О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 17.09.87 1074

            О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
              ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ
                      УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ1

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

                     ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                       СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                        17 сентября 1987 г. 

                             N 1074

                           (СЗС 87-9)


     Центральный Комитет КПСС и Совет  Министров СССР отмечают,  что
претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение  соци-
ально-экономического развития страны, наиболее полное  использование
преимуществ плановой системы хозяйствования, углубление  социалисти-
ческой экономической интеграции и участия СССР в международном  раз-
делении труда требует существенного повышения уровня работы в облас-
ти внешнеэкономических связей, дальнейшего усиления работы объедине-
ний, предприятий и организаций в решении этих вопросов.
     Осуществление мер по совершенствованию управления  внешнеэконо-
мическим комплексом, принятых за последнее время, показало  правиль-
ность заложенных в них принципиальных положений. За прошедший период
в основном реализован  комплекс организационно-правовых и  экономи-
ческих  мер,  направленных  на  широкое  использование  возможностей
международного разделения труда для ускорения развития народного хо-
зяйства страны, вовлечение во внешнеэкономическую деятельность непо-
средственных производителей  экспортной  продукции  и  повышение  их
заинтересованности в результатах внешней торговли. Вместе с тем, как
отмечалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, в работе централь-
ных экономических  ведомств,  отраслевых  министерств,  объединений,
предприятий и организаций по развитию внешнеэкономических связей не
изжиты еще накопившиеся  застойные явления, недостаточна  инициатива
предприятий и их трудовых коллективов в развитии экспорта, налажива-
нии новых  форм  сотрудничества. Многие  министерства,  объединения,
предприятия и организации слабо используют предоставленные им в этой
области права. Медленно внедряются экономические методы  управления,
хозяйственный расчет.  Валютная  самоокупаемость не  стала  основной
формой внешнеэкономической деятельности министерств, ведомств, объе-
----------------
     1 Абзацы первый и третий пункта  9, абзац четвертый пункта  15,
абзац второй пункта 26 не приводятся.
динений и предприятий. Не произошло существенных изменений в импорт-
ной политике.  Излишне многоступенчат  процесс принятия  решений  по
внешнеэкономическим вопросам.
     В целях дальнейшего совершенствования внешнеэкономической  дея-
тельности, повышения в этом деле роли объединений, предприятий,  ор-
ганизаций, министерств и  ведомств СССР,  Советов Министров  союзных
республик, упрощения существующего порядка осуществления  внешнеэко-
номической деятельности Центральный Комитет  КПСС и Совет  Министров
СССР  п о с т а н о в л я ю т:

     1. Считать главной задачей постоянных органов Совета  Министров
СССР, Госплана  СССР,  Госснаба СССР,  Госагропрома  СССР,  Госстроя
СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств
и ведомств СССР, Советов  Министров союзных республик,  объединений,
предприятий и организаций в области внешнеэкономических связей даль-
нейшее повышение их эффективности, углубление экономической и  науч-
но-технической интеграции СССР со странами  - членами СЭВ,  развитие
экспортной базы страны, коренное улучшение структуры внешнеторгового
товарооборота Советского Союза, повышение технического уровня и кон-
курентоспособности товаров, прекращение нерационального импорта.
     Всемерно   развивать   в   соответствии с  решениями  июньского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС внешнеэкономическую деятельность объедине-
ний, предприятий и организаций на основе положений Закона СССР о го-
сударственном предприятии  (объединении). Решительно  переходить  на
экономические методы управления, шире использовать долгосрочные эко-
номические нормативы,  валютную  самоокупаемость.  Развивать  прямые
производственные и научно-технические связи с предприятиями и  орга-
низациями социалистических стран, активно развернуть со всеми  заин-
тересованными странами  создание  совместных  предприятий  и  произ-
водств, а также других  эффективных форм хозяйственной  взаимодейст-
вия.

           Об улучшении работы по созданию и деятельности
         совместных предприятий, международных объединений
               и организаций, развитию прямых связей
          с предприятиями и организациями социалистических
                               стран

     2. Признать необходимым упростить действующий порядок  принятия
решений о создании совместных предприятий, международных объединений
и организаций. Предоставить право самостоятельно принимать решения  о
создании совместных предприятий, международных объединений и органи-
заций министерствам и  ведомствам СССР и  Советам Министров  союзных
республик.
     3. В целях развития производства и налаживания кооперации  раз-
решить объединениям, предприятиям и организациям заключать независи-
мо от наличия договоров  и протоколов о  прямых связях контракты  на
разовые поставки производимой продукции, образцов изделий, приборов,
оснастки, инструмента, вторичных ресурсов, высвобождающих в процессе
производства материалов, машин и оборудования, а также на предостав-
ление услуг.
     Для более полного  удовлетворения спроса населения,  расширения
ассортимента потребительских  товаров  предприятиям  и  организациям
внутренней  торговли,  потребительской  и  иной  кооперации   широко
осуществлять товарообменные операции с организациями социалистичес-
ких стран.
     Указанные поставки и товарообменные операции осуществляются  по
договорным ценам с расчетами в переводных рублях, национальных валю-
тах или на сбалансированной безвалютной основе с отнесением  резуль-
татов на общие итоги  хозяйственной деятельности объединений,  пред-
приятий и организаций.
     4. Углублять и развивать хозяйственное взаимодействие с  социа-
листическими странами, используя в  сотрудничестве с ними  различные
эффективные формы совместной хозяйственной деятельности в  производ-
стве, научно-техническом сотрудничестве, внешней торговле,  финансо-
во-кредитной сфере,  включая создание  акционерных обществ,  товари-
ществ, и другие формы инвестиционно-коммерческой деятельности.
     5. Признать необходимым заключать с социалистическими  странами
межправительственные договоры в области экономического и  научно-те-
хнического сотрудничества  лишь  по  наиболее  крупным  межотраслевым
проблемам, имея в виду, что по всем другим вопросам такого сотрудни-
чества министерства и ведомства СССР самостоятельно заключают, а Со-
веты Министров союзных республик обеспечивают заключение на  двусто-
ронней и многосторонней  основе международных договоров  межведомст-
венного характера, обеспечивая при этом выполнение обязательств, вы-
текающих из межправительственных договоров СССР.

           О дальнейшем развитии сотрудничества с фирмами
              капиталистических и развивающихся стран,
        совершенствовании работы по созданию и деятельности
                совместных предприятий и производств

     6. В  целях последовательной  реализации стратегического  курса
КПСС на использование преимуществ мирового разделения труда,  укреп-
ление позиций СССР  в международной торговле,  внедрение в  народное
хозяйство достижений мировой  науки и  техники признать  необходимым
существенно  активизировать  деятельность  министерств  и  ведомств,
объединений, предприятий и  организаций СССР  по развитию  сотрудни-
чества с капиталистическими и развивающимися странами.
     Предоставить министерствам и ведомствам СССР и Советам  Минист-
ров союзных республик право самостоятельно принимать решения по  во-
просам создания на территории СССР совместных предприятий с  фирмами
капиталистических и развивающихся стран.
     7. Не приводится.
     8. Установить, что совместное предприятие по согласованию с со-
ветскими предприятиями  и организациями  определяет вид  валюты  при
расчетах за реализуемую продукцию и закупаемые товары, а также поря-
док реализации своей продукции на советском рынке и поставок товаров
с этого рынка.
     По договоренности  между  участниками  совместного  предприятия
оценка их вкладов в уставный фонд может осуществляться как в  совет-
ской, так и в иностранной валюте.
     9. (Абзац второй) Значительно расширить сотрудничество с фирма-
ми капиталистических и развивающихся стран за рубежом в области нау-
ки и техники, торговли, финансов, сервисного обслуживания,  туризма,
рекламы. В этих целях практиковать создание совместных научно-иссле-
довательских и  проектных  организаций, инжиниринговых,  сбытовых  и
рекламных фирм, совместное обслуживание и ремонт экспортируемой тех-
ники, направление квалифицированных специалистов и рабочих,  покупку
акций, облигаций и других ценных бумаг, их выпуск и размещение.
     10. Не приводится.

            О дальнейшем развитии экономических методов
              управления внешнеэкономическими связями

     11. Обеспечить дальнейшее совершенствование планирования  внеш-
неэкономических связей как неотъемлемой части общей системы планиро-
вания народного  хозяйства. Усилить  воздействие плана  на  активное
включение СССР в международное  разделение труда, углубление  социа-
листической экономической интеграции, эффективное изменение структу-
ры экспорта и импорта Советского Союза, развитие инициативы  объеди-
нений, предприятий и организаций по увеличению экспорта  конкуренто-
способной продукции, сокращение нерационального импорта. В этих  це-
лях Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР  и
Советам Министров союзных республик обеспечивать через систему госу-
дарственного заказа и  лимитов безусловное выполнение  международных
обязательств Советской Стороны, вытекающих:
     из результатов координации государственных планов СССР и других
социалистических стран и заданий Комплексной программы научно-техни-
ческого прогресса стран - участников СЭВ до 2000 года;
     из соглашений о товарообороте и платежах  между СССР и  Индией,
Финляндией и другими странами;
     из соглашений  об  экономическом и  техническом  сотрудничестве
СССР с зарубежными странами.
     Госплану СССР и Госснабу СССР в проектах планов и  материальных
балансах в полном объеме учитывать результаты договоренностей  мини-
стерств и ведомств СССР о поставках  на экспорт в  капиталистические
страны, имея  в виду  максимально возможное  увеличение экспорта  на
свободно конвертируемую валюту. Советам Министров союзных  республик
руководствоваться данным положением в отношении республиканских  ми-
нистерств и ведомств.
     Руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объ-
единении), установить, что предприятия  (объединения) имеют право  в
целях использования благоприятных  изменений в конъюнктуре  мирового
рынка, развития прямых связей и других эффективных форм  хозяйствен-
ного взаимодействия направлять на экспорт машиностроительную и  дру-
гую готовую продукцию, изготовленную сверх заданий  государственного
заказа и обязательств по хозяйственным договорам.
     12. В целях укрепления плановых основ внешнеэкономической  дея-
тельности министерств  и ведомств  СССР, Советов  Министров  союзных
республик, объединений, предприятий и организаций установить, что  в
составе их планов  и разделах по  внешнеэкономическим связям  преду-
сматриваются на основе  показателей государственного плана  экономи-
ческого и  социального развития  мероприятия и  задания по  развитию
экспортной  базы,  увеличению  производства  конкурентоспособной  на
внешних рынках  продукции, развитию  социалистической  экономической
интеграции, включая реализацию заданий Комплексной программы научно-
технического прогресса стран - членов СЭВ, по обеспечению экономного
расходования валютных средств,  углублению международной  кооперации
производства и обеспечению деятельности совместных предприятий, меж-
дународных объединений и организаций.
     Постоянным органам Совета  Министров СССР осуществлять  методи-
ческое руководство и контроль за составлением и реализацией  указан-
ных разделов плана.
     13. Учитывать продукцию совместных предприятий за рубежом в ча-
сти, закупаемой СССР, а также продукцию, получаемую на основе  пере-
работки сырья и  полуфабрикатов на давальческих  условиях, в  планах
производства и  реализации  соответствующих  советских  объединений,
предприятий и организаций, а также в планах экспорта и импорта  това-
ров в порядке, определяемом Госпланом СССР.
     14. Для  повышения заинтересованности  иностранных партнеров  в
создании на территории СССР совместных предприятий считать возможным
освобождать эти предприятия  от уплаты налога  на прибыль в  течение
первых двух лет с момента получения объявленной прибыли.
     15.  Признать  необходимым   упростить  порядок   использования
средств валютных фондов объединений, предприятий и организаций,  ми-
нистерств и ведомств СССР и Советов  Министров союзных республик.  В
этих целях разрешить им закупать продукцию за счет имеющихся средств
валютных фондов без  какого-либо согласования через  соответствующие
внешнеторговые объединения Министерства внешней торговли СССР, Госу-
дарственного комитета СССР по внешним экономическим связям, отрасле-
вых министерств и ведомств СССР,  Советов Министров союзных  респуб-
лик, внешнеторговые  фирмы объединений,  предприятий и  организаций.
Такие закупки осуществляются в первоочередном порядке и  учитываются
при выполнении планов внешнеторговых организаций.
     Строго придерживаться установленного порядка, согласно которому
указанные средства расходуются на импорт машин, оборудования,  мате-
риалов и других товаров для нужд технического перевооружения, рекон-
струкцию и расширение производства, проведение научно-исследователь-
ских, опытно-конструкторских и других работ, а в части средств в пе-
реводных рублях - и на приобретение  товаров для нужд трудовых  кол-
лективов.
     Возложить на министерства  и ведомства  СССР, Советы  Министров
союзных республик, объединения,  предприятия и организации  ответст-
венность за рациональное  и экономное расходование  имеющихся у  них
средств валютных фондов.

     16. В целях стимулирования поставок на экспорт разрешить  Внеш-
торгбанку СССР предоставлять объединениям, предприятиям и  организа-
циям кредиты в иностранной валюте:
     для создания и развития экспортных производств на срок до 8 лет
с погашением их за счет валютной выручки от экспорта продукции;
     для обеспечения текущей деятельности на срок до 2 лет;
     под будущие поступления с учетом хода заключения контрактов  на
экспорт.
     17. Для развития социалистической предприимчивости объединений,
предприятий и организаций, расширения их хозяйственной самостоятель-
ности признать возможным объединение ими,  а также министерствами  и
ведомствами СССР средств их валютных  фондов, передачу этих  средств
другим предприятиям, министерствам и ведомствам, банкам на взаимовы-
годных условиях, включая выплату соответствующих процентов, а  также
с согласия министерств и ведомств СССР инвестирование их за рубежом.
     Внешторгбанку СССР  по  согласованию с  Министерством  финансов
СССР в 2-месячный  срок утвердить  порядок указанного  использования
валютных средств.
     18. В целях повышения заинтересованности Советов Министров  со-
юзных республик, Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома и
Леноблисполкома в изыскании для экспорта дополнительных местных  ре-
сурсов, развития приграничной и прибрежной торговли увеличить им на-
чиная с 1988 года нормативы валютных  отчислений от выручки за  экс-
порт продукции и оказание услуг предприятиями местной  промышленнос-
ти, республиканских министерств и ведомств, подсобными  предприятия-
ми, промыслами и другими хозяйственными организациями местного  под-
чинения по всем видам валют и соответственно часть средств, оставля-
емую в их распоряжении.
     Установить Советам  Министров союзных  республик отчисления  от
выручки за экспорт  продукции, вырабатываемой  из отходов  (отвалов,
хвостов) предприятий союзного подчинения, расположенных на  террито-
рии республики,  в тех  случаях, когда  их переработка  производится
предприятиями республиканского и местного подчинения.
     Вся выручка от экспорта в рамках приграничной и прибрежной тор-
говли остается в распоряжении  Советов Министров союзных  республик,
крайисполкомов и облисполкомов и направляется на закупку за  рубежом
потребительских товаров, машин, оборудования, сырья и материалов.
     19. Для повышения заинтересованности объединений,  предприятий,
организаций, министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных
республик в увеличении поставок продукции в страны - члены СЭВ  при-
знать необходимым организовать начиная с 1989 года оптовую  торговлю
за переводные рубли, имеющиеся у объединений, предприятий, организа-
ций, министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных респуб-
лик, промышленной продукцией, медицинской техникой,  культурно-быто-
выми, спортивными и другими товарами в  целях развития и  расширения
производства, внедрения новой техники и технологии, а также для нужд
трудовых коллективов.
     Госплану СССР и Госснабу СССР начиная с 1989 года выделять  для
продажи через оптовую торговлю за переводные рубли часть  продукции,
импортируемой из стран - членов СЭВ.
     Госснабу СССР и Министерству финансов СССР с привлечением соот-
ветствующих министерств и ведомств  СССР утвердить порядок  осущест-
влении такой торговли.
     Госплану СССР и Министерству внешней торговли СССР, министерст-
вам и ведомствам СССР,  получившим право непосредственного  осущест-
вления экспортно-импортных операций, и Советам Министров союзных рес-
публик предусматривать при подготовке  соответствующих планов и  при
согласовании годовых протоколов о товарообороте со странами - члена-
ми СЭВ использование средств валютных фондов в переводных рублях.
     20. Государственному комитету  СССР по ценам,  Госплану СССР  и
Министерству финансов СССР при подготовке и осуществлении  радикаль-
ной реформы системы ценообразования обеспечивать экономически  обос-
нованное сближение соотношений  цен по группам  и видам продукции  с
мировыми ценами,  создавая условия  для осуществления  прогрессивных
изменений в  структуре  внешней торговли,  углубления  международной
специализации и кооперации производства, имея в виду перейти в буду-
щем к использованию в этих целях валютных курсов.

                  О мерах по кадровому обеспечению
                  внешнеэкономической деятельности

     21. Широкое применение экономических методов управления,  внед-
рение хозяйственного расчета во внешнеэкономических связях, развитие
разнообразных  форм  хозяйственного  взаимодействия  с  иностранными
партнерами, включая создание  совместных предприятий и  производств,
участие в иностранных акционерных обществах, инвестиционную деятель-
ность за рубежом, требуют перестройки системы подготовки, переподго-
товки и повышения квалификации кадров, с тем чтобы обеспечить  соот-
ветствие их профессиональной подготовки и деловой квалификации  сов-
ременным требованиям.
     22. Считать в настоящее время основной задачей в области  обес-
печения внешнеэкономической  деятельности кадрами  переподготовку  и
повышение квалификации работников, осуществляющих  внешнеэкономичес-
кие связи.
     Качественно улучшить  и  расширить переподготовку  и  повышение
квалификации руководящих работников и специалистов центральных  эко-
номических органов, министерств, ведомств, объединений,  предприятий
и организаций.
     23. В целях обеспечения потребностей объединений,  предприятий,
организаций, министерств и ведомств  в кадрах, способных  эффективно
осуществлять внешнеэкономические связи в современных формах, включая
совместную производственную, научно-техническую,  валютно-финансовую
и торгово-экономическую деятельность с зарубежными партнерами, суще-
ственно улучшить подготовку специалистов по  этим вопросам в  высших
учебных заведениях.
     Для этого пересмотреть и разработать новые учебные планы,  про-
граммы и пособия по вопросам внешнеэкономической деятельности.  Про-
вести отбор профессорско-преподавательского состава для преподавания
внешнеэкономических дисциплин в новых условиях, осуществить его  пе-
реподготовку.
     24. В целях скорейшего включения непосредственных  производите-
лей экспортной продукции  во внешнеэкономическую деятельностью  при-
знать целесообразным направление высококвалифицированных  специалис-
тов внешнеторговых объединений на условиях срочного трудового  дого-
вора во внешнеторговые  фирмы объединений,  предприятий и  организа-
ций, самостоятельно осуществляющих  экспортно-импортные операции  на
внешних рынках.
     25. Признать необходимым  расширить обучение советских  специа-
листов в зарубежных странах,  включая их стажировку  непосредственно
на предприятиях и в фирмах, подготовку в высших и специализированных
учебных заведениях.
     Полнее использовать в этих целях действующие соглашения и дого-
воренности, заключать новые, в том числе для целевой подготовки спе-
циально формируемых групп и отдельных специалистов.
     26. В  целях скорейшего  освоения мирового  опыта финансовой  и
коммерческой деятельности  привлекать иностранных  специалистов  для
обучения и консультации работников, непосредственно занятых осущест-
влением внешнеэкономических связей СССР,  а также организовывать  на
территории Советского  Союза  консультационные  отделения  и  пункты
зарубежных фирм.
     27. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам,  горко-
мам и райкомам партии повысить уровень партийного руководства  внеш-
неторговыми объединениями министерств и ведомств СССР,  внешнеторго-
выми фирмами объединений, предприятий и организаций, другими подраз-
делениями, занятыми внешнеэкономической деятельностью.
     Партийным комитетам усилить работу  по подбору, расстановке  и
воспитанию кадров, занятых внешнеэкономической деятельностью, и  ре-
шительно вести борьбу с недостатками в этой области, с  проявлениями
пассивности и формализма.
                    *                   *
                              *
     Центральный комитет КПСС и Совет  Министров СССР выражают  уве-
ренность в том, что реализация намеченных мер обеспечит существенное
повышение инициативы объединений, предприятий и организаций,  минис-
терств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик по  все-
мерному увеличению эффективности внешнеэкономических связей в  инте-
ресах ускорения социально-экономического развития СССР.