О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ГОСБАНКОМ СССР КОНТРОЛЬНЫХ ОБМЕРОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ ИНСТРУКЦИЯ ГОСБАНК СССР 30 декабря 1986 г. N 12 (Д) 1. Общие положения 1.1. Руководствуясь решениями ХХVII съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 г. Nо 328 "О дополни- тельных мерах по совершенствованию капитального строительства в целях ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны" и от 14 августа 1986 г. Nо 971 "О мерах по совершенствованию хозяйствен- ного механизма в строительстве", учреждения Госбанка СССР обязаны обеспечить контроль за внедрением в производство достижений науч- но-технического прогресса, повышением уровня строительного произ- водства, качества выполняемых работ, своевременным вводом в действие и освоением производственных мощностей и объектов, достоверностью объ- емов и стоимости работ. В целях обеспечения повышения эффективности капитальных вложений Госбанк СССР в соответствии с Уставом Госбанка производит контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ. Учреждения Госбанка СССР в соответствии с Законом СССР о госу- дарственном предприятии (объединении) о результатах проверок, выявив- ших завышения объемов и стоимости выполненных работ, сообщают трудовым коллективам предприятий, объединений и организаций, где выявлены ука- занные нарушения. 1.2. Контрольные обмеры проводятся на месте производства работ по финансируемым банком объектам для проверки правильности указанных в документах, служащих основанием для получения денежных средств в бан- ке, объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ. 1.3. В планы производства контрольных обмеров включаются в первую очередь крупные мелиоративные стройки, сельскохозяйственные комплексы, объекты перерабатывающих отраслей промышленности АПК и другие важные объекты капитального строительства и ремонта. По крупным стройкам контрольные обмеры должны производиться еже- годно. 1.4. Для отбора объектов в планы производства контрольных обмеров могут использоваться данные анализа финансово-хозяйственной деятель- ности строек и строительных организаций, показывающие наличие пере- расходов фондов заработной платы, высокий уровень средней заработной платы на одного работника, неудовлетворительное финансовое состояние, систематическое невыполнение квартальных планов производства работ, наличие больших объемов незавершенного производства, необоснованно высокий уровень рентабельности предприятий. 1.5. Контрольные обмеры объектов строительства партийных и общест- венных организаций, а также организаций, у которых не открыты особые счета по ремонту, не производятся. Контроль расходования средств по этим организациям осуществляют их вышестоящие органы. Контрольные обмеры работ по объектам строительства в кооперативных организациях учреждения банка планируют и производят при финансирова- нии объектов, строящихся за счет кредитов банка и бюджетных ассигнова- ний. При финансировании строительства за счет собственных средств конт- рольные обмеры производятся по просьбе кооперативных организаций в по- рядке оказания платных услуг на договорной основе. Учреждения банка производят контрольные обмеры по требованию пра- воохранительных и других государственных органов в соответствии с их компетенцией на финансируемых объектах кооперативных организаций, не- зависимо от источников финансирования. 1.6. По стройкам, обслуживаемым Госбанком СССР по поручению Строй- банка СССР, контрольные обмеры производятся Стройбанком СССР. 2. Подготовка к производству контрольных обмеров 2.1. Перед производством контрольного обмера работник Госбанка, которому поручено его проведение, составляет сводную ведомость (прило- жение Nо 1) работ на основе имеющихся в учреждении Госбанка справок, актов приемки и других документов. При выполнении работ хозяйственным способом сводная ведомость составляется в таком же порядке. 2.2. В случаях, когда контрольный обмер проводится инженером уч- реждения банка, не финансирующего проверяемую стройку (объект), для составления сводной ведомости может привлекаться работник учреждения банка, осуществляющего финансирование работ. 2.3. Учреждения Госбанка СССР извещают заказчиков и подрядные ор- ганизации о времени и месте производства контрольного обмера и просят назначения их представителей для участия в производстве обмера и под- писания акта. Отсутствие представителей заказчика и подрядной организации при производстве контрольного обмера не является основанием для отказа в его проведении. 2.4. Управляющие учреждениями Госбанка должны оказывать необходи- мое содействие, в том числе транспортными средствами, работникам бан- ка, осуществляющим контрольный обмер. 2.5. Все акты контрольных обмеров подлежат учету в журнале регист- рации актов контрольных обмеров. Порядковый номер акту контрольного обмера присваивается при его записи в журнале. 3. Порядок проведения контрольных обмеров 3.1. Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтаж- ных и ремонтных работ производится путем инструментального обмера их в натуре и сопоставления с данными учета объемов выполненных работ у за- казчика и подрядной организации и данными, содержащимися в проект- но-сметной документации. 3.2. До выхода непосредственно на объект строительства для замера фактически выполненных объемов работ работник учреждения банка должен проверить обоснованность получения денежных средств за выполненные ра- боты. К выявляемым предварительной документальной проверкой относятся завышения, связанные: с неправильным применением или определением единичных расценок, поправочных коэффициентов, размеров прочих и лимитированных затрат, норм накладных расходов; арифметическими ошибками; включением в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам (по приоб- ретению оборудования, выслуге лет, командировкам, надбавок за подвиж- ной характер работ, разницы между отпускными и предельными ценами на материалы и конструкции и др.); выполнением работ и затрат на неплановых объектах или объектах, по которым отсутствует проектно-сметная документация; устранением дефектов оборудования. Выявленные завышения, установ- ленные документально, отража- ются в заключении по результатам проверки справок о стоимости выпол- ненных работ и предъявляются к удержанию с применением санкций в уста- новленном порядке. В отчетности ф. Nо 758 эти завышения показываются как установлен- ные в предварительном порядке. 3.3. При производстве контрольных обмеров, кроме документов банка, используются документы проектных, строительных, ремонтных организаций и строек, в которых фиксируются объемы и характер выполненных работ. 3.4. При отсутствии на объекте учета выполненных работ, о чем де- лается запись в акте контрольного обмера, контрольный обмер произво- дится путем замера выполненных работ в натуре в сопоставлении с ут- вержденной проектно-сметной документацией. Подрядчик и заказчик пре- дупреждаются, что при повторном обнаружении отсутствия учета объемов оплата работ будет прекращена. 3.5. Правильность оплаты выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии уста- новки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются име- ющиеся на стройке первичные документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая акты на скрытые работы. 3.6. Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с уложенными в них трубопроводами и др.) производится по актам на скрытые работы. При отсутствии на стройке таких актов объемы выполненных работ подсчитыва- ются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях учреждения банка вправе требовать от генподрядчика вскрытия работ за его счет. 3.7. Выявленные контрольным обмеров невыполненные объемы работ на объектах, этапах, комплексах работ не могут быть зачтены выполненными объемами на других объектах, технологических этапах и комплексах ра- бот. 3.8. Незаконченные части конструктивных элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входя- щих в состав единичных расценок, а также стоимость строительных мате- риалов и конструкций, завезенных на объект строительства и не уложен- ных в дело, относятся к завышениям стоимости выполненных работ. 3.9. Если контрольным обмером объекта, расчеты по которому произ- водятся на основе договорных цен и предъявленного к оплате как закон- ченный, устанавливается неполное завершение работ, в акт контрольного обмера как завышение включается стоимость невыполненных работ. 3.10. Контрольными обмерами пусковых комплексов, предприятий и объектов, сданных в эксплуатацию, проверяется полная законченность их. Если контрольным обмером установлены недоделки, их стоимость относится к завышениям. 3.11. при выявлении контрольным обмером неравноценной замены мате- риалов и конструкций на более дешевые (например, паркетных полов на дощатые, плиточных на цементные, облицовки стен плиткой на масляную краску и др.) в ведомость перерасчета к акту контрольного обмера вклю- чается стоимость фактически уложенных в дело материалов, деталей и конструкций. Разница в стоимости работ и материалов является завышени- ем стоимости выполненных работ. 3.12. Если контрольным обмером по работам, рассчитываемым за фак- тически выполненные объемы, установлено, что подрядная организация произвела замену предусмотренных утвержденной проектно-сметной доку- ментацией материалов и конструкций на более дорогие, то в ведомость перерасчета стоимости работ к акту контрольного обмера включается пер- воначальная стоимость материалов и конструкций, в удорожание их стои- мости относится к завышению. 3.13. Контрольным обмером работ по монтажу оборудования проверя- ется законченность их. Работы по монтажу оборудования считаются закон- ченными только при наличии актов об индивидуальном его опробовании вхолостую, а в необходимых случаях - и под нагрузкой. При отсутствии указанных актов стоимость работ по монтажу оборудования является завы- шением выполненных работ. 3.14. Контрольный обмер работ, выполняемых хозяйственным способом и оплачиваемых в меру выполнения объемов работ, производится так же, как контрольный обмер подрядных работ. 3.15. Если при контрольном обмере в расчетных документах установ- лен перерасход основных строительных материалов (металла, сборного же- лезобетона, труб или других материалов и конструкций), то его надлежит считать завышением стоимости выполненных работ. 3.16. При обнаружении контрольным обмером работ, выполненных с браком или без отдельных операций, предусмотренных нормами СНиП, кроме разрешенных к раздельной оплате, их стоимость относится к завышению выполненных объемов. 3.17. При выявлении контрольным обмером применения завышенных про- тив проекта объемов декоративно-художественных работ, дорогостоящих облицовочных и отделочных материалов, излишних предметов оборудования и внутреннего убранства зданий, дорогостоящей и громоздкой мебели, до- рогой осветительной арматуры, скобяных изделий из бронзы, ковров, плю- шевых и бархатных штор, дорогих письменных приборов, кожи и ценных по- род дерева и др. - разницу в стоимости следует относить к завышению выполненных работ. 3.18. Если контрольным обмером выявлено нецелевое использование средств строительства или ремонта, произведенные работы и затраты от- носятся к неплановому строительству и удерживаются по отдельно состав- ленному заключению с применением санкций в установленном порядке. 4. Оформление результатов контрольных обмеров 4.1. По результатам контрольных обмеров составляются акты и ведо- мости перерасчета стоимости работ по форме согласно приложению Nо 2. Акты контрольных обмеров составляются в трех экземплярах (для бан- ка, заказчика и подрядчика), а по стройкам, осуществляемым хозяйствен- ным способом, - в двух. При необходимости количество составляемых экземпляров актов по ре- шению проверяющего может быть увеличено (для прокуратуры, финансирую- щего учреждения банка и др.). 4.2. Акты контрольных обмеров, ведомости перерасчета стоимости ра- бот и сводные ведомости к актам подписываются представителями банка, заказчика и подрядчика. Сводные ведомости оплаченных (предъявленных) работ подписываются до начала производства контрольного обмера. При неявке для участия в контрольном обмере представителей заказ- чика или подрядчика обмер производится и акт подписывается одной из присутствующих сторон и представителем банка или только представителем банка (при неявке обеих сторон или отказе их от подписания акта). Второй и третий экземпляры акта контрольного обмера с ведомостью перерасчета в день их составления вручаются представителям подрядной организации и заказчика под расписку. Об отказе в подписании или полу- чении сторонами акта контрольного обмера делается отметка на акте с указанием даты. 4.3. При отсутствии заказчика (подрядчика) на контрольном обмере или отказе в получении акта контрольного обмера акт высылается заказ- чику (подрядчику) почтой не позднее двух рабочих дней со дня составле- ния акта контрольного обмера. В этом случае пятидневный срок представ- ления возражений по акту контрольного обмера исчисляется с даты отказа в получении акта. О фактах уклонений конкретных должностных лиц от участия и под- писания актов контрольных обмеров учреждение Госбанка СССР ставит в известность руководителей вышестоящих организаций заказчиков и подряд- чиков. 4.4. Работник банка, проводивший контрольный обмер, оформленные материалы представляет руководителю службы инженерно-технического контроля для проверки и последующего доклада руководителю учреждения Госбанка СССР, а в отделении - непосредственно управляющему. Руководитель учреждения Госбанка СССР, принявший решение о прове- дении контрольных обмеров, рассматривает акты контрольных обмеров, возражения подрядчика и заказчика (если они имеются) и утверждает акты не позднее 10 рабочих дней после их подписания. Имеющиеся возражения подрядчика (заказчика) представляются в тече- ние 5 рабочих дней после подписания акта. Направление подрядчиком (заказчиком) возражений по акту контроль- ного обмера в вышестоящее учреждение Госбанка СССР не является основа- нием для приостановления применения санкций. По результатам контрольного обмера, производственного заказчиком и подрядчиком без участия банка, санкции применяются в установленном по- рядке. 5. Порядок применения санкций по результатам контрольных об- меров 5.1. Финансирующее учреждение банка в установленном порядке приме- няет санкции по результатам контрольного обмера на основании утверж- денного акта контрольного обмера. В случаях завышений объемов и стоимости выполненных работ, выяв- ленных в результате контрольных обмеров и проверки расчетных докумен- тов, служащих основанием для получения средств, излишне полученные суммы взыскиваются со строительных и других организаций в порядке установленной очередности. Если при проверке кооперативов будет установлено, что завышение объемов и стоимости работ привело к излишнему получению ссуды, то уч- реждение банка, руководствуясь условиями кредитного договора, должно потребовать от кооператива погасить соответствующую часть ссуды и уп- латить штраф путем перечисления по платежному поручению средств со своего счета в банке или путем внесения наличными. При непогашении такой ссуды в течение 3 дней она выносится на счет просроченных ссуд и подлежит взысканию в принудительном порядке на основании решений суда или арбитража. 5.2. При отсутствии средств на счетах подрядных организаций и строек суммы завышений объемов и стоимости удерживаются учреждением банка при оплате очередных счетов за выполненные работы. 5.3. За завышение объемов и стоимости выполненных строительно-мон- тажных и ремонтно-строительных работ в документах, служащих основанием для получения денежных средств, строительные, монтажные и другие орга- низации, выполняющие указанные работы, уплачивают банку штраф в разме- ре 10 процентов сумм завышений. При выполнении работ подрядным способом штраф взыскивается поровну с подрядчика с заказчика. К завышениям, выявляемым контрольным обмером, относятся (кроме ра- нее указанных): включение в расчетные документы, предъявленные банку, работ и зат- рат, фактически не выполненных или ранее оплаченных; неправильное применение расценок, норм и цен; необоснованное уве- личение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования; повторное предъ- явление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и др.); неполный или несвоевременный возврат подрядной организацией заказ- чику стоимости материалов и конструкций от разборки; включение в выполнение стоимости оборудования, при расчетах "под ключ", фактически не установленного; другие завышения объемов и стоимости работ. За счет выявленных банком завышений стоимости работ не подлежит увеличению размер экономии подрядной организации против ут- вержденной договорной цены. 5.4. Учреждения банка применяют санкции независимо от времени до- пущенного завышения объемов или стоимости выполненных работ, а также от проверки проектно-сметной документации по существу. 5.5. Учреждения банка предъявляют руководителям строек и строи- тельных организаций, уплатившим штраф за завышения объемов и стоимости работ, допущенные приписки, требование о взыскании в установленном по- рядке суммы штрафа с лиц, непосредственно виновных в составлении доку- ментов, на основании которых излишне получены средства в банке. Учреждения Госбанка СССР передают материалы контрольных обмеров в органы прокуратуры, если при их проведении выявлены приписки к объ- емам, завышения стоимости выполненных работ или иные искажения госу- дарственной отчетности о выполнении планов, независимо от того, имели ли место связанные с ними факты незаконной выплаты заработной платы, премий, излишнего списания строительных материалов и другие подобные нарушения. В случае, если по результатам контрольных обмеров выявлены факты незаконной выплаты заработной платы, премий, излишнего списания строи- тельных материалов и другие подобные нарушения, не связанные с искаже- нием государственной отчетности, но причинившие существенный вред государственным интересам, материалы о таких нарушениях также должны передаваться в органы прокуратуры. Подготовка материалов для передачи в органы прокуратуры осущест- вляется работником банка, проводившим контрольный обмер, с привлечени- ем при необходимости по указанию руководителя учреждения банка юрисконсульта, работников кредитных управлений и отделов и других под- разделений учреждения Госбанка СССР. Передача материалов контрольных обмеров осуществляется по решению руководителя учреждения банка, проводившего контрольный обмер; он же несет ответственность за качественное оформление и своевременную пере- дачу этих материалов в органы прокуратуры. Материалы контрольных обмеров передаются в органы прокуратуры по месту нахождения организации-нарушителя в течение 10 суток со дня ут- верждения акта контрольного обмера. Руководитель учреждения банка передает в органы прокуратуры следу- ющие материалы: а) сопроводительное письмо с изложением существа и причин наруше- ний, наименования заказчика и подрядчика, их почтовых, платежных рек- визитов и ведомственной подчиненности, а также указанием, в какой именно государственной форме отчетности допущены искажения. Копии указанного письма одновременно направляются вышестоящему ор- гану организации-нарушителя и вышестоящему прокурору; б) акт контрольного обмера с ведомостью перерасчета стоимости ра- бот; в) письменные объяснения подрядчика и заказчика в случае их несог- ласия с результатами контрольного обмера, а также заключение учрежде- ния банка по ним; г) материалы плановых проверок банка, отражающие факты незаконной выплаты заработной платы, премий, излишнего списания строительных ма- териалов и другие подобные нарушения, если такие проверки проводились одновременно с контрольным обмером. В органы прокуратуры передаются подлинные экземпляры документов или в случае отсутствия в учреждении банка необходимого их количества заверенные руководителем учреждения банка копии. Учреждения Госбанка СССР могут передавать органам прокуратуры или требовать по их поручению от клиентов только документы, относящиеся к деятельности Госбанка СССР в пределах его компетенции, определяемой Уставом Госбанка СССР. В соответствии с действующим законодательством прокурор о принятом решении по поступившим в прокуратуру материалам контрольных обмеров сообщает представившему эти материалы учреждению банка. В случае несогласия с этим решением руководитель учреждения Госбанка СССР может обжаловать его вышестоящему прокурору. Учреждение Госбанка СССР не реже одного раза в полугодие обобщает работу по передаче материалов контрольных обмеров в органы прокуратуры и результаты обобщений доводит до сведения вышестоящего учреждения банка и вышестоящего прокурора. 5.6. При установлении факта завышений объемов и стоимости выпол- ненных работ учреждения банка предъявляют требования к организациям о лишении должностных лиц, виновных в завышениях, всех видов премий в установленном порядке. О фактах попустительства со стороны руководителей к очковтирате- лям, допускающим завышения и приписки, невзыскания с них причиненного организациям ущерба учреждения банка периодически сообщают партийным и советским органам, комитетам народного контроля для привлечения таких руководителей к ответственности. 5.7. Кроме указанных мер и санкций, учреждения Госбанка СССР в за- висимости от характера нарушений: направляют органам статистической отчетности материалы о завышени- ях объемов и стоимости работ, а также искажениях отчетности; производят в установленном порядке перерасчет причитающихся сумм заработной платы в связи с выявленными завышениями объемов и стоимости работ и другими нарушениями в строительстве и ремонте; обращаются к вышестоящим организациям заказчиков и подрядчиков с предложениями о проведении ведомственных ревизий деятельности подчи- ненных организаций, допускающих неправильное расходование средств, а также завышения в расчетных документах, в нарядах и материальных отче- тах; вносят конкретные предложения по увеличению количества ведомствен- ных контрольных обмеров, привлечению к материальной и другим видам от- ветственности должностных лиц, не организовавших должную борьбу с за- вышениями и приписками; приписанные объемы и стоимости работ исключают из обеспечения кре- дита банка, выдаваемого под незавершенное производство выполненных ра- бот. Управляющие учреждениями Госбанка СССР несут персональную от- ветственность за применение полного комплекса мер и санкций по резуль- татам контрольных обмеров. 5.8. Конторы Госбанка должны оказывать подчиненным учреждениям Госбанка помощь в организации контрольной работы, практиковать каме- ральную проверку актов контрольных обмеров, проводимых подчиненными учреждениями банка, а также повторные контрольные обмеры с привлечени- ем наиболее квалифицированных инженеров, обобщать материалы таких про- верок и принимать меры по улучшению банковского контроля. * * * С изданием настоящей Инструкции утрачивают силу: инструкция "О порядке производства Государственным банком СССР контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ" от 20 августа 1967 г. Nо 53; письмо Госбанка СССР от 4 июня 1977 г. Nо 2484. Дополнение 1 к инструкции Госбанка СССР от 20 августа 1967 г. Nо 53. |