О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ 17 сентября 1986 г. N 1115 (СЗС 86-2) Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Цент- ральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что реализация задач, поставленных ХХVII съездом КПСС по ускорению социально-экономического развития страны, повышению эффективности производства, укреплению со- циальной справедливости, требует существенного улучшения всей системы материального стимулирования, наведения должного порядка в этом важном деле. В промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, сельском хозяйстве накоплен определенный положительный опыт стимулирования высокопроизводительного труда, применения прогрессивных форм индивиду- альной и коллективной заинтересованности в высоких трудовых достижени- ях. Однако действующая система заработной платы во многих отраслях на- родного хозяйства не отвечает требованиям ускорения научно-техническо- го прогресса, перехода на интенсивные методы хозяйствования, повышения качества продукции и не соответствует современному уровню организации производства и труда. Недостаточно поощряется выполнение сложных и от- ветственных работ, неоправданно уменьшились различия в оплате труда рабочих и специалистов в зависимости от их квалификации и эффектив- ности работы. Значительное распространение получили выплаты различного рода незаработанных денег и приписки. Система организации и оплаты труда слабо стимулирует выпуск высококачественной продукции. Применяемые тарифные ставки и должностные оклады существенно уста- рели. Доля тарифа в заработной плате рабочих составляет в ряде от- раслей менее 50 процентов. Премии, надбавки и доплаты во многом утра- тили стимулирующую роль. Крупные недостатки сохраняются в нормировании труда, работа по его улучшению ведется крайне медленно и не дает необ- ходимых экономических результатов. Привлечение и закрепление кадров на производстве зачастую осуществляются путем завышения оплаты труда и необоснованного предоставления льгот и преимуществ. Заработная плата регулируется множеством нормативных актов, инструкций и положений, слабо увязанных между собой и сковывающих инициативу и самостоятель- ность предприятий. Недостаточна роль трудовых коллективов в решении вопросов оплаты труда и материального стимулирования. Все это ведет к снижению заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в результатах труда, широкому распространению уравнитель- ности, нерациональному расходованию средств на заработную плату, нару- шениям установленных соотношений между темпами прироста производитель- ности труда и средней заработной платы, что в конечном итоге сдержива- ет повышение эффективности общественного производства. Министерства и ведомства, партийные, советские и профсоюзные орга- ны, руководители объединений, предприятий и организаций нередко ми- рятся с таким положением, не дают принципиальной оценки этим негатив- ным явлениям, ослабили контроль за организацией заработной платы, не- достаточно заботятся о распространении передового опыта стимулирования труда. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Цент- ральный Совет Профессиональных Союзов постановляют: 1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, профсоюзным органам, объединениям, предприятиям и организациям считать совершенствование заработной платы одним из важнейших рычагов обеспе- чения выполнения поставленной партией задачу по ускорению темпов эко- номического роста, органической частью нового хозяйственного механиз- ма, полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Осуществить меры по значительному улучшению организации заработной платы, обеспечив ее прямую связь с результатами труда, ликвидировать уравнительность во всех формах и проявлениях, сделать систему оплаты труда Доступной и ясной Для понимания каждого работника. Проводить эту работу при непосредственном участии трудящихся, наиболее полно исполь- зовать широкие права, предоставленные трудовым коллективам в области оплаты и нормирования труда. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, первичным партийным организациям развернуть организа- торскую и политико-воспитательную работу по повышению эффективности всей системы материального и морального стимулирования труда на прин- ципиально новой основе. В этих Целях сосредоточить усилия трудовых коллективов на мобилизации внутрипроизводственных резервов для созда- ния необходимых ресурсов роста и совершенствования заработной платы, введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников произ- водственных отраслей народного хозяйства. Обеспечить систематический и Действенный контроль за выполнением этого важнейшего социально-эконо- мического мероприятия двенадцатой пятилетки. Основные принципы совершенствования организации заработной платы 2. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и органи- зациям при улучшении всей системы заработной платы обеспечить: создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления строгой зависимости заработной платы от количества и ка- чества труда, от конечных производственных результатов, усиление конт- роля за мерой труда и мерой потребления; расширение прав и повышение ответственности объединений, предприя- тий и организаций в стимулировании эффективного труда в новых условиях хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственно- го расчета и перехода на принципы самофинансирования на основе широко- го внедрения стабильных экономических нормативов; ориентацию системы морального и материального стимулирования на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ, имея в виду достижение высшего мирового уровня. Качество должно являться главным критерием оценки профессиональной подготовленности работников; рост и совершенствование заработной платы в пределах зарабатывае- мых трудовыми коллективами средств за счет повышения эффективности производства, рационального использования фондов, направляемых на оп- лату труда работников; расширение самостоятельности объединений, предприятий и организа- ций в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполне- ния работ с меньшей численностью персонала; повышение роли трудовых коллективов в организации эффективной системы материальных и моральных стимулов. Заработанные коллективами средства должны оставаться в их распоряжении и использоваться на материальное поощрение работников в соответствии с трудовым вкладом каждого в общие результаты работы; усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мо- билизации имеющихся резервов, во внедрении передового опыта, в доб- росовестном, квалифицированном и высокопроизводительном труде; повыше- ние ответственности работников за упущения в работе, нарушения трудо- вой и производственной дисциплины. Совершенствование организации заработной платы осуществить на основе перестройки тарифной системы, повышения качества нормирования труда, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, уси- ления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. На- мечаемые меры органически увязать с внедрением новых методов хо- зяйствования и управления, передовой организации труда и производства. 3. Ввести в Двенадцатой пятилетке новые повышенные тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей народного хозяйства в пределах фонда заработной платы, образованного по утверж- денным стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию или выполненный объем работ. При введении новых ставок и окладов улучшить соотношения в оплате труда по отраслям, категориям и профессиональным группам трудящихся с учетом сложности и условий выполняемых работ. Повысить долю тарифов в среднемесячной заработной плате работников до 70-75 процентов. Обеспе- чить преимущество в оплате труда рабочих и специалистов, не- посредственно занятых разработкой, изготовлением и обслуживанием новое высокопроизводительной техники и технологии. Утвердить условия оплаты труда, тарифные ставки и должностные ок- лады работников производственных отраслей согласно приложениям N 1-31. 4. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Ми- нистров союзных республик обеспечить в 1987 году повсеместный переход на нормативные методы образования фондов заработной платы в произ- водственных отраслях народного хозяйства. На этой основе укрепить не- посредственную связь размеров средств на оплату труда с конечными ре- зультатами работы. Довести стабильные нормативы на двенадцатую пятилетку до ми- нистерств и ведомств, а министерствам и ведомствам - до подведомствен- ных объединений, предприятий и организаций, дифференцированные с уче- том особенностей производства. Объединениям, предприятиям и организациям широко применять норма- тивный метод планирования средств на заработную плату для структурных подразделений, особенно при внедрении внутрипроизводственного хоз- расчета и переходе на подрядные принципы работы. Установленные пятилетним планом на соответствующий год нормативы образования фонда заработной платы изменению не подлежат. 5. Расширить возможности стимулирования выполнения возрастающего объема работ с меньшей численностью персонала. Предоставить право ру- ководителям объединений, предприятий и организаций производственных отраслей по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работ- ников доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплат за счет и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников. Совершенствование заработной платы рабочих 6. Осуществить комплекс мер, направленных на улучшение организации заработной платы рабочих, имея в виду: повысить тарифные ставки рабочих в среднем на 20-25 процентов; усилить заинтересованность рабочих в повышении квалификации, вы- полнении сложных и ответственных работ при переходе в более высокие тарифные разряды на основе прогрессивного нарастания размеров тарифных ставок. Обоснованно оценивать условия труда и интенсивность выполняе- мых работ; обеспечить преимущества в оплате труда рабочих, занятых на особо сложном и уникальном оборудовании, в гибких автоматизированных произ- водствах, и рабочих, обслуживающих агрегаты, машины, механизмы и транспортные средства, позволяющие резко повысить производительность труда, коренным образом улучшить качество выпускаемой продукции и вы- полняемых работ, экономить топливно-энергетические и другие материаль- ные ресурсы; обеспечить единство в оплате труда рабочих одинаковых профессий, выполняющих работы равной сложности в различных отраслях. Установить сквозные условия оплаты труда во всех производственных отраслях для рабочих, занятых в железнодорожных и автотранспортных цехах, на ре- монтных, погрузочно-разгрузочных и ряде других работ. Обязать руководителей объединений, предприятий и организаций осу- ществить по согласованию с профсоюзными комитетами одновременно с вве- дением новых тарифных ставок и должностных окладов перетарификацию ра- бот и рабочих, установить квалификационные разряды в соответствии с требованиями ЕДИНОГО тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве. 7. В целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций в оценке условий труда предоставить их руководителям право по согласованию с профсоюзными комитетами вводить с учетом опыта про- изводственного объединения "АвтоВАЗ" для рабочих дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (окла- да) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Устанавливать Доплаты по результатам аттестации рабо- чих мест и начислять их за время фактической занятости рабочего на та- ких рабочих местах. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшать или отменять полностью. Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за небла- гоприятные условия труда включать в коллективные договоры объединений, предприятий и организаций одновременно с мероприятиями по улучшению условии труда. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам сов- местно с ВЦСПС утвердить по представлению соответствующих министерств и ведомств и профсоюзных органов типовые перечни, а министерствам и ведомствам на их основе - согласованные с ЦК профсоюзов отраслевые пе- речни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Предоставить право руководителям объединений и предприятий маши- ностроения и легкой промышленности по согласованию с профсоюзными ко- митетами устанавливать рабочим, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях, дифференцированные (по ступеням) доплаты за ин- тенсивность труда в размере до 12 процентов тарифной ставки. Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна пре- вышать 24 процентов тарифной ставки. Указанные доплаты включать в та- рифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда. 8. В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответствен- ности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение произ- водственных заданий предоставить руководителям объединений, предприя- тий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами право: а) вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за про- фессиональное мастерство для рабочих III разряда в размере до 12 про- центов, IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI и более высоких разрядов - до 24 процентов соответствующей тарифной ставки. Надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, освоившим новые профессии и смежные функции, и выплачиваются за счет экономии фонда заработной платы. Не выплачивать указанные надбавки за тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции. При выпуске некачествен- ной продукции, невыполнении плановых (нормированных) заданий, установ- ленных норм трудовых затрат надбавки за профессиональное мастерство отменять полностью; б) понижать квалификационные разряды (классы и категории) рабочим за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготовляемой ими продукции или выполняемых работ, а также восстанавливать их, руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. N 540. 9. Признать необходимым осуществлять меры по совершенствованию за- работной платы одновременно с коренным улучшением организации и норми- рования труда. Обеспечить массовое участие рабочих и специалистов в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности производства, лучшем использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов на основе опыта объединений, предприятий и организаций Днепропетровской области по аттестации и рационализации рабочих мест. Существенно улуч- шить нормирование труда как одного из основных источников изыскания средств для повышения ставок и окладов. Считать эту работу одним из важных критериев готовности объединений, предприятий и организаций к введению новых условий оплаты труда. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами: при повышении тарифных ставок и окладов осуществить повсеместно замену действующих норм на прогрессивные. Новые нормы определять, как правило, на основе межотраслевых и отраслевых нормативов трудовых зат- рат или единых и типовых норм; провести меры по совершенствованию организации производства, обеспечению ритмичности выпуска продукции и выполняемых работ, улучше- нию материально-технического снабжения, создать на каждом рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного труда, успешного выполнения прогрессивных норм; осуществлять совершенствование нормирования труда с широким прив- лечением технических, экономических и социологических служб и при не- посредственном участии трудовых коллективов. Усилить ответственность министерств и ведомств за состояние норми- рования труда в отрасли, повысить их организующую роль во внедрении прогрессивных норм. Обеспечить расширение нормативно-исследовательских работ по труду и улучшение их качества, укрепление служб нормирования, ускорение распространения передового опыта по научной организации и нормированию труда. Установить систематический контроль за состоянием нормирования труда в подведомственных объединениях, предприятиях и ор- ганизациях. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС, министерствам и ведомствам с участием соответствующих профсоюзных органов обеспечить в 1986-1987 годах раз- работку и пересмотр межотраслевых и отраслевых нормативов по труду с учетом совершенствования техники, технологии, организации производства и труда. 10. В целях создания необходимых условий для систематического по- вышения уровня нормирования труда предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами: устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитан- ным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комп- лексным нормам, повышенные до 20 процентов сдельные расценки за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм выработки (времени); применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нор- мированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов тарифные ставки в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих; выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм и нормативов трудовых затрат, рабочим, проявившим инициативу в их пе- ресмотре, единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии за период до 6 месяцев, а при замене норм на основе проведения органи- зационно-технических мероприятий устанавливать рабочим на время освое- ния ими новых норм дополнительную оплату, но не более 6 месяцев. Полученная экономия может быть также использована на единовремен- ное премирование мастеров, технологов, работников по нормированию тру- да и других специалистов, принимавших непосредственное участие в раз- работке и внедрении новых нормативов трудовых затрат, подготовке и проведении соответствующих организационно-технических мероприятий. 11. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и орга- низациям обеспечить развитие наиболее эффективных коллективных форм организации и стимулирования труда, прежде всего бригадного хозрасчета и коллективного подряда, превратив их к концу двенадцатой пятилетки в основную форму организации труда. Широко практиковать распределение коллективного заработка в бригадах с учетом коэффициента трудового участия. Предоставить право руководителям министерств, ведомств, объедине- ний, предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами и с участием трудовых коллективов распространять подрядные принципы хо- зяйствования на объединения, предприятия, участки, цехи, фермы, строи- тельные организации и другие аналогичные подразделения. Обеспечить усиление заинтересованности бригадиров в улучшении про- изводственной деятельности возглавляемых ими бригад, укрупнении бригад и переводе их на хозяйственный расчет и коллективный подряд. Устанав- ливать бригадирам доплаты за руководство бригадой с учетом конкретных показателей работы и выплачивать их только при условии выполнения про- изводственных заданий и высоком качестве выпускаемой продукции (ра- бот). Совершенствование заработной платы руководителей, специалистов и служащих 12. Считать необходимым повысить общественное признание и престиж- ность инженерного труда, поднять роль и авторитет мастеров, конструк- торов и технологов, усилить материальное стимулирование труда руково- дителей, специалистов и служащих для обеспечения их творческого отно- шения к работе. В этих целях: увеличить должностные оклады руководителям, специалистам и служа- щим в среднем на 30-35 процентов; установить более дифференцированную оплату труда руководителей, специалистов и служащих в зависимости от качества, эффективности труда и конечных результатов их работы; усилить заинтересованность инженеров и других специалистов в повы- шении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ. Ввести для инженеров квалификационные категории (инженер, инженеры I и II ка- тегорий, ведущий инженер) и соответствующие категории для других спе- циалистов. Увеличить диапазон между минимальными и максимальными раз- мерами окладов по каждой должности и квалификационной категории; предусмотреть преимущества по уровню должностных окладов для конструкторов, технологов и других специалистов, непосредственно свя- занных с разработкой и внедрением в производство новой техники и тех- нологии, в пределах их фонда заработной платы, исчисленного по ста- бильным нормативам; обеспечить единство в оплате труда служащих производственных от- раслей, ввести для них общую схему должностных окладов. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специа- листам и служащим без соблюдения средних окладов по штатному расписа- нию и без учета соотношений их численности в пределах фонда заработной платы, определяемого по стабильным нормативам раздельно для конструк- торов, технологов, научных работников и для других специалистов и слу- жащих. 14. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами: устанавливать мастерам, начальникам участков и цехов, другим спе- циалистам и служащим при их постоянной занятости (не менее 50 процен- тов рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где бо- лее половины рабочих получает доплаты за вредные условия труда, анало- гичные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вредных условиях труда - до 24 процентов должностного оклада. Конкретный размер доплат определяется исходя из аттестации рабочего места указанных работников по условиям труда и с учетом размеров доплат, установленных рабочим на данном участке, в цехе, производстве; вводить для руководителей подразделений, специалистов и служащих надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы на срок ее проведения. Отменить ранее действовавшие надбавки за высокую квалификацию. Надбавки за высокие достижения в труде и выпол- нение особо важных работ устанавливать в размере до 50 процентов долж- ностного оклада за счет и в пределах экономии по фонду заработной пла- ты соответствующей категории работников. При ухудшении показателей ра- боты, и прежде всего снижения качества выпускаемой продукции, надбавки уменьшаются или отменяются полностью. В строительстве надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в тех же размерах и в по- рядке, предусмотренном пунктом 7 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87. 15. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам пересмотреть совместно с ВЦСПС показатели для отнесения объединений, предприятий и организаций к группам по оплате труда руководящих работ- ников, нацелив их на повышение технического уровня и качества продук- ции, выпуск ее на уровне или выше мировых достижении, увеличение объ- емов производства и выполняемых работ, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, исключив из показателей численность работников. Одновременно сократить количество этих групп. Установить, что при превышении показателей, утвержденных для объ- единений, предприятий и организаций (их производственных единиц и це- хов) первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза, должност- ные оклады руководящих работников (оклады которых зависят от групп по оплате труда), предусмотренные настоящим постановлением, повышаются на 15 процентов. Предоставить право министрам и руководителям ведомств при система- тическом невыполнении объединениями, предприятиями и организациями основных плановых заданий и выпуске продукции низкого качества времен- но переводить руководящих работников объединений, предприятий и орга- низаций по оплате труда на одну группу ниже. 16. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций вводить по согласованию с профсоюзными комитетами для специалистов и служащих сдельную, аккордную и другие прогрессивные формы оплаты труда в пределах их фонда заработной платы при наличии утвержденных в уста- новленном порядке норм трудовых затрат. Применять там, где это целесообразно, для повышения эффективности труда специалистов и служащих, прежде всего конструкторов и техноло- гов, бригадную форму организации и стимулирования труда с распределе- нием коллективного заработка в зависимости от личного трудового вкла- да. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами принять меры к значительному улучшению норми- рования труда специалистов и служащих. Осуществить разработку и внед- рение нормативов численности, норм обслуживания и других нормативов по труду этих категорий работников. Пересмотреть действующие в объедине- ниях, на предприятиях и в организациях структуры управления, обеспечив их упрощение и сокращение штатов. Добиться существенного удешевления аппарата управления и повышения эффективности его деятельности. Об усилении стимулирующей роли премий 17. Считать необходимым ввести с 1 января 1987 г. новую систему премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих произ- водственных отраслей. При этом: поднять стимулирующую роль премий в выполнении планов и договорных обязательств по поставкам продукции (перевозке грузов), в повышении технического уровня и качества продукции (работ), росте производитель- ности труда, снижении себестоимости продукции (работ, перевозки гру- зов), экономии всех видов материальных ресурсов; обеспечить непосредственную связь премий с трудовыми результатами каждого работника и коллективов бригад и подразделений; перейти к начислению премий, как правило, коллективу бригады, структурного подразделения (участка, цеха, отдела) в целом, не премировать коллективы и отдельных работников, виновных в ухуд- шении качества выпускаемой продукции (работ), нарушении технологи- ческой дисциплины, несоблюдении стандартов и технических условий, поступлении рекламаций или возврате недоброкачественной продукции, не- выполнении договоров поставки и других производственных упущениях. 18. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами: самостоятельно утверждать положения о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности по следующим группам: рабочих, конструкторов, технологов и научных работников, работников службы технического контроля, других руководящих работников, специа- листов и служащих. Премирование осуществлять исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед соответствующими подразделениями. При этом премирование работников службы технического контроля поставить в зависимость только от показателей качества продукции (работ); создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все средства по специальным системам премирования, самостоятельно опреде- лять размеры, порядок и сроки выплаты специальных премий. 19. Признать необходимым премировать коллективы бригад и отдельных рабочих в первую очередь за выполнение производственных (нормирован- ных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освое- ние новой техники"и технологии, сбережение всех видов ресурсов. Установить, что размеры премий, выплачиваемых из фонда заработной платы рабочим и коллективам бригад, не могут превышать 40 процентов их сдельного заработка (тарифной ставки) в расчете на месяц. Премии чле- нам бригад в пределах общей начисленной суммы определяются дифференци- рованно, в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы, и максимальными размерами не ограничиваются. Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для рабочих отдельных профессий и от- раслей. Премии рабочим и коллективам бригад из единого фонда материального поощрения максимальными размерами не ограничиваются. 20. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами обеспечивать при премировании руководящих работников структурных подразделений, специалистов и служащих повыше- ние их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов работы, более интенсивном использовании производственного потенциала, ускорении внедрения достижений науки и техники, росте производитель- ности труда, выпуске высококачественной продукции, снижении себестои- мости и соблюдении ритмичности производства. Премирование коллективов специалистов и служащих производственных подразделений осуществлять исходя из конкретных задач, стоящих перед ними, по показателям, определяемым руководителем объединения, предпри- ятия, организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Показатели премирования коллективов функциональных подразделений тесно увязывать с конечными результатами хозяйственной деятельности объединения, предприятия, организации в целом. 21. Усилить роль премий в стимулировании труда конструкторов, тех- нологов и научных работников в ускорении научно-технического прог- ресса. Считать целесообразным осуществлять премирование этих работников прежде всего за разработку и внедрение новой техники, прогрессивных технологий и материалов, соответствующих мировым достижениям или пре- вышающих их, за повышение качества и надежности выпускаемой продукции. 22. Установить следующие максимальные размеры премий руководящих работников (руководителя, его заместителей, главного инженера, главно- го экономиста, главного бухгалтера, начальника планово-экономического отдела) объединений, предприятий и организаций: в промышленности: за 100-процентное выполнение объема реализации продукции по договорам (в том числе на экспорт) и основных показателей эффективности производства - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-техни- ческого прогресса, плановых заданий по экспорту продукции, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, произ- водству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населе- нию и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного оклада в год; в строительстве: за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства и другие основные результаты хозяйственной деятельности - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц, в том числе 65 процентов из этой суммы за ввод мощ- ностей и объектов строительства. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, производству товаров на- родного потребления, оказанию платных услуг населению и другим1 специ- альным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год; на железнодорожном транспорте: за выполнение плана по объему пере- возки грузов в соответствии с установленной номенклатурой и основных плановых показателей повышения эффективности перевозки грузов - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству то- варов народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год; в сельском хозяйстве: сохранить показатели и размеры премирования, предусмотренные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 апреля 1970 г. N 227 и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. N 358. Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для работников отдельных отраслей за основные результаты хозяйственной деятельности. Премирование руководящих работников за основные результаты хо- зяйственной деятельности производить помесячно или поквартально, а по специальным системам премирования - поквартально или по полугодиям. Конкретные показатели, размеры и сроки премирования указанных работни- ков устанавливаются ежегодно министерствами и ведомствами СССР и союз- ных республик по согласованию с соответствующими профсоюзными органа- ми, исходя из задач, стоящих перед отраслями. При этом премии руково- дящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполне- ние объема реализации продукции по договорам устанавливаются в разме- рах не менее 50 процентов общей суммы премий за основные результаты хозяйственной деятельности. Для коллективов или отдельных специалистов и служащих премии за основные результаты хозяйственной деятельности, а также по специальным системам премирования в пределах указанных максимальных размеров уста- навливаются руководителем объединения, предприятия и организации по согласованию с профсоюзным комитетом. При начислении премиальной суммы коллективу работников в целом премии конкретным специалистам и служа- щим определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются. - Возложить персональную ответственность за соблюдение предельных размеров премий на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций и на главных бухгалтеров. 23. Установить, что премия руководящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполнение объема реализации продукции по договорам выплачивается лишь при 100-процентном его выполнении. При невыполнении объема реализации продукции по договорам 50 процентов премий, начисленных за другие основные показатели, резервируется и выплачивается при условии восполнения недопоставок продукции до конца текущего года. Министерствам и ведомствам СССР и союзных республик совместно с соответствующими профсоюзными органами предусмотреть в других произ- водственных отраслях аналогичный порядок выплаты премий за основные результаты хозяйственной деятельности. 24. Установить, что при перерасходе фонда заработной платы по объ- единению, предприятию, организации, цеху, участку или другому струк- турному подразделению премии соответствующих руководящих работников, специалистов и служащих, а также конструкторов, технологов и научных работников за основные результаты хозяйственной деятельности резерви- руются на сумму допущенного перерасхода фонда. При восполнении в последующие периоды календарного года перерасхода фонда заработной платы зарезервированные суммы премий выплачиваются в полном размере. 25. Премии по итогам всесоюзного и республиканского социалисти- ческого соревнования для одного руководящего работника объединения, предприятия, организации промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и других производственных отраслей народно- го хозяйства выплачиваются сверх максимальных размеров премии, пре- дусмотренных пунктом 22 настоящего постановления, но не могут превы- шать 1,4 месячного должностного оклада в год. Сверх установленных максимальных размеров премий выплачиваются Ле- нинские премии, Государственные премии СССР и союзных республик, пре- мии Совета Министров СССР, другие единовременные премии, которые уста- навливаются и выплачиваются с разрешения Совета Министров СССР, премии государственных и общественных организаций СССР и союзных республик. Порядок введения новых тарифных ставок и должностных окладов 26. Руководителям министерств и ведомств, объединений, предприятий и организаций, партийным, советским и профсоюзным органам учитывать, что совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки эко- номики, перевода предприятий на новые методы хозяйствования и самофи- нансирования, когда средства на повышение оплаты труда должны быть за- работаны самими трудовыми коллективами. Направлять на повышение тарифных ставок и должностных окладов всю экономию фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработ- ной платы, пересмотра норм выработки и других норм трудовых затрат, премиальных выплат, надбавок и доплат. Кроме того, в отдельных случа- ях, с согласия трудовых коллективов, в год перевода на новые условия оплаты труда на эти цели может быть направлена часть средств фонда ма- териального поощрения. В последующие годы базовый фонд материального поощрения уменьшается на сумму, использованную в год перевода на ука- занные цели, и соответственно увеличивается базовый фонд заработной платы. 27. Установить, что экономия фонда заработной платы, полученная министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организа- циями за счет ликвидации излишних звеньев управления, укрупнения предприятий, организаций и их структурных подразделений, а также осу- ществления других мероприятий по сокращению численности работников ап- парата управления, изъятию не подлежит и может быть полностью направ- лена на повышение тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с настоящим постановлением. 28. Признать необходимым образовать в министерствах, ведомствах, объединениях, предприятиях и организациях комиссии по переводу на но- вые условия оплаты труда. Ответственность за совершенствование органи- зации заработной платы и введение новых условий оплаты труда возложить лично на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций. Объединениям, предприятиям и организациям в обстановке широкой гласности провести необходимую подготовительную работу по мобилизации внутренних резервов, разработать с участием трудовых коллективов гра- фики перевода на новые условия оплаты труда. Переход на новые ставки и оклады может осуществляться одновременно в целом по объединению, предприятию, организации или по отдельным структурным подразделениям, а также по категориям и профессиям работников по мере накопления необ- ходимых средств. Во всех случаях новые должностные оклады для руково- дящих и других работников аппарата управления в объединениях, предпри- ятиях, организациях вводятся после повышения тарифных ставок и долж- ностных окладов других работников. Разработанные объединениями, предприятиями и организациями графики перевода на новые условия оплаты труда вместе с необходимыми расчетами и обоснованиями и данными о высвобождаемой численности работников представляются в соответствующие министерства и ведомства. Министерствам и ведомствам по согласованию с профсоюзными органами разрешать подведомственным объединениям, предприятиям и организациям введение новых условий оплаты труда после всесторонней проверки готов- ности к осуществлению этого мероприятия. Разработать графики введения новых условий оплаты труда по отрасли в целом, оказывать объединениям, предприятиям, организациям практическую помощь, осуществлять постоян- ный контроль за проведением этого мероприятия. В период введения новых тарифных ставок и должностных окладов объ- единениям, предприятиям и организациям осуществить необходимые меры, гарантирующие от перерасхода фонда заработной платы, обеспечить опере- жающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы. 29. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и орга- низациям проявлять всестороннюю заботу о переобучении и трудоуст- ройстве высвобождаемых работников. Обеспечивать прежде всего перерасп- ределение этих работников внутри предприятий для организации работы во вторую и третью смены, для осуществления реконструкции и расширения производства. Проводить меры по внутриотраслевому их перераспределению в порядке перевода для комплектования кадрами вновь вводимых в действие предприятий и объектов. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и орга- низаций сохранять за высвобождаемыми работниками среднюю заработную плату по последнему месту работы при обучении и повышении квалификации с отрывом от производства и доплачивать разницу до среднего заработка рабочим, проходящим переподготовку без отрыва от производства, на весь период обучения. Направление на обучение осуществляется с согласия ра- ботников после заключения трудового договора на новом месте работы. Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов обеспечивать трудоустройство работников, высвобождаемых из объедине- ний, предприятий, организаций в связи с проведением мероприятий, пре- дусмотренных настоящим постановлением, возложив указанную работу на органы по труду. В связи с этим создать хозрасчетные бюро по трудоуст- ройству населения в тех местностях, где они отсутствуют в настоящее время, улучшить их материально-техническую базу. 30. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим постановлением ставки и оклады с учетом коэффициентов, над- бавок и льгот оказываются ниже действующих ставок и окладов с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном объединении, предприятии, организации в той же или высшей долж- ности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с уче- том льгот). * * * Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выражают уверенность в том, что коллективы объединений, предприятий, организа- ций четко и организованно, на высоком политическом уровне осуществят меры по совершенствованию заработной платы, введению новых условий оп- латы труда и обеспечат на этой основе ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, всемерное развитие трудовой и творческой активности трудящихся в реализации решений ХХVII съезда КПСС по социально-экономическому развитию страны. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 (СЗ СССР, том 2, II полугодие 1987) УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 1. Руководители объединений, предприятий и организаций могут по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, доплаты за руко- водство бригадой с численностью рабочих до 10 человек в размере не бо- лее 20 рублей, свыше 10 человек - 30 рублей и свыше 25 человек - не более 50 рублей в месяц. В бригадах, переведенных на хозяйственный расчет (подряд), указанные доплаты при численности рабочих до 15 чело- век не могут превышать 40 рублей, а свыше 15 человек - 50 рублей в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 50 процентов соответствующей доплаты бригадиру. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), ему доплата за руководство бригадой не уста- навливается, а доплата звеньевому за руководство звеном устанавлива- ется в размере до 30 рублей в месяц. Доплаты за руководство бригадой и звеном выплачиваются только при условии выполнения бригадами (звень- ями) установленных производственных заданий и высоком качестве продук- ции (работ). В угольной (сланцевой) промышленности и шахтном строительстве доп- латы бригадирам и звеньевым из числа рабочих устанавливаются в поряд- ке, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 11 декабря 1981 г. N 1160. При переводе на подряд крупных структурных подразделений (участ- ков, цехов, ферм, строительных организаций) их руководителям специаль- ная доплата за руководство этим коллективом не устанавливается. 2. Руководители объединений, предприятий и организаций могут по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать рабочим, масте- рам, начальникам участков, специалистам и служащим доплаты за выполне- ние наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствую- щего работника. Доплаты вводятся за счет и в пределах экономии фонда заработной платы и не могут превышать 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, которым они устанавливаются. Доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих руково- дителей их штатным заместителям не производятся. 3. Сдельные расценки для рабочих-многостаночников при переходе их на обслуживание станков, машин, агрегатов и аппаратов сверх отраслевых норм могут оставаться неизменными и устанавливаются в зависимости от степени использования рабочего времени и оборудования, сложности и условий труда. 4. Для работников производственных подразделений (цехов), выпуска- ющих законченную продукцию или выполняющих работы (услуги), несвойственные основному профилю деятельности объединения, предприя- тия, организации (транспортные цехи, участки связи, типографии и т.п.), новые тарифные ставки и должностные оклады вводятся в размерах, предусмотренных настоящим постановлением для работников предприятий и организаций тех отраслей, к которым относятся эти подразделения (цехи) по характеру производства. В строительстве в таком же порядке производится оплата труда рабо- чих цехов и предприятий по производству сборных конструкций и деталей, входящих в состав домостроительных и сельских строительных комбинатов, находящихся на строительном балансе. 5. Оплата труда рабочих пусконаладочных организаций (за исключени- ем входящих в состав подрядных строительно-монтажных трестов, произ- водственных строительно-монтажных объединений, территориальных главных управлений строительства) производится по тарифным ставкам, предусмот- ренным таблицей 1 приложения N 30 к настоящему постановлению. Оплата труда рабочих пуско- и монтажно-наладочных организаций в составе подрядных строительно-монтажных трестов и производственных строительно-монтажных объединений производится по условиям, предусмот- ренным для рабочих строительных организаций согласно таблице 1 прило- жения N 27 к настоящему постановлению. 6. Должностные оклады руководящих и научных работников науч- но-исследовательских учреждений, конструкторских и технологических ор- ганизаций, входящих в состав объединений промышленности, устанавлива- ются в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462. Должностные оклады конструкторам и тех- нологам этих учреждений и организаций вводятся в размерах, предусмот- ренных настоящим постановлением для предприятий соответствующих от- раслей. Тарифные ставки и должностные оклады всем работникам, включая конструкторов и технологов, опытных (экспериментальных) производств, цехов, мастерских, участков и установок, входящих в состав указанных учреждений и организаций, а также учреждений и организаций Академии наук СССР и академий наук союзных республик, вводятся в размерах и на условиях, предусмотренных настоящим постановлением для соответствующих отраслей народного хозяйства. Впредь до введения новых условий оплаты труда в организациях науки и научного обслуживания руководители объединений промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами могут повышать специалистам входящих в их состав научно-исследовательских учреждений, конструк- торских и технологических организаций, должности которых не предусмот- рены постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, действующие должностные оклады до 10 процентов за счет и в пределах экономии фонда заработной платы этих учреждений и органи- заций и части средств фонда материального поощрения, находящегося в распоряжении объединения. 7. Должностные оклады заместителям руководителей, главным бухгал- терам и заместителям главных инженеров устанавливаются на 10-30 про- центов, а помощникам руководителей - на 30-40 процентов ниже оклада соответствующего руководителя, если они не приведены в схемах долж- ностных окладов, утвержденных настоящим постановлением. 8. Должностные оклады начальников первых отделов производственных объединений, предприятий и организаций при их непосредственном подчи- нении руководителю объединения (предприятия, организации) устанавлива- ются на уровне окладов начальников отделов кадров. 9. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют право по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать за счет и в пределах планового фонда заработной платы отдельным высококвалифициро- ванным рабочим, занятым на особо важных и ответственных работах, месячные оклады взамен тарифных ставок в следующих размерах: до 350 рублей - в угольной, сланцевой и горнорудной промышлен- ности, включая горно-капитальные работы; до 300 рублей - в черной и цветной металлургии, речном, морском и рыбном Флоте (для плавсостава) ; до 250 рублей - в машиностроении и металлообработке, электроэнер- гетической и полиграфической промышленности, других добывающих и обра- батывающих отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в связи; до 230 рублей - в текстильной, легкой, пищевой промышленности, других производственных отраслях. 10. Должностные оклады мастеров (старших мастеров) и контрольных мастеров (старших контрольных мастеров), которым в установленном по- рядке присваивается звание "Мастер II класса" и "Мастер I класса", по- вышаются соответственно на 10 и 20 процентов. 11. Руководители строящихся предприятий и организаций (оклады ко- торых зависят от группы по оплате труда) оплачиваются по должностным окладам, предусмотренным для предприятий и организаций соответствующей отрасли, с понижением на одну-две группы против определенной по ут- вержденным показателям. В отдельных случаях, когда ведется одновременно строительство нескольких объектов или предприятие одновременно с продолжающимся строительством производит частичный выпуск продукции важнейшей номенк- латуры, министерства и ведомства по согласованию с Госкомтрудом СССР могут устанавливать группу по оплате труда руководителей таких предп- риятий, исходя из их проектных показателей. 12. В отраслях, в которых в соответствии с приложениями к настоя- щему постановлению рабочие оплачиваются по тарифным ставкам, пре- дусмотренным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, доплаты за условия труда не устанавливаются. 13. Должностные оклады, предусмотренные таблицами соответствующих приложений к настоящему постановлению для мастеров, руководителей участков и цехов, непосредственно руководящих работой инвалидов по зрению и слуху, могут повышаться руководителями объединений, предприя- тий и организаций до 12 процентов. 14. В тех случаях, когда в отдельных объединениях, на предприяти- ях, в организациях в силу производственной необходимости вводится должность переводчика иностранного языка, должностной оклад и другие условия оплаты труда ему устанавливаются применительно к условиям оп- латы труда юрисконсультов и других аналогичных специалистов. 15. Установить, что на автомобильном, морском, речном и воздушном транспорте, в связи, водном и лесном хозяйстве, геологоразведочных, топографо-геодезических и других предприятиях и организациях макси- мальные размеры премий и показатели премирования руководящих работни- ков объединений, предприятий и организаций устанавливаются ми- нистерствами и ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными органами и по согласованию с Госкомтрудом ССср и ВЦСПС применительно к порядку, предусмотренному пунктом 22 настоящего постановления. 16. Размеры премий (в том числе максимальные) работников объедине- ний, предприятий и организаций производственных отраслей народного хо- зяйства (за основные результаты хозяйственной деятельности) определя- ются с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном поряд- ке. Перечень доплат и надбавок, на которые начисляются премии, утверж- дается Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. 17. Руководители объединений, предприятий и организаций имеют пра- во по согласованию с профсоюзными комитетами: определять конкретные виды материальных ресурсов, за экономию ко- торых могут выплачиваться премии; направлять на выплату премий за экономию материальных ресурсов до 50 процентов, а топливно-энергетических - до 75 процентов суммы эконо- мии указанных ресурсов (если по отдельным видам ресурсов решениями Правительства СССР не установлены более высокие размеры) ; вводить при премировании за экономию материальных ресурсов сумми- рованный учет расхода (экономии и перерасхода) всех видов ресурсов, используемых производственной бригадой, коллективом участка, цеха. Премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов выплачи- ваются работникам на основе лицевых счетов экономии, исходя из вклада конкретных работников в дело ресурсосбережения, и максимальными разме- рами не ограничиваются. 18. Другие действующие условия оплаты труда работников произ- водственных отраслей, не вытекающие из настоящего постановления, про- должают применяться в установленном для них порядке. 19. Условия оплаты труда работников отдельных предприятии, органи- зации и структурных подразделений производственных отраслей, не пре- дусмотренные настоящим постановлением, устанавливаются Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик применительно к условиям оплаты труда, введенным настоящим постановлением для аналогичных-предприятий, организации, структурных подразделений и категорий работников. 20. Условия оплаты труда работников подразделений непроизводствен- ных отраслей, входящих в состав объединений, предприятий и организа- ций, не предусмотренные настоящим постановлением, впредь до введения новых тариФных ставок и должностных окладов в этих отраслях народного хозяйства остаются без изменения. |