О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ И БОРЬБЕ С БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР 9 ноября 1988 г. N К-13-615 (Д) В ходе осуществляемой в стране экономической реформы последова- тельно проводится в жизнь выработанный апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, ХХVII съездом курс партии на ускорение социально-экономи- ческого развития страны, усиление процесса демократизации хозяйствен- ной жизни. Приняты Законы СССР о государственном предприятии (объеди- нении) и о кооперации в СССР. Определив экономические и правовые рыча- ги повышения эффективности производства, они выдвинули в ряд важнейших задач укрепление государственной и кооперативной собственности, ее сохранение и преумножение. Решение этих задач в определенной степени зависит от соблюдения законности в деятельности предприятий, кооперативов, осуществления ими комплекса экономических и организационно-правовых мер, направленных на преодоление бесхозяйственности и расточительства, борьбу с хищениями и различного рода потерями. Значительная роль отводится здесь юриди- ческой службе, обслуживающей государственные и кооперативные предприя- тия. Исходя из этого и учитывая новое законодательство, Министерство юстиции СССР пересмотрело Методические рекомендации от 3 ноября 1986 г. Nо К-14-726 об участии юридических служб производственных объедине- ний, предприятий и организаций в работе по обеспечению сохранности со- циалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью. Предлагаем на основе этого документа привести ведомственные реко- мендации в соответствие с принятыми законами СССР и другими решениями директивных органов по вопросам руководства экономикой, обеспечить ими подведомственные предприятия и организации. Методические рекомендации от 3 ноября 1986 г. Nо К-14-726 считать утратившими значение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ И БОРЬБЕ С БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬЮ 1. Общие положения 1.1. В соответствии с Законами СССР о государственном предприятии (объединении), о кооперации в СССР предприятия несут всю полноту от- ветственности за сохранность и преумножение социалистической собствен- ности. В связи с этим они должны вести решительную борьбу с бесхо- зяйственностью, расточительством, хищениями и другими негативными яв- лениями, ведущими к расходам и потерям, которые в новых условиях хо- зяйствования непосредственно влияют на уменьшение хозрасчетного дохода трудового коллектива. 1.2. Значительная роль в этой работе принадлежит юридической служ- бе предприятий. В этих целях ей следует: обеспечивать законность издаваемых на предприятии документов пра- вового характера по данным вопросам; принимать участие в проводимых проверках соблюдения законода- тельства об охране социалистической собственности, в разработке мероп- риятий по использованию правовых средств, направленных на предупрежде- ние хищений, недостач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхо- зяйственности; оформлять с участием других подразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции для передачи их следственным органам, а в соответствующих случаях народному или товарищескому суду; совместно с финансовой (бухгалтерской) службой проводить работу по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию; принимать участие в работе по ликвидации дебиторской задолжен- ности; оказывать правовую помощь подразделениям и службам предприятия в правильном применении законодательства, регулирующего порядок списа- ния, продажи, обмена, аренды, передачи, сдачи в бесплатное пользование либо взаймы имущества предприятия и денежных средств; анализировать практику использования соответствующими службами и специалистами правовых средств в этой работе. 1.3. Участие юридической службы в работе по обеспечению правовыми средствами сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью осуществляется на плановой основе во взаимо- действии с бухгалтерской, финансовой службами, отделами кадров, снаб- жения, сбыта, технического контроля и другими подразделениями предпри- ятия. В этой деятельности юридическая служба не должна подменять работу данных подразделений или выполнять их функции. 2. Обеспечение законности документов правового характера 2.1. Юридическая служба обязана проверять соответствие требованиям законодательства проектов приказов, положений, инструкций, договоров и контрактов и других документов правового характера по вопросам обеспе- чения сохранности социалистической собственности и борьбы с бесхо- зяйственностью. 2.2. Рекомендуется внести руководству предприятия предложение о распределении между подразделениями и должностными лицами конкретных обязанностей, связанных с обеспечением сохранности социалистической собственности, а также закрепить соответствующие требования в положе- ниях о подразделениях и должностных инструкциях с учетом специфики ра- боты предприятия. 2.3. В целях повышения эффективности использования правовых средств в деле обеспечения сохранности государственного имущества юри- дической службе совместно с заинтересованными подразделениями необхо- димо принимать участие в разработке правовых документов (приказов, по- ложений, инструкций и т.д.) с тем, чтобы в них были предусмотрены раз- личные формы и методы использования правовых средств, особенно по воп- росам: организации работы соответствующих подразделений по приемке посту- пающих продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в про- изводство материальных ценностей, выпуску и отпуску готовой продукции; проведения комиссионных (контрольных) отгрузок продукции; организации работы подразделений по предупреждению хищений, не- достач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхозяйственности; материального и морального стимулирования рабочих, специалистов и служащих, коллективов бригад за экономию материальных ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества; проведения служебных проверок, оформления документов при обнаруже- нии недостач (излишков), хищений, порчи материальных ценностей и пере- дачи материалов соответствующими органам. В частности, в проекте положения (инструкции) о порядке проведения служебных проверок, оформления документов для передачи органам проку- ратуры, внутренних дел, народному или товарищескому суду целесообразно определить: основания, процедуру и сроки проведения таких проверок; права и обязанности должностных лиц (проверяющих); ответственных за подготовку и передачу материалов о хищениях, недостачах, потерях, пор- че ценностей; степень и формы участия юридической, бухгалтерской, фи- нансовой и других служб в контроле за рассмотрением материалов в ука- занных органах. 2.4. Юридической службе необходимо участвовать в работе по заклю- чению договора об охране объектов между предприятием и отделом вневе- домственной охраны при районном (городском) отделе внутренних дел и согласованию условий, которые должны быть предусмотрены в соответствии с Типовым договором об охране объектов подразделениями вневедомствен- ной охраны при органах внутренних дел. При этом, в частности, следует обеспечивать строгое соблюдение предусмотренного Типовым договором требования о составлении сторонами при заключении договора двустороннего акта, в котором указывается тех- ническое состояние принимаемых под охрану объектов и средств охраны. Этот акт является неотъемлемой частью договора. При проверке и визиро- вании договора юридической службе нужно обращать внимание на правиль- ность и полноту включения в этот документ условий, обеспечивающих над- лежащую охрану объектов и при необходимости вносить руководству предп- риятия предложения об уточнении, изменении или дополнении этих усло- вий. Должна также учитываться возможность включения в договор условий, не противоречащих Типовому договору об охране, которые отражают специ- фику охраняемого объекта. Следует иметь в виду, что постановлением Госарбитража СССР от 28 ноября 1983 г. Nо 28 внесены изменения в Типовой договор. В частности, расширен перечень согласуемых при заключении договора технических средств охраны; установлено, что к договору прилагается план (схема) передаваемых под охрану объектов; установлена ответственность "хозор- гана" за невыполнение требований "охраны" по технической укрепленности объектов и др. 2.5. При подготовке проектов хозяйственных договоров целесообразно предусматривать в них условия, регламентирующие обязанности сторон по совершенствованию порядка отгрузки и приемки продукции, и другие тре- бования по обеспечению сохранности материальных ценностей при постав- ках, перевозках и хранении с учетом специфики конкретной продукции. 2.6. Участвуя в разработке положений о внутреннем хозрасчете под- разделений, о премировании, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка юридической службе необходимо обращать внимание на то, чтобы в них предусматривались правовые нормы и средства воз- действия, направленные на обеспечение сохранности социалистической собственности, рациональное использование трудовых, финансовых, сырь- евых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. 3. Участие в проверках соблюдения законодательства об охране социалистической собственности, разработке мероприятий по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей и потерь от бесхозяйственности 3.1. Юридическая служба совместно с другими подразделениями по по- ручению руководства предприятия участвует в проверках соблюдения зако- нодательства об охране социалистической собственности. По итогам проверок принимает участие в подготовке справки (служеб- ной записки) руководству предприятия о выявленных недостатках в приме- нении действующего законодательства с конкретными предложениями об их устранении, а в необходимых случаях ставит вопрос о привлечении винов- ных лиц к ответственности за допущенные нарушения. 3.2. Юридической службе необходимо разъяснять руководителям, ра- ботникам отдела кадров правильное применение законодательства о труде по вопросам приема, назначения и перемещения материально ответственных лиц, обращая внимание при этом на необходимость согласования этих воп- росов с главным бухгалтером. При визировании приказов о приеме на работу надо обращать внимание на то, что действующим законодательством запрещено принимать на мате- риально ответственные должности лиц, ранее судимых за хищения, взяточ- ничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена, а также лишенных права на срок, определенный приговором су- да, занимать такие должности. Следует иметь в виду, что смена материально ответственных лиц (при переводе их на другую работу, предоставлении отпуска, увольнении) должна производиться при обязательном документальном оформлении, ин- вентаризации и полной передаче числящихся за ними материальных цен- ностей, о чем в проекте приказа должно быть указано в виде поручения конкретным должностным лицам выполнить эти действия в определенный срок. При необходимости юридической службе надо обращать внимание адми- нистрации на целесообразность применения предоставленного ей п. 2 ст. 254 КЗоТ РСФСР права по согласованию с профсоюзным комитетом прекра- щать трудовой договор с работниками, непосредственно обслуживающими денежные или товарные ценности (занятыми приемом, хранением, транспор- тировкой и распределением этих ценностей), совершившими виновные действия, которые дают основание администрации для утраты к ним дове- рия. Для расторжения трудового договора по указанному основанию не име- ет значения, в каких пределах на этих работников могла быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей. 3.3. Юридической службе следует иметь в виду, что трудовой договор с работников может быть расторгнут администрацией предприятия в случае совершения им по месту работы хищения (в том числе мелкого) госу- дарственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия. Эту норму закона необходимо довести до сведения трудового коллектива предприятия и обеспечить ее обоснованное и правильное применение. 3.4. При заключении договоров о полной индивидуальной и коллектив- ной (бригадной) материальной ответственности юридической службе следу- ет обращать внимание администрации и руководителей подразделений на своевременность их оформления. В противном случае ответственность за ущерб, причиненный действиями работника, возлагается на руководителя, не принявшего мер к заключению такого договора. Категории работников и характер выполняемых работ определены в Пе- речне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Секре- тариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. Nо 447/24 (дополнен в 1981 г.). Этим же постановлением утвержден Типовой договор о полной индивидуаль- ной материальной ответственности. Следует помнить, что Перечень должностей и работ расширительному толкованию не подлежит. Однако дополнения в него могут вноситься ми- нистрами и руководителями ведомств СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. Договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается при выполнении работ, перечисленных в Перечне, утвержден- ном постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 сентяб- ря 1981 г. Nо 259/16-59 с изменениями, внесенными постановлением от 22 июня 1983 г. Nо 133/13-53, и дополненном постановлением от 29 сентября 1986 г. Nо 365/22-37 видом работ по обслуживанию жилого сектора гости- ниц (кемпингов, мотелей и т.п.). Условия применения коллективной (бри- гадной) материальной ответственности установлены действующим законода- тельством и Типовым договором, утвержденным названным постановлением Nо 259/16-59. 3.5. Юридическая служба принимает меры к соблюдению на предприя- тии установленного законодательством порядка приемки и отгрузки про- дукции и товаров по количеству и качеству; организует изучение соот- ветствующими работниками нормативных актов, регулирующих эти вопросы, включая особые условия поставки отдельных видов продукции и товаров; оказывает необходимую помощь при составлении актов приемки. Рекомендуется также совместно с отделом снабжения и сбыта прини- мать участие в разработке типовых бланков актов приемки продукции с учетом ее специфики. Работники юридической службы не могут выступать в качестве представителей общественности для участия в приемке. 3.6. При разработке совместно с заинтересованными подразделениями мероприятий по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей и борьбе с бесхозяйственностью рекомендуется: знакомиться с материалами комиссии по рассмотрению финансово-хозяйственной деятель- ности предприятия, анализировать недостатки, установленные инвентари- зациями, ревизиями, вызванные неправильным применением действующего законодательства, принимать участие в организации и проведении служеб- ных проверок состояния сохранности социалистической собственности. Юридическая служба должна давать правовую оценку материалам реви- зий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы выводы и предло- жения по ним не противоречили действующему законодательству, а круг лиц, виновных в допущенных нарушениях, был бы определен правильно. При этом следует учитывать, что руководитель предприятия должен лично рассмотреть материалы инвентаризации не позднее, чем в 10-днев- ный срок после ее окончания. В целях оказания правовой помощи руководителям и специалистам соответствующих подразделений, призванных обеспечить сохранность соци- алистической собственности на предприятии, юридической службе рекомен- дуется проводить систематическую работу по изучению указанным работни- кам законодательства, применяемого ими в служебной деятельности, нап- равленной на обеспечение сохранности имущества предприятия. Целесооб- разно также: способствовать обеспечению специалистов законодательными и нормативными актами; использовать для проверки правовых знаний этих специалистов периодически проводимую аттестацию, предусмотренную постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. Nо 760 (с изменениями, внесенными постановлением ЦК КПСС и Совета Ми- нистров СССР от 21 февраля 1986 г. Nо 255), Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. Nо 531 (с изменениями, внесенными постановлением Сове- та Министров СССР от 21 февраля 1986 г. Nо 256), Совета Министров СССР от 22 августа 1980 г. Nо 718; оказывать им помощь в подготовке к этой аттестации (проведение дополнительных занятий, разработка вопросников и т.п.). Желательно участие руководителя юридической службы в работе аттестационной комиссии. 3.7. Участвуя в работе по пропаганде и разъяснению в коллективе предприятия законодательства об охране социалистической собственности, юридической службе следует, совместно с соответствующими подразделени- ями организовать чтение лекций, проведение бесед, выступление специа- листов предприятия в стенной, многотиражной печати, по местному радио- вещанию; полезно использовать наглядную агитацию. При этом необходимо использовать данные о фактах бесхозяйственности, нарушения установлен- ных норм расхода и потребления ресурсов, выпуска недоброкачественной продукции и брака в работе, хищений и порчи материальных ценностей; давать практические советы и рекомендации по правовым вопросам обеспе- чения сохранности государственного и общественного имущества. Рекомендуется также принимать непосредственное участие в органи- зации выступлений на предприятии работников прокуратуры, органов внут- ренних дел, юстиции, суда и арбитража по вопросам обеспечения сохран- ности социалистической собственности. 3.8. Юридическая служба должна оказывать необходимую правовую по- мощь трудовому коллективу предприятия в осуществлении им мер по обеспечению сохранности социалистической собственности и ее преумноже- нию, борьбе с бесхозяйственностью и нерачительным отношением к народ- ному добру, по предупреждению хищений государственного и общественного имущества, в постановке вопроса о возмещении материального ущерба (ст. ст. 8, 9 Закона СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в уп- равлении предприятиями, учреждениями, организациями, ст. ст. 6, 7 За- кона СССР о государственном предприятии (объединении). Такую помощь следует оказывать совету трудового коллектива, осу- ществляющему полномочия трудового коллектива в период между собрания- ми, другим общественным организациям (профсоюзному комитету, товари- щескому суду, группам и постам народного контроля и др.). При этом рекомендуется давать им консультации, организовывать изучение законодательства, участвовать в подготовке материалов для рассмотрения в товарищеском суде и т.д. 4. Оформление материалов о хищениях, корыстных злоупотреблениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции для передачи их органам прокуратуры, внутренних дел, народному или товарищескому суду 4.1. На юридическую службу возлагается юридическое оформление подготовленных соответствующими службами, в том числе ревизионной, бухгалтерско-финансовой, материалов о хищениях, корыстных злоупотреб- лениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестан- дартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для переда- чи их органам прокуратуры, внутренних дел, народному или товарищескому суду. Степень участия юридической службы в этой работе определяется приказом, положением, инструкцией (см. п. 2.3 настоящих рекомендаций). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах материалы по недостачам и потерям, явившимся следствием злоупотреблений, подлежат передаче в следственные органы в течение пяти дней после их установления, а на сумму выявлен- ных недостач и потерь предъявляется гражданский иск. 4.2. В заявлении, направленном в правоохранительные органы, сле- дует указать: в чем конкретно состоит правонарушение; в какой сумме причинен ущерб или порча материальных ценностей; обстоятельства, время и место совершения правонарушения; возможных свидетелей по делу (фами- лия, имя, отчество, адрес по месту жительства или работы). В подтверждение ущерба и его размеров к заявлению необходимо при- общить: акты ревизий, инвентаризаций, уценки, уничтожения или сдачи продукции на переработку, сличительные или дефектные ведомости, нак- ладные, счета-фактуры, заключение комиссии по факту порчи материальных ценностей, расчет бухгалтерии о размере убытков, копию договора с ма- териально ответственным лицом, справку о периоде работы, использовании очередных отпусков, объяснения, документы о погашении задолженности в добровольном порядке. 4.3. В целях обеспечения привлечения виновных лиц к ответствен- ности, полного и своевременного возмещения материального ущерба, при- чиненного предприятию их неправомерными действиями, юридической службе рекомендуется поддерживать постоянный деловой контакт с органами про- куратуры, внутренних дел по вопросам обеспечения имущественных инте- ресов предприятия. При отказе в возбуждении уголовного дела или прек- ращении его следует внести предложение руководству предприятия о це- лесообразности предъявления иска о взыскании причиненного ущерба в по- рядке гражданского судопроизводства. 5. Участие в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию 5.1. Юридическая служба должна оказывать правовую помощь бухгал- терской (финансовой) службе в работе по возмещению материального ущер- ба, причиненного предприятию, обеспечить соблюдение предусмотренных законом порядка и гарантий при возложении на рабочих и служащих обя- занности возместить материальный ущерб. 5.2. Участвуя в этой работе, в частности при проверке проектов приказов (распоряжений) администрации по этому вопросу, следует обра- щать внимание на выполнение требований законодательства о материальной ответственности рабочих и служащих. Работа по возмещению материального ущерба должна начинаться сразу же после его выявления. В частности, юридической службе рекомендуется разъяснять виновным лицам, что в соответствии с действующим законода- тельством добровольное возмещение причиненного ущерба может быть приз- нано обстоятельством, смягчающим ответственность. 5.3. Юридической службе нужно удостовериться: имеются ли докумен- ты, подтверждающие наличие прямого действительного ущерба, вину работ- ника, соблюден ли установленный законом порядок и сроки привлечения работника к материальной ответственности, правильно ли избран вид от- ветственности (полная или ограниченная). Следует помнить и строго соблюдать требование законодательства, установившего, что работник возмещает ущерб в полном объеме, если он его причинил, находясь в нетрезвом состоянии. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. "Об усилении борьбы с извле- чением нетрудовых доходов" законодательством Союза ССР может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, в том числе в кратном исчислении, причиненного предприятию, учреждению, организации хищением, умышленной порчей, недостачей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его но- минальный размер. 5.4. Возмещение в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка работника, производится путем удер- жания из заработной платы по распоряжению администрации, сделанному в течение двух недель со дня обнаружения ущерба и обращенному к исполне- нию не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работ- ник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заяв- лению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. Несогласие работника с возложением на него материальной ответствен- ности либо с размером удержания не приостанавливается исполнение при- каза (распоряжения) об удержании. В остальных случаях, а также при пропуске администрацией двухне- дельного срока для издания приказа (распоряжения) об удержании, возме- щение ущерба производится в судебном порядке. Такой же порядок применяется и при коллективной (бригадной) мате- риальной ответственности. 5.5. Необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 июня 1963 г. Nо 707 "О порядке взыскания задолженности по мелким недостачам, признанной материально ответствен- ными работниками" взыскание с этих лиц задолженности по мелким не- достачам в случае их увольнения производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариальных органов при условии, если они дали письменное обязательство о погашении этой задолженности. 5.6. Представляя в установленном порядке интересы предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах, юридическая служба должна активно влиять на использование всех средств, предусмотренных законо- дательством в целях наиболее полного возмещения материального ущерба с виновных лиц, а также лиц, не принявших мер к предотвращению ущерба. 5.7. Важная роль отводится юридической службе в доведении до кол- лектива общего принципа материальной заинтересованности в результатах его труда. А именно: предприятия, обеспечивающие производство и реали- зацию лучшей продукции (работ, услуг) с меньшими издержками, получают больший хозрасчетный доход. Все уплаченные предприятием штрафы, неустойки, иные санкции, убытки прямо отражаются на хозрасчетном доходе. При этом администрация сообщает об этом трудовому коллективу и возлагает на конкретные винов- ные подразделения и работников имущественную (материальную) от- ветственность в соответствии с законодательством. 6. Участие в работе по ликвидации дебиторской задолженности, обеспечению соблюдения законодательства при списании, продаже, обмене, аренде, передаче и сдаче во временное пользование либо взаймы имущества предприятия и денежных средств 6.1. Участвуя в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской задолженности, юридической службе рекоменду- ется: совместно с работниками бухгалтерии анализировать причины возник- новения просроченной дебиторской задолженности, принимать меры к ее ликвидации (подготовка претензий, писем, исковых заявлений); участвовать в разработке мероприятий по активному использованию правовых средств в целях предупреждения образования этой задолжен- ности, погашения ее в добровольном порядке; давать заключения по предложениям бухгалтерии или других служб о законности списания на убытки сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками. 6.2. Юридической службе следует проверять соответствие требовани- ям законодательства представляемых на утверждение руководителю предп- риятия материалов на списание с бухгалтерского баланса имущества, при- шедшего в негодность, долгов, недостач и потерь от порчи товаров, ма- териалов, продукции. При этом юрслужба должна следить за строгим соб- людением установленного порядка списания, не допускать его без приня- тия всех необходимых и своевременных мер к возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных в этом лиц. 6.3. При даче заключений по предложениям соответствующих служб (постоянно действующей комиссии) о списании материальных ценностей юридической службе также надо учитывать, что нормы убыли могут приме- няться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание матери- альных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается. Недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц. 6.4. Необходимо оказывать помощь подразделениям, осуществляющим оформление документов (а в соответствующих случаях договоров) при пе- редаче, продаже, обмене, сдаче в аренду или во временное пользование либо взаймы другим предприятиям и организациям зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, инвентаря, сырья и других матери- альных ценностей. Юрслужбе следует проводить с лицами, выполняющими эту работу, систематическое изучение законодательства, регулирующего эти вопросы. Желательно подготовить памятку по законодательству, а также документ (инструкцию, положение), в котором четко определить порядок оформле- ния, ответственное подразделение и формы контроля. 6.5. В случае обнаружения несоответствия законодательству доку- ментов, представленных на согласование юридической службе, она, не ви- зируя их, дает соответствующее заключение с предложением о законном порядке решения данного вопроса. 6.6. При проведении этой работы юридическая служба должна довести по подразделений, что убытки, возникающие при передаче, а также при продаже и списании имущества, покрываются предприятием за счет соот- ветствующих фондов экономического стимулирования предприятия. 7. Анализ практики использования правовых средств в работе по обеспечению сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью 7.1. Юридический отдел, юрисконсульт совместно с другими подраз- делениями, а в отдельных случаях самостоятельно должны периодически анализировать практику использования соответствующими службами право- вых средств в деле обеспечения сохранности государственного имущества и борьбы с бесхозяйственностью. Аналитическая работа должна быть направлена в первую очередь на изучение причин и условий, способствующих хищениям, недостачам и порче материальных ценностей, потерям от бесхозяйственности. Формы участия юридической службы в осуществлении этой работы мо- гут быть различными: изучение причин возникновения хищений, недостач и порчи материальных ценностей, имевших место на предприятии; участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению ре- зультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; подготовка служебных записок, справок руководству предприятия о нарушениях зако- нодательства об охране социалистической собственности и т.д. При этом необходимо анализировать данные, содержащиеся в актах инвентаризаций, ревизий и отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решени- ях и определениях судов, органов арбитража, сообщениях и представлени- ях органов прокуратуры, внутренних дел о хищениях, недостачах, порче продукции, фактах бесхозяйствования. 7.2. По результатам этой работы юридической службе, в частности, рекомендуется: доводить до сведения трудового коллектива (его совета) положение дел на предприятии с сохранностью социалистической собствен- ности; участвовать в разработке соответствующими службами комплексного плана мероприятий по этому вопросу; вносить предложения руководству о правовых мерах по устранению причин и условий, способствующих хищени- ям, недостачам, порче материальных ценностей и потерям от бесхо- зяйственности; принимать участие в подготовке конкретных предложений, вносимых предприятием в вышестоящие организации о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы обеспечения сохранности социа- листической собственности, повышения качества продукции и экономного использования ресурсов. 8. Распространение настоящих Методических рекомендаций на деятельность кооперативных организаций Настоящие Методические рекомендации могут использоваться юриди- ческой службой, обслуживающей различного рода кооперативные организа- ции, с учетом особенностей применения Закона СССР "О кооперации в СССР". Вопросы участия сельской юридической службы в обеспечении право- выми средствами сохранности скота и птицы, возмещении материального ущерба, причиненного их гибелью, падежом, хищениями и недостачами, подробно изложены в Методических рекомендациях Министерства юстиции СССР и Госагропрома СССР, утвержденных в 1987 году. Управление правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции СССР |