промышленную,
строительную,  транспортную,  торговую и другую деятельность. В состав
объединения могут также входить научно - исследовательские, проектно -
конструкторские,  технологические  организации  и  другие  структурные
единицы.
     3. Научно - производственное объединение создается для разработки
и  производства в кратчайшие сроки высокоэффективных комплексов машин,
оборудования,  приборов,  технологических  процессов   и   материалов,
определяющих   научно   -   технический   прогресс  в  соответствующих
направлениях,  имеющих  важное  народнохозяйственное   значение.   Оно
создается   на   основе   научно   -   исследовательских  (проектно  -
конструкторских,   технологических)   организаций   или    предприятий
(производственных объединений),  обладающих развитой конструкторской и
опытно - экспериментальной базой,  и функционирует как единый научно -
производственный комплекс.
     4. Предприятие состоит  из  действующих  на  началах  внутреннего
хозяйственного   расчета   или  коллективного  подряда  подразделений:
производств,  цехов, отделений, участков, ферм, бригад, звеньев, бюро,
лабораторий и других.
     Подразделениям предприятия   могут    выделяться    в    порядке,
устанавливаемом  предприятием,  части  фонда материального поощрения и
фонда социального развития,  размеры которых  зависят  от  результатов
деятельности этих подразделений.
     Структура предприятия   и    его    подразделений    определяется
предприятием самостоятельно. (абзац введен Законом СССР от 03.08.1989)
     5. В   объединении   его   структурные   единицы   действуют   на
хозрасчетных   началах   и   в   соответствии  с  положениями  о  них,
утверждаемыми  объединением,  состоят  из  подразделений.  Структурная
единица может иметь отдельный баланс и счета в учреждениях банков.  Ее
структура  утверждается  объединением.  (с  изм.  и  доп.,  внесенными
Законом СССР от 03.08.1989)
     Объединение закрепляет  за   структурной   единицей   необходимые
основные фонды и оборотные средства,  определяет порядок осуществления
внутрихозяйственных отношений и разрешения споров  между  структурными
единицами,   а   также   ответственность  за  невыполнение  ими  своих
обязанностей.
     Структурная единица     в     пределах     предоставленных     ей
законодательством и объединением прав  распоряжается  закрепленным  за
нею имуществом и заключает от имени объединения хозяйственные договоры
с другими организациями.
     Объединение может    предоставить   структурной   единице   право
заключать хозяйственные договоры от имени структурной единицы и  нести
по  ним  ответственность  закрепленным  за  нею  имуществом.  При  его
недостаточности ответственность по обязательствам структурной  единицы
несет объединение.
     Структурная единица формирует  фонды  материального  поощрения  и
социального   развития  в  порядке,  определяемом  объединением,  и  в
зависимости от результатов ее деятельности.  Средства этих  фондов  не
могут  быть  изъяты  объединением  без  согласия  трудового коллектива
структурной единицы.  Объединение имеет право выделять в  распоряжение
структурной   единицы  часть  фонда  развития  производства,  науки  и
техники, а также других фондов.
     6. В  объединение  наряду со структурными единицами могут входить
самостоятельные предприятия, которые пользуются правами в соответствии
с  настоящим  Законом.  Объединение  руководит  такими  предприятиями,
осуществляя по отношению к  ним  функции  вышестоящего  органа,  имеет
право  централизовать  полностью  или частично выполнение их отдельных
производственно - хозяйственных  функций.  При  этом  необходимые  для
выполнения   указанных   функций   средства   предприятий  могут  быть
централизованы с их согласия.
     Управление объединением  по  решению  входящих в него структурных
единиц   и   предприятий   осуществляется   администрацией    головной
структурной    единицы   (головного   предприятия)   объединения   или
обособленным аппаратом управления.  (с изм. и доп., внесенными Законом
СССР от 03.08.1989)
     7. Предприятия,  объединения  и  организации,  независимо  от  их
ведомственной   принадлежности,   могут  самостоятельно  создавать  на
договорных    началах     концерны,     консорциумы,     межотраслевые
государственные    объединения,    государственные    производственные
объединения,  различные ассоциации и  другие  крупные  организационные
структуры,   в   том   числе  с  участием  кооперативов  и  совместных
предприятий,   создаваемых   с   фирмами    иностранных    государств.
Государственные    предприятия    (объединения),    входящие   в   эти
организационные    структуры,     сохраняют     свою     хозяйственную
самостоятельность и действуют в соответствии с настоящим Законом.
     Входящие в  объединение  структурные  единицы  и  самостоятельные
предприятия вправе по решению их трудовых коллективов выйти из состава
объединения  с  соблюдением  договорного   порядка   и   обязательств,
установленных при образовании объединения.
     Предприятия, объединения и организации при переходе  на  арендные
отношения    имеют   право   выхода   из   подчинения   отраслевым   и
территориальным  органам   государственного   управления,   при   этом
взаимоотношения  между ними регулируются договором аренды.  (с изм.  и
доп., внесенными Законом СССР от 03.08.1989)

                  Статья 6. Управление предприятием

     1. Управление  предприятием  осуществляется  на  основе  принципа
демократического централизма,  сочетания централизованного руководства
и социалистического самоуправления трудового коллектива.
     Социалистическое самоуправление  реализуется  в  условиях широкой
гласности  путем  участия  всего   коллектива   и   его   общественных
организаций   в   выработке   важнейших   решений  и  контроле  за  их
исполнением,  выборности руководителей  и  единоначалия  в  управлении
предприятием.  На  основе  самоуправления  обеспечивается  объединение
усилий  и  развитие  инициативы  трудящихся  для  достижения   высоких
результатов   работы,   воспитания  у  работников  организованности  и
дисциплины, повышения их политической сознательности.
     Партийная организация  предприятия,  являясь  политическим  ядром
коллектива,  действует в рамках Конституции  СССР,  направляет  работу
всего    коллектива,    органов   его   самоуправления,   профсоюзной,
комсомольской, других общественных организаций и осуществляет контроль
за деятельностью администрации.
     Социально -  экономические   решения,   касающиеся   деятельности
предприятия,  вырабатываются  и  принимаются  руководителем с участием
трудового  коллектива,  действующих   в   нем   партийной,   а   также
профсоюзной,   комсомольской   и  других  общественных  организаций  в
соответствии с их уставами и законодательством.
     2. На  предприятии  осуществляется  выборность руководителей (как
правило, на конкурсной основе), обеспечивающая улучшение качественного
состава руководящих кадров и усиление их ответственности за результаты
деятельности. Принцип выборности применяется в отношении руководителей
предприятий,   структурных  единиц  объединений,  производств,  цехов,
отделений, участков, ферм и звеньев, а также мастеров и бригадиров.
     3. Руководитель   предприятия,  структурной  единицы  объединения
выражает интересы государства и трудового  коллектива.  Он  избирается
общим   собранием   (конференцией)  трудового  коллектива  тайным  или
открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции)  сроком
на  5  лет  и  утверждается  вышестоящим  органом.  Если  кандидатура,
избранная трудовым коллективом,  не  утверждена  вышестоящим  органом,
проводятся  новые выборы.  При этом вышестоящий орган обязан объяснить
трудовому коллективу причины отказа в утверждении результатов выборов.
     Руководитель предприятия,  структурной  единицы объединения может
досрочно освобождаться от должности вышестоящим органом  на  основании
решения  общего собрания (конференции) трудового коллектива или по его
уполномочию - совета трудового коллектива.
     Избранный трудовым  коллективом руководитель головной структурной
единицы (головного предприятия)  утверждается  вышестоящим  органом  в
должности   руководителя   объединения.  В  случае,  когда  управление
объединением    осуществляется    обособленным    аппаратом,    выборы
руководителя  объединения  проводятся  на  конференции  представителей
трудовых коллективов его структурных единиц и  предприятий.  Досрочное
освобождение  от должности руководителя объединения производится в том
же порядке.
     Руководители подразделений   -   производств,  цехов,  отделений,
участков,  ферм и звеньев,  а также  мастера  и  бригадиры  избираются
соответствующими коллективами тайным или открытым голосованием на срок
до  5  лет  и  утверждаются   руководителем   предприятия.   Указанные
руководители  могут  досрочно  освобождаться  от  занимаемой должности
руководителем   предприятия   на    основании    решения    коллектива
соответствующего подразделения.
     Руководители предприятий,   структурных    единиц    объединений,
подразделений, а также мастера и бригадиры, освобожденные от должности
по  истечении  срока  полномочий,  могут  быть   избраны   вновь   или
направляются    на    другую    работу    в   порядке,   установленном
законодательством  в  отношении   лиц,   освобожденных   от   выборной
должности.
     Заместители руководителя,     руководители     юридической      и
бухгалтерской служб и службы контроля качества предприятия назначаются
на  должность  и  освобождаются  его  руководителем  в   установленном
порядке.
     4. Единоначалие   в   системе   самоуправления   на   предприятии
осуществляется  руководителем предприятия,  руководителями структурных
единиц объединения и подразделений.
     Руководитель предприятия    (генеральный    директор,   директор,
начальник,  управляющий) руководит  всей  деятельностью  и  организует
работу  предприятия.  Он  несет  ответственность  за результаты работы
предприятия перед государством и трудовым коллективом.
     Руководитель предприятия  без  доверенности  действует  от  имени
предприятия,  представляет его на всех предприятиях,  в учреждениях  и
организациях,    распоряжается   имуществом   предприятия,   заключает
договоры,  выдает доверенности,  открывает в банках расчетные и другие
счета предприятия.
     В пределах  компетенции  предприятия  его   руководитель   издает
приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Решения руководителей структурных единиц и подразделений,  мастеров  и
бригадиров обязательны для всех подчиненных им работников.
     5. Основной формой осуществления полномочий трудового  коллектива
является общее собрание (конференция).
     Общее собрание (конференция) трудового коллектива:
     избирает руководителя предприятия,  совет  трудового  коллектива,
заслушивает отчеты об их деятельности;
     рассматривает и утверждает  планы  экономического  и  социального
развития  предприятия,  определяет  пути увеличения производительности
труда и  прибыли  (дохода),  повышения  эффективности  производства  и
качества    продукции,    сохранения   и   приумножения   общенародной
собственности,  укрепления материально - технической базы производства
как основы жизнедеятельности коллектива;
     одобряет коллективный  договор   и   уполномочивает   профсоюзный
комитет  подписать его с администрацией предприятия от имени трудового
коллектива;  принимает социалистические обязательства;  утверждает  по
представлению  администрации профсоюзного комитета правила внутреннего
трудового распорядка;
     рассматривает другие   наиболее   важные   вопросы   деятельности
предприятия;
     самостоятельно устанавливает  для своих работников дополнительные
социальные льготы  в  пределах  заработанных  средств.  (абзац  введен
Законом СССР от 03.08.1989)
     6. Собрание  (конференция)   трудового   коллектива   предприятия
созывается  советом трудового коллектива по мере необходимости,  но не
реже двух раз в год.  Вопросы на рассмотрение  собраний  (конференций)
вносятся  по  инициативе  совета трудового коллектива,  администрации,
партийной,   профсоюзной,   комсомольской   и   других    общественных
организаций,  органов народного контроля, отдельных членов коллектива,
а также вышестоящего органа.

           Статья 7. Совет трудового коллектива предприятия

     1. В период между собраниями (конференциями) полномочия трудового
коллектива    выполняет   совет   трудового   коллектива   предприятия
(структурной  единицы  объединения).  Совет  сосредоточивает   главное
внимание на развитии инициативы трудящихся,  увеличении вклада каждого
работника в  общее  дело,  осуществляет  меры  по  достижению  высоких
конечных    результатов    деятельности    предприятия   и   получению
хозрасчетного дохода коллектива.
     Совет трудового коллектива:
     осуществляет контроль   за  выполнением  решений  общих  собраний
(конференций) трудового коллектива,  реализацией критических замечаний
и предложений рабочих,  служащих, информирует трудовой коллектив об их
выполнении;
     заслушивает администрацию  о  ходе выполнения планов и договорных
обязательств,    результатах    производственно    -     хозяйственной
деятельности,  намечает меры,  способствующие более эффективной работе
предприятия, соблюдению принципа социальной справедливости;
     утверждает совместно с выборными органами партийной,  профсоюзной
и комсомольской организаций условия социалистического  соревнования  и
подводит его итоги;
     решает вопросы  совершенствования  управления  и  организационной
структуры   предприятия,   обеспечения   соответствия   оплаты   труда
работников их личному вкладу и справедливого распределения  социальных
благ;
     принимает решения об использовании фондов развития  производства,
науки  и  техники,  материального поощрения,  социального развития,  о
направлении средств на строительство жилых домов,  детских учреждений,
столовых,  улучшение условий и охраны труда,  медицинского, бытового и
культурного обслуживания  рабочих,  служащих,  решает  другие  вопросы
социального развития коллектива;
     решает вопросы  подготовки  и  повышения   квалификации   кадров,
соблюдения  правил внутреннего трудового распорядка,  государственной,
производственной и трудовой дисциплины на предприятии,  намечает  меры
по ее укреплению;
     осуществляет контроль  за  предоставлением  льгот  и  преимуществ
новаторам,  передовикам производства,  ветеранам войны и труда за счет
средств фондов материального поощрения и социального развития;
     заслушивает представителей   коллективов   подразделений,  вносит
предложения о применении мер морального и материального  поощрения  за
успехи в труде,  рассматривает вопросы представления к государственным
наградам;
     решает вопросы  избрания советов коллективов производств,  цехов,
отделений,  участков и других подразделений и определяет  их  права  в
пределах    полномочий   совета   трудового   коллектива   предприятия
(структурной единицы объединения);
     решает другие  вопросы  производственного и социального развития,
если они не отнесены к компетенции  собрания  (конференции)  трудового
коллектива.
     Совет трудового  коллектива  работает   в   тесном   контакте   с
администрацией,   партийной,   профсоюзной,  комсомольской  и  другими
общественными организациями.
     2. Решения  совета трудового коллектива,  принятые в пределах его
полномочий и  в  соответствии  с  законодательством,  обязательны  для
администрации и членов коллектива.
     При несогласии  администрации  предприятия  с  советом  трудового
коллектива  вопрос  решается на общем собрании (конференции) трудового
коллектива.
     3. Совет   трудового   коллектива   избирается   общим  собранием
(конференцией)    коллектива    предприятия    (структурной    единицы
объединения)  тайным  или открытым голосованием на срок 2 - 3 года.  В
совет   избираются   рабочие,   бригадиры,    мастера,    специалисты,
представители администрации,  партийной,  профсоюзной, комсомольской и
других общественных организаций. Численность совета определяется общим
собранием    (конференцией)    трудового   коллектива.   Представители
администрации не должны превышать четверти общего числа членов  совета
трудового   коллектива.  При  очередных  выборах  состав  совета,  как
правило, обновляется не менее чем на треть.
     Совет трудового    коллектива    избирает   из   своего   состава
председателя,  заместителей председателя и секретаря совета. Заседания
совета  проводятся  по  мере  необходимости,  но не реже одного раза в
квартал.  Члены совета трудового коллектива выполняют свои обязанности
на общественных началах.
     Член совета  трудового  коллектива  не  может  быть  уволен   или
подвергнут  другому  дисциплинарному  взысканию  без  согласия  совета
трудового коллектива.
     Не оправдавший  доверия коллектива член совета может быть выведен
из  его  состава  решением  общего  собрания  (конференции)  трудового
коллектива.
     Администрация предприятия   создает   необходимые   условия   для
эффективной деятельности совета трудового коллектива.

                     Статья 8. Кадры предприятия

     1. Работа   по   подбору,  расстановке  и  воспитанию  кадров  на
предприятии  ведется  администрацией  и  партийной  организацией   при
активном    участии    совета   трудового   коллектива,   профсоюзной,
комсомольской и других общественных организаций.
     Предприятие формирует стабильный трудовой коллектив,  способный в
условиях  полного  хозяйственного  расчета,   самофинансирования,   на
началах  самоуправления  достигать  высоких конечных результатов.  Оно
обеспечивает соответствие кадров возрастающим требованиям современного
производства,  развивает у работников деловитость и ответственность за
решение  задач  предприятия,  воспитывает  кадры  на  лучших  трудовых
традициях,   в   духе   гордости  за  свой  коллектив  и  повышает  их
заинтересованность в наивысшей производительности  труда;  добивается,
чтобы каждый работник дорожил своим рабочим местом.
     2. Предприятие проявляет постоянную  заботу  о  неуклонном  росте
профессионального  мастерства,  политического,  общеобразовательного и
культурного   уровня   кадров,   перемещении   работников   с   учетом
квалификации  и  интересов  производства.  В  этих  целях  предприятие
проводит  подготовку  и  переподготовку  кадров,  органически  сочетая
профессиональную учебу с экономической, обеспечивает рост квалификации
работников непосредственно  на  производстве,  в  учебных  заведениях,
укрепляет  учебно  - материальную базу,  организует учебные комбинаты,
курсы и центры,  школы по изучению передовых методов труда,  развивает
наставничество.
     Предприятие создает необходимые условия для совмещения обучения с
работой    и   предоставляет   льготы,   предусмотренные   действующим
законодательством.  Работники с  их  согласия  могут  быть  направлены
предприятием  на  обучение  в  средние  специальные  и  высшие учебные
заведения,  а также в аспирантуру с выплатой им стипендии. Предприятие
производит  в  установленных  размерах  оплату  за подготовку для него
специалистов в высших  учебных  заведениях  и  повышение  квалификации
работников.
     Предприятие оказывает содействие учебным заведениям в  подготовке
молодежи к труду, в формировании профессиональных интересов.
     3. Руководящие  кадры  предприятия   должны   обладать   высокими
деловыми,  политическими  и  моральными  качествами,  социалистической
предприимчивостью  и  принципиальностью,  уметь  создавать  сплоченный
коллектив  и  обеспечивать  сочетание интересов трудового коллектива с
общенародными.  Для  современного  руководителя   необходимы   высокий
профессионализм,   знание   основ  науки  управления  и  экономическое
мышление, позволяющее видеть перспективу и эффективно хозяйствовать.
     Предприятие создает  резерв  руководящих  кадров  и  ведет  с ним
постоянную работу.
     4. В  целях  улучшения подбора,  расстановки и воспитания кадров,
повышения их деловой квалификации,  качества и  эффективности  работы,
обеспечения  более  тесной связи заработной платы с результатами труда
предприятие  должно  проводить  аттестацию  руководящих  работников  и
специалистов.
     По результатам  аттестации  руководитель  предприятия   принимает
решение  о  повышении  или  понижении  работников  в классном звании и
квалификационной  категории,  повышении  или  понижении   должностного
оклада,  установлении,  изменении  или  отмене  надбавок к должностным
окладам,  повышении  в  должности  или  освобождении   от   должности.
Избранные  коллективами  руководители подразделений в случае признания
их по результатам аттестации не соответствующими занимаемой  должности
могут  быть  освобождены  от должности на основании решения коллектива
соответствующего подразделения.

            Статья 9. Отношения предприятия с вышестоящим
             органом и местным Советом народных депутатов

     1. Отношения  предприятия  и  вышестоящего  органа (министерства,
государственного комитета,  ведомства или другого вышестоящего органа)
строятся на основе планового управления,  соблюдения принципов полного
хозяйственного  расчета,  самофинансирования   и   самоуправления   на
предприятии.
     Все органы государственной власти и  управления  должны  всемерно
способствовать развитию хозяйственной самостоятельности,  инициативы и
социалистической   предприимчивости   предприятий   и   их    трудовых
коллективов.
     Руководство предприятием     осуществляется     прежде      всего
экономическими  методами  на основе контрольных цифр,  государственных
заказов,  долговременных экономических нормативов и лимитов.  Перечень
устанавливаемых предприятию контрольных цифр, экономических нормативов
и лимитов утверждается Советом Министров СССР.  Вышестоящий  орган  не
имеет  права доводить до предприятий контрольные цифры,  экономические
нормативы   и   лимиты    сверх    утвержденного    перечня.    Состав
государственного заказа утверждается Госпланом СССР.  По предприятиям,
подведомственным республиканским министерствам и ведомствам,  а  также
по   товарам   народного   потребления   и   платным   услугам  (кроме
государственных заказов Госплана СССР) состав государственного  заказа
утверждается  Советом  Министров  союзной республики.  Устанавливаемые
предприятию  исходные  данные  для  планирования  должны  быть  строго
увязаны  между  собой.  (с  изм.  и  доп.,  внесенными Законом СССР от
03.08.1989)
     Предприятие руководствуется   требованиями   единой   технической
политики,  проводимой в отрасли министерством, ведомством, получает от
него  помощь  в  подготовке  и  переподготовке  кадров,  содействие  в
осуществлении внешних экономических связей.
     Вышестоящий орган  обязан  всей  своей деятельностью обеспечивать
условия для эффективной работы  предприятия,  строго  соблюдать  права
предприятия,  содействовать их полной реализации, не вмешиваться в его
оперативно  -  хозяйственную  деятельность,  а   также   информировать
трудовой коллектив предприятия о своей деятельности.
     Вышестоящий орган   противодействует    монопольным    тенденциям
отдельных   предприятий,  осуществляя  в  этих  целях  мероприятия  по
преодолению  завышения  себестоимости  и  цен,  застоя  в  техническом
развитии  производства,  искусственного  ограничения  выпуска  и сбыта
продукции, пользующейся спросом у потребителей.
     2. Предприятие по установленному нормативу отчисляет вышестоящему
органу часть своей  прибыли  (дохода)  для  создания  централизованных
фондов  и  резервов.  Вышестоящий  орган  может  за счет этих фондов и
резервов выделять предприятию средства на  осуществление  мероприятий,
необходимых для развития отрасли.
     3. Вышестоящий   орган   обязан    осуществлять    контроль    за
деятельностью предприятия,  соблюдением законодательства, сохранностью
социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово -
хозяйственной  деятельности предприятия проводится вышестоящим органом
комплексно не чаще одного раза в год с  привлечением  заинтересованных
организаций.
     Министерство, ведомство,  другой вышестоящий орган  может  давать
предприятию  указания  только  в  соответствии  со своей компетенцией,
установленной  законодательством.  В  случае  издания   министерством,
ведомством,  другим вышестоящим органом акта,  не соответствующего его
компетенции, либо с нарушением требований законодательства предприятие
вправе  обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании
такого акта недействительным полностью или частично.
     Убытки, причиненные  предприятию в результате выполнения указания
вышестоящего органа, нарушившего права предприятия, а также вследствие
ненадлежащего  осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по
отношению к предприятию,  подлежат возмещению этим органом.  Споры  по
вопросу возмещения убытков решаются государственным арбитражем.
     4. Предприятие активно участвует в  проводимой  Советом  народных
депутатов  в  соответствии  с  законодательством работе по обеспечению
комплексного экономического и социального развития территории, лучшего
удовлетворения потребностей населения, а также в формировании местного
бюджета по установленным нормативам.
     Предприятие взаимодействует  с Советом народных депутатов в своей
работе  по  изысканию  и  приведению  в  действие  резервов  ускорения
развития   и  повышения  эффективности  производства.  Часть  средств,
сэкономленных  предприятиями  за  счет  осуществления   организованных
Советами  мероприятий  по  использованию резервов роста производства и
экономии ресурсов, передается в распоряжение Советов Министров союзных
(без   областного  деления)  и  автономных  республик,  исполнительных
комитетов местных Советов  народных  депутатов  для  использования  на
экономическое и социальное развитие соответствующих территорий.
     Предприятие согласовывает  с  соответствующим  Советом  Министров
союзной    (без    областного    деления),    автономной   республики,
исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов технико  -
экономические   обоснования  и  технико  -  экономические  расчеты  на
строительство  объектов,  титульные  списки  строек  по  установленным
показателям.
     Местные Советы  народных   депутатов   способствуют   эффективной
деятельности предприятий, находящихся на их территории, принимают меры
к  созданию   благоприятного   режима   обслуживания   их   работников
организациями торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
здравоохранения,  культуры,  городским транспортом,  а также  удобного
режима работы детских учреждений.
     5. Выполнение  предприятием  не  предусмотренных  планом  объемов
работ  или  услуг  по  заданиям  вышестоящего органа и решениям Совета
народных депутатов осуществляется на основе хозяйственных договоров  с
возмещением затрат теми предприятиями и организациями, для которых они
выполнены (кроме работ по ликвидации последствий стихийных бедствий  и
аварий).

     III. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

                       Статья 10. Планирование

     1. Планирование   деятельности   предприятия   осуществляется   в
соответствии  с  принципом  демократического  централизма  на  научной
основе  при  широком  участии  трудового  коллектива  в  разработке  и
обсуждении  планов.  Оно  исходит  из   необходимости   удовлетворения
растущего спроса потребителей на высококачественную продукцию (работы,
услуги) с минимальными затратами  и  обеспечения  роста  хозрасчетного
дохода   коллектива  как  главного  источника  самофинансирования  его
производственного и социального развития, оплаты труда.
     2. Предприятие разрабатывает перспективы своего производственного
и социального развития исходя из долгосрочных задач отрасли и с учетом
планов  комплексного развития территории.  Оно предусматривает меры по
расширению  производства  и   повышению   его   технического   уровня,
обновлению  и  росту  качества продукции в соответствии с требованиями
внутреннего и мирового рынков, наиболее полному использованию научно -
технических   достижений,  активному  участию  в  общегосударственных,
отраслевых, научно - технических программах и совместных программах со
странами - членами СЭВ.
     3. Главной  формой  планирования   и   организации   деятельности
предприятий  является  пятилетний  план  экономического  и социального
развития  (с  распределением  по  годам).  Предприятие  самостоятельно
разрабатывает  и  утверждает пятилетний план.  Оно использует исходные
данные планирования в качестве  основы  для  формирования  пятилетнего
плана:   контрольные  цифры,  государственные  заказы,  долговременные
экономические нормативы и лимиты, а также прямые заказы потребителей и
органов  материально  -  технического  снабжения на продукцию (работы,
услуги).
     При этом предприятие исходит из того, что:

     контрольные цифры  отражают общественные потребности в продукции,
производимой   предприятием,    минимальные    уровни    эффективности
производства. Они не носят директивного характера, не должны сковывать
трудовой коллектив при разработке плана,  должны оставлять ему широкий
простор  для  выбора  решений и партнеров при заключении хозяйственных
договоров.  Контрольные   цифры   включают   показатель   производства
продукции  (работ,  услуг)  в  стоимостном  выражении  (расчетно)  для
заключения договоров,  прибыль  (доход),  валютную  выручку,  наиболее
важные  общие  показатели научно - технического прогресса и показатели
развития социальной сферы.  В период  освоения  нового  хозяйственного
механизма  и  завершения  перехода  на  полный  хозяйственный  расчет,
самоокупаемость и самофинансирование в состав контрольных  цифр  могут
включаться     также    показатели    производительности    труда    и
материалоемкости продукции;
     государственные заказы  гарантируют удовлетворение первоочередных
общественных потребностей,  выдаются предприятиям на ввод  в  действие
производственных   мощностей  и  объектов  социальной  сферы  за  счет
государственных централизованных  капитальных  вложений,  а  также  на
поставку  некоторых  видов  продукции,  необходимых  прежде  всего для
решения общегосударственных,  социальных задач,  выполнения  научно  -
технических  программ,  укрепления  обороноспособности  и  обеспечения
экономической  независимости  страны,  поставки   сельскохозяйственной
продукции.  Государственные  заказы  выдаются  предприятию вышестоящим
органом и могут размещаться на конкурсной основе;  они обязательны для
включения   в   план.   При   выдаче  государственных  заказов  должна
предусматриваться взаимная  ответственность  сторон  -  исполнителя  и
заказчика.  На  продукцию  производственно  -  технического назначения
государственный  заказ  не  должен  устанавливаться  в   размере   100
процентов.     Разногласия,     возникающие     между    предприятиями
(объединениями) и вышестоящими органами по поводу  порядка  размещения
государственного  заказа,  рассматриваются  органами  государственного
арбитража; (с изм. и доп., внесенными Законом СССР от 03.08.1989)
     долговременные экономические  нормативы  являются  стабильными  в
течение    всей    пятилетки    и    обеспечивают    тесную     увязку
общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами предприятия и
заинтересованностью  работников.  Экономические  нормативы  определяют
взаимоотношения  с бюджетом,  формирование фонда оплаты труда,  фондов
экономического   стимулирования   и   другие   стороны   хозяйственной
деятельности  предприятия  и  устанавливаются  с  учетом  региональных
особенностей;
     лимиты устанавливают     предельный     размер    государственных
централизованных  капитальных  вложений  для  развития   межотраслевых
производств,  нового  строительства  и  решения  особо  важных задач в
соответствии  с  перечнем  предприятий  и   объектов,   включенных   в
государственный  план,  объемов  строительно  -  монтажных и подрядных
работ,  централизованно  распределяемых  материальных   ресурсов   для
обеспечения потребности производства и строительства.
     4. Годовые  планы  разрабатываются  и  утверждаются  предприятием
самостоятельно   исходя   из   его  пятилетнего  плана  и  заключаемых
хозяйственных  договоров.  При  этом  предприятие   планирует   выпуск
продукции   (работ,   услуг)  и  другие  показатели  экономического  и
социального  развития,  конкретизируя  задания  пятилетнего  плана;  с
соответствующими   организациями   и   предприятиями   решает  вопросы
материально  -  технического  обеспечения   ресурсами   и   подрядными
строительно   -   монтажными   работами.   В  ходе  разработки  планов
министерство,  ведомство,  другой  вышестоящий   орган   совместно   с
предприятиями обеспечивает комплексную увязку их предложений.
     Договоры на производство и поставку товаров народного потребления
заключаются   в   результате  свободной  продажи  изделий  на  оптовых
ярмарках,  которые  являются  базой  для  планирования   ассортимента,
повышения     качества    товаров    и    показателей,    определяющих
производственное и социальное развитие предприятия.
     5. Предприятие    в    ходе    разработки    пятилетнего    плана
предусматривает  полное  использование   производственных   мощностей,
применяет   прогрессивные  научно  обоснованные  нормы  затрат  труда,
расхода сырья и материалов,  энергии и  топлива,  осуществляет  замену
дефицитных  материалов  и  изделий,  широко  вовлекает в хозяйственный
оборот вторичные ресурсы,  добивается снижения издержек производства и
роста прибыли.
     Предприятие обязано  строго  соблюдать  плановую   дисциплину   и
полностью выполнять планы и договорные обязательства.
     6. Предприятие  союзного  (республиканского)  подчинения  обязано
согласовывать проекты своих планов с Советом Министров соответствующей
союзной   (без    областного    деления),    автономной    республики,
исполнительным   комитетом   местного  Совета  народных  депутатов  по
вопросам   развития   социальной   сферы,   обслуживания    населения,
производства товаров народного потребления, строительства, численности
работников,  использования трудовых ресурсов,  местных видов  сырья  и
материалов,  вторичных  ресурсов,  охраны  природы,  земле-,  водо-  и
лесопользования. В проектах планов предприятия учитываются мероприятия
по реализации принятых к исполнению наказов избирателей.

               Статья 11. Научно - технический прогресс
                         и повышение качества

     1. Деятельность  предприятия  в  области  научно  -  технического
прогресса должна быть  подчинена  постоянному  повышению  технического
уровня  и организации производства,  совершенствованию технологических
процессов,  выпуску продукции высшего качества, конкурентоспособной на
мировом   рынке,   своевременному   ее  обновлению,  наиболее  полному
удовлетворению  запросов  и   требований   потребителей.   Предприятие
развивает     производство     специализированного    технологического
оборудования.   Научно   -   технические   разработки   осуществляются
предприятием собственными силами и привлекаемыми научными и проектными
организациями.
     Качество продукции   (работ,   услуг)   является  определяющим  в
общественной  оценке  результатов   деятельности   каждого   трудового
коллектива.  Забота  о  чести  марки  своего  предприятия  должна быть
предметом  профессиональной   и   патриотической   гордости   рабочих,
инженеров, конструкторов и руководителей.
     2. Масштабное,  комплексное и своевременное применение достижений
науки  и  техники,  выпуск  эффективной и высококачественной продукции
является важнейшим путем наращивания прибыли  (дохода)  предприятия  и
самофинансирования   его  производственного  и  социального  развития.
Предприятие реализует продукцию,  параметры которой соответствуют  или
превышают высшие мировые достижения, по более высоким ценам. За выпуск
устаревших  изделий  и   недоброкачественной   продукции   предприятие
уплачивает скидки с оптовых цен,  несет материальную ответственность и
неотвратимые потери в хозрасчетном доходе коллектива, заработной плате
и социальных благах.
     3. Предприятие    обязано    обеспечить    строгое     соблюдение
технологической    дисциплины,    стандартов,   технических   условий,
надежность, безотказность и безопасность в эксплуатации выпускаемой им
техники.  Оно  осуществляет  контроль  за  качеством продукции (работ,
услуг),  укрепляет собственные службы контроля  качества  и  оказывает
содействие   работе   службы   государственной   приемки,   организует
гарантийный и послегарантийный ремонт,  а также фирменное обслуживание
выпускаемой техники.
     4. Производственные объединение и предприятие в  целях  ускорения
научно  - технических разработок,  повышения уровня интеграции науки с
производством:
     обеспечивают первоочередное   развитие   собственной   научно   -
исследовательской,  опытно - экспериментальной базы;  могут  создавать
научно  -  технические  и  проектно  -  конструкторские подразделения,

Страницы: 1  2