О МЕРАХ ПО КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 06.02.88 179

             О МЕРАХ ПО КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
                     ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                        И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                          6 февраля 1988 г.

                                N 179

                               (СЗС 09)


     В целях   коренного   улучшения  организации  внешнеэкономической
рекламы Центральный Комитет КПСС и Совет Министров  СССР постановляют:
     1. Торгово-промышленной   палате   СССР,   Министерству   внешних
экономических связей СССР,  министерствам и ведомствам, осуществляющим
внешнеэкономическую   деятельность,   объединениям,   предприятиям   и
организациям,  поставляющим  и  реализующим  экспортную  продукцию   и
услуги,   коренным   образом   перестроить   свою   работу  в  области
внешнеэкономической рекламы,  рассматривать ее как неотъемлемую  часть
работы  на  внешнем рынке,  считая главной задачей рекламы продвижение
конкурентоспособных советских товаров и  услуг  на  зарубежный  рынок,
формирование  устойчивого  спроса  на  них  на основе систематического
изучения конъюнктуры на  мировом  рынке,  оперативное,  достоверное  и
высококачественное информирование потенциальных покупателей и конечных
потребителей об экспортных возможностях советской экономики.
     Рекламную деятельность   следует  вести  в  неразрывной  связи  с
пропагандой экономических,  научно-технических и социальных достижений
СССР.
     Реклама должна  стать  развитой   отраслью   внешнеэкономического
комплекса страны.

          По совершенствованию  организации и финансирования
                     внешнеэкономической рекламы

     2. Возложить   ответственность   за    организацию    эффективной
внешнеэкономической    рекламы   советских   товаров   и   услуг   на
министерства,  ведомства,  объединения,  предприятия  и   организации,
производящие эти товары и услуги и осуществляющие их экспорт.
     Министерствам, ведомствам,    объединениям,    предприятиям     и
организациям   создавать  и  развивать  специализированные  службы  по
рекламе, исследованию рынков и маркетингу, создавать при необходимости
в    структурах    рекламных    служб    редакционно-издательские    и
производственные подразделения для оперативного изготовления рекламных
материалов (слайдов, фотографий, видеофильмов, сувениров, выставочного
оборудования, малотиражной печатной рекламы).
     Не приводится.
     3. Ввести в практику рекламной деятельности разработку  на основе
стратегии  развития внешнеэкономических связей отраслей и предприятий,
а также результатов исследования  рынков  необходимых  по  масштабу  и
длительности  рекламных  кампаний  на  конкретные  экспортные товары и
услуги. Целенаправлено концентрировать соответствующие ассигнования на
рекламу в первую очередь на наиболее перспективных внешнеэкономических
направлениях и на основных экспортных рынках.
     4. Исходя  из  необходимости развития и укрепления хозяйственного
расчета в области внешнеэкономической рекламы, разрешить министерствам
и ведомствам СССР,  Советам Министров союзных республик, объединениям,
предприятиям  и  организациям  использовать  валютные  фонды  на  цели
внешнеэкономической рекламы,  включая создание материально-технической
базы.
     Министерства, ведомства,  объединения, предприятия и организации,
перешедшие на новые условия хозяйствования,  самостоятельно определяют
потребности  в  рекламных  мероприятиях  за рубежом и в СССР и размеры
средств   в   советских   рублях   и   в   иностранной    валюте    на
внешнеэкономическую рекламу.
     Последовательно добиваясь оперативного  реагирования производства
на  спрос  потребителей,  преодолеть  остаточный  подход  к  выделению
средств на рекламу, обеспечивать рекламную деятельность ассигнованиями
в   советских   рублях   и  в  иностранной  валюте,  достаточными  для
поддержания высокой конкурентоспособности советских товаров  и  услуг.
Выделять  средства на исследование рынков,  формирование общественного
мнения  потребителей  в  странах-импортерах,  изучение   эффективности
рекламы,  изготовление  и  передачу  иностранным  фирмам,  в том числе
бесплатно, образцов продукции, на другие цели, связанные с рекламой.
     5. Разрешить  Внешэкономбанку  СССР  предоставлять  объединениям,
предприятиям и организациям кредиты в иностранной валюте  на  срок  до
двух   лет   для  финансирования  мероприятий  по  внешнеэкономической
рекламе.
     6. Разрешить министерствам, ведомствам, объединениям, предприяти-
ям и организациям,  осуществляющим  внешнеэкономическую  деятельность,
закупать в установленном порядке, в том числе на валюту, для организа-
ции рекламных мероприятий и производства рекламных материалов  необхо-
димые технические средства, оргтехнику, оборудование и расходуемые ма-
териалы (факсимильную и множительную аппаратуру,  фото и  кинотехнику,
аудиовизуальную  аппаратуру,  полиграфическое оборудование,  выставоч-
но-монтажные приспособления, краску, бумагу, кино-фото-видеоматериалы,
запасные части и т.п.), иностранные научно-технические журналы за счет
собственных и заемных средств на рекламу.
     7. Предоставить   рекламным    службам    право    самостоятельно
распределять  выделенные  ассигнования  по  видам  (статьям) рекламной
деятельности и производить перераспределение  средств  между  статьями
рекламных расходов в зависимости от конъюнктуры зарубежного рынка.
     Считать целесообразным  предоставление  в  установленном  порядке
рекламным и информационным службам министерств, ведомств, объединений,
предприятий и организаций права издания печатной рекламной продукции и
реализации ее по договорным ценам.
     8. Признать  необходимым  сосредоточить  организацию  работы   по
обеспечению   потребностей  объединений,  предприятий  и  организаций,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность,  в рекламных  услугах
на  уровне  лучших  мировых  достижений  в  области рекламного дела во
всесоюзных хозрасчетных рекламно-производственных центрах.
     Считать основными  задачами  этих  центров оказание на договорной
основе полного комплекса рекламных услуг, включая подготовку рекламных
материалов   и   организацию   рекламных   кампаний  для  объединений,
предприятий и организаций,  осуществление экспортно-импортных операций
в сфере рекламы.
     Всесоюзные рекламно-производственные центры могут  иметь филиалы,
отделения  и  предприятия в союзных республиках и крупных промышленных
регионах   страны   и   обеспечивать   выполнение   заказов   как   на
внешнеэкономическую, так и на внутрисоюзную рекламу.
     Возложить выполнение функций всесоюзных рекламно-производственных
центров      на      Всесоюзное      объединение     "Внешторгреклама"
Торгово-промышленной         палаты          СССР,          Всесоюзное
издательско-полиграфическое         объединение        "Внешторгиздат"
Государственного комитета СССР  по  делам  издательств,  полиграфии  и
книжной   торговли   и  на  Всесоюзное  объединение  "Союзторгреклама"
Министерства торговли СССР.
     9. Министерству  гражданской авиации СССР,  Министерству морского
флота СССР, Государственному комитету СССР по иностранному туризму:
     активизировать деятельность в области внешнеэкономической рекламы
подведомственных рекламных служб;
     укрепить материально-техническую   базу   рекламных  служб  и  их
кадровый состав и поручить рекламным службам принимать к исполнению на
договорной  основе  заказы  объединений,  предприятий и организаций на
внешнеэкономическую   рекламу,   независимо   от   их    ведомственной
починенности.
     Внешнеторговым организациям,   входящим   в  системы  других  ми-
нистерств и ведомств СССР, имеющих право прямого выхода на внешний ры-
нок,  обеспечивать предоставление объединениям, предприятиям и органи-
зациям услуг и консультаций по исследованию рынков,  организации  рек-
ламных  кампаний  и  иных услуг,  связанных с маркетингом,  на платной
основе в соответствии с основными направлениями своей деятельности.
     При отсутствии  установленного  порядка  оплаты  отдельных  видов
услуг они оплачиваются по договоренности сторон.
     Республиканские внешнеторговые объединения  оказывают  услуги  по
организации  рекламы  и исследованию рынков в таком же порядке,  как и
внешнеторговые объединения министерств и ведомств СССР.
     10. Совету Министров РСФСР с участием Торгово-промышленной палаты
СССР и заинтересованных министерств и  ведомств  создать  в  1988-1989
годах  территориальные центры по внешнеэкономической рекламе в районах
Сибири и Дальнего Востока.
     Советам Министров      союзных      республик      с     участием
Торгово-промышленной палаты СССР рассмотреть вопрос о целесообразности
создания   в  союзных  республиках  и  крупных  промышленных  регионах
республиканских   и   территориальных    хозрасчетных    центров    по
внешнеэкономической   рекламе.  При  этом  исходить  из  необходимости
эффективного  использования  имеющейся  материально-технической  базы,
финансовых  и  других ресурсов заинтересованных организаций,  создания
республиканских   и   территориальных   центров,   как   правило,   на
межотраслевой  основе  с  участием  отделений,  филиалов и предприятий
всесоюзных рекламно-производственных центров или  на  основе  долевого
участия заинтересованных организаций.
     Советам Министров союзных республик  и  исполнительным  комитетам
местных  Советов  народных  депутатов обеспечивать необходимые условия
для работы  организаций,  выполняющих  заказы  на  внешнеэкономическую
рекламу  объединений,  предприятий  и  организаций,  расположенных  на
соответствующей территории.
     11. Государственному   комитету   СССР   по   науке   и  технике,
Торгово-промышленной палате СССР,  министерствам  и  ведомствам  СССР,
Советам  Министров  союзных  республик,  объединениям,  предприятиям и
организациям значительно усилить  рекламно-коммерческую направленность
мероприятий   по  международному  научно-техническому  сотрудничеству,
обратив особое внимание на рекламное обеспечение разработок  и целевых
проектов  Комплексной  программы научно-технического прогресса стран -
членов СЭВ до 2000 года.
     Шире использовать   возможности   Выставки  достижений  народного
хозяйства СССР  и  выставок  достижений  народного  хозяйства  союзных
республик    для   демонстрации   и   рекламы   продукции   и   услуг,
предназначенных для экспорта.
     12. Государственному  комитету СССР по науке и технике с участием
Торгово-промышленной  палаты  СССР,  заинтересованных  министерств   и
ведомств:
     организовать на  Выставке  достижений  народного  хозяйства  СССР
постоянно    действующий   центр   по   изучению   передовых   методов
внешнеэкономической   и   внутрисоюзной   рекламы   с   использованием
экспонатов выставки;
     регулярно проводить на Выставке  достижений  народного  хозяйства
СССР межотраслевые выставки лучших образцов печатной и аудиовизуальной
рекламной продукции и оборудования;
     создать на  Выставке  достижений  народного  хозяйства  СССР банк
научно-технической и коммерческой информации с данными  об  экспонатах
выставки, рекомендуемых для экспорта;
     не приводится.
     13. Не приводится.
     14. Не приводится.
     15. Союзу   художников   СССР,   Союзу   дизайнеров  СССР,  Союзу
журналистов СССР, другим творческим союзам активно включиться в работу
по   повышению  эффективности  внешнеэкономической  рекламы  советских
экспортных товаров и услуг.  Согласовывать свою  деятельность  в  этом
направлении  с Межведомственным советом по внешнеэкономической рекламе
при Торгово-промышленной палате СССР и принимать участие в его работе.
     16. Торгово-промышленной   палате   СССР,   Министерству  внешних
экономических связей СССР,  Министерству иностранных дел СССР,  другим
заинтересованным министерствам,  ведомствам и организациям разработать
и осуществить меры по коренной перестройке и повышению уровня работы в
области    внешнеэкономической    рекламы,    проводимой    советскими
учреждениями  за  границей.  Обеспечить  рациональное  и   комплексное
использование  в  рекламных целях демонстрационных залов,  технических
центров,  других имеющихся площадей,  в том числе на  платной  основе.
Активизировать  рекламную  работу  в  зарубежных смешанных обществах с
участием советских организаций.
     Создавать на  советских  выставках  за  рубежом  все  необходимые
условия для проведения широкой и эффективной рекламной  и коммерческой
работы.
     17. Не приводится.
     18. Не приводится.

          По развитию материально-технической базы рекламы
                    во внешнеэкономической сфере

     19. Учитывая  определяющую  роль  машиностроительного   комплекса
страны   в   перестройке   структуры   советского   экспорта,  считать
целесообразным создание на основе  долевого  участия  заинтересованных
организаций  издательско-полиграфического  комбината  по  изготовлению
малотиражных изданий рекламного характера для обеспечения объединений,
предприятий и организаций машиностроительного комплекса.
     Не приводится.
     20. Торгово-промышленной  палате  СССР при подготовке предложений
по ликвидации отставания технического оснащения советских  выставок за
границей,    организации    изготовления    современных    выставочных
конструкций,   оборудования   и   материалов,   моделей   и    макетов
крупногабаритных  экспонатов  в  соответствии  с постановлением Совета
Министров СССР от 22 ноября 1987  г.  N  1304  предусмотреть  создание
филиала    производственного   комбината   Палаты   для   обслуживания
объединений,  предприятий и организаций машиностроительного комплекса.
Финансирование,  строительство,  закупку оборудования и материалов для
этого    филиала    осуществить    на    основе    долевого    участия
машиностроительных   министерств,   а  также  с  согласия  предприятий
машиностроительного комплекса  -  членов  Торгово-промышленной  палаты
СССР за счет их целевых взносов.
     21. С целью повышения качества и  конкурентоспособности советских
рекламных  кино-  и  видеофильмов  Государственному  комитету  СССР по
кинематографии:
     создавать при необходимости  на  киностудиях,  выпускающих  науч-
но-популярные  фильмы,  специализированные  подразделения  для  произ-
водства рекламной продукции;
     при планировании   производства   рекламных   фильмов   учитывать
специфику этих видов рекламы, имея в виду повышенный расход кинопленки
и высокую коммерческую и пропагандистскую эффективность  наибольших по
длительности рекламных фильмов;
     постоянно расширять   производство   рекламных   видеофильмов   и
повышать их качество.
     22. Не приводится.
     23. Не приводится.
     24. Не приводится.

               По организации экспорта рекламных услуг

     25. В целях упорядочения рекламы продукции  и  услуг  иностранных
фирм на территории СССР, приведения этой деятельности в соответствие с
импортной  политикой,  учета  пропагандистского   эффекта   зарубежной
рекламы   и   решения   других   вопросов   контроля   за  соблюдением
государственных  интересов  признать  необходимым  обеспечить   четкую
координацию  деятельности  по  размещению  заказов иностранных фирм на
указанную рекламу.
     При этом  исходить  из целесообразности сосредоточения исполнения
заказов на рекламу продукции и  услуг  иностранных  фирм  (по  широкой
номенклатуре) в первую очередь во всесоюзных рекламно-производственных
центрах.
     Министерству внешних   экономических   связей  СССР  обеспечивать
контроль за соблюдением государственных интересов в этой сфере.
     26. Разрешить  отраслевым  организациям,  занимающимся  рекламной
деятельностью  во  внешнеэкономической  сфере,  исполнять  заказы   на
рекламу  иностранных  фирм по товарам и услугам,  составляющим предмет
основной деятельности соответствующих  отраслей,  а  также  заказы  на
рекламу,  ориентированную  на  иностранных граждан,  по согласованию с
Межведомственным   советом   по   внешнеэкономической   рекламе    при
Торгово-промышленной палате СССР.
     27. Мосгорисполкому,  Ленгорисполкому,  исполнительным  комитетам
Советов  народных  депутатов столиц союзных республик и других городов
страны определять места размещения средств наружной рекламы  товаров и
услуг   зарубежных   организаций   и  фирм,  обеспечивать  техническое
исполнение и эксплуатацию этих средств по договорам с соответствующими
советскими рекламными организациями.
     28. С целью информирования советских организаций и специалистов о
передовых  достижениях зарубежной техники и лучших образцах зарубежных
товаров  широкого  потребления,  увеличения  поступлений   иностранной
валюты  считать  целесообразной  организацию  на  Выставке  достижений
народного хозяйства СССР и выставках  достижений  народного  хозяйства
союзных  республик  рекламы отдельных видов продукции зарубежных фирм,
как правило, на коммерческих условиях.

  По совершенствованию системы стимулирования деятельности в области
 внешнеэкономической рекламы и о мерах по подготовке, переподготовке
                   и повышению квалификации кадров

     30. Разрешить внешнеторговым организациям министерств  и ведомств
СССР   и   республиканским  внешнеторговым  объединениям  использовать
валютные средства,  полученные за проведение ими технических семинаров
и  других  рекламных  мероприятий  иностранных  фирм,  в  том числе за
размещение рекламных объявлений в своих рекламно-технических изданиях,
для   покрытия  расходов  при  организации  рекламных  мероприятий  за
рубежом.
     31. Установить,  что  в  случае  реализации  образцов продукции в
целях рекламы предприятиям-изготовителям  производятся  дополнительные
отчисления  в  валютные  фонды  в  размере  10  процентов  фактической
валютной   выручки   сверх   отчислений   в   фонды   по   нормативам,
предусмотренным действующим законодательством.
     32. Коренным образом улучшить подготовку,  повышение квалификации
и   переподготовку   кадров   по  вопросам  организации,  экономики  и
планирования внешнеэкономической рекламы,  техники рекламной работы на
внешнем  рынке,  художественного  исполнения и инженерного обеспечения
рекламы и маркетингу.
     Установить, что  руководящие работники объединений,  предприятий,
организаций,  включая внешнеторговые объединения и фирмы,  структурных
подразделений  центральных  аппаратов  министерств и ведомств повышают
квалификацию и проходят переподготовку по вопросам внешнеэкономической
рекламы   и   маркетингу   во  Всесоюзной  академии  внешней  торговли
Министерства внешних экономических связей СССР.
     33. Министерству  высшего  и  среднего  специального  образования
СССР:
     организовать начиная    с    1989/90   учебного   года   обучение
специалистов в области  внешнеэкономической  рекламы  и  маркетинга  в
Московском    государственном   университете   имени   М.В.Ломоносова,
Московском полиграфическом институте, Московском высшем художественно-
промышленном  училище  (бывшее  Строгановское),  Московском  институте
управления  имени  Серго  Орджоникидзе  и  в  других  высших   учебных
заведениях,    имеющих   необходимые   условия   и   квалифицированные
научно-педагогические  кадры,   по   договорам   с   заинтересованными
министерствами  и ведомствами на базе новых учебных планов и программ.
Разработку этих планов и программ осуществить с  участием Министерства
внешних экономических связей СССР,  Министерства иностранных дел СССР,
Торгово-промышленной палаты СССР,  Министерства торговли СССР и других
заинтересованных министерств, ведомств и организаций;
     осуществлять в установленном порядке по  заявкам заинтересованных
министерств  и  ведомств  СССР  и  Советов Министров союзных республик
обучение,  повышение квалификации и стажировку  в  зарубежных  странах
специалистов по внешнеэкономической рекламе и маркетингу.
     34. Министерству  иностранных  дел  СССР  организовать  на   базе
Московского государственного института международных отношений:
     подготовку специалистов   по   внешнеэкономической   рекламе    и
маркетингу,  в  том  числе  на  основе  договоров  с заинтересованными
министерствами и ведомствами;
     совместно с   Министерством   высшего   и  среднего  специального
образования СССР повышение квалификации преподавателей  высших учебных
заведений  экономического профиля по вопросам организации,  экономики,
планирования,  техники внешнеэкономической  рекламы  и  маркетингу  с
привлечением  ведущих  специалистов Министерства внешних экономических
связей СССР,  Торгово-промышленной палаты СССР,  Министерства торговли
СССР и других организаций.
     35. Государственному комитету СССР по кинематографии организовать
начиная   с   1989/90   учебного   года  с  участием  заинтересованных
министерств,   ведомств   и   организаций   подготовку   и   повышение
квалификации специалистов по внешнеэкономической рекламе во Всесоюзном
государственном институте кинематографии.
     36. Министерствам        и       ведомствам,       осуществляющим
внешнеэкономическую деятельность:
     вводить в   учебные  программы  отраслевых  институтов  повышения
квалификации   курсы   по   маркетингу,    исследованию    рынков    и
внешнеэкономической рекламе;
     проводить в установленном порядке стажировку работников в области
внешнеэкономической рекламы и маркетинга за рубежом с оплатой расходов
за  счет  централизованных   валютных   фондов   и   валютных   фондов
объединений, предприятий и организаций.
     37. Торгово-промышленной палате СССР:
     осуществлять широкое  ознакомление  руководителей  и специалистов
объединений,  предприятий  и  организаций  с   современными   методами
маркетинга   и   внешнеэкономической   рекламы  через  работу  секций,
консультационно-посреднические организации,  путем проведения  деловых
встреч советских и зарубежных экспортеров,  симпозиумов,  семинаров и
конференций,  организации деловых поездок и использование других  форм
работы Палаты;
     разработать с участием Академии наук СССР, Министерства высшего и
среднего   специального   образования   СССР,   Министерства   внешних
экономических  связей  СССР,  Министерства   торговли   СССР,   других
заинтересованных министерств, ведомств и организаций программу научных
исследований в области внешнеэкономической рекламы и маркетинга.
     Министерствам и ведомствам,  осуществляющим подготовку, повышение
квалификации и переподготовку кадров и научные исследования  в области
внешнеэкономической рекламы и маркетинга, координировать свою работу с
Межведомственным   советом   по   внешнеэкономической   рекламе   при
Торгово-промышленной палате СССР.
     38. Министерству  торговли  СССР  расширить  освещение   вопросов
внешнеэкономической   рекламы   в  журнале  "Реклама",  систематически
публиковать в нем материалы по теории и  практике  внешнеэкономической
рекламы.
     39. Торгово-промышленной палате СССР увеличить  тираж издающегося
для  служебного пользования журнала "ВТР - новости рекламы", перевести
его на самоокупаемость и распространять по подписке  для  министерств,
ведомств, объединений, предприятий и организаций.
     40. Не приводится.
     41. Не приводится.
     42. ЦК компартий союзных республик,  крайкомам, обкомам, горкомам
и   райкомам   партии   поднять  ответственность  партийных  комитетов
министерств,  ведомств,  объединений,  предприятий  и  организаций  за
коренную  перестройку  работы  в  области внешнеэкономической рекламы,
повышение ее художественного, технического и пропагандистского уровня,
за обучение,  подбор,  расстановку и закрепление кадров,  занимающихся
внешнеэкономической  рекламой,  создание  надлежащих  условий  для  их
плодотворной деятельности и развития творческой инициативы, воспитание
у них чувства ответственности за порученное дело,  высоких моральных и
деловых качеств.