О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. Постановление. Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). 17.09.86 1115

              О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ
                ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК
          И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
                     ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
         ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

                         17 сентября 1986 г.

                                N 1115

                              (СЗС 86-2)


    Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и Всесоюзный Цент-
ральный Совет Профессиональных Союзов отмечают,  что реализация задач,
поставленных ХХVII съездом КПСС по ускорению  социально-экономического
развития страны,  повышению эффективности производства, укреплению со-
циальной справедливости,  требует существенного улучшения всей системы
материального стимулирования, наведения должного порядка в этом важном
деле.
    В промышленности,  строительстве, на транспорте, в связи, сельском
хозяйстве  накоплен  определенный  положительный  опыт  стимулирования
высокопроизводительного труда, применения прогрессивных форм индивиду-
альной и коллективной заинтересованности в высоких трудовых достижени-
ях.
    Однако действующая система заработной платы во многих отраслях на-
родного хозяйства не отвечает требованиям ускорения научно-техническо-
го прогресса, перехода на интенсивные методы хозяйствования, повышения
качества  продукции и не соответствует современному уровню организации
производства и труда. Недостаточно поощряется выполнение сложных и от-
ветственных  работ,  неоправданно  уменьшились различия в оплате труда
рабочих и специалистов в зависимости от их  квалификации  и  эффектив-
ности работы. Значительное распространение получили выплаты различного
рода незаработанных денег и приписки.  Система  организации  и  оплаты
труда слабо стимулирует выпуск высококачественной продукции.
    Применяемые тарифные ставки и должностные оклады существенно уста-
рели.  Доля  тарифа  в  заработной плате рабочих составляет в ряде от-
раслей менее 50 процентов.  Премии, надбавки и доплаты во многом утра-
тили стимулирующую роль. Крупные недостатки сохраняются в нормировании
труда, работа по его улучшению ведется крайне медленно и не дает необ-
ходимых экономических результатов. Привлечение и закрепление кадров на
производстве зачастую осуществляются путем завышения  оплаты  труда  и
необоснованного  предоставления льгот и преимуществ.  Заработная плата
регулируется множеством нормативных  актов,  инструкций  и  положений,
слабо  увязанных  между собой и сковывающих инициативу и самостоятель-
ность предприятий.  Недостаточна роль трудовых коллективов  в  решении
вопросов оплаты труда и материального стимулирования.
    Все это ведет к снижению заинтересованности рабочих,  специалистов
и  служащих в результатах труда,  широкому распространению уравнитель-
ности, нерациональному расходованию средств на заработную плату, нару-
шениям установленных соотношений между темпами прироста производитель-
ности труда и средней заработной платы, что в конечном итоге сдержива-
ет повышение эффективности общественного производства.
    Министерства и ведомства, партийные, советские и профсоюзные орга-
ны,  руководители  объединений,  предприятий и организаций нередко ми-
рятся с таким положением,  не дают принципиальной оценки этим негатив-
ным явлениям,  ослабили контроль за организацией заработной платы, не-
достаточно заботятся о распространении передового опыта стимулирования
труда.
    Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и Всесоюзный Цент-
ральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
    1. Министерствам и ведомствам СССР,  Советам Министров  союзных  и
автономных  республик,  исполкомам местных Советов народных депутатов,
профсоюзным органам, объединениям, предприятиям и организациям считать
совершенствование  заработной платы одним из важнейших рычагов обеспе-
чения выполнения поставленной партией задачу по ускорению темпов  эко-
номического роста,  органической частью нового хозяйственного механиз-
ма, полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
    Осуществить меры по значительному улучшению организации заработной
платы,  обеспечив ее прямую связь с результатами труда,  ликвидировать
уравнительность  во всех формах и проявлениях,  сделать систему оплаты
труда Доступной и ясной Для понимания каждого работника. Проводить эту
работу при непосредственном участии трудящихся, наиболее полно исполь-
зовать широкие права,  предоставленные трудовым коллективам в  области
оплаты и нормирования труда.
    ЦК компартий союзных республик,  крайкомам,  обкомам,  горкомам  и
райкомам партии, первичным партийным организациям развернуть организа-
торскую и политико-воспитательную работу  по  повышению  эффективности
всей  системы материального и морального стимулирования труда на прин-
ципиально новой основе.  В этих Целях  сосредоточить  усилия  трудовых
коллективов  на мобилизации внутрипроизводственных резервов для созда-
ния необходимых ресурсов роста и совершенствования  заработной  платы,
введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников произ-
водственных отраслей народного хозяйства. Обеспечить систематический и
Действенный контроль за выполнением этого важнейшего  социально-эконо-
мического мероприятия двенадцатой пятилетки.

           Основные принципы совершенствования организации
                           заработной платы

    2. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и органи-
зациям при улучшении всей системы заработной платы обеспечить:
    создание необходимых условий для последовательного и повсеместного
установления строгой зависимости заработной платы от количества и  ка-
чества труда, от конечных производственных результатов, усиление конт-
роля за мерой труда и мерой потребления;
    расширение прав и повышение ответственности объединений, предприя-
тий и организаций в стимулировании эффективного труда в новых условиях
хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственно-
го расчета и перехода на принципы самофинансирования на основе широко-
го внедрения стабильных экономических нормативов;
    ориентацию системы морального и  материального  стимулирования  на
коренное повышение качества продукции и выполняемых работ, имея в виду
достижение высшего мирового уровня.  Качество должно являться  главным
критерием оценки профессиональной подготовленности работников;
    рост и совершенствование заработной платы в пределах  зарабатывае-
мых  трудовыми  коллективами  средств  за счет повышения эффективности
производства,  рационального использования фондов, направляемых на оп-
лату труда работников;
    расширение самостоятельности объединений,  предприятий и организа-
ций  в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполне-
ния работ с меньшей численностью персонала;  повышение  роли  трудовых
коллективов в организации эффективной системы материальных и моральных
стимулов.  Заработанные коллективами средства должны оставаться  в  их
распоряжении  и  использоваться на материальное поощрение работников в
соответствии с трудовым вкладом каждого в общие результаты работы;
    усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мо-
билизации имеющихся резервов,  во внедрении передового опыта,  в  доб-
росовестном, квалифицированном и высокопроизводительном труде; повыше-
ние ответственности работников за упущения в работе,  нарушения трудо-
вой и производственной дисциплины.
    Совершенствование организации  заработной  платы  осуществить   на
основе  перестройки тарифной системы,  повышения качества нормирования
труда,  внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, уси-
ления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде.  На-
мечаемые меры органически  увязать  с  внедрением  новых  методов  хо-
зяйствования и управления, передовой организации труда и производства.
    3. Ввести в Двенадцатой пятилетке новые повышенные тарифные ставки
и  должностные  оклады  работников производственных отраслей народного
хозяйства в пределах фонда заработной платы,  образованного по утверж-
денным  стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию
или выполненный объем работ.
    При введении  новых ставок и окладов улучшить соотношения в оплате
труда по отраслям,  категориям и профессиональным группам трудящихся с
учетом сложности и условий выполняемых работ.  Повысить долю тарифов в
среднемесячной заработной плате работников до 70-75 процентов. Обеспе-
чить   преимущество   в  оплате  труда  рабочих  и  специалистов,  не-
посредственно занятых разработкой, изготовлением и обслуживанием новое
высокопроизводительной техники и технологии.
    Утвердить условия оплаты труда,  тарифные ставки и должностные ок-
лады работников производственных отраслей согласно приложениям N 1-31.
    4. Госплану СССР,  министерствам и ведомствам СССР и  Советам  Ми-
нистров  союзных республик обеспечить в 1987 году повсеместный переход
на нормативные методы образования фондов  заработной  платы  в  произ-
водственных отраслях народного хозяйства.  На этой основе укрепить не-
посредственную связь размеров средств на оплату труда с конечными  ре-
зультатами работы.
    Довести стабильные  нормативы  на  двенадцатую  пятилетку  до  ми-
нистерств и ведомств, а министерствам и ведомствам - до подведомствен-
ных объединений,  предприятий и организаций, дифференцированные с уче-
том особенностей производства.
    Объединениям, предприятиям и организациям широко применять  норма-
тивный  метод планирования средств на заработную плату для структурных
подразделений,  особенно при  внедрении  внутрипроизводственного  хоз-
расчета и переходе на подрядные принципы работы.
    Установленные пятилетним планом на соответствующий  год  нормативы
образования фонда заработной платы изменению не подлежат.
    5. Расширить возможности стимулирования  выполнения  возрастающего
объема работ с меньшей численностью персонала.  Предоставить право ру-
ководителям объединений,  предприятий и  организаций  производственных
отраслей  по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работ-
ников доплаты за совмещение  профессий  (должностей),  расширение  зон
обслуживания  или  увеличение объема выполняемых работ без ограничения
перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплат за  счет
и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным
ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников.

              Совершенствование заработной платы рабочих

    6. Осуществить комплекс мер, направленных на улучшение организации
заработной платы рабочих, имея в виду:
    повысить тарифные ставки рабочих в  среднем  на  20-25  процентов;
    усилить заинтересованность  рабочих в повышении квалификации,  вы-
полнении сложных и ответственных работ при переходе  в  более  высокие
тарифные разряды на основе прогрессивного нарастания размеров тарифных
ставок.  Обоснованно оценивать условия труда и интенсивность выполняе-
мых работ;
    обеспечить преимущества в оплате труда рабочих,  занятых на  особо
сложном и уникальном оборудовании,  в гибких автоматизированных произ-
водствах,  и рабочих,  обслуживающих  агрегаты,  машины,  механизмы  и
транспортные  средства,  позволяющие резко повысить производительность
труда,  коренным образом улучшить качество выпускаемой продукции и вы-
полняемых работ, экономить топливно-энергетические и другие материаль-
ные ресурсы;
    обеспечить единство  в  оплате труда рабочих одинаковых профессий,
выполняющих работы равной сложности в различных  отраслях.  Установить
сквозные  условия  оплаты  труда во всех производственных отраслях для
рабочих,  занятых в железнодорожных и автотранспортных цехах,  на  ре-
монтных, погрузочно-разгрузочных и ряде других работ.
    Обязать руководителей объединений,  предприятий и организаций осу-
ществить по согласованию с профсоюзными комитетами одновременно с вве-
дением новых тарифных ставок и должностных окладов перетарификацию ра-
бот  и  рабочих,  установить квалификационные разряды в соответствии с
требованиями ЕДИНОГО  тарифно-квалификационного  справочника  работ  и
профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве.
    7. В целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и
организаций в оценке условий труда предоставить их руководителям право
по согласованию с профсоюзными комитетами вводить с учетом опыта  про-
изводственного  объединения  "АвтоВАЗ"  для рабочих дифференцированные
(по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (окла-
да) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов
тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо  вредными
условиями труда. Устанавливать Доплаты по результатам аттестации рабо-
чих мест и начислять их за время фактической занятости рабочего на та-
ких  рабочих  местах.  При  последующей  рационализации рабочих мест и
улучшении условий труда доплаты уменьшать или отменять полностью.
    Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за небла-
гоприятные условия труда включать в коллективные договоры объединений,
предприятий  и  организаций  одновременно с мероприятиями по улучшению
условии труда.
    Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам сов-
местно с ВЦСПС утвердить по представлению соответствующих  министерств
и  ведомств  и профсоюзных органов типовые перечни,  а министерствам и
ведомствам на их основе - согласованные с ЦК профсоюзов отраслевые пе-
речни  работ  с  тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными
условиями труда.
    Предоставить право  руководителям  объединений и предприятий маши-
ностроения и легкой промышленности по согласованию с профсоюзными  ко-
митетами устанавливать рабочим,  работающим на конвейерах,  поточных и
автоматических линиях, дифференцированные (по ступеням) доплаты за ин-
тенсивность труда в размере до 12 процентов тарифной ставки.
    Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна пре-
вышать 24 процентов тарифной ставки.  Указанные доплаты включать в та-
рифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда.
    8. В  целях  стимулирования повышения профессионального мастерства
рабочих и усиления их материальной  заинтересованности  и  ответствен-
ности  за  качество  выпускаемой продукции (работ) и выполнение произ-
водственных заданий предоставить руководителям объединений,  предприя-
тий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами право:
    а) вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за  про-
фессиональное  мастерство для рабочих III разряда в размере до 12 про-
центов,  IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI
и  более  высоких  разрядов - до 24 процентов соответствующей тарифной
ставки.  Надбавки устанавливаются  рабочим,  стабильно  обеспечивающим
высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ,  освоившим
новые профессии и смежные функции,  и выплачиваются за  счет  экономии
фонда заработной платы.
    Не выплачивать указанные надбавки за тот месяц, в котором выявлены
случаи брака или снижения качества продукции. При выпуске некачествен-
ной продукции, невыполнении плановых (нормированных) заданий, установ-
ленных  норм  трудовых  затрат надбавки за профессиональное мастерство
отменять полностью;
    б) понижать  квалификационные разряды (классы и категории) рабочим
за грубое нарушение технологической дисциплины и за  другие  серьезные
нарушения,  повлекшие  ухудшение  качества изготовляемой ими продукции
или выполняемых работ,  а  также  восстанавливать  их,  руководствуясь
постановлением  ЦК  КПСС  и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г.  N
540.
    9. Признать необходимым осуществлять меры по совершенствованию за-
работной платы одновременно с коренным улучшением организации и норми-
рования  труда.  Обеспечить  массовое участие рабочих и специалистов в
выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности производства,
лучшем использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов на
основе опыта объединений,  предприятий и организаций  Днепропетровской
области по аттестации и рационализации рабочих мест. Существенно улуч-
шить нормирование труда как одного из  основных  источников  изыскания
средств  для  повышения ставок и окладов.  Считать эту работу одним из
важных критериев готовности объединений,  предприятий и организаций  к
введению новых условий оплаты труда.
    Руководителям объединений,  предприятий и организаций совместно  с
профсоюзными комитетами:
    при повышении тарифных ставок и  окладов  осуществить  повсеместно
замену действующих норм на прогрессивные.  Новые нормы определять, как
правило, на основе межотраслевых и отраслевых нормативов трудовых зат-
рат или единых и типовых норм;
    провести меры  по  совершенствованию   организации   производства,
обеспечению ритмичности выпуска продукции и выполняемых работ, улучше-
нию материально-технического  снабжения,  создать  на  каждом  рабочем
месте необходимые условия для высокопроизводительного труда, успешного
выполнения прогрессивных норм;
    осуществлять совершенствование  нормирования труда с широким прив-
лечением технических,  экономических и социологических служб и при не-
посредственном участии трудовых коллективов.
    Усилить ответственность министерств и ведомств за состояние норми-
рования  труда  в отрасли,  повысить их организующую роль во внедрении
прогрессивных норм. Обеспечить расширение нормативно-исследовательских
работ по труду и улучшение их качества, укрепление служб нормирования,
ускорение распространения передового опыта по  научной  организации  и
нормированию труда.  Установить систематический контроль за состоянием
нормирования труда в подведомственных объединениях, предприятиях и ор-
ганизациях.
    Государственному комитету СССР по труду и  социальным  вопросам  и
Госстрою СССР совместно с ВЦСПС, министерствам и ведомствам с участием
соответствующих профсоюзных органов обеспечить в 1986-1987 годах  раз-
работку  и  пересмотр межотраслевых и отраслевых нормативов по труду с
учетом совершенствования техники, технологии, организации производства
и труда.
    10. В целях создания необходимых условий для систематического  по-
вышения  уровня  нормирования  труда  предоставить право руководителям
объединений,  предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными
комитетами:
    устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитан-
ным по межотраслевым,  отраслевым и другим прогрессивным нормативам по
труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комп-
лексным  нормам,  повышенные до 20 процентов сдельные расценки за счет
экономии фонда заработной платы,  полученной от снижения  трудоемкости
продукции (работ) в результате пересмотра норм выработки (времени);
    применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нор-
мированным  заданиям,  установленным исходя из технически обоснованных
норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов тарифные ставки
в  пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам,  полученной при
высвобождении рабочих;
    выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от
снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм и
нормативов  трудовых затрат,  рабочим,  проявившим инициативу в их пе-
ресмотре, единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии
за период до 6 месяцев, а при замене норм на основе проведения органи-
зационно-технических мероприятий устанавливать рабочим на время освое-
ния ими новых норм дополнительную оплату, но не более 6 месяцев.
    Полученная экономия может быть также использована на  единовремен-
ное премирование мастеров, технологов, работников по нормированию тру-
да и других специалистов,  принимавших непосредственное участие в раз-
работке  и  внедрении  новых нормативов трудовых затрат,  подготовке и
проведении соответствующих организационно-технических мероприятий.
    11. Министерствам,  ведомствам, объединениям, предприятиям и орга-
низациям обеспечить развитие наиболее  эффективных  коллективных  форм
организации и стимулирования труда, прежде всего бригадного хозрасчета
и коллективного подряда,  превратив их к концу двенадцатой пятилетки в
основную  форму  организации труда.  Широко практиковать распределение
коллективного заработка в бригадах  с  учетом  коэффициента  трудового
участия.
    Предоставить право руководителям министерств,  ведомств, объедине-
ний,  предприятий  и организаций совместно с профсоюзными органами и с
участием трудовых коллективов распространять  подрядные  принципы  хо-
зяйствования на объединения, предприятия, участки, цехи, фермы, строи-
тельные организации и другие аналогичные подразделения.
    Обеспечить усиление заинтересованности бригадиров в улучшении про-
изводственной деятельности возглавляемых ими бригад, укрупнении бригад
и переводе их на хозяйственный расчет и коллективный подряд.  Устанав-
ливать бригадирам доплаты за руководство бригадой с учетом  конкретных
показателей работы и выплачивать их только при условии выполнения про-
изводственных заданий и высоком качестве  выпускаемой  продукции  (ра-
бот).

    Совершенствование заработной платы руководителей, специалистов
                              и служащих

    12. Считать необходимым повысить общественное признание и престиж-
ность инженерного труда,  поднять роль и авторитет мастеров, конструк-
торов и технологов,  усилить материальное стимулирование труда руково-
дителей,  специалистов и служащих для обеспечения их творческого отно-
шения к работе. В этих целях:
    увеличить должностные оклады руководителям,  специалистам и служа-
щим в среднем на 30-35 процентов;
    установить более  дифференцированную  оплату  труда руководителей,
специалистов и служащих в зависимости от качества, эффективности труда
и конечных результатов их работы;
    усилить заинтересованность инженеров и других специалистов в повы-
шении квалификации,  выполнении сложных и ответственных работ.  Ввести
для инженеров квалификационные категории (инженер, инженеры I и II ка-
тегорий,  ведущий инженер) и соответствующие категории для других спе-
циалистов.  Увеличить диапазон между минимальными и максимальными раз-
мерами окладов по каждой должности и квалификационной категории;
    предусмотреть преимущества  по  уровню  должностных  окладов   для
конструкторов,  технологов и других специалистов, непосредственно свя-
занных с разработкой и внедрением в производство новой техники и  тех-
нологии,  в  пределах их фонда заработной платы,  исчисленного по ста-
бильным нормативам;
    обеспечить единство  в  оплате труда служащих производственных от-
раслей, ввести для них общую схему должностных окладов.
    Разрешить руководителям  объединений,  предприятий  и  организаций
устанавливать должностные оклады руководителям подразделений,  специа-
листам  и служащим без соблюдения средних окладов по штатному расписа-
нию и без учета соотношений их численности в пределах фонда заработной
платы,  определяемого по стабильным нормативам раздельно для конструк-
торов, технологов, научных работников и для других специалистов и слу-
жащих.
    14. Предоставить право руководителям  объединений,  предприятий  и
организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:
    устанавливать мастерам,  начальникам участков и цехов, другим спе-
циалистам  и служащим при их постоянной занятости (не менее 50 процен-
тов рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где бо-
лее половины рабочих получает доплаты за вредные условия труда, анало-
гичные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вредных условиях
труда - до 24 процентов должностного оклада.  Конкретный размер доплат
определяется исходя из аттестации рабочего места указанных  работников
по условиям труда и с учетом размеров доплат, установленных рабочим на
данном участке, в цехе, производстве;
    вводить для  руководителей подразделений,  специалистов и служащих
надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо  важной
работы на срок ее проведения. Отменить ранее действовавшие надбавки за
высокую квалификацию.  Надбавки за высокие достижения в труде и выпол-
нение особо важных работ устанавливать в размере до 50 процентов долж-
ностного оклада за счет и в пределах экономии по фонду заработной пла-
ты соответствующей категории работников. При ухудшении показателей ра-
боты, и прежде всего снижения качества выпускаемой продукции, надбавки
уменьшаются  или  отменяются  полностью.  В  строительстве надбавки за
высокие достижения в труде устанавливаются в тех же размерах и  в  по-
рядке, предусмотренном пунктом 7 постановления Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87.
    15. Государственному  комитету СССР по труду и социальным вопросам
пересмотреть совместно с ВЦСПС показатели для  отнесения  объединений,
предприятий и организаций к группам по оплате труда руководящих работ-
ников,  нацелив их на повышение технического уровня и качества продук-
ции,  выпуск ее на уровне или выше мировых достижении, увеличение объ-
емов производства и выполняемых работ, рост производительности труда и
снижение себестоимости продукции,  исключив из показателей численность
работников. Одновременно сократить количество этих групп.
    Установить, что при превышении показателей,  утвержденных для объ-
единений,  предприятий и организаций (их производственных единиц и це-
хов) первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза, должност-
ные оклады руководящих работников (оклады которых зависят от групп  по
оплате труда), предусмотренные настоящим постановлением, повышаются на
15 процентов.
    Предоставить право министрам и руководителям ведомств при система-
тическом невыполнении  объединениями,  предприятиями  и  организациями
основных плановых заданий и выпуске продукции низкого качества времен-
но переводить руководящих работников объединений,  предприятий и орга-
низаций по оплате труда на одну группу ниже.
    16. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций
вводить  по  согласованию с профсоюзными комитетами для специалистов и
служащих сдельную, аккордную и другие прогрессивные формы оплаты труда
в  пределах их фонда заработной платы при наличии утвержденных в уста-
новленном порядке норм трудовых затрат.
    Применять там,  где это целесообразно, для повышения эффективности
труда специалистов и служащих,  прежде всего конструкторов и  техноло-
гов,  бригадную форму организации и стимулирования труда с распределе-
нием коллективного заработка в зависимости от личного трудового  вкла-
да.
    Руководителям объединений,  предприятий и организаций совместно  с
профсоюзными  комитетами принять меры к значительному улучшению норми-
рования труда специалистов и служащих.  Осуществить разработку и внед-
рение нормативов численности, норм обслуживания и других нормативов по
труду этих категорий работников.  Пересмотреть действующие в объедине-
ниях, на предприятиях и в организациях структуры управления, обеспечив
их упрощение и сокращение штатов.  Добиться существенного  удешевления
аппарата управления и повышения эффективности его деятельности.

                Об усилении стимулирующей роли премий

    17. Считать  необходимым  ввести с 1 января 1987 г.  новую систему
премирования рабочих,  руководителей,  специалистов и служащих  произ-
водственных отраслей. При этом:
    поднять стимулирующую роль премий в выполнении планов и договорных
обязательств  по  поставкам продукции (перевозке грузов),  в повышении
технического уровня и качества продукции (работ), росте производитель-
ности труда,  снижении себестоимости продукции (работ,  перевозки гру-
зов), экономии всех видов материальных ресурсов;
    обеспечить непосредственную  связь премий с трудовыми результатами
каждого работника и коллективов бригад и подразделений;
    перейти к  начислению  премий,  как  правило,  коллективу бригады,
структурного подразделения (участка, цеха, отдела) в целом,
    не премировать коллективы и отдельных работников, виновных в ухуд-
шении качества выпускаемой  продукции  (работ),  нарушении  технологи-
ческой  дисциплины,  несоблюдении  стандартов  и  технических условий,
поступлении рекламаций или возврате недоброкачественной продукции, не-
выполнении договоров поставки и других производственных упущениях.
    18. Предоставить право руководителям  объединений,  предприятий  и
организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:
    самостоятельно утверждать положения о премировании  работников  за
основные  результаты  хозяйственной деятельности по следующим группам:
рабочих,  конструкторов,  технологов и научных работников,  работников
службы технического контроля,  других руководящих работников,  специа-
листов и служащих.  Премирование  осуществлять  исходя  из  конкретных
условий и задач,  стоящих перед соответствующими подразделениями.  При
этом премирование работников службы технического контроля поставить  в
зависимость только от показателей качества продукции (работ);
    создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все
средства по специальным системам премирования,  самостоятельно опреде-
лять размеры, порядок и сроки выплаты специальных премий.
    19. Признать необходимым премировать коллективы бригад и отдельных
рабочих в первую очередь за выполнение  производственных  (нормирован-
ных)  заданий,  установленных исходя из планов участков и цехов,  рост
производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освое-
ние новой техники"и технологии, сбережение всех видов ресурсов.
    Установить, что размеры премий,  выплачиваемых из фонда заработной
платы рабочим и коллективам бригад, не могут превышать 40 процентов их
сдельного заработка (тарифной ставки) в расчете на месяц.  Премии чле-
нам бригад в пределах общей начисленной суммы определяются дифференци-
рованно,  в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы, и
максимальными размерами не ограничиваются.
    Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные
решениями  Правительства  СССР,  для рабочих отдельных профессий и от-
раслей.
    Премии рабочим и коллективам бригад из единого фонда материального
поощрения максимальными размерами не ограничиваются.
    20. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно
с профсоюзными комитетами обеспечивать  при  премировании  руководящих
работников структурных подразделений,  специалистов и служащих повыше-
ние их заинтересованности в достижении  высоких  конечных  результатов
работы,  более интенсивном использовании производственного потенциала,
ускорении внедрения достижений науки и техники,  росте  производитель-
ности труда,  выпуске высококачественной продукции, снижении себестои-
мости и соблюдении ритмичности производства.
    Премирование коллективов  специалистов и служащих производственных
подразделений осуществлять исходя из конкретных задач,  стоящих  перед
ними, по показателям, определяемым руководителем объединения, предпри-
ятия,  организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Показатели
премирования  коллективов функциональных подразделений тесно увязывать
с  конечными  результатами  хозяйственной  деятельности   объединения,
предприятия, организации в целом.
    21. Усилить роль премий в стимулировании труда конструкторов, тех-
нологов  и  научных  работников  в ускорении научно-технического прог-
ресса.
    Считать целесообразным  осуществлять  премирование этих работников
прежде всего за разработку и внедрение  новой  техники,  прогрессивных
технологий и материалов,  соответствующих мировым достижениям или пре-
вышающих их, за повышение качества и надежности выпускаемой продукции.
    22. Установить  следующие  максимальные размеры премий руководящих
работников (руководителя, его заместителей, главного инженера, главно-
го экономиста,  главного бухгалтера, начальника планово-экономического
отдела) объединений, предприятий и организаций:
    в промышленности:  за  100-процентное выполнение объема реализации
продукции по договорам (в том числе на экспорт) и основных показателей
эффективности  производства  -  0,75  должностного оклада в расчете на
месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению  научно-техни-
ческого  прогресса,  плановых  заданий по экспорту продукции,  вводу в
действие производственных мощностей и объектов  строительства,  произ-
водству товаров народного потребления,  оказанию платных услуг населе-
нию и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного  оклада
в год;
    в строительстве:  за своевременный и качественный ввод в  действие
производственных  мощностей и объектов строительства и другие основные
результаты хозяйственной деятельности -  0,75  должностного  оклада  в
расчете на месяц,  в том числе 65 процентов из этой суммы за ввод мощ-
ностей и объектов строительства.  За выполнение установленных  заданий
по  ускорению научно-технического прогресса,  производству товаров на-
родного потребления, оказанию платных услуг населению и другим1 специ-
альным  системам  премирования  -  2,6 месячного должностного оклада в
год;
    на железнодорожном транспорте: за выполнение плана по объему пере-
возки грузов в соответствии с установленной номенклатурой  и  основных
плановых  показателей  повышения эффективности перевозки грузов - 0,75
должностного оклада в расчете на месяц.  За  выполнение  установленных
заданий  по ускорению научно-технического прогресса,  вводу в действие
производственных мощностей и объектов строительства,  производству то-
варов народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим
специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного  оклада
в год;
    в сельском хозяйстве: сохранить показатели и размеры премирования,
предусмотренные постановлением ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 2 апреля 1970 г.  N 227 и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 20 марта 1986 г. N 358.
    Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные
решениями  Правительства  СССР,  для  работников отдельных отраслей за
основные результаты хозяйственной деятельности.
    Премирование руководящих  работников  за  основные  результаты хо-
зяйственной деятельности производить помесячно или поквартально,  а по
специальным  системам  премирования  - поквартально или по полугодиям.
Конкретные показатели, размеры и сроки премирования указанных работни-
ков устанавливаются ежегодно министерствами и ведомствами СССР и союз-
ных республик по согласованию с соответствующими профсоюзными  органа-
ми,  исходя из задач, стоящих перед отраслями. При этом премии руково-
дящим работникам объединений и предприятий промышленности за  выполне-
ние  объема реализации продукции по договорам устанавливаются в разме-
рах не менее 50 процентов общей суммы премий  за  основные  результаты
хозяйственной деятельности.
    Для коллективов или отдельных специалистов и  служащих  премии  за
основные результаты хозяйственной деятельности, а также по специальным
системам премирования в пределах указанных максимальных размеров уста-
навливаются  руководителем  объединения,  предприятия и организации по
согласованию с профсоюзным комитетом. При начислении премиальной суммы
коллективу  работников в целом премии конкретным специалистам и служа-
щим определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты
работы и максимальными размерами не ограничиваются. -
    Возложить персональную ответственность  за  соблюдение  предельных
размеров  премий  на министров,  руководителей ведомств,  объединений,
предприятий и организаций и на главных бухгалтеров.
    23. Установить,  что  премия  руководящим работникам объединений и
предприятий промышленности за выполнение объема  реализации  продукции
по договорам выплачивается лишь при 100-процентном его выполнении. При
невыполнении объема реализации продукции  по  договорам  50  процентов
премий,  начисленных  за  другие основные показатели,  резервируется и
выплачивается при условии восполнения недопоставок продукции до  конца
текущего года.
    Министерствам и ведомствам СССР и союзных  республик  совместно  с
соответствующими  профсоюзными  органами предусмотреть в других произ-
водственных отраслях аналогичный порядок выплаты  премий  за  основные
результаты хозяйственной деятельности.
    24. Установить, что при перерасходе фонда заработной платы по объ-
единению,  предприятию,  организации, цеху, участку или другому струк-
турному подразделению премии соответствующих  руководящих  работников,
специалистов и служащих,  а также конструкторов,  технологов и научных
работников за основные результаты хозяйственной деятельности  резерви-
руются  на  сумму  допущенного  перерасхода  фонда.  При восполнении в
последующие периоды календарного  года  перерасхода  фонда  заработной
платы зарезервированные суммы премий выплачиваются в полном размере.
    25. Премии по итогам всесоюзного  и  республиканского  социалисти-
ческого  соревнования  для  одного руководящего работника объединения,
предприятия,  организации промышленности,  строительства,  транспорта,
связи, сельского хозяйства и других производственных отраслей народно-
го хозяйства выплачиваются сверх максимальных  размеров  премии,  пре-
дусмотренных  пунктом 22 настоящего постановления,  но не могут превы-
шать 1,4 месячного должностного оклада в год.
    Сверх установленных максимальных размеров премий выплачиваются Ле-
нинские премии,  Государственные премии СССР и союзных республик, пре-
мии Совета Министров СССР, другие единовременные премии, которые уста-
навливаются и выплачиваются с разрешения Совета Министров СССР, премии
государственных и общественных организаций СССР и союзных республик.

                Порядок введения новых тарифных ставок
                        и  должностных окладов

    26. Руководителям министерств и ведомств, объединений, предприятий
и организаций,  партийным,  советским и профсоюзным органам учитывать,
что совершенствование организации заработной платы  и  введение  новых
условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки эко-
номики,  перевода предприятий на новые методы хозяйствования и самофи-
нансирования, когда средства на повышение оплаты труда должны быть за-
работаны самими трудовыми коллективами.
    Направлять на  повышение тарифных ставок и должностных окладов всю
экономию фонда заработной платы,  включая экономию, полученную за счет
уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработ-
ной платы,  пересмотра норм выработки и других норм  трудовых  затрат,
премиальных выплат,  надбавок и доплат. Кроме того, в отдельных случа-
ях,  с согласия трудовых коллективов,  в год перевода на новые условия
оплаты труда на эти цели может быть направлена часть средств фонда ма-
териального поощрения.  В последующие годы базовый фонд  материального
поощрения уменьшается на сумму,  использованную в год перевода на ука-
занные цели,  и соответственно увеличивается базовый  фонд  заработной
платы.
    27. Установить,  что экономия фонда заработной  платы,  полученная
министерствами,  ведомствами, объединениями, предприятиями и организа-
циями за  счет  ликвидации  излишних  звеньев  управления,  укрупнения
предприятий,  организаций и их структурных подразделений, а также осу-
ществления других мероприятий по сокращению численности работников ап-
парата управления,  изъятию не подлежит и может быть полностью направ-
лена на повышение тарифных ставок и должностных окладов в соответствии
с настоящим постановлением.
    28. Признать необходимым образовать в  министерствах,  ведомствах,
объединениях,  предприятиях и организациях комиссии по переводу на но-
вые условия оплаты труда. Ответственность за совершенствование органи-
зации заработной платы и введение новых условий оплаты труда возложить
лично на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и
организаций.
    Объединениям, предприятиям и  организациям  в  обстановке  широкой
гласности  провести необходимую подготовительную работу по мобилизации
внутренних резервов,  разработать с участием трудовых коллективов гра-
фики перевода на новые условия оплаты труда. Переход на новые ставки и
оклады может  осуществляться  одновременно  в  целом  по  объединению,
предприятию,  организации или по отдельным структурным подразделениям,
а также по категориям и профессиям работников по мере накопления необ-
ходимых средств.  Во всех случаях новые должностные оклады для руково-
дящих и других работников аппарата управления в объединениях, предпри-
ятиях,  организациях  вводятся после повышения тарифных ставок и долж-
ностных окладов других работников.
    Разработанные объединениями, предприятиями и организациями графики
перевода на новые условия оплаты труда вместе с необходимыми расчетами
и  обоснованиями  и  данными  о  высвобождаемой численности работников
представляются в соответствующие министерства и ведомства.
    Министерствам и ведомствам по согласованию с профсоюзными органами
разрешать подведомственным объединениям,  предприятиям и  организациям
введение новых условий оплаты труда после всесторонней проверки готов-
ности к осуществлению этого мероприятия.  Разработать графики введения
новых условий оплаты труда по отрасли в целом, оказывать объединениям,
предприятиям,  организациям практическую помощь, осуществлять постоян-
ный контроль за проведением этого мероприятия.
    В период введения новых тарифных ставок и должностных окладов объ-
единениям,  предприятиям  и организациям осуществить необходимые меры,
гарантирующие от перерасхода фонда заработной платы, обеспечить опере-
жающие  темпы  роста  производительности  труда по сравнению с темпами
роста средней заработной платы.
    29. Министерствам,  ведомствам, объединениям, предприятиям и орга-
низациям проявлять всестороннюю  заботу  о  переобучении  и  трудоуст-
ройстве высвобождаемых работников. Обеспечивать прежде всего перерасп-
ределение этих работников внутри предприятий для организации работы во
вторую  и  третью смены,  для осуществления реконструкции и расширения
производства. Проводить меры по внутриотраслевому их перераспределению
в  порядке  перевода  для  комплектования  кадрами  вновь  вводимых  в
действие предприятий и объектов.
    Предоставить право руководителям объединений,  предприятий и орга-
низаций сохранять за высвобождаемыми  работниками  среднюю  заработную
плату по последнему месту работы при обучении и повышении квалификации
с отрывом от производства и доплачивать разницу до среднего  заработка
рабочим, проходящим переподготовку без отрыва от производства, на весь
период обучения. Направление на обучение осуществляется с согласия ра-
ботников после заключения трудового договора на новом месте работы.
    Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы
краевых,  областных,  городских  и районных Советов народных депутатов
обеспечивать трудоустройство работников,  высвобождаемых из  объедине-
ний,  предприятий, организаций в связи с проведением мероприятий, пре-
дусмотренных настоящим постановлением,  возложив указанную  работу  на
органы по труду. В связи с этим создать хозрасчетные бюро по трудоуст-
ройству населения в тех местностях,  где они отсутствуют  в  настоящее
время, улучшить их материально-техническую базу.
    30. В тех случаях,  когда вводимые для работников в соответствии с
настоящим постановлением ставки и оклады с учетом коэффициентов,  над-
бавок и льгот оказываются ниже действующих ставок и окладов  с  учетом
коэффициентов,  надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в
данном объединении, предприятии, организации в той же или высшей долж-
ности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с уче-
том льгот).

                                *  *  *

    Центральный Комитет КПСС,  Совет Министров СССР и  ВЦСПС  выражают
уверенность в том,  что коллективы объединений, предприятий, организа-
ций четко и организованно,  на высоком политическом уровне  осуществят
меры по совершенствованию заработной платы, введению новых условий оп-
латы труда и обеспечат на этой  основе  ускорение  научно-технического
прогресса,  повышение  эффективности производства,  всемерное развитие
трудовой и творческой активности трудящихся в реализации решений ХХVII
съезда КПСС по социально-экономическому развитию страны.

                           ПРИЛОЖЕНИЕ  N 1
                       к постановлению ЦК КПСС,
                    Совета Министров СССР и ВЦСПС

                    от 17 сентября 1986 г. N 1115

                 (СЗ СССР, том 2, II полугодие 1987)

                         УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
             РАБОТНИКОВ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
                     ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

    1. Руководители  объединений,  предприятий  и организаций могут по
согласованию с профсоюзными  комитетами  устанавливать  бригадирам  из
числа рабочих,  не освобожденным от основной работы,  доплаты за руко-
водство бригадой с численностью рабочих до 10 человек в размере не бо-
лее  20  рублей,  свыше 10 человек - 30 рублей и свыше 25 человек - не
более 50 рублей в месяц.  В бригадах,  переведенных  на  хозяйственный
расчет (подряд), указанные доплаты при численности рабочих до 15 чело-
век не могут превышать 40 рублей,  а свыше 15 человек -  50  рублей  в
месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5
человек устанавливаются в размере 50 процентов соответствующей доплаты
бригадиру. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер
или начальник участка),  ему доплата за руководство бригадой не  уста-
навливается,  а  доплата звеньевому за руководство звеном устанавлива-
ется в размере до 30 рублей в месяц. Доплаты за руководство бригадой и
звеном  выплачиваются  только при условии выполнения бригадами (звень-
ями) установленных производственных заданий и высоком качестве продук-
ции (работ).
    В угольной (сланцевой) промышленности и шахтном строительстве доп-
латы  бригадирам и звеньевым из числа рабочих устанавливаются в поряд-
ке, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 11
декабря 1981 г. N 1160.
    При переводе на подряд крупных структурных  подразделений  (участ-
ков, цехов, ферм, строительных организаций) их руководителям специаль-
ная доплата за руководство этим коллективом не устанавливается.
    2. Руководители  объединений,  предприятий  и организаций могут по
согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать  рабочим,  масте-
рам, начальникам участков, специалистам и служащим доплаты за выполне-
ние наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствую-
щего  работника.  Доплаты вводятся за счет и в пределах экономии фонда
заработной платы и не могут превышать  50  процентов  тарифной  ставки
(оклада)  отсутствующего работника,  независимо от числа лиц,  которым
они устанавливаются.
    Доплаты за  выполнение обязанностей временно отсутствующих руково-
дителей их штатным заместителям не производятся.
    3. Сдельные  расценки для рабочих-многостаночников при переходе их
на обслуживание станков, машин, агрегатов и аппаратов сверх отраслевых
норм  могут  оставаться неизменными и устанавливаются в зависимости от
степени использования рабочего времени  и  оборудования,  сложности  и
условий труда.
    4. Для работников производственных подразделений (цехов), выпуска-
ющих   законченную   продукцию   или   выполняющих   работы  (услуги),
несвойственные основному профилю деятельности  объединения,  предприя-
тия,  организации  (транспортные  цехи,  участки  связи,  типографии и
т.п.), новые тарифные ставки и должностные оклады вводятся в размерах,
предусмотренных  настоящим постановлением для работников предприятий и
организаций тех отраслей, к которым относятся эти подразделения (цехи)
по характеру производства.
    В строительстве в таком же порядке производится оплата труда рабо-
чих цехов и предприятий по производству сборных конструкций и деталей,
входящих в состав домостроительных и сельских строительных комбинатов,
находящихся на строительном балансе.
    5. Оплата труда рабочих пусконаладочных организаций (за исключени-
ем  входящих в состав подрядных строительно-монтажных трестов,  произ-
водственных строительно-монтажных объединений, территориальных главных
управлений строительства) производится по тарифным ставкам, предусмот-
ренным таблицей 1 приложения N 30 к настоящему постановлению.
    Оплата труда  рабочих  пуско-  и монтажно-наладочных организаций в
составе подрядных  строительно-монтажных  трестов  и  производственных
строительно-монтажных объединений производится по условиям, предусмот-
ренным для рабочих строительных организаций согласно таблице 1  прило-
жения N 27 к настоящему постановлению.
    6. Должностные  оклады  руководящих  и  научных  работников  науч-
но-исследовательских учреждений, конструкторских и технологических ор-
ганизаций,  входящих в состав объединений промышленности, устанавлива-
ются в соответствии с постановлением ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462. Должностные оклады конструкторам и тех-
нологам этих учреждений и организаций вводятся в размерах,  предусмот-
ренных настоящим постановлением для  предприятий  соответствующих  от-
раслей.
    Тарифные ставки и  должностные  оклады  всем  работникам,  включая
конструкторов  и технологов,  опытных (экспериментальных) производств,
цехов,  мастерских,  участков и установок, входящих в состав указанных
учреждений  и  организаций,  а также учреждений и организаций Академии
наук СССР и академий наук союзных республик,  вводятся в размерах и на
условиях, предусмотренных настоящим постановлением для соответствующих
отраслей народного хозяйства.
    Впредь до введения новых условий оплаты труда в организациях науки
и научного обслуживания  руководители  объединений  промышленности  по
согласованию  с  профсоюзными  комитетами  могут повышать специалистам
входящих в их состав  научно-исследовательских  учреждений,  конструк-
торских и технологических организаций, должности которых не предусмот-
рены постановлением ЦК КПСС,  Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22  мая
1985 г.  N 462, действующие должностные оклады до 10 процентов за счет
и в пределах экономии фонда заработной платы этих учреждений и органи-
заций  и  части средств фонда материального поощрения,  находящегося в
распоряжении объединения.
    7. Должностные оклады заместителям руководителей,  главным бухгал-
терам и заместителям главных инженеров устанавливаются на  10-30  про-
центов,  а  помощникам  руководителей - на 30-40 процентов ниже оклада
соответствующего руководителя,  если они не приведены в  схемах  долж-
ностных окладов, утвержденных настоящим постановлением.
    8. Должностные оклады начальников первых отделов  производственных
объединений,  предприятий и организаций при их непосредственном подчи-
нении руководителю объединения (предприятия, организации) устанавлива-
ются на уровне окладов начальников отделов кадров.
    9. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют право
по  согласованию  с  профсоюзными комитетами устанавливать за счет и в
пределах планового фонда заработной платы отдельным высококвалифициро-
ванным  рабочим,  занятым  на  особо  важных  и ответственных работах,
месячные оклады взамен тарифных ставок в следующих размерах:
    до 350  рублей  -  в угольной,  сланцевой и горнорудной промышлен-
ности, включая горно-капитальные работы;
    до 300 рублей - в черной и цветной металлургии,  речном, морском и
рыбном Флоте (для плавсостава) ;
    до 250 рублей - в машиностроении и металлообработке,  электроэнер-
гетической и полиграфической промышленности, других добывающих и обра-
батывающих отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в
связи;
    до 230  рублей  - в текстильной,  легкой,  пищевой промышленности,
других производственных отраслях.
    10. Должностные  оклады  мастеров (старших мастеров) и контрольных
мастеров (старших контрольных мастеров),  которым в установленном  по-
рядке присваивается звание "Мастер II класса" и "Мастер I класса", по-
вышаются соответственно на 10 и 20 процентов.
    11. Руководители  строящихся предприятий и организаций (оклады ко-
торых зависят от группы по оплате труда) оплачиваются  по  должностным
окладам, предусмотренным для предприятий и организаций соответствующей
отрасли,  с понижением на одну-две группы против определенной  по  ут-
вержденным показателям.
    В отдельных  случаях,  когда  ведется  одновременно  строительство
нескольких  объектов  или  предприятие  одновременно  с продолжающимся
строительством производит частичный выпуск продукции важнейшей номенк-
латуры,  министерства  и ведомства по согласованию с Госкомтрудом СССР
могут устанавливать группу по оплате труда руководителей таких  предп-
риятий, исходя из их проектных показателей.
    12. В отраслях,  в которых в соответствии с приложениями к настоя-
щему  постановлению  рабочие  оплачиваются  по тарифным ставкам,  пре-
дусмотренным для работ с тяжелыми и вредными,  особо тяжелыми и  особо
вредными условиями труда, доплаты за условия труда не устанавливаются.
    13. Должностные оклады,  предусмотренные таблицами соответствующих
приложений  к  настоящему  постановлению  для мастеров,  руководителей
участков и цехов,  непосредственно руководящих  работой  инвалидов  по
зрению и слуху, могут повышаться руководителями объединений, предприя-
тий и организаций до 12 процентов.
    14. В тех случаях,  когда в отдельных объединениях, на предприяти-
ях,  в организациях в  силу  производственной  необходимости  вводится
должность  переводчика иностранного языка,  должностной оклад и другие
условия оплаты труда ему устанавливаются применительно к условиям  оп-
латы труда юрисконсультов и других аналогичных специалистов.
    15. Установить,  что на автомобильном, морском, речном и воздушном
транспорте,  в связи,  водном и лесном хозяйстве,  геологоразведочных,
топографо-геодезических и других предприятиях  и  организациях  макси-
мальные  размеры премий и показатели премирования руководящих работни-
ков  объединений,  предприятий  и  организаций   устанавливаются   ми-
нистерствами  и  ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными
органами и по согласованию с Госкомтрудом ССср и ВЦСПС применительно к
порядку, предусмотренному пунктом 22 настоящего постановления.
    16. Размеры премий (в том числе максимальные) работников объедине-
ний, предприятий и организаций производственных отраслей народного хо-
зяйства (за основные результаты хозяйственной деятельности)  определя-
ются с учетом доплат и надбавок,  выплачиваемых в установленном поряд-
ке. Перечень доплат и надбавок, на которые начисляются премии, утверж-
дается Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
    17. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют пра-
во по согласованию с профсоюзными комитетами:
    определять конкретные виды материальных ресурсов,  за экономию ко-
торых могут выплачиваться премии;
    направлять на выплату премий за экономию материальных ресурсов  до
50 процентов, а топливно-энергетических - до 75 процентов суммы эконо-
мии указанных ресурсов (если по  отдельным  видам  ресурсов  решениями
Правительства СССР не установлены более высокие размеры) ;
    вводить при премировании за экономию материальных ресурсов  сумми-
рованный  учет  расхода  (экономии и перерасхода) всех видов ресурсов,
используемых производственной бригадой, коллективом участка, цеха.
    Премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов выплачи-
ваются работникам на основе лицевых счетов экономии,  исходя из вклада
конкретных работников в дело ресурсосбережения, и максимальными разме-
рами не ограничиваются.
    18. Другие  действующие  условия  оплаты  труда  работников произ-
водственных отраслей,  не вытекающие из настоящего постановления, про-
должают применяться в установленном для них порядке.
    19. Условия оплаты труда работников отдельных предприятии, органи-
зации  и структурных подразделений производственных отраслей,  не пре-
дусмотренные настоящим  постановлением,  устанавливаются  Госкомтрудом
СССР  совместно с ВЦСПС по представлению министерств и ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик применительно  к  условиям  оплаты
труда, введенным настоящим постановлением для аналогичных-предприятий,
организации, структурных подразделений и категорий работников.
    20. Условия оплаты труда работников подразделений непроизводствен-
ных отраслей,  входящих в состав объединений,  предприятий и организа-
ций,  не предусмотренные настоящим постановлением,  впредь до введения
новых тариФных ставок и должностных окладов в этих отраслях  народного
хозяйства остаются без изменения.